Развлечения  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Древнейшие народы Сибири

Велико человечество

Нас шесть с лишним миллиардов. Граждан разных государств. Детей и взрослых. Мужчин и женщин. А сверх того, каждый из нас – еще и представитель своего народа. Тот, кто знает один народ , не знает ни одного народа. Это заповедь этнографа. Мы говорим о рождении и жизни этносов-представителей разных народов. Человечество- цепь, кольца которой – народы, и эта цепь не может разомкнуться.

Исчезая, народы все равно остаются на Земле : в преданных другим народам чертах лиц, в звуках и словах чужих языков, в открытиях и изобретениях , ставших частью общего богатства человечества. Исчезая – остаются. Одно из доказательств этого факта - судьба народа, сама гибель которого вошла в поговорку еще тысячу с лишним лет назад.

Все мы одна семья, в состав которой входят и малочисленные народы севера , на земле которых я живу. На протяжении двух последних лет , я познавала жизнь древнейшего народа севера Сибири – селькупов. На моей ямальской земле также проживают ненцы , коми –зыряне , ханты. каждый из этих народов уникален по – своему. Знание людей – вообще дело трудное , а по-настоящему знать можно , мне кажется , только своих соотечественников. Но я попыталась познать культуру и образ жизни такого уникального народа Сибири как селькупы. Сибирь богата всевозможными ресурсами и многообразием коренных народов. Ненцы , коми-зыряне , ханты , селькупы и многие другие. Каждый из них по- своему уникален. Почему же меня привлек селькупский этнос? Ответ прост. Данный народ на гране исчезновения , а это огромная беда для тех , кто ценит и любить родную землю и ее жителей. А я , как патриот своей ямальской земли , очень заинтересована в дальнейшем существовании селькупов. Этот народ находиться на грани исчезновения. Многие из них начинают забывать о своих корнях и не находят свое место в этом сложном и порой жестоком мире. Я считаю , что нужно всячески им напоминать о том ,что этот народ должен жить и продолжать дело своих предков и сохранять свою обычай и культуру , продолжить дело своих предков. Ведь это так важно для человечества!

Народы с древним укладом жизни сохраняли старые обычаи и легенды долгие столетия. Со временем они становились неотрывной частью их жизни. У каждой легенды было конкретное место рождения , и она становилась живым источником , из которого черпалось доброе отношение ко всему живому на земле.

Долгое время селькупы придерживались древних традиций , но постепенно вера начала угасать , потому что летит время , меняется быт. Молодое поколение под давлением других вероисповеданий и вовсе начало забывать о своей культуре , обычаях , преданиях. Но все же нужно каким – то образом знакомить , напоминать им о бытовавших в далекие времена обычаях и традициях. Часто можно услышать о так называемом духовном голоде коренного населения, от которого, мол , и все беды : пьянство, иждивенчество , высокая смертность и т. д. С этим нельзя не согласиться. И все же этот вопрос , как мне кажется , нельзя рассматривать вне проблем их занятости и их образа жизни , словленных особенностями трудовых навыков и ориентиров повседневного существования.

Конечно , могут возразить , если селькуп ищет в своей жизни только понимания и душевной теплоты с периодическими подпитками от социальной защиты , о какой трудовой занятости идет речь? Частично и с этим можно согласиться. В то же время , тому , кто выскажет подобное мнение , нелишне будет задать вопрос :

Не наши ли духовные пастыри и сам устой нашей жизни внушали когда – то нам , что рано или поздно мы все станем одной семьей. И воцарится на земле бесконечная всеобъемлющая любовь. И мы , пришедшие в этот северный край сделали большое и нужное дело , задушили в объятиях братьев наших меньших – селькупов. И кого прикажете винить сегодня , когда эту идиллию рыночные отношения махом развенчали ? Говорить о теме восстановления сельскохозяйственной отрасли в районе , где со временем появятся новые рабочие места для коренного населения , не стоит.

Практически второе поколение селькупов не находит себе применения в современной жизни. Не спасают ни социальная защита , ни учебные заведения, куда отправляются они от района , чтобы получить профессию.

За редким исключением большая часть молодых людей не приживаются в непривычных для них условиях.

Между тем , пока мы ломаем голову над проблемой сохранения малочисленного народа , в районе появилась концепция ее решения. И , по моему мнению , она имеет не только рациональное зерно , но способна со временем в корне изменить сложившуюся ситуацию. Один американский генерал сказал когда-то : «Хочешь уничтожить нацию -корми ее». Дети коренного населения умеют лишь четыре раза в день кушать. Сегодня это многих стало раздражать. Но они не виноваты в том, что их больше ничему не научили.

Мы должны увидеть проблему занятости коренного населения не через призму рубля -огромных денежных вложений на содержание детей-сирот и дальнейшей их жизни, а гораздо глубже.

Если мы научим их трудиться, содержать себя хотя бы частично, средства, затраченные на создание учебно-фермерского подсобного хозяйства ,со временем окупятся сторицей. Это реально выполнимая задача. К примеру, как в ПТУ.

На их балансе поля ,трактора ,комбайны. Они сами обрабатывают землю, сами выращивают урожай и сами реализуют излишки. Этот цикл позволяет занять детей работой, имеет профессиональную направленность. И выручка идет в казну ПТУ, соответственно и самим детям. Имея подсобное хозяйство, мы обеспечиваем себя ягодой ,грибами ,рыбой. Нужно чтобы дети были заняты тем видом трудовой деятельности, которая им близка и которая им нравится. Опыт, знания, приобретенные ими в хозяйстве, будут перенесены во взрослую жизнь. Они будут знать изначальный смысл своего существования в современных условиях, не затеряются в них.

Вопрос: Красноселькупский район- исконная территория проживания аборигенных народов Севера, в частности ,селькупов. Что делается сегодня для сохранения и развития их традиционных отраслей хозяйствования?

Ответ: Три года назад администрация района разработала программу «Сохранения этноса селькупов»,предусматривающую меры по сохранению национального языка, образа жизни и обучению аборигенной молодежи традиционным видом промысла. По вине «Запсибгазпрома» прекратил свое существование совхоз «Полярный» в Красноселькупе.

Много людей осталось без работы ,а это, как правило, лица коренной национальности. Тогда было создано совместными усилиями муниципальное унитарное предприятие «Трап»(традиционные отросли). Сегодня «Трап» занимается ,в основном, рыбодобычей. Для этой цели были закуплены морозильное оборудование, орудия лова, другие необходимые материалы, а люди- около 40 человек – получили необходимою финансовую поддержку от окружной администрации.

Нужно сказать , что неплохо себя зарекомендовало и частное предприятие «Алькор» , в котором трудоустроено около 35 людей коренной национальности. Сегодня у людей появились моторные лодки и лодочные моторы , они получают твердую заработную плату и гарантированную пенсию.

Если в районе ,например , лет 7 -8 назад было около 8 тысяч оленей , то сегодня все поголовье находится в частных руках , а его численность составляет около 1000 оленей в Тазовском районе. Но и здесь , как говориться , есть свои нюансы. В районе , к сожалению почти не осталось хороших оленеводов – старые ушли на пенсию , а молодые или плохо , или совсем не подготовлены к такой работе.

Велись переговоры с оленеводами – частниками из Тазовского района с предложением о обучении селькупской молодежи искусству оленеводства. Закупать и завозить животных в таком случае можно только небольшими партиями.

Есть определенные сложности и по их доставке , есть и другие моменты , требующие грамотного подхода к проблеме.

Вопрос: Красноселькупский район – искомая территория проживания аборигенных народов Севера , в частности и селькупов.

Что делается для сохранения и развития их традиционных отраслей хозяйства? Вопрос: Что сейчас делается в районе в плане социальной поддержки коренного населения ?

Кроме того , и сами природные условия для развития оленеводства в районе не совсем удобны – ведь он находиться в тундровой , лесотундровой и таежной зоне. И со временем не избежать трудностей с традиционным питанием животных.

В Красноселькупе и Тольке (поселок) хорошо себя зарекомендовали интернаты семейного типа , в которых проживают дети коренной национальности. Там они обучаются искусству приготовления пищи , мастерству пошива одежды и многому другому.

Все это делается для того , чтобы не утратилась связь поколений , и молодежь смогла сохранить традиционный уклад жизни.

Организованы летние заезды в лес и тундру. Там молодежь строит чумы , обеспечиваются необходимыми материалами для рыбной ловли.

Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях. Можно с уверенностью сказать , что в социальном плане они обеспечены намного лучше , чем , допустим , средняя семья в районе.

Администрация ежегодно проводит собрания охотников и рыбаков – обсуждаются насущные проблемы , а за одно и доставляются непосредственно в места их проживания продукты питания , брезент , войлок , чумовые печи и другие необходимые товары.

Этот заповедный край очень скоро может потерять статус природной «Жемчужины Ямала».

Именно из-за отдаленности и малодоступности пока сохранились самые чистые реки , озера и леса. И если не будут обеспечены мероприятия по серьезной охране природы , страна Селькупия , как это часто случается в России навсегда утратит свою уникальность и неповторимую красоту.

Этногенез

Южные селькупы являются прямыми потомками носителей кулойской археологической культуры в Среднем Приобье (5 в. до н. э. - 5 в. н. э. ). С этой историкокультурной общностью исследователи связывают происхождение всех народов самодийской языковой группы. Непосредственными преемниками кулойцев в среднем Приобье , по мнению археологов , являлось население , создавшее релкинскую археологическую культуру

( 6-8 в. н. э. ). Следы их проживания – остатки старинных землянок карамо – можно видеть во многих местах по рекам Тымь , Кеть , Парабель , Нарым. Нарымские селькупы считают эти землянки жилищем своих предков. Действительно , многие элементы хозяйственного уклада ,орудий труда и быта реликинцев аналогичны селькупскому этнографическому материалу. Северные селькупы сложились в результате миграции в 17 веке части самодийского населения со Средней Оби в бассейны верхнего Таза и Турухана , левого притока Енисея. Окончательное этническое оформление этой группы завершилось в 19 веке. Наряду с собственно селькупским компонентом в состав северных селькупов вошли энецкие кетские и хантыйские этнические элементы.

Этническая история

Русские обосновались на Средней Оби в конце 16 века. К этому времени здесь существовало селькупское объединение , известное под названием пегая орда во главе с князем Воней , которое долгое время отказывался признать власть русского царя. Лишь с основанием Нарынского острога (1596) русские сумели обложить селькупов данью. В начале 18 века было осуществлено крещение томских селькупов. Во второй половине 19 века усиливается русский переселенческий поток в районы проживания селькупов. Под влиянием русских они стали селиться в деревнях , заводить домашний скот , заниматься огородничеством. Хозяйственно-культурные связи селькупов и русских стали закрепляться семейно-брачными узами. С конца 19 века у всех селькупов основной общественной единицей стала соседская община , в которую входили представители разных этнотерриториальных групп , не связанных между собой кровным родством.

Духовная культура

Для селькупов характерны анимистические представления об окружающем мире. Добрым началом демиургом считался Ном , олицетворявший собой небо. Властитель зла Кызы имел обиталище под землей. Одним из своеобразных обрядов в селькупском шаманстве было оживление бубна и других шаманских аксессуаров. У каждого селькупского рода были свои жертвенные места-святилища с изображением покровителя рода , свой шаман , свое кладбище. В случае смерти на чужой земле , сородичи обязаны были доставить покойника и похоронить его на родовом кладбище. Искусство селькупов представлено орнаментацией на берестяной посуде , костяных деталях оленьей упряжки ,ножнах , и других бытовых предметах. Характерное для многих народов Сибири украшение одежды не получило у селькупов широкого распространения. В традиционном фольклоре центральное место занимает описание всевозможных приключений героя , его столкновения со злыми духами , которые всегда оказываются побежденными. Из музыкальных инструментов бытовали варган- губная из оленьего рога пластина с вибрирующим язычком , семиструнная арфа – селькупов существовало несколько типов жилищ. Постоянным жилищем оленеводов круглый год был чум. В таежной зоне он использовался в основном летом , а зимним жилищем были полуземлянки различной конструкции и размеров. Зимней одеждой у северных селькупов ( мужчин и женщин) служила парка- распашная шкба из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины одевали рубахи из покупной ткани и штаны из ровдуги. лебедь. У северных селькупов единственным музыкальным инструментом был шаманский бубен.

Традиционными средствами передвижения были собачьи и оленьи упряжки , а также ручные нарты , лыжи , лодки , причем нарты чаще всего прямокопытные. Тип оленьих нарт , упряжки и посадки на нарты у северных селькупов – самодийские.

Лодки – долбленные разных типов ( анты , ронтык ,паба квышанд ) и дощатые , для дальних переездов – крытые. У русских селькупов научились передвижению на лошадях.

Селения насчитывали от двух до десяти хозяйств и располагались на высоких берегах рек, в устьях речек и проток. Древнейшим зимним жилищем селькупов была землянка (карамо) -приложение №6 , вырытая в обрывистом берегу , с входом – коридором со стороны реки. В такое жилище заезжали прямо в лодке. Чтобы землянку не заливало , пол от входа постепенно повышался. Очаг был расположен сбоку от входа , у передней стены. Упоминания о таких домах встречаются в селькупском фольклоре. Первые русские , попавшие в Нарымский край , отмечали , что там «люди ходят по подземелью». Но уже в 19 веке были известны каркасные полуземлянки с островом из столбов и жердей , жилища со срубными стенами , углубленные в землю на пол метра , с маленькими окнами , низкими дверями.

Жилища отапливали чувалом – открытым очагом широкой трубой , сплетенная из жердей и обмазанная глиной , или печкой с основанием – срубом и широкой трубой из жердей , как у чувала.

Вместо стекла в окно вставляли льдину либо брюшину оленя или иного животного. Спали на земляных нарах, покрытых шкурами и циновками. Пол иногда был деревянным , а окна застекленными ; вместо чувала стояла русская печь.

В 19 веке чаще жили в срубных избах русского типа с дощатыми или земляными крышами , русскими печами. Появились кровати , столы , полки, лавки.

Летними жилищами служили каркасные постройки из жердей , крытые корой деревьев , чаще всего берестой. Это мог быть чум – коническая постройка , либо прямоугольная с двускатной крышей. Из бересты мастерили традиционную утварь : посуду , коробки для хранения продуктов , имущества и рукоделия , кузова , туеса и емкости для ягод.

Основу питания составляла рыба в вяленом , вареном , жареном и сыром , мороженом виде. Заготавливали впрок , ее солили , сушили , заквашивали в ямках вместе с ягодами.

Сушенную толкли , делая муку , которую охотники брали с собой в тайгу , варили из нее суп.

Из отходов и внутренностей вываривали рыбий жир , пили его зимой. Боровую и водоплавающую дичь – глухарей , куропаток , тетеревов ,гусей уток – и мясо лося тоже заготавливали впрок (коптили). Позже в обиход вошла русская кухня- пельмени , пироги , супы , щи, грибы. Зимой селькупы носили одежду из шкур , летом – из рыбьей кожи (осетровой , щучьей) или тканей из крапивного волокна. Зимнюю одежду часто шили из маленьких кусочков меха разного цвета , так что она казалась пестрой < очевидно < поэтому селькупов в прошлом называли «Пегими людыми».

Старинную селькупскую зимнюю одежду покрывали крапивной тканью. Рубашки и штаны из рыбьей кожи рыбаки носили вплоть до конца 19 века. Северные селькупы шили одежду и обувь из оленьего меха : парки с разрезом спереди , сокуи – глухую одежду с мехом наружу с капюшоном , сапоги- пимы из камусов.

Селькупы делились на три экзогамные группы < или классы : лимбы –чуп- «орлиный человек» , казель-чуп –«кедровый человек» , сэнгыл-чуп –«тетеревиный человек».

Уникальность этого народа безгранична. и его исчезновение очень сильно скажется на богатстве народов нашей великой и могучей земли. «Сохраним землю –сохраним и народ».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)