Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Детство, опаленное войной

В 2010 году исполнилось 65 лет, как наш народ победил фашистов. Мало осталось участников тех событий. В каждой семье кто-нибудь воевал на фронте или трудился в тылу. Всем было очень тяжело, но люди верили в победу. Среди них были и дети.

Анкетирование показало, что ученики третьих классов мало знают о военных событиях, о жизни детей в то суровое время.

Этим определена актуальность исследования и сформулирована тема работы «Детство, опаленное войной».

Объект исследования: Великая Отечественная война.

Предмет исследования: события, жизнь детей в военное время.

Цель: Самостоятельно узнать о жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Провести поисковую работу «Дети войны, они живут рядом».

3. Познакомиться с судьбами родственников, на долю которых выпало тяжелое испытание.

Детство, опаленное войной в литературе

Весь наш народ отметил 65-летие Великой Победы над фашизмом. Кто сражался с врагом, сейчас очень пожилые люди и их становится всё меньше. Из анкет видно, редко кому из нас удается послушать воспоминания. О сражениях на фронтах, о том, как жили и трудились дети и взрослые мы узнаем из книг.

Изучая литературу по проблеме исследования, познакомилась с предметным каталогом в районной библиотеке. Узнала, что литературу о Великой Отечественной войне принято называть военной литературой, но это условный термин. Всю военную литературу можно поделить на группы.

Схема №1 художественная публицистическая документальная

Уточнила, что более доступной (больше экземпляров) является художественная литература.

Выяснила, что среди писателей, пишущих на тему войны есть бывшие фронтовики (Вячеслав Кондратьев, Ю. Белаш), и писатели, для которых военные годы были временем их детства (Анатолий Иванов, Петр Проскурин, Валентин Распутин), и те, кто не видел и не знал войны, кто родился после Победы. Но их произведения также интересны и основаны на документальных событиях и фактах.

Из истории Отечества

Данные анкет «А знаешь ли ты?» показывают, что третьеклассники мало знают об основных событиях войны. Чтобы лучше узнать о военных днях, о судьбах людей, я отвечала на вопросы викторины «Из истории Отечества», при этом использовала больше документальную и энциклопедическую литературу.

Из биографий людей, переживших войну в любом возрасте, узнала, как дети смогли не только выжить, но и проявить героизм, стойкость, мужество.

Память о войне – это память народа. Каждая книга о войне – тому подтверждение. В серии «Школьная библиотека», я нашла 20 книг о войне, прочла некоторые из них: И. Туричин Крайний случай, С. Алексеев Богатырские фамилии, В. Воробьев Однополчане, А Цесарский Операция «Мост», Е. Воробьев Тринадцатый лыжник. Больше всего мне понравилась книга А. Иванова Как Андрейка на фронт бегал. Своими впечатлениями я поделилась на читательской конференции и написала отзыв в форме «письмо к другу».

Девочка с Васильевского острова

Из книг известно, что погибали дети не только на фронтах, но и в оккупационных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом рассказывают записи ленинградской девочки Тани Савичевой. Они написаны одиннадцатилетней школьницей, которая пережила своих близких.

Я согласна с мнением одноклассницы Алины Агантаевой, которое высказано в отзыве о прочитанной книге «Девочка с Васильевского острова»: «Взволновало то, что она в голодное трудное время всегда вела дневник о смерти своих близких. Что кусочек хлеба был как лекарство от смерти. Таню убили фашисты. Ни пулей, ни снарядами, а голодом».

В 1989 году Комитетом защиты мира была учреждена Медаль четырех девочек-мучениц и героинь (Тани Савичевой, Саманты Смит, Анны Франк, Садако Сасаки), вручается она борцам за счастье детей и авторам лучших художественных произведений, окрыленных девизом «Мир - детям мира». Они погибли, стали жертвами: Таня Савичева - блокадного ужаса в Ленинграде, Садако - варварского использования гениальных научных открытий в Хиросиме, Анна Франк - ужаса шовинизма.

Таня Савичева Анна Франк Садако Сасаки Саманта Смит

Познакомившись с военной литературой, я поняла, что на войне маленьких не бывает, что на войне жили и страдали, работали на заводах и в поле, росли и погибали дети. Это я отразила в своем рисунке «На фронт».

Они живут рядом. Дети войны

Дети встречали войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, домах и в гостях у бабушки, в загородном лагере.

Я узнала, что в г. Новокузнецке зарегистрировано 330 детей войны, отцы которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны. А сколько таких, о которых не знают в городском совете ветеранов. Я составила свою родословную и выяснила, что в нашей семье тоже есть ребенок войны.

Это Бедарев Виктор Кузьмич. Собрала материал и поведала одноклассникам.

Родился 15 января 1935г. в деревне Ильинка Кемеровской области. Отец - тракторист в колхозе, мама работала дояркой. Начало войны запомнил хорошо, потому что всех мужчин забрали на фронт.

Отца оставили до окончания уборки, а потом и его забрали. Погиб он под Ленинградом в 1942 году. Летом 1942 года Виктору было около 7 лет - мальчик уже работал в колхозе - на лошади возил сено.

Мама уходила на дойку рано, а возвращалась поздно вечером. У них было трое детей, Виктор - самый старший, дети работали в своем огороде: пололи, поливали, окучивали картошку, носили воду и дрова. В хозяйстве у них была корова, куры. Часть продуктов сдавали в колхоз, остальным питались сами. Главное, была картошка, молоко и мука. Часто подкармливали соседних детей - у них еды было совсем мало.

Все дети работали в колхозе: подбирали колоски за комбайном, заготавливали сено, копали картошку, свеклу, брюкву, морковь. Заготавливали грибы, ягоды на зиму.

В школу Виктор пошел только в 8 лет. Хорошо помнит День Победы - был пасмурный день, дети пришли в школу, а учителей нет - они все собрались у директора, потом все поздравляли друг друга, радовались. Строем прошли по деревне - занятий не было. Через два дня все школьники пошли сажать маленькие елочки - аллею Победы.

После школы Виктор учился в ремесленном училище на автослесаря. Работал на машиностроительном заводе, а потом окончил монтажный техникум, работал в строительном управлении механиком, затем главным механиком. В 2006 году вышел на пенсию, очень любит работать на даче - его дом красиво украшен деревянными «кружевами».

В 2006 году ему присвоили статус «Дети войны».

У меня была возможность встретиться с Шаталовой Ритой Иннокентьевной, которой в военные годы было 7 лет. Она рассказала о тяжелых годах детства.

Малолетние узники

Из документальной книги «Вспомним всех поименно», я узнала о бывших малолетних узниках фашистских концлагерей г. Новокузнецка. Это самые обездоленные дети войны. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.

Из встречи с бывшей узницей концентрационного лагеря Стафеевой Антониной Ивановной услышала о страшных фактах из жизни узников. Ей 75 лет, но след войны тянется, и сейчас, преследуют трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Об этом и многом другом из жизни детей – узников можно узнать из встреч с ними, а также из книги «Вспомним всех поименно».

Побывав на бульваре Героев, в своем городе, я узнала, что 11 апреля 2002 года была установлена мемориальная гранитная плита.

На ней изображена эмблема организации малолетних узников – висящая на колючей проволоке надломленная гвоздика, начертаны слова: «700 тысяч российских детей испытали ужасы фашистских застенков. Выжил один из десяти».

Горькие слова! Они обращены к современникам и потомкам, чтобы знали и помнили, чтобы не допускали повторения трагедий.

В результате исследования могу сказать:

Познакомилась и изучила военную литературу;

Узнала о жизни детей в годы войны, ныне живущих в г. Новокузнецке;

Нашла и встретилась с детьми войны;

Приняла участие:

• Во Всероссийском конкурсе творческих работ;

• В операции «Поздравительная открытка»;

Поделилась знаниями с одноклассниками:

• На читательской конференции «Дети войны»;

• На защите поисковой работы «Они живут рядом».

Я согласна с мнением, что «самое страшное, что могло случиться с нами, - это поражение незнанием и бесчувствием».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)