Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Драматизм цвета в живописи и жизни А. К. Саврасова

Красоту живописных полотен мы видим в музеях, выставках, легко узнаём их без подписи мастера, написавшего ту или иную картину. Работа художника отличается определёнными индивидуальными качествами. Чем большей творческой зрелости достигает художник, тем явственнее становится его почерк. И то, что он дал нам своим искусством, мы начинаем различать и в жизни, хотя прежде этого не замечали. Мы никогда не спутаем пейзажи Левитана, Шишкина, Поленова, Саврасова, Куинджи Почему? Чем они отличаются? Ведь все эти художники – пейзажисты.

Интересующихся искусством волнует вопрос: «Почему картины Алексея Кондратьевича Саврасова наполнены глубокой печалью, грустью?» Всегда сравнивают его пейзажи с пейзажами Шишкина, Поленова и задают вопрос: «Почему они так отличаются от всех пейзажей художников?» Почему краски на его полотнах особенные – тревожные, печальные?

Его жизнь и творчество неразрывно связаны между собой, но как? На это вопрос предстоит ответить.

Творчество художника А. К. Саврасова так загадочно и интересно для меня и моих современников.

«Правда искусства, как говорил скульптор Роден, - это душа, чувство, идея, переданные чертами лица, движениями и действиями человека, тонами неба, линиями горизонта».

Пейзажи А. К. Саврасова вводят нас в мир природы, показывают нам знакомые явления, но заставляют увидеть их по-иному. И этим он обогащает наши мысли и чувства, заставляет задуматься над многими явлениями природы. Даже краски на его полотнах особенные, что они передают? Смятение или покой?

Справедливо замечает художник Семён Афанасьевич Чуйков: «Художники – люди разные, и такими они должны быть (даже двери скрипят на разные голоса). Разные у людей биографии, разный опыт и, конечно, разные привязанности. Каждый что-то лучше знает и что-то в особенности любит. Это «что-то» и должно быть предметом его вдохновения, а не всё на свете в одинаковой степени».

Объектом в данной исследовательской работе является творчество Алексея Кондратьевича Саврасова.

Предметом - цвет в произведениях живописи А. К. Саврасова.

Цель: через восприятия цвета изучить драматизм живописи и жизни А. К. Саврасова.

В соответствии с целью необходимо решить следующие исследовательские задачи:

• рассмотреть роль цвета в живописи;

• познакомиться с жизнью и творчеством художника Алексея Кондратьевича Саврасова;

• проанализировать драматизм цвета на живописных полотнах художника.

Во многих художественных источниках творчество А. К. Саврасова рассматривается поверхностно. Долгие годы все старались не затрагивать биографические стороны художника. Но мы постараемся понять, в чём же драматизм цвета в его живописи и жизни.

Роль цвета в живописи

Цвет, заключённый в форму, даёт образ

Соотношения цветов, распределённых в формах, есть произведение живописи – то есть законченное целое – произведение, не требующее никаких дополнений либо к самому себе.

К. С. Петров – Водкин.

В живописи началом всех начал является цвет. Он не только наполняет форму и строит её, но служит идейным выражением замысла художника.

Краска – это ещё не цвет. Выразительные свойства цвета на полотне могут не совпадать с названием красок, которыми пользуется художник. Нужное впечатление достигается сочетанием цвета, то есть цветовыми отношениями. Это подтверждают слова Игоря Эммануиловича Грабаря: «Для художника не существует ни абсолютно прекрасных, ни абсолютно уродливых цветов; он заботится о создании прекрасных отношений одного цвета к другому, их обоих к третьему и всех вместе друг к другу. Красоту создают только их отношения, только то, что можно назвать цветовым синтезом».

Приходилось ли вам наблюдать, например, пейзаж из окна вашей комнаты при разном освещении? В солнечный день и в пасмурный, утром, днём, вечером Наверное, вы заметили, как всё преображается, словно по волшебству, хотя за окном те же самые дома и деревья. Может быть, вам не приходилось с кистью в руке изучать видимые преображения цвета в пейзаже. Но наблюдать приходилось.

Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов – спектр – ряд цветов, постепенно переходящих один в другой – радуга.

«При взаимодействии одного цвета с другим кажется, что меняется не только степень яркости, но и характер цветового оттенка. Воздушно-пространственная среда вносит изменения в цвет уходящей вдаль дороги, поля – всего, что движется от нашего взгляда в глубину. Там, где есть большая перспектива, когда ближний и удалённый планы разделяют значительное пространство, цветовые контрасты более явственны.

Художники и любители живописи, говоря о силе образного воздействия картины, часто пользуются словом колорит. Что такое колорит? Если мы обратимся к высказываниям мастеров живописи, то увидим, что в понятие колорита каждый из них вносил своё отношение, связанное с собственным творчеством. И дело не в термине, а в главном смысле этого понятия. Постигнуть колорит – значит понять основные принципы искусства живописи.

«Колорит произведения создаётся его цветовым строем – всеми цветовыми соотношениями, которые художник проводит к определённому единству. Он рождается в процессе живописного воплощения замысла художника. Очень верно писал Репин, что колорит произведения выражает «настроение картины, её душу; он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке». *

Известно, что цветовые тона воздействуют на человека по-разному. Одни нас радуют, другие раздражают, третьи возбуждают, четвёртые, наоборот, успокаивают. Это элементарные эстетические свойства цвета. Но наши цветовые ощущения гораздо сложнее.

«Наш глаз воспринимает цвет как изолированное пятно. А всегда во взаимодействии с

* Аксёнов Ю. , Левидова М. Цвет и линия. М. : Советский художник. 1976 г. , с. 92

4 реальными условиями освещения, воздушно-пространственной и окружающей цветовой среды. »*

В живописи образное воздействие цвета неизмеримо возрастает и усиливается. Цветом можно мыслить и конструировать.

Одно слово «цвет» определяет многие качества процесса живописи, поэтому цвет правомерно является основой этого вида искусства. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие.

Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывает зелёный, голубой, синий, а возбуждающее – пурпурный, красный, оранжевый, жёлтый цвета.

Одним из первых исследователей воздействий цвета был И. Гёте. Как поэт он смог глубоко прочувствовать, что в зелёном цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода. А красный действует угрожающе. И. Гёте любил рассматривать один и тот же пейзаж через стёкла зелёного, жёлтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека.

«В цветовой системе Гёте синий, лиловый, фиолетовый вызывают нежное, но беспокойное и тоскливое чувство. Синее, в частности, сродни темноте, тени. Синий цвет — это соединение возбуждения и покоя. Синее небо и синие горы кажутся уходящими от нас, манящими к себе. Синий цвет не наступает на нас, как оранжевый или красный. С синим связано также ощущение холода. Через синее стекло пейзаж «выглядит в печальном свете». Лиловое и особенно фиолетовое усиливают беспокойство, они активнее синего, хотя также не вызывают ощущения жизни. Чистый (насыщенный) фиолетовый цвет не только беспокоит, он «невыносим». Как переплетаются у Гёте наблюдения с метафизической схемой! Ведь фиолетовое, как крайнее уплотнение синего, должно быть аналогично красному— крайнему уплотнению желтого, поэтому, как и красное, оно «невыносимо».

Рассуждения Гёте об эмоциональном действии цветовых сопоставлений более схематичны и субъективны. Он различает характерные (контрастные) и бесхарактерные сопоставления цветов. Первый контраст — контраст синего и жёлтого. Гёте называет его бедным и обыденным. Напротив, почему-то контраст желтого и пурпурного Гёте считает «великолепным», оранжевого и фиолетового — «возвышенным». Так надуманная теория затемняет в сознании даже самого тонкого наблюдателя жизнь цвета в искусстве.

Гёте различает мощный, нежный и блестящий колорит. Первый создается преобладанием активных цветов (желтого, оранжевого, пурпурного), второй — преобладанием пассивных цветов (синего, фиолетового), наконец, блестящий колорит— соединением и равновесием всех цветов цветового круга.

Сопоставление с черным цветом увеличивает, по Гёте, силу активных красок и уменьшает силу пассивных. Так, синее ослабевает в сопоставлении с черным. Но с какой силой синее звучит рядом с черным. Сопоставление с белым создает противоположные эффекты. Белое ослабляет силу жёлтого и красного

Поучительны наблюдения Гёте, поучительны и его ошибки. Многое в учении Гёте о «чувственно-нравственном действии цвета» субъективно и даже наивно. Краткое изложение здесь этой части его учения преследует цель заинтересовать художника и зрителя вопросом, важность которого несомненна.

К сожалению, в психологии зрительного восприятия не сделано по этому вопросу почти ничего, если не считать скудных данных об успокаивающей роли зелёного и синего окружения, возбуждающей — жёлтого и красного и угнетающей — тёмно-фиолетового». **

* Аксёнов Ю. , Левидова М. Цвет и линия. М. : Советский художник. 1976 г. , с. 94

** Волков Н. Н. Цвет в живописи. М. : Искусство, 1984 г. с. 73

Жизнью и творчество Алексея Кондратьевича Саврасова

Начало пути

А. К. саврасов коренной москвич. Он родился 12 мая 1830 года в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швиной горке, и был крещён в приходе церкви великомученика Никиты, что за Яузою. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья – семья жила то на Якиманке, то на Пятницкой улице, то у Калужской заставы.

Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде «Извержения Везувия» или «Бури на море» (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешёвой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот.

«Но путь в большое искусство оказался нелёгким. Поступив в 1844 году в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), он, по-видимому из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его «из квартиры за страсть к живописи, на чердак», был вынужден прекратить учёбу. И только в 1848 году, благодаря помощи учеников МУЖВ Александра Зыкова, Сергея Грибкова и преподавателя Карла Рабуса, а также просвещённого обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И. Д. Лужина, прослышавшего о «необыкновенных художественных способностях» Алексея, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся Рабусом (русский художник, педагог, друг Александра Иванова)». *

Становление художника происходило очень быстро. Уже в 1848 году он не только «копировал с Айвазовского, написал два небольшие вида с Воробьёвых гор», но и был отмечен в отчёте Московского художественного общества как ученик, «представивший лучшие эскизы». В следующем, 1849 году он по совету Рабуса и на средства мецената И. В. Лихачёва совершил поездку на Украину, результатом которой стал ряд работ, заставивших критиков говорить о молодом живописце как о надежде русского искусства. А ещё через год Совет Московского художественного общества счёл его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850, частное собрание, Москва) и «Камень в лесу у Разлива» (1850, ГТГ).

Камень в лесу у Разлива. 1850. ГТГ). Перед грозой. 1850. Частное собрание. Москва.

* Петров В. Алексей Саврасов. М. : Белый город, 2000 г. , с. 4.

В этих работах уже в полную меру стала ощутима присущая душе этого высокого, физически сильного, но скромного и стеснительного купеческого сына чуткость к красоте, способность возвышенно-поэтически и в то же время бесхитростно-правдиво чувствовать и воплощать на холсте образы природы.

«А. К. Саврасов природу воспринимал неотрывно от жизни людей труда. Отныне его работы станут «населять» фигуры не байроновских мечтателей или счастливых поселян, но реальных крестьян и рыбаков, пасечников и чумаков с их повседневными заботами и тревогами.

Очевидная незаурядность работ Саврасова, экспонировавшихся в 1854 году на выставке в МУЖВ, привлекла внимание и «августейших» любителей искусства. Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) приобрела его картину «Степь с чумаками вечером» (Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск) и предложила отправиться «для написания видов с натуры» в загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом. Исполненные там картины «Московский берег в окрестностях Ораниенбаума (1854, частное собрание, Санкт-Петербург) и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854, ГТГ) оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика». *

Вид в окрестностях Ораниенбаума. (1854, ГТГ)

Эта картина двумя годами позже была куплена Павлом Третьяковым и, таким образом, стала одним из первых экспонатов его прославленной коллекции.

В картине «Вид в окрестностях Ораниенбаума» зрители увидели простоту, изучение натуры и верность характера, то есть качества, соответствующие реалистическому направлению.

Вернувшись в 1855 году в Москву, Саврасов продолжил работу в любимых окрестностях «первопрестольной».

* Петров В. Алексей Саврасов. М. : Белый город, 2000 г. , с. 4. с. 9-10

В «эпоху реформ»

В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения. Он женился на Софье Карловне Герц, сестре его соученика и приятеля Константина Герца и искусствоведа Карла Герца, одного из просвещённейших людей Москвы, основателя кафедры истории искусства в Московском университете.

Новый период его жизни совпал по времени с «эпохой реформ», наступившей в России вскоре после смерти Николая I и поражения России в Крымской войне.

В «эпоху реформ» он был уже вполне зрелым, самостоятельно мыслящим и ищущим новые пути художником. Его картины свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному «быту» природы. В то же время, подробно фиксируя многообразные формы трав и деревьев, добиваясь «портретной» достоверности изображений уголков Подмосковья, Саврасов не утрачивает «теплоты» и поэтичности мировосприятия.

Пейзаж с рекой и рыбаком. 1859. Пейзаж с дубами и пастушком. 1860. ГТГ.

Государственный художественный музей Латвии.

Особым чувством меры и вкусом отличается написанный на основе подмосковных впечатлений

«Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859. Государственный художественный музей Латвии. Рига. ) – один из лучших в творчестве Саврасова и во все русской живописи того времени.

В «эпоху реформ» Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Среди его близких друзей и знакомых в 1860-е годы были виднейшие писатели, художники, искусствоведы, меценаты Москвы (Перов, Василий Пукирев, Александр Борисовский, Михаил Боткин, Павел Третьяков).

Заметную роль играл Саврасов и в сосредоточившем в 1860-е годы наиболее живые культурные силы Москвы Обществе любителей художеств (МОЛХ), секретарём которого был ставший ему не только родственником, но и близким задушевным другом искусствовед Карл Герц. В 1862 году Саврасову была предоставлена возможность на средства МОЛХа поехать на открывшуюся в Лондоне Всемирную выставку и посетить другие европейские страны: Данию, Францию и Швейцарию.

«Эта и следующая, состоявшаяся в 1867 году, поездки на Запад по-своему наглядно выявили широту и значительность эстетических вкусов Саврасова. Его европейские пейзажи «Вид в Швейцарских Альпах» (1868, ГТГ), «Озеро в горах Швейцарии» (1866, ГРМ) обнаруживают пристальное внимание к западным образцам и в то же время отличаются от модных в то время изображений величественных горных ландшафтов «в духе Калама» достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма.

Александр Калпм. Пейзаж с дубами. А. К. Саврасов. Пейзаж с конями. Предгорье. 1860-е.

1859. Государственный Эрмитаж, Частное собрание, Москва.

Санкт-Петербург.

Его европейские пейзажи схожи с западными и в то же время отличаются от величественных ландшафтов.

Озеро в горах Швейцарии. (1866, ГРМ) Лосиный остров в Сокольниках. 1869. ГТГ.

Вернувшись к русской тематике, Саврасов ещё более зорко и пристально вглядывался в будничное течение жизни природы, изучал «типы и характеры» родной земли. Он много и упорно работал в окрестностях родного города, «исследовал» с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазиливо, Строгино и Братцево.

Работая совместно с Пукиревым над учебником рисования для МУЖВ (издан в 1869 году), он ввёл в него и «подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника, изучающего русский пейзаж».

В некоторых произведениях 1860-х годов читаются раздумья художника об исторических судьбах родины, событиях 1812 года (изображения Кутузовской избы в Филях).

В его живописных работах всё более тонким и интонационно богатым становится цветовой строй – всё более эмоциональным, что позволяло выразить чувство прикосновения к самым сокровенным токам, «нервной системе» природы, лирическое переживание красоты самых простых деревенских мотивов.

К лучшим пейзажам, исполненным Саврасовым в 1860-е годы, относится и «Сельский вид» (1867, ГТГ), отличающийся особым богатством пространственного и живописного решения.

Завершает поиски Саврасова 1860-х годов картина «Лосиный остров в Сокольниках» (1869, ГТГ).

На Волге. Грачи прилетели

С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы. Если ранее он работал в основном близ Москвы, то теперь постоянно совершал поездки в провинцию: в Троице-Сергиеву лавру, на Керженец, на Оку, но более всего на Волгу, в Ярославль, под Кострому, в Нижний Новгород, Юрьевец, в Болгары под Казанью и Жигули. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление.

Некоторые из его картин, связанных с образом Волги, имеют поистине масштабный, эпический характер. Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов. Разлив Волги под Ярославлем. 1871. ГРМ Волга. Дали 1870-е. Киевский музей русского искусства.

Разлив Волги под Ярославлем. Волга. Дали 1870-е. Киевский музей русского

1871. ГРМ. искусства.

« В Поволжье Саврасов создаёт главную картину «Грачи прилетели» (ГТГ).

В конце 1870 года вдохновлённый впечатлениями от летней поездки на Волгу и получив (видимо, от Третьякова) заказ на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге», Саврасов взял отпуск до первого мая и вместе с семьёй надолго уехал в Ярославль. Сняв большую квартиру.

Волга. Пейзаж. 1870-е ГТГ. Москва. Грачи прилетели. 1871. ГТГ. Москва.

Приподнятое состояние духа, в котором находился художник, было внезапно нарушено трагическими событиями: в феврале умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребёнок Саврасовых), тяжело заболела жена.

И всё-таки именно ранней весной 1871 года, под влиянием помогающего преодолеть страдания «врачующего простора», красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью

Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине «Грачи прилетели».

Масштабность замысла, потребность в натурных впечатлениях обусловили продолжение работы в «глубинке» и поездку Саврасова в расположенное в шестидесяти верстах от Костромы село Молвитино, где, видимо, можно было наблюдать более поздний, замедленный приход весны и где были сделаны новые этюды и эскизы. Потом, по возвращении в Москву, художник внёс новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской.

Наконец в конце 1871 года картина «Грачи прилетели» предстала перед посетителями первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей и членов правления которого стал Саврасов». *

Изображение простого, знакомого типичнейшего для России ландшафта и из года в год повторяющегося состояния природы было воспринято чуткими современниками как нечто совершенно новое, как откровение.

Расцвет творчества. Преподавание

Семидесятые годы XIX века стали для Саврасова периодом высшего творческого расцвета. Большая часть его работ этого времени по-прежнему проникнута пафосом открытия красоты и поэзии самых, казалось бы, скромных и привычных картин жизни родной природы.

Просёлок. 1873. ГТГ. Москва. Сухарева башня. 1872. Государственный Исторический музей. Москва.

Среди работ Саврасова 1870-х годов есть и глубоко драматические образы, отразившие скорбные размышления художника о краткости жизни, сиротливом одиночестве любящего сердца, картина «Могила на Волге» (1874, Государственный художественный музей Алтайского края).

К лучшим московским пейзажам XIX века относится картина «Сухарева башня» (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I.

В 1870-е годы преподавательская деятельность Алексея Кондратьевича была особенно успешной и плодотворной. В то время в училище пришла молодёжь, которой оказались особенно близкими лирические и живописные искания их учителя.

Саврасов сумел помочь лучшим русским художникам нового поколения обрести себя: Сергею

* Петров В. Алексей Саврасов. М. : Белый город, 2000 г. , с. 4. с. 20

11 и Константину Коровиным, Исааку Левитану, Сергею Светославскому, Михаилу Нестерову.

«Игорь Грабарь так писал о преподавательской деятельности художника; «Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали, не покладая рук, и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом, как о событии и уводил с собой молодёжь опять туда, в зелёные рощи и поля.

Очень много давали ученикам и беседы учителя, говорившего (по воспоминаниям Константина Коровина): «Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства Если нет души, значит – ничего не будет и в живописи – холод и машина – одна ненужная теория Знайте веру, надежду и любовь – остальное приложится Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту Природа вечно дышит. Всегда поёт, и песнь её торжественна. Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай – и жизнь тайна, прекрасная тайна. Да, тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт». *

Трагедия художника

К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. Он реже выставлялся, работал всё более неровно. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Сказалась, очевидно, душевная усталость впечатлительного художника, болезненно ощущавшего разрыв между поэтическими стремлениями и действительностью, так часто тягостно. Мертвящее влияние оказали и постоянно недоброжелательное отношение академического начальства, непонимание сокровенных качеств искусства Саврасова многими критиками - ведь даже Владимир Стасов увидел в картине «Грачи прилетели» (высоко, впрочем, им оцененной) «холод, зиму, мутный белый блеск». Драматизм внутренней жизни Алексея Кондратьевича хорошо передал Перов в портрете Саврасова, написанном в 1878 году. Исполненный в горячей коричневой гамме с глубокими тенями, портрет позволяет почувствовать и физическую мощь пейзажиста, и незащищённость, ранимость его чуткой души.

Василий Перов. Портрет А. К. Саврасова. А. К. Саврасов. Ночка. 1883. Частное собрание.

1878. ГТГ, Москва. Москва.

Особенно усугубится трагизм положения Саврасова после 1882 года, когда он вскоре после смерти «прикрывавшего» его Перова был уволен из училища и, лишенный казённой квартиры,

* Петров В. Алексей Саврасов. М. : Белый город, 2000 г. , с. 4. с. 32

12 житейски неустроенный, оказался в стороне от художественной жизни. Дочь художника, Вера Алексеевна, вспоминала: « Отец не хотел учить меня рисовать или лепить, находя, что художники обречены на полуголодное существование, даже имея талант. Этот взгляд оправдался на нём самом. В борьбе за существование он прямо изнемог и, не имея со стороны семьи крепкой моральной поддержки, стараясь забыться от жизненных невзгод, он начал пить, погубил этим себя, свой талант, разрушил семью». *

Фото. 1860-е гг. Фото. 1870-е гг. Фото 1890-е гг.

Сохранилось немало свидетельств постепенного превращения интеллигентнейшего, деликатнейшего живописца в почти безвольного алкоголика, отдающего написанные не всегда верной рукой пейзажи чуть ли не за штоф «горячительной». Оказавшись одиноким и практически исключённым из культурной жизни, Саврасов, по воспоминаниям Коровина, воспринимал действительность как «ярмарку», «тёмный страшный подвал».

К началу 1890-х годов Саврасов сменил немало временных пристанищ. Он жил в самых дешёвых меблированных комнатах, гостиницах и чуть ли не в трущобах. У него появилась новая гражданская жена, Евдокия Михайловна Моргунова, дети. Семья жила впроголодь. Старые друзья, в частности Третьяков, старались помочь художнику, но без особых результатов.

Знавшие Саврасова порой поражались, встречая его – мрачного, преждевременно состарившегося, опустившегося и оборванного, ходившего по улицам с непокрытой взлохмаченной седой головой.

За последние годы попал в руки мошенника, эксплуатирующего его талант, который покупал картины Саврасова за бесценок, а продавал по огромной цене.

Тем не менее, за эти бедственные годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи.

До конца своего жизненного и творческого пути Саврасов был по-прежнему чуток к красоте природы и создавал новые замечательные произведения.

При всём драматизме судьбы последние годы его жизни стали и порой торжества художественных идей мастера. В противовес и вопреки действительности в основе творчества

А. К. Саврасова лежало утверждение отрадного чувства единства с красотой родной природы, воплощению которого посвятил свою жизнь мастер.

Драматизм цвета на живописных полотнах художника

Жизнь цвета должна быть такой же разнообразной и полнокровной, как сама окружающая жизнь со всем богатством её форм и внутреннего содержания.

Работы А. К. Саврасова дают нам возможность, словно услышать весенний гомон грачей, пение

* Петров В. Алексей Саврасов. М. : Белый город, 2000 г. , с. 4. с. 38

13 жаворонка, трепещущего над полем, журчание первых мартовских ручейков, ропот ветвей под порывами ветра.

«Высочайшее мастерство художника тонкие цветовые отношения и нюансы, интонационное богатство фактуры позволяют ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира и гармонический строй, «созвучье полное в природе». То бодро и жизнеутверждающе, то с каким-то щемящим грустным чувством воссоздаёт он это переживание соприкосновения человеческой души и жизни природы, когда оттенки цвета травы, ритм стволов и ветвей, тон неба становятся и оттенками чувств и мыслей, сопрягаются в целое и человек ощущает свою причастность к сокровенным силам природы».

«Драматизм его пейзажей, цвета – эта целая поэма: в них выражена целая жизнь – и туча, как горе; тепло и свет, как радость и надежда. Исаак Левитан говорил: «Возьмите картину «Могила на Волге»(1874). Широкая уходящая вдаль, могучая река с нависшей над нею тучею; впереди одинокий крест и облетевшая берёзка – вот и всё; нов этой простоте целый мир высокой поэзии». *

Могила на Волге. 1874. Государственный Рожь. 1881. ГТГ. Москва.

художественный музей Алтайского края. Барнаул.

Многие пейзажи художника окрашены в невесёлые, драматические, сумеречные тона. Порой тревожно и беспокойно вглядывается художник и в волнистые переливы золотой ржи, над которыми собираются чёрные тучи.

Важно то, что, проживая в столь тяжёлых условиях, у А. К. Саврасова тема родной природы занимала важное место. Пейзажи несли в себе боль о разладе между красотой русской земли и горем, которым она полнится.

По словам Александра Киселёва, близкого друга Саврасова: «Алексей Кондратьевич сумел сберечь человеческое отношение к своему делу среди безбрежного моря чиновно-звериного государства».

Пейзажист Фёдор Васильев отмечал, что в работах других художников есть «деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в работах Саврасова». При этом Крамской выделял как важнейшее и ценнейшее качество пейзажиста наличие в его душе и живописи те «душевных нервов, которые чутки к шуму и музыке в природе, струны, которая могла бы обращаться в песню.

Искусству Саврасова, самому его отношению к природе присуща своеобразная религиозность. Проявлялась она в композиционно-образных принципах его работ, связи души человека, его переживаний с небом и льющимся с него светом. Не случайно столь часто, едва ли не в большинстве работ, Саврасов с удивительным разнообразием – каждый раз по-новому, в _

* Волков Н. Н. Цвет в живописи. М. : Искусство, 1984 г. , с. 72

14 неповторимом ключе – выдвигал на первый план выразительнейший, но не всегда осознаваемый нами во всей его значительности художественный образ: чистое отражение, повторение неба в воде. То в луже на размытой дождём дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца («Просёлок», 1873, ГТГ), то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны. Всё это помогает Саврасову выразить драгоценное чувство единства мира, ощущение поэтической сущности жизни.

Мы знаем многих художников-пейзажистов, но с такой музыкальностью, тонкостью «нервной системы» никто другой как А. К. Саврасов не изображал природу.

Изучая творчество А. К. Саврасова, поистине задумываешься, как он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те тончайшие, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу.

Много можно говорить о пейзаже, но такого чувственного и проникновенного, с тенью грусти и печали, как у А. К. Саврасова, мы не встретим. Его творения мы не спутаем ни с одним художником-пейзажистом. Он вкладывал в них очарование и впечатление, в них чувствовалась живая душа художника. Его краски – это жизнь, а цвет – печальные стороны этой жизни.

Как говорил любимый ученик и продолжатель идей Алексея Кондратьевича Саврасова Исаак Левитан после смерти своего учителя: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества». *

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)