Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

До тебя мне дойти не легко, а до смерти четыре шага

В этом году наша страна будет отмечать 65-ю годовщину победы над фашисткой Германией. Каждая семья имеет своих героев этой войны. В нашей семье хранятся фронтовые письма моего прадеда Сергея Иосифовича Жданович. Когда он ушёл воевать, дома его ждали жена и четверо детей, одна из которых моя бабушка Нелли Сергеевна. Я не застал прадеда живым, но мне много хотелось бы спросить о войне, о жизни в то трудное время. Бабушка говорит, что её папа не любил рассказывать о войне, слишком тяжёлые были воспоминания. Мне захотелось больше узнать о моём прадеде, о его участие в Великой Отечественной войне. Я решил прочитать письма и поговорить с родными.

Цель данной работы – проследить военный путь моего прадеда через фронтовые письма.

Данная цель потребовала решение следующих задач:

1. Изучить семейный архив, материалы в Интернете, касающиеся событий описанных в письмах.

2. Взять интервью у дочерей моего прадеда.

3. Составить анкету и провести анкетирование моих ровесников и людей среднего возраста.

Гипотеза: Если можно установить связь через поколения по фронтовым письмам, то возможно узнать военную жизнь солдата.

Методы, которыми я пользовался при решении задач:

1. Анализ документов.

2. Интервью.

3. Анкетирование.

4. Прессовый опрос.

5. Использование Интернета.

6. Привлечение родителей для помощи в создании проекта в электронном виде.

Письма с фронта

Мой прадед Сергей Иосифович Жданович родился в 1904году в Белоруссии. В связи с тяжёлым положением в годы I Мировой войны с Германией оказался в Екатеринбурге. Закончил Сельскохозяйственную академию и работал в Сельхозснабыте, снабжал колхозы техникой. На войну был призван не сразу, в июне1942году, т. к. занимался заготовками продовольствия для Красной Армии. Сначала его отправляют под город Камышлов, где он готовит молодых солдат к службе в армии. Затем направляют учиться в Высший Военно-политический институт г. Ташкента. Получает звание «лейтенант» и отправляется воевать в должности замполита артиллерийской дивизионной части в 612 стрелковый Неманский полк Западного фронта. Был ранен. После выздоровления с трудом отыскивает свою часть, потому что происходит стремительное наступление нашей Армии на фашистскую Германию. К этому времени Западный фронт переименовывают в III Белорусский.

Дата первого сохранившегося письма - 16июля 1944года, в нём он обращается к жене, моей прабабушке: « если ты читаешь газеты и слушаешь радиопередачи, то знаешь о тех событиях, которые происходят, и в которых я являюсь участником ».

Я решил узнать, что же это за события лета 1944года. Оказывается, 23июня 1944года началась Белорусская операция «Багратион» - крупномасштабное советское наступление, названное в честь российского полководца Отечественной войны 1812года Петра Багратиона. В ходе её была освобождена Белоруссия и большая часть Литвы. Войска Советской Армии продвинулись на 400-500км, полностью разгромили Германскую группу армии «Центр».

В рамках этой операции была проведена и Вильнюсская, в которой конкретно участвовал мой прадед. Операция проводилась войсками III Белорусского фронта под командованием Ивана Даниловича Черняховского и осуществлялась силами: 2-й гвардейской армии (командующий К. Н. Галицкий), 5-й армии (командующий генерал-лейтенант Н. И. Крылов), 31-й армии (командующий В. В. Глаголев), 39-й армии (командующий И. И. Людников), 5-й гвардейской танковой армии (командующий генерал-лейтенант танковых войск П. А. Ротмистров) и 1-й армии воздушной (командующий Т. Т. Хрюкин).

Вильнюс являлся важным железнодорожным узлом и последним крупным опорным пунктом германских войск на подступах к Восточной Пруссии. Его гарнизон насчитывал 12 - 15 тыс. солдат и офицеров, кроме того, в ходе боевых действий эта группировка была усилена за счёт вновь прибывших соединений. В городе было сосредоточено 320 артиллерийских орудий, около 420 пулемётов, несколько десятков танков.

Из сводок Совинформбюро я узнал:

8июля 1944года

«Наши войска ворвались в город Вильнюс, где завязались уличные бои»

9июля 1944года

«5-я армия III Белорусского фронта продолжают вести уличные бои в г. Вильнюс»

11июля 1944года

«Войска III Белорусского фронта продолжают уничтожение разрозненных групп противника в центре г. Вильнюс»

13июля 1944года

«Войска III Белорусского фронта в результате пятидневных боёв уничтожили гарнизон немцев, окружённых г. Вильнюсе и освободили столицу Литовской Советской республики от фашистских захватчиков»

А вот что я узнал из писем:

«В последние дни наша часть билась за город Вильно и внутри города. Бои были упорные, тяжёлые, т. к. немцы сопротивлялись отчаянно. Кроме того, в городе мне пришлось воевать впервые. Битва за Вильно напоминает битву за Сталинград. Несколько дней шли уличные бои. Шла борьба за каждую улицу, за каждый дом и внутри домов. Сидим в одном доме, а напротив в доме сидят немцы, стреляют они, стреляем и мы. Вдруг взрыв в нашей комнате: одному подбило глаз, другому поцарапало руку, оказывается, немцы подкрались к окну нашего дома и бросили гранату, но в окно прямо не попало, а то бы капут. В другой раз я пошёл посмотреть, как продвинулась одна из рот, зашёл в дом и вдруг, как ударит в дом снаряд, повалился кирпич, штукатурка, пыль и совсем ослепило меня. Думаю, завалило, но всё обошлось благополучно. Много было таких эпизодов. Мне с группой бойцов было приказано выбить немцев из церкви и выйти к реке. Жаркая была схватка, многие вышли из строя, но задача была выполнена, командование обещало представить к награде».

Во время боёв за Вильнюс 11-я гвардейская и 31-я армии, наступавшие южнее, вышли к Неману и до 15 июля заняли несколько плацдармов на западном левом берегу. До 20 июля шли, затяжные бои за плацдармы на западном берегу Немана, и велась подготовка дальнейшего наступления. В результате Вильнюсской операции были созданы условия для выхода войск III Белорусского фронта к границам Восточной Пруссии.

В письме прадеда тоже говорится о реке Неман: «Интересно, как мы форсировали реку Неман. Она не очень широкая, но всё же форсировали среди бела дня. Сначала немец стрелял крепко, убил у меня одного командира роты. Сразу бухнулся в воду, и мне пришлось жарко. Но остался цел».

Только 29августа 1944года закончилась Белорусская операция, и наши войска гнали немцев на запад. Вот строки из письма за 2 августа 1944года: «Сижу в окопе и пишу вам письмо, кругом гул артиллерийской канонады, над головой со свистом проносятся снаряды, а справа гудят немецкие танки. Сидим в лесочке и ожидаем, чего сами не знаем. Эти дни всё время шли после города, который стоит на реке. Немец отступал, а мы его догоняли, и вот сегодня догнали. Отступает и огрызается, как волк, то поставит заслон из танков, то пустит авиацию, и всё приходится сбивать. Собьёшь с одного рубежа, бежит до другого, вцепится, и сбивай опять».

Из писем я понял, как уставал прадед и его товарищи: «Идём целыми днями. Жарко, пыльно, но солдаты шагают твёрдо, спешат на запад. Я тоже шагаю, а иногда и еду, т. к. имею верховую лошадь. Спим мало. Один раз остановились на 10 минут, я слез с лошади взял повод в руки и сел у забора, как сел, так и уснул. Люди встали и пошли, а я продолжаю спать, и только через 20-30 минут хватились, что нет комиссара (это так меня зовут солдаты и офицеры подразделения). Поехали искать, и нашли спящим у забора, а лошадь вырвалась и паслась на траве».

В короткие минуты отдыха прадед пишет о природе: «После большого перехода остановились в прекрасном литовском лесу на отдых. Кругом дубы, высокие осины, совсем непохожие на наши, клёны, ясени, берёзы, орешник, кое - где дикие груша, яблони. Несмотря на жаркий день, в лесу прохладно и было бы тихо, если бы не слышалось завывание «Мессершмитов» в воздухе и раскаты отдалённых выстрелов артиллерии. Но даже при наличии этих как бы посторонних звуков в этом прекрасном лесу забываешь о войне и любуешься прелестями природы».

А ещё о том, что вокруг него: «В садах масса вишни, малины, и в лесу полно всяких ягод. Никто не собирает. Скучно становится, когда посмотришь на поля. Рожь и пшеница поспели, но никто не убирает, кругом война. Вообще посевы прекрасные и всё это может пропасть, а у вас битва за каждый кусок хлеба. Какие бывают противоположности».

Последние строки письма очень печальные, уставшего человека: «Я живу скучно. Здорово устаю, приходится не спать по2-3 суток. Засыпаю на ходу, но единственная надежда на то, что может быть, всё это скоро кончится, а как бы хотелось дождаться. Ну, будем надеяться, что всё будет хорошо». Ведь ещё неизвестно, вернётся ли он домой живым. А так хочется, чтобы он остался жив!

За Вильнюсскую операцию прадеда представили к награде - Орденом Красной звезды. Им награждали за личное мужество и отвагу в боях, отличную организацию и умелое руководство боевыми действиями. Орден хранится в нашей семье.

В начале сентября 1944года прадед Сергей был ранен в руку и отправлен в город Свердловск, где жили его родные.

Читая письма, я узнал, какой был человек мой прадед – смелый, выносливый, скромный. В трудные минуты брал руководство на себя. Жизнь солдата очень сложна и однообразна. Он и его товарищи очень уставали на войне. Я понял, что защищать Родину, это трудное, но героическое дело.

Проектная часть - что дают фронтовые письма разным поколениям

«Мои исследования»

Первое, я решил выяснить, какое значения имеют фронтовые письма для дочерей Сергея. Моя бабушка Гаркунова Нелли Сергеевна была старшей дочерью в семье. Когда началась война, ей было 10 лет, как мне сейчас. Её брату Гене было 8 лет, Вале 3года, а Люся только родилась. Их мама работала в школе в две смены, и по хозяйству управлялась моя бабушка. Из рассказов я понял, что и им жилось не легко, постоянно хотелось кушать. Маленькая Люся всё время болела, за ней требовался уход. Но кроме школы, домашних забот они ходили в госпиталь, помогали пилить дрова, поздравляли раненых с праздниками. Сохранилось письмо моей бабушки папе в Ташкент, где она пишет, как ходила на базар продавать его портфель, мамины туфли. Сколько за них дали хлеба. А ещё о том, что было 2 пропуска в столовую «Аврора», где давали по 100грамм хлеба. Просит не ругать за ошибки. Мне она рассказала, как ёе забрали в милицию на базаре, когда она продавала вещи маминых подруг – учителей. Отключили электричество за то, что она расстроенная, не закрыв окна, включила свет.

Бабушка и её сестра Валя очень ярко помнят момент, когда папа пришёл с фронта. Неля подшивала на машинке сарафан для Вали, и тут заходит военный в красивой форме, бравый, с кожаной сумкой на перевес, портупеей, кобурой. Дети не узнали его, сказали, что соседей нет дома. А он им: «Доченьки, я к вам!». Тогда только они бросились к нему и закричали: «Папка, папка!». Валюше досталось обнять лишь красивые, хромовые сапоги. Потом она побежала в детский сад и всем рассказала, что пришёл папа с фронта. Некоторые женщины плакали. Живой!

Дочери хотят, чтобы письма сохранились в семье. Им бы хотелось, чтобы у внуков и правнуков осталось доброе чувство в душе от их прочтения. Но они думают, что письма будут, не так значимы для них.

Второе, я решил выяснить, хранятся ли в других семьях письма с фронта.

Я составил анкету и опросил людей разного возраста - ровесников, подростков и людей среднего поколения (см. приложение).

Выяснил, что почти в каждой семье есть родственники, которые воевали в Великой Отечественной войне. Если не воевали, то были тружениками тыла. Изготавливали орудия для фронта, спали по 4 часа в холодных вагончиках, перед сном им выдавали по маленькому кусочку шоколада. Эти люди имеют медали за самоотверженный труд.

17% ровесников не знают, участвовали ли их родственники в Великой Отечественной войне. Больше половины опрошенных ребят не знают, хранятся ли фронтовые письма в семье. Подростки знают о своих родственниках, но оказалось, что, имея письмо с фронта человек, его даже не читал. Люди среднего поколения с любовью и гордостью рассказывают об участниках войны, ведь это были их бабушки и дедушки. Они с ними общались, разговаривали.

Из всех опрошенных, только 8% сохранили письма. В них затрагиваются события Сталинградской битвы, блокады Ленинграда, «дороги жизни», а также форсирование реки, где родственник получил ранение в голову, но смог выползти, вылечиться и дойти до Берлина. И, конечно же, пишут о том, как любят, скучают, ждут встречи. Во многих семьях погибли родственники во время Великой Отечественной войны, у некоторых из них хранятся похоронки. Некоторые ездили на братские могилы своих близких.

Жаль, что многие мои ровесники не знают, есть ли в семье фронтовые письма. А ведь если нет прошлого, нет и будущего.

Одно из своих писем прадед заканчивает словами из песни «Землянка», она была написана в 1942году фронтовым корреспондентом Алексеем Сурковым и композитором Константином Листовым. Вначале войны песню пытались запретить за строки «до тебя мне идти не легко, а до смерти четыре шага», посчитав их упадническими. Но песня быстро получила признание в Красной Армии, разносясь из уст в уста по всему фронту.

До тебя мне теперь далеко, далеко

Между нами поля и леса.

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти четыре шага.

Связь поколений может существовать через письма, но очень мало у кого они сохранились. В нашей семье они есть, и я смог узнать военный путь моего прадеда. Читая письма, я как будто слушал рассказ моего прадеда Сергея.

Может быть, моя история заинтересует ребят, и они захотят узнать больше о героях своей семьи.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)