Развлечения  ->  Игры  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Дымка: традиции и современность

(на примере основательницы промысла А. А. Мезриной)

В своей статье я использовала следующую литературу. Во-первых, это работа И. Я. Богуславской «Дымковская игрушка». Из этой книги я взяла материал о творчестве Анны Афанасьевны Мезриной, а именно о том, что конец 1910-х – 1920-е годы стали временем расцвета творчества и славы знаменитой мастерицы, о том, что в каждом персонаже она всегда подчёркивала самое главное качество, а также я узнала, какие игрушки являются её ранними работами. Материал из этой литературы помог мне открыть лишь творчество мастерицы. А вот о её жизни я узнала из книги А. Рогова «Народные мастера» (биография Мезриной). А работа Н. И. Перминовой «Энциклопедия земли Вятской» помогла раскрыть достижения Анны Афанасьевны.

Но, к сожалению, данной литературы оказалось недостаточно для того, чтобы сделать выводы и провести анализ по вопросам сохранения традиций изготовления дымковской игрушки. Мне пришлось заняться сравнением игрушек Анны Афанасьевны с игрушками современных мастериц, посмотреть и изучить фильм «Вятская земля - кладовая ремёсел», выбрав из него материал, касающийся моей темы.

Свои размышления я представила в этой работе.

Около четырёхсот лет назад зародился на Вятке, а именно в слободе Дымково, этот уникальный, известный по сей день промысел – дымковская игрушка. Игрушка получила своё название по слободе, само Дымково называется так, потому что около селений по утрам появлялась дымка. А основательницей этого прекрасного промысла считается Анна Афанасьевна Мезрина. Она была известной дымковской мастерицей, которая внесла огромный вклад в историю и развитие Дымки, которая заложила традиции этого промысла. В своей работе я хотела бы рассказать о жизни и творчестве Анны Афанасьевны, о тех традициях, которые она вложила в дымковскую игрушку, и сравнить игрушки А. А. Мезриной с игрушками более поздних мастериц. При сравнении я попытаюсь ответить на вопросы: «Сохранились ли эти традиции в современном мире? Какого же их отражение на сегодняшний день?»

Вятка впервые упоминается в летописных источниках в 1374 году. Заложил его на месте существовавшего в XIV веке русского поселения один из отрядов ушкуйников, ходивших в поход на Волжскую Болгарию. В составе отряда были разные люди: новгородцы, двиняне, устюжане.

В 1452-1457 годах на высоком берегу реки Вятки между Раздерихинским и Засорным оврагами появился укреплённый кремль-крепость Хлынов, названный по реке Хлыновице.

В конце XV-начале XVI века население Хлынова стало пополняться выходцами с Северной Двины и особенно из Великого Устюга. Последние и основали в это время на низком правом берегу Вятки Дымковскую слободу, повторившую название слободы в Великом Устюге, и месторождение, заполняемое во время разливов реки. Слобода в первый раз вписана в исторические документы в 1615 году, но «заречный посад» поминается ещё раньше - в грамоте Ивана Грозного 1582 года. Слободу назвали Дымково из-за появления дымки около селений по утрам.

Рядом с Дымково мастерицы обнаружили немалые залежи глины, высокая пластичность которой позволяет лепить из неё на добрую ребячью радость свистульки и глиняные игрушки. По преданиям, Дымковская игрушка существует на Вятской земле более 400 лет. А первой мастерицей Дымки была А. А. Мезрина. Она считается основательницей промысла.

Изготовлением игрушек занимались исключительно только женщины и дети, начиная с 10 лет. Глину добывали недалеко от слободы. Брали разных цветов: коричневую, иногда с красноватым оттенком. Главное, чтобы глина не была очень жирной. Если же глина всё-таки попалась жирной, то к ней добавляли мелкий песок, чтобы глина при обжиге не трескалась. Раньше, когда игрушки изготавливались очень крупными партиями, глину месили ногами, а после стали руками. Зимой, перед тем как месить глину, её обдавали кипятком. Лепить начинали с массивной основной части, или грузна, к которому затем прилеплялись с помощью воды остальные, более мелкие детали. Вылепленная, ещё сырая, игрушка полируется (примазывается) мокрым пальцем. Затем игрушки сушат. Сушили в разных местах, например, на полатях, только избегали обдуваемых мест или мест, расположенных очень близко к источнику тепла, иначе глина потрескается. Примерно дня за два просыхают мелкие игрушки. Неделю, или даже две сохнут крупные, большие размеров. Раньше игрушки на угольках, клали поленья в печку и туда ставили игрушки. А сейчас игрушки обжигают в печах примерно 5 часов, при температуре 800 градусов по Цельсию. Вынутые из печи игрушки обтирали от золы. Если игрушку доставали с трещинами, хотя это очень редко бывало, то её шпаклевали. Шпаклёвка сохнет 2-3 часа. После этого игрушку начинали белить, причём для побелки предпочитали комовой мел. Мел скребли ножом, или тёрли в краскотёрке, или же заворачивали в тряпку и разбивали молотком. Потом мел разводили на снятом молоке. Мелкую гладкую игрушку окунали в эту массу, а потом проводили кистью, а крупную игрушку сразу белят кистью. Белили обязательно дважды. Побелённую игрушку ставили сохнуть. Высохшую побеленную игрушку начинали красить. Палитре дымковских мастериц чужды минорные краски. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный-вся горячая гамма радуги. Перед покраской краски смешивали с яичным желтком, потом игрушки украшали ромбиками золотистой потали. Только двух цветов никогда не употребляли мастерицы: лилового и фиолетового. Яркий декоративный геометрический орнамент, очевидно, впитал в себя в переработанном виде элементы нарядных крестьянских тканей, вышивок, набоек. Каждые фигурка и орнамент имеет определённое значение:

• Женская фигура (богиня плодородия);

• Медведь (плодородие);

• Петух (символ счастья);

• Конь (символ солнца, вечного светила);

• Олень (символ Дымки);

• Круги (символ солнца);

• Традиционные маленькие круги (символ очага);

• Волнистые линии (символ воды).

Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от местного праздника - Свистопляски. Именно к ней приурочивали производство и массовую продажу глиняных игрушек и свистулек. Игрушка являлась забавой для детей, она была оберегом, символом счастья. Также игрушка просто украшала дом, радовала людей, поднимала настроение. Игрушка приносила деньги от своей продажи, хоть небольшие, но всё же деньги.

Существует легенда, по которой начало празднику, положило так называемое хлыновское побоище. Его подробно описали путешествовавший в 1770-1772 годах по разным провинциям Российского государства капитан Н. П. Рычков и сосланный в Вятку в 1811 году зять М. И. Кутузова, опальный генерал – майор Н. З. Хитрово. По их сведениям, в XIV-XV веках (конкретные даты авторы называют разные – 1392, 1418, 1421) под укреплёнными стенами Хлынова собрались жившие в крае инородцы, чтобы взять город, основанный якобы пришельцами новгородцами. Не надеясь только на свои силы, жители Хлынова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, вятчане перебили многих и только утром увидали свою ошибку: «Своя своих не познала». В память погибших на месте побоища поставили часовню, а в ней деревянный крест, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду – поминовение невинно убиенных, после чего начинался праздник Свистопляски, в ритуал которого входило катанье глиняных шаров с высокого берега Вятки вниз по Раздерихинскому спуску, кулачные бои, свист, песни и пляски. Ставились балаганы с обилием разных сладостей и обязательно продажей глиняных игрушек и свистулек.

В середине XIX века авторы заметок сетуют на «вытеснение старинных обрядов современным бытом», на сокращение программы Свистопляски, на всё большую роль детей как её участников и сведение всего ритуала после традиционной панихиды главным образом к продаже игрушек, без которых, вероятно, и сам праздник перестал бы существовать. С 1861 года перестали катать глиняные шары и устраивать шутливые бои. С 1888 года праздник меняет своё название-это уже не Свистопляска, а Свистунья, что свидетельствует о трансформации сложного древнего обряда в развлекательную ярмарку.

По воспоминаниям старейшей мастерицы З. В. Пенкиной, последняя Свистунья состоялась в конце 1920-х годов. Современные исследования позволяют отнести Свистопляску к категории календарных праздников весеннее-летнего цикла и отметить в ней существенные черты этих древнейших по происхождению обрядов.

Свистопляску проводили ежегодно в четвёртую субботу после пасхи. Уже эта приуроченность к определённым дням, обычно в апреле-месяце, ставит её в ряд традиционных народных обрядов, связанных в своих истоках с древнейшим культом земли, обновления и возрождения природы после зимы и её пробуждения от весны к лету.

Соприкосновение его с землёй должно было пробудить землю от зимнего сна, оплодотворить её. Среди пасхальных игр особенно популярны были катания яиц по земле с холма. Можно предположить, что и катание глиняных шаров на Свистопляске было поздней модификацией этих древних действий.

Известно, что многие календарные обряды проводились «у воды», имевшей очистительное значение. Возможно, не случайно и Свистопляска проводилась на берегу реки Вятки. В 1824 году здесь был разбит Александровский сад, и праздник проводился около него, на старом месте. Наконец, возможно, в массовом создании глиняных кукол к празднику Свистопляски и преобладании среди них женских персонажей, особенно кормилиц с детьми, тоже сохранился отдалённый отголосок древних языческих культов плодородия. В некоторых обрядах со временем всё больше участвовали дети, воспринимавшие их как игру, что также можно видеть на примере Свистопляски. Свистопляска – местный вятский праздник. Таким образом, подытоживая все особенности вятской Свистопляски – Свистуньи, представляется возможным утверждать, что праздник этот – древний по происхождению. К XIX веку он уже сильно трансформировался. В нём очевидны разновременные напластования, которые отразились как на характере самого праздника, так, по-видимому, и в сопровождавших его глиняных игрушках.

Самое первое упоминание о дымковских игрушках содержится в записках генерал-майора

Н. З. Хитрово. Он вёл журнал, где описал легендарное сражение устюжан и вятчан ставший традиционным праздник поминки. В 1811 году он сообщал: «Ныне в день сей всё утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками, и целый день свищет, ходят по улицам и стоят на валу, бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать свою потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные. Сей праздник называется на том крае Свистопляскою. Из этого отрывка можно сделать вывод о трех разновидностях участвовавших в Свистопляске игрушек: свистульках, глиняных шарах и куклах. Судя по описанию, ритуал праздника был далеко не нов, и участие в нём глиняных игрушек также свидетельствует скорее о развитом производстве, а не его начальной стадии.

Можно думать, что в 1811 году производство глиняных игрушек в Дымково уже было достаточно налаженным. Следующее описание свистопляски относится к 1838 году. Оно впервые даёт возможность представить некоторые сюжеты игрушек. Автор заметки Е. Мухачев пишет: «Свистопляска принадлежит к числу народных праздников города Вятки. В четвертую субботу после Пасхи жители этого города собираются на площадку подле Александровского сада, куда заранее съезжаются торговки с куклами, шариками, свистульками особенного устройства. Всё это делается из вятской глины с удивительным, не подражательным искусством: часто медведь походит на козла, а собака на корову, не говоря о фигурках человеческих, которые все без исключения фантастические, созданные воображением вятских торговок; ибо не одного существа, похожего на них, не найдёте в природе. Мелочные торговцы раскидывают здесь свои балаганы и продают в них разные лакомства. Везде раздаётся свист, говор, все движется».

В 1882 – 1883 годах «производством глиняных и гипсовых игрушек и фигур в дымковской слободе занимаются в 20 домах исключительно женщины и дети. Из каждого дома продают приблизительно по 1 тысяче штук за 5 – 9 рублей за тысячу. Гуртом скупщикам продают до 63 тысяч штук на 315 – 567 рублей. Во время Свистопляски сбывается ещё из каждого дома не менее одной тысячи на 5 рублей. Женщина в год зарабатывает до 35 рублей.

В том же 1890 году на Казанской научно-промышленной выставке был организован целый отдел вятских кустарных промыслов. В каталоге этого отдела впервые названы экспонировавшиеся глиняные игрушки трёх мастериц: Натальи Антоновны Микулиной, Авдотьи Андреевны Швецовой и Аграфены Тимофеевны Лаженицыной – жительниц подгородной слободы Дымково. Среди игрушек перечислены конь с седоком, лодка, кормилицы, барышни, куколки, барышня с кавалером, ёлки, птицы (гусыня и гусь, уточка, курочка), баран, корова. Но у каждой из мастериц есть и сюжеты, воплощение которых трудно представить. Однако даже самые ранние из них далеко не однородны по своему составу и происхождению. И если следовать их «послойному» анализу, то к древнейшим «слоям», вероятно, нужно отнести шары или шарыши, которые «с незапамятных времён» катали на Свистопляске. Два экземпляра таких шаров сохранилось в музеях. Сравнительно небольшого диаметра (6 – 10 см), полые внутри, с катающимися горошинами, создающими звук погремушки, они красивы по цветовым сочетаниям. Всегда по чёрному фону, придающему им оттенок мрачноватой суровости, нанесены ряды белых, красных и сиреневых (в другом случае – белых, голубых и коричневых) пятен-горошин. Можно представить, что в общую красочную шумливую атмосферу Свистопляски этот своеобразный вид дымковских игрушек вносил свою неповторимую ноту. Со временем, с уходом из праздничного ритуала шутливых боёв и катанья шаров по Раздерихинскому спуску к реке Вятке,шары прекратили своё существование.

Вероятно, также древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют свистульки, особенно изображения зверей и птиц. Интересно отметить, что носителями плодородия называют домашних животных: быка, козу, свинью, лошадь и других. Среди старинных дымковских игрушек есть все эти персонажи, и они всегда – свистульки. Их постоянная форма в виде небольшой фигурки с самыми характерными признаками птицы или животного спереди и коническим завершением – свистком сзади, совершенная и лаконичная пластика, совместившая образную выразительность с функциональностью. О том же говорит и единообразие пластических решений этих свистулек у разных авторов, особенности почерка которых проявляются не столько в пластике, сколько в деталях росписи. Лишь по длине морды коня, свистка-конуса, изгибу рогов коровы или барана, рисунку глаз и цветовым особенностям росписи можно пытаться квалифицировать эти игрушки. Среди свистулек количественно первое место занимают фигурки уточек и уток-«крылаток». По пластике «крылатки» отличаются от простых уток лишь горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто надеты два передника с лепной оборкой – спереди и сзади. У некоторых авторов голова утки с поднятым широким клювом похожа на гордо вскинутую человеческую головку в капоре. Обтекаемой, гладкой и компактной пластике утки-свистульки соответствует и роспись, в которой можно видеть определённую систему нанесения цветных полос и рядов горошин. Сначала делается широкая полоса от спины через шею и голову по груди, затем более узкие от груди по сторонам, в соответствии с формой конуса, и уже в завершение их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Жёлто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-жёлтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета их авторов, владевших достаточно широкой палитрой. Многочисленны среди свистулек и фигурки коней – одноглавых или двухголовых. Особенно выразительны двухголовые, уникальные среди глиняных игрушек всех известных центров по пластическому решению, его своеобразной убедительности при всей очевидности художественного вымысла.

Самой первой дымковской мастерицей, чьё творчество стало широко известно, чей труд получил общественное признание, была знаменитая Анна Афанасьевна Мезрина.

И родилась Анна Афанасьевна в слободе, в 1853 году. Её отец, Афанасий Липатович Никулин, был кузнецом, мать, Дарья Константиновна, лепила игрушки. И бабушка лепила, и прабабушка, и прапрабабушка – все, которые по женской линии.

- У нас семья-то неграмотная была, - вспоминала Мезрина. – Меня семи лет мамка посадила игрушку лепить. Это я вот своих дочерей обучала

Она любила вспоминать, как девчонкой и в девушках они с сестрой Аграфеной потихоньку от взрослых лепили и наряжали «для себя» - на конфеты и на приданое, но в первую очередь на «Свистульную» - она иногда и так её называла. «В старину игрушка подразделялась на копеечную и на грошовую, на простую или нарядную – барышня простая, барышня нарядная. Норовили этих наделать, копеешных».

Подошёл срок, и вышла замуж, стала писаться по мужу Ивану Ивановичу Мезрину крестьянкой Вятского уезда Якимовагинской волости, хотя никогда в этой волости не бывала. И вообще, кроме Вятки никуда из слободы не выезжала целых восемьдесят лет. Муж сначала тянул канат на перевозе, затем, надорвавшись, шил детскую обувку, но заработков его хватало только чтобы приобрести новый материал. И Анна Афанасьевна как сидела с семи лет с утра до вечера с комом глины на дощечке, лежавшей на коленях, или с самодельными мочальными кисточками в окружении разноцветных баночек – так и продолжала сидеть и в свои двадцать, и в тридцать, и в сорок лет. День за днём всё на одном и том же месте, сначала в родительском доме, а потом в этом караваевском «флигельке». На большее не наработали. Муж хворал, рождались дети, но «господь смилостивился» и двух сыночков прибрал ещё маленькими. Потом и мужа. И осталась она с дочерьми одна, и всё также сидела с дощечкой или с кистями от света до света, а нередко и «огоньку прихватывала».

Мезрина А. А. раньше жила в убогой покосившейся ветхой избушке, стоявшей в углу двора, за колодцем, с высоким журавлём. Избушка Афанасьевны преображалась, когда наступал момент раскраски игрушек. Весенние лучи солнца, пробиваясь через малюсенькие окна, играли всеми цветами радуги, позолота на коньках, львах, оленях, куклах, свистульках, склонившиеся головы раскрасчиц Анны Афанасьевны и её дочери Сани рельефно выделялись на тёмном фоне деревянных потемневших стен. Всё это и серый кот, всегда важно сидевший рядом со старушкой, создавали картину из какой-то волшебной сказки. Словно мастерицы колдовали, прикасаясь самодельными кистями к белым игрушкам, превращая их в драгоценности.

Необычайна была у Анны Афанасьевны любовь к животным и птицам. Много хлопот и радости доставляли жившие у неё три собачки (две пустолайки), серый кот и четыре-пять курочек.

Через реку на лодке, не раз она весной ездила в город Вятку на праздник «Свистунья» где балаганы и карусели- всё в блёстках переливалось. Там и гуси, и кони, и коляски. И барыни красивые, да важные в кринолиновых нарядах величавы. А чего только не продавалось на ярмарке: ложки деревянные расписные, шкатулки резные, полотенца вышитые. А ещё там играли, пели, заливались рожки, дудочки, шарманки, гармошки. А как радостно, озорно и звонко свистели в игрушки, ярко раскрашенные глиняные, жестяные, деревянные. И клоуны плясали, разодетые в костюмы сказочные

И входили в душу Анны Афанасьевны и народное искусство, и природа, и песни русские задушевные, переплетаясь с её собственным миром. А лепить игрушки начинала она ведь ещё маленькой девочкой. Учила её мама (об этом уже упоминалось выше). «Ученье было наглядное, – рассказывала Анна Афанасьевна. - Все фигуры и тела заучивались. Все они в зрительной памяти отчеканивались. А лепить их надо было сотнями и тысячами штук»

Весной разливалась река Вятка и затапливала Дымково. До самых крыш доходила вода. Но постепенно начинала обсыхать. И в размытой почве попадалась жирная, чистая глина. Набирала Анна Афанасьевна и глины, и песочку на отмели Вятки. Всё перемешивала мастерица и раскатывала шарики. А уж потом лепила игрушки, просушивала, в печи обжигала. В молоке с мёдом фигурки отбеливала. И начинала расписывать. Нежными и мягкими линиями, светлыми и чистыми красками выпевала мастерица свои песни, исполненные тихой радостью. Как со своей душой разговаривала. И запела игрушка, заиграла орнаментом, крупным, чётким, спокойным потону и красочным. Да и фигурки были крепкими, статными, силуэты – плавными и округлыми. В каждом образе лёгкая ирония, лёгкий юмор проявлялись.

Игрушки Мезриной радость излучали, а жизнь то мастерицы тяжёлой и трудной была. Муж умер. А ей, вдове с двумя детьми поднимать их надо было. Игрушки тысячами лепила, скупщику за гроши продавала. Да ещё и за этими жалкими медяками, бывало, находишься. Дочери подросли, стали матери помогать и игрушку лепить и раскрашивать. Но стал вымирать игрушечный промысел. Его вытесняли гипсовые изделия. И тогда молодой вятский художник Алексей Деньшин разыскал в Дымково старух мастериц. Уговаривал не бросать своего ремесла. Часто до позднего вечера засиживался художник у Анны Афанасьевны и других мастериц. В Вятке Алексей Иванович издал альбом, посвящённый А. А. Мезриной. О дымковской игрушке и её мастерицах узнали. В Вятке была создана артель «Вятская игрушка», а позднее товарищество «Кировский художник». И посыпались заказы на яркую игрушку.

В домик Мезриной приходили люди. Это приезжали художники, корреспонденты, коллекционеры. Сама же старейшая мастерица жила «при музеях»: лепила для Русского музея, исторического и других.

В игрушках Анны Афанасьевны живёт мелодия цвета – сочетании малинового с тёмно-зелёной, синей, желто, оранжевой красками. Это необычайные созвучия только усиливали выразительность образов глиняных фигурок. И шли они из души большой художницы. И всё, что она хотела сказать, устремлялось одной согласной прелестной мелодией.

Конец 1910-х – 1920-е годы стали временем расцвета творчества и славы Анны Афанасьевны Мезриной. Уже в весьма солидном возрасте, ободрённая вниманием и заботой государства, тем паломничеством, какое возникло в её более чем скромную избу, стоявшую во дворе дома бывшего предпринимателя и мастера гипсовых отливок И. П. Караваева, Мезрина именно в это время создала огромное количество произведений, хранящихся ныне в наших музеях. Творчество этой мастерицы действительно уникальное явление в дымковском промысле. Оно служит примером неисчерпаемых возможностей народного таланта, неподвластного ни возрасту, ни трудностям жизни, щедро выплёскивающего свою силу и мастерство, движимого сознанием нужности людям.

Мезрина была потомственной дымковской мастерицей. Игрушки лепила бабушка – первая её учительница, мать – Дарья Константиновна Никулина, родная сестра – Марья Афанасьевна Лалетина. Ручной труд кормил семью, был единственным источником её существования. В 1913 году, овдовев, А. А. Мезрина осталась со старшей дочерью, которая также с детства помогала матери в лепке и раскраске игрушек.

Игрушки Мезриной чрезвычайно разнообразны по сюжетам. Известный вятский краевед М. Н. Шатров указывал, что ею создано до восьмидесяти их разновидностей. А если учесть варианты сочетаний разных персонажей, практически их было значительно больше. Но любой сюжет в руках мастерицы обретал такую характерность, органическое единство пластики и росписи, их лаконизм и образную убедительность, что её игрушки навсегда стали классикой дымковского искусства, эталоном высокого мастерства. Деньшин считал, что им присущи главные качества игрушки – «простота, краткость, выразительность и яркость».

При обобщённости и типичности образов, свойственных народной игрушке вообще и в том числе дымковской, Мезрина всегда подчёркивала в каждом персонаже самое главное качество, наиболее характерное и выделяющее его среди других. Её барыни – всегда важные, насупленные, дамы и кавалеры – простодушно-беззаботные, коровы – коротконогие, бодливо-упрямые, олени, точно корону, гордо несущие свои ветвистые рога, львы – комично-царственные, медведи – свирепые и неуклюжие. Впечатления реальной жизни преображались фантазией мастера в самобытный мир образов. Как справедливо писал А. В. Бакушинский, «фантастика и сказка здесь переплетаются с действительностью, с острым безукоризненным и обобщённым воспроизведением реальных форм».

Творчество Мезриной позволяет поднять два принципиальных вопроса, Важных для понимания особенностей народной глиняной игрушки вообще и дымковской в частности. Один из них – проблема так называемого гротеска или того элемента комизма, иронии давали повод говорить о якобы присущей дымковской игрушке сатире или шаржу.

Творчество А. А. Мезриной – свидетельство яркого таланта, выразившего принципы местного искусства в столь индивидуальной форме и владевшего его канонами так глубоко и органично, что даже в преклонном возрасте, отвечая на запросы времени, она не отступила от высокого уровня своего мастерства.

А. А. Мезрина до последних дней своей жизни была верна принципам дымковского искусства, стараясь понять и освоить новые требования, которые предъявило время. Её творчество во многом определило дальнейшие пути развития промысла. Вместе с тем последние произведения старейшей мастерицы отражают сложности и противоречия развития дымковской игрушки 1930-х годов.

Возможно, ранними её работами являются три игрушки из собрания Кировского художественного музея. Они принадлежали самой А. А. Мезриной и поступили в музей в 1941 году от её дочери О. И. Коноваловой.

Игрушки передают образы барыни под зонтиком, двух дам, как бы беседующих при встрече, барыни и кавалера на прогулке. Их отличают тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, несколько сумрачная, но изысканная в сочетаниях цвета раскраска. Достаточно подробно переданы костюмы: пышные гранёные юбки и кофты в талию с торчащими сборчатыми полами у барынь; сюртук с фалдами – у кавалера. Маленькие круглые головки с тонко нарисованными лицами довершают типаж игрушек, более других известных дымковских произведений, напоминающих о фарфоровых статуэтках.

Сложившийся женский типаж по существу повторялся Мезриной и в игрушках меньшего размера. Как и у других авторов, более расхожие и дешёвые эти игрушки отличаются большим лаконизмом и простотой лепки, ограниченным количеством лепных деталей и скромной росписью. Обычно это барыни в капорах со сложенными руками или няни с ребенком, который то как бы болтает ножками, то завёрнут в одеяльце в виде гладкого плоского лепестка или с оборкой по верхнему краю. Варианты таких фигурок очень многочисленны и разнообразны не только набором деталей, но и общими особенностями интерпретации образов.

Мезрина создавала игрушки разных размеров, предпочитала в среднем размере барынь в капорах с детьми в одеяльцах-лепестках, из которых едва выглядывает смешная головка.

Перед революцией 1917 года положение кустарей было особенно тяжёлым в материальном отношении. А. А. Мезриной приходилось из рук выбиваться, чтобы заработать себе на кусок хлеба. Глиняная игрушка была совершенно обесценена.

Октябрьская революция внесла полную переоценку жизни и творчества дымковского кустаря. Скупщик-торговец исчез, забытые художественные народные промыслы стали восстанавливаться. В творчестве и жизни А. А. Мезриной наступает перелом: дымковская мастерица стала известным человеком. Её работа и любовь к своему делу, мастерство в лепке глиняных игрушек стали отмечаться в печати. Игрушки работы А. А. Мезриной стали экспонироваться в музеях, на выставках наряду с другими произведениями народных мастеров. Анна Афанасьевна, почувствовав себя признанным мастером, переживает особенный подъём в своём творчестве. Из-под её рук игрушки выходят одна за другой какие-то обновлённые. Тематика их расширяется: это не только свистульки, куклы – появляются целые сценки вплоть до отображения современных тем. Мезрина пробует дать в глине такие сюжеты, как «Физкультурники», «Трактор» и тому подобное. Конечно, нельзя назвать их полной удачей, но они говорили о том, насколько Мезрина оказалась в своём творчестве чуткой к окружающей её среде, к эпохе, и как она верно чувствовала необходимость сделать ещё больше, чем делала до сих пор.

Очень важно сказать, что уже в двадцатых годах намечается и осуществляется расширение мезринских сюжетов, фигур и сценок. Она становится уже не просто исполнителем чего-то глубоко традиционного, тысячи раз деланного, но подлинным мастером, свободно (в пределах данного стиля) импровизирующим новое. «Таких-то ведь не делали, как я теперь»

Тысячи людей впервые знакомятся с дымковским искусством по игрушкам А. А. Мезриной. Её стиль стал какой-то эстетической нормой, классикой.

Но теперь совершено неожиданно раскрывается, что некоторые игрушки Анны Афанасьевны Мезриной – это не только её игрушки.

Да, она лепила и красила. И всё жаловалась на дочерей, что они ушли от её искусства, работают в типографии, что её мастерство умрёт вместе с ней. И так же все писали об этом с её слов.

Но так ли это на самом деле?

Вспомним, что уже на снимке 1896 года Анна Афанасьевна красит игрушки не одна, а со старшей дочерью Саней. Лицо девочки серьёзно и сосредоточенно. И в ней, ещё ребёнке, ощущаешь мастера.

Саня не выходила замуж, всю жизнь прожила с матерью. И всю жизнь лепила и красила, даже когда работала в типографии. Коновалова сказала: «Саня Мезрина, моя сестра, очень хорошо лепила игрушку и красила. Её игрушку от маминой трудно разобрать» И вот что об этом сказала Косс-Деньшина: « Саня Мезрина очень талантливо лепила и окрашивала. Мезринская игрушка это игрушка её и её матери».

В 1934 году она была приглашена на съезд лучших мастеров художественных промыслов в Горьком. В первый раз в своей жизни за 80 лет она ехала по железной дороге со своей дочерью Александрой Ивановной в Горький. Всё её поражало, как ребёнка: вокзал, поезд, сам город. От Кировской области Мезрина, как лучший народный мастер по глиняной игрушке, была выбрана почётный президиум съезда. Она была настолько растрогана и потрясена вниманием и почётом, оказываемыми ей на съезде, что когда ей предложили выступить перед многочисленной аудиторией, то она растерялась, встала, раскланялась и села – от волнения говорить она не смогла. Потом, уже вернувшись домой в своё Дымково, много раз вспоминала она и принималась рассказывать окружающим, как она ездила в Горьком на машине, как жила с дочерью в лучшей гостинице, как восхищались её игрушками, как её тогда произвели в герои труда за эту детскую игрушку, какого она достигла счастья и почёта в конце своей жизни.

А через месяц, 8 сентября 1933 года, Горьковский краевой исполнительный комитет постановил:

«Назначить члену промартели «Вятская игрушка», гражданке Мезриной Анне Афанасьевне, свыше 50-лет проработавшей в кустарном промысле по выработке детской игрушки пожизненную пенсию»

Триумф А. А. Мезриной в г. Горьком, назначение ей пенсии имели свои последствия. В Дымкове на только что открытой фабрике гипсовых изделий был организован цех дымковской игрушки. Здесь принимали глиняную расписную от Анны Афанасьевны, от её дочерей - Александры Ивановны Мезриной и Ольги Ивановны Коноваловой. Сюда стали носить свою продукцию и другие мастерицы, которые теперь вернулись к своему искусству. Это были Елизавета Александровна Кошкина и Елизавета Ивановна Пенкина.

А. А. Мезрина была признана советской общественностью, как выдающийся мастер по народной игрушке, большинство её работ хранится в коллекциях музеев Москвы, Санкт Петербурга, Нижнего Новгорода, Загорска, Кирова.

В игрушках Мезриной отпечаталась одна из блестящих страниц русского народного искусства. В этих незатейливых фигурках птиц, животных, зверей, в различных сценах чувствуется уверенная рука большого народного мастера – ничего лишнего ни в форме, ни в раскраске игрушек. Образы её всегда закончены, доведены до чёткости. Беря основные черты зверя или птицы, А. А. Мезрина с необычайной лёгкостью придаёт им какую то монолитность, цельность и сдержанность, ничего лишнего, никаких нагромождений деталей. Раскраска игрушки выполняется в какой-то своеобразной «Мезринской» гамме. Основное яркое пятно подчиняет себе всю остальную окраску игрушки. Простые, несложные приёмы раскраски игрушки Мезриной до сих пор не нашли приемников. Её игрушка и в лепке, и в окраске индивидуальна при всей своей как будто несложности, и поэтому чрезвычайно трудна при копировании, как работа большого мастера, как неповторимое сочетание красок и яркого луча света в багрянцевой позолоте осеннего наряда листвы.

Как древние сказители былин вроде знаменитой архангельской сказительницы М. Д. Кривополеновой хранящей в своей памяти тысячи прекрасных стихов былинного эпоса и свободно их декламирующей, - так и эта мастерица, Мезрина А. А. (по – дымковски сокращённо Афанасьевна) будучи совершенно неграмотной, не знающая ни каких элементарных истин искусства, в то же время легко и непринуждённо создаёт свои замечательные произведения - глиняные игрушки»,- писал великолепно знавший её Алексей Иванович Деньшин. Если взять продукцию количественно, - то, что вылепила Анна Афанасьевна за свои 80 лет, - то любой средний скульптор покажется перед ней младенцем. Коллекции мезринских игрушек собрали многие ведущие музеи страны. На них, этой своеобразной дымковской классике, учатся современные мастерицы.

Её творческий почерк виден во всём: в скульптурной законченности лепки, в нарядной, со своеобразным мезринским орнаментом росписи. Жизнь слободы с её почти крестьянским укладом и жизнь города, что за рекой переплелись с причудливой фантазией художницы и подарили нам её самобытный радостный мир. Из воспоминаний художника: «Самодельные кисти ходят в руках у старухи, как живые: каждое движение рассчитано десятилетиями. Краска старинная разведённая на яйце - ложится покорно и прекрасно. Вещи оживают. Сначала начинают чернеть волосы, тут же одним привычным штрихом – «спичкой» (тонкой лучиной) – кладутся брови и глаза; второй лучинкой накладываются три красных пятна – рот и щёки. И глина начинает жить. Это первая операция, вещи оставляют, что бы подсохла краска. Затем «мажется» шляпа – жёлтым, красным, малиновым. Затем новый цикл работ – раскрашивание юбки, продольные полосы, кольца или пятна, - между ними горошинки, пятна поменьше, пятна в кольцах, - весёлый, ярки, беззаботный узор. На скамейке сидит мастер, который гордо показывает своё мастерство и свой громадный опыт».

Старожил города Вятки, писатель Николай Федорович Васенев с восхищением писал о мезринских игрушках: «Смотришь на море переливающихся красок, и как будто песню слушаешь или старую бабушкину сказку. Тут и «потоки», то есть птицы, но птицы небывалые, каких встретишь разве только в росписи древних рукописных книг. И «всадники на конях», причём как-то даже не удивляешься, если увидишь коня с двумя головами. И «дамы в кринолинах» - модницы прошлого века».

Какой же она была, знаменитая Мезрина? Вот её портрет по одной из журнальных публикаций тех лет: «Бодрая, худощавая, изборожденная морщинами, с ясным строгим взглядом. Ничего особенного в ней сразу заметить нельзя, но, вглядываясь, вы видите сосредоточенность лица, открытый широкий лоб, старчески сухощавые, но гибкие морщинистые руки. Живая меткая речь наполняла беседу». (С. Базыкин)

Её дочь, ныне старейшая мастерица Ольга Ивановна Коновалова, вспоминает: «У мамы характер был очень хороший, открытый и откровенный она была человек. Никогда свою игрушку, как было заведено у некоторых, не прятала, при всех лепила. Работала много, быстро и открыто, и нас с сестрой так учила. Жилось плохо, но она ничем кроме игрушки не занималась. Любила её. И ещё ой как она животных любила, у нас всегда собаки и кошки жили».

Впервые имя Мезриной встречается в печати в 1896 году в каталоге экспонатов Вятского кустарного отдела на Всероссийской выставке, проходившей в том году в Нижнем Новгороде. Там сказано, что из дымковских мастеров представлены двое: она и ещё один мужчина – видимо, с гипсами.

Есть сведения, что Мезрина участвовала в 1900 году и во Всемирной выставке в Париже. Причём глиняные игрушки там не только показывались, но и продавались. Знаменитый художник-вятич Аполлинарий Михайлович Васнецов по просьбе устроителей русского павильона специально закупил в Дымково для этой цели тысячу штук тоже по тридцать копеек за сотню, а пошли они в Париже по франку за каждую

Анна Афанасьевна внесла огромный вклад в историю и развитие промысла. Она посвятила промыслу 80 лет своей жизни. И даже когда смерть пришла к ней, она не отпускала промысел:

Афанасьевна лежала на кровати в вязаной шерстяной кофте, прикрыв ноги стеганым одеялом, и её усохшие тонкие руки в крупной коричневой гречке были сухи и холодны.

Это началось в тридцать четвёртом, после внезапной смерти дочери Сани. Дух Афанасьевны оставался прежним, а вот тело на глазах таяло, усыхало. Она сделалась маленькой и даже как будто прозрачной. Сначала начали отказывать ноги, и она двигалась, только держась за стены, за стол, за дверные косяки. А теперь уже всё больше лежала.

А когда дома никого не было, пробовала подняться с кровати. Раз попробует, второй Воздуху наберёт и упирается, упирается руками, а они разъезжаются и мякнут. Кисти длинные, землистые, каждую косточку видно.

Дочь Оля ругалась, уговаривала, чтобы она не вставала – врач ведь наказывал.

- Да разве ж лёжа живут?! Как же теперь без меня-то? Ты лучше помоги-ко!. Я хоть покрашу малость

Три шага от окна, дощечку на колени, семь баночек на лавку, обтёртые кисточки. Всё медленно, медленно. Но краску зацепит, - а то, бывало, и глину мять начнёт – и пошло, и пошло, вроде прежняя Афанасьевна. И час и два иногда работает, что-то даже себе под нос мурлыкать примется, и голос вроде бы покрепчает. А вот подняться с табуретки одна уже не могла.

Зимой тысяча девятьсот тридцать восьмого года Анны Афанасьевны не стало. Жалобно скрипел журавль у колодца возле её дома. Но музыка цвета, созданная знаменитой мастерицей не умолкла. Она разошлась по миру и продолжает звучать в её неповторимых чудесных игрушках.

Почему же Анну Афанасьевну Мезрину считают основательницей этого удивительного промысла? Многие не знают ответа на этот вопрос, но далее я попытаюсь раскрыть суть поставленного вопроса.

Анну Афанасьевну Мезрину считают основательницей промысла, потому что она заложила традиции Дымки. А основные традиции были такие:

1). В цвете.

При раскрашивании игрушки всегда использовались определённые цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, а также использовались элементы золота. Причём каждый цвет имел своё значение: красный олицетворял радостные чувства, огонь, тепло, кровь – жизнь, красоту; жёлтый – солнце, ржаное поле, осенние листья, весенние цветы, жизнерадостность; зелёный – деревья и траву; насыщенный синий обозначал цвет воды в реке, небо; элементы золота передавали необычность и стремление к лучшему.

2). В орнаменте.

Орнамент также должен быть определённым, и также имеет особое значение: прямые линии символизируют дорогу, целеустремлённость и жизненный путь человека; замкнутый круг соответствовал смене дня и ночи, а также смене времён года; перекрещенные полоски – стремление к достатку, оптимизм, надежду; волнистые линии – символ воды; точечки – это зёрнышки рассыпанные.

3). В размере.

Все игрушки должны изготавливаться определённых размеров. Барыня или другие большие игрушки должны изготавливаться размером с ладонь человека, это приблизительно 15-17 сантиметров в высоту; небольшие игрушки: петух, конь, олень и другие – 10-12 сантиметров; маленькие игрушки (свистульки) – 7-9 сантиметров.

Существовали также традиции в технике росписи игрушки и в её применении.

Эти традиции существуют уже достаточно давно. А сохранились ли они в наше время, и что в них появилось нового? Ответ на этот вопрос и будет ещё одной частью моего исследования. Далее я хотела бы сравнить игрушки Анны Афанасьевны с игрушками более поздних мастериц.

Я хотела бы сравнить кормилицу с ребёнком А. А. Мезриной, выполненную в 1930-е годы, и многодетную мать З. В. Пенкиной, выполненную в 1964 году. Разница во времени казалось бы, не такая большая – 30 лет, но и не маленькая. За эти 30 лет многое в игрушке изменилось. Игрушка Зои Васильевны ярче, в ней присутствуют такие цвета, как жёлтый, розовый, красный, синий и другие яркие цвета. Но все эти цвета не натуральные, в отличие от игрушки Анны Афанасьевны. Цвета здесь взяты из окружающей природы, поэтому они не такие контрастные. Мезрина всегда изображала то, что видела. Ведь на самом деле, раньше простые барыни не ходили в таких ярких платьях, как изображено на игрушке З. В. Пенкиной. Также игрушка Мезриной довольно проста: и по наряду, и по выражению лица. Орнамент игрушек довольно-таки похож, это в основном большие и маленькие круги внутри больших. Но фартук кормилицы расписан лишь снизу, по оборке, а на фартуке многодетной матери орнамент расположен не только на оборке, но и по всему фартуку, это маленькие чёрточки, волнистые линии, а также круги. Но в орнаменте Зои Васильевны есть одно отличие – это овалы, а ведь овал не является традиционным орнаментом дымковской игрушки. Также в игрушке Пенкиной есть ещё одно отклонение от традиций – это несоответствие в размере, размер игрушки меньше традиционного.

Так же я хотела бы сравнить даму и кавалера Анны Афанасьевны Мезриной, выполненные в конце XIX – в начале XX века, и скульптуру «Отдых» Галины Ивановны Барановой, выполненную в 1975 году. В игрушках Галины Ивановны сразу видно отклонение от традиций выраженных у Анны Афанасьевны.

• Во-первых, это не соответствие размера традиционному: игрушки Барановой заметно ниже игрушек Мезриной, также они заметно шире, чем дама и кавалер Анны Афанасьевны;

• Во вторых, имеются отличия и в цвете игрушек: цвета современной игрушки более яркие и контрастные, как уже упоминалось выше. Но в скульптуре «Отдых» присутствует нетрадиционный цвет – голубой;

• В третьих, одежда у дымковских игрушек Барановой выглядит более богато: на платьях барынь выполнены различные украшения (например – оборки).

Но орнамент в этих игрушках остался традиционный – мезринский.

Еще я хотела бы рассказать, как сохранились традиции Мезриной в современном мире, использовав фильм «Вятская земля – кладовая ремёсел».

Хотя произошли изменения в размерах игрушки (традиционный размер барыни у Анны Афанасьевны был высотой с ладонь, а Галина Ивановна Баранова уже говорит, что игрушка должна умещаться на ладони человека), основные формы и особенности росписи сохранились, а краски даже стали более яркими.

Изучив все эти материалы, я пришла к следующим выводам:

Дымковская игрушка продолжает оставаться визиткой нашего города. Анна Афанасьевна Мезрина является основательницей традиций промысла по изготовлению дымковской игрушки. Эти традиции, заложенные в начале прошлого века живы и сейчас. Конечно, произошли некоторые изменения в производстве игрушек:

  • стал другим размер игрушки;
  • появились новые виды игрушек (например - обезьяны);
  • цвета в игрушке стали более яркими и контрастными, в росписи появились новые цвета (например - голубой).

Но основные традиции всё-таки сохранились и в современности. Это:

  • традиционные виды игрушек (барыня, индюк и другие);
  • сохранилась техника росписи дымковских игрушек;
  • сохранился орнамент в росписи (традиционные круги, волнистые линии, точечки, перекрещенные полоски и другие).

Дымковская игрушка - это не просто дополнение к интерьеру наших квартир, а частичка нашей Родины, нашего Вятского края, она продолжает радовать людей, как и много, много лет назад.

Работая над этим материалом, я узнала много нового и интересного не только про дымковскую игрушку, но и о людях нашего города, о его истории. Так же я узнала о жизни и творчестве основательницы промысла, знаменитой мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, о традициях, заложенных ею по изготовлению игрушки. Стала лучше понимать, каким был наш город раньше, и какие люди в нём жили. Я стала больше интересоваться историей своего края. Это мне помогло полюбить наш город ещё больше.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)