Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

ДОРОГА ДЛИНОЮ В 55 ЛЕТ

Память – свойство души хранить сознанье о былом.

В. И. Даль.

Нередко в передачах по телевидению, радио или в газетах можно услышать или прочитать о детях войны. Кто они? Это самые обычные люди, живущие среди нас. Им сейчас за 70, за 80. У них самих уже давно дети, внуки и даже правнуки. На их детство пришлась самая страшная из войн XX столетия – Великая Отечественная. Многие остались калеками или просто обездоленными. Редко кто в семейном союзе доживает до золотой свадьбы

Мне повезло. В моём родном совхозе живёт супружеская пара, которую знают и уважают все односельчане. Это мои двоюродные бабушка и дедушка. Они прошли по жизни, рука об руку 55 лет. Это семья Петра Михайловича и Александры Ивановны Силаевых.

Шурочка

Шурочка - Александра Ивановна (в девичестве Марченкова) родилась 19 апреля 1927 года в селе Любицкое. Отец её - Марченков Иван Васильевич - работал продавцом в магазине. Мать - Марченкова Пелагея Сергеевна - была домохозяйкой. В семье было четверо детей, а старшей была Александра Ивановна, которая во всём помогала своей матери.

В 1933 году семья Марченковых переехала в зерносовхоз имени В. И. Чапаева. В это время здесь шло освоение целинных и залежных земель и многие съезжались сюда из близлежащих деревень. В семь лет Шурочка пошла в школу. Она была способным ребёнком, хорошо училась.

Когда началась Великая Отечественная война, Александра успела закончить семь классов. Отца забрали на фронт, мама работала на зернохранилище. Днём грузили зерно, а ночами возили его на элеватор. Бывало, что сутками мама не видела своих детей.

В военные годы было очень голодно и одной матери было очень трудно прокормить четверых детей. Поэтому Александре в 13 лет пришлось работать прислугой в богатой семье Журавлевых. Хозяин Павел Дмитриевич работал главным зоотехником, а его жена Мария Ивановна была заведующей маслозаводом. За то, что Шура мыла посуду и полы, убиралась в доме, ей платили оставшейся от обедов едой.

У Павла Дмитриевича не было зубов, и поэтому он обрезал все корки хлеба и выбрасывал их в ведро. А Шура, если это удавалось, выбирала их и несла своим братьям и сестре. Это был настоящий праздник, когда, поделив корочки хлеба, они с аппетитом их съедали. Однако хозяин был строгий и не разрешал брать корки, так как он кормил ими домашних животных. Если Павел Дмитриевич замечал, что корки забрала Шура, он её сильно ругал.

У семьи Журавлёвых было подсобное хозяйство, в том числе и коровы. Работницы сепарировали молоко, хозяйка сразу забирала сливки, а обезжиренное молоко разливали животным. Одна из работниц тайком отливала Шуре такого молока. Это тоже был праздник! Дома любая каша, сваренная на обезжиренном молоке, была вкуснее, чем просто на воде. Шурочка делала всё для того, чтобы её маленькие братья и сестра не голодали.

В 1944 году директор зерносовхоза И. Беглов предложил молодой девушке Шурочке работу в совхозной мастерской на должность нормировщицы. В мастерской механики доставляли много запчастей для машин и тракторов, а Шура едва успевала пронумеровывать их. А уже в 1950 году за дисциплинированность и качественную работу Александра была переведена в главную контору зерносовхоза имени В. И. Чапаева в качестве бухгалтера отдела учёта, где она и проработала до самой пенсии.

Такова история Шурочки, которая и не подозревала, что её судьба предрешена и появление в родном зерносовхозе семьи Силаевых круто изменит её жизнь.

Семья

Встреча

Почти одновременно с семьёй Марченковых переехала в зерносовхоз имени В. И. Чапаева семья Силаевых из Краснопартизанского района. Силаев Пётр Михайлович родился 22 июня 1927 года в селе Корнеевка того же района. Его отец–Силаев Михаил Петрович - всю жизнь проработал шофёром. Мама - Силаева Елена Павловна - была домохозяйкой.

Когда они переехали в зерносовхоз, то поселились в бараке, как и многие другие. Жили очень дружно, практически одной большой семьёй. Вместе отмечали праздники, выручали друг друга по-соседски, приглядывали за малолетними детишками. Пете тогда было шесть лет, он учился в семилетней школе, которую закончил в год начала Великой Отечественной войны. В то время началась демобилизация. На фронт уходили отцы и старшие братья.

В 1942 году ушёл на войну брат Петра Александр. Пётр вместе с другими детьми помогал фронту, чем мог: пахал, сеял, убирал хлеб. После окончания семилетки паренёк устроился учеником в автомобильный гараж, где проявил себя как трудолюбивый и ответственный работник. Вскоре его приняли на работу шофёром.

Потом была армия. Призвали Петра служить в 1944 году. На фронт он не попал. После курсов радистов его перевели в 37 запасную стрелковую дивизию города Пензы. Война к тому времени уже закончилась. Затем Петра перевели на Дальний Восток в восьмидесятый окружной полк связи, где Силаев возил командира части. Демобилизовался солдат в 1951 году.

После демобилизации отдыхать было некогда. После войны дома накопилось много работы. Надо было восстанавливать народное хозяйство. Пётр Силаев снова сел за руль шофёром на походную мастерскую для того, чтобы развозить запчасти к сельскохозяйственным машинам: тракторам и комбайнам. Во время посевной и в страду Пётр Михайлович дневал и ночевал в кабине машины. В 1953 году Пётра пересадили на старенький ЗИЛ, на котором он ездил в город за грузами, так как в то время начиналось строительство животноводческих и жилых помещений.

А осенью 1953 -го года Петру дали новый ГАЗ-51, на котором он поехал в командировку на заготовку леса в город Оханск Кировской области. Там он заготовленный лес подвозил к переправе для того, чтобы перевезти его по Волге до города Балаково. На подвозе леса в городе Оханске он проработал полгода. После командировки из Оханска он продолжал работать шофёром в зерносовхозе имени В. И. Чапаева.

Жизнь, конечно, не ограничивалась только работой. Несмотря на трудное послевоенное время, молодежь принимала участие в художественной самодеятельности. В атмосфере одной большой семьи жили весело и дружно. Когда же познакомились будущие супруги Силаевы? В 1952 году на проводах соседа в армию встретился Пётр с девушкой, которую звали Александра, Шурочка. Скромная и симпатичная девушка очень понравилась Петру, он проводил её до калитки, предложил встретиться ещё.

Судьбы Петра и Александры были похожи. Они почти одновременно закончили семилетку, но в школе внимания друг на друга не обращали.

Дорога длиною в 55 лет

В 1955 году Пётр и Александра поженились. Свадьбу играли дома. Зарегистрировали их в сельском совете зерносовхоза. За день перед свадьбой к невесте приезжали сваты на лошадях выкупать приданое. Оно было скромным: ситцевый ковер, подушки, одеяло, перина и сундук с вещами. Приданое невесты было принято выставлять всем напоказ.

Свадьба, по современным меркам, была очень скромная. Жених был в белой рубашке и брюках. А невеста в светлой кофточке и чёрной юбке. Ведь тогда не было ни белых свадебных платьев, не костюмов. Фату было практически не достать, а кто был побогаче, делал её из тюли. У Шуры на голове был веночек, сделанный соседкой из цветной бумаги. В то время это было очень торжественно и красиво. Так же на свадьбу каждому гостю готовили красный цветок из бумаги, который прикалывали на грудь.

На свадебном столе в те времена были, в основном, пироги, пирожки, картошка и мясо домашней птицы. Свадьба у Силаевых была весёлая. Пели много песен, частушек, плясали под гармонь. Без гармони не проходило ни одно гуляние или праздник. Гармонисту отводилось почётное место на праздниках.

Подарки молодым дарили недорогие: ситцевый отрез на платье, рубашку, мыло, полотенце, посуду и деньгами, в основном, по пять рублей. Родители или гости побогаче дарили шерстяные вещи или просто шерсть, вуаль, маркизет, штапель. Молодые благодарили за каждый подарок всех гостей.

Свадьба продолжалась два дня. На второй день, по обычаю, ряженые гости приходили к жениху искать невесту. Было много шуток, прибауток, смеха. После того, как нашли невесту, кололи горшки, тарелки, начинали плясать и бросать монеты, а жених с невестой должны были подметать и собирать монеты. И шутили, что если оставили где-то мусор или не подобрали монету, то значит жених или невеста слепые или рябые.

Молодые после свадьбы жили в семье Силаевых. В их маленькой комнате помещались все: мать, брат, сестра и Пётр с Шурой. Квартир свободных раньше не было, чтобы они могли жить отдельно. Так они прожили два года. Потом им дали квартиру, которая состояла из двух комнат: задняя и передняя. Молодые стали жить самостоятельно и были этому очень рады.

Через год после свадьбы у Шурочки и Петра родилась дочка Верочка. В декретном отпуске Александра была всего три месяца. Нужно было выходить на работу. С маленьким ребёнком оставалась бабушка Лена, мама Петра, а Шура каждые три часа бегала кормить маленькую дочку. Александре Ивановне приходилось нелегко: домашнее хозяйство, маленький ребёнок, работа. Но рядом всегда был муж. Пётр старался улучить любую возможность, чтобы заехать домой и помочь супруге.

В шестидесятые годы Петру Силаеву дали новую машину с красивой голубой будкой и надписью «Хлеб». На ней Пётр Михайлович развозил завтраки, обеды и ужины на полевые станы. Только и слышно было, когда он заносил лотки с хлебом в магазин: «Эй, расступись, хозяйство!» На хлебном фургоне Пётр Михайлович Силаев проработал до пенсии.

В семье Силаевых конфликтов не было, всё текло размеренно, спокойно и счастливо. Дочь выросла любящей и уважающей родителей. После окончания 10 класса поступила в Саратовское медицинское училище на стоматологическое отделение. Сейчас она работает зубным врачом в посёлке Горный. Замужем. Зять Петр- военный пенсионер. У Силаевых две внучки: Оля и Лена. Обе учатся на юридическом факультете СГАП. А Оля, выйдя замуж, подарила бабушке и дедушке очаровательную правнучку Алёнку. Она уже умеет громко читать стихи и петь песни.

В 1987 году Петра Силаева с почётом проводили на пенсию. Но он проработал ещё десять лет, пока не стало ухудшаться зрение. Вместе супруги Силаевы прожили больше пятидесяти лет. В позапрошлом году, шестого ноября, они отпраздновали золотую свадьбу. Собралась вся семья, соседи, родственники. Силаевы очень радуются, когда к ним в гости приезжает дочь с семьёй. Дом сразу оживает. Наполняется светом и теплом. А много ли человеку нужно для счастья?

Жизнь промчалась стремительно, словно и не были молодыми. Вот и дети, внуки, правнуки С высоты прожитых лет Александра Ивановна и Пётр Михайлович прекрасно понимают цену всему: каждому прожитому дню, делу, которое делали; людям, с которыми сводила их судьба.

По прошествии пятидесяти с лишним лет в этом доме по- прежнему не бывает ссор. Супруги говорят: «Это потому, что живём душа в душу, в согласии и уважении друг к другу!» Как это непросто сохранить свою душу и свои чувства, любовь к родной земле, близким и родным. Сколько таких семей в нашей огромной стране! Тихая и неприметная жизнь ради жизни своих родных и близких Маленькое и трогательное счастье.

Сколько пришлось пережить и вытерпеть: голод и холод, войну и лишения. Выжили, выстояли и состоялись как личности, прожив жизнь в уважении и любви. И за свой труд они имеют много наград.

Обычная жизнь обычных людей. Неприметная судьба, каких в истории нашей страны миллионы, но именно из них и складывается история нашей Родины.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)