Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Демографический портрет станицы Курской

Станица Курская стоит у реки,

Её основали давно казаки.

Она с каждым годом растёт, развивается,

Со всех сторон света сюда все съезжаются.

Здесь русские, немцы, армяне живут,

Грузины и турки, корейцы - все тут.

Никто не в обиде, всем места хватает,

Быть может, она потому процветает?.

Тарабарко.

Здесь места хватит всем:

И русскому, и армянину,

Корейцу и осетину,

Ты двести двадцать лет

Живёшь и процветаешь

На радость людям всем.

Р. Сулейманова

Рассказ о народах, проживающих в станице Курской, я начала со стихов учащихся школ района, в которых они отмечают не однородный состав населения райцентра.

Курская возникла в далёком 1784 году, как гражданское поселение. Первыми жителями были крестьяне и служилые люди, прибывшие из Суджанского района Курской губернии. Численность населения составляла 517 человек. 2 декабря 1832 года, царское правительство издаёт Указ «Об укреплении обороны Кавказской линии посредством обращения в линейные казаки жителей ближайших казённых поселений ». С января 1833 года Курская переведена в разряд казачьих станиц.

Эти первоначальные сведения о станице я узнала, глубоко изучив статьи местного краеведа В. Г. Суменко,в книге «Мои журналистские тропы». Ни в одной статье о прошлом Курской не упоминается о её многонациональном составе населения; а в настоящее время здесь проживают представители около 50 национальностей. Я заинтересовалась тем, как происходило заселение Курской представителями разных народов. В районном Курском архиве сведения о национальном составе станицы собрала только за последние 18 лет. Явно этого было не достаточно для исследования процесса заселения станицы нерусскими народами. Следующим шагом моей работы стал опрос старейших представителей национальных диаспор. В беседах я узнавала не только время их приезда в Курскую, но и особенности быта и культуры разных народов. На нашей улице в мире и согласии живут: армяне, цыгане, осетины, грузины, русские, мордвины. Класс наш тоже не однороден по национальному составу. В одном классе со мной учатся армяне, грузины, осетины.

Характеристика национального состава станицы Курской

Анализируя архивные данные по национальному составу станицы Курской, прихожу к выводу, что самые многочисленные диаспоры: армян, грузин, осетин, турок, татар, чеченцев, немцев, украинцев, кабардинцев - их численность колеблется от 20 до 1597 человек. Количество национальностей, проживающих в станице, не постоянное, оно колеблется от 34 в 1990г. до 48 в 2004г..

Спектр исследовательской работы широкий, поэтому я решила ограничиться изучением этнических особенностей многочисленных групп. Изучив архивные материалы за последние 18 лет, я выделила четыре группы национальностей.

Первая группа- количество населения более 500 человек: армяне- 1597 человек, грузины- 506 человек.

Вторая группа- количество населения более 100 человек: осетины- 373 человека, турки- 241 человек, украинцы- 170 человек, немцы- 155 человек, азербайджанцы- 148 человек, чеченцы- 138 человек.

Третья группа- количество населения более50 человек: кабардинцы- 60 человек, цыгане- 63 человека.

Четвёртая группа- количество населения более 20 человек: белорусы- 47 человек, лакцы- 43 человек, аварцы- 36 человек, мордвины- 28 человек, корейцы- 27 человек, татары- 23 человека, табасаранцы- 22 человека.

Все остальные неназванные национальности я выделила в одну группу.

На настоящее время это 31 национальность с количеством населения менее 10 человек, а таких народов как удмурты, рутулы, болгары, черкесы, венгры, эстонцы, балкарцы, саами в станице Курской проживает по одному человеку.

Поскольку живём мы в многонациональной станице, меня заинтересовал вопрос: дети каких национальностей обучаются в нашей школе. Я провела опрос учащихся по классам, в результате выяснила, что в нашей школе обучаются дети 22 национальностей.

Наибольшее количество учащихся представители следующих национальностей:

В качественном и количественном виде данные опроса можно проследить из следующей таблицы:

Национальности количество % какое место учащихся человек занимают

1. русские 526 65 1

2. армяне 128 15,8 2

3. грузины 64 7,9 3

4. осетины 33 4,07 4

5. чеченцы 18 2,2 5

6. немцы, цыгане по 6 каждая по 0,7

7. ингуши, аварцы, по 5 каждая по 0,6

даргинцы

8. азербайджанцы 4 по 0,5

9. кабардинцы, узбеки, по 3 каждая по 0,4

корейцы, татары

10. турки 2 по 0,2

11. кумыки, евреи, латыши, абазины, по 1 каждая по 0,12

ногайцы

Из 696 учащихся школы 283 человека представители разных национальностей, 19 учащихся из семей беженцев и вынужденных переселенцев: из Чечни и Казахстана. Самый многонациональный класс 4 “a”,в нём обучаются дети девяти национальностей: русские, армяне, осетины, грузины, чеченцы, ингуши, цыгане, узбеки, немцы.

Миграционные процессы на Курской земле

Во второй половине 80-х годов, в условиях начавшейся перестройки в нашей стране происходит рост национальной напряжённости. Объясняется это тем, что произошли определённые перемены в духовной жизни. Трения на почве межнациональных отношений возникали в ряде районов страны и в прошлом, но они замалчивались местными властями, а в условиях гласности их широко освещали средства массовой информации. Предметом дискуссий стали обиды, нанесённые в прошлом многим народам массовыми репрессиями, произвольной перекройкой границ, пренебрежительным отношением властей к национальным традициям. Руководство страны с запозданием реагировало на обострение межэтнических отношений и изменение политического климата в обществе. «Невозможно было представить, что за короткое время после распада Советского Союза в Кавказском регионе возникнет крупный очаг международного терроризма и бандитизма, переросший, в итоге, в крупномасштабную войну. А поводом к ней послужили безрассудные просчёты ведущих российских политиков. Прав оказался немецкий военный теоретик Клаузевец, когда назвал всякую войну продолжением политики иными средствами. В числе таких «иных средств» стали конкретно для Чечни безразмерные суверенитеты, а затем и прямое вооружение мятежной республики. Этим и воспользовался амбициозный, авантюрного склада генерал Джохар Дудаев. Такова вкратце печальная прелюдия к кровавой войне в центре Кавказа, унесшая тысячи жизней и вызвавшая в России крупную волну массовой миграции» - отмечает журналист- краевед В. Г. Суменко в книге «Мои журналистские тропы».

Особенностью Курского района является то, что граничит он с несколькими Кавказскими республиками: Республикой Дагестан-протяженность границы 60,2 км; Чеченской Республикой- 114,5 км; Кабардино-Балкарией; Северной Осетией-Аланией. Сюда в конце 80-х – начале 90-х годов устремился поток переселенцев из мятежных регионов Кавказа.

С целью регулирования миграции населения в Курской в 1993 году была создана миграционная служба, которая явилась структурой Управления по делам миграции ГУВД Ставропольского края.

Основные функции комитета по делам миграции заключаются в следующем:

1. Обеспечивать предоставление статуса беженца или вынужденного переселенца; политического или временного убежища.

2. Осуществлять приём и размещение беженцев и вынужденных переселенцев.

3. Обеспечивать оформление и выдачу беженцам и вынужденным переселенцам соответствующих документов, вести учёт выданных документов.

4. Содействовать вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства и беженцам во временном обустройстве.

5. Использовать в установленном порядке средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию мероприятий по проведению миграционной политики.

Чтобы лучше и глубже познать сущность деятельности миграционной службы, я обратилась к заведующей комитетом по делам миграции Халецкой Ларисе Васильевне. Беседуя с ней, я узнала, что в нашем районе были зарегистрированы только вынужденные переселенцы.

«За время регистрации с 1992 года статус вынужденного переселенца получили 2281 человек (887 семей). На 1 апреля 2004 года имеют статус вынужденного переселенца 331 человек (138 семей)» (Статистический отчет Курской районной администрации).

Динамика прибытия вынужденных переселенцев.

1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г.

семей 104 123 29 11 2 0 0

человек 236 268 58 19 3 0 0

Особенностью миграционного прироста населения является прибытие большой национальной группы – ногайцев 3%, чеченцев 2,2%, турков – месхетинцев – 10,9%.

На миграционные процессы населения большое влияние оказывает нестабильность политического положения района. Об этом свидетельствуют следующие данные: «1994 год- первая чеченская война: в Курский район приехало 450 семей (1201 человек) из них 35 семей(121 человек) прибыло в станицу Курскую. В основном это русскоязычное население, которому ещё до начала войны были созданы невыносимые условия проживания.

- 1999 год – вторая чеченская война: в Курский район приехало 165 семей (348человек) из них в Курскую приехали 15 семей (42 человека).

- С 1994 года усилился приток турок – месхетинцев, в настоящее время их проживает в Курской 241 человек.

- в 1987 году в Нагорном Карабахе начинается военный конфликт между азербайджанцами и армянами. Армяне вынуждены были уехать из Нагорного Карабаха, 94 человека поселились в станице Курской» (Статистический отчет Курской районной администрации, 2005г. ).

После распада СССР наблюдается миграция русскоязычного населения из бывших союзных республик. В 1994 году зарегистрировано 4 семьи ( 9 человек) вынужденных переселенцев из Казахстана. В школах райцентров работают 6 учителей, которые приехали из Казахстана, и 5 учителей – вынужденные переселенцы из Чечни.

Проводя социологический опрос учащихся Курской СОШ №1 о национальной принадлежности, я выяснила, что у нас учатся 19 детей из семей вынужденных переселенцев, приехавших из Чечни и Казахстана. Все они получили соответствующую помощь от миграционной службы: «299 семей вынужденных переселенцев получили беспроцентную возвратную ссуду на строительство или приобретение жилья; 208 семей получили компенсацию за утраченное жильё и имущество на территории Чеченской Республики» (Статистический отчет Курской районной администрации, 2005г).

В рамках Федеральной программы «Миграция» была создана инженерная инфраструктура, за счёт которой произведён ремонт средних школ №1 и №2 райцентра.

«Администрацией Курского района в 1993 году были выделены земельные участки под застройку вынужденным переселенцам. Было создано компактное поселение вынужденных переселенцев – микрорайон «Южный», проведена электрификация и газификация данного района. Детям из семей вынужденных переселенцев в рамках целевой программы «Дети семей переселенцев и вынужденных переселенцев» предоставляются путёвки в летние оздоровительные лагеря и на санаторно-курортное лечение. Выделяется адресная материальная помощь» (Статистический отчет Курской районной администрации, 2005г. ).

Таким образом, миграционной службой района проделана очень большая работа, чтобы люди, переселившиеся из неблагополучных регионов, потерявшие всё своё имущество и жильё, обрели покой, радость жизни. А самое главное: дети пошли учиться, родители получили работу.

В настоящее время поток вынужденных переселенцев в станицу приостановлен. В течение пяти лет нет зарегистрированных переселенцев, но миграционная служба продолжает функционировать. Теперь её задача заключается в том, чтобы предупредить незаконную миграцию. С этой целью проводятся рейды совместно с Курским РОВД, по проверке гостиницы, автовокзала, рынка, жилого сектора. Заведующая комитетом по делам миграции Халецкая Лариса Васильевна в нашей беседе отметила: « Нарушений по проверке паспортно-визового режима и использованию иностранной рабочей силы не выявлено. Одной гражданкой из Республики Узбекистан был нарушен режим пребывания иностранных граждан, за это с неё взыскали штраф в бюджет Курской сельской администрации».

Подводя итоги деятельности миграционной службы, считаю, что вынужденные переселенцы не испытывают трудностей в повседневной жизни, среди коренных жителей станицы Курской они ничем не выделяются, живут в мире и согласии с окружающими.

«В оценке последствий миграции существуют разногласия. Одни исследователи считают, что любое расширение межнационального общения может рассматриваться в любом случае как положительное явление, способствующее возникновению культур и утверждению интернационализированных образцов поведения. Другие исходят из того, что расширение межнациональных контактов лишь тогда ведёт к оптимальному развитию межнациональных отношений, когда основывается на добровольности и не сопровождается возникновением конфликтных ситуаций».

Толерантность в жизни современного человека

Все респонденты, говоря о своих родственниках, отмечали, что в их роду есть представители нескольких национальностей. Все они живут в мире, дружбе и согласии, несмотря на сложности и трудности современной жизни. Здесь уместно обратить внимание на толерантность в общении, т. к. это понятие характеризует одну из важнейших установок демократии, гуманистического мировоззрения, морали культуры - принцип предупреждения и преодоления разного рода конфликтов: социальных, межличностных, этнонациональных. О том, какое значение имеет толерантность, отмечали мыслители – гуманисты еще в XIX веке. Гёте писал: «Не может быть и речи о том, чтобы нации думали одинаково; они должны только, осознавая себя, видеть одна другую, и, если не могут взаимно любить друг друга, то, по меньшей мере, должны учиться быть терпимыми» (Кинкулькин, 2002). Современное значение толерантности ярко охарактеризовал известный правозащитник, историк и филолог Лев Копелов: «Терпимость – главное условие сохранения жизни на Земле, которую наполняют всё более многочисленные и совершенные орудие массового уничтожения» (Копелев, 2002). Поскольку одно из важных черт толерантности является привитие уважения к другим народам, их истории и культуре, укрепления чувства солидарности и сопричастности, базирующегося на осознании собственной самобытности и понятии множественности форм человеческого существования, я решила больше узнать о данной проблеме. В Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году, толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей 21 века. В нашей стране 2004 году была принята и начала реализовываться государственная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». В ней отмечаются задачи поликультурного образования:

- «глубокое всесторонние овладение культурой своего народа как непременное условие понимания иных культур;

- формирование представлений о многообразии культур в мире и России, положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

- выработка терпимости, гуманного межнационального общения» (Российская газета, 2004). Значительное внимание в своем исследовании, я уделяю проблеме толерантности, считаю изучение данной проблемы своевременной. В школе нашей обучаются учащиеся 22-х национальностей и от того, насколько мы будем терпимы друг к другу, доброжелательны, во многом зависит мир и спокойствие на нашей Курской земле.

Среди учащихся школы мы провели диагностику толерантности и определили индекс толерантности. Определили ограничительные рамки: 1- 0,9 бал. - высокий индекс, 0,89- 0,75 бал. – средний индекс, 0,74 – 0,65 бал. – низкий индекс. Результаты данного исследования следующие: 57,1% учащихся школы с высоким индексом толерантности, 32% - со средним, 10,9% - с низким индексом толерантности. По итогам исследования сделан вывод: необходимо совершенствовать умения и навыки эффективного взаимодействия учащихся с представителями разных национальностей, воспитывать учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Толерантность выступает непременным условием и показателем культуры цивилизованных межнациональных отношений. Наша школа является многонациональным ученическим сообществом, поэтому воспитание в духе толерантности, взаимопонимания и терпимости в таком многоликом и разноязыком коллективе приобретает особое значение. С целью выявления мнения подростков по различным аспектам межнациональных отношений, среди учащихся старших классов было проведено анкетирование. Всего в опросе приняло участие 198 учащихся. После подведения итогов были сделаны следующие выводы:

1. Большинство детей в школе обладают достаточно высокой культурой толерантности. Оценивая личные качества представителей других народов, отмечали, что на выбор друзей национальная принадлежность не влияет.

2. Учащиеся не испытывают эмоционального дискомфорта из – за того, что рядом с ними за партой сидят дети иной национальности. Они совершенно нормально относятся к возможности совместной деятельности друг с другом.

3. Большинство учащихся стремятся к изучению национальных культур своих соседей. Особенно повышенное внимание уделяется изучению национальной кухни и использование полученных знаний на практике.

4. Учащиеся школы поддерживают национальные традиции своих народов, но проявляют большой интерес к обычаям и традициям других народов, что способствует духовному обогащению. Одна ученица так ответила в анкете: «Незнание традиций других народов не приведет к серьезным политическим конфликтам, но духовно мы будем беднее».

В нашей школе стало доброй традицией проводить фестиваль дружбы народов. Для этого разработаны условия, программа выступлений. Каждый класс представляет одну национальность. Работа по подготовке к вечеру проводится большая: на классных часах проводится изучение истории народа, особенности культурных традиций, готовят национальные танцы, костюмы, блюда национальной кухни. На вечере бывают представлены народы, проживающие в Курской и на Северном Кавказе. Вечер получается всегда очень интересным и поучительным, т. к. мы получаем возможность глубже осмыслить культурно – национальное своеобразие каждого народа, это способствует развитию чувства терпимости, дружелюбия. На время мы забываем о своих национальных различиях, все мы - Россияне.

Многочисленные национальности станицы Курской

Армяне

Армяне - самая многочисленная национальная диаспора станицы Курской. В настоящее время армяне в станице проживает 1597 человек. На основании архивных материалов, сделала вывод, что за последние 18 лет численность армян в Курской увеличилась в два раза: 1990 году проживало 790 человек, а в 2007 году -1597 человек. Представители этой национальности работают во всех сферах жизни станицы: образовании, культуре, медицине, правоохранительных органах, предпринимательском деле, строительстве и т. д.

В основном это армяне, приехавшие из соседнего села Эдиссия, которое имеет давнюю историю. В 1795 году переселенцам из Персии приглянулось место на высоком левом берегу Куры, известное по тем временам, как Касаева Яма. В очерке В. Г. Суменко « Мы родом из прошлого» отмечается: « Многие годы ассимиляторской национальной политики привели к тому, что жители теперешней Эдиссии лишились армянского языка и разговаривают на одном из тюркоязычных наречий. Все остальные базовые национальные черты сохранились – христианское вероисповедание, армянские обряды и традиции».

В селе нет промышленных предприятий, поэтому уже с 40-х годов армян принимали на работу в Политотдельскую МТС, которая находилась на месте современного совхоза «Курский».

Осуществлялся организованный подвоз рабочих на работу. В 1964 году вступил в строй Курский консервный завод. 80% работающих на заводе были эдиссийские армяне. Подвоз рабочих осуществлялся организованно на автобусах завода. В 1963 году был создан винсовхоз «Восход», на виноградных плантациях которого работали армяне. Семьям, где были дети дошкольного возраста, в детском саду винпосёлка предоставлялись места. Подвоз рабочих с детьми производился организованно, автобусами хозяйства. Таким образом, в 60-70 г. г. консервный завод и виноградные плантации совхоза «Восход» были главными базами рабочих мест для армян из Эдиссии.

Ежедневно, в дождь и слякоть, холод и жару нужно было ехать на работу. Для семей, где были дети школьного возраста, это составляло дополнительные трудности, поэтому многие семьи начинают переселяться в станицу Курскую.

В каком же году здесь поселились первые армянские семьи? Ответить на этот вопрос удалось только путём опроса старейших жителей- армян.

Участница Великой Отечественной войны Валентина Аркадьевна Клинчаева приехала жить в Курскую в 1947 году. По её словам, в это время здесь проживало менее пяти армянских семей. До 1990 года армян в Курской проживало около 500 человек, а затем численность их резко увеличилась до 1019 человек в 1993 году; 1520 человек в 1995 году; 1600 человек в Курской проживало в 2001 году. В настоящее время проживает 1597 человек.

Среди армян следует выделить три группы:

1) Эдиссийские, которые, по словам старейших жителей, живут в станице с середины 40-х годов XX века.

2) Ереванские армяне – они приехали из Армении в 1988 году.

3) Карабахские армяне – появились в станице после армяно-азербайджанского конфликта 1987 года в Нагорном Карабахе.

По сведениям районного военкомата, в Курской проживает 25 армян, которые являются участниками Великой Отечественной войны, 10 человек награждены Орденами Отечественной войны I и II степени. В горячих точках служили 49 юношей-армян: 7 человек в Афганистане и 42 – в Чеченской Республике. За проявленное мужество и героизм в борьбе с бандформированиями один воин получил Орден Мужества, один – медаль «За отвагу», трое награждены медалью Суворова, четверо получили медали Жукова Г. К. Обо всех участниках военных баталий рассказать невозможно, но судьбы некоторых меня особо заинтересовали.

Я уже упоминала фамилию Клинчаевой Валентины Аркадьевны, о ней и пойдёт рассказ. Встреча с ней состоялась в солнечный, погожий денек, накануне её 80-летия. Меня приятно удивила приветливость, живость и глубина больших чёрных глаз, приятный голос, интересный рассказ Валентины Аркадьевны. Родилась и выросла она в селе Эдиссия, после окончания семилетней школы поехала в Ереван, поступила в педучилище. Успешно закончила его. Гордилась тем, что стала учительницей начальных классов. На выпускном балу с подругами много мечтали о будущем, а на утро пришла страшная весть – «Война». «Мы сразу даже не смогли понять, что такое война, какая беда на нас свалилась, - вспоминает Валентина Аркадьевна. – Проводили на фронт своих сверстников, ребят- однокурсников, и стали обивать пороги военкомата, на фронт просились».

На фронт Валентина Аркадьевна попала в 1942 году, призвана была Курским военкоматом. В г. Баку она прошла курсы телефонисток и всю войну служила в войсках Закавказского фронта.

«Более трёх лет я работала телефонисткой на секретном объекте, в бункере, под землёй, - продолжает вспоминать Валентина Аркадьевна. – Отдыха почти не было, свой пост мы не могли покинуть ни на секунду, увольнение раз в месяц!» (Воспоминания ветерана Клинчаевой В. А. ). Здесь же, в Закавказье, она и встретила День Победы над фашистской Германией. Домой она вернулась в сентябре 1945 года. Имеет одну единственную военную награду: медаль «За оборону Кавказа»; есть ещё и юбилейные награды, но к этой особое отношение, ведь она вместила в себя 3 года и 4 месяца неимоверного труда телефонистки.

Ещё я хочу рассказать о выпускнике 1993 года Курской СОШ №1 Атанесяне Владимире. После окончания школы он был призван в армию и направлен в 1994 году в Чечню. Он был участником первой чеченской войны, в составе Майкопской бригады. В Чечне он пробыл всего две недели с 4 по 18 декабря, но они ему показались длиннее года. Никогда не думал этот невысокий армянский парень, что воочию увидит войну, а тем более – придётся воевать. О своём пребывании в Чечне Владимир рассказал следующее: « В первом же чеченском селе нашу роту обстреляли. Нам пришлось бросить всё: продукты, одеяла, палатки – осталось только то, что было на нас. На перевале рота попала в окружение, пришлось копать окопы в снегу. Наступило тяжёлое время: то дождь идёт, то снег, то мороз ударит. Спали 1-2 часа в сутки, а остальное время пришлось выживать. Погреться было негде, продуктов не было, иногда перепадал сухарик один на четверых. В боевых действиях участия я не принимал, т. к. был сапёром. Мне приходилось минировать мосты, дороги. Иногда попадал в такие переделки, что поджилки тряслись. В такие минуты обо всём забываешь, и только одна мысль стучит в висках: «Остаться живым». 18 декабря меня обмороженного, с лёгкой контузией и приступом язвенной болезни отправили в госпиталь города Нальчика» (Воспоминания участника чеченской войны. ). После продолжительного лечения и отпуска, Владимир продолжил служить в г. Майкопе. В Чечню его больше не посылали.

Грузины

На границе двух районов Курского и Степновского находится село Новоивановское – это место компактного проживания грузин. В книге В. Г. Суменко «Мои журналистские тропы» читаем следующее: «Грузины села Новоивановского в нашей степи пришли из горной Душетии в 1912 году. Работали они у местных овцеводов по найму чабанами». В селе была начальная школа, дальнейшее обучение учащиеся проходили в Полтавской средней школе.

В 1966 году грузинские семьи начинают поселяться в ст. Курской. Беседуя со старейшими жителями грузинами, я выяснила, что основной причиной переезда их из села Новоивановского является отсутствие работы и школы. Переселявшиеся грузинские семьи строили простейшее жильё: маленький домик с земляными полами, миниатюрными окошками, камышовой крышей. В Курской они более компактно проживают на улице Комсомольской.

Среди грузин 18 человек являются участниками Великой Отечественной войны, имеют боевые награды; 31 человек – участники Чеченской войны, 9 человек награждены орденами и медалями. Трудятся грузины в различных областях и сферах производства станицы Курской.

Осетины

«Осетинские поселения к Северу от Кавказской линии стали появляться после пуска Эристовского канала в 1854г. В основном были этокрещённые осетины из Куртатинского ущелья. Наиболее компактными осетинскими поселениями были станицы Черноярская и Ново-Осетиновская. Жители этих поселений были казачьего сословия, многие имели высокие офицерские звания и составляли ядро белоказачьих формирований на Северном Кавказе».

Территория вдоль левого берега Терско-Кумского канала в прошлом именовалась 141-й спорный войсковой участок. «Именно здесь появляются осетинские поселения – хутора Большой Осетинский, Торосов, Пиева – 62 двор, Тамазова – 47дворов, Лукожева – 16 дворов. Хутора назывались фамилиями тех, кто первым освоил данный участок земли. Земельные наделы часто приходилось делить между хуторами и владельцами земли, поэтому этот участок назывался спорным.

По землям осетинских хуторов Кациев, Абреков, Давлатов, Тумасов проходил знаменитый Царицинско – Моздокский тракт – южная дорога на Тифлис. Тракт этот имел важное военное значение для судеб Кавказа».

Время поселения осетин в станице Курской удалось определить из бесед со старейшими жителями этой национальности. Первые осетинские семьи здесь появились в середине 1960-х годов. В разное время количество их менялось. По данным районного архива динамику численности осетинского населения установили с 1990 года. Данные представлены графически:

В настоящее время осетин проживает в Курской 373 человека. Среди них 12 человек ветераны Великой Отечественной войны, 16 человек участники Чеченской войны. За участие в военных действиях они имеют награды: орден «Мужества», медали «За отвагу», «Суворова», «Жукова».

Об одном ветеране я хочу рассказать подробнее. Абаев Фёдор Варфаламеевич – участник Великой Отечественной войны, освобождал Кавказ от немецко-фашистских захватчиков. Свой боевой путь Фёдор Варфаломеевич начал в августе 1942 г. в сражениях под Малгабеком в составе 1127-го стрелкового полка 337-й дивизии. Сначала он был ездовым в расчёте 127- миллиметрового орудия, обеспечивавшего огневую поддержку воинам, защищавшим от врага путь в Алханчуртскую долину, ведущую к Грозному и богатейшим нефтяным промыслам.

Фёдор Варфаломеевич вспоминает: «Страшно было. Враг не считался с потерями, старался выбить наших воинов с занятых позиций любой ценой, были большие потери и с нашей стороны. В одном из боёв вышел из строя, заряжающий нашего орудия, я занял его место, и, как оказалось, надолго. Это было первое моё боевое крещение» (Воспоминания ветерана Абаева Ф. В. ).

В боях за Кавказ Фёдор Варфаламеевич был ранен, а после выздоровления был направлен в 20-й Отдельный миномётный полк резерва Главного командования, базировавшийся в районе города Ленинакана, близ государственной границы с Турцией. Отсюда после окончания войны был демобилизован.

Среди осетин, проживающих в станице Курской, много замечательных людей, оставивших добрую память о себе. Это Качаев Леонид Андреевич, начальник ПМУ-10 , затем переименованное в «Строитель-10». Под руководством Леонида Андреевича были построены: спортивный зал «Юбилейный», здание крытого рынка (первоначально это был торговый центр), Дом культуры, здание районной администрации и ещё множество строительных объектов на периферии Курского района.

Корейцы

В 1955 году на Ставрополье поселились корейцы, их привлекали поливные земли края. Компактно они проживали в г. Георгиевске, а на сезонные работы выезжали в разные районы Ставрополья. В Курском районе корейцы из г. Моздока с 1966 года брали в аренду поливные земли и выращивали лук, арбузы. В местах работы строили временное жильё, используя толь и фанеру. Осенью, убрав урожай, они уезжали в места постоянного проживания.

В станице Курской корейцы поселились в 1986 году, всего две семьи, а в настоящее время проживает 12 семей. Все они приехали из средней Азии. Занимаются изготовлением корейских салатов и продают их на рынке.

Курские корейцы между собою очень дружны, вместе празднуют праздники, помогают друг другу в трудную минуту, поддерживают дружеские отношения с соседями.

Во время нашей встречи женщины-кореянки рассказали о своих национальных традициях. Например, праздничные мероприятия заканчиваются игрой в хато, она похожа на игру в карты.

Кушают корейцы за низким столом, сидя на корточках или моктусах - маленьких стульчиках без спинки. Самой распространённой посудой является глубокая чашка и корейские палочки.

Национальной одеждой кореянок является хянбог – это очень пышный, длинный сарафан и жилетка, отстроченная длинными атласными лентами, которые сзади завязываются в бант. А ещё мне понравился обычай: переодевать невесту. По началу её одевают в обыкновенное белое свадебное платье, а потом в течение вечера её семь раз переодевают в разные хянбог.

Изучая историю самых многочисленных народов станицы Курской, следует отметить сходство их культур, некоторых традиций и обычаев. Совпадения эти не случайны: ведь все они объединены одним понятием «кавказские народы». Для истинных патриотов своей Родины национальных границ не существует. Ассимиляция кавказских народов чётко просматривается в этнически-смешанных семьях: грузино-русских, грузино-осетинских, осетино-армянских, русско-осетинских и т. д.

Изучая культуру народов Кавказа, я обратила внимание на некоторую «традиционность поведенческих установок, этикет в застолье, в соционормативной и гуманитарной сферах культуры. Система питания во многом сохраняет этническую специфику: предпочтение сыров типа сулугуни, осетинский, употребление разной зелени, использование множества специй, острых приправ, традиционных сортов хлеба, например лаваш.

Особое внимание заслуживает традиционное застолье – порядок тостов, форма их подачи, стилистика речи выступающего, обращение присутствующих за столом друг к другу, следование традиции половозрастному принципу рассаживания гостей за столом – старших на более почётные места, женщин друг с другом. Вести такое застолье- это настоящее искусство, поэтому его ведёт тамада, избираемый из числа наиболее уважаемых и знающих традиции мужчин».

Табасаранцы

Изучая жизнь, культуру, быт народов станицы Курской, я выделила народность табасаранцев для более глубокого изучения их истории.

«Табасаранцы с 6-го века нашей эры проживали в бассейне реки Рубас на территории Дагестана. История этого народа мало отличается от истории любого народа Северного Кавказа: зависимость от Ирана, крестьянские восстания против феодального гнета. В 1596 году посол майсума (верховный правитель Табасарана) с дипломатической миссией посетил Москву. Цель визита – вступить в подданство русского царя, но только в 1796 году Табасаран стал подданным русского царя. Майсум и кадий с 1806 года получали из русской казны жалование по 1500 рублей в год». В настоящее время табасаранцы самый малочисленный народ (1200 человек) Дагестана. По данным Курского сельского совета в «станице Курской проживает 18 табасаранцев, хотя зарегистрировано 21 человек компактно проживают на х. Глубоком». В станице Курской поселились весной 1987 года, в результате трудовой миграции из Дагестана, так как там наблюдался избыток трудовых ресурсов. В Курской семьям были предоставлены благоустроенные квартиры и работа. Это три семьи Кафаровы, Ферзиевы, Нюховы – все они родственники. Кафаров Шахламаз и Ферзиева Бика являются родными братом и сестрой, по отцовской линии. Глава семейства Нюховых Нагиб Алиэскерович приходится двоюродным братом Кафарову Шахмурзе по отцовской линии. В большой дружной семье табасаранцев проживает Кафарова Насибет Алибаевна в девичестве Гусейнова, которая является родной тетей Ферзиеву Ханмирзе.

В роду Кафаровых браки заключаются только с представителями своего народа. Семьи немногочисленные 3-4 ребенка и родители. Имена детям дают национальные: Минара, Эльмира, Казбек, Марат, Азаур, Рауф, Расим, Рамин. В семье Ферзиевых трое сыновей и одна дочь – ее назвали украинским именем Оксана, она учится в школе. Всего в трех табасаранских семьях 11 детей, самая старшая из них Кафарова Минара имеет уже свою семью, живет и работает в Дагестане. Она получила специальность учителя начальных классов. Один из сыновей Ферзиевых служит в армии. В основном в роду дети школьного возраста, обучаются в школе винпоселка и Курской СОШ № 1. Двое детей Нюховых обучаются в высших учебных заведениях: Диана в институте «Юждаг» получает профессию экономиста, а Рауф в Дербентском филиале Дагестанского государственного педагогического университета на юридическом факультете.

Женщины в роду не работают, они занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей. Мужчины работают в строительной бригаде ЧП «Газовик», их руками в 2002 году было построено прекрасное здание магазина и проходной на газовом участке станице Курской.

О своих предках тепло отзывается ученица 11-го класса Кафарова Эльмира. Она рассказала нам о своих прадедушках Кафаре и Наврузбеке, которые в 1941 году пошли защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков и погибли на войне, а папин отец, Асланбек Нурович, участвовал в войне с Финляндией. Прабабушка всю войну вязала теплые носки и посылала их на фронт.

В роду Кафаровых свято чтят национальные традиции и обычаи. Все дети знают родной язык и разговаривают на нем, хорошо знают русский язык и свободно общаются на нем. С раннего детства родители воспитывают у детей чувство уважения к старшим. Младшие всегда встают, когда в дом входит взрослый, не вступают со старшими в спор, этим дети показывают воспитанность и уважение к старшим. Добрые традиции горских народов сохранились до настоящего времени: всем селом празднуют проводы в армию, свадьбу. Односельчане помогают друг другу в горе и радости.

Изучая национальные традиции и обычаи табасаранцев, я познакомилась с особенностями мусульманской свадьбы: мужчины из рода жениха не должны были видеть лицо будущей невесты, перед ними она могла появляться только с закрытым лицом. Невесту к жениху везут на лошадях.

Наиболее почитаемыми являются праздники:

• Курбан Байран – это праздник жертвоприношения. Им заканчивается десятидневная ураза, которая бывает в октябре месяце. Родственники в этот день ходят в гости друг к другу. Угощают друзей и малоимущих односельчан мясом жертвенного животного (режут овцу или корову). Особенностью этого праздника является то, что рядом не должно быть голодных.

• 21 марта дружная семья Кафаровых отмечает праздник радости, уважения и примирения, называется он Курбан Байрам.

Изучение демографического положения в станице Курской, даёт чёткое представление о национальном составе населения, и какое влияние на него оказывают масштабные межэтнические конфликты.

В своей работе я не затронула положение русских жителей станицы, т. к. она является исконно русским поселением и основная часть жителей – это русские. В последние 15 лет в численном составе русского населения произошли изменения: наблюдается численный рост с 8271 человека в 1990 году до 9311 человек в 2004 году; происходит это не за счёт естественного прироста, а из-за миграции русскоязычного населения из мятежных регионов России. По данным

Комитета по делам миграции при Курской муниципальной администрации вынужденных русскоязычных переселенцев зарегистрировано около 1000 человек. Первые русские переселенцы из Чечни в Курскую приехали осенью 1991 года, т. к. именно с этого времени проводилась политика террора и запугивания русскоязычного населения.

Особое внимание в своей работе уделила вопросу межнациональных браков. В процессе изучения проблемы сделан вывод о том, что мы очень мало знаем о культурных и национальных традициях народов, которые живут бок о бок с нами. В связи с этим, внесли предложение в Совет старшеклассников, ежегодно в декабре месяце проводить в школе фестиваль народов России. Родителям учащихся школы было рекомендовано уделять больше внимания изучению родного языка, с детьми в семье разговаривать на национальном языке. По мере возможности приобретать детям книги национального эпоса. Таким образом, приобщение к национальной культуре будет начинаться в семье, а в школе эта работа будет продолжаться.

В последнее время довольно остро стоит проблема национализма. Совершенно ясно, что её надо решить. Как же это сделать?

• Необходимо просвещать людей – в этом помогут средства массовой информации; нужно воспитывать лучшие общечеловеческие качества: доброту, уважение, взаимопонимание на уровне личностей. Главное место в этом отводится школе, так как мы все здесь встречаемся

• Людям нужно с детства прививать уважение к чужой культуре. Для этого в школах нужно больше рассказывать об обычаях и традициях народов: о национальной музыке, песнях, танцах, поэзии, архитектуре.

Рекомендации родителям

Издавна русский язык является языком межнационального общения в нашем многонациональном государстве. Знание родного языка представителями других национальностей необходимо, так как через него идет приобщение к национальной культуре. Большие обязанности по изучению национального языка возлагаются на семью, так как в нашем районе нет школ с изучением национального языка. Родителям необходимо:

1. Начинать учить ребенка говорить на национальном языке после того, как он научится говорить по-русски, так как в детском саду и школе ему предстоит говорить на русском языке.

2. Изучение национального языка необходимо разделить на этапы: первый – добиться чтобы ребенок понимал, о чем говорят родители на родном языке; второй – изучение отдельных слов с использованием наглядного материала (картинки, книжки); третий – научить говорить предложениями, например, «Мама, пойдем гулять».

3. Заучивание песен, стихов на национальном языке.

4. Приобщение к национальной музыке, разучивание национальных танцев, песен.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)