Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2019-04-08

Чувство ритма Часть.1

Сущность явления и история его воспитания

Мы учимся на струнном отделении гимназии искусств: Кристина Дубкова и Ирина Шелухина – по классу скрипки, Екатерина Нестерова – по классу виолончели. Разнообразные музыкальные занятия, а особенно коллективное исполнительство в струнном оркестре и ансамбле скрипачей, вызвали наш интерес к такой сложной стороне музыкального слуха как чувство ритма. У нас возник ряд вопросов, например, как человек воспринимает ритм, врождённое ли это чувство, поддаётся ли оно развитию, от чего зависит степень развитости чувства ритма, является ли оно специфически музыкальной особенностью, почему современная музыка ритмически сложна и прихотлива и т. д.

Чувство ритма является очень важным компонентом музыкального слуха. Проблема развития чувства ритма особенно актуальна в связи с огромными изменениями в музыке XX века – именно в области времени и ритма. В прошлом веке фактически не было композитора, которого не волновали бы проблемы времени. Музыка ХХ века выдвинула проблемы времени и ритма на первый план, следовательно, развитие чувства ритма будущего музыканта – профессионала, является, без сомнения, важнейшей частью музыкального воспитания.

Что такое ритм и как он воспринимается человеком

«Современный словарь-справочник по искусству» даёт следующее определение: «Ритм – повтор в пространстве или во времени одинаковых (сходных) элементов и отношений через соизмеримые интервалы В искусстве ритм – одно из главных средств создания художественной формы, с помощью которого автор и соединяет детали в единое целое, и расчленяет необработанный материал, благодаря чему всякое художественное произведение становится организованным и упорядоченным».

Все области художественного творчества, без исключения, пронизаны ритмом, но его самым ярким и непосредственным воплощением всегда считалась музыка. Что называют ритмом в музыке? М. Ш. Бонфельд, выдающийся музыковед, раскрывает это понятие как «последование во времени звуков (пауз) одинаковой или различной длительности». И ещё определение: ритм – «одно из важнейших выразительных средств, заключающееся в художественно целесообразном чередовании и группировке долгих и кратких долей, в замедлении и ускорении, в смене прерывности и непрерывности звучания».

Интересно, что природными прообразами музыкального ритма исследователи считают ритм дыхания и ритм сердечного пульса. При этом первый может контролироваться человеком и зависит от эмоционального состояния, а второй теснее связан с физиологией.

Восприятие ритма, или чувство ритма, в музыкальной психологии раскрывается как способность детально воспринимать, точно воспроизводить ритм музыкального произведения и создавать новые ритмические последовательности.

Оказывается, взгляды учёных на процесс восприятия ритма человеком, в силу сложности, значительно расходятся: некоторые считают чувство ритма врождённым свойством человека; есть гипотеза о связи чувства ритма с уровнем двигательного и интеллектуального развития; возможно, эта способность является результатом мыслительной логики или же, напротив, проявление бессознательного.

Как человек воспринимает ритм? В основе этого процесса лежит восприятие времени в целом. Восприятие времени даёт представление о длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В свою очередь, основой восприятия являются условные рефлексы на время. Они вырабатываются под влиянием ритмических процессов в организме человека. Восприятие времени субъективно и зависит от многих факторов: вида деятельности, увлечённости, психофизиологического состояния и даже темперамента. Мы с интересом узнали, например, о том, что специалисты существовавшего в России Государственного института музыкальной науки (ГИМН) под руководством Н. А. Гарбузова провели эксперимент «Минутка», в ходе которого выяснились занимательные факты: минута холериков длится 0,7-0,8 мин, флегматиков и сангвиников – 1,1-1,2 и 0,9 мин. соответственно, объективными оказались лишь меланхолики.

Как известно, у человека нет специального органа для восприятия времени и ритма – только обобщив все доступные ему данные, сопоставив различные представления и эмоциональные реакции, человек может выработать особые навыки оценки времени.

Исследователи чувства ритма, специалисты в области психофизиологии, утверждают, что истоки чувства ритма лежат в физиологических процессах, таких как пульс, дыхание, ходьба, бег и т. д. Эти ритмы, преобразованные в различных музыкальных жанрах, воздействуют на эмоции человека, изменяют ритм его дыхания, пульса, вызывают непроизвольные мышечные движения – отбивание такта ногой, качание тела, движения головы и т. д.

Мышечные движения, в свою очередь, вызывают и организуют эмоциональное переживание. Б. М. Теплов, видный исследователь в области музыкальной психологии, считал эмоциональное воздействие ритма на слушателя очень сильным, а эмоциональный отклик человека на ритм – простейшим первичным проявлением музыкальности.

Б. М. Теплов полагал также, что чувство ритма универсально, поэтому у любителей музыки оно развито лучше, чем, к примеру, звуковысотный слух. Но если его нет от природы, то развитию оно поддаётся с большим трудом или же не развивается вовсе. Почему?

Суть в том, что чувство ритма имеет сложное строение. Оно состоит из следующих компонентов:

• темп – показатель скорости и общего характера движения;

• метр – равномерная пульсация долей, «мера» ритма, выражения его соразмерности и упорядоченности движения;

• размер – соотношение ударных и безударных долей;

• ритм – соотношение звуков по длительности, его называют главным носителем динамики и экспрессии движения.

Сложность развития чувства ритма состоит в необходимости развития всех четырёх компонентов одновременно. Воспитание чувства темпа – это выработка реакции на скорость, умения воспринять, передать и удержать заданный темп. Темп неразрывно связан с характером, жанром, стилем музыки.

В развитии метрического чувства основное – ощущение и воспроизведение равномерности движения в различных темпах. Музыкальный метр не характеризуется абсолютной физической равномерностью. В музыке действует закон равновесия: всякое ускорение влечёт за собой замедление, и наоборот.

Размер неотделим от чувства метра. Чередование опорных и неопорных звуков есть отражение всеобщих жизненных процессов – активности и покоя, напряжения и расслабления. На ощущение сильных долей влияют различные специфические музыкальные факторы: смена гармонии, рисунок мелодии, фактура, изменение громкости, вступление новых голосов и т. д.

Наконец, ритм – ощущение чередования различных длительностей, которые как бы заполняют мерное метрическое движение более мелкими импульсами. Собственно чувство ритма – это способность узнавать и воспроизводить отношения длительностей отдельных звуков.

В следующей главе мы рассмотрим и сравним две самые яркие системы воспитания чувства ритма – системы Э. Жак-Далькроза и К. Орфа.

Продолжение следует...

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)