Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрёшки!

«Культура народа – достояние государства»

Есть периоды в истории, когда национальная культура обретает для народа особый смысл и значение. Думается, что мы живем сегодня именно в такой период. Сложные социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, усугубляются кризисом в нравственной и духовной сфере жизни человека. Мы сегодня отчетливо осознаем, насколько важна роль сохранения народной культуры в развитии общества, ибо будущее нашего Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала народа, от его доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от его любви к своей Родине.

В современных условиях развития общества, когда углубляется социально-культурный кризис, объективируется противоречие между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой внедрения культур других государств и народов, необходимо сохранение традиционной русской культуры и внедрение её во все сферы жизни граждан России.

Народная культура России переживает трудные времена. Фольклор, традиционные народные промыслы, народные игры, русские танцы, обряды и традиции почти забыты. Государство оказывает минимальную помощь на их сохранение и развитие. Молодое поколение вырастает на образах барби, Санта Клауса, денежного дерева и законах феншуй, принимая их за элементы русской культуры. Поэтому мы не имеем права растерять самое дорогое, что есть у русского народа - корневые основы его традиционной культуры, сделать их достоянием для нынешнего и грядущих поколений.

Работа «Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрёшки!» посвящена традиционному промыслу России – матрёшечному промыслу. Главной особенностью проекта является его большая культурологическая направленность. Она позволяет изучить историю появления маленькой деревянной игрушки и развития матрёшечного промысла, познакомиться с этапами формирования образа матрёшки и разработать матрешку на основе моего увлечения бисероплетением.

Увлечение бисероплетением началось в семилетнем возрасте и с годами переросло в серьезное занятие рукоделием, имеющим глубокие корни в русской народной культуре.

Бисероплетение зародилось на Руси в (((( веке, а в 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована первая мастерская по изготовлению бисера. Бисерные народные украшения - гайтаны, расшитые бисером головные уборы и одежда русских женщин стали неотъемлемой частью ценностей русской культуры. Через своё увлечение я всё больше проникалась в проблему сохранения и развития народной культуры, её преемственности и популяризации в современном обществе. Ранее мной сплетены гайтаны в народном стиле с орнаментами народных вышивок и в современном стиле. Разработаны и сплетены в стиле «Гжель» гайтан, пасхальное яйцо и салфетка «Гжельская роза». Проектом «Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрёшки!» я продолжаю работу над проблемой сохранения и трансляции элементов народной культуры.

Проблема статьи: способы сохранения и популяризация элементов народной культуры России на примере матрешки.

Цель: разработка бисерной матрешки, как элемента русской народной культуры.

Задачи: образовательные:

- изучение матрешечного промысла;

- знакомство с видами матрешек (классические варианты);

- изучение техник бисероплетения; творческие:

- разработка бисерной матрешки; исследовательские:

- исследование востребованности предметов русских народных промыслов в современном обществе; воспитательные:

- воспитание трудовых навыков таких как, трудолюбие, усидчивость, целеустремлённость;

- воспитание чувства гордости за Россию.

Ожидаемые результаты предполагают:

- осознание взаимосвязи сохранения народной культуры России и её будущего развития;

- изучение исторического пути традиционного промысла России;

- осознание уникальности вклада в сохранение народной культуры;

- приобретение ценностного опыта в изготовлении бисерной матрешки.

Основная часть

Матрешка - символ большой и могучей страны России. Крупица многообразного и удивительного мира игрушек. Мира, где живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. Созданная талантливыми мастерами и художниками, она дорога нам сегодня, как носитель непреходящих духовных ценностей, как хранитель опыта прошлого в настоящем. Покоряет нас гармонией природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденная живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.

Для изготовления бисерной матрёшки необходимо познакомиться с историей возникновения матрёшки на Руси, появления и развития матрёшечного промысла. Выявить основные конструктивные и цветовые решения в разных видах матрёшек. Исследовать востребованность предметов народной культуры в современном обществе. Изучить техники бисероплетения.

Появление матрёшки на Руси

Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет.

История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С. В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В. П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание” А. И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В. П. Звездочкин.

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.

Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина “ Детское воспитание ” из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С. В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.

Сергиевская игрушка

Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек.

Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII-XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XVвеке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.

Тематика Сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.

Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным Сергиевским каноном.

С начала 80-х годов прошлого столетия в результате обострения конкуренции со стороны частных игрушечных фабрик на промысле начался период упадка. На это обратило внимание Московское губернское земство. В 1890–х годах земство оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства, в том числе и игрушечного. На промысел были приглашены профессиональные художники, педагоги, экономисты, которые впервые попытались разобрать новые образцы игрушек на серьезной научной основе. Для улучшения состояния промысла в Сергиевом Посаде в 1891 году была открыта учебно – показательная мастерская под руководством В. И. Боруцкого.

Таким образом, к моменту появления разъемной точеной фигурки история сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала около двух столетий.

Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрешек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру.

Вероятнее всего массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.

В 1904 году мастерская – магазин “Детское воспитание” закрылся, а весь его ассортимент перешел в земскую учебно – показательную мастерскую в Сергиевом посаде. В этом же году мастерская получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале xx века во многом благодаря “русским сезонам” С. П. Дягилева в Париже.

Массовому экспорту Сергиевской матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале xx века в Лондоне. А благодаря передвижной выставке, организованной “Русским обществом пароходства и торговли”, с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.

“Загорский ” стиль росписи матрешки.

В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров – матрешечников объединились в артель. Окончательно же “загорский” стиль росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы. Когда на смену подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С. В. Малютина.

Созданная в 1913 году артель матрешечников после социалистической революции сохранилась и была переименована в артель имени рабоче– крестьянской Красной Армии (РККА). Позднее она стала фабрикой игрушек и культтоваров, выпускавшая, в том числе и матрешки. Точение и роспись матрешек в Загорске стали приобретать исключительно фабричный характер. Только опытный и привычный глаз мог заметить небольшие различия, присущие индивидуальному почерку расписчицы.

С 1940 годов разработкой образов для фабричного производства матрешек стали заниматься художники загорских (ныне Сергиево–Посадских) художественно – производственных мастерских. Но и в росписи этих образцов вплоть до конца 1980-х годов чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования.

Семеновская и мериновская матрешки.

На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрешки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием «русская матрешка».

Эти матрешки заметно потеснили загорскую, что имело свои причины.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. В конце XIX столетия сложились и игрушечные промыслы. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А село Мериново близ города Семенова было известно своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки.

В 1922 году мериновский мастер А. Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке Сергиевской игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров.

В 1953 году семеновские изделия впервые попали за рубеж.

Полховская игрушка

Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.

Своей формой сергиевская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново–красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – это наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Вятская игрушка

Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного оформления изделий. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.

Всеобщая мода на матрешку не только обогатила ассортимент русских промыслов, но и вывела эту игрушку за пределы национальных границ. В 1960 годы появились башкирские и марийские матрешки, расписанные в национальных традициях.

Второе рождение матрешки

Конец 1980-х годов можно смело назвать периодом второго рождения матрешки в Сергиевом Посаде.

В настоящее время творчество в этой области достигает своего художественного расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента сергиевского игрушечного промысла прошедшего ((( столетие в живых осталась, пожалуй, одна матрешка. Поэтому не случайно, что именно к ней и обратились мастера. Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам. Поэтому точением и росписью матрешки стали заниматься не только люди, имеющие профессиональные знания и навыки, а так же и те, кто два – три года назад об этом и не помышляли.

В конце 1980-х годов наиболее известны были фабричные изделия с простейшими элементами росписи. Рынок же требовал, как и в начале века, более высокого уровня художественного оформления и разнообразия мотивов. Прилавки магазинов и лотки на базарах вновь запестрили боярышнями в украшенных золотом одеждах, русскими красавицами в причудливо расписанных шалях. При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи сегодняшней матрешки в настоящее время уже можно проследить, как развивается это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей день, пользуются произведения максимально соответствующие Сергиевскому канону: обязательные шаль, передник, сарафан. При этом сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а варианты орнаментики–разнообразнее. С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно Сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.

Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма, в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Не забывается мастерами и изначальная идея матрешки – девочки.

Игра цвета

Цвет играет важную роль в нашей жизни. Чистые, яркие тона радуют глаз, создают приподнятое настроение, а мрачные, блёклые и невыразительные – могут угнетать, вызывать чувство подавленности.

При упоминании о матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

В росписи «загорской» матрешки обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

В иной, мягкой, изысканной цветовой гамме работала художник Марачева И. А. Ее матрешки с росписью по мотивам русских шалей в теплых бежево – коричневых тонах по выжженному контуру резко контрастируют с многоцветием работ Нечаева С. Л. При этом антиподами их назвать нельзя. Работы обоих мастеров наглядно демонстрируют почти безграничные возможности этого жанра декоративно – прикладного искусства.

Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Все виды матрешек объединяет подчеркнутая декоративность, сочный колорит и жизнерадостность образа.

Подбирая бисер по цвету для бисерной матрёшки необходимо знать, как влияют друг на друга различные цвета. Для этого необходимо знать цветовую гармонию – согласованность в сочетании цветов. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из тех же цветов, что и радуга: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, голубого, фиолетового.

Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые тона, а в другую половину – голубые, зеленые, сине-фиолетовые. Цвета желтой половины круга называют тёплыми, яркими, а цвета голубой его половины – холодными. Каждый цвет характеризуется тоном, яркостью и насыщенностью.

Цветовой тон – это цветность: красный, синий, жёлтый и т. д. Яркость – это степень близости к белому цвету. Поэтому самыми светлыми, а значит, и яркими буду цвета, близкие к белому – розовый, голубой, желтый. Насыщенность – это степень густоты цвета.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. Цвета солнечного спектра – хроматические. А черный, белый, серый – ахроматические. Это бесцветные тона, неокрашенные. Они не имеют насыщенности и цветового тона, а отличаются друг от друга только яркостью, а черный цвет не имеет и яркости.

Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными. Например, желтый - синий, оранжевый – голубой. Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, они гасят друг друга – получается серый невзрачный цвет. Если дополнительные цвета расположить рядом, они усиливают насыщенность цвета. Один и тот же цвет в окружении темных цветов кажется светлее, а в окружении светлых тонов – темнее. Гармоничное сочетание получают из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в спектральном кругу. Контрастное сочетание составляют из цветов, лежащих на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.

Ахроматические цвета хорошо сочетаются между собой и гармонируют с черным и белым, а малонасыщенные – с различными оттенками серого.

При выборе цвета бисера надо помнить о том, что цвет может зрительно менять форму и величину предмета. Светлые и теплые тона кажутся ближе, чем темные и холодные. Поэтому теплые тона как будто увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. При использовании в одном изделии различных цветов необходимо помнить о цветовой гармонии.

Матрёшка и современный мир

Знакомясь с историей матрешечного промысла и проблемой сохранения и развития народной культуры России, мной прочитаны работы исследователей народного искусства и промыслов России, таких как А. Рогова, Е. Осетрова, Т. Я. Шпикаловой, Л. М. Дробижевой, М. А. Некрасовой. Так же разработана анкета о востребованности предметов народного творчества в современном обществе. Анкета рассчитана на горожан нашего города и возрастной ценз не ограничен.

В анкетировании приняли участие 70 человек, в возрасте от 10 до 52 лет. Анкета состояла из 4 вопросов.

Данные результатов анкеты:

- на вопрос « знакомы ли вы с историей и традиционными народными промыслами России» ответили положительно 43 человека.

- на вопрос « владеете ли вы искусством изготовления изделий народного промысла» ответили положительно 9 человек.

- на вопрос « как вы думаете надо ли знакомить граждан России с традиционным народным творчеством» ответили положительно 58 человек.

- на вопрос « приобрели бы вы сувенир традиционных промыслов России» ответили положительно 37 человек.

Выводом моего исследования можно считать необходимость сохранения и популяризация изделий традиционных промыслов России. И данный проект является актуальным в решении этой проблемы.

Конструктивная часть

Эта часть проекта посвящена разработке параметров внешнего вида бисерной матрешки, этапам выполнения работ.

Генерирование идеи

Для воплощения идеи в реальное изделие необходимым действием является выбор параметров внешнего вида матрешки. Такими параметрами стали: размер, материал, техника плетения, цветовое сочетание.

Этапы выполнения работы

Этапы работы Содержание Действие

Подготовительный Изучение и исследование художественного образа Знакомство с классическим образом матрешки.

матрешки.

Проектировочный а) Определение параметров внешнего вида бисерной Разработка художественного образа и матрешки; технологической схемы бисерной матрешки.

б) выбор материалов и инструментов;

в) разработка схемы изделия;

г) выбор технологии плетения;

д) разработка эскиза изделия.

Практический Изготовление бисерной матрешки. Оплетение основы матрешки по схеме.

Рефлексивный Оценка выполненной работы. Выявление положительных и отрицательных моментов в процессе изготовления матрешки. Самооценка.

Технологическая часть

В этой части проекта рассмотрены такие разделы как:

- материалы и инструменты;

- техника бисерного ручного ткачества и плетение шнура «мозаикой»;

- разработка цветной схемы плетения.

Эти разделы можно назвать основными при разработке бисерной матрешки.

Инструменты и материалы

В работе используется не прозрачный натуральный бисер – бисер из непрозрачного стекла без покрытия, почти без блеска. Для оплетения яйца я использовала 8 цветов.

Леска прозрачна (в изделии ее почти не видно), но очень упруга. Нанизанные на леску бисерные вещицы выглядят эстетично. Леска используется для низания довольно жестких моделей или их деталей. Диаметр лески (в мм) указывают на упаковке.

Подбираем инструменты.

Для изготовления пасхального яйца необходимы инструменты:

- ножницы.

- игла бисерная.

Лучше всего работать специальными бисерными иглами. Они тонкие и легко проходят через отверстие в бисеринке.

Инструменты и принадлежности:

1. Ножницы.

2. Леска №0. 17

3. Бисерная игла.

4. Бисер непрозрачный: красный, черный, белый, зеленый, коричневый, желтый, оранжевый.

5. Пластмассовое яйцо.

Техники плетения

Техника бисерного ручного ткачества.

Для оплетения своего пасхального яйца я выбрала технику - ручное бисерное ткачество.

Тканые изделия можно выполнять и без станка, на руке. Такой способ применяется для получения чехлов и оплеток различных предметов – пасхальных яиц, шкатулок и т. д. , где использование станка невозможно. В этом случае тканые изделия нижутся на руке или основе (заготовке, болванке и т. д. ) в одну нить по схеме.

Наберите на иглу две бисеринки и замкните их в кольцо, еще раз пропустив иглу через отверстие бисеринки 1 в том же направлении.

Нанижите еще две бисеринки и замкните их в кольцо, тем же приемом. Повторяя прием, наберите необходимое для образца количество бисеринок. Это количество определяет длину ряда и ширину изделия.

Для перехода к третьему ряду введите, иглу в отверстие бисеринки 10 во второй раз в том же направлении нанижите, бисеринку 11.

Закрепите бисеринку 11, пропустив иглу через отверстия бисеринок 10 и 8 второго ряда.

Повторяя прием, наберите третий ряд и сделайте переход на четвертый так.

При выполнении изделий сложных форм применяйте прием суживания (е) и расширения (ж) по схеме.

В технике ручное ткачество, можно выполнять изделия сложной и неправильной формы: с острыми уголками, расширениями (выполняя крепление дополнительных бисеринок по краю и пустотами.

Полотно с расширением можно также ткать, двигаясь от самого длинного ряда к короткому.

Техника плетения шнура мозаикой.

Этот способ мозаичного плетения выполняется одной иглой. Чаще всего его используют для изготовления украшений. Такой шнур можно выполнять в пять семь, девять и более бисерин.

Рассмотрим приемы его низания на примере шнура в семь бисеринок.

Возьмите нить длиной 1,5 м, вденьте один ее конец в бисерную иглу и нанижите семь бисеринок. Разместите бисеринки на конце нити, оставив 5 – 10 см для последующей заделки нити. Иглой пройдите через отверстия 1 и 2 в направлении снизу вверх, замкнув бисер в кольцо. Затяните нить. Получилось первое кольцо – основа шнура.

Нанижите на иглу бисеринку 8 и пройдите через отверстие бисеринки 4. Нить затяните. Нанижите на иглу бисеринку 9 и пройдите через отверстие бисеринки 6 (ие III, рис. в). Нить затяните. Нанижите на иглу бисеринку 10 и пройдите через отверстие бисеринки 1. Нить затяните. Эти три бисеринки образуют второе кольцо.

Начинайте плести следующее кольцо. Наберите на нить бисеринку 11 и пройдите иглой через бисеринку 8. Нить затяните.

Нанижите на иглу бисеринку 12 и пройдите через отверстие бисеринки 9. Нить затяните.

Нанижите на иглу бисеринку 13 и пройдите через отверстие бисеринки 10. Нить затяните. Вы выполнили третье кольцо.

Используя приемы, показанные в схеме, сплетите шнур до получения необходимой длины.

Описание оплетения яйца.

Сплетите поясок, в технике ручное ткачество, по схеме. Он состоит из тринадцати рядов. Наденьте его на заготовку (пластмассовое яйцо) и оплетите верх и низ яйца по схеме. Далее, плетем кольцо – подставку в технике шнур мозаикой. Шнур плетется длиной десять сантиметров и соединяется в кольцо. На шнуре возможен орнамент, гармонирующий с костюмом матрешки.

Цветная схема бисерной матрешки

Разработана цветная схема бисерной матрешки которая относится к пластмассовому яйцу - основе размерами : окружность яйца 15 см, высота яйца 6,5 см.

Охрана труда

1. Общие требования безопасности.

К выполнению работ из бисера приступают после ознакомления с техникой безопасности и при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.

При бисероплетение возможно воздействие на работающих следующих опасных производственных факторов:

-уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без наперстка;

-травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами;

В помещении для работ по бисероплетению должна быть аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

В процессе работы необходимо соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

2. Требования безопасности перед началом работы:

- волосы не должны мешать при бисероплетение;

- проверить присутствие ржавых иголок и булавок, убрать их;

- подготовить своё рабочее место к работе, убрать всё лишнее.

3. Требования безопасности во время работы:

- хранить иголки и булавки в определённом месте (подушечка), не оставляя их на рабочем месте;

- не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот;

- ножницы хранить в определённом месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками (кольцами) вперёд;

- не наклоняться низко при работе с острыми предметами;

- не откусывать нитки, леску зубами, а отрезать их ножницами;

- не работать при отсутствии электроосвещения.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

- в случае поломки иглы или булавки, их обломки не бросать на пол, а убирать в урну;

- при получении травмы оказать первую мед. помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям.

5. Требования безопасности по окончании работы:

- проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место;

-провести проветривание помещения;

-выключить электроосвещение.

Медицинские рекомендации

Длительная работа с бисером вызывает напряжение глаз и их быстрое утомление (при использовании специального приспособления – в меньшей степени). Чрезмерное и длительное напряжения глаз может привести к ухудшению зрения и глазным заболеваниям. Гигиена органов зрения – важный фактор сохранения здоровья.

Для профилактики глазных заболеваний, улучшения зрения и уменьшения утомляемости глаз в Индии и Китае разработана специальная система упражнений – «гимнастика для глаз». Как показали исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления. Далее приводятся четыре наиболее известных и эффективных упражнения «глазной гимнастики».

Китайский врач Шэн, живший в XVI в. н. э. , рекомендовал делать «гимнастику для глаз» утром и вечером, а первые два из приведенных ниже упражнений также и днем в случае большой зрительной нагрузки (что соответствует условиям работы с бисером).

Мы рекомендуем каждые 15-20 мин. работы с бисером делать перерывы в работе, выполняя первые два упражнения.

Исходное положение для упражнений – сидя, голову держать прямо, глаза смотрят вперед.

Упражнение 1. Согревание глаз ладонями.

Закройте глаза. Положите слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони должен находиться против зрачка, т. е. центра глазницы. Представьте себе, что тепло ваших ладоней сконцентрировалось именно в центре ладоней. В течение 30-60 с « направляйте» это тепло в глаза.

Упражнение 2. Круговые движения глаз.

Закройте глаза и производите ими круговые движения: налево – вверх - направо – вниз, затем - в обратном направлении. Повторите по 5- 10 раз в каждом направлении. Движение делайте в медленном темпе. После этого слегка погладьте подушечками пальцев веки, откройте глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений.

Упражнение 3. Движение по горизонтали.

Вытяните правую руку прямо перед собой, разогните ее в кисте, взгляд фиксируйте на ногте среднего пальца. Сопровождая ноготь взглядом (не поворачивая головы!), переведите руку вправо так, чтобы она составила с правым плечом одну линию. Перемещайте руку по горизонтали в направлении левого плеча. Повторите упражнение, используя левую руку, т. е. сначала поставьте ее перед собой, затем переместите влево и вправо. Повторите пять раз, меняя руку. Темп – медленный.

Упражнение 4. Фиксирование взгляда на приближающихся и удаляющихся пальцах кисти.

Вытяните правую руку перед собой, разогнув ее, как в предыдущем упражнении. Фиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Медленно приближайте кисть к носу и так же медленно приведите ее в исходное положение. Повторите 10- 15 раз.

Во время занятия бисероплетением, в перерывах и по окончании работы можно выполнить также следующее упражнение: медленно «пробежаться» глазами по контуру определенных фигур. Сначала посмотрите вверх- вниз, затем влево - вправо и, наконец, - по горизонтальной «восьмерке» слева направо и справа налево. Повторите 5- 10 раз по каждой фигуре. Можно нарисовать эти фигуры на листе бумаги и во время работы прикреплять его в небольшом отдалении от рабочего места так, чтобы он попадался вам на глаза всегда, когда вы будите делать перерыв в работе. Это облегчит проведение «глазной гимнастики», поскольку легче будет «пробегать» глазами по нарисованному и видимому контуру, нежели по воображаемому. Кроме того, отвлекаясь от бисероплетенения, вы невольно обратите внимание, на лист с фигурами и чаще будете делать гимнастику, что положительно скажется на ваших глазах.

Во время отдыха можно послушать тихую музыку. Это способствует расслаблению мышц всего тела, что необходимо при длительной работе сидя, в определенном положении. Музыкотерапия помогает быстро набраться сил и продолжать работу в прежнем темпе и с прежним качеством.

Экономическая часть

Общая цена.

На изготовление одной бисерной матрешки требуется:

- бисер желтый -1 пач. X 5 руб.

- бисер зеленый -2 пач. X 5 руб.

- бисер красный -1 пач. X 5 руб.

- бисер оранжевый – 2 пач. X 5 руб.

- бисер белый -1 пач. X 5 руб.

- бисер черный – 1 пач. X 5 руб.

- бисер коричневый – 1 пач. X 5 руб.

- игла бисерная – 2 шт. X 2 руб.

- леска № 0. 17 – 1 кат. X 25 руб.

- яйцо – 10 руб.

- ножницы – 15 руб.

Итого: 99 руб.

Вычисление материальных затрат.

- бисер желтый (20% от цены)=1 руб.

- бисер зеленый- 2 пач. Х 5 руб. =10 руб.

- бисер красный (50% от цены)=2. 5 руб.

- бисер оранжевый- 2 пач. Х 5 руб. =10 руб.

- бисер белый (30% от цены)=1. 5 руб.

- бисер черный (50% от цены) =2. 5 руб.

- бисер коричневый (15% от цены)=75 коп.

- игла бисерная – 2 шт. X 2 руб. =4 руб.

- леска № 0. 17 (30% от цены)=7. 5 руб.

- яйцо – 10 руб.

- ножницы – 15 руб.

Итого: Мз = 64. 75 руб. (шестьдесят четыре рублей семьдесят пять копеек).

Вычисление стоимости работы.

Стоимость работы=70%

Мз =64. 75=100% Ср= 70% Мз =45руб. 33 коп; (сорок пять рублей тридцать три копейки).

Расчет стоимости изделия:

Сизд. =Мз+Ср.

64. 75+45. 33=110. 08руб. (сто десять рублей восемь копеек).

Итого стоимость бисерной матрёшки составляет 110 рублей 8 копеек. Такая стоимость изделия показывает её доступность для всех слоев населения нашей Страны.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день. Целью моей работы была разработка бисерной матрешки, как элемента русской народной культуры. Для этого мною изучен большой материал по истории матрешечного промысла, познакомилась с классическими видами матрешек, исследовала востребованность предметов русских народных промыслов в современном обществе. Изучила техники бисерного плетения, разработала схему бисерной матрешки, сплела коллекцию бисерных матрешек.

Выводом моего исследования можно считать необходимость сохранения и популяризация изделий традиционных промыслов России. И данный проект является актуальным в решении этой проблемы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)