Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Должностные обязанности заместителя директора по информатизации образовательного процесса

В настоящее время основные обязанности заместителя директора по информатизации образовательного процесс а отражаются в должностной инструкции, которая составляется на основе типовой инструкции, создаваемой в вышестоящей организации. Автору приходилось видеть много таких должностных инструкций, написанных «под копирку » , без учета специфики конкретной школы. Эта специфика может выражаться в технической или гуманитарной направленности данной школы, в ее текущем и перспективном техническом обеспечении, в степени готовности педагогов и учащихся к переходу к новому качеству образования, связанному с созданием в будущем информационного пространства конкретной школы.

Ниже представлены основные обязанности заместителя директора по информатизации образовательного процесса (выделены курсивом) с комментариями и пояснениями, которые автор счел необходимым дать ввиду неоднозначного их толкования не которыми руководителями учебных заведений.

Должностная инструкция является основным документом, регламентирующим наиболее важные и принципиальные обязанности и права заместителя директора по информатизации образовательного процесса, специалиста, достаточно нового в учебных заведениях. Поэтому необходимо ответственно отнестись к «оконтуриванию » тог о, что будет относиться к его прерогативе.

Должностная инструкция начинается с общих вопросов, они же являются ключевыми и определяют основные «сверхзадачи » заместителя по информатизации образовательного процесса.

Заместитель директора по информатизации образовательного процесса совместно с администрацией разрабатывает Программу информатизации образовательного учреждения.

Он же является координатором всей деятельности по ее созданию, а по том и по ее реализации. (Более подробно вопросы собственно создания и реализации Программы информатизации учебного заведения будут рассмотрены ниже. )

Заместитель директора по информатизации образовательного процесса npeдocтaвляeть на рассмотрение и утверждение Программу информатизации в окружной информационно-ресурсный центр (или в окружное управление образованием) в конце учебного года.

После рассмотрения и утверждения Программы информатизации на заместителя директора возлагается обязанность по ее реализации. Это наиболее сложный пункт должностных обязанностей, так как обещанных финансов не дают или дают в меньших объемах, или не в те сроки, которые предусмотрены программой. Это с одной стороны. С другой стороны, инертность учительского состава часто ставит под угрозу выполнение и той части программы, которая не зависит от финансов.

Поэтому при составлении Программы информатизации включать в нее необходимо только те пункты, выполнение которых может быть действительно реализовано в условиях конкретного учебного заведения.

В том случае, если вопрос о Программе информатизации не стоит в повестке дня школы, можно вместо перечисленного выше включить в должностную инструкцию следующий пункт: «Заместитель директора по информатизации образовательного процесса разрабатывает основные направления развития школы в области информатизации образования».

Заместитель директора по информатизации образовательного процесса обновляет (не реже 1 раза в год) Паспорт оснащения образов а тельного учреждения учебным (компьютерным, мультимедийным) оборудованием.

Обновление Паспорта оснащения имеет смысл в том случае, если проводилась модернизация имеющегося оборудования, были поставки нового или выбытие из образовательного процесс а ввиду списания или иных при чин части оборудования.

Вторым важным разделом должностной инструкции идет, как правило, раздел о создании единого информационного пространства учебного заведения. Заместителю директора по информатизации образовательного процесса вменяют в обязанность организовать разработку и создание единого информационного пространства и решить чуть ли не все проблемы, накопившиеся в части информатизации образования, которые не могут решить даже научно-исследовательские и академические институты. Разумеется, этот раздел включают для солидности документа, забывая, что потом этот пункт может стать «яблоком раздора» между участниками образовательного процесса.

Кроме того, заместитель по информатизации образовательного процесса, как указывается во многих должностных инструкциях, должен обеспечивать наполнение (?) школьной информационной среды необходимыми информационными ресурсами. Не имея понятия о том, что же должна представлять собой информационная среда школы и какие информационные ресурсы нужны данной конкретной школе, выполнить этот пункт практически невозможно в силу его неопределенности и расплывчатости. И еще. Одно дело - наполнять информационную среду, а другое дело - организовать наполнение этой среды информационными ресурсам и, их хранение и регламент доступа. Процесс наполнения информацией - долгий и достаточной сложный, он не под силу одному человеку, даже такому специалисту, как заместитель директора по информатизации образовательного процесса. Этим должен заниматься весь школьный коллектив, а заместитель должен руководить и направлять этот процесс, разумеется, и сам должен принимать в нем участие.

Следует отметить, что формулировка «организовать» более приемлема для рассматриваемой должностной инструкции. Так, заместитель директора по информатизации образовательного процесса организует и координирует работу по размещению ресурсов в школьной локальной сети, их каталогизацию, хранение, сист ему поиска. Можно выразиться более конкретно: организует оптимальную систему размещения в локальной сети ресурсов, созданных участниками образов а тельного процесса , а именно административных, дидактических, методических ресурсов, дополнительных информационных ресурсов в поддержку образовательного процесса , ресурсов учащихся.

В разделе, который посвящен образовательному процессу и учебной де я тельности, на заместителя директора по информатизации образовательного процесса можно возложить организацию использования информационных технологий в образовательном процессе и управлении школой, а также он вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса с помощью средств ИКТ и предложения по другим направлениям модернизации образования.

Следующие пункты также будут уместны в данной должностной инструкции:

· определяет на основе анализа учебных программ по всем предметам уровень пользовательских навыков, необходимых учащимся на той или иной ступени обучения для использования информационных ресурсов в обучении;

· принимает участие в формировании учебных планов с учетом включения информационных ресурсов в учебный процесс;

· участвует в разработке содержания и форм внеурочной деятельности с применением ИКТ.

А вот обязывать заместителя директора по информатизации образов а тельного процесс а участвовать в составлении расписания уроков и внеурочной деятельности, обеспечивая оптимальную занятость точек доступа к информационным ресурсам, думаем, не стоит, так как в школе, как правило, есть специалисты и по расписанию, и по планированию внеурочной деятельности учащихся. Но мнение заместителя по информатизации образовательного процесса должно учитываться в обязательном порядке, он должен координировать эти процессы.

Некоторые должностные инструкции, имевшиеся в распоряжении автора, возлагают на заместителя директора по информатизации образовательного процесс а обязанности выявлять информировать потребности участников образовательного процесса в информационных ресурсах, а также обеспечивать освоение учащимися определенного уровня через корректировку пр о грамм курса « Информационная культура», в ведение отдельных кратко срочных учебных модулей, организацию консультаций и т. n. Эти пункты носят не сколько частный характер и могут быть уместны в плане работы заместителя директора по информатизации образовательного процесса, а не в его должностной инструкции.

Во всех должностных инструкциях много места отводится работе с педагогическим коллективом и это правильно, так как информатизацию можно проводить только с опорой на весь педагогический коллектив.

Поэтому заместитель директора по информатизации образовательного процесса :

· планирует и организует мероприятия по повышению квалификации учителей и сотрудников школы в вопросах эффективного использования и рационального применения современных программных, вычислительных и технических средств, а также изучение, обобщение и распространение опыта использования программных средств обучения в образовательном процессе ;

· организует обучение педагогического коллектива пользовательским навыкам и технологиям использования современных информационных ресурсов в образовательном процессе или организует повышение квалификации работников по вопросам информационных технологий.

Также он:

· совместно с руководством образовательного учреждения планирует потребность в обучении педагогических и управленческих кадров по вопросам использования информационных технологий в производственной деятельности и в других направлениях модернизации образования;

· ведет учет повышения квалификации кадров образовательного учреждения в области освоения ИКТ ;

· координирует методическую работ у педагогического коллектива по внедрению ИКТ в образовательный процесс;

· координирует работу администрации и педагогического коллектива школы по созданию и использованию информационных ресурсов;

· консультирует педагогических работник в по освоению и использованию программ и информационных технологий.

Нельзя на заместителя по информатизации образовательного процесса возлагать обязанность про водить повышение квалификации учителей и администрации, так как оно должно производиться на специальных курсах, а заместитель по информатизации образовательного процесса может заниматься этим только в качестве личной инициативы.

Точно так же, заместитель по информатизации образовательного процесса не может руководить деятельностью учителей школы, работой факультативов, учебно- познавательных кружков и т. п. в части изучения и использования ИКТ, а обязан только организовывать такую работу.

Кроме того, заместитель директора по информатизации образовательного процесса:

· определяет стратегию и организовывает единую систему методической работы педагогов школы по созданию и освоению информационных ресурсов в поддержку образовательного процесса и приемов для их и с пользования в урочной и в неурочной деятельности;

· участвует в организации текущего и перспективного планирования деятельности педагогического коллектива в области использования информационно-коммуникационных технологий с целью реализации Программы информатизации;

· анализирует состояние использования информационных технологий в учебно-методической деятельности, разрабатывает и вносит предложения по повышению их эффективности;

· оказывает консультативную и практическую помощь педагогическим работникам учреждения в использовании информационных технологий, а также в освоении и разработке инновационных учебных программ и технологий с и с пользованием мультимедийных средств и ИКТ;

· принимает участие в проведении аттестации педагогических и других работников учреждения в части использования ими ИКТ;

· участвует в подборе и расстановке педагогических и инженер но-технических кадров для успешной реализации Программы информатизации образовательного учреждения.

Заместителю директора по информатизации образовательного процесс а придется постоянно следить за многочисленной техникой, грамотным и безопасным ее использованием. Поэтому в должностной инструкции этот раздел следует выделить отдельно, тем более, ч то заместитель директора по информатизации образовательного процесса не может быть материально ответственным лицом, но каким-то образом должен отвечать за сохранность вверенного ему дорогостоящего оборудования.

Так, в некоторых должностных инструкциях заместителю по информатизации образовательного процесса вменяется в обязанность поддерживать в работоспособном состоянии аппаратно-программные средства, т. е. фактически заниматься ее ремонтом, и обеспечивать бесперебойное функционирование программных средств, с чем никак нельзя согласиться. Более уместным будет пункт: организует работы по профилактическому и текущему ремонту, а также по модернизации компьютерной и мультимедийной техники, периферийных устройств, локальной сети образовательного учреждения. Или: организует и контролирует работы по поддержанию компьютерной и мультимедийной техники в исп равном состоянии, отслеживает потребность в расходных материалах.

Требует отдельного рассмотрения вопрос об офисной технике, к которой относятся копировальные, факсимильные аппараты и другое оборудование, не с вязанное непосредственно с учебным процесс ом. Представляется нецелесообразным возлагать на заместителя по информатизации образовательного процесса обязанности заместителя по АХЧ, который раньше, до появления заместителя по информатизации образовательного процесса, занимался собственно офисной техникой. Разумеется, оба этих заместителя должны консультироваться и помогать друг другу в решении вопросов ремонта какой-либо техники.

Следующий вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, - это вопрос о технических средствах обучения (ТСО). Во многих должностных инструкциях на заместителя по информатизации образовательного процесса возлагаются обязанности по совершенствованию ТСО, по материально-техническому обеспечению учебного процесса ТСО и т. д. Видимо, составители таких инструкций не видят разницы между ТСО и средствами ИКТ. К ТСО может относиться техника, к которой заместитель по информатизации образовательного процесса не имеет никакого отношения, и обязывать его совершенствовать старые проекторы или эпидиаскопы, а тем более оснащать ими кабин е ты в данном контексте не имеет смысла.

А вот проблемы обеспечения школы лицензионным программным обе с печением к а к общего, та к и учебного назначения должны входить в список должностных обязанностей заместителя по информатизации образовательного процесса. К сожалению, в школах стоит еще много не лицензионных программ даже российских разработчиков, которые по цене также «неподъемны» для многих наших школ.

В должностную инструкцию часто включают пункт об обязанности заместителя директора по информатизации образовательного процесса составлять заявки на получение нового и модернизацию имеющегося оборудования. Заместитель директора по информатизации образовательного процесса до л жен не только составлять заявки, но и отслеживать их прохождение, проверять комплектность и документальное оформление поставляемого оборудования, а также вовремя предоставлять необходимую документацию в бухгалтерию и АХЧ.

В части модернизации системы управления школой заместитель директора по информатизации образовательного процесса оказывает помощь в организации и ведении электронного документооборота образовательного учреждения. Более солидно звучит пункт: участвует в создании информационно-управленческой системы образовательного учреждения, что и подразумевает организацию электронного документооборота. Или: руководит организацией электронного документооборота внутри учреждения.

Заместителю директора по информатизации образовательного процесса придется много времени уделять составлению и разработке самой разной нормативно-правовой документации. Так, он принимает участие в разработке или готовит проекты документов , контролирует ведение делопроизводства и наличие документации по своему виду деятельности (должностных инструкций, технической документации, журналов по технике безопасности и т. п. ). А также принимает участие в разработке методических и информационных материалов, в составлении учебных, учебно-тематических планов и программ и координирует работы по их выполнению. Кроме того, он принимает меры по распространению опыта руководителей и специалистов учреждения в части использования им и новых информационных технологий, организует размещение всех этих материалов в образовательной сети (имеется в виду и в сети школы, и в Интернете).

У заместителя директора по информатизации образовательного процесс а много контролирующих и координирующих функций. Он совместно с бухгалтерией и административно-хозяйственной частью школы проводит ежегодную инвентаризацию всех технических средств , которые находятся у него в подчинении, а не только ТСО и офисной техники, как указывается в некоторых должностных инструкциях. Заместитель директора по информатизации образовательного процесса осуществляет контроль за своевремен ной пер е дачей документов по своему виду деятельности руководству школы, в архив, а также осуществляет контроль за целевым, эффективным и безопасным использованием в образовательной, воспитательной и управленческой де я тельности средств ИКТ, сетевых ресурсов. Здесь бы следовало сказать о том, что он должен делать, если будут выявлены недостатки в части безопасного использования указанной техники. Этот пункт может быть сформулирован следующим образом: осуществляет контроль над состоянием техник и, соблюдением правил техники безопасности и пожарной безопасности при их эксплуатации, а также контролирует их правильное и с пользование, учет и хранение и информирует руководство учебного заведения о выявленных нарушениях.

Из внешних связей в инструкции могут быть такие пункты, как: представляет школу по вопросам информатизации образовательного процесса и действует от ее имени, устанавливает и регулирует систему внешних связей, необходимую для эффективного функционирования и развития школы в данной области. Или: представляет образовательное учреждение на совещаниях и конференциях и других мероприятиях по направлению использования ИКТ в образовательной и управленческой деятельности. Кроме того: организует обмен информацией с другими образовательными учреждениями, вышестоящими организациями, органами местного управления, общественностью, с учебными заведениями, отечественными и зарубежными научными учреждениям и.

Заместитель директора по информатизации образовательного процесса участвует в организации и проведении круглых столов, семинаров, мастер-классов по обмену опытом работы в области использования ИКТ в образовательной и управленческой деятельности образовательного учреждения. Именно принимает участие в организации, а не организовывает, так как такие мероприятия достаточно сложные и одному справиться с такой задачей бывает очень трудно. Он же принимает участие, способствует применению, использованию информационных и коммуникационных технологий при проведении конкурсов, выставок, олимпиад, научно-nрактических конференций, семинаров, а также организует создание и пополнение банка инновационных достижений в области применения ИК Т в образовательной и управленческой деятельности школы.

Заместитель директора по информатизации образовательного проце с са обеспечивает оптимальные условия до с тупа участников образовательного процесса к и н формационным ресурса м. Так как часть этих функций может быть передана руководителю медиатеки (библиотеки), необходимо указать, к каким конкретно информационным ресурсам он должен обеспечить доступ и что означают «оптимальные условия». Кроме того, за ним остается обязанность организовать разработку регламента, порядка доступа к информационным ресурсам через систему паролей, доменов, папок и т. п. , т. е. он до л жен быть наделен правами системного администратора, независимо от того, имеется ли в штате школы системный администратор или нет.

А вот требовать от заместителя директора по информатизации образов а тельного процесса создавать в точках доступа (видимо, на рабочих местах) условия работы отвечающие санитарным нормам и требованиям эргономики, вряд ли стоит, ему это будет не под силу. Это связано с тем, что многие классы, в которых ставят компьютеры и другую мультимедийную технику, изначально не отвечают санитарным нормам уже на стадии проектирования. В большинстве наших школ практически невозможно создать условия для работы, отвечающие всем санитарным и другим нормам.

Заместитель директора по информатизации образовательного процесса организует работу школьного медиацентра (информационной службы , информационного центр а и т. n. ), а также координирует работу подчиненных ему служби структурных подразделений. Это очень важный пункт должностной инструкции, над которым необходимо более детально поработать. Правда, для начала необходимо определиться, что будет представлять собой школьный медиацентр или информационный центр, ка кое место он будет занимать в жизни школы и т. п. Эти и другие вопросы требуют совместной проработки всеми заинтересованными участникам и образовательного процесса, прежде чем пункт о школьном медиацентре попадет в должностную инструкцию.

Заместитель директора по информатизации образовательного процесса должен знать Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной з а щиты, а также иметь право из давать распоряжения об исправлении нарушений в этой области.

При недостатке фантазии или просто незнании сферы деятельности заместителя по информатизации образовательного процесса некоторые руководители включают в должностные инструкции такой пункт: «выполняет другие функции по организации и обеспечению деятельности школы по своему виду деятельности и в пределах своей компетенции». Вся инструкция могла бы с о стоять только из одного этого пункта. Или: «определяет общее видение процесса информатизации учреждения образования». Вряд ли такие общие пункты уместны, так как они не вписываются в конкретику должностной инструкции.

Пункт должностной инструкции «постоянно повышает свой профессиональный уровень по мере необходимости с учетом современных тенденций в развитии ИКТ » уместнее заменить на: ежегодно (раз в два, три и т. п. г ода) проходит аттестацию на должность заместителя директор а по информатизации образовательного процесса. При этом необходимо указать конкретно, в чем будет заключаться аттестация - в собеседовании (с кем), в рассмотрении отчета о проделанной работе (кто будет рассматривать этот отчет ) и т. п.

Необходимо отметить, что приведенные выше пункты должностной инструкции являются компиляцией нескольких инструкций, соответственно, не являются догмой, и руководит ель учебного заведения вправе включать и исключать любой пункт в ней с учетом специфики конкретного учебного заведения. Необходимо лишь уходить от общих фраз и не включать пункты, которые относятся больше к педагогическим технологиям и организации учебного процесса у заместителя директора по информатизации образовательного процесса должно быть больше организационных функций, а не исполнительных, а исполнители учителя, администрация, технические специалисты медиацентра, информационного центра и т. д.

Должностную инструкцию необходимо согласовать с претендентом на эту должность, дав ему возможность внести в инструкцию изменения в соответствии с его видением подходов к информатизации образовательного процесса.

Оптимальным вариантом можно считать, когда с проектом должностной инструкции претендент на должность знакомится при приеме на работу или п е ред назначением на эту должность с тем, чтобы он представлял круг своих обязанностей, что позволит в будущем избежать многих неприятных моментов в его деятельности. Автор считает необходимым предварительное собеседование претендента с методистом, завучем и директором учебного заведения.

Поскольку должностная инструкция заместителя директора по информатизации образовательного процесса является внутренним школьным актом, ее можно пересматривать достаточно часто, как только в этом возникнет мотивированная необходимость. Поэтому на первых порах не стоит возлагать на заместителя директора по информатизации образовательного процесса слишком много обязанностей, для которых не созданы соответствующие условия. Может в этом причина ухо да из школ многих перспективных заместителей директора по информатизации образовательного процесса?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)