Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Дополнительные сведения об учебных заведения Вятки

1735 год. Открытие Славяно-латинской школы. Обучались в ней мальчики-дети духовенства Хлыновского. Впоследствии - Вятская Духовная Семинария. Это был комплекс каменных корпусов на берегу реки, находящийся на улице Кирпичной.

1786 год. Открытие Главного Народного училища в Вятке по указу Екатерины II. Главное училище от семинарии отличалось тем, что брали не только детей духовенства, но и чиновников, крестьян, мещан, купечества, т. е. всех сословий. И готовили из них будущих врачей, чиновников- служащих, одним словом. Главным учебным предметом, как и во всех учебных заведениях XIX века , был Закон Божий. По нему у всех учеников был один из самых высоких баллов по учёбе.

1811 год. Открытие Вятской Губернской Гимназии. Это первое платное учебное заведение в Вятке. В гимназию принимали детей от 8-10 лет, уже получивших начальное образование, в классах училось примерно по 40 человек. Постепенно территория гимназии расширялась, и поэтому приходилось строить всё новые и новые корпуса. Один из них - здание Вятской гуманитарной гимназии на улице Герцена.

1859 год. Открытие Вятской Женской Гимназии. Обучение было бесплатное, но по желанию можно было изучать французский язык платно. Девушкам преподавали различные науки, но также они занимались рукоделием и рисованием. Урок у них длился 1 час 10 мин, было по 3-4 урока в день. Всего в учебном курсе было 8 классов, но в 8 девушки занимались уже по профессии, и после окончания гимназии могли сразу же идти работать. Тех гимназисток, которые жили не в городе, поселяли в общежития. У всех была школьная форма-платье и сарафан. Правила были строги: платья должны были быть коричневого цвета и не короче 80 см от пола, обязательным было наличие двух фартуков - чёрного и белого.

1863 год. Открытие Вятского Женского Епархиального училища. В нем учились дети духовенства.

1867 год. Вятское Земство. Там обучались дети крестьян, причём учителя, обучающие их, должны били знать всё о сельском хозяйстве. Учебников, по которым занимались дети, выдавались в классах, так как их было очень мало. На уроках в основном ученики пользовались наглядным материалом. Это были всевозможные колбочки (например, пробирки с кедровым маслом и кедровыми орешками, которые сохранились до сих пор), таблицы и т. д. На уроках они пользовались различными приборами, например стробоскоп. Писали перьями, смоченными чернилами. Пользовались промокашкой, перочисткой. Существовали так же походные чернильницы.

За отличную учёбу ученикам выдавались благодарственные письма. Они были в 4 раза больше тех, которые выдают сейчас в школах. В конце четверти педагоги подводили итоги по успеваемости: находили средний балл, складывая оценки учеников по тому или иному предмету и деля полученный результат не количество учеников. Полученный бал они записывали в Ведомость, и так по каждому предмету.

Материалы для изучения истории школ 19 века.

«Конечно, сказывалось, на всём сказывалось. В первые годы 19 века не было государственного Финансирования, и женские учебные заведения ( мужская гимназия финансировалась) должны были жить на пожертвования частных лиц и городского общества. Деньги не всегда поступали. Когда денег не было, сокращался набор детей».

Начинали учить с 8-10 лет и с начальной домашней подготовкой, потому что так было принято. Всё делалось по западным образцам. Но в гимназии поступали в основном дети из привилегированных семей (чиновничества, дворянства) и они имели возможность их дома научить грамоте. А вообще для крестьянских детей были приходские училища, там неграмотных принимали, и только там их начинали обучать. Но обычно дети из приходских училищ уже не поступали в гимназии, это был уже другой слой населения.

Здание школы и в городе и в селе должно быть особенным и в архитектурном плане, и с точки зрения гигиены, и требований учебно-воспитательного процесса. Нередко при школе закладывали сад, разбивали цветник, огород, устраивали пасеку. Из вновь выстроенных школ на рубеже XIX в. в. особо выделялись здания Петровской, Ложской, Пустопольской школ Уржумского уезда.

На первом месте в любой школе был Закон Божий. Но так же были и другие предметы: русский и латинский языки, философия, математика, физика, история.

Учебников не хватало. Потому что государство мало выделяло средств на выпуск учебников. Государство вообще переложило заботу о Начальных Народных Училищах на Земства. Создали такую общественную организацию (общественное самоуправление) для управления. Тем, кто входил в земства так же платили зарплату, но в основном земцы работали бесплатно. Государство переложило на них всю заботу об образовании, медицине. Существовал земский налог, который государство разрешило собирать Земству с народа. С тех, у кого собирали, были в основном крестьяне. Вятское земство было самым « продвинутым» среди всех земств. Оно получило Гран-при за Начальное Народное Училище на Парижской Всемирной выставке в 1900 году.

Платно изучали как французский, так и немецкий языки. Потому что изучение иностранных языков в те времена считалось необязательным и необходимым. Ну и конечно не было средств. Если бы государство и земство выделяло деньги, то можно было бы платить учителям иностранного языка. И им занимались лишь дополнительно по желанию.

Да. Начиная со старших классов гимназисты и гимназистки репетиторствовали: подготавливали младших учеников к гимназии. Ну и учителя конечно же тоже, так как им не хватало зарплаты. Особенно много получали, занимаясь репетиторством, семейные учителя, ведь семьи раньше были большие.

Это традиция, тоже с запада. Форма ведь дисциплинирует. Т. е. ребёнок подчинялся требованиям закона, и ещё дети с разным достатком семей учились - кто-то богаче, кто-то бедней. И в те времена учителя и директора не хотели, чтобы какой- то ребёнок (который более богат ) выделялся т. к. ребёнок из более бедной семьи будет чувствовать себя не очень удобно. Поэтому сейчас и возвращаются к форме.

«Да. Конечно»- говорит работник музея. «Обычные перемены были как у нас – 10-15 минут, большая перемена- 30 мин. день обязательно начинался и заканчивался молитвой».

Столовых не было в гимназиях. Давали завтрак с собой ребёнку. Некоторые учителя сами кормили своих учеников. В нашем городском четырехклассном училище в подвале была учительская чайная. Там учителя сторожа, в основном мужчины кипятили воду, да и самовар там стоял, и булочки продавали.

Потому что женщин считали не нужным учить. Девушке не быть ни офицером, ни чиновником, а стране требовались люди именно таких профессий. Требовались врачи, юристы, чиновники, поэтому только во 2 половине XIX века открываются женские учебные заведения.

Потребность общества появилась, прежде всего, с развитием начального образования. В начальных школах уже были учительницы, потому что мужчины не шли в начальные школы, там слишком мала была зарплата.

Такой был объём знаний, ведь наука в те времена была не очень развита. Но зато в 8 классе давали очень серьёзное образование, например как дают сейчас в ВУЗах на первых курсах.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)