Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Декоративно – художественное оформление сцены

посвященное 65 – летию Великой Отечественной войны»

В этом году исполняется 65 лет со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Это была самая жестокая и кровопролитная война всех времён и народов. День Победы - это день бессмертной славы и светлой памяти отцов, старших братьев и сестёр, которые отдали свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины, за спасение народов мира от угрозы порабощения фашизмом. Историю нашей страны надо помнить и знать.

Война. Нынешнему поколению это слово известно только из истории, рассказов фронтовиков, из воспоминаний о суровых минувших днях. Много лет прошло с того дня, когда июньским утром 1941 года Советское правительство обратилось к народу со словами мужества, надежды, веры: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Эти слова стали всенародным лозунгом В. О. В.

Путь к победе был долгим и суровым. Враг рвался к основным жизненным центрам страны, подошел к Ленинграду и Москве, захватил Киев, грозил самому существованию советского государства. Красная Армия в грозных битвах мужественно отстаивала каждую пядь нашей земли. Сотни тысяч добровольцев вступили в народное ополчение, миллионы людей создали оборонительные сооружения, чтобы преградить путь противнику. День и ночь без сна и отдыха трудились люди в тылу, поставляя фронту продовольствия, вооружения, боеприпасы: «Все для фронта, все для Победы!»

Первый решительный удар был нанесен противнику в декабре 1941 - в январе 1941 года под Москвой. Это первая победа над хваленым гитлеровским вермахтом, который считался до того времени несокрушимым, имела всемирно - историческое значение. Наш народ убедился, что врага можно одолеть.

Вторую крупнейшую победу советский народ одержал в конце 1942 - в начале 1943 года в великой битве под Сталинградом. Гром Сталинграда прокатился по всему миру, воодушевил на антифашистскую борьбу народы оккупированных стран, а в самой фашистской Германии отозвался траурным звоном колоколов. 8 мая 1945 года гитлеровская Германия капитулировала. Над развалинами столицы гитлеровского рейха Берлина советский солдат водрузил Красное Знамя Победы. Это знамя хранится в Центральном музее вооруженных сил СССР. 30 апреля 1945 года поверженным рейхстагом в Берлине разведчиками М. А. Егоровым и М. В. Кантария было водружено Знамя Победы. Это Знамя-символ победоносного завершения Великой Отечественной войны 1941 - 1945годы. Почти 500 тысяч человек ушло на фронт с территории Алтайского края в годы войны. Сибирские полки и дивизии защищали Москву, Сталинград, освобождали Украину, Белоруссию, Польшу, Чехословакию, штурмовали Берлин. 1418 дней и ночей ковали победу труженики тыла. У праздника Победы сложился торжественный, яркий, глубоко волнующий ритуал, включающий в себя, наряду со светлыми и радостными моментами, моменты грусти и скорби. История знает много подвигов в справедливых войнах прошлого. Но никогда ещё героизм воинов и тружеников тыла не был таким массовым.

Мы занимаемся в творческом объединении «Волшебная кисть», обучающиеся которого постоянно участвуют в разных конкурсах и выставках. Стало доброй традицией в течение учебного года проводить встречи с ветеранами войны. Из их рассказов мы узнавали о событиях давно минувших дней, о том, какой ценой досталась победа. Слушая волнующие рассказы, мы сами становились как бы участниками тех событий, знакомились с героическими подвигами солдат, записывали воспоминания, создавали по этим впечатлениям сюжетно-тематические композиции.

На базе клуба «Пламя» ежегодно проходит конкурс чтецов, в рамках городской программы «Театральная весна». Наше объединение получило заказ на изготовление декораций, посвященных 65 летию Победы. Мы решили внести свой вклад в празднование этой даты.

Задачи:

• Собрать материалы о событиях военных лет.

• Изучить композиционно – конструктивные закономерности организации пространства сцены.

• Разработать эскизы декораций.

• Изготовить декорации.

Объект исследования - исторические события В. О. В. , в композиционно – конструктивных закономерностях организации пространства сцены.

Предмет исследования – декораций для оформления сцены к празднованию 65 летия Победы В. О. В.

В своей исследовательской работе мы использовали следующие методы:

• Изучение и анализ литературы

• Опрос

• Анализ результатов опросов

• Проектный

«Краеведческий музей»

Мы не видели войны. Мы родились, когда давно отгремели выстрелы и победа, которую в долгих и жестоких боях завоевали наши отцы и деды, дала возможность всем нам жить спокойно и свободно.

Чтобы понять размах трагедии этой кровопролитной войны, прикоснуться к историческим фактам, мы пошли в «Краеведческий музей» нашего города.

Нам рассказали о событиях того времени, показали вещи, предметы быта тех времен: печку – буржуйку, котелок, продуктовые карточки, газеты, листовки, плакаты, фотографии тех лет. А так же личные вещи солдат: военный билет, медали, ордена, портсигар, кружку, ложку – вилку, фляжку, снаряды, патроны, письма.

Письма Это история. Здесь к ним особое отношение. Это единственное связующие звено в жизни солдата с семьей, родными, родителями. Есть письма с госпиталя, с фронта, с тыла. Мы их читали и невольно текли слезы, как было страшно! В голове звучал голос того незнакомого солдата, как он хотел жить! Письма, опаленные войной, пожелтели от времени, стали ветхими. Но они неизменные ценные носители информации, единственное связующее звено между фронтом и тылом, а значит, должны занимать центральную часть в нашей композиции.

Письма отправляли в то военное время без конвертов:

• Письмо открытка - согнута, сложена пополам.

• Почтовая карточка – на одной стороне адрес, на другой – письмо.

• Письмо треугольник.

Нас научили его сворачивать (складывать). Один треугольник оставляли для адреса, а все остальное исписывали. Их писали на двойных или одинарных тетрадных листочках.

Опрос обучающихся

Побывав в краеведческом музее, мы многое узнали. А что знают наши сверстники о событиях той войны?

Среди обучающихся центра детского творчества мы провёли опрос «Что я знаю о Великой Отечественной войне?». Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1) Из каких источников вы узнаёте о событиях войны 1941- 1945 года?

• Книги

• Встречи с ветеранами

• Фильмы

2) Интересовались ли вы судьбой своих близких, участвовавших в событиях ВОВ?

3) Приходилось ли вам видеть, читать письма участников Великой Отечественной войны?

Было опрошено 150 обучающихся центра детского творчества. Проанализировав результаты опроса, мы сделали выводы, что основным источником информации для детей остаются художественные фильмы, потом уже встречи с ветеранами и книги.

Ответы на 2 и 3 вопросы показали, что ребята мало знают и зачастую не интересуются историей Великой Отечественной войны.

Основы сценической композиции

В оформительской работе важно помнить и учитывать такую особенность восприятия, как контрастность. Замечено, что в восприятии образа человек сначала видит цвет и только потом форму. Цветовой язык декоративно - художественного оформления должен быть лаконичным, т. к. многоцветность разбивает изображение, мешает созданию цельного образа, затрудняет понимание смысла. Знание психологических свойств цвета и освещения, оказывает большую помощь в восприятии правильного цветового решения в оформлении. Цветовое решение существенный элемент в оформлении, освещение делает конструкцию близкой или далекой, рельефной или объемной, легкой или тяжелой. Общее освещение устраняет резкий контраст, дает равномерный поток света на все оформление.

В отличие от живописца или графика, сценограф оперирует не линиями и плоскостями, а объёмами и пространством. Количеством массы и характером формы определяется опущение весомости и объёма. Размещение на сценической площадке изоконструкций (и других разнообразных элементов оформления), цветовых пятен с применением освещения - всё это входит в понятие «композиция».

Непременным условием сознательного творческого подхода к декоративному оформлению является знание основ композиции. Термин «композиция» в переводе с латинского обозначает сложение, сложение частей в единое целое в определенном порядке, которые составляют определенную форму, переходящую в гармонию целого. Композиции делятся на два вида; двухмерные (плоскостные) и трёхмерные (объёмные, глубинно-пространственные).

К плоскостным (фронтальным) композициям относят плакаты, наглядные пособия, фотографии и т. д. Монументальные виды фронтальных композиций: мозаика, витраж, гобелен и малые формы графики: пригласительный билет, поздравительный адрес, буклет - путеводитель.

Основные изобразительно - выразительные средства композиции: ритм, симметрия и асимметрия, динамика и статика, масштабность, контраст и нюанс.

Ритм - означает течение, повтор и чередование элементов формы называют ритмом.

Симметрическая и асимметрическая композиция. Все формы природы подчинены закономерностям либо симметрии, либо асимметрии: тело человека и животного, ствол дерева и его листья.

Динамичная и статичная композиция. Объекты природы и предметного мира делятся на две группы: подвижные и неподвижные (человек - дерево, автомобиль - дом). Динамичной композиции присуща образная выразительность форм с реальным или потенциальным стремлением к движению, ритму. Статичная композиция подразумевает неподвижность, покой.

Масштабность - это отношение размера в плане (чертеже) к действительному размеру в натуре. Не соблюдение масштабности нарушает принцип композиционного равновесия и зрительной устойчивости на сценической площадки.

Контраст и нюанс - это резкое отличие или близкое сходство элементов или их качеств в композиции. Контраст, выделяя часть объекта, делает ее более зримой в оформлении. И, наконец, композиционное средство - нюанс. Если контрастное сочетание делает предмет очень заметным, препятствует длительному рассмотрению, быстро утомляет глаз, то сближение цветов и оттенков, к примеру, в окраске ведет к цветовому нюансу, т. е. к мягкому цветовому сочетанию.

Художественное оформление состоит из следующих задач:

• Обдумывание оформления согласно сценарию и режиссерскому плану.

• Выполнение набросков и исполнение эскизов в карандаше.

• Выполнение эскизов в цвете и изготовление (при необходимости) макета оформления.

• Выполнение рабочих чертежей (в масштабе) и расчет материала.

• Изготовление отдельных элементов оформления.

• Полная монтировка.

В период «вынашивания» замысла (вживания в образ) собирается и изучается собранный материал. Очень важно, наряду с собиранием материала для непосредственного творческого замысла, предварительное собирание материала, не связанного с конкретным замыслом. Это тематические наборы открыток, марок, этикеток, альбомов с вырезками из газет и журналов. Накопление материала обусловливает продуктивную работу творческого воображения.

Воплощаемый на сценической площадке образ, сначала создаётся в эскизе. Эскиз художественно-декоративного оформления представляет собой изображение общего вида будущей сцены в цвете с определённым освещением. В творчестве лучших художников эскиз может иметь значение самостоятельного художественного произведения.

Оформительское искусство по праву называют синтезом искусства. Здесь используются средства архитектуры станковой живописи, скульптуры, графики, светотехники, кино и театра. Область оформительского искусства: оформление улиц и площадей, народных гуляний и обрядов, выставок и витрин, различных социально-культурных программ. Создание плакатов, панно, визуальных средств информации - тоже сфера декоративно–оформительского искусства, а это эмблема, товарный знак, орнамент, шрифтовая графика и т. п.

Работа над декоративно – художественным оформлением предполагает развитие образно – художественного, логического мышления.

Ключевые психологические понятия в оформительской работе

Из учебника психологии известно, что познавательный процесс человека составляют ощущения, восприятия, представления, мышление.

Начальным источником наших знаний о предметах и явлениях окружающего нас мира являются ощущения, отражающие отдельные их свойства и непосредственно воздействующие на органы чувств. Ощущения делятся на зрительные, слуховые, обаятельные, вкусовые и др. С их помощью мы получаем знания об отдельных свойствах и качествах, а в результате восприятия приобретаем целостный образ предмета или явления.

Восприятие - это наглядно-образное отражение предметов и явлений действительности непосредственно действующих на органы чувств человека.

Восприятие вызванное без специально поставленной цели (яркостью объекта, эвристичностью, громким звуком и т. п. ), называют непреднамеренным (непроизвольным). Преднамеренное произвольно восприятие обусловлено специально поставленной задачей перед восприятием, интересами, потребностями, спецификой деятельности человека, умением сравнивать.

Важно помнить и учитывать в оформительской работе такую особенность восприятия как константность. Это зрительно воспринимаемое постоянство отдельных свойств и качеств предметов при изменении условий восприятия. Так, константность сохраняется при восприятии цвета с изменением освещения. Например, белый планшет будет восприниматься как белый при ярком освещении, и в сумерках. Это объясняется, с одной стороны адаптацией к уменьшению яркости освещения, с другой имеющимся у зрителя представлением о реальном цвете планшета.

Сохраняется относительно постоянной и величина предметов при различной их удалённости. Например, размеры рекламного щита будут одинаково восприниматься на расстоянии и в пять, и в пятнадцать метров. Здесь большое значение имеет сравнимость размера щита с известной величиной окружающих объектов.

Поставленная на сцене прямоугольная ширма под углом к зрителю будет восприниматься прямоугольной, хотя на сетчатке глаза откладывается изображение трапеции. В этом случае взор движется по контуру ширмы, выделяя относительную в удалённость вертикальной (дальней) стороны, по отношение к ближней.

Как мы видим то, что видим.

Специалисты утверждает, что 60-90 % информации об окружающем нас мире, человек получает посредством зрения. Глаз - это удивительное создание природы - способен воспринимать форму, цвет, образ, схватывая на лету и самую суть, и мельчайшие подробности. Благодаря особому устройству своей двигательной системы глаз может совершать бесчисленные и самые разнообразные движения. Эти движения глаза обычно производятся по местам изгибов формы, местам изменения направления контуров, плоскостей объёмной формы и другим точкам зрительно воспринимаемых объектов.

Какие же формальные признаки характерны для точек фиксации взгляда? Что именно принимает зрительный аппарат за информационно важную особенность? Физиологи считают, что это участки контура с очень сильным искривлением - и есть информационные фрагменты. Любопытный опыт был проведен исследователями; испытуемым было предложено отметить на рисунке лежащей кошки точки, которые, по их мнению, наиболее важны для опознания смысла фигуры. Эти точки оказались, как и можно было ожидать, точками максимальной кривизны данного участка контура. Около сорока таких пунктов соединили прямыми линиями: рисунок практически не пострадал, четкость опознания осталась без изменений (рис. 1).

Именно эту особенность работы зрительного аппарата бессознательно использовали кубисты, «гранившие» изображаемые ими предметы.

В данной композиции, перекрывающие плоскости не только не затрудняют восприятие, но наоборот дают множество иных введений: плоскость справа - ближайшая к нам; чуть дальше - плоскость, изображенная слева, а уж за ней - выпуклая пятилучевая звезда.

На нее опирается многие приемы стилизации, свойственные народному творчеству: при вышивке крестом, в ковроткачестве. Резкие изломы линий не мешают узнавать изображенные мастером плавные в жизни контуры фигур людей и животных. Точки максимальной кривизны и пересечений контуров рассказывают нам о: расположении предметов в пространстве. Когда элементы закрывают друг друга, их контуры пересекается, может показаться, что это плохо виден не весь предмет, а только часть. Однако именно данное обстоятельство и дает зрению массу сведений, и сведений очень полезных.

Холодные или тёплые цвета могут иллюзорно «раздвинуть» иди «сузить», скажем, помещение. Придать художественную цельность позволяют пропорции, выражающие соразмерность, определенное соотношение частей и целого между собой.

Цвет и освещение в сценографии

Замечено, что в восприятии образа человек сначала видит цвет и только, потом форму. Цветовой язык декоративно-художественного оформления должен быть лаконичным, т. к. многоцветность разбивает изображение, мешает созданию цельного образа, затрудняет понимание смысла. Знание психологических свойств цвета и освещения окажет большую помощь в восприятии правильного цветового решения в оформлении.

Из современной физики известно, что свет, исходящий от солнца, большинства искусственных источников света, состоит из частиц и световых волн различной длины. Солнечный луч, пропущенный через призму, даёт на экране цветовую полосу, называемую спектром.

Особенности перспективных изображений в театрально - декорационной живописи

Правила перспективы применяются художником-декоратором в своеобразных условиях оформления сценической площадки: единая плоскость картины заменяется рядом плоскостей — кулис и задней декорации, расположенных в пространстве; вместо одной точки зрения применяются несколько, расположенных в различных местах зрительного зала. Работа декоратора осложняется также тем, что артист, действующий на сцене, приближаясь к декорации, может нарушить иллюзию пространства, созданную средствами перспективного его изображения. Первая задача, решаемая декоратором, — вызвать у зрителя ощущение большей глубины, сцены, чем действительные размеры сценической площадки. Другая задача состоит в том, чтобы обеспечить полноту впечатлений иллюзорного пространства сцены возможно большему числу зрителей.

Так как при исполнении декораций решаются задачи не только изображения пространства на плоскости, но и оформления всей сцены, необходимы точные чертежи ее плана, продольного разреза и фасада, сделанные по обмерам с натуры, в определенном масштабе. При переводе эскиза декорации в макет размеры фрагментов декорации, находящихся в глубине сцены, не изменяются и берутся точно по эскизу. Удаление этих фрагментов декораций вглубь сцены вызовет у зрителя ощущение уменьшения их размеров в той же степени, как и изменения размеров фигуры человека на сцене. Таким образом, будут полностью сохранены запроектированные соотношения декораций и человека.

Работа над эскизом проекта

Размышляя и вспоминая о том, что мы узнали и увидели, мы приступили к разработке эскиза композиции. Мы нарисовали много разнообразных набросков и зарисовок в карандаше. Проанализировав их, отобрали самые интересные.

На следующем этапе создали эскизы, учитывая все каноны сценического оформления. Так мы пришли к последнему итоговому эскизу.

Чтобы правильно оформить нашу композицию, необходимо знать все параметры сцены. Нарисовали эскиз сцены, расставили размеры.

В масштабе нарисовали сцену, закомпоновали эскиз. В центре сцены мы расположили письмо с фронта от солдата, который пишет своей жене и сыну. Через это письмо он передает свои чувства, эмоции, переживания. Всей семьей, читая письмо, они мысленно разговаривают с ним, обнимают его.

В левом нижнем углу композиции разместили «Вечный огонь». Пятиконечная граненая звезда с пылающим пламенем огня, символ памяти жертвам фашизма, героям, их подвигам. Об этом нужно помнить всегда! Благодаря этому, мы живем в прекрасной и расцветающей стране - России.

Письмо в нижней части композиции мы увенчали «Георгиевской лентой» с лавровой ветвью победителя. Почему? Обратимся к истории. В Древней Греции победителям соревнований дарили не кубки, не грамоты и дипломы, а именно лавровый венец победителя. «Георгиевская лента» появилась в начале XVIII века, она прикреплялась к ордену Святого Георгия. К ленте солдаты и офицеры прикалывали ордена, награды. Это символ – чести и доблести. Цветовое обозначение: черный – дым сражений, оранжевый – пламя, огонь.

В верхней части композиции располагаются даты: 1945 – 2010, т. к. этом году исполняется 65 лет со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Работая над творческим проектом, мы многое узнали об истории своей страны, о событиях, происходящих во время войны. Познакомились с иллюстрациями, картинами, плакатами, отображающими эту тему.

Мы научились разрабатывать эскизы с учетом театральных требований, работать в масштабе графически и декоративно. Приятно видеть необходимость нашей работы т. к. все театральные студии на городском конкурсе чтецов и «Театральной весне» будут выступать на сцене, оформленной нами.

Наши декорации экономичны, их легко располагать на любой сцене, транспортировать, если в этом будет необходимость.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)