Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Чудики в рассказе В. Шукшина

Бессовестные

Чтение любого произведения мне привычно рассуждать над заглавием. «Бессовестные» Кто они? Почему рассказ назван именно так? Если подбирать синонимы к этому прилагательному, то ряд получится с негативной окраской: «наглые», «нахальные», «бесстыжие», «лишённые нравственных понятий», «переступившие через нравственные законы». Можно предположить, что рассказ будет о людях, которые причиняют вред окружающим, думают только о себе.

Однако чтение рассказа моих предположений не оправдало. Главным героем является старость, не старики, а именно старость, одинокая, желающая тепла, ищущая родственную душу, чтобы скрасить своё старое сиротство.

Старик Глухов, главный герой рассказа, в шестьдесят восемь лет овдовел. Смерть жены для него стала настоящим горем: «было горько, очень горько Горько было, больно, и всё». Повторяющиеся слова как нельзя лучше передают состояние человека, потерявшего близкого, друга. Невольно возникает вопрос: «А где же дети, которые должны быть в такой момент рядом?» «У него был сын, младший (старших на войне побило), но он жил в городе, сын наезжал изредка - картошки взять, капустки солёной». Вот и все родственные связи: «взять». Растёт поколение потребителей. Близкие связи, самые крепкие рвутся. Равнодушием веет от глаголов, которые подбирает автор для рассказа о редком появлении сына. В душе старика Глухова досада: «Жалко, и грустно, и обидно, что родной сын - вроде уж и не сын, а так - пришей-пристебай». Очень меткая характеристика потребительства, распространившегося в наше время. Поэтому не жаловался Глухов сыну на своё одиночество: всё равно не поймёт,- «молчал, скрепив сердце». Жаль старика Глухова, стыдно за чёрствого сына, которого ждёт такая же старость. Вот кто бессовестный человек! Наверное, о нём пишет автор? О тех, кто, забыв своих родителей, не помнят родства и наезжают к ним, чтобы «взять».

«Такое дело», - терпеливо говорит старик. Такое оправдание нашёл он своему сыну, его эгоизму и своему одиночеству. А может быть, это оправдание жестокой жизни? Оправдание одиночества и безысходности в старости? Одиночество страшно само по себе, а в старости - особенно.

Спасаясь от одиночества, решает старик жениться. Выбор пал на старуху Отавину, верующую, скромную, приезжую, такую же одинокую. Да и в свои годы была она ещё крепкой, хозяйственной: «Горбоносая, дюжая ещё старушка, может легко с огородом управиться, баню истопить, квашню замесить и хлеб выпечь». От мечтаний Глухова веет уютом, и мы понимаем, что именно тепла, домашнего уюта не хватает одинокому старику, чтоб « в баню по-человечески сходил», на стол было кому поставить, хозяйством заняться вместе. Но неуверен Глухов в правильности своего решения, беспокоит его и возраст, и мнение односельчан. Для разрешения своих сомнений идёт он за советом к Малышевой, такой же одинокой, как и он.

Малышева заводит разговор о двух формах жизни, тлении и горении, приводит в пример своего погибшего мужа, своё одиночество считает чуть ли не подвигом. Но ведь это ненормально, когда человек один и никому не нужен! Она сердится, а старик Глухов не понимает причины её раздражения. Сердится , может быть, оттого, что старики решили порвать её непоколебимые представления, решили подумать о своём счастье. Может быть, за своей раздражительностью она скрывает свою неправоту, своё несчастье, свою неустроенную судьбу. Её приговор суров: таких, как Глухов, «жеребцами» называют. Она с упоением говорит о жизни-горении, в которой каждое мгновение наполнено чем-то высоким: «Каждая корочка содержанием пропитана», - восхищённо говорит Малышева. Но личное счастье не входит в это содержательное наполнение. Поэтому мысли о личном счастье вызывают у неё раздражение.

Ещё большее непонимание выражает она, когда говорит о сыне старика Глухова: нельзя быть одиноким, несчастным при живых детях. Она берёт на себя право судить других людей, устраивать их судьбу, хотя у самой судьба не устроена: «Смеяться-то над вами, шутами, будут». Смеяться над желанием быть счастливым? Над тем, что два одиноких старых человека решили хоть немного быть счастливыми, захотели немного тепла, уюта?

Судьба Отавиной и Глухова очень схожи. Есть у старухи единственная дочь, которая после замужества уехала в город. Ради счастья дочери мать продала свой дом, пожила немного у дочери, пока нужно было растить детей. А вот теперь ей купили полуразвалившийся домишко, чтобы не мешала в городе. Такова судьба этих «потерявших всякую совесть жениха и невесты». Вот кто, в глазах Малышевой, «бессовестные». Не дети, которые бросили своих престарелых родителей, а эти одинокие старики, которые жили для своих чад, всё им отдали и отдают. Как раз таки у них обострённое чувство ответственности, совестливость. Они воспитаны на примерах, поэтому слова Малышевой: «Какой же вы пример подаёте молодым?» - останавливает их. А пример, или, правильнее сказать, урок, таков: «Человек не должен быть одинок!»

В чём же вина стариков? В том, что они хотят скрасить своё одиночество, «чтоб живым духом в доме запахло», «в покое да тепле дожить». И тепло здесь имеется в виду человеческое. Имела ли Малышева право судить стариков, решать их судьбы? Неужели она такая безгрешная или святая?

Передавая речь Малышевой, автор неоднократно использовал глагол «бросала», за которым слышится грубость, жестокость. Свою обвинительную речь она произносила с «какой-то необъяснимой жестокостью, от всего сердца, наболевшего тайной какой-то болью». Создаётся впечатление, что она завидует возможному счастью стариков. «Я несчастна- пусть и другие счастья не знают!» - таковы возможные мысли Малышевой. Кто дал ей право судить стариков, называть их «бессовестными»? Получается, что себя Малышева считает праведницей. Но не симпатична такая праведница: она не дала состояться маленькому счастью двух одиноких людей. Какая же она праведница?!

Она уверена в своей непогрешимости. Но, вынося такой обвинительный приговор, она обрекает на несчастье двух одиноких людей, которые могли бы согреться душой рядом. Старикам неудобно, как будто они совершили что-то постыдное. Они расходятся из дома Малышевой в разные стороны, хотя им было по пути. При встрече спустя некоторое время они стыдливо опускали глаза.

Так закончился рассказ о несчастных стариках, которые хотели обрести душевное тепло.

Проблему одиноких стариков и неблагодарности детей поднимает автор рассказа. Главным героем является старость, не старики, а именно старость, одинокая, желающая тепла, ищущая родственную душу, чтобы скрасить своё старое сиротство. Кто имеет право судить другого человека? Не обернётся ли чужое мнение, чужой суд несчастьем? Стыдно ли желать в старости быть счастливым? Кто бессовестный: старики, ищущие душевного тепла друг возле друга, потому что дети их бросили, или дети, забывшие о своих родителях? Эти «вечные» нравственные вопросы волнуют В. Шукшина.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)