Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Духовный мир современного человека на страницах постмодернистской литературы.

Русская культура совершила прорыв в современность, и русскому писателю не осталось ничего другого, как стать современным.

А. Генис.

«Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки» - так охарактеризовал О. Мандельштам сложный и противоречивый ХХ век. Ещё сложнее и противоречивее, наверное, ХХIвек, с калейдоскопической быстротой изменяющимися событиями. Но каждое столетие имеет свои неповторимые черты. Меняются не только люди, события, но и искусство, которое отражает эти события. Конечно, каждый вид искусства - это отображение окружающей действительности, но современная литература интересна уже тем, что «она эстетически отражает наше время» . Это своеобразное зеркало и в нем отражается все прекрасное и уродливое.

Преобразователем мира является человек и с изменяющимся миром меняется и он сам. Самые большие изменения происходят во внутреннем мире человека. И это почувствовала литература. Герой современной литературы – это чаще всего маргинал, порвавший со своей средой, но не сумевший примкнуть к другой среде. Он находится на перепутье дорог. Чаще всего такой герой не задумывается о вечных вопросах жизни: что такое добро и что такое зло, почему и с какой целью живет человек на земле и ради чего он должен творить добро? На данные вопросы пыталась и на некоторые дала ответы классическая литература, постмодернистская литература на данные вопросы ответы пока ищет.

Изучением духовного мира человека занимается не только литература, но и другие виды искусства, микрокосм интересует и философов, и психологов, и религиозных деятелейЧеловек является объектом пристального внимания всех наук. Духовный мир личности включает в себя знания, веру, убеждения, чувства, потребности, способности, ценности, цели человека. Духовность характеризует смысл поведения личности.

«Последние десять лет не умолкают дискуссии о современной женской прозе Появление произведений таких разных писательниц, как Л. Петрушевская, Т. Толстая, В Нарбикова, Л. Улицкая, В. Токарева и других, сделало актуальным вопросы о том, что такое «женская литература» и стоит ли её выделять из всей совокупности литературных произведений», - пишет М. А. Черняк

Одной из основных тем современной женской прозы является тема семьи – это нравственная основа человеческого быта и бытия. «Мысль семейная» звучала во все времена. Семья для человека была тихой гаванью. Но ХХ век внес свои изменения в восприятие этой темы. К концу ХХ века «мысль семейная» перестала быть главной для литературы. Человек в мире, где «безумие становится нормой» , обречен на одиночество. Но все же, что творится с семьей сегодня?

Обратимся к произведению Т. Толстой «Чистый лист». Перед нами обычная семья, где проживают под одной крышей муж, жена и их больной ребенок. Но вместе с ними жила ещё Тоска, вечная спутница Игнатьева. Каждую ночь она приходила к нему и «садилась на краешек постели, брала за руку – печальная сиделка у безнадежного больного»

Тоска приходит к Игнатьеву не только ночью, но и днем то там, то здесь «выныривала её плоская головка» . Вся жизнь кажется ему болотом. Оно засасывает. Кажется, нет выхода. Игнатьев встречается с другом, который также одинок, как и наш герой. Игнатьев признается своему школьному товарищу: «Я в отчаянии. Я запутался. Как все сложно. Жена – она святая. Работу бросила, сидит с Валерочкой. Он болен, все время боленну а я домой идти не могу. Тоска. Жена мне в глаза не смотрит. Да и что толку?. Каждый день даю себе слово: завтра встану другим человеком, взбодрюсь,вывезу Валерочку на юг Квартиру отремонтирую, буду бегать по утрам А ночью - тоска. » . Друг дает телефон знакомого, который ампутирует больной орган, после чего жизнь станет простой и ясной. «Необычайно обостряются мыслительные способности. Растет сила воли. Все идиотские бесплодные сомнения полностью прекращаются» . «Живое тоненько плакало в груди до утра», оно как будто в Игнатьеве протестует.

Друг советует встретиться с человеком, который прошел через эту операцию. Встреча произвела на Игнатьева впечатление. Первым шагом на пути преобразования героя становится сожжение «шелковой чайного цвета рубашки с короткими рукавами, которую носил ещё его папа – хорошая вещь, без сносу; в ней он женился и встречал Валерика из роддома» . Рубашка превращается в символ неудавшейся жизни, и, если хочешь изменить жизнь, значит, в первую очередь, надо от неё избавиться. После этого шага он почувствовал, что он уже не тот. Стал более решительным, в душе сомнения сменились надеждой. «Противоречия не будут разрывать его. Ясно, справедливо уравновесятся достойные. Вот твое место, жена. Владей. Вот твое место, Анастасия. Цари. Улыбнись и ты, маленький Валерик. Твои ножки окрепнут, и железки пройдут, ибо папа любит тебя, бедный городской картофельный росточек. Папа станет богатым, с авторучками». Он заранее определил себе место под солнцем - «царь», маленькому Валерику тоже определено место под солнцем. «Игнатьев вознесет его над миром – маленького властелина, упоенного высотой, - и завопят восхищенные народы: се – человек! Сё – Властелин»

Он решается на операцию. Утро решающего дня показалось ему другим. «За окном кухни щебетало летнее утро, в путаных клубах деревьев попискивало, попрыгивало Живое», но дома, внутри квартиры, все осталось по-прежнему: «Молчаливая церемония завтрака состоялась на уголке клеенки – старый обряд, но смысл забыт, цель утеряна, остались лишь механические движения, знаки, сакральные формулы утраченного языка, уже непонятного и самим жрецам» . Между членами одной семьи нет понимания, душевной теплоты, нет сокровенного, любви нет, а это главное.

Игнатьев пришел пораньше. То, что он увидел перед операцией, его не успокоило, а наоборот, ввергло в уныние. Медсестра сказала, что не все выживают. Игнатьев вошел в кабинет. Он был похож на зубной кабинет. В этом помещении нет живого существа. Фарфоровые птички, сам доктор не похож на человека . У него отсутствуют глаза. Глаза – зеркало человеческой души. «Глаз не было, но взгляд был. И он смотрел на Игнатьева. Из пустых глазниц веяло черным провалом в никуда, подземным ходом в иные миры, на окраины мертвых морей тьмы. И туда нужно было идти». Это образ Дьявола, тянущего человека в бездну. Символы дьявола тут тоже присутствуют: «пифагорейские символы, тайная кабалистика медицины, закулисная мистика Ордена». Игнатьев пристально вглядывался в лицо доктора, «пытаясь опереться взглядом, найти спасительную точку, найти хоть что-нибудь, хоть какой-нибудь – ну пускай не привет, не улыбку, - нет-нет, я понимаю, пускай презрение, брезгливость». Ничего человеческого нет на лице профессора. Как он говорит: «Удалим, почистим, запломбируем». Идет уничтожение всего живого, нравственного, духовного в человеке. Появляется совершенно новый человек, без прошлого, человек-робот, зомби. Все живое у него запломбировано навсегда. Здесь даже во время операции речь не идет о стерильности. «Резиновым пальцем ассириец почесал бороду. Игнатьев подумал, что доктор нарушил стерильность, и робко заметил это вслух.

- Какая стерильность? – профессор поднял веки. – Я надеваю перчатки, чтобы не запачкать рук».

Для доктора важен не сам человек, а итог операции по удалению человеческого в человеке. Перерождение героя произошло, личность удалена. Толстая находит интересный прием показа этого перерождения через изменение его «языковой личности».

Если в начале рассказа перед нами герой со своим внутренним миром, глубокими размышлениями, мечтами, внутренними монологами, то в конце рассказа его речь «трансформируется в предельно четкую прямую речь с обилием сленга и жаргонизмов». Изменяется весь внутренний мир человека. Если до операции Игнатьев заботился о семье, мечтал свозить больного ребенка к морю, то после перерождения страшные мысли приходят к нему: «Ща в собес или куда следует?. Так и так, не могу больше дома держать этого недоноска. Антисанитария, понимаешь. Извольте обеспечить интернат»

Смысл заглавия раскрывается в финале произведения: «Игнатьев толкнул дверь почты.

- Что вам?- спросила кудрявая девушка.

- Чистый лист, - сказал Игнатьев. - Просто чистый лист».

Можно только представить, во что и в кого превратится Игнатьев. Невольно вспоминаешь операцию профессора ПреображенскогоФ. Ф из «Собачьего сердца» М. А. Булгакова. Останется ли душа у такого человека? Самое безгрешное существо – ребенок -в этом мире болен. Будущее, которое заключается в этом больном ребенке, может погибнуть.

В следующем произведении Т. Толстой «Круг» мы снова встретимся с семьей, в котором два человека живут вместе уже долгое время. Герой произведения, Василий Михайлович, совершает свой жизненный круг. «И вот ему шестьдесят, и ветер дует в рукава, задувает в сердце, и ноги идти не хотят. Ничего, ничего не происходит, ничего нет впереди, да и позади, в общем-то, тоже ничего. Шестьдесят лет он ждет, что придут и позовут, и откроют тайное тайных». Что же было у него в жизни? Была Евгения Ивановна, Клара, Светлана с девятилетним сыном, Изольда. Жизнь Василия Михайловича распалась на отдельные обломки-встречи, которые ничто соединить не может. Но у него, как почти у всех героев Т. Толстой, существует свой внутренний мир. При столкновении с внешним грубым миром, он распадается как карточный домик.

Одно мучило Василия Михайловича – невозможность свернуть в сторону. Была попытка свернуть с намеченного пути, когда он встретил Изольду. «Он решил: пусть она и будет той, кто выведет его из тесного пенала, именуемого мирозданием» Но что же в итоге? «Василий Михайлович перегрыз цепь и убежал от Евгении Ивановны; они сидели с Изольдой, взявшись за руки, и он широко распахивал для неё двери своей душевной сокровищницы. Он был щедр, как Али-Баба, а она удивлялась и трепетала» «Скоро он выложил все», ждал , что она «шагнет вместе с ним в новое измерение, что молния, сверкнув, расколет обыденный мир, как яичную скорлупу. Но ничего похожего не произошло» Он стал собираться к Евгении Ивановне, а Изольда плакала и ничего не понимала. «И чего нюни распускать? Вон взяла бы лучше и прокрутила мяса, котлет бы нажарила» . Это идеал счастливой жизни?

Холодяков И. В. в своей статье «Духовные ценности русской классической литературы. Из записок словесника» пишет, что «человек живет в трех сферах: первая – физическая, биологическая: выжить, не умереть, спастись от холода, голода, опасностей, найти укрытие, найти пару, дать потомство и вырастить его – вот главное, что составляет суть этой сферы, стороны жизни человека.

Вторая – социальная: реализовать себя, найти свое место в обществе, занять то место, которое считаю для себя подходящим

Третья сфера – духовная: понять, зачем я живу, для чего пришел в этот мир, есть ли действительно у меня та цель, которая даст смысл всей моей жизни, одухотворит, наполнит светом великой истины?»

Если присмотреться к Василию Михайловичу, то можно сказать, что он существует, а не живет, так как нет у него активной жизненной позиции. Биологически он выживает, он ест, ему «открылось, чем чистить ложки, и какова сравнительная физиология котлеты и тефтели» , он движется в пространстве (выходит вместе с женой на улицу, совершает свой круг в пространстве). Но в рассказе не говорится о потомстве, кто же примет из угасающих рук эстафету будущего?

Социальная сфера. Свое место в обществе, по-моему, герой ещё не нашел. Он размышляет, пытается найти, но

Духовная сфера. Василий Михайлович задумывается о смысле жизни, пытается выйти из этого круга, но ничего не выходит. «Трехмерность бытия, финал которого все приближался, душила Василия Михайловича, он пытался сойти с рельсов»

На протяжении всего рассказа автор ни разу не назвал фамилии своего героя. Сама Т. Толстая объясняет это так: «Да и откуда бы у него взяться фамилии, должности, адресу, почтовому, скажем, индексу – у него, у пододеяльного, наволочного фантома, порожденного капризной случайностью прачечной канцелярии?» Фантом – призрак, привидение. Он появлялся у женщин только как призрак: вечером он есть, утром его нет.

Каков же итог жизни? Он встретится ещё раз с Изольдой. «Она сдувала пену себе на войлочные боты, страшная, с треснувшим пьяным черепом, с красной морщинистой мордой «И он оглянулся назад в последний раз и увидел лишь длинный холодный туннель с заиндевелыми стенками и себя, ползущего с протянутой рукой и угрюмо затаптывающего все вспыхивающие на пути искры» . Вот это итог его жизни.

Свой жизненный круг проходят и герои Л. С. Петрушевской. «Свой круг» так называется один из рассказов этой писательницы. Это круг друзей, знающих друг друга очень давно. В этот круг люди заходят и могут уйти, но основной «костяк» остается. Героиня так давно знает всех их, что может предугадать все их поступки. «Десять ли лет прошло в этих пятницах, пятнадцать ли, прокатились чешские, польские, китайские, румынские или югославские события, прошли такие-то процессы, затем процессы над теми, кто протестовал в связи с результатами первых процессов». Жизнь вне этого круга идет вперед, но в «своем кругу» одни и те же люди, одни и те же разговоры, мысли, действия, поступки. Это замкнутый круг, из которого выйти невозможно, да герои вообще-то и не пытаются. Героиня чувствует бессмысленность и жестокость этой жизни. Она недавно похоронила своих родителей, теперь предстоит пройти круг мучений самой, так как она начала слепнуть. (От этой болезни умерла и её мать). Но самое страшное – не с кем оставить сына. Она понимает, что после её смерти его отдадут в интернат. С отцом сына она в разводе, но он член «своего круга». Зная людей, входящих в этот круг, она решается на определенные действия. Необходимо их подтолкнуть на «благородный поступок». Она сделает все, чтобы её выгнали из «своего круга», посчитали тварью.

Решив устроить судьбу своего сына, она созывает «свой круг», но сына отправляет на садовый участок. «И на этот раз все было так же, и чтобы все было так же, я сказала Алешке, что он поедет один на все тот же садовый участок и переночует там, другого выхода не было, он был уже взрослый, семь лет, дорогу знал прекрасно, и я ещё предупредила его, чтобы он ни в коем случае не возвращался и не звонил в дверь»

Как обычно собрались все. Пирушка продолжалась всю ночь. Бывший муж героини спрашивает о сыне: «А где Алеша?»

- Не знаю, гуляет, - сказала я.

- Так уже первый час ночи! – сказал Коля и пошел в прихожую.

Я ему не мешала, но он не стал одеваться, а по дороге завернул в уборную и там надолго затих

Вот это вся отцовская забота о сыне. Как говорит героиня: « Коля любил Алешу, но он бы его любил гораздо больше, если бы ребенок был талантливый и красивый, блестящий в учебе и сильный в отношениях с товарищами. Тогда бы Коля любил его гораздо больше, а так он видел в нем самого и бесился» И Алеша в последнее время стал мочиться в постель.

Когда вечеринка закончилась, все вышли из квартиры. Они увидели Алешку, спящего на ступеньках. «Я выскочила, подняла его и с диким криком «Ты что, ты где?» ударила по лицу, так что у ребенка полилась кровь, и он, ещё не проснувшись, стал захлебываться. Я начала бить его по чему попало, на меня набросились, скрутили, воткнули в дверь и захлопнули

И кричал, спускаясь по лестнице, Коля:

- Алешка! Алешка! Все! Я забираю! Все! К едреной матери куда угодно! Только не здесь! Мразь такая!»

Героиня, хорошо зная людей «своего круга», продумывает всё, все свои действия. Её подлости они должны противопоставить своё благородство, они должны совершить естественный человеческий поступок. « Я же устроила его судьбу очень дешевой ценой. Так бы он после моей смерти пошел по интернатам и был бы с трудом принимаемым гостем в своем родном отцовском домеОн меня простит, что я не дала ему попрощаться, а ударила его по лицу вместо благословения»

После знакомства с этим произведением возникает такое чувство, что героиня, понимая бессмысленность существования в «своем кругу», не делает никаких попыток выйти из этого круга, порвать с ними и начать все с начала. Но с другой стороны, она больна, ей осталось жить недолго.

Небольшой рассказ «Через поля». Героине предстоит со своим случайным спутником пройти через голое поле, открытое пространство, под грозой в рабочий поселок, к кому-то на дачу. Они проходят его. Можно считать, что это их жизненный путь, который предстоит пройти не только им, но и всему человечеству, преодолевая препятствия (гроза, грязь, бездорожье). Между молодыми людьми возникает определенное взаимопонимание.

«Туманно я догадывалась, что мне повезло встретить на жизненном пути очень хорошего и верного человека», но в то же время «я знала, что все это не моё и никогда не будет моё, это чудо доброты, чистоты и чего угодно, вплоть до красоты» Героиня Петрушевской греется у чужого очага, она знает, что её «швырнут опять одну идти по глинистому полю, под дождем, и это и есть жизнь, и надо укрепиться, поскольку всем приходится так же, как мнеЧеловек светит только одному человеку один раз в жизни, и это все». «Жизнь прожить – не поле перейти» - гласит русская пословица. Необходимо прожить эту жизнь так, чтоб оставить след после себя, суметь светить всем.

Светить одному человеку, значит любить его всю свою жизнь. Разве не в этом счастье человека? Разве не в этом проявляется его внутренняя красота?

Заключение.

Постмодернистская литература на пути становления. Пройдет определенный период времени, и эта литература утвердится в сознании читателя, так как в той или иной степени она опирается на русскую классическую литературу, хотя на многие нравственные ценности смотрит по-другому. В. Астафьев сказал: «Современная литература, основанная на традициях великой русской литературы, начинается заново. Ей, как и народу, представлена свободаЛитераторы мучительно ищут этот путь» . Попов Е. вывел девиз современного писателя: «Не теряй зря времени, описывай то, что пока есть»

Литературный герой меняется в этом быстро изменяющемся мире. Это герой, потерявший своё «я», это маргинал, порвавший со своей средой, но не сумевший пока примкнуть к другому кругу. Можно назвать его «лишним человеком», «маленьким человеком». Но у этого лишнего человека есть душа. Хотя он прожигает свою жизнь, но в духовном мире происходит вечный поиск пути выхода из тупика. Таковы герои и Т. Толстой «Круг», «Чистый лист» и Л. Петрушевской «Свой круг», «Через поля». Но выходят из тупика каждый по-своему. Игнатьев, уничтожив в себе человеческое, героиня из «Своего круга», поставив своих «друзей» в такое положение, когда они должны были противопоставить её жестокости свое человеческое благородство, Василий Михайлович, затаптывая все вспыхивающие на пути искры, героиня из рассказа «Через поля», поняв, что человек должен светить только одному человеку один раз в жизни.

Холодяков пишет: «Внешний мир груб, от него нет спасения, и вся жизнь – это бег за мечтой, но бег по кругу». Каждый из литературных героев совершает свой жизненный круг. У каждого из них своя мечта, а если у человека есть мечта, значит, жизнь ещё не закончена, она продолжится в наших детях, хотя они и больны.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)