Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2019-04-08

Чувство ритма Часть.2

Продолжение

История воспитания чувства ритма

Самыми известными системами воспитания чувства ритма являются сенсорно-моторный метод Э. Жак-Далькроза и так называемый Шульверк К. Орфа. Рассмотрим каждую систему подробно.

Лучшее средство развития чувства ритма и формирования эмоционального отклика на музыку на начальном этапе – ритмическое движение под музыку. Так считал известный в XX веке швейцарский педагог–музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865 – 1950). За выдающиеся исследования его называли «пророком ритма», «музыкальным Песталоцци». Получив профессиональное образование (среди его педагогов – А. Брукнер, Л. Делиб, С. Франк), он преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Женевской консерватории. Занимаясь сольфеджио, Жак-Далькроз заинтересовался феноменом ритма и целиком сосредоточился на его исследовании.

Как-то Жак-Далькроз был в Алжире: его поразила координация движений коренного населения, их исполнение сложных ритмов. Это привело к созданию авторской системы под названием «Ритмическая гимнастика» (Жак-Далькроз долго не мог найти точное наименование своего метода – ритмопластика, ритмическое движение, эвритмия; с 20-х годов он называется «ритмика»). Суть метода – приобщение детей к музыке путём передачи её характера и образного содержания через пластические движения под музыку.

История ритмического воспитания началась в 1904 году с полулегальных (администрация Женевской консерватории не поощряла введение в сольфеджио движения), но регулярных занятий Жак-Далькроза со студентами. Опубликованные результаты были ошеломляющими, и уже через два года состоялся набор студентов на первый специальный курс, а в 1909 году они, выдержав экзамены на звание учителя ритмической гимнастики, получили соответствующие дипломы.

1910 год открыл самую яркую страницу в истории ритмики. Жак-Далькроз вместе с 50 учениками переезжает в Германию, где недалеко от Дрездена (Хеллерау) по инициативе Вольфа Дорна был основан «Институт ритма Жак-Далькроза» – учебное заведение по подготовке учителей музыки и ритмики. Это был современный грандиозный комплекс. Коллектив студентов (ими могли стать все желающие – взрослые и дети) и педагогов был интернациональным, занятия велись на немецком и французском языках. Учебный процесс шел по особым программам соответственно выбранному курсу: профессиональный курс (три года занятий с выдачей диплома преподавателя ритмической гимнастики по системе Жак-Далькроза), танцевальный, театральный и любительский. Учебный план включал следующие дисциплины: ритмическая гимнастика (пять часов в неделю), сольфеджио (пять часов), импровизация (два часа), гимнастика (три часа), хор (два часа), анатомия (один час), танец, пластика, дыхание, пассивная педпрактика. В расписание входили также теория и история музыки, гармония, анализ музыкальных форм и фортепиано. Не правда ли, учебный план почти не отличается от планов современных музыкальных училищ? Однако на этом сходство заканчивается.

Кульминацией деятельности Института стали Праздники ритмических игр, в которых участвовали все. Из синтеза театра, музыки и гимнастики рождались потрясающие пластические композиции, исполнители которых словно сливались с музыкой, тонко и глубоко передавая её содержание в движении.

Ритм у Жак-Далькроза стал универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности. По Жак-Далькрозу, одухотворённые телесные упражнения должны привести человека к самопознанию, ясному представлению о своих силах и возможностях, помочь обрести радость жизни – через воспитание собственного ритмического разума, воли и самообладания. То есть, конечной целью Жак-Далькроза была вовсе не подготовка учителей ритмики!

Известно, что система Жак-Далькроза нашла своих сторонников и в России. Активным её пропагандистом был князь С. Волконский, театральный критик и общественный деятель. Он читал лекции, вел занятия в школах и студиях, издавал «Листки курсов ритмической гимнастики». После 1917 года участвовал в создании Российского Института ритма. Первым дипломированным педагогом – ритмистом в России была ученица Жак-Далькроза Гейман-Александрова. До 1914 года работали курсы ритмической гимнастики в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, Риге, Киеве. Занятия вели выпускники Института в Хеллерау: чета Александровых, Гринер, Румер, Баженов, Романова.

В 1919 году открыт Институт ритма в Москве (руководитель Александрова) и Школа ритма в Петербурге (под руководством Романовой). Преподавание ритмической гимнастики велось в детских садах, школах, средних и высших музыкальных, хореографических и театральных учебных заведениях. Однако в 30 –е годы, когда встал вопрос о ценности музыкально-ритмического воспитания, деятельность ритмистов постепенно сворачивалась. Имя Жак-Далькроза изымалось из пособий и программ. К счастью, в наши дни вопрос о целесообразности ритмических занятий не ставится, во многих учебных заведениях Российской Федерации ритмопластика прочно вошла в учебные планы и программы.

Ещё одно яркое имя в истории ритмического воспитания – Карл Орф (1895 – 1982), немецкий композитор и педагог. Выстраивая свою концепцию, Орф исходил из следующих взглядов: «Вначале был ритм. Ритму нельзя научить. Его можно освободить, «развязать» в человеке. Это не умственная абстракция, это живая сила организма и всей биологической жизни».

«Развязывание ритма» началось в Гюнтершуле в 1924 году. Занятия с маленькими детьми включали ритмические упражнения и танцы. Основу составляла ритмическая импровизация. Суть рабочего метода Орфа – в объединении всей работы в школе сценической игрой. В идеале весь коллектив Гюнтершуле должен был представлять танцующий и поющий хор и оркестр. Такой коллектив был создан и до начала 40-х годов часто гастролировал в Германии и за её пределами с большим успехом. Эксперимент К. Орфа был закончен в январе 1945 года, когда в результате американской бомбардировки сгорело здание со всем уникальным инвентарём, архивом, библиотекой, фонотекой, инструментарием и т. д. Конечно, процесс сворачивания эксперимента начался в 1933 году – с установления нацистской власти в Германии.

Концепция Орфа получила название Schulwerk («обучать в действии», нем. ). Её возрождение началось в 1948 году с детских импровизаций на стихи и известные считалочки. В процессе развития эксперимента в 1961 году в Зальцбурге был создан музыкально-педагогический институт для подготовки специалистов общего начального музыкального воспитания – школьных учителей музыки, воспитателей детских садов и приютов. Учебный план Институт включает: практику преподавания и практику игры в ансамбле (блокфлейта, ксилофон, металлофон, простейшие ударные), ритмопластические движения, дирижирование, Elementarer Tonsatz (умение педагога – режиссёра организовать коллективную импровизацию по модели), воспитание слуха (сольфеджио), постановку голоса, речевое воспитание (умение владеть устным словом).

Печатная версия Шульверка – пятитомник «Musik fur Kinder» состоит из пословиц, присказок, считалок, дразнилок на сохранившиеся подлинные мелодии. Тексты не заучивают и не воспроизводят перед учителем, их разыгрывают в лицах, на их основе сочиняют целые пьесы, сопровождаемые игрой на инструментах, действиями или жестами. Все ритмомузыкальные упражнения, представленные в виде партитур, являются лишь материалом для импровизаций, их нельзя рассматривать как учебник.

И, подобно системе Жак-Далькроза, театр венчает всю постройку Шульверка. Курс начального музыкального образования завершается спектаклем – как правило, рождественской мистерией.

С большим интересом изучив и сравнив эти выдающиеся, по-своему уникальные системы, мы убедились в том, что пословица «Новое – это хорошо забытое старое» по-прежнему актуальна, и сделали следующие выводы об их сходстве: во-первых, обе системы создают предпосылки для участия ребёнка в разнообразной музыкальной деятельности, так как соединяют все формы музицирования; во-вторых, импровизация – основа обеих систем – развивает в ученике творческое начало; в-третьих, и это мы считаем очень важным, обе системы высвобождают природные силы личности ребёнка, таким образом, избавляя его от различных комплексов; и, наконец, в-четвёртых, успешный опыт обеих систем доказывает: чувство ритма можно и нужно развивать.

Ритм

­ ритм – понятие не только музыкальное, но общехудожественное;

­ чувство ритма – способность воспринимать, воспроизводить и создавать новые ритмы;

­ в понимании природы чувства ритма до сих пор нет единства взглядов;

­ чувство ритма имеет моторную и эмоциональную основу;

­ чувство ритма зависит от множества субъективных и объективных причин: свойств личности, опыта человека, психологического и физического состояния;

­ структура чувства ритма отличается сложностью – чувство темпа, метра, размера и собственно ритма;

­ развить чувство ритма достаточно трудно, но возможно при соблюдении необходимых условий: опора на эмоционально-моторную сферу человека и одновременная работа над развитием всех четырёх компонентов чувства ритма.

Изучив и проанализировав исторический опыт воспитания чувства ритма на примере методов двух известных педагогов – музыкантов (Э. Жак-Далькроз и К. Орф), мы поняли, что эффективное развитие данной способности высвобождает природные силы человека и избавляет от различных комплексов (психологических и физических), а также раскрывает в ребёнке (и не только) творческое начало.

Мы полагаем, что успешный опыт этих педагогов непременно нужно изучать и грамотно перенимать, так как их благородные цели актуальны и сегодня.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)