Общество  ->  Универсальное  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Чукотка в годы войны

Время все помнит, вот уже шестьдесят пятая весна была отмечена страной 9 мая 2010г. День Победы! Все меньше и меньше участников Великой Отечественной войны осталось в живых. В этот день « со слезами на глазах» народ бывшего Советского Союза будет вспоминать своих героев войны. Тогда на фронт на защиту Родины попали люди всех национальностей, война стала поистине народной, Отечественной. Сейчас всех можно назвать героями, ведь самому молодому участнику, даже если он пошел на фронт в 16 лет, сейчас 85 лет. У всех участников войны разные судьбы, по-своему сложилась судьба фронтовиков, но судьба войны одна - это боль и потери близких, слезы, надежда на долгожданную Победу, война всех сблизила и объединила. Мы никогда не забудем то, что нам, последующим поколениям наши прадеды, деды дали нам жизнь, что сегодня мы живем в такой замечательной стране, свободной и идущей к будущему, строим демократическое правовое государство.

Широка и просторна наша страна. Но во все времена, от монголо-татарского нашествия, до вторжения немецкой армии на нашу территорию в 1941 году, ей приходилось не только отстаивать и защищать свою Родину, но и показывая, порой проявляя мужество, осуществляя невероятно героические поступки, не только в центральной части страны, но и далеко от театра военных действий, в том числе и на Чукотке. Территория, в которой имеются несметные богатства, оказались остро необходимы в условиях войны, люди, которые внесли немалый вклад в защиту своей родины, хоть в то время для каждого не совсем видимый, гордится своими именами, защитниками не только всей страны, но и своей Малой Родины. Несомненно, героические поступки людей, всегда являются важными в изучении этого периода, вроде все известно, имена героев давно расположены на мемориальных досках, написано много книг, повестей, и все-таки, мы по-прежнему возвращаемся к тем событиям, до сих пор по крупицам собираем материал о тех людях, которые внесли хоть маленький, а сейчас значимый вклад в историю своей страны, или своего города, или маленького поселка.

Меняется время, жизнь становится другой, у молодежи другие ценности, но нельзя забывать то, что было, ведь оно может повториться, только иногда задумываемся, а смогут ли выдержать молодые люди все то, что пришлось пережить их прадедушкам и прабабушкам, да много ли они знают о них? Нет, этого не должно повториться, а значит надо вспоминать не только известные факты, но малоизвестные.

На Чукотской земле не был слышан грохот фронтов. Сюда не шли бурными потоками похоронки. Здесь вроде бы вовсе не было войны. Но вместе с тем и здесь, за многие тысячи километров от линии фронта, люди жили по законам военного времени. Чукотка, как бы находясь в глубоком тылу, многое делало для Победы.

В своем реферате хотелось бы раскрыть и показать не совсем известные факты самоотверженности и героизма самых простых жителей Чукотки в годы Великой Отечественной войны на материале из воспоминаний очевидцев событий, периодической печати из средств массовой информации. Для этого я использовала воспоминания старожилов, письма в редакцию газеты « Крайний Север».

Уходят люди – участники событий, и вместе с ними в Лета уходит часть памяти об этих событиях. А когда отрезок времени включает жизнь нескольких поколений, значит, многое важное подернулось дымкой забвения.

Тыл жил заботами фронта

Вспомним! Чтобы еще раз попытаться понять загадочную для многих душу русских людей и Россию, которую, как известно, « аршином общим не измерить».

В первый же день войны ЦК ВКП(б) и советское правительство обратилось с призывом к народам СССР, превратить страну в единый боевой лагерь. Эвакуация значительной части числа предприятий на Восток позволила в короткий срок превратить эти районы в мощную военно-экономическую базу.

Для решения этих задач ускоренного развития края в период войны необходимо было увеличить добычу золота и олова, реконструировать ремонтные предприятия, расширить топливно-энергетическую базу, освоить выпуск товаров народного потребления, обеспечить подъем сельского хозяйства. Чукотский автономный округ был образован 10 декабря 1930г в составе шести районов. До войны на Чукотке была создана Уэленская мастерская, вступил в строй рыбкомбинат в Анадыре, создано Главное управление Северного морского пути ( ГУСМП), в Певеке работала первая геологоразведочная экспедиция Главсевморпути С. Обручева, которая первыми открыла месторождения олова на Чукотке, вскоре заработала Иультинское оловянно – вольфрамовое месторождение. В 1941году был открыт рудник « Валькумей». А 22 июня 1941 г мирный режим работы в центре страны был завершен, на Чукотке на тех же рудниках началась добыча олова и золота, которые были необходимы фронту. К началу Великой Отечественной войны промышленность Чукотки ( основном она была сконцентрирована в Чаунском районе) представляло собой хозяйство Дальстроя. Нужно учитывать, что известие о начале войны на Чукотку дошло не сразу, в отличие от жителей Магадана, которые узнали о ней 22 июня 1941г. Дальстрой вступил в военное время. 2 июля 1941г начальник Дальстроя И. Никишов издал приказ № 316, первый пункт которого отменял все премии, а второй – призывал развернуть соцсоревнование трудовых коллективов: «Высоким трудовым энтузиазмом перевыполнением плана вложим свою долю труда в священное дело укрепления обороны и защиты социалистической Родины» Дадим стране максимум металла, чтобы обеспечить победу над врагом» Ввод в строй новых горонодобывающих предприятий значительно увеличил добычу металла. За три года войны вступило в строй семнадцать горнодобывающих предприятий. Даже сами их названия носили отпечаток военного времени: прииск имени Тимошенко, Гастелло, «Панфиловский» , рудник имени Матросова и др. Рудник « Иультин» параллельно с геологической разведкой осваивал олово-вольфрамовое месторождение. Предприятия испытывали огромные трудности. Например, на «Пыркакае» не хватало досок для строительства промприборов - так разобрали полы в бараке. Для выполнения планов направлялись рабочие и бригадиры из других отраслей, а также использовался труд заключенных, которых в 1941г доставили в Певек, первая партия составила 1500 человек. Работали лопатами, подручными материалами, но годовой план по добыче олова был выполнен всего за несколько месяцев. В августе 1942 г началась эксплуатация автодороги Певек- « Пыркакай», по которой завозились на прииск грузы, но главное –оттуда на оборонные заводы стало поступать долгожданное олово. Примечательно, что к концу 1945г на Чукотке добывалось олова больше, чем всеми вместе взятыми родственными предприятиями Северо- Востока. За все годы войны Чукотка превосходила по добыче олова остальные предприятия Дальстроя, она возросла в 9 раз. Труд геологов, горняков всего коллектива Дальстроя был отмечен 24 февраля 1945г высокой наградой орденом Трудового Красного знамени. В 1942г на Чукотке была проведена первая плавка. К концу войны в области работало 25 шахт, которые позволили увеличить добычу угля по сравнению с 1940 г в 5,6 раза. Рост добычи угля в свою очередь дал мощный толчок развитию энергетики.

В районной газете « Чаунская правда» от 5 сентября 1941г писали: « Принять все меры к тому, чтобы полностью использовать все местные ресурсы. На месте заготавливать рыбу, мясо, грибы, ягоды, накосить сено для скота, заготовить плавник, одежду, обувь, организовать выделку кирпича, изыскать местное топливо, серьезно продумать вопрос о ветряных двигателях на промышленных участках. Все изыскать на месте, как можно меньше обременять государство».

В условиях Крайнего Севера это было очень нелегко это сделать. Территория, по сути, только начала развиваться, обустраиваться. Нескончаемым по тем временам потокам сюда шли не только народно-хозяйственные грузы, продовольственные и промышленные товары, но и вся бытовая утварь, отсутствие которой осложняло и без того непростую жизнь северян. Диву даешься, когда узнаешь, какие подвиги совершали люди, которые в то время жили здесь, ведь даже в современное время Чукотка является дотационным регионом, и точно также все завозится их центра, хотя восстановление промышленности на Чукотке произошло совсем недавно, да и то не всех отраслей. Военное время обусловило необходимость поиска других подходов к развитию и жизнеобеспечению территории. В меру своих возможностей она должна была стать максимально самодостаточной. И Дальстрой доказал поразительную живучесть: огромная территория по очень многим позициям перешла на самообеспечение, по другому можно сказать – на самовыживание. Да, имеются результаты труда, да, коллективы получали переходящие Красные знамена, но военное время – это годы взлета и падения в развитии промышленности. В короткие сроки были построены и возведены в строй многие промышленные предприятия, такие как, стекольная промышленность, которая не только перерабатывала битое стекло, но и впервые в мире стала изготавливать его из вулканического пепла. Так и появились магаданские лампочки, автомобильные фары, химическая посуда, изоляторы, зеркала и даже елочные игрушки. Подумать только: на территории Колымы стали изготавливать иглы для швейных машин, пуговицы, кружки, ложки из консервных банок, из утиля шить одежду. Масштабы производства магаданского промкомбината поражают до сих пор. Например, только в 1944г. он выпустил более 170 тыс пар обуви, 260 тонн ваты, сотни тысяч комплектов одежды, тысячи столовых вилок и ложек. Кроме этого, завод наладил производство зеркал, туши, серной кислоты для зарядки аккумуляторов. Не хватало бензина для автомашин, их перевели на древесное топливо, о чем до сих пор свидетельствуют вырубленные деревья вдоль колымской трассы. На полную мощность работал кожевенный завод, который не только обрабатывал шкуры морского зверя, оленей, лошадей, крупного рогатого скота и свиней, но из отходов сырья изготавливал столярный клей, мыло, гуталин

Появилась и собственная химико – фармацевтическая база, изготавливавшая медикаменты: Чистый хлористый кальций, серно-кислотный барий, нашатырный спирт, сульфидин и др. Но особым важным ее достижением являлся препарат для борьбы с авитаминозом, цингой, получившими широкое распространение особенно среди заключенных.

Были приняты меры к самообеспечению продовольствием. Уже к маю 1942г только в Магадане, подававшем во многом пример другим населенным пунктам Колымы и Чукотки, насчитывалось 18 подобных хозяйств, которые поставляли мясо, куриные яйца, зелень. Кстати, первая буренка на рудник «Валькумей» была завезена в навигацию 1944г.

Сельское хозяйство также сыграло огромную роль в помощи фронту. В этой отрасли работа тоже определялась в то время лозунгом : « Все для фронта, все для победы!». Люди понимали, страна в беде, надо ее спасать. И они спасали, чем могли: денежными перечислениями, облигациями государственного займа, оленями, пушниной, трудовым героизмом. На добровольные взносы, поступившие от трудящихся были построены и переданы войскам 30522 танка и самоходно- артиллерийских установок, десятки тысяч боевых самолетов, более 20 подводных лодок и военных катеров, а также отправляли на фронт меховые кухлянки , торбаса, варежки.

Поражают организационные мероприятия тех лет, способствовавшие повышению производительности труда. Дважды в месяц проводились производственные совещания. Были организованы курсы повышения квалификации для подготовки специалистов массовых профессий из числа заключенных. Соревнование коллективов было эффективным, поскольку одно из его условий предусматривало снижение сроков наказания и ходатайство об освобождении из-под стражи его победителей. Не менее высоко котировалось и звание « Отличник производства». Приказом № 317 от 4 сентября 1944г начальника ЧЧГПУ В. Дятлова и его заместителя – начальника отделения Северо- Восточных исправительно –трудовых лагерей А. Шевченко по результатам работы за июль это звание было присвоено 349 заключенным лагерей прииска « Красноармейский», 126 – « Иультин». На какое-то время война замирила всех, и заключенных, и тех, кто за ними смотрел. Об этом говорят такие факты: был издан приказ в 1943г от 12 января « Об организации слабосильных команд», для тех, кто был слаб и нормы не выполнял. Для них предписывалось « усилить питание за счет жира нерпы, крови и оленьих отходов, бесперебойно выдавать им стланик и дрожжевое питье»

Эти меры способствовали тому, что прииск « Красноармейский» стал одним из крупнейших оловодобывающих предприятий страны. Пять раз только в 1945г он удостаивался премиями Государственного комитета. Заключенные работали не только в полную силу, но и своим примерным поведением в условиях войны желали заработать свою « оправку» на фронт. Об этом свидетельствуют их письма Сталину, правда, получая отказ. К сожалению, сведения о том, попали ли на фронт бывшие заключенные, отбывавшие срок наказания на Чукотке, неизвестны. Но известны факты о направлении освободившихся из – под стражи в распоряжение предприятий, где они считались «вольными».

Трасса боевого содружества.

Закон о «ленд –лизе» был принят Конгрессом США 11 марта 1941г. Всего по «ленд-лизу» поставки получили 42 государства. С Советским Союзом такое соглашение было подписано 11 июня 1942г. Инициатором перегонки самолетов с Аляски в Сибирь, а далее – на советско-германский фронт выступил президент США Ф. Рузвельт.

Впервые эту идею он высказал И. Сталину в своем послании от 23. 06. 42г, где предложил перегонять самолеты американскими пилотами до озера Байкал. В ответном послании Сталин согласился на это, но предложил перегонку самолетов осуществлять силами советских летчиков. Началась грандиозная работа по строительству Красноярской воздушной трассы по маршруту Красноярск – Якутск- Уэлькаль общей протяженностью 4850 км.

На основании решения Государственного Комитета обороны СССР и директивы НКО СССР в августе 1942г. в г. Иваново началось формирование полков этой авиатрассы, тогда абсолютно секретной. Перед командованием трассы были поставлены задачи: ускорить строительство аэродрома и немедленно приступить к перегонке боевых самолетов с Аляски по организующейся трассе Фэрбенкс ( Аляска)- Красноярск. Формирование полков и частей трассы производились Управлением кадров 6 –й запасной авиабригады и непосредственно начальником трассы Героем Советского Союза И. П. Мазуруком.

«Аэродром строили всем миром, заняты были едва ли не все жители села Марково», вспоминает жительница села Полина Мартынова. Колхозники, рабочие, служащие, школьники во главе с директором школы Иваном Чемодановым. Помогали солдатам. Работы было много, приходилось вырубать деревья, сжигать пни. Строительство велось на месте березовой рощи неподалеку от реки Анадырь. Особенно тяжело давался кедрачь – стланк с его длинными и крепкими, как проволока, корнями. Руки к вечеру просто отваливались. Да только на другой день все опять шли за село к аэродрому, знали, что война, что нужно. Лозунг « Все для фронта, все для Победы!» тогда был не просто словами, а целью жизни. Колхоз поставлял солдатам В/Ч 74450, занимавшейся строительством и охраной аэродрома, картошку, овощи, мясо. Аэродром готовили всю осень 1942г, даже зимой хватало работы, но с весны он уже смог принимать самолеты круглосуточно. Взлетная полоса была выложена их специальных металлических полос с отверстиями и ребрами жесткости, которые сцеплялись между собой в единое целое. Их привезли из Америки.

К 1 сентября 1942 года формирование управления и ПАБ было закончено, и весь летный состав авиатрассы прибыл к местам дислокаций. Нужно отметить, что весь личный состав 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии до августа 1942 года принимал участие в боях и сражениях на фронтах Великой Отечественной войны в составе частей ВВС КА, Гражданского воздушного флота и Полярной авиации, действовавших на различных участках фронта от Ленинграда до Севастополя. Многие летчики были награждены боевыми медалями и орденами. Старшему лейтенанту А. А. Лепилину звание Героя Советского Союза было присвоено указом от 24 февраля 1942г. Он совершил 270 боевых вылетов и сбил 22 самолета противника. На перегоняемых самолетах летали и воевали: трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин, совершивший 550 боевых вылетов и сбивший 53 самолета лично и 6 самолетов в группе, он один уничтожил 2 авиаполка противника. Герой неба Заполярья Б. Ф. Сафонов, летая на самолете « Китти- хоук», сбил 30 вражеских самолетов.

Итак, авиатрасса Аляска- Сибирь была построена всего за 10 месяцев. Перегонка самолетов началась 7 октября 1942г. перегоняли самолеты с авиазаводов в город Грейт – Фоллс, а потом совершали рискованный перелет в 3000 км вдоль горных цепей западной Канады на Аляску в Фэрбенкс, где находилась советская военная миссия по приемке самолетов. Советские экипажи осваивали самолеты Р- 40 « Китти –хаук»; Р -39 «Аэрокобра» ( на этом типе самолета всю войну пролетал А. И. Покрышкин); А-20 «Бостон»; транспортные самолеты СИ -47 «Дуглас». А -20 ж» использовался на морской авиации как торпедоносец. Первые два бомбардировщика А-20 « Бостон», предназначенные для перегона в СССР, прибыли на аэродром Лэдд – Филд неподалеку от Фэрбенкса 3 сентября 1942г. У 25 сентября было завершено строительство взлетной полосы в Уэлькале. 29 сентября 1942г в сторону Берингова пролива вылетели 12 «Бостонов», а 6 октября курсом на Ном и далее в Россию отправились первые истребители Р-40 «Китти-хоук». Лидером шел командир дивизии уже упомянутый Музурук на бомбардировщике Б-25. Трасса заработала. Самолетами ленд-лиза, которые были перегнаны по трассе АЛСИБа, оснастили 250 боевых полков. Всего было перегнано 7928 самолетов. В общей сложности на трассе было действующих 16 аэродромов. Летали и в крепкие морозы, которые часто доходили до 50 градусов, при слабом радио- и метеообеспечении. Аварийность составила всего 0,2 %. 14 октября 1942 г на трассе произошла первая катастрофа: на четвертом развороте над аэродромом Марково бомбардировщик А-20 « Бостон» ( бортовой номер 13094) задел крылом землю и взорвался. Погибли командир звена и штурман 1-го ПАП. За три года перегонов по трассе АЛСИБа в 44 катастрофах погибли 115 летчиков. Не обходилось и без жертв в селе Марково на Чукотке, по воспоминанию марковчан, случалось, самолеты горели на глазах у всего села,- рассказывала Полина Мартынова. На кладбище до сих пор стоят могилы летчиков. Так погибли летчики при посадке Шведов и Новгородский. Весной 1943 г чуть не сгорел весь аэродром. Загорелся окружающий лес, огонь подступал к взлетной полосе, где стояли самолеты, к складам горючего. В селе все побросали дела, тушили все вместе, если бы полыхнули склады, то от села бы ничего не осталось. Также запомнилось жителям и открытие нового здания штаба полка под Новый, 1943 год. Прошел пышный по тем временам банкет, приглашены были даже жители села. В апреле 1945 г. по приглашению президента США на предоставленном им самолете С-54 в Вашингтон вылетел член Политбюро ЦК ВКП (б), заместитель Председателя СНК и ГКО СССР, нарком иностранных дел В. М. Молотов, который побывал в Марково на строительстве аэродрома. Многие из марковских старожилов долго помнили прилет наркома.

В 1942 году В Анадыре был построен запасной аэродром. В 1943 году этот аэродром спас от гибели 4 экипажа СИ -47 « Дуглас». Был построен запасной аэродром в Чаплино, в строительстве которого принимали активное участие и местные жители. Аэродром в Марково работал примерно до 50-х гг, а затем военных перевели в другое место, только в начале 90-х годов военный аэродром закрыли за ненадобностью.

По этой трассе летал и Вице –Президент США Генри Уоллес в 1943г в Китай. Тесное боевое содружество двух народов СССР и США в годы Второй мировой войны стало наглядным примером международного сотрудничества и залогом дальнейшего мирного существования, хотя наступят другие времена.

Они сражались за Родину

Что же касается обычных жителей Чукотки, то мы вправе гордиться фронтовыми подвигами одного из лучших снайперов Ленинградского фронта, знаменитого мастера костореза Вуквола, чье имя носит Уэленская мастерская, первыми чукотскими летчиками, погибшими в годы войны, Тимофеем Елковым, С. Шитиковым, А. Кеутувги, Ф. Верещагиным. ( Мазурук лично отправил молодых чукотских летчиков учиться в ГФВ еще до войны в 1938 г) В то время грамотных чукчей было очень мало, у многих местных жителей образование было по 3-6 классов. Да и по- русски, говорили они очень слабо. Дмитрий Тымнетагин летать стал еще до войны, в 1940 году он окончил Тамбовскую школу ГФВ. Летал Дмитрий в полярной авиации и первым из чукотских летчиков проводил ледовые морские конвои Северным морским путем, перегонял самолеты с Аляски для фронтовиков. Он был незаменим при выполнении самых трудных заданий, особенно, когда надо было кого-то найти среди белых просторов. Именно ему поручили разыскать сбившихся в снегопад и потерпевших аварию летчиков. Операция была проведена успешно, летчиков доставили в Анадырь. А их машину он потом перегнал по шестисоткилометровому снежному насту. Д. Тымнетагин награжден Орденом Красной звезды и медалью « За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». После завершения летной работы Д. Тымнетагин жил в Москве с 1967 г. умер в 1997г в Москве. Так закончилась жизнь одного из первого звездного каюра Чукотки.

Другие неизвестные герои, которые в нынешнее время занесены в Книгу памяти УВД Чукотского автономного округа – это Петр Данильчук. Еще в первые дни войны он 19 летним парнем пришел в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Он был направлен в Хабаровскую летную школу военных пилотов. В мае 1942года он получил специальность механика по оборудованию боевых самолетов. Но на Западный фронт, где шли кровопролитные бои, он так и не попал. Молодой специалист получил направление в 140-ю разведывательную авиационную эскадрилью десятой воздушной армии, базирующейся в Дальневосточном военном округе. И здесь, как на фронте, требовались необходимость поддержания самолетов в постоянной технической и боевой готовности, их обязательные ежедневные вылеты с целью проведения воздушной разведки и патрулирования границ Родины. Готовились к полетам в основном по ночам, а днем занимались ремонтом неисправной техники, авиамоторов. Времени на отдых практически не оставалось. Позже судьба его отправила на службу в контрразведку, а затем он бы зачислен в опергруппу « Смерш». Затем, было участие в боевых действиях по разгрому Квантунской армии. За смелость и отвагу контрразведчик награжден орденом Великой Отечественной войны, медалью « За победу над Японией». С 1964 года назначается начальником Марковского поселкового отделения милиции ОВД Анадырского райисполкома. Похоронен в Марково.

Из - за своего возраста в ряды Красной Армии Николай Шишмаков сумел попасть только на третий раз, когда ему исполнилось 17 лет в 1943г. Попал служить в 82 полк НКВД пулеметчиком. Пулеметчики выполняли свою боевую задачу уже после того, как остатки немецких войск попадали в окружение и пытались изо всех сил оттуда выбраться.

Также Николай участвовал в разведках уже на освобожденных от оккупации территориях. Затем, когда оказался на Чукотке, он служил в Марковской милиции, пользовался заслуженным авторитетом и уважением односельчан. К списку боевых наград прибавились медали « За безупречную службу» всех трех степеней и юбилейные медали.

Такая далекая и такая близкая, война! Трудно представить, что было бы, если бы не смогли отстоять, победить, выиграть эту бесчеловечную жестокость, с которой так легко фашисты нападали на города Европы, а затем и Советский Союз. Но просчет оказался ошеломляющим, наверное, они вспомнили и Наполеона, который также хотел поживиться плодами Победы, но просчитались. Русскую армию не победить, не задушить нельзя. Многие народы встали на защиту своей страны, в тылу лозунг « Все для фронта, все для победы!» сплотил в единый боевой лагерь фронт и тыл. Война потребовала колоссальных затрат материальных и людских ресурсов, предельного напряжения всех физических и моральных сил каждого человека независимо от того, истреблял ли он захватчиков с оружием в руках или, стоя на трудовой вахте, добывал, как в бою, каждую тонну металла, угля или хлеба.

За годы войны, жители Чукотки несли во время войны такую же напряженную вахту, как и весь советский народ. Первый депутат Верховного Совета СССР от чукотского национального округа, председатель окрисполкома Тевлянто дважды, в 1944 и 1945 гг. , был награжден орденом Красной Звезды за выполнение особых важных заданий правительства, а именно за строительство наземных сооружений, в том числе Анадырского аэродрома, авиатрассы Уэлькаль – Красноярск и обеспечение ее бесперебойной работы.

С безграничной радостью было встречено на Чукотке известие о победе над фашистской Германией. Сейчас на Чукотке осталось всего несколько ветеранов Великой Отечественно войны, и немногим больше участников тыла. Люди уходят, а память остается, но пока мы будем об этом вспоминать, говорить, воспитывать молодежь в духе патриотического воспитания, тогда сохранят детские сердца все то, что имели, чувствовали тогда, их прадеды, и дай бог, никогда бы не повторилось, то, что было, никогда!

Страна стояла плечом к плечу. И то, что эти плечи находились близко друг от друга, обусловило победу. Великую Победу!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)