Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Иди к униженным, иди к обиженным - там нужен ты

( По повести В. Г. Короленко «Дети подземелья». )

Средь мира дольного

Для сердца вольного

Есть два пути.

Взвесь силу гордую,

Взвесь волю твердую,-

Каким идти.

Н. А. Некрасов.

В русской литературе трудно назвать писателя, который бы обладал такой цельностью характера и устремленностью в своих действиях, как Владимир Галактионович Короленко. Мы с полным правом можем сказать, что Короленко был уник человеческой породы, редкой красоты и нравственного достоинства. Он является общепризнанным мастером слова. Его картины жизни поражают меткостью наблюдений, живостью речи героев, непревзойденными зарисовками природы и точностью художественной детали.

Стоит только вспомнить его рассказы»: Парадокс», «Огоньки» и повесть «В дурном обществе» - и сразу становится ясным, какая тема является главной в творчестве писателя. Это тема предназначения человека (взрослого и ребенка) в этой жизни; для чего создан человек; каков смысл его существования на земле.

Всем известный рассказ «Парадокс», знаменит своим гуманистическим афоризмом: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Эта же мысль пронизывает и все повествование повести «В дурном обществе». Разве не трагическим «парадоксом» старого мира являются дети, заживо брошенные в могильный склеп и медленно там умирающие? Разве не «парадокс»: умный и сердечный Тыбурций Драб, вынужден воровством добывать семье кусок хлеба?

Пожалуй, эти и другие вопросы и станут основными в моей работе. Мы попытаемся своими рассуждениями, опирающимися на художественный текст и высказывания критиков, ответить на них.

Итак, для большей выразительности и точности изложенного в творческой работе материала нами была выбрана тема:

«Иди к униженным,

Иди к обиженным –

Там нужен ты»

Эти слова принадлежат великому русскому поэту, одному из самых любимых поэтов В. Г. Короленко – Николаю Алексеевичу Некрасову. Его же стихотворные строки являются эпиграфом к работе.

Актуальность выбранной темы можно обосновать тем, что проблемы, поднятые писателем в художественном произведении, принадлежащем к середине девятнадцатого века не решены до сих пор в веке двадцать первом.

Что же это за проблемы? Они у всех на слуху: это детская беспризорность, нищета, воровство, преступность, переполненные детские дома и приюты

Дети, не имеющие дома, живущие в подвалах, на чердаках, на железнодорожных вокзалах;, дети, вынужденные воровать, чтобы выжить и не умереть от голодной смертиКто поможет этим обездоленным и нищим детям – бродягам, кто осчастливит их судьбу? Этот вопрос является главным в творческой работе и относится он к вам, взрослые.

Целями работы являются следующие:

1. Показать драмы взрослых и драмы детей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

2. Попытаться выяснит, чье общество на самом деле писатель считает «дурным»?

3. Переосмыслить уроки добра и справедливости, преподнесенные героями повести нам, юным читателям.

4. Объяснить смысл названия произведения: «В дурном обществе» и «Дети подземелья».

Исходя из выше перечисленных целей, была сформулирована задача творческой работы:

Показать актуальность и остроту поблеем, поднятых В. Г. Короленко в повести «В дурном обществе».

Работа носит творческий характер. Ее теоретическая основа опирается на следующие литературные источники: повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе», «Рассказы и повести. Воспоминания. Критические статьи. Публицистика Короленко».

В реферате использован метод изучающего чтения и анализа художественного произведения.

Реферат состоит из плана, введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Драмы взрослых и драмы детей в повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Есть книги, которые говорят о том, как взрослеет маленький человек, как он познает мир. Например: повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», повесть В. П. Катаева «Белеет парус одинокий», где внимание автора сосредоточено на внутреннем мире ребенка, на его взаимоотношениях с другими людьми. Одной из таких книг является повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Над этой повестью писатель работал с 1881 по 1885 год, находясь в ссылке в Якутии за распространение революционных воззваний. Рисуя в произведении Княж – городок, он изобразил город Ровно, в котором провел гимназические годы. В письме одному из своих друзей он сообщал: «Этот городок, ныне оживившийся после проведения железной дороги, - с полной точностью описан в моей повести «В дурном обществе». Детство героя совпадает с детством писателя. В. Г. Короленко родился в 1853 году в городе Житомире Волынской губернии. В момент рассказа – Васе восемь лет. События, описанные в повести относятся примерно к 1861 году.

Следует также отметить, что в образе Васиного отца сказались многие характерные черты отца писателя, в первую очередь – честность и неподкупность. Кроме того, из воспоминаний современников известно, что в детстве будущий писатель мечтал стать героем, пострадавшим за родной народ. Впоследствии он называл себя «маленьким романтиком». Был случай, когда однажды он помогал укрыться в заброшенном сарае крепостному мальчику, бежавшему от злого пана.

Эти и другие эпизоды из собственной жизни легли в основу многих художественных произведений В. Г. Короленко.

Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» состоит из десяти глав: «Развалины», «Проблематические натуры», «Я и мой отец», «Я приобретаю новое знакомство», «Знакомство продолжается», «Среди серых камней», «На сцену является пан Тыбурций», «Осенью», «Кукла», «Заключение».

В самом произведении можно выделить следующие основные темы:

1. Драмы взрослых и драмы детей.

2. Жизнь богатых и нищих. Чье общество на самом деле является «дурным». ?

3. Уроки добра и справедливости.

4. Смысл названия повести: «В дурном обществе» и «Дети подземелья».

В первых трех главах: «Развалины», «Проблематические натуры» и «Я и мой отец» очень остро, на мой взгляд, рассматривается драма взрослых и драма детей: драма Васи и Васиного отца. В чем она состоит?

Драма Васи и Васиного отца состоит в ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью Васиной матери. Вася временами хочет обрести в отце родного человека: «Временами что – то как будто подымалось у меня в груди; мне хотелось, чтоб он обнял меня, посадил к себе на колени и приласкал. Тогда я прильнул бы к его груди, и, быть может, мы вместе заплакали бы – ребенок и суровый мужчина – о нашей общей утрате». Порой Васе становится ужасно жаль отца, однажды он даже сделал попытку броситься к нему, но отец постоянно отталкивает сына.

В. Г. Короленко сделал ряд тонких наблюдений над внутренним миром, чувством человека. Васиного отца, безусловно, жаль. Он безумно любил свою жену, и теперь ему кажется, что он все потерял. На дочь он обращает внимание, потому что она похожа на мать, сына не замечает совсем «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Почему отец так легко поверил, что Вася – «дурной, испорченный мальчишка, с черствым, эгоистическим сердцем?» Может быть, потому, что легче было таким образом снять с себя ответственность. Васиному отцу хотелось в тот момент одного: остаться наедине со своим горем; он не мог осознать, что двое сирот, маленьких детей, Вася и Соня, нуждаются в нем, особенно сын, который был постарше и все уже понимал. Может быть и ему, взрослому человеку, сломленному горем, стало бы легче вместе с детьми. Обвиняя Васю в эгоизме, он, наверняка , грешил этим сам.

Его попытки заняться воспитанием сына заканчивались неудачей, потому что Вася чувствовал холодность и неискренность отца. «. сознание, что он должен, но не может заняться мною, должен любить меня, но не находит для этой любви угла в своем сердце, еще увеличивало его нерасположение». При этом Вася вовсе не был эгоистом и негодным мальчишкой. Чтобы показать душевное состояние мальчика, В. Г. Короленко пишет повесть от первого лица, вводит в нее воспоминания Васи о матери, такие поэтичные и горькие. Четыре раза повторяет он фразу: «О да, я помнил ее!», показывая таким образом, что рана в душе Васи не заживает, усиливая впечатление, произведенное детскими воспоминаниями на нас, читателей.

Внутренний мир ребенка, открытый нам, скрыт от отца, не пожелавшего в него проникнуть. В этом и заключается причина драматического разлада между отцом и сыном, едва не ставшего разрывом отношений между отцом и сыном.

Об этом говорит самая драматичная, на мой взгляд, сцена в повести, где отец обличает собственного сына в воровстве:

Сцена эта мастерски написана и великолепно передает психологическое состояние судьи, справедливого и умного человека, который не может понять собственного сына, потому что не может преодолеть своего собственного раздражения и гнева. Этот гнев довел его до безумия и ненависти. Действительно, иногда гораздо сложнее объективно подойти к близкому человеку, нежели к постороннему, может быть, потому, что с близкого больше требуешь.

Взрослые не должны забывать, что дети ранимы, что они нуждаются в любви и заботе, что они люди, а не игрушки, что они, наконец, в определенной степени отражение личности своих родителей.

Вот и в Васе в этот момент сказался сын своего отца: «В эту минуту во мне сказался сын моего отца. Он не добился бы от меня иного ответа самыми страшными муками. В моей груди, навстречу его угрозам, подымалось едва сознанное оскорбленное чувство покинутого ребенка и какая – то жгучая любовь к тем, кто меня пригрел там, в старой часовне».

Эта сцена драматична потому, что еще мгновение – и между Васей и его отцом произойдет разрыв, который уже невозможно будет уничтожить: «Даже в эту страшную минуту я любил этого человека, но вместе с тем инстинктивно чувствовал, что вот сейчас он бешеным насилием разобьет мою любовь вдребезги, что затем, пока я буду жить, в его руках и после, навсегда, навсегда моем сердце вспыхнет та же пламенная ненависть, которая мелькнула для меня в его мрачных глазах.

Теперь я совсем перестал бояться; в моей груди защекотало что – то вроде задорного дерзкого вызова»

Любовь рождает любовь, ненависть рождает только ненависть – таков урок В. Г. Короленко всем взрослым. Любовь и терпение, глубокая духовная связь, разумная строгость могут воспитать человека, сделать родителей и детей по – настоящему близкими людьми.

В главу «Проблематические натуры» В. Г. Короленко вводит подробное описание внешности еще одного героя –Тыбурция Драба, то есть дает его портретное описание, схожее с Васиным отцом: «. Происхождение Драба было покрыто мраком самой таинственной неизвестности. Некоторые приписывали ему аристократическое происхождение Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий; крупные черты лица были грубо выразительны. Низкий лоб и выдававшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность мускулов придавали всей его физиономии что – то обезьянье; глаза смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум»

Конечно же, ужасно, когда жизнь заставляет умного, образованного человека произносить речи из Цицерона в кабаке с целью заработать на хлеб себе и своим детям; ужасно, когда сын его, Валек, вынужден воровать; ужасно, когда дочь его, Маруся, чахнет в сыром подземелье, куда практически не проникает солнечный свет.

В этом и состоит, на мой взгляд, драма Тыбурция и его детей. Возможно при этом, что он тоже потерял близкого человека.

Печаль, струящаяся из его глаз, роднит Тыбурция с Васиным отцом. Но он, в отличие от Васиного отца, любит и Валека, и Марусю, и они это чувствуют.

Жизнь богатых и нищих

Чье общество на самом деле является «дурным»?

В повести «В дурном обществе» Короленко раскрывает тему нищеты, тему, в которой богатым и черствым обывателям противостоят толпы бездомных бедняков, ютящихся в развалинах и трущобах. И самое страшное, наверное, состоит в том, что среди этой толпы есть дети. Валек и Маруся – это бедные дети, брат и сестра, которые всегда помогают друг другу. В семь лет он, ровесник Васи, а Марусе всего лишь четыре года. Их одежда – это старые лохмотья. У них нет своего дома, нет игрушек, денег, еды и питья, говоря современным языком, нет средств к существованию. Знаете, жизнь нищих совсем плохая: нет нормального жилья, есть нечего, денег на учебу нет, не во что одеться. В общем, жизнь ужасна и приводит это к смерти. Да, самое страшное заключается в том, что погибают дети – самые беззащитные существа. Результат этой нищеты –смерть Маруси среди серых холодных камней. Но Маруся умирает не просто так. Ее смерть показывает, к чему приводит нищета. Возникает вопрос: «Что хотел сказать сам автор?» На этот вопрос, на мой взгляд, ответ будет такой: В. Г. Короленко хотел показать, что жизнь нищих ужасна и грустна. Вы едите и пьете вдоволь, а они А они воруют, чтобы не умереть от голода. Я очень прошу: «Не относитесь к ним плохо! Они такие же, как мы с вами!

Уроки добра и справедливости

Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе», несмотря на весь свой трагизм, учит только добру и справедливости. Все его герои преподают друг другу уроки. Например, в главе четвертой « Я приобретаю новое знакомство» Вася учит Валека тому, что есть на свете люди, от которых не надо обороняться. Для Валека была совершенной неожиданностью мысль о том, что сын судьи будет рад дружить с ним, что он такой же мальчик, как и Валек: «Что ж, приходи! Я буду рад», - ответил я радушно». «Ну так что же? – изумился я чистосердечно. – Ведь ты будешь играть со мной, а не с отцом. »

Подружившись с Валеком и Марусей, Вася получил от героев несколько важных жизненных уроков:

1. Вася не мог себе представить, чтобы дети могли жить без дома, но он увидел это своими глазами: подземелье, склеп для умерших – и это же - дом для детей – два несовместимых понятия.

2. Беседы с Валеком с каждым днем закрепляли дружбу мальчиков и открывали Васе глаза на то лучшее в его отце, чего Вася до сих пор не замечал.

Первый урок Валека для Васи заключается в том, что нельзя поверхностно судить о своем отце, нельзя осуждать своего отца.

3. Разговор Васи и Валека в главе «Среди серых камней»: «А вы разве нищие? – спросил я упавшим голосом. «Нищие!» - угрюмо отрезал Валек и эпизод, когда Вася остается в городе для того, чтобы своровать булочек для себя и своей сестры, преподносят еще один урок Васе.

В противовес осуждению Васи поступка совершенного Валеком ради того, чтобы не умереть от голода, Валек говорит: «А воровать у своего отца – это еще хуже. Я никогда не ворую у своего отца. »

Почему Валек считает, что воровать у своего отца – «это еще хуже»?

А потому, что, по мнению Валека, отец – это самый близкий тебе человек, он – пример во всем. Сын никогда не должен совершать бесчестные поступки по отношению к своему отцу, не должен лгать ему. Ничего святого на земле не останется, если разрушится самая тесная связь, связь между отцом и сыном.

4. В главе «На сцену является пан Тыбурций» мы видим еще один урок, преподнесенный Васе, но уже отцом Валека.

Тыбурций в ней учит Васю реальной жизни и заставляет его задуматься над сложными вопросами; в этой же главе он произносит замечательную фразу: «. каждый идет своей дорожкой, и кто знает,. может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, потому что иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня, - понимаешь? Эти слова очень тесно переплетаются со словами Н. А. Некрасова, являющиеся эпиграфом к творческой работе.

5. Пан Тыбурций сыграл большую роль не только в жизни Васи, но и его отца.

Тыбурций – вор, и он, естественно, меньше всего желает встречи с судьей. Однако, он приходит в дом судьи для того, чтобы рассказать о невиновности Васи. Он, вор, учит его тому, что одними угрозами судья ничего не добьется от собственного сына. Отпустите мальчика, он не виновен, и широкой ладонью погладил опущенную голову Васи, а затем взял и в присутствии отца посадил его к себе на колени. В Васином отце, до этого момента называвшего своего родного сына мальчиком, а не по имени, произошла перемена. Тыбурций, сам любящий отец и верный друг, помнящий добро, возвращает отца сыну, а сына отцу. «Я (Вася) с живостью схватил его руку и стал ее целовать. Я знал, что теперь уже никогда он не будет смотреть на меня теми страшными глазами, какими смотрел за несколько минут перед тем, и долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком в мое сердце». Вася знал, что теперь для отца он будет навсегда образом родного, близкого, единственного, любимого сына, и никогда образ бродяги и негодного мальчишки не возникнет перед его отцовским взглядом. Благодаря Тыбурцию Драбу происходит воссоединение двух человеческих душ: отца и сына, которая дополняется любовью младшей сестренки Сони. Пан Тыбурций совершает святое дело – он воссоединяет семью.

6. В главе «Кукла» Вася учит свою сестренку Соню тому, что не все дети имеют счастливое детство и что есть девочка, которая живет в подземелье и у которой нет ни одной игрушки.

Она умирает, и Сонина кукла (самый дорогой подарок умершей матери) спасет Марусю. Соня, проявляя милосердие, отдает куклу и тем самым хотя бы на несколько дней (последних для Маруси) озаряет ее жизнь радостью и светом. Сонин поступок – лучший образец чистой детской души еще раз доказывающий, что для ребенка, нищий он или богатый, нет разницы, если ему нужно помочь. И что только любовь и понимание ближнего могут творить чудеса.

Смысл названия повести:

«В дурном обществе» и «Дети подземелья»

Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» печатается и под названием «Дети подземелья». На мой взгляд, первое название является более широким, а второе – узким. Если бы повесть называлась «Дети подземелья», то в центре внимания писателя была бы жизнь нищих детей: Валека и Маруси. Задачу свою Короленко, вероятно, видел бы в описании тех нечеловеческих условий, в которых живут эти дети, в том, чтобы пробудить к ним сострадание читателя. Сам В. Г. Короленко не одобрял переработки своей большой повести «В дурном обществе», которой является повесть «Дети подземелья». Все это в повести есть, но она все же не только об этом, и центральным ее героем является Вася, тот, от чьего имени ведется повествование.

Смысл названия «В дурном обществе» более широкий.

Во – первых, что такое дурное общество? Состоятельные люди, «чистая публика», а также бывшие графские слуги, жившие в развалинах старого замка, считали дурным обществом воров, бродяг, «жалких оборванцев», ютившихся вокруг заброшенной часовни и считавших Тыбурция Драба своим «организатором и руководителем». В это общество попадает Вася, сын судьи. Мальчик из хорошей семьи оказывается в дурном обществе, становится там своим. Если бы название повести прозвучало в устах тех, кто в самом деле считал свое общество дурным, оно носило бы совершенно серьезный характер, а Васино поведение вызывало бы сожаление и осуждение.

Но в устах автора В. Г. Короленко это звучит совершенно иначе.

Члены дурного общества менее всего вызывают осуждение писателя. Короленко считает, что несправедлива и ужасна жизнь, которая заставляет Тыбурция произносить речи в кабаках на потеху мужикам, которая заставляет его и Валека воровать, потому что «Маня голодна»,которая отнимает жизнь у девочки, не видевшей ни разу настоящей куклы, которая лишает детей дома. Вместе с тем, эти люди, составляющие дурное общество, сохраняют своеобразное достоинство и знают, что такое любовь, дружба, благодарность, истинная порядочность. Именно здесь герой повести обретает тепло и участие, здесь он понимает, что и он кому – то нужен, что его любят и ждут. Человек, говорит Короленко, тем более ребенок, не может быть один: он должен чувствовать чью – то любовь и сам творить добро. Вася удивлялся, что дети могут жить без дома, но в сущности без дома жил он сам после смерти матери, и он обрел свой дом в темном и мрачном подземелье.

Тыбурций считает, что для Васи полезно знакомство с ними. Короленко утверждает, что для становления человека необходимо умение принимать близко к сердцу чужое горе, необходимы сильные переживания, знание реальной жизни.

Горе может стать уделом любого. Неважно, вор ты или судья. Самое главное, чтобы ты при этом не утратил человеческого облика, не бросил в беде своего ребенка, не разучился быть сострадательным и добрым – такова важнейшая мысль автора повести. «Дурное общество» - это выражение в устах В. Г. Короленко звучит иронически. Он вовсе не считает это общество дурным для Васи. Дружба с Тыбурцием и его детьми укрепила и развила в маленьком герое – рассказчике все лучшие черты его характера.

У такой грустной повести такой оптимистичный финал? «Мы с Соней, а иногда даже с отцом, посещали могилку Маруси, огороженную частоколом и каждую весну пестревшую цветами и зеленевшую свежим дерном. Мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей березы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями, первыми планами крылатой и честной юности.

Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же, в последний день, мы оба, полные жизни и надежды, произносили над маленькою могилкой свои обеты , (обещания, клятвы)» Какими они были, мы можем только предположить, но в одном я уверена точно, что Вася и Маруся, уже будучи взрослыми людьми, никогда не пройдут мимо чужого горя, потому что понятия «чужое горе, чужая беда» для них просто – напросто не существует. И наверняка, они выберут правильную дорогу в жизни, ту, по которой шли лучшие люди в России, которые хотели облегчить участь народа. Возможно, они выберут одну из дорог, о которой писал любимый поэт В. Г. Короленко Н. А. Некрасов. Он звал молодежь идти по этой трудной дороге:

Другая – тесная, дорога честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд.

За обойденного,

За угнетенного,

Стань в их ряды.

Иди к униженным,

Иди к обиженным –

Там нужен ты.

Н. А. Некрасов и подсказал Васе и Соне их обеты на могиле Маруси.

Возвращаясь к главному вопросу, поставленному в начале творческой работы: «Кто поможет нищим и обездоленным детям в нашей стране сейчас?» Хочу ответить: «Мы с вами – взрослые и дети – точнее, каждый из нас, имеющих частичку душевной теплоты и любви ко всему живому на Земле».

Тема нищеты, жизни детей в подземелье и детской смертности – это не забытое прошлое. Это наша с вами реальность, наша повседневная жизнь. С времени выхода в свет повести В. Г. Короленко «Дети подземелья» прошло уже почти два столетия, а проблема, поднятая автором, осталась до сих пор нерешенной. Сейчас по статистике в России более трех миллионов бездомных детей. Как они живут, точнее выживают? По – разному. Мы смотрим на эту острую тему много телепередач, читаем статьи в газетах, слушаем радио; правительство принимает меры на государственном уровне, чтобы искоренить «порочные общественные проблемы». Но, наверное, этого недостаточно. Мне кажется, чтобы решить эти вопросы в рамках государства, надо каждому взрослому человеку повернуться лицом к ребенку: увидеть его, услышать его и помочь ему в этой жизни. В конце концов каждому взрослому пора бы уже понять, что чужих детей и чужого горя не бывает и что только любовь к ближнему, душевная теплота и сострадание смогут вылечить наше больное общество.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)