Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Демон: образ зла или спасения

Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Самым загадочным, необычным, таинственным, подчас даже страшным является образ Демона. Этот образ имеет много обличий. В. И. Даль в своём словаре называет некоторые из них: это Дьявол, Бес, Чёрт, Сатана. В античной мифологии Демоны – это существа, занимающие промежуточное положение между богами и людьми, посредники между ними, способные повелевать стихиями, насылать бури, наводнения, землетрясения, засухи, а также и предотвращать бедствия. В Библии Демон – разновидность Дьявола. А Дьявол, как поясняет библейская энциклопедия, – это злой дух, опаснейший враг человеческий «по своему коварству и старанию обмануть людей и внушить им ложные мысли и злые желания». Дьявол (по-гречески: клеветник, соблазнитель), или сатана (по-древнееврейски: враг), в библейских книгах выступает как начальник всех злых духов и повелитель ада. Образ этот в Библии имеет и другие грани: Дьявол – не только злой дух, но и бунтарь, вступивший в борьбу с Богом и потому изгнанный из «жилища света».

Образ Демона

И над вершинами Кавказа

Изгнанник рая пролетал.

М. Ю. Лермонтов

Впервые образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова появляется в стихотворении «Мой Демон». Этот образ явился поэту еще в ранней юности и не покидал его на протяжении всей творческой жизни.

Ученый-литературовед М. Г. Качурин писал: «Обращение Лермонтова к образу Демона происходило под широким воздействием Пушкина, у которого идея демонизма проступает во многих произведениях и в разных образах: это лукавый соблазнитель Сатана в «Гавриилиаде»; тщеславный и тоскующий Онегин; честолюбец Сильвио, мстящий другому за свою собственную вину; Сальери – завистник, убийца гения; ерман – корыстолюбец с профилем Наполеон и душой Мефистофеля. Да и в образах Наполеона, Петра, созданных Пушкиным, есть нечто демоническое – по крайней мере, их склонность повелевать людьми, нимало не считаясь с ними».

Демон – любимое создание Лермонтова, и, когда читаешь поэму «Демон», многое начинаешь понимать и в характере самого поэта.

Совмещая в своей природе человеческое, ангельское и сатанинское, Демон Лермонтова противоречив.

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!¹

В основе его сущности – неразрешимый внутренний конфликт. Чтобы понять, что олицетворяет демон: зло или спасение, мы подробно рассмотрим его образ.

Демон – существо, отвергнутое миром. Демон – великий дух. В Демоне живут не чувства, а страсти. Гнев, радость, любовь, переполняющая душу героя. И в то же время он спускается на землю, любит земную женщину и в земной любви ищет возрождения.

Его выбор пал на Тамару. Тамара должна была выйти замуж, но жених, который торопился на свою свадьбу, умирает недалеко от дома невесты. Узнав об этом, невеста уходит в монастырь. И в снах ей предстает демон.

О! Кто ты? Речь твоя опасна!

Тебя послал мне ад иль рай?

Чего ты хочешь

Демон отвечает коротко: «Ты прекрасна!». Но Тамару мучает вопрос, кто же ее воздыхатель, на что Демон отвечает:

Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познания и свободы,

Я враг небес, я зло природы

Демон в поэме Лермонтова – это не ангел, не дьявол, «ни мрак, ни свет», Демон является поэту так же, как и его Тамаре, «с глазами полными печали, и чуждой нежностью речей». Влюбленный Демон дает Тамаре клятву и обещания, жертвуя тем, что ему дорого:

О! Верь мне: я один поныне

Тебя постиг и оценил:

Избрав тебя моей святыней,

Я власть у ног твоих сложил.

Но по существу сам он не готов на жертву для нее. Демон предполагает, что Тамара станет такой же, как он сам, и разделит с ним все его страдания.

Демон одинок и всегда неудовлетворён, он мечтатель, рвущийся к идеалу, терпящий поражение при столкновении с действительностью, он вечно страдающий тиран, в котором таится ураганная мощь, но эта сила остаётся неиспользованной, никому ненужной.

Вместо того, чтобы очистить свою душу, он готов погубить душу Тамары.

И всё, где пылкой жизни сила

Так внятно чувствам говорила,

Теперь один ничтожный прах:

Улыбка странная застыла,

Едва мелькнувши на устах;

Но темен, как сама могила,

Печальный смысл улыбки той:

Не так поступают влюблённые. А Тамара любит истинно: она жертвует всем ради Демона. Счастлив тот, кто воистину бескорыстен. Чиста жертвенная любовь, ничего не требующая взамен. Чем жертвует Демон? Может, и нет в его замыслах стремления погубить душу Тамары, но, очарованный ею, он всё же думает о себе и не забывает себя. После смерти даже ангел покидает Тамару, потому что её душа хранит печать Демона.

И Ангел строгими очами

На искусителя взглянул

И, радостно взмахнув крылами

В сиянье неба потонул.

Всё-таки добро побеждает зло. И мы видим, что гибель грозит не только вымышленной Тамаре. Впрочем, душа Тамары жива и попала в рай, погибло лишь тело. Но почему же Демон не желает вернуться к ангелам и к Богу, почему в его мыслях полностью отсутствует идея гуманизма? Он ощущает себя владыкой, но здесь же не понимает, зачем ему эта власть. Наверное, гордость и осознание того, что он изгнан Богом, не дают Демону перебороть себя.

Мир небесной гармонии и красоты чужд Демону. Он пугающе равнодушен. Демон безразличен и к самой цели, и к сущности своего быта. «Собранье зол – его стихия», - пишет в своих статьях В. Г. Белинский.

Демон изменил жизнь Тамары – погубил её, а сам же так и остался неприкаянным:

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!

Во всех произведениях Лермонтова герой несчастен. Он находится где-то между небом и землей. Он ищет свой путь и не может найти его. Таким образом, Демон – порождение зла, а не его создатель, эта мысль ярко отражается в произведениях Лермонтова.

Образ Лесного царя

Что больше – искусство? Спорно.

Но есть вещи больше, чем искусство.

Страшнее, чем искусство.

М. Цветаева

Образ Лесного царя в балладе В. А. Жуковского вызывает много вопросов. Ведь Лесной царь – это новое воплощение Демона. Не случайно, «Лесной царь» - это перевод баллады Гёте «Erlkonlg», сюжет который Гёте нашёл у немецкого историка, поэта и философа И. Г. Гардера (1744-1803), а последний в датских народных песнях. Ellenkonge – король эльфов, то есть король лесных духов. Хотя Жуковский отступил от подлинника, его перевод по совершенству формы сразу же был признан образцовым. Баллада Жуковского, так же как и оригинал заканчивается смертью мальчика. Лесной царь, по словам М. Цветаевой – это безвозрастный жгучий демон, величественный старик. «Он в темной короне, с густой бородой».

Возникает вопрос: зачем же всевластному царю леса маленький мальчик? Ответ очень прост:

Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой.

Так говорит он младенцу, и этим показывает свою силу и власть.

Опираясь на исследования М. Цветаевой, мы видим, что образ Лесного царя у Жуковского и у Гёте значительно различается. Лесной царь Жуковского бесконечно добрее: «к ребёнку добрее, - ребёнку у него не больно, а только душно, к отцу добрее – горестная, но всё же естественная смерть, к нам добрее – ненарушенный порядок вещей. И само видение добрее: старик с бородой, дедушка, «бирюзовы струи».

Но, тем не менее, опять Демон добился своего, исполнения своей прихоти. Таким образом, Лесной царь выступает в роли зла-искусителя.

Ростовщик в облике Демона

Спасай чистоту души своей.

Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою.

Н. В. Гоголь

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь рассказывает о судьбе молодого художника Чарткова, который утратил талант, встав на путь лёгкой наживы. Как такового образ Демона мы здесь не видим, но глаза, которые рисовал Чартков, были демоническими.

Создателем этих глаз становится обычный художник: талантливый, который следует природе, но если не хватает ремесла, "рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна, и вместе с тем уже стремится следовать за модой». Именно это его и губит, погнавшись за деньгами и славой, он теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, за которые платили бы деньги, не надо быть творцом. И вот Чартков, забыв о творчестве, «сделался молодым живописцем: кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновские положения и поворот». Чартков растерял данный ему талант, он предпочитал ремесло, приносившее деньги, творчеству, которое приносит духовное удовлетворение. В ум Чарткова проникает Демон. Художник не выполнил своё назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью.

«В картине, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукой художника водило не чистое чувство», - пишет автор. Эти демонические глаза преследовали Чарткова повсюду, в итоге он оказывается в монастыре и ведёт там жизнь послушника, чтобы очистить своё сердце от страстей. И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту, тщеславию и злу, а Богу. И Бог помогает ему: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоею кистью, и благословление небес».

Таким образом, изображая зло, художник даёт ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Не случайно, создавая портрет ростовщика в облике Демона, думает художник: «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьёт всех моих святых и ангелов, они у меня побледнеют перед ними. Какая дьявольская сила!»

Но Чартков вовремя одумался, встал на путь божий, избавился от влияния «демонических глаз», преследовавших его последние годы. Ведь если бы Чартков (в первой редакции повести – Чертков) не одумался, он бы оказался на дне жизни. Всё, что у него было – он потерял, а к чему стремился – потеряло бы смысл.

Таким образом, Демон всегда готов прийти на помощь, но тем самым загоняет человека в клетку своих желаний. Не каждый человек может выбраться из чар потустороннего мира, нужно быть аккуратнее со своими желаниями, чтобы они не исполнились.

Образ Глюка

Лишь в разуме счастье, беда без него,

Лишь разум – богатство, нужда без него.

Коль разум вожатым не станет тебе,

Дела твои сердце изранят тебе.

Фирдоуси

Современный облик Демона мы встречаем в рассказе Л. С. Петрушевской «Глюк». Рассказ очень тесно связан с реальностью наших дней. Её герои рядом с нами, но мы стараемся не замечать их, чтобы не причинять себе лишнюю боль от вида чужих страданий. Писательница пишет о том, что происходит повседневно, ежечасно, пишет просто, зачастую безысходно страшно.

«Однажды, когда настроение было как всегда по утрам, девочка Таня лежала и читала красивый журнал». И в воскресный день перед Таней предстал Глюк. Глюк – от глюки – это сленговое образование от галлюцинации, то есть болезненное воображение. Следовательно, Глюк – волшебник из болезненных фантазий, не было бы его, не произошло бы ничего с Таней. Глюк – по-немецки означает счастье. Противоречивый образ, безусловно, является злым духом, хотя через «путешествия Тани», Глюк показал один из «неблагоприятных» путей её жизни, тем самым оставив её на перепутье.

На первый взгляд, образ Глюка совершено безопасен: «Красивый как киноартист (сами знаете кто), одет как модель». С самого первого появления Глюк располагает Таню к себе. Глюк предлагает исполнить любое желание Тани. Оказывается, по тому, что желает человек, по тому, что он хочет, по тому, о чём он мечтает, мы можем многое понять о человеке, о его характере. «Немного подумав, Таня произнесла:

- НуЯ хочу школу кончить - нерешительно сказала Таня. – Чтобы Марья двойки не ставила Математичка».

Однако Глюк, пообещавший исполнить любое желание, это исполнить не хочет, объясняя тем, что «математику всегда можно подогнать». На такие желания не стоит тратить волшебство, их человек может исполнить сам.

Таня «пожелала» «много денег, большой дом на море и жить за границей!». И вот желания исполнились, но именно тогда-то всё и начинается. Таня стала ещё хуже, потому что, когда получаешь всё незаслуженно, начинаешь думать, что могли бы дать и больше. Теперь она не думает, что же ей загадать, не сомневается, а требует.

Имея чемодан денег, Таня подбирает баночки с земли и допивает из них остатки лимонада. Таня беспомощный человек. Мы понимаем: даже если у Тани будет два чемодана денег, она всё равно будет умирать от голода и жажды. Мама и папа всегда заботились о ней, а дочь отвечала неблагодарностью: крала деньги, пила, принимала таблетки, забывала позвонить родителям, когда задерживалась. Таня не умеет быть благодарной.

Таня не может найти дорогу домой, теряет и чемодан с деньгами. Глюк не заставляет его долго ждать – вновь предлагает исполнить три желания. В данном случае даётся Тане второй шанс, ещё одна возможность понять и исправить свою ошибку, пока последствия её ещё не так страшны. Многим в жизни даётся второй шанс, однако не многие воспользуются им, но Таня не осознаёт неправильности своих поступков, это доказывает её очередное желание.

«Таня теперь уже умная, хрипло выговорила:

- Хочу, чтобы всегда мои желания исполнялись!

- Всегда? – спросил голос как-то загадочно.

- Всегда! – ответила, вся дрожа, Таня. Откуда-то очень сильно воняло гнилью».

Весь рассказ проникнут отвратительным запахом – гнилью. Этот запах сопровождал всё плохое, ужасное, чему место только на помойке. Это гниют души людей. И из рюкзака Тани «несёт знакомой тошнотворной гнилью – там всё ещё находилось таблетка с дискотеки, за которую надо было отдать Николе деньги».

Именно так происходит и в жизни: сначала – неразборчивость в пище, а потом в друзьях, в развлечениях; сначала – балуешься пивом, а потом – куришь травку и колешься. Таня думает, что «пиво» - ничего страшного, но именно с этого и начинается пьянство, алкоголизм, и даже лёгкая травка в конце концов приведёт к наркомании. В конце рассказа Таня просит свободы, но ведь совсем недавно она разрешила всем всё. Но свобода ли это? Ведь личная свобода каждого не должна нарушать свободу другого человека.

Несмотря на все причиненные Глюком неприятности, он выступает в роли спасителя, показывая плохую сторону жизни. Таня, которая до прихода Глюка совершенно не задумывалась о дальнейшей своей жизни, понимает, что «ничего не кончилось, но все были живы».

В рассмотренных нами произведениях встречается образ Демона, воплощённый в разных лицах. Это сам Демон, Лесной царь, Ростовщик с душой Демона и Глюк. Откуда же столько разных лиц у Демона? Дело в том, что это образ-символ, заключающий в себе противоречивые качества: добро и зло, нежность и грубость, радость и огорчение. Мы попытались выяснить, что же несёт этот образ: зло или спасение.

✓ Демон Лермонтова – порождение зла, а не его создатель. Он глубоко несчастен и одинок.

✓ Лесной царь Жуковского выступает в роли зла-искусителя.

✓ Ростовщик, изображённый на картине, помогает нам понять, что искусство, выпускающее на волю Демона, само становится его жертвой.

✓ Современный Демон–Глюк – это зло, которое даёт человеку возможность увидеть себя со стороны, даже заглянуть в будущее.

Таким образом, и Ростовщик, и Глюк, выступают в образе спасителей. Эти образы напоминают нам о том, что борьба Добра со Злом, светлого и дьявольского в человеке продолжается и всегда есть шанс спастись.

«Спасай чистоту души своей!»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)