Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Детский фольклор: вчера, сегодня, завтра

Детский фольклор - обширная область устного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живёт по своим законам. Детский фольклор - это и фольклор для детей, исполняемый взрослыми для детей, и фольклор собственно детский, который сочиняют, поют, наговаривают сами дети.

Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём существует огромное множество жанров, каждый из которых связан с той или иной стороной жизни ребёнка, практически со всеми её проявлениями. У каждого жанра - своя история и своё назначение: какие - то появились в глубокой древности, какие - то совсем недавно, одни призваны развлекать, другие - чему-нибудь научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире.

Каждый из них по-своему ценен и интересен, а в целом они создают особое культурное пространство, в котором вырастает ребёнок, формируется его личность.

Произведения детского фольклора - сперва пестушки и потешки, затем прибаутки, считалки, заклички, приговорки, скороговорки, дразнилки -сопровождали ребёнка всё детство.

Бабушки пели нам старые колыбельные песни, мамы - колыбельные песни из мультфильмов, старшие братья и сестры рассказывали сказки -страшилки, учили играть в народные игры.

Поэтому, цель нашей статьи:

* исследовать малые жанры детского фольклора;

* выявить степень популярности и востребованности детского фольклора у современных детей.

В процессе работы нам необходимо решить такие задачи:

* Рассмотреть жанры детского фольклора;

* Выявить особенности жанров современного детского фольклора.

В работе мы применяли следующие методы исследования:

* Изучение учебной и научно-популярной литературы по истории детского фольклора;

* Сбор начальных сведений о жанрах детского фольклора на основе рустных рассказов жителей п. Арти;

* Проведение социологического опроса жителей п. Арти с целью выявления востребованности и популярности жанров детского фольклора.

Первое знакомство ребёнка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Каждый жанр детского фольклора по своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению отношений в обществе взрослых и детей. Не смотря на всё пестроту и многообразие малых жанров детского фольклора, эти жанры объединены в несколько групп, и первая из них -пестовальная, или материнская поэзия.

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца,. Конечно, их складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. «Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки. ». Слова ласковые, певучие. В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки - касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине и покое.

•Баю-баю-баю-бай,

Поди бука под сарай,

Под сараем кирпичи,

Буке не куда легчи.

(Песня записана со слов Мотовиловой Т. И,1941 года рождения, проживающей в п. Арти).

•Вот баю-баю-баю,

Живёт барин на краю,

Он не беден, не богат,

У него полно ребят,

У него полно ребят,

Все по лавочкам сидят.

Все по лавочкам сидят

Кашку с маслицем едят.

Кашка жжется,

Ложка гнётся,

Душа радуется. (Песня записана со слов Караваевой Вассы Николаевны, жительницы с. Пристань).

•Баю-баю-баиньки,

Купим Вале валенки,

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке,

Будет Валенька ходить,

Новы валенки носить.

Для самых маленьких детей, которые только научились голову поднимать, садиться, взрослые придумали особые песенки ПЕСТУШКИ.

Пестушки получили своё название от слова «пестовать», что значит няньчить, растить, воспитывать. А ещё это слово связано с одним старинным - ПЕРСТ. Действительно, нельзя представить исполнение пестушек без движения рук, пальцев, когда ребёнка поглаживают по животику, ручкам и ножкам. Для пестушек одинаково важны содержание, ритм. Они помогают ребёнку двигаться, создают хорошее настроение. Нами были записаны следующие пестушки:

* При умывании ребёнка: Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы роток- говорок Говорить скоро смог.

* В завершении купания, обливая ребёнка водой: С гуся - вода,

С лебедя - вода, С моего мила внука Вся худоба, Худобище - урочище.

•Слова, произносимые матерями или няньками во время болезни ребёнка:

У кошки боли, У собачки боли, У моего Пашиньки Заживи, заживи!

•Уговаривая расплакавшегося ребёнка, приговаривали:

Ты не плачь,

Ты не плачь, Я куплю тебе калач, Если будешь плакать, Куплю тебе лапоть!

ПОТЕШКИ - это особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых игрушкой оказываются пальцы, нос, глаза ребёнка. В потешках ребёнок осваивает простейшие движения и жесты, а слово в потешке ведёт за собой жест, организует всю игру. Кроме того, потешки выводят ребёнка за рамки его маленького привычного мира, воспитывают его в шутливой форме. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учиться говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции. Вот, наверное, всем с детства известная потешка:

•-Ладушки, ладушки,

Где были? - У бабушки.

- Что ели? - Кашку. –

Что пили? - Бражку.

Кашка слатенька,

Бражка пьяненька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головушку сели,

Ладушки запели!

Эту потешку мы записали со слов Куприяновой Натальи Степановны, с 1921 года рождения, проживающую в п. Арти:

•Седу, поеду,

К деду по репу, По мягкий хлеб, По мушнички, По ярушнички, В ямку бух!

А вот знаменитая «сорока», записанная со слов Мокрушиной Зои Петровны,1931 года рождения, проживающую в п. Арти:

•Сорока - белобока,

По льду скакала,

Гостей намывала,

Не придут ли гости,

Не съедят ли кашку,

Не выпьют ли бражку?

Затем, перебирая пальчики, начиная с большого, говорят: «Этому дала, этому дала» - и так до мизинчика. Мизинчик захватывают двумя пальцами, трясут его и говорят:

•Мальчику-с-пальчику

Ничего не досталось,

Ходит, бродит,

Баню топит,

Здесь холодная вода, (между кистью руки и самой рукой)

Здесь горячая вода, (на сгибе локтя)

А здесь, кипяток, кипяток, (под мышкой) А здесь щекоток, щекоток. В первые годы жизни ребёнок знакомиться с одним из самых интересных жанров детского фольклора - прибаутками. ПРИБАУТКИ -это небольшое стихотворение - песенка из 2 - 4 строчек. Это

5 стихотворение всегда яркое, красочное, запоминающееся. Прибаутки чем -то сродни потешкам, но в отличие от них имеют самостоятельное значение. Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены, прежде всего, для развлечения малыша. В центре внимания прибаутки одно событие, либо они быстро сменяются, что позволяет удержать внимание маленького слушателя. Эти рифмованные истории ещё больше расширяют представление ребёнка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение. Всем нам с детства запомнились эти чудесные песенки:

•Тра-та-та, тра-та- та,

Вышла кошка за кота,

За кота - котовича,

За Петра Петровича.

•Есть ещё и второй вариант, записанный со слов Караваева Артемия

Полуэктовича:

Тра-та-та, тра-та-та, Вышла кошка за кота, Думала за барина, А вышла за татарина.

* Ай, дуду, ай, дуду, Потерял мужик дугу, Потерял мужик дугу, За поленницей в углу. Шарил, шарил, не нашёл, Он заплакал и ушёл.

* Как повадился коток

К бабке Марье в погребок

Есть сметану и творог.

Как увидели кота

Ребятишки из окна,

Они хлопнули окном,

Побежали за котом,

Ухватили кота

Поперёк живота:

- Вот-те котенька-коток

И сметанка, и творог!

Особой разновидностью прибауток принято считать небылицы. НЕБЫЛИЦЫ -это песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. В центре небылицы - заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей. Небылицы призваны не только развлекать детей, они созданы развивать детскую фантазию, воспитывать юмор.

•Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из подворотни

Лают ворота.

Я схватил дубинку, Разрубил топор, И по нашей кошке Пробежал забор.

•Стучит-гремит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

•В лесочке, в лесочке,

Избушка на кочке.

Блинами оббита, Оладьями покрыта.

Мы провели социологический опрос среди женщин п. Арти от 20 до 86 лет и оказалось, что 73% женщин поют своим детям, внукам и правнукам колыбельные песни, забавляют их потешками и прибаутками, рассказывают небылицы.

Игровые жанры

Ещё одну, пожалуй, самую большую группу составляют игровые жанры детского фольклора. Ребёнок растёт и уже сам заводит сложные и подвижные игры, пляски, хороводы. Всё это сопровождается игровыми песенками, приговорками, выкриками. Если во время игры надо выбрать того, кто будет водить, то используются СЧИТАЛКИ, один из самых жизнеспособных жанров, и без него и по сей день трудно представить многие детские игры. В считалках главным считается ритм, текст не столь важен, часто считалка представляет собой смешение осмысленных и бессмысленных словосочетаний, например:

* Акатэ, бакатэ, токатэ, мэ

* Абэль, фабэль, думанэ,

* Ики, пики, граматики,

* Флёмбус.

При этом все считалки отчётливо ритмичны и динамичны, ритм, по - прежнему остаётся главным способом счёта.

•Раз, два, три, четыре-

Все извозчики в квартире

Чай пьют, чашки бьют,

На стол денежки кладут,

А хозяйка не зевает, Только деньги подбирает. Прискакали ермаки Повскидали колпаки, Один ермак не снял колпак, Тот остался дурак.

* Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдёт, Тот и прятаться пойдёт.

* Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана: -Буду резать, буду бить, Всё равно тебе галить!

* Шла кукушка мимо сети, А за нею - злые дети,

И кричали: «Ку-ку-мак, Убирай один кулак!»

•Говорили мы Егору:

-Не скачи по коридору!

Не дерись, не кувыркайся,

Лучше с нами посиди,

А потом водить иди! Если считалки открывали детские игры, то игровые приговоры сопровждали другие стадии и события игры. Например, если кто-то жульничал, обманывал, ему был адресован такой стишок: Рыба, рыба, рыба-кит,

•Рыба правду говорит,

Если рыба будет врать,

Её надо наказать.

А вот приговоры, запрещающие менять решение:

•Первое слово дороже второго,

Шла метла,

Второе слово подмела, А первое оставила.

•Шёл крокодил,

Твоё слово проглотил, А моё оставил, И печать поставил.

•Первое слово

Дороже второго,

Второе слово

Съела корова.

Как и считалки, приговоры организуют процесс игры, регулируют все её моменты. Даже на случай ссоры придуманы приговоры-мирилки:

•Мирись, мирись,

Больше не дерись,

Если будешь драться,

Я буду кусаться.

А кусаться - не при чём,

Буду драться кирпичом. ,

•Не дерись, не дерись,

Ну-ка быстро помирись!

Бытуют в детском фольклоре и собственно словесные игры, например, скороговорки. СКОРОГОВОРКА - это весёлая безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Скороговорки помогают говорить человеку четко и внятно. У каждой скороговорки своя игра звуков слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь, неперевыговоришь». Скороговорки помогают ребёнку научиться говорить отчётливо, внятно, разборчиво:

* У нас на дворе-подворье Погода размокропогодилась.

* Сшит колпак

Да не по-колпаковски, Кто бы тот колпак Переколпаковал.

•Наш чеботарь -

Всем чеботарям чеботарь,

* Никому нашего чеботаря Не перечеботарить.

* Клюёт курица крупку, Курит турок трубку, Не клюёт кура крупку, Не кури турок трубку.

* Ехал Грека через реку, Видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку - цап!

* •Не просмеховствуй других -

И сам не просмеховстван будешь. На ряду со скороговорками существуют и долгоговорки. ДОЛГОГОВОРКИ - стишки и фразы, рассчитанные, напротив, на долгое их произнесение.

•Как на горке, на пригорке

Стоит тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка.

И так до тридцати трёх Егорок.

Таким образом, скороговорки и долгоговорки сегодня чаще всего не используются в качестве самостоятельных игр, но скороговорки помогают детям освоить тот или иной звук родной речи. Долгоговорки молено использовать как упражнение для дыхательной гимнастики. Собранный нами игровой фольклор мы оформили в альбом «Игровой фольклор в п. Арти» Игры из этого альбома используются при проведении физкультминуток на уроках и различных мероприятий во время работы летнего оздоровительного лагеря «Улыбка».

Календарный детский фольклор

Ещё одна группа жанров - календарный детский фольклор - связана уже не с игрой: эти произведения - своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности с миром природы. Самый распространенный жанр - ЗАКЛИЧКИ - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относятся и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни - веснянки:

* Кулик - самород, Идёт в огород, Поёт, поёт, Весну несёт!

* Жаворонушки, Уж вы матушки Прилетите к нам, Принесите нам Весну - красну

На сохе, на бороне,

На ржаном калаче. Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие детей и взрослых в крестьянских семьях:

•Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

•Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтобы до небес дорос!

Матушка рожь,

Чтобы встала сплошь!

•Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Хлеба каравай,

Сильнее поливай!

* Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко, Дам тебе веретёшечко, Насыплю горошечка!

* Радуга - дуга, Не давай дождя, Давай солнышка, Колоколнышка!

К заклинкам примыкают приговорки - короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям:

•Божья коровка,

Улети на нёбко,

Там твои детки

Кушают конфетки,

Всем по одной,

А тебе ни одной.

К приговоркам относят и известное всем обращение к кукушке: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить?»

По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор. В наше время дети обращаются уже не к природным явлениям, а к чудесам техники:

•Самолёт, самолёт,

Посади меня в полёт,

А в полёте пусто,

Выросла капуста. А в капусте - червяки, Все ребята - дураки!

К сожалению, песенки-залички наименее известны в детской среде, наши тсследоеания показывают, что большинство ребят знают только самые распространенные песенки-заклички: «Бабка -коровка» и «Солнышко -вёдрышко».

Дразнилка и поддёвки

Повседневная жизнь ребёнка - это не только смех и веселье, радость и безудержное удовольствие и счастье. По разным причинам и поводам ребёнку свойственны и чувства огорчения, обиды, неприязни, злости, отвращения. Народная мудрость выработала способы выхода отрицательных эмоций в слове, а именно в ДРАЗНИЛКАХ и ПОДДЁВКАХ.

Дразнилки - это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а именно: неряшливость, нечестность, нерасторопность, несобранность, недогадливость, болтливость, обидчивость, обжорство. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли именно из прозвищ и кличек. Позднее к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, так и сформировалась дразнилка. В каждой дразнилке есть имя с прозвищем, в ней много чепухи и нелепицы. Вот именно в этом заложена сила дразнилки, её обида. Дразнилки сложены почти на все русские имена:

• Агашка - грязная рубашка.

•Анна - затычка банна,

Шейка - копейка,

Из носу сопелька.

* Алёша - Белёша, Стоит три гроша. Сам с кувшин, Голова с аршин.

* Андрей-ротозей, Не гоняй голубей, Голуби боятся,

На крышу не садятся. Крыша ломается, Хозяин ругается.

Антошка-картош ка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с локоток.

Борька косой, Поехал по соль.

Соли не купил, А кобылу утопил.

* Борька - Борис, На базаре прокис, Снёс морковку на базар На базаре не берут, Борьку за уши дерут.

* Вова, Вова-карапуз Съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Вова отпирается!

- Это, бабушка, не я! Это кошечка твоя.

•Вика-пика,

Варёная гвоздика!

* Ехал Ваня из Казани, Полтораста рублей сани. Ваню сани не везут -Только денежки берут.

* Гришка-воришка Украл топоришко, Полез в окошко, Упал в лукошко.

* Ерёма, Ерёма, Сидел бы ты дома. Строгал бы стружки, Ребячьи игрушки.

* Серёжка-корёжка, Соломенная ножка, Нос крючком, Хохол торчком.

* Мишка-плутишка-коротышка, На носу большая шишка.

* Федя-редя Съел медведя. Утром рано Съел барана, На закуску -

Съел лягушку!

Хотел волка, Да неловко, Хотел гуся, Да боюся!

Коля-КоляНиколай!

Сиди дома,не гуляй! А то девочки придут, Поцелуют и уйдут. Хотел Федя Убить медведя, А ему медведь: «Федь, не сметь. » Катилась апельсинка, По имени Маринка. Уроки не учила, Двойку получила. Только вышла погулять, Получила цифру «пять»! Вася-Васёнок -Худой поросёнок, Ножки трясутся, Кишки волокутся.

Почём кишки?

По три денежки.

Ванька-встанька карапуз, Надевай большой картуз. Каравай сьешь хлеба, Вырастешь до неба! Илья, Ильюха - свинячье ухо.

Маша - простакваша.

Костя - гложет кости.

Мишка - еловая шишка.

Ольгушка - солёная лягушка.

Петька - горькая редька.

Стёпка - растрёпка.

• Татьяна - сметана.

* Ленка - пенка.

* Мишка - медведь научи меня реветь.

Но на дразнилки можно ответить отдразниванием. Отдразнивание - это традиционная форма психологической защиты. быстрый, удачный, если он в рифму. Ответ на дразнилку, помогает пережить чувство обиды, взять пусть небольшой реванш, но, самое главное, впредь быть предусмотрительнее и постараться более не попасть в подобную, неприятную ситуацию.

* Кто как обзывается, тот так и называется.

* Был бы я, был бы я, Да очередь твоя!

* Мой дедушка Капустин, Тебя без очереди пустит!

* Шёл, шёл крокодил, Твоё слово проглотил, А моё оставил

И печать поставил.

* "Кто обзывается, тот так и называется!. "

* "Обзывайся целый год, все равно ты - бегемот, обзывайся целый век, все равно я - человек!".

Другая форма насмешки - поддёвки - своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего он начинается с вопроса или просьбы:

• Скажи: лук.

-По лбу стук!

-Скажи: двести. -Двести.

-Сиди, дурак, на месте!

-Скажи: медь.

* Медь.

* Твой отец - медведь!

-Скажи: вилла.

* Вилла.

* Твой отец - горилла!

-Скажи: арбуз! -Арбуз!

* Твой папа - карапуз!

* Тебе поклон послали. -Кто?

* Маша.

* Какая Маша?

* Свинья наша.

* Скажи: оса. -Оса.

-Хвать тебя за волоса!

* Скажи: муха.

* Муха.

-Хвать тебя за ухо!

-Скажи: клей. -Клей. -Выпей баночку соплей.

В процессе исследовательской работы мы нашли 36 дразнилок с разными именами, узнали у ребят, что они знают много дразнилок, иногда сочиняют их сами. Этот жанр детского фольклора был, есть и будет востребован детьми.

Детские анекдоты

Смех занимает в жизни ребёнка очень важное место. Как и трагическое, он - способ познания мира. Из современных жанров детского фольклора первое место по распространённости занимают АНЕКДОТЫ.

• Вовочка пришёл домой из школы и рассказывает отцу, что на уроке химии он проводил опыт, после чего произошёл взрыв. -И что, опять двойку поставили? - спрашивает отец.

-Нет, не успел.

Учительница:

-Марк! Твоё сочинение я читала два раза.

- -Два раза?

-Да. Первый раз я читала его в тетради твоей соседке по парте.

Шум доносится из соседнего класса, мешает вести урок. Он заходит туда, хватает за ухо главного крикуна и уводит его в класс. По соседству становится тихо.

Через некоторое время раздаётся робкий стук. Входит ученик из соседнего класса и говорит:

-Иван Петрович! Вы не могли бы вернуть нам нашего преподавателя?

Страшилки - это небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: "чёрная рука", "кровавое пятно", "зелёные глаза", "гроб на колесиках" и т. д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика. Ниже приведены несколько типичных страшилок. *

"Красное пятно".

Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче.

"Черная рука наказывает за воровство".

Одна девочка была воришкой. Она воровала вещи и однажды она украла куртку. Ночью к ней в окно кто-то постучал, потом показалась рука в черной перчатке, она схватила куртку и исчезла. На следующий день девочка украла тумбочку. Ночью снова появилась рука. Она схватила тумбочку. Девочка выглянула в окно, захотев посмотреть, кто это берет вещи. И тут рука схватила девочку и, вытащив ее в окно, задушила.

"Синяя перчатка".

■Жила-была синяя перчатка. Все ее боялись, потому что она преследовала и душила людей,

(Последняя фраза сопровождалась обычно резким движением руки в сторону слушающего).

"Черны дом". В одном черном, черном лесу стоял черный, черный дом. В этом черном, черном доме была черная, черная комната. В этой черной, черной комнате стоял черный, черный стол. На этом черном, черном столе черный, черный

' гроб. В этом черном, черном гробу лежал черный, черный человек. (До этого момента рассказчик говорит приглушенным монотонным голосом. И дальше -резко, неожиданно громко, хватая слушателя за руку. ) Отдай мое сердце!

Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шёпотом. По признанию самих слушателей, они боятся страшилок липи -определённого возраста; возможно, появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой - с попыткой преодолеть этот страх.

По мере взросления страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки - пародийных антистрашилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается просто смехотворным:

Чёрная-чёрная ночь. По чёрной-чёрной улице ехала чёрная-чёрная машина. На этой чёрной-чёрной машине большими белыми буквами было написано: "ХЛЕБ"!

Сидят дома дед и баба. Вдруг по радио передают: "Выбросьте скорее шкаф и холодильник! К вашему дому едет гроб на колесиках!" Они выбросили. И так выбросили все. Сидят на полу, а по радио передают: "Мы передавали русские народные сказки".

Проведя исследовательскую работу по изучению жанров детского фольклора, мы можем сделать следующие выводы:

* Детский фольклор занимает особое место в культуре русского народа. Здесь тесно переплетаются материнская любовь, многовековая народная мудрость, отражение происходивших событий, народные обычаи, поверья, традиции;

* Не смотря на то, что корни детского фольклора уходят в глубину веков, он остаётся востребован и актуален и в наши дни; по -прежнему мамы поют колыбельные песни своим детям, звучат считалки перед началом игры, современные герои мультфильмов нашли своё место в детских анекдотах и страшилках;

* Одни жанры наиболее востребованы, к ним относятся фольклор для самых маленьких (колыбельные, пестушки, потешки, небылицы), игровой фольклор (считалки, игровые приговорки, скороговорки), особой популярностью пользуются сатирические жанры(поддёвки, дразнилки, отдразнивания). Другие , к сожалению, почти забыты, к таким жанрам относится календарный фольклор (заклички, приговоры).

* Особое место в детском фольклоре занимают современные жанры (детские анекдоты, садистские стишки, страшилки и

' антистрашилки). Их исключительное место обусловлено тем, что процесс создания идёт сегодня, и авторами являются современные дети и подростки. В чём уникальность этого жанра, почему он столь популярен? На наш взгляд, ответ кроется в следующем: создавая собственные маленькие фольклорные произведения, дети отражают своё видение мира. Это возможность рассказать о своих страхах, пережить неуверенность, тем самым поделиться своими проблемами с окружающим миром взрослых. • Психологи говорят, что высказанная проблема - это на половину решённая проблема. Кроме того, детский фольклор - это прекрассная возможность раскрыть свои ,иногда далеко скрытые, таланты. И не важно, в какой форме это происходит: сочинение ли анекдотов, страшилок или иллюсрация их. Важно другое, приобщаясь к миру фольклора, пусть даже через отдельные его жанры, ребёнок получает возможность приобщиться к огромному пласту народной культуры, имя которому русский фольклор.

Тезаурус

1. Пестушка — (пестовать, нянчить) — это короткие стихотворные приговор к первому движению ребёнка.

2. Потешка - первая игра для ребёнка.

3. Прибаутка - небольшое красочное стихотворение - песенка из 2-4 строчек

4. Считалки - (счётки, пересчёт, сосчиталки) весёлые стихи для начала игры. ♦

5. Скороговорка - это весёлая безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

6. Заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относятся и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни -веснянки.

7. Дразнилки - это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда просто привязаны к имени.

8. Поддёвка - это умственная игра - кто кого перехитрит, кто более находчивый, у кого фантазия больше.

9. Мирилка - песенка - просьба о примирении.

10. Страшилки - небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающи финалом.

11. Антистрашилки - это истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается просто смехотворным.

12. Анекдот - краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)