Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Дмитрий Иванович Менделеев - ученый с мировыми заслугами

«гений русской нации»

Г. Шифер (1834-1915)

Знакомясь с химией, я начал интересоваться, кто и как создал периодическую систему, периодический закон и таблицу растворимости. Общаясь как с учителем, так и с литературой я узнал, что эту гениальную работу сделал великий химик Дмитрий Иванович Менделеев. Наверное поэтому мы занялись изучением наследия Д. И. Менделеева.

Тема нашей работы: Дмитрий Иванович Менделеев- ученый с мировыми заслугами.

Актуальность: Никого уже не осталось на земле, кому доводилось разговаривать и общаться с Менделеевым. Жизни творчеству и учению посвящены тысячи работ. Необходимо все это проанализировать и обобщить ведь в 2009 году Дмитрию Ивановичу исполнилось бы 175 лет.

Проблема: Столь непросто писать о нем, не повторяя, пусть даже в мелочах, того, что, уже написано и сказано. Сделать попытку найти нетривиальный подход.

Цель: Из пестрой мозаики работ о Д. И. Менделееве сложить целостный образ «своеобразного человека», как однажды назвал Менделеев себя в одном из писем, образ человека с мировым именем.

Задачи:

1. Проработать литературу о Д. И Менделееве: опубликованные воспоминания родных, близких, друзей, коллег. Ведь жизни и творчеству ученого посвящены тысячи работ.

2. Выявить основные этапы его научной работы.

3. Обосновать заслуги Дмитрия Ивановича перед Отечеством. Это патриот своей родины, это наш соотечественник.

4. Показать на примере гениальность Дмитрия Ивановича.

5. Каково его сотрудничество с учеными разных стран.

6. Как помнят Менделеева благодарные потомки.

Ожидаемые результаты: Постараться более точно исследовать и проанализировать жизнь, деятельность и творческое наследие Дмитрия Ивановича. Ведь в биографии Менделеева почти не осталось «белых пятен» во многом благодаря его уникальному архиву. «Тот, кто будет писать мою биографию скажет мне спасибо», - обмолвился однажды ученый.

Биография Д. И. Менделеева

Возвращаясь снова к имени этого замечательного человека, не могу сказать о его биографии.

Дмитрий Иванович прожил достаточно долгую жизнь – с 1834 по 1907 год. Отец Дмитрия Ивановича был учителем Тобольской гимназии, где жила семья Менделеевых. Мать Д. И. была женщина далеко незаурядная. Она не только сама научилась грамоте, но и с ранних лет учила своих детей. Мария Дмитриевна собрала огромную библиотеку, которая была первой ступенью Менделеева к вершине знаний. Дмитрий Иванович много времени проводил в домашней библиотеке, читал различного направления книги и учебники. Нет сомнения, что развитие Дмитрия Ивановича началось рано, иначе не отдали бы маленького Диму на 1 год раньше в гимназию. Дмитрий Иванович в 1849 году с отличием закончил гимназию и тогда в семье возник вопрос, куда поступать мальчику. Было решено в Москву. А чтобы поехать в Москву Дима со своей мамой и сестрой поселились в доме своего дядюшки. Живя у дяди Корнильева Дмитрий Иванович общался с выдающимися деятелями того времени: Н. В. Гоголем, А. С. Пушкиным, Баратынским, Ф. Глинкой и многими другими.

Однако в Москве Дмитрия Ивановича ждало разочарование. После окончания 1 курса Казанской гимназии он мог поступить только в Казанский университет – это было разочарование.

Менделеевы приехали в Петербург и остановились там. Начались хлопоты у семьи. Опять поступать! Дмитрию Ивановичу осталось поступить только в педагогический институт, где учился его отец. В 1850 году он был зачислен в институт. Менделеев много работал, благодаря своему упорству в изучении науки. Профессора восхищались студентом. В беседах с ними Менделеев говорил, что, будучи биологом, нельзя не иметь представление о строении кристаллов, или будучи химиком, нельзя не знать основ астрономии. Они пытались всеми способами привлечь внимание способного студента к работе и направить его мысль в сторону правильного научного исследования. Это сблизило Менделеева с лучшими профессорами. Дмитрий Иванович мог беседовать с ними и в перерывах между лекциями и во время различных экскурсиях, другим студентам это не позволялось.

Книг Дмитрий Иванович прочел «бесчисленное» количество, пользуясь различными библиотеками он так же не отставал от хода тогдашней жизни, ходил в театры, любил музыку.

Так потихоньку и шли годы познания Дмитрия Ивановича.

Мы считаем, что для того счастливого времени Димы, огромный удар ему нанесла смерть матери. Теперь уже всем известно, что свою работу по «Исследование водных растворов по удельному весу» Д. И. Менделеев посвятил своей матери Марии Дмитриевне Менделеевой. Мы приводим запись сделанную им: «Это исследование посвящается памяти матери её последышем. Она могла его взрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы». (Собрание сочинений том 3 издательство АН СССР 1934год. ) Мы поставили вопрос. Разве не влияет семья на человека, на его дальнейшую жизнь. И отвечаем. Да! Именно семья Д. И. Менделеева дала начало его гениальному имени.

Три основные службы ученого на благо Отечества

«Посев научный взойдет для жатвы народной»

«Наука и промышленность- вот мои мечты»

Мы считаем что основу развития промышленного и сельскохозяйственного производства страны Д. И. Менделеев представлял как взаимодействие науки, экономики и техники. Он писал, что экономические вопросы в промышленных делах всегда стоят раньше технических, однако решению технических проблем предшествуют вопросы научные. Техническим же изменениям неизбежно должны предшествовать соответствующие экономические условия.

Научные интересы влекли Менделеева в мир «чистой» науки, однако не менее сильно было и желание применить результаты научных исследований к делу промышленного развития России.

Русская действительность, казалось, ждала такого деятеля, который приступит к реорганизации промышленности во всеоружии научных знаний. С тех пор, когда еще в 1725 г. 50% промышленности России находилось в руках Демидовых, к середине XIX в. в вопросах государственного регулирования промышленности сдвигов произошло очень мало.

Положение было критическим. По отношению к промышленному развитию не только в высших дворянских, но и в деловых кругах имело место трагическое, как показала Крымская война, непонимание народных и государственных нужд. Достаточно сказать, что, когда в 1863 г. Д. И. Менделеев непосредственно занялся вопросами нефтеперерабатывающей промышленности, он встретил упорное сопротивление со стороны тех, кто считал, что в России нет нефти. Против подобного безразличия к нуждам Родины и восставал ученый.

Он упорно стоял на своем и методически, целеустремленно изучал проблемы происхождения, добычи, состава, переработки и транспортировки нефти.

Еще в молодые годы Д. И. Менделеев познакомился с некоторыми вопросами химической технологии нефти. В 1863 г. он по приглашению В. А. Кокорева работал около трех недель на нефтеперегонном заводе в. Сураха-нах близ Баку, где получали асфальтоподобную массу из нефти, но не использовали легкие фракции. Изучение литературы по этому вопросу и собственный опыт подсказали Д. И. Менделееву решение некоторых технологических вопросов, которыми Кокорев был вполне удовлетворен. Но Менделеев не ограничивается этим. Он изучает вопрос более широко, с общеэкономической и химической точек зрения, не отделяя одну от другой. От своих противников Менделееву

3 иногда приходилось слышать, что он химик, а не экономист и что поэтому не должен входить не в свое дело. На это Д. И. Менделеев отвечал, что быть химиком — не значит еще совершенно чуждаться заводов и фабрик и их положения в государстве.

Д. И. Менделеев осуществляет специальные работы по анализу нефти, изучает бакинскую и пенсильвальскую нефть (с этой целью он посещает США в 1876 г. ), разрабатывает вопросы происхождения нефти, возможности ее химической и механической обработки, для чего ставит эксперименты как па заводах, которые посещает (Кавказ, Поволжье), так и в химических лабораториях. Подчеркивая нерациональный характер использования нефти лишь как топлива и необходимость ее применения в качестве химического сырья, он писал, что переработка нефти 'на газ и ароматические углеводороды — одна из последних степеней интенсивного ведения хозяйства.

Однако выполнение этой задачи шло вразрез с интересами нефтепромышленников. Для осуществления предложений Менделеева им пришлось бы потратить огромные средства на переоборудование производства, еще не будучи уверенными в получении новой прибыли. Куда проще было хищнически уничтожать природные богатства страны максимально дешевым способом, используя нефть в основном как топливо. Как ни старался Менделеев доказать свою правоту, занимаясь сам и вопросами строительства танкеров, и расчетом нефтепроводов, все это наталкивалось на глухую стену непонимания.

Мы обнаружили, что работах Менделеева по нефти заключается также одна из составляющих его научной программы изучения растворов — изучение особенностей растворения близких по химическим свойствам углеводородов. Он отмечал, что получение новых чисто химических сведений о нефти приведет к возникновению обширных областей как чисто химических, так и промышленно-заводских. В то же время он справедливо писал, что без «светоча науки и с нефтью будут потемки», а с другой стороны, был уверен, что выяснение насущных задач, поставленных практикой, приведет к успехам и в разработке научных теорий. «Если без науки не может быть современной промышленности, то без нее не может быть и современной науки», — любил повторять Менделеев.

Его поездки на Урал и в Донбасс, на Волгу и на Кавказ всегда тщательно готовились как с научно-технической, так и с экономической стороны. Их результатом являлось не только выполнение конкретных поставленных задач, но и новые идеи научного и практического характера. Таковы идеи подземной газификации угля, рационализации процесса получения стали (он предвидел возможность обогащения дутья кислородом, создания бездымного пороха и т. д. ). Идею индустриализации и химизации Д. И. Менделеев распространял и на сельское хозяйство.

«Сила народная будет определятся умелыми сочетаниями индустрии с сельским хозяйством».

Одной из важных задач индустриального развития Д. П7 Менделеев считал обеспечение сельского хозяйства машинами и удобрениями и, кроме того, строительство' в сельских районах небольших предприятий, которые позволили бы обеспечить занятость населения этих районов в свободное от полевых работ время года.

Мы считаем, что промышленности России Дмитрий Иванович уделял важное значение придавал ученый высоким темпам развития промышленности. Он писал; «Ограниченный рост промышленности совершенно не пригоден нашему краю и не приличен нашему народу, привыкшему шагать, так уже шагать. идя помаленьку, мы никогда не догоним соседей, а надо не только догнать, но и перегнать».

В 1880 г. Менделеев выступает с предложением об организации Высшего Совета промышленности и торговли. Мысль Менделеева состояла в том, что руководство промышленностью, финансами и торговлей должно быть сосредоточено в одном учреждении. Подобный по своим функциям совет ,был создан только после победы Великой Октябрьской социалистической революции и был назван Высшим Советом народного хозяйства.

Многие трудности в осуществлении идей Менделеева состояли в том, что высказанные им предложения могли быть реализованы только после смены государственного и общественного строя в России. Сам же ученый не допускал этой мысли, уповая на всемогущество научно-промышленных преобразований в стране. Его оптимизм в этом отношении был очень похож на оптимизм его друга физиолога И. М. Сеченова, искренне верившего, что открытие рефлексов головного мозга может стать ключом к преобразованию человека, минуя барьеры социальных отношений.

От ошибок не застрахован никто, даже талантливые люди. У Д. И. Менделеева ошибки искупались и полетом мечты и неутомимостью попыток, пусть иногда преждевременных или неудачных, претворить эти мечты в жизнь. Будучи человеком, опережавшим по способности предвидения многих своих современников, он стремился к изучению стратосферы, а также хотел на корабле собственной конструкции отправиться в плавание по Северному Ледовитому океану, представлявшему тогда в полном смысле слова белое пятно на карте Земли. К решению этих сложных технических проблем он подходил, если так можно выразиться, начиная с обеспечения себе научных тылов, прежде всего за счет исследований по аэро-и гидромеханике. Инженерно-технические идеи Д. И. Менделеева осуществлялись при конструировании им стратостата, управляемого аэростата, подводных лодок и ледоколов, в том числе «Ермака» (совместно с С. О. Макаровым). Свои разработки он стремился обеспечить лабораторными, полунатурными и натурными исследованиями. В частности, по его инициативе был построен первый в России бассейн для испытаний моделей судов, которые раньше проводили в Англии и Голландии.

Условно выделенные Д. И. Менделеевым в конце его жизни три службы Родине: наука, промышленность, преподавательство (добавим и общественная деятельность) на самом деле неразделимы в жизни и деятельности ученого. Однако о влиянии Д. И. Менделеева на развитие сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности следует рассказать особо.

Обычно считают, что Д. И. Менделеев заинтересовался агрохимией вскоре после диспута, с профессором агрономии А. В. Советовым и после приобретения

5 имения Боблово в 1865 г. Однако эти обстоятельства явились лишь решающим толчком к практическому участию Д. И. Менделеева в рациональном, научном ведении сельского хозяйства. По-видимому, интерес к сельскому хозяйству пробудился у Менделеева еще в Тобольске. Этот интерес поддерживался в период обучения в Главном педагогическом институте, так как учитель Менделеева проф. А. А. Воскресенский (ученик Ю. Либиха) касался этой темы в своих лекциях. Недаром среди работ, представленных его слушателями в университете в качестве кандидатских диссертаций, мы находим следующие: «О земледельческой химии», «Химия и сельское хозяйство», «Взгляды на некоторые химические теории питания растений» и др.

Д. И. Менделеев по окончании института опубликовал в «Журнале Министерства народного просвещения» несколько заметок, являвшихся рефератами работ Ж. Б. Буссенго, Дж. Гильберта ц др. («Влияние азотнокислых солей на растения», «Откуда берется азот в растениях», «О количестве теплоты, необходимой для растений»). По ним можно судить о его знакомстве со взглядами Либиха и Буссенго, а также о знании работ, ведущихся в Горы-Горецком земледельческом институте под Москвой, куда намеревался перейти и сам Менделеев после возвращения из заграничной командировки в 1861 г.

Многочисленные последующие работы Д. И. Менделеева, посвященные сельскому хозяйству, касались трех основных направлений, по которым, по мнению ученого, должны проводиться научные изыскания. Первое направление — определение роли химии в повышении урожайности. Второе направление — разработка научных основ земледелия, поиски рациональных путей ведения сельского хозяйства в целом. Наконец, третье направление — изучение экономики сельского хозяйства, учитывая, что сельскохозяйственное производство — часть всего народного хозяйства.

Первое направление характерно для раннего периода научной деятельности Д. И. Менделеева, когда он выступил с пропагандой системы земледелия, основанной на применении химических удобрений. Именно в эти годы он подчеркивал, что едва ли есть другой вопрос техники, который бы столь необходимо было решить в ближайшем будущем. Д. И. Менделеев указывал на постепенное исто-гцение почв и на необходимость внесения в них фосфорных удобрений, которые, по его мнению, для страны дороже, чем запасы золота и серебра. 3 апреля 1866 г. Д. И. Менделеев на заседании Вольного экономического общества предложил программу организации опытных полей.

Целью опытов было выяснение влияния на урожай глубины пахотного слоя и применения искусственных удобрений. Предусматривалось проведение анализа почвы, метеорологические наблюдения. Наблюдения на четырех опытных полях вели ученики и знакомые Д. И. Менделеева: Г. Г. Густавсон — в Смоленской губернии, К. А. Тимирязев — в Симбирской, Г. А. Шмидт — в Московской, А. В. Советов — в Петербургской.

Это была первая система опытных полей в России. К. А. Тимирязев впоследствии высоко оценил значение полученных результатов, указав, в частности, на то, что его опыты подтвердили большое значение фосфорных удобрений' (в форме суперфосфата) и вредное действие сульфата аммония (что

6 получило объяснение после опытов Д. Н. Прянишникова). К. А. Тимирязев отмечал, что опыты успели возбудить несомненный интерес у крестьян, и высказал мысль, как много можно бы было ожидать, если бы эти четыре поля, вместо того, чтобы прекратить через три года свое существование, разрослись в систематическую сеть из 400—4000 полей.

При оценке результатов первых исследований надо учесть то обстоятельство, что многие вопросы агрохимии, далеко еще не решенные в мировой науке, были совершенно не разработаны применительно к условиям России. Сложившуюся ситуацию можно иллюстрировать на примере защиты 15 января 1867 г. А. В. Советовым диссертации «для получения степени доктора сельского хозяйства». Одним из оппонентов был Д. И. Менделеев, который внимательно изучил монографию А. В. Советова

«О системах земледелия»

К сожалению, официальный отзыв Менделеева не сохранился. Однако обстановка на защите впоследствии была хорошо обрисована К. А. Тимирязевым. В лекции «Наука и земледелец», прочитанной в 1905 г. , он отмечал: «Учение об искусственных минеральных удобрениях. возникло и развивалось, можно сказать, на глазах нашего поколения. Живо помню следующий факт, относящийся к моим студенческим годам. А. В. Советов защищал в Петербургском университете свою диссертацию. В числе оппонентов был Д. И. Менделеев, указавший на пробел в диссертации, на отсутствие в числе систем системы, основанной на применении химических минеральных удобрений, на что докторант самым убежденным тоном возражал: «Дмитрий Иванович! Помилуйте! Да какая же это система? Кабинетная, лабораторная!» И вот на глазах одного поколения эта кабинетная система стала чуть не самой выдающейся чертой, по крайней мере в тех странах, где земледелие старается наиболее использовать свои научные основы» (. Таким образом, Д. И. Менделеев оказался прав в своем научном прогнозе. Заметим попутно, что предвидение и польза — это, по мысли Менделеева, главные задачи науки.

Весной 1867 г. Д. И. Менделеев участвовал как эксперт от России в работе Всемирной выставки в Париже. Записи в дневнике ученого свидетельствуют о том, что едва ли не основное внимание он уделял" знакомству со всеми сторонами земледелия. Кроме того, Д. И. Менделеев посетил заводы, производящие искусственные удобрения во Франции и в Германии, в частности завод под Брауншвейгом, а также Страсфуртские разработки калийных солей. В отчете о своей работе на выставке, опубликованном отдельной книгой, Д. И. Менделеев выделил специальную главу «Производство искусственных удобрений».

Понимая сложность вопроса, он наметил широкую программу исследований ведения сельского хозяйства и решения некоторых экономических задач. Еще в первых трудах, посвященных влиянию минеральных удобрений на повышение урожайности, Д. И. Менделеев выступал против тех, кто считал, что все дело в удобрении, что, хорошо удобряя, можно кое-как пахать. Д. И. Менделеев настаивал на необходимости химических анализов почвы, исследовании ее

7 структуры, составлении почвенных карт, учета метеорологических условий, отбора засеваемых культур. Примером рационального ведения сельского хозяйства явилось его имение Боблово, где он, применяя минеральные удобрения, использовал залежные земли, сеял люцерну и осуществил ряд других мер, обеспечивающих повышение урожайности, Д. И. Менделеев понимал, что без развитой промышленности не может быть экономически выгодного сельского хозяйства. В своем выступлении по вопросу о суперфосфатах на Всероссийском торгово-промышленном съезде 1896 г. он отмечал, что эпоха искусственных удобрений пока не наступила, так как ни у хозяев нет необходимых для этого капиталов, ни произведенные на удобрения затраты не могут окупаться быстро. Однако Д. И. Менделеев был уверен, что эпоха суперфосфатов придет и одним из условий дешевизны суперфосфата является развитие химической промышленности, в частности производство дешевой серной кислоты.

Д. И. Менделеев принял активное участие в налаживании производства искусственных удобрений в Прибалтике. Здесь существовала развитая промышленность, интенсивно велось сельское хозяйство, плотность населения была велика. При таких обстоятельствах становилось целесообразным создание туковой промышленности. Однако организованный в Риге в 1891 г. суперфосфатный завод испытывал огромные трудности из-за проводимой в России экономической политики. Архивные документы свидетельствуют, что только благодаря помощи Д. И. Менделеева этот завод получил необходимую поддержку для дальнейшего развития.

Выступая за всестороннее изучение всех проблем сельского хозяйства, Д. И. Менделеев поддержал предложение об организации кафедры почвоведения в Петербургском университете, во главе которой встал организатор научного почвоведения в России проф. В. В. Докучаев. Исключительно высоко ценил он также исследования К. А. Тимирязева по физиологии растений.

Сам Менделеев неоднократно выступал с лекциями и статьями по вопросам сельского хозяйства. В записке, направленной в 1902 г. С. Ю. Витте, он отмечал, что, когда дело идет о нуждах нашего сельскохозяйственного населения, надо видеть не только интересы помещиков, но главным образом крестьянства.

«Направление русского образования должно быть жизненным и реальным».

Также, несомненно, Д. И. Менделеев был ученый, который большую часть своей жизни отдал преподавательской деятельности. Однажды, приступая к лекциям в Петербургском университете и перебрав все книги, он не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве пособия. В связи с этим он решил написать новую книгу-пособие «Основы химии».

Также Дмитрий Иванович много времени уделял практической деятельности. Он очень часто выезжал на заводы и фабрики и на месте оказывал конкретную помощь. Давал полезные советы не только по химическим процессам, но и по технологии их проведения. Все это позволяло повысить

8 производительность и увеличить прибыль этих предприятий.

1 марта 1869 года Менделеев предполагал выехать из Петербурга для обследования артельных сыроварен. В день выезда он искал ответ на вопрос: Какую группу элементов в «Основах химии» следует описывать сразу после щелочных металлов?

Д. И. Менделеев патриот своей Родины

Несомненно, он был патриотом своей Родины.

Наиболее ярким свидетельством признания научных заслуг Менделеева и его влияния на английскую науку являются слова знаменитого химика В. Рамзая, назвавшего Менделеева «нашим учителем».

После смерти Дмитрия Ивановича такие английские газеты, как «Дейли Телеграф», «Таймс», «Трибюн», «Дейли Ньюс», «Морнинг Пост», «Стандарт» опубликовали статьи о великом русском химике. Во всех этих статьях, о которых в нашей литературе долго ничего не было известно³, дается исключительно высокая оценка научным заслугам Менделеева, которого «Таймс» назвал «русским Лавуазье».

Действительно, профессор Менделеев был неутомимым сыном науки, трудившимся для науки до самой смерти. Когда в 1887 году было полное солнечное затмение, Д. И. , находившийся тогда в Клину, один поднялся на воздушном шаре, чтобы провести научные наблюдения.

Он был избран членом практически всех научных академий мира, но не был избран в Академию наук в Санкт-Петербурге (не всегда у нас уважали и уважают умных людей).

Его работы всегда научны, показана связь химии с другими смежными ей науками, много фактических данных и выводы экспериментально проверены, в них не упущены существенные подробности. Такой значимой работой были «основы химии». Если коснуться истории написания данного труда, то нужно отметить, что данная работа была вызвана необходимостью и ему многие помогали: Г. Г. Густовсон, Алексеев П. П. , Попов А. Н. , Яцукович Н. К. и др.

Это учебное руководство сыграло выдающуюся роль в формировании мировоззрения химиков нескольких поколений. Научное и методическое значение «основ химии» получило освещение в работах современников Д. И. , так и в последующий период чешский химик Богуслав Браунер писал Д. И. 3. 01. 1883 г. « на эту книгу я смотрю как на библию неорганических химиков».

Можно привести немало примеров того, как знакомство с менделеевским руководством побуждало молодых людей к занятию наукой. Академик А. А. Ухтомский, в молодости учившийся в духовной семинарии, познакомившись в трудами Д. И. Менделеева порвал с религией. Такие известные ученые, как академики А. А. Байков, А. Е. Арбузов, талантливый радиохимик Бородовский В. А. и многие другие стали «химиками» ПОСЛЕ ЗНАКОМСТВА С «Основами химии». Особую роль сыграли «основы химии» в преподавании химии в американских колледжах, т. к. их программа предусматривает именно такое изучение предмета, какое дано в руководстве Д. И. Менделеева. В 90-х годах XIX в. в Америке были опубликованы учебники, в которых методические разработки Д. И. Менделеева нашли отчетливое выражение. Это же можно сказать и о переведенном на русский язык учебнике химии, изданном под редакцией члена Сиборга.

Сотрудничество с учеными других стран

Дмитрий Иванович не сидел на месте, не смотря на занятость в России он успевал работать за границей, мы считаем что- после защиты магистерской диссертации Дмитрий Иванович имел полное право на заграничную поездку.

Дмитрий Иванович получил командировку. Он выехал из Петербурга в почтовой карете. Это представляло большие неудобства, так как ему пришлось ехать на открытом дешевом месте, мокнуть под дождем, и у него долго еще потом ломило кости.

Он ехал через древний Псков на Варшаву.

Из Варшавы Дмитрий Иванович направился в Краков» около которого он осмотрел знаменитые соляные копи Велички, где колоссальные залы, церкви с колоннами и люстрами, галерея выточены в толще прозрачной каменной соли.

Я уверен что- отправляясь за границу, Дмитрий Иванович уже имел продуманный план для работы. Он решил изучить взаимное притяжение частиц жидкости, которое сказывается, например, в том, что капли росы имеют шарообразную форму. Такую форму они имеют потому, что все частицы жидкости притягиваются внутрь. Но это можно наблюдать, пока капля не смочила листок, покрытый утром особой восковой пеночкой. Измерить это притяжение Менделеев надеялся по подъему жидкостей в узких (волосных) трубках.

Немецкие города, такие, как Бреславль, Лейпциг и другие, произвели на Менделеева слабое впечатление.

Дмитрия Ивановича манил Париж, где работала с начала XIX века плеяда крупных ученых.

Париж в то время был неблагоустроен и состоял во многих местах из запутанных улиц, очень грязных, где рядом с дворцами ютились убогие хижины.

Менделеев ехал туда не без тревоги.

Там он должен был встретиться с. такими известными химиками, как Дюма и Вюрц, и физиком Беккерелем.

Оказалось, что Менделеев благодаря своим познаниям мог разговаривать с крупнейшими учеными как равный и едва ли не превосходил их обширностью знаний.

В Париже он познакомился с Дюма, братом знаменитого романиста,

10 крупным химиком, открывшим много нового в области органических соединений.

Внимательное отношение крупных академиков-химиков — Дюма и Вюрца — к Менделееву показывает, что они увидели в нем настоящего ученого.

В Париже Менделеев познакомился и подружился с двумя молодыми учеными. Это был русский — Н. Н. Бекетов—и француз М. Бертло.

Николай Николаевич Бекетов, говорил Менделеев, «такой милый человек, такая славная голова, что, право, я мало знаю таких».

Дмитрий Иванович очень хорошо отзывался и о Бертло, который ему нравился «простотою своею, своими оригинальными взглядами на вещи, своею начитанностью» действительно, в дальнейшем Бертло провел много работ, в которых доказал, что вещества, которые мы получаем из организмов, то есть вещества, образующие наше тело и тело животных, могут быть получены в лаборатории из минеральных веществ.

В Париже Дмитрий Иванович не увлекался театральными новинками и празднествами, его больше всего интересовали различные производства. 0н спешил посетить заводы химических веществ и мастерские по изготовлению научных приборов, которых в Париже были десятки.

Для работы, задуманной Менделеевым, нужны были приборы, которые можно было купить только в Париже. И Менделеев купил там основной для своего исследования прибор—катетометр (прибор для точного определения высот), весы, воздушный насос и ряд других приборов.

В Париже было трудно спокойно и сосредоточенно работать, а потому Дмитрий Иванович уехал в Германию и поселился в провинциальном немецком университетском городке Гейдельберге

Там было немало соотечественников Менделеева. Среди них нужно отметить химика, а в будущем — одного из самых видных русских и мировых композиторов, А. П. Бородина, великого физиолога И. М. Сеченова, двоюродную сестру А. И. Герцена — Пас-сек, которая жила там с целою семьею, и ряд других лиц.

Дмитрий Иванович, разносторонне образованный, остроумный, увлекающийся всем живым, занял в этом кругу людей руководящее положение.

В Петербургской полунемецкой Академии считалось, что если Менделеева послали за границу, то он непременно должен был учиться у кого-нибудь из «великих» немцев, например у Бунзена. Такого мнения придерживались петербургские профессора-немцы, например физик Э. X. Ленц, учитель Менделеева.

Чтобы удовлетворить требования петербургских академиков-немцев, Менделеев попросил у Бунзена разрешения работать в его лаборатории, но очень скоро оттуда ушел. Причиною ухода было то, что Менделеев хотел вести самостоятельную работу.

Действительно, Бунзен едва ли мог согласиться со смелым замыслом Менделеева искать соотношение между химическими и физическими свойствами веществ, что тогда казалось ложной мыслью. Да и где была гарантия, что Бунзен

11 не использует для себя мысль Менделеева?

Дмитрий Иванович был убежден, что существует простое соотношение между силами, вызывающими взаимодействия между одинаковыми химическими частицами пара, когда он сгущается в жидкость, и силами, вызывающими химические взаимодействия между различными частицами.

В то время задача, поставленная Менделеевым, была неразрешимой, потому что Дмитрий Иванович не мог собрать так много данных, как нужно было для решения. Кроме того, все считали тогда, что жидкости подобны газу, хотя, по непонятным причинам, несжимаемы.

Зато Менделеев обратил внимание на обстоятельство первоклассной важности для решения вопроса о строении жидкостей. Он заметил, что подъем жидкостей во всех узких (волосных, или капиллярных, трубках) уменьшается при повышении температуры и вместе с тем уменьшается затрата тепла на испарение жидкости

Опираясь на выводы из своих опытных исследований, что при повышении температуры уменьшается и взаимное притяжение (или «сцепление») частиц жидкости, он утверждал, что для каждой жидкости обязательно имеется критическая температура, выше которой сцепление между частицами делается равным нулю (точнее, равным тому же, что и в газе) и скрытая теплота перехода в пар, то есть затрата теплоты на испарение, делается равной нулю.

Дмитрий Иванович показал, что любой газ можно обратить в жидкость, но для этого нужно его охладить ниже некоторой температуры, названной в дальнейшем критической, и что при нагреве любой жидкости до той же температуры исчезает граница между жидкостью и паром над нею. Жидкость и пар обращаются в газ.

Чтобы подтвердить свои выводы, Дмитрий Иванович использовал свои наблюдения над тем, что высота подъема жидкостей в трубках падала равномерно с подъемом температуры.

Однако дойти до критической температуры наблюдатели не рисковали, так как трубки могли не выдержать давления пара и разорваться.

На основании величин подъема при низких температурах Дмитрий Иванович вычислил для трех жидкостей температуры, при которых высота подъема сделается равной нулю.

Для одной из них (хлорного кремния) он определил опытно эту температуру и получил полное совпадение со своим предвычислением.

Позже другие ученые проверили его расчеты для многих жидкостей и подтвердили их. Сомнений больше не могло быть.

Из менделеевского учения о критической температуре следовало, что любой газ можно превратить в жидкость, если охладить его ниже критической температуры.

Таким образом, вопрос об сжижении газов стал вопросом о получении достаточно низких температур.

В конце XIX века английский ученый Дьюар телеграммой известил

Дмитрия Ивановича, что ожижен и наиболее трудно превращаемый в жидкость газ — гелий, не вступающий ни в какие химические взаимодействия. Для. того. же, чтобы этот газ превратить в жидкость, пришлось его охладить до — 269 градусов, то есть всего на 3 градуса не дойти до наинизшей возможной степени охлаждения.

Когда дальнейшие и несколько иначе проведенные опыты подтвердили вывод Менделеева об обязательности наличия ' критической температуры у всех жидкостей, Эдинбургский университет прислал Дмитрию Ивановичу степень почетного доктора.

Для молодого ученого это явилось указанием на его мировую известность.

По окончании работы с жидкостями Менделееву пришлось участвовать и играть значительную роль в важнейшем в истории химии конгрессе химиков в Карлсруэ в 1860 году. Конгресс был посвящен основному вопросу: Что считать химической частицей?

Наибольшая трудность заключалась в том, что ряд профессоров, считавшихся авторитетами, хотел сохранить сложность представлений о выводе формул, чтобы производить впечатление, что в химии учение об атомах — лишь условное представление, удобное для расчетов, а на самом деле атомов в природе нет.

Эти ученые не хотели отказаться от привычных, но устарелых приемов. Так, например, Дюма предлагал в одной половине химии (минеральной) сохранить старый прием, а в другой (органической) — принять новый. Ясно, какая получилась бы при этом путаница.

Но путаница и без того была большая. Так, формулу воды писали неправильно — ОН, — что, естественно, влекло неточности и во всех формулах, куда входила вода.

Например, для столь широко распространенного вещества, как уксусная кислота, в период с 1855 по 1860 год применялось около десяти формул. Каждая из них заставляла иначе изображать состав многих соединений.

Представьте себе положение студентов, которые могли ожидать, что на экзамене профессор задаст вопрос в соответствии с той формулой, которую студент считал неправильной. И каково было положение ученого, читающего статью по химии и не понимающего сразу, каких же формул придерживается ее автор.

Для устранения путаницы и нахождения правильных формул нужно было вернуть к жизни закон о равенстве чисел частиц разных газов в равных объемах, при одинаковых температурах и давлении, и признать, что частицею является «количество тела, вступающее в реакции и определяющее химические свойства», и считать атомом «наименьшее количество вещества, заключающееся в частице».

Все участники конгресса приняли предложение формулировки; но, чтобы убедить всех собравшихся, нужно было очень умно поставить вопросы.

Хотя Дмитрию Ивановичу было всего двадцать шесть лет, а многие участники конгресса были седовласыми старцами, он был выбран в комитет для постановки этого важного для химии вопроса.

И возможно, что именно способность Дмитрия Ивановича с чрезвычайною ясностью формулировать научные вопросы обусловила правильные итоги конгресса. Комиссией было принято только два основных вопроса. Однако кое-кто из «ранних старцев» той эпохи, а некоторые даже и в XX веке не могли разобраться в этих простых выводах.

Раньше, чем вернуться в Россию, Дмитрий Иванович с Бородиным отправился в путешествие — по Швейцарии и Италии до Неаполя. Туда его привлекал Везувий и группа потухших вулканов к северу от Неаполя, где существовали постоянно действующие фумароллы.

Он хотел поучиться у природы, которая демонстрировала здесь переход жидкостей в газы в огромных масштабах.

Интенсивно работая, как ученый, он находил время также интересоваться искусством: находясь в Париже, он ознакомился с художественными сокровищами Лувра, путешествуя по Италии, восхищался архитектурными памятниками Рима и дал художественно меткое определение Флоренции с ее «возвышенной простотой».

В течение всей жизни за границей Менделеев стремился вернуться на родину, где его ждала большая и многообразная деятельность.

Говоря об отношении зарубежных ученых к деятельности Д. И. Менделеева, нельзя не коснуться того, что раньше на Россию смотрели как на страну, лишь аккумулирующую чужие «заморские» идеи, но после небывалого взлета русских «шестидесятников» - ученых, писателей, художников, композиторов – просвещенная Европа впервые с удивлением с восхищением оценила гениев русской науки. С появлением на научном небосводе таких звезд химии, как Зинин Н. Н. , Бутлеров А. М. , Менделеев Д. И. , Меншуткин Н. А. , изменилось отношение зарубежных ученых к открытиям и исследованиям русских ученых.

Одной из самых колоритных фигур среди русских ученых был Д. И. Менделеев. Его яркая самобытная личность привлекла к себе пристальное внимание как в России, так и за границей. Мы видим, что уже первые оригинальные труды Менделеева получили широкую известность их высокую оценку.

Когда в 1861 году Менделеев издал курс «Органической химии» - первое русское учебное руководство по органической химии, Г. Шифф из Берна писал Менделееву: «Я был восхищен им (курсом) и не только с научной точки зрения Ваша книга – первый курс научной химии Я хочу думать, что это будет иметь место не только в области химии, надеюсь, что также и в других науках проявит себя рождающийся гений русской нации

С какой гордостью читаешь следующие строки: «Ни один русский не оказал более важного, более длительного влияния на развитие физических знаний, чем Менделеев. Способ работы и мышления у него настолько самобытен, его метод преподавания и чтение лекций так оригинальны, а успех великого общения, с которым связаны его имя и слава, так поразительно полон, что в глазах ученого мира Европы и Америки он стал для России тем же, чем был

Берцелиус для Швеции, Либих для Германии, Дюма для Франции. Так в1889 году английский химик Торпе опубликовал статью, посвященную жизни и деятельности Менделеева, в широко известном английском журнале «Nature».

Как известно, Менделеев много лет своей творческой жизни посвятил разработке теории растворов. Изучая, какое влияние оказали работы Дмитрий Иванович на развитие этой теории за рубежом, выяснено очень интересное. Это привело к резкому делению ученых на два лагеря. С одной стороны, выступили сторонники менделеевской химической теории растворов, которые изучали концентрированные растворы, с другой стороны, выступали сторонники физической теории растворов, которые изучали разбавленные растворы. Вначале казалось, что химическая теория растворов находится в непримиримом противоречии с физической теорией, что они исключают друг друга.

Но и здесь сработал ум Дмитрия Ивановича он отмечал, что при изучении природы растворов нельзя обособленно рассматривать разбавленные и концентрированные растворы, а нужно изучать их в широком интервале концентраций. В 1886 году на химической секции съезда Британской ассоциации наук в Бирмингали специально обсуждался вопрос о природе растворов. Основное положение о взаимодействии растворенных веществ с растворителем, развиваемое Менделеевым, - стало отправным пунктом, нашим соотечественникам, основной идеей в работах английских химиков Пикеринга и Армстронга и др. В 1888 г. ученик Армстронга г. Кромптон писал: «Благодаря оригинальному подходу Менделеева к данному вопросу, наши представления о составе растворов внезапно приобрели такую степень точности, какая поистине кажется изумительной, если отдать себе отчет о природе этого вопроса».

С признанием научных заслуг Менделеева, видно из изученных источников, что росла его слава и как учителя, автора классических «основ химии». «Основы» были переведены на немецкий (1891г. ), французский (1895 г. ) и английский (три издания) языки.

В приложении мы помещаем переписку (стр. 27) Д. И. Менделеева с Гарольдом Мэтьюсом. Но еще и еще раз хочется выделить, что Д. И. Менделеев за рубежом высоко ценили: « Это позволяет мне сердечно поблагодарить Вас за те богатейшие нивы мысли, на которые Вы открыли мои глаза».

Изучая литературу, убеждаешься в том, что Д. И. Менделеев стал ученым с мировым именем, благодаря его способности широко и всеобъемлюще мысленно охватить химические процессы. Изумительная точность менделеевских прогнозов и очевидная смелость и уверенность, с которыми они были сделаны, глубоко потрясли весь научный мир для их обобщения уважение и признание, подобно которому было бы трудно ожидать в другом случае.

Еще хочется отметить, что Дмитрий Иванович придавал большое значение научному сотрудничеству, взаимному обмену мнениями и опытом. Менделеев поддерживал тесные научные связи со многими учеными различных стран. Англию, например, он посетил девять раз. В 1891 году он был избран членом Великобританского Королевского института.

Во время пребывания в Англии, Менделеев выступал в Британской

15 ассоциации естествоиспытателей, британском химическом обществе, Королевском институте. Эти выступления вызвали широкий резонанс в кругах английских физиков и химиков. В 1889 году Британское химическое общество пригласило Менделеева выступить в Лондоне с фарадеевской лекцией. Конечно же Д. И. рассматривал это приглашение из страны – родины Ньютона и Дальтона, как проявление дружбы и высокой оценки заслуг русской науки. Остались воспоминания Д. И. Менделеева по поводу этого приглашения. «Если от меня, русского, пожелали услышать научное чтение, - значит, желают прямого сближения на том поприще, которое, увы, осталось почти одно действительно общенародным и следующим завету всеобщего, мирового мирного развития. По личным же моим убеждениям, всякие виды сближения между англичанами и русскими должны содействовать всемирному прогрессу, потому что оба народа сложились сильно, один на суше, другой на море и им нечего делить»².

Вчитываясь в эти воспоминания, гордость, действительно, это не высокие, не напыщенные слова, гордость переполняет меня за то, что этот человек, мой соотечественник.

Гениальность

«К какому бы делу он ни прикасался, он всегда оставлял на нем глубокие и поучительные следы».

Густовсон.

После долгой и напряженной работы, поездках за границу, работы для страны огромную мировую славу Дмитрию Ивановичу приносит гениальная работа-это открытие периодического закона и периодической системы.

Еще при жизни Дмитрия Ивановича ученые разных стран ему задавали часто вопрос: как он открыл периодический закон, как он создал свою периодическую систему? На это он отвечал так: «У всех вещей имеются свои постижимые человеком, общие самобытные признаки или свойства, которые и следует изучать на все лады».

«Посвятив свои силы изучению вещества, я вижу в нем два таких признака или свойства: массу, занимающую пространство и индивидуальность, выраженную в химических превращениях, а яснее всего, формулированную в представлении о химических элементах. Когда думаешь о веществе, помимо всякого представления о материальных атомах, нельзя для меня избежать двух вопросов: сколько и какого дано вещества, чему и соответствуют понятия: массы и химизма.

Как же протекало открытие на самом деле? Этот вопрос интересует многих химиков, историков и нас. Интересен он и с психологической точки зрения, а особенно, как увидим дальше, с логической точки зрения. Естественнее всего было и в данном случае обратиться к самому автору и поискать у него ответа

16 и на этот вопрос. И действительно, уже в своей первой статье, посвященной сделанному открытию и написанной непосредственно после того, как был найден периодический закон, Менделеев как будто прямо дал ответ на поставленный выше вопрос: он расположил сначала все элементы в общий ряд по величине атомного веса, а потом стал сближать между собой члены одинаковых групп.

Вот что сказано у него: «. я и старался основать систему на величине атомного веса элементов. Первая проба, сделанная в этом отношении,. была следующая: я отобрал тела с наименьшим атомным весом и расположил их по порядку величины их атомного веса. При этом оказалось, что существует как бы период свойств простых тел, и даже по атомности элементы следуют друг за другом в порядке арифметической последовательности величины их пая.

В этих трех группах видна сущность дела. Галоиды обладают атомными весами, меньшими, чем щелочные металлы, а эти последние—меньшими, чем щелочноземельные».

На основании этого высказывания Менделеева проф. Хомяков внес следующее изменение в первоначальную гипотезу о порядке занесения в пасьянс отдельных карточек: сначала, согласно К. Г. Хомякову, Менделеев составил не весь ряд элементов, а только отдельные его звенья, каждое из которых состояло из одного галоида, за ним шел близкий ему по атомному весу щелочной металл, к которому примыкал тоже близкий по атомному весу щелочноземельный металл. В итоге, по мнению проф. Хомякова, образовался следующий ряд отрезков:

. F,Na,MgCl,K,CaBr,Pb,SrI,Cs,Ba.

Затем, уже, обнаружив периодичность на сопоставленных в ряд этих отрезках, Менделеев заполнил остальными элементами пустовавшие по началу места в этом ряде и пришел, таким образом, к формулировке периодического закона.

Однако, как бы ни были, на первый взгляд, убедительны ссылки на опубликованные высказывания самого Менделеева, все же оставалось на этот счет сомнение в правильности их толкования теми химиками, которые хотели представить дело так, что сначала Менделеев составил полный (или в виде отдельных отрезков) ряд из всех элементов, а потом выделил из него будущие периоды своей системы.

Например в одной из цитат «Основ химии» ясно сказано, что галоиды обладают атомными весами, меньшими, чем щелочные металлы, а те — меньшими, чем щелочноземельные. Было бы естественнее, чтобы Менделеев говорил об этом соотношении значений атомных весов в обратном порядке, как это и записано им тут же в табличке щелочные металлы имеют атомный вес больший, нежели галоиды, а щелочноземельные металлы — больший, нежели щелочные.

Конечно, на первый взгляд, это — мелочь, но иногда то, что кажется пустяком, может оказаться не только очень важным для анализа данного открытия, но и дать ключ к разгадке неясных мест в ходе этого открытия и опровергнуть уже, казалось бы, прочно утвердившееся мнение по данному поводу.

Так, он пишет: «Атомный вес азота менее, чем фтора, и аналоги азота имеют вес меньший, чем галоиды. А потому, если все элементы расположить по величине их атомного веса, то получится периодическое повторение свойств»

А может быть, действительно Менделеев сначала располагал элементы не в порядке увеличения их атомного веса, а в порядке их уменьшения? Как же в таком случае работала его мысль в момент открытия периодического закона? Но прежде чем искать ответ на этот второй вопрос, нужно удостовериться в том, что на первый вопрос следует дать положительный ответ.

Обратимся к первой статье Менделеева о периодическом законе, из которой как будто вытекала гипотеза о составлении общего ряда всех элементов. Непосредственно за процитированным текстом сказано следующее: «В предлагаемой системе основой для определения места элемента служит атомный вес, ему свойственный. Сопоставление известных поныне групп простых тел по весу их атома приводит к тому заключению, что способ распределения элементов по атомному их весу не противоречит естественному сходству, существующему между элементами, а напротив того, прямо на него указывает. Для этого достаточно составить 6 групп.

Эти шесть групп ясно показывают, что между естественными свойствами элементов и величиной их. атомного ,веса существует некоторое точное отношение»

Как же все-таки было сделано открытие? Может быть, в других работах Менделеева, написанных в то время, когда он обрабатывал свое открытие, или вскоре после этого, можно найти ответ на поставленный вопрос? Попытаемся это сделать. И нам повезет, так как при доведении до логического завершения своего открытия в 1871 г. Менделеев дважды коснется этого вопроса.

Очевидно, сделать это можно было лишь одним-единственным способом, а именно поисками новых материалов в архиве великого химика.

О чем же свидетельствуют найденные новые материалы?

Как написано в журнале химии за 1984 год, на первом документе (на письме Ходнева) Менделеев начал делать первые выкладки, касавшиеся элементов и их атомных весов. Он сопоставил С1 с К, а затем записал атомные веса четырех щелочных металлов (Na К, RЬ и Сs) и под ними поставил атомные веса четырех металлов другой группы (Ве, Мg, Zn и Cd). Затем он подвел черту, как это делается при решении арифметических задач, когда находится разность между большими и меньшими числами, и вычел из верхних чисел (значений атомных весов) нижние. В итоге получилась искомая разность:

23 39 85 133

14 24 65 112

9 15 20 21

Ясной правильности в разностях здесь как будто не получилось, и только два последних значения (20 и 21) почти совпали. Но может быть, это получилось от того, что не так было произведено вычитание. Например, почему атомный вес магния надо вычитать из атомного веса калия?

Но тут важен сам принцип: ищется и находится разность в атомных весах членов разных групп элементов, причем с этой целью элемент с большим атомным весом пишется сверху, а под ним — элемент с меньшим атомным весом, как это принято делать в арифметике.

Раз принцип найден, нужно его проверить, заставить «работать», что и делает немедленно вслед за этим Менделеев. Он приступает к составлению таблицы элементов, подписывая одни группы элементов под другими с целью нахождения разности у наиболее близких по величине атомных весов.

Так, под группой галоидов он подписывает группу кислорода, под группой кислорода — группу азота, под ней — группу углерода и т. д. Получается первая неполная табличка элементов, занимающая верхнюю часть второго документа (отдельного листика бумаги с двумя неполными табличками).

Таким образом, можно считать совершенно бесспорным и строго доказанным, что процесс открытия периодического закона протекал так, что Менделеев сопоставлял в последовательном порядке по мере уменьшения атомных весов у их членов одну группу элементов с другой, ища и определяя разности в атомных весах у каждой пары сближенных между собой элементов разных групп. Версия же о том, что он будто бы составил сначала общий ряд всех элементов или отдельных его отрезков, как полагал К. Г. Хомяков, должна считаться полностью опровергнутой на основании строгого анализа архивных документов.

Сейчас становится совершенно ясным, почему в 3-м издании «Основ химии» Менделеев говорил не о том, что атомные веса возрастают

(одни больше других), а о том, что они уменьшаются (одни меньше других). Мы сказали, что это—мелочь, но что, возможно, она имеет свой особый смысл и что от нее не следует отмахиваться. Теперь мы видим, что это была такая «мелочь», которая позволяла проникнуть в творческую лабораторию ученого и понять самый процесс его творчества, самый путь сделанного им открытия.

Сохранилось интересное свидетельство близкого знакомого Менделеева — А. А. Иностранцева, с которым Менделеев поделился своим открытием. Менделеев сказал ему, что он долго работал над своей таблицей, а затем, усталый, прилег отдохнуть и заснул. «Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги,— только в одном месте впоследствии оказалось нужной поправка».

Какая же это могла быть таблица? Очевидно, что ею не могла быть полная черновая таблица, так как исправлений в ней очень много. И что означает выражение «элементы расставлены, как нужно»?

Обращаясь к полной таблице, переписанной набело и отправленной в типографию, мы обнаруживаем, что она содержит почти в точности весь тот результат, который получен был Менделеевым в ходе «химического пасьянса». Однако элементы располагаются в ней не в порядке уменьшения атомных весов, а в порядке увеличения.

Ведь первый порядок возник у Менделеева чисто случайно, поскольку ему требовалось находить разности в атомных весах, а для этой цели следовало

19 большие числа писать сверху, а меньшие (вычитаемое) — снизу.

Когда же эта сугубо практическая цель была достигнута, порядок уменьшающихся атомных весов оказывался не только ненужным, но и мешал сразу видеть сущность открытого закона. В самом деле: первый столбец получился таким, что вверху стоял Li= 7, а внизу Н = 1; второй столбец начинался вверху Na = 23, а заканчивался внизу Ве = 9,4. Третий столбец начинался вверху In = 75,6, а заканчивался внизу Mg = 24.

Между тем смысл открытого закона состоял в том, что все элементы образуют собой непрерывный ряд, распадающийся на отдельные периоды. Поэтому надо было в табличной форме показать, что Li = 7 примыкает непосредственно к Ве == 9,4, далее, что Na = 23 столь же непосредственно примыкает к Мg =24 и т. д. А для этого нужно было переписать всю таблицу в обратном порядке, ставя элементы с меньшими атомными весами не снизу, а сверху элементов с большими атомными весами.

Именно это и мог увидеть Менделеев во сне, после чего он и переписал свою таблицу в таком порядке, когда «элементы расставлены, как нужно» (т. е. в порядке возрастания, а не уменьшения атомных весов).

Кстати, тут же обнаруживается еще одно обстоятельство, подтверждающее данное предположение. В беловой полной таблице, отправленной в типографию, Менделеев поставил в ряду Н =•= 1 и Си = 63,4 два предполагаемых элемента ? = 8 (над Ве = 9,4) и ? = 22 (над Мg=24). Оба эти элемента не были достаточно твердо обоснованы в смысле того, что они должны существовать в действительности, а потому в корректуре Менделеев вычеркнул их, ликвидировав соответствующие места в таблице вообще. -

Это мы обнаруживаем, сравнивая рукописный наборный экземпляр «Опыта системы элементов» (т. е. беловую таблицу, отосланную , в типографию) с напечатанным листком этого «Опыта системы элементов». Значит, действительно именно «только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка».

Так спустя много десятилетий удалось проверить правильность свидетельства А. А. Иностранцева и установить, что именно мог увидеть Менделеев во сне в день открытия периодического закона. •

Но может возникнуть еще один вопрос: а не является ли весь спор о том, как открывал Менделеев периодический закон—составляя общий ряд элементов или сопоставляя сразу целые их группы между собой, — не имеющим принципиального значения и не интересным с точки зрения истории науки и психологии научного творчества? Ну, доказано, что он шел вторым путем. Что ж из этого следует? Ведь столь же возможным был бы и первый путь составления общего ряда всех элементов или отдельных его отрезков!

Однако вдумаемся в логику данного открытия. Речь идет, как это понятно, об открытии закона природы. А всякий закон природы— это форма всеобщности в природе, как говорил Энгельс. Значит, речь идет о том, как была открыта всеобщность (всеобщая закономерная связь) применительно к химическим элементам. Напомню, что и сам Менделеев говорил о том обобщении, которое должно было бы связать все естественные группы элементов

20 в одно целое.

Но открытие в природе всеобщего совершается по строго определенному пути, и этот путь определяется не личными мотивами, не соображениями субъективного характера (вкусами и склонностями ученых и т. п. ), а вполне объективными условиями, изучение которых составляет предмет диалектической логики.

В «Диалектике природы» Энгельс писал: «И в самом деле, всякое действительное, исчерпывающее познание заключается лишь в том, что мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность; заключается в том, что мы находим и констатируем бесконечное в конечное, вечное—в преходящем. Но форма всеобщности есть форма внутренней завершенности и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное»

Следовательно, ход познания и ход практики был таким: мышление людей совершило восхождение от единичности к особенности и от особенности к всеобщности. «Итак— заключает Энгельс—то, что у Гегеля является развитием мыслительной формы суждения как такового, выступает здесь перед нами как развитие наших, покоящихся на эмпирической основе, теоретических знаний о природе движения вообще. А ведь это показывает, что законы мышления и законы природы необходимо согласуются между собой, если только они надлежащим образом познаны».

Теперь мы можем сказать, обращаясь к истории познания химических элементов и открытия периодического закона, что и здесь процесс познания двигался тем же путем восхождения от единичности к особенности и от особенности к всеобщности, как и в случае открытия закона сохранения и превращения энергии.

Сначала накапливались сведения об отдельных свойствах уже известных отдельных химических элементов, причем само открытие этих элементов протекало в порядке чисто случайных событий единичного характера. Так обстояло дело вплоть до середины XVIII в. Это была ступень познания единичности в области химических элементов.

С середины XVIII в. , а еще полнее с первых лет XIX в. началось изучение и открытие химических элементов целыми группами, которые вскоре получили название «естественных групп». Это достигалось тем, что химические элементы стали сопоставляться и сравниваться между собой, причем в одну группу включались только элементы, химически сходные друг с другом, и они резко обособлялись от всех остальных элементов как несходных с ними.

Так возникли уже в начале XIX в. естественные группы щелочных металлов, щелочноземельных металлов, галогенов, группа серы, группа фосфора и др. Внутри этих групп была замечена правильность в изменении некоторых свойств элементов, например атомных весов и удельных весов. В частности, если внутри группы, состоящей из трех членов (триады), элементы располагались в порядке изменения их атомного веса, то атомный вес среднего члена оказывался среднеарифметическим по отношению к атомным весам крайних членов (их полусуммой).

Однако дальше этих правильностей внутри отдельных групп химики не шли. Они ставили своей задачей разбивку всех элементов на естественные, особенные группы, руководствуясь лишь признаком сходства элементов, отнесенных к одной и той же группе. Это была ступень познания особенности применительно к химическим элементам.

Мышление химиков слишком долго задержалось на ступени особенности. Менделеев говорил по этому поводу, вспоминая спустя 20 лет после открытия периодического закона ту обстановку, в которой было сделано это открытие: периодическая законность «имела под собой к 60-м годам подготовленную почву и если высказана с определенностью лишь к концу 60-х годов, то этому причину, по моему мнению, должно искать в том, что сравнению подвергали только элементы, сходственные между собой. Однако мысль сличить все элементы по величине их атомного веса была до того чужда общему сознанию», что ни «земная линия» де Шанкуртуа, ни «закон октав» Ньюлендса не могли обратить на себя чьего-либо внимания, хотя у них у обоих видно приближение к периодическому закону и даже его зародыш.

Открытие периодического закона (всеобщего) было завершением восходящего движения мысли химиков, выразившимся в том, что Менделеев сумел подняться от особенности к всеобщности в познании химических элементов. Сообщая ученому миру о сделанном открытии, он писал: «Цель моей статьи была бы совершенно достигнута, если бы мне удалось обратить внимание исследователей на те отношения в величине атомного веса несходных элементов, на которое, сколько то мне известно, до сих пор не обращалось почти никакого внимания».

Действительно и несомненно эта работа гениальна, создание периодического закона и периодической системы привело в хаос научный мир того времени.

Даже сейчас, мы каждый урок пользуемся этими гениальными творениями нашего соотечественника.

Именем Менделеева

«Не умер тот,

Чей отклик есть в других,

Кто в этом мире жил

Не только жизнью личной»!

А. Н. Морозов- ученый энциклопедист.

Все выше написанное мной взято из официальной литературы связанной с работой Дмитрия Ивановича.

Ниже нами приведены отдельные факты, из которых видно, какую широкую известность приобрело имя Д. И. Менделеева и какую благодарную память сохранило о нем человечество, назвав его именем учебные заведения, промышленные предприятия. Населенные пункты и т. д.

В мае 1955 г. группой американских ученых под руководством Глена Сиборга был получен 101-й элемент семейства акти-ноидов. В честь Д. И. Менделеева его назвали менделевием. «Мы, американские ученые,— писал Глен Сиборг,— были горды и счастливы тем, что смогли возвеличить его имя, назвав элемент 101 менделевием».

Летом 1912 г. на Байкале горным инженером К. Ф. Егоровым был найден серо-черный высокорадиоактивный минерал с полуметаллическим блеском. Образцы минерала для исследования передали В. И. Вернадскому, который в "1914 г. впервые описал его в трудах радиевой экспедиции. По химическому составу он был отнесен к классу оксидов ниобо-танталовых соединений. В знак признания больших заслуг Д. И. Менделеева минерал получил название менделеевит.

В 1923 г. В. И. Вернадским свойства этого минерала были описаны более подробно.

В Елабужском районе Татарской АССР находится город химии — Менделе-евск, названный именем великого русского ученого. До 1967 г. это был поселок Бон- дюжский, где на химическом заводе когда-то работал Д. И. Менделеев.

В Пермской области, в 12 км от районного центра Карагая, находится станция Менделееве. В 1912 г. , когда русская прогрессивная интеллигенция отмечала пятилетие со дня смерти Д. И. Менделеева, Пермское земство обратилось в Министерство путей сообщения с просьбой переименовать станцию Савино Котласской железной дороги в Менделееве. На это предложение земство получило запрос: «Кто такой Менделеев, именем которого желаете назвать станцию?» Переписка о переименовании станции Продолжалась до Великой Октябрьской революции, и только в 1919 Г. станция получила название Менделееве.

В 1938 г. недалеко от Тулы был основан поселок Подземгаз. В 1958 г. ему присвоили название Менделеевский. Этим бы-. ло увековечено имя великого ученого, идеи которого о подземной газификации углей практически воплощены в жизнь.

В Солнечногорском районе Московской области есть поселок, названный Менделееве.

Первый советский вуз химико-технологического профиля был создан в Москве в 1920 г. и назван именем Д. И. Менделеева. Ныне это Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева.

Имя Д. И. Менделеева носит также химико-технологический техникум в Ленинграде, основанный в 1898 г.

Д. И. Менделеев руководил в Вольном экономическом обществе сельскохозяйственными опытами, проводимыми в разных районах России. В 1899 г. по его инициативе в -поселке Узлос Пермской области было заложено опытное поле, которое и сейчас называется Менделеевским опытным полем и является опытной станцией ВНИИ льна.

В ознаменование большого вклада, сделанного Д. И. Менделеевым в освоение Арктики, его именем назван подводный хребет, расположенный в центральной части Северного ледовитого океана, протянувшийся приблизительно на 500 км от острова Врангеля к центральной части хребта М. В. Ломоносова. Он был открыт советской экспедицией в 1949 г.

На южном окончании Курильской гряды находится остров Кунашир. В центре его, в 12 км к юго-западу от г. Южно-Ку-рильска, возвышается на 888,4 м над уровнем моря действующий вулкан, с 1946 г. носящий имя Д. И. Менделеева.

В 1968 г. на тихоокеанские просторы вышло экспедиционное судно Института океанологии Академии наук СССР «Дмитрий Менделеев». Это настоящий плавучий научно-исследовательский институт.

В 42 км от г. Ярославля, на железнб-дорожной станции Константиновский завод, находится нефтеперерабатывающий завод.

Смотром отечественной науки стали Менделеевские съезды, проводимые в России с 1907 г. Х юбилейный менделеевский съезд, посвященный 100-летию со дня открытия Д. Н. Менделеевым периодического закона химических элементов, проходил 23 сентября 1969 г. в Ленинграде.

В Ленинграде есть Менделеевская линия, где находится главный вход университета. Слева от входа располагалась квартира Д. И. Менделеева, в которой он жил с 1866 по 1890 г. , когда был профессором Петербургского университета. Теперь в ней мемориальный музей Д. И. Менделеева, где бережно хранятся материалы, рассказывающие о научном наследии великого ученого, о его жизни и многогранной деятельности.

Менделеевские чтения — это регулярно проводимые симпозиумы но вопросам, связанным с развитием идей Д. И. Менделеева. На первых Менделеевских чтениях, посвященных открытию искусственной радиоактивности, выступил в 1936 г. в Москве по приглашению Академии наук СССР Фредерик Жолио-Кюри. По этому случаю акад. А. Ф. Иоффе сказал: «Нельзя было выбрать лучшего автора для первого чтения, связанного с именем Менделеева, чем Фредерик Жолио». Последующие чтения ежегодно с 1939 г. проводятся в Ленинграде. в память о Д. И. Менделееве который большую часть своей жизни провел в этом городе.

Для лабораторных работ Д. И. Менделеев предложил замазку, в состав которой входит канифоль, железная краска — мумия или железный сурик, пчелиный воск_ и натуральная олифа. Замазка называется менделеевской.

В Южно-Курильском районе Сахалинской области, там, где находится вулкан Менделеева, есть поселок с названием Менделеев.

В Москве в Ленинском районе, между Уннверситетом и Ломоносовским проспектами расположена Менделеевская улица.

20 июля 1965 г. автоматическая станция «3онд-3» доставила на Землю изображение обратной стороны Луны. Вблизи Моря Москвы один из кратеров носит имя Д. И. Менделеева.

Город Тобольск — родина Д. И. Менделеева — переименован в г. Менделееве. Название Тобольск сохранилось за железнодорожной станцией, которая находится в 14 км от города. Педагогический институт в этом городе. также носит имя своего великого земляка.

Последние 13 лет жизни Д. И. Менделеева, так называемый «палатский период», был связан с Главной палатой мер и весов, управляющим которой ученый стал в 1893г. Теперь это Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии им. Д. И. Менделеева. Рядом с ним находится дом, на стене которого выложена мозаикой периодическая система элементов, и около дома — памятник ее создателю, установленный в 1931 г.

Заключение.

Мы считаем что наша цель достигнута, мы доказали читателю нашей работы что Дмитрий Иванович Менделеев был человек который мог добиться любой цели которую ставил перед собой. Он добился огромных результатов в учебе, преподавании и конечно науке, сотрудничая с учеными разных стран.

Нужно ставить точку. Мы постарались показать, что Дмитрий Иванович Менделеев – это ученый – энциклопедист, он принадлежит к числу наиболее выдающихся творцов мировой науки.

А если представить себе , пусть невероятное: Менделеев не совершил

Фундаментальных открытий в науке , не разработал те « четыре предмета» , о которых он упоминал в своих дневниковых записях.

Все равно он навсегда бы остался в истории России как ее истинный патриот, как постоянный и вдумчивый радетель за прогресс ее народного хозяйства , как « государственный ум» , лучше многих других понимавший задачи и будущность России.

Нелегко, даже кратко перечислить сферы его практической деятельности. Можно лишь только обозначить их, да и то далеко не все.

Его перу принадлежит около 500 работ. Но сам Менделеев говорил : « По существу четыре предмета объединяют мое имя: периодический закон, исследование газов, растворов как ассоциаций и «Основы химии». Тут все мое богатство. И вот какими эпитетами мы «награждаем Д. И. Менделеева. Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь, глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, лучший наш соотечественник.

Мы видим, что год от года нарастал размах творческих интересов Менделеева. Изучал одну проблему, принимался за другую, третью, но и начатого ранее не оставлял, постоянно размышлял, предлагал и развивал новые идеи. Пожалуй, он так и не достиг кульминации.

«От Менделеева к менделевию». Как заключительное мероприятие в недели химии- конференция для учащихся. Конференция в честь Дмитрия Ивановича Менделеева может наиболее полно раскрыть многогранность личности Д. И Менделеева, огромный круг его интересов, талант, широту научных исследований.

Свою исследовательскую работу мы предложим школьному клубу Что? Где? Когда? Как материал для проведения игры, посвященной Дмитрию Ивановичу Менделееву.

Мы не останавливаемся на достигнутом мы намерены продолжать работу посвященную Дмитрию Ивановичу Менделееву. Ведь о нашем великим Русским ученом, я думаю должен знать каждый.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)