Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Чудеса немых искусств

Так называлась выставка, открытая в Третьяковской галерее в 1999году. Посвящёна она была 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина и должна была раскрыть мир поэта, его жизнь, личную и общественную, в кругу тех художников, с которыми Пушкин общался и которые были ему духовно близки. <<. Вновь ищу союза//Волшебных звуков, чувств и дум>>. В союзе волшебных звуков, чувств и дум был сам Пушкин, были и художники, иллюстраторы. Иначе они не создали бы эти замечательные произведения. <<Какое счастье, что Россия имеет Пушкина. Его существо чрезвычайно солнечно. Как же страшно иллюстрировать его!>> - писал Фаворский.

Я хочу пригласить вас на выставку в мою галерею, которая станет моим посвящением памяти великого русского поэта, потому что, по его словам, <<уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости>>. Это будет ещё одна прекрасная встреча с миром Пушкина.

Крупнейшего мастера портрета, художника-романтика Ореста Адамовича Кипренского лицеист Пушкин впервые увидел в 1813 году в Царском селе. Ему посвящена моя первая экспозиция. Кипренский рисовал пушкинского однокашника Сашу Бакунина и двух девушек, которым юный поэт посвящал свои первые стихотворные признания, - Екатерину Бакунину и Наталью Кочубей.

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался.

Кипренский запечатлел в портрете не Пушкина в жизни, а Пушкина - гениального поэта. Пушкин очень любил этот портрет. После кончины Дельвига в 1831 году он выкупил портрет у его вдовы. Знаменательно стихотворение <<Кипренскому>> - поэтическая благодарность Пушкина:

Себя как в зеркале я вижу.

Но это зеркало мне льстит.

На тропининском портрете - домашний Александр Сергеевич, <<Пушкин в жизни>>, и тем, быть может, особенно привлекательный для нас.

С. А. Соболевский оставил портрет в доме А. П. Елагиной на время отъезда за границу в 1828-1833 годах, откуда он был украден, и найден князем М. А. Оболенским уже в 1850-е годы в московском магазине старинных вещей.

Здесь представлена ещё одна работа: И. Е. Репин. "Портрет Пушкина". 15 февраля 1913 г. Копия с работы Тропинина. О ней мало что известно у нас, в России. Сейчас находится в Праге.

Акварели и рисунки Толстого, гипсовые медальоны, посвящённые военным событиям 1812-1814 годов, исполненные по его моделям, украшали гостиные, будуары, кабинеты и в обеих столицах, и в провинции. В 1830-е годы дом Толстого в Петербурге являлся одним из центров художественной жизни, и Пушкин бывал там постоянно.

К лучшим изображениям Пушкина среди его небольшой прижизненной галереи принадлежит гравированный на стали портрет работы английского художника Томаса Райта, выполненный по его собственному рисунку. Райт приезжал в Россию дважды. Пушкин, интересовавшийся английской культурой, не мог не обратить внимания на творчество работавших в Петербурге британских художников. Рисовал Пушкина Райт - в последний месяц жизни поэта. Этому художнику принадлежит также серия карандашных портретов самых близких Пушкину людей - его жены и детей. Детские изображения в наши дни находятся во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге.

<<Прощание Пушкина с морем>> - была написана Айвазовским совместно с И. Е. Репиным. В ней образ моря предстаёт как символ свободы, которую жаждет душа поэта.

Прощай свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

<<К морю>>, 1824.

Современники по-разному оценивали этот портрет. Сергей Львович, отец поэта, утверждал, что это <<единственный настоящий Пушкин>>. Восхитительны женские образы, созданные этим художником, в них воплощён образ женщины - мечты Пушкина-поэта и Пушкина-человека, безупречное, грациозное. Воздушное, чистое существо. Среди большой галереи лиц, запечатлённых в карандашных и акварельных портретах пушкинской поры, созданных О. А. Кипренским, П. Ф. Соколовым, К. П. Брюлловым, - широкий круг светских знакомых поэта и множество близких ему людей.

Какой задумчивый в них гений.

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты!.

А Александр Павлович Брюллов исполнил для Пушкина известный портрет Натальи Николаевны Гончаровой в год их женитьбы. Он удивительно созвучен образу, созданному поэтом в стихотворении <<Мадонна>> - <<чистейшей прелести чистейший образец>>.

Неповторимое своеобразие архитектурных пейзажей двух столиц - питало творческое воображение Пушкина. Древний кремль, золотые купола храмов на живописных холмах и берегах московских рек, дома и дворцы. С лицейских лет Пушкин жил среди классических ансамблей Петербурга и его окрестностей - Павловска, Царского Села, Петергофа.

В 1837, в год смерти поэта, пушкинский знакомый, живописец Григорий Григорьевич Чернецов, завершил большую картину <<Парад на Царицыном лугу>>. На ней в качестве зрителей парада художник поместил более двухсот портретных изображений современников. Особенно много на картине деятелей искусства - известных писателей, артистов, музыкантов, художников. Здесь на фоне Летнего сада - И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич и среди них А. С. Пушкин. Картина <<Пушкин у фонтана слёз>> положила начало посмертной <<изобразительной Пушкиниане>> Портреты Пушкина писали и многие художники, которые не были лично знакомы с великим человеком, или им не довелось жить в великое пушкинское время. Я нашла такие работы и посвятила им данную экспозицию.

Особо хочу остановиться на портрете И. Л. Линёва (1837г. Холст, масло), который до некоторых пор считали последним прижизненным изображением А. С. Пушкина. Это загадочный портрет. Ссылаясь на <<мертвенность облика Пушкина>>, <<некоторую окоченелость лица, не уменьшающую, однако, впечатления сходства>>, Голлербах высказывает предположение, что Линев мог сделать портрет с рисунка Ф. А. Бруни <<Пушкин в гробу>> или собственной подобной зарисовки, которую затем <<превратил в портрет живого Пушкина>>. По данным экспертизы, портрет написан на ранее использованном под другую живопись холсте. Этот момент также вызывает сомнение в создании портрета с натуры. Вряд ли художник, писавший заказной портрет прославленного поэта, использовал бы старый, уже употребленный холст. Наконец, странно выглядит и сама подпись автора портрета. Подобные подписи не встречаются у художников. Те факты, которыми располагают исследователи сегодня, дают все основания для того, чтобы исключить этот портрет из числа прижизненных и отказаться от авторства Линева. Возможно, портрет был скомбинирован с нескольких изображений Пушкина. Этот портрет явно посмертный.

<<Все художники, удостоенные пушкинского слова, или стиха, или даже <<графического отклика, - крупнейшие мастера, чьи имена олицетворяют художественную культуру пушкинской эпохи - золотого века истории изящных искусств. Пушкин художников любил, ни разу не уколол их острой эпиграммой, охотно ходил по мастерским, одаривал их своими стихами. Тяга к изящным искусствам жила в поэте всю жизнь. Создатели <<немых искусств>> платили и продолжают платить ему признательностью. <<Изобразительная Пушкиниана>> была начата ещё при жизни Пушкина, и с тех пор, вот уже два века, образ поэта. Его судьба и творчество остаются для художников неиссякаемым источником вдохновения (Л. И. Певзнер).

Я тоже хочу признаться в любви этому гениальному человеку, А. С. Пушкину, и завершить экскурсию по залам моей галереи своим изображением великого поэта. Вот оно.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)