Экологически чистый транспорт: велосипед
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни – Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней , но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
В наш стремительный век человек должен многое успевать
Как это сделать? Необходимо передвижение выручает автомобиль.
Удобно, быстро, комфортно только все это очень опасно для здоровья человека. Ежегодный экологический ущерб, связанный с работой автомобильного транспорта, составляет около 6,3 млрд долларов США.
Выбросы токсичных веществ от функционирования автомобильного транспорта /по данным Минтранса России, 2000 г/ составили около 12,4 млн тонн.
Прогноз показывает, что к 2010 году ущерб, связанный с загрязнением окружающей среды транспортом может вырасти в России как минимум на 28-30 %.
Сегодня уже нужны целенаправленные природоохранные меры по защите окружающей среды.
И одна из них: это использование более экологически чистых видов транспорта. Например, велосипеда.
В долгой биографии велосипеда бывали времена, когда скептики заявляли, что он себя изжил и обречен на забвение, по крайней мере в крупных городах. Но затем жители мегаполисов вновь обращались к двухколесному другу как верному средству оздоровления, спасителю от губительных издержек малоподвижного образа жизни и неразрешимых транспортных проблем. А в малых городах и селах от велосипеда никто никогда не отворачивался.
Ныне мир переживает ренессанс увлечения велосипедом. Ширится круг его приверженцев всех возрастов и профессий вплоть до президентов и премьер – министров, не говоря уже об увлечении им в детской и молодежной среде, развивается велоспорт улучшается экология городов и сел, укрепляется здоровье людей.
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
У загадки есть овеет, это мой
(велосипед)
«Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем».
(ПДД РФ (п. 1. 2))
Велосипед в дословном переводе с латыни (велокс – быстрый, педис – ноги) означает быстроног.
Он стал увлечением и верным другом множества людей:
Солнце на спицах,
Синева над головой,
Ветер нам в лица,
Обгоняем шар земной.
Ветер и версты,
Убегающие вдаль,
Сядешь и просто
Нажимаешь на педаль.
Велосипед - это транспорт, это средство закалки, укрепления здоровья, развития физических и волевых качеств личности.
С помощью велосипеда всегда можно организовать спортивные занятия, активный отдых, увлекательный досуг детей и подростков.
Кто придумал велосипед?
Итальянцы утверждают, что велосипед изобрели более 2000 лет назад. Сначала это была повозка с управляемым колесом, затем двухколесный деревянный самокат, затем деревянный велосипед. Железный велосипед впервые в мире появился в России в 1800 г. Его создал уральский мастер Петр Артамонов, он приехал на нем в Москву и показал его во время коронации царя. Но это изобретение не нашло применения в России, его забыли.
Но в Европе не забыли
Затем (в 1813 г. ) немецкий лесничий Драйс изобрел велосипедный руль. Сам же велосипед был тяжелым, неуклюжим (нужно было отталкиваться от земли ногами). Дальзель придумал педали для ног.
Его изобретение заметили, появилось еще одно колесо – трехколесный велосипед (его основатели фабриканты игрушек).
В Европе железный велосипед построили в 1865 г. (французы механики Мишо и Лальман), но он оказался очень тяжелым и при езде на нем сильно трясло, его называли «Костотряс».
Затем англичанин Коупер, применим шариковые подшипники.
Переднее колесо было очень большим (чтобы увеличить скорость) и велосипедистам было трудно доставать до педалей. Конструктор Леонардо да Винчи – придумал шарнирные цепи. В 1884 г. Появились первые велосипеды с колесами, длинной рамой и цепной передачей на заднюю ось. Пневматические шины придумал в 1885 г. Шотландский ветеринар Данлоп. Велосипед стал намного легче.
В 1894 г. Фирма «Рэлей» выпустила велосипед с привычными для нас ромбовидными контурами рамы.
В 1897 г. Французский инженер Моро придумал втулку со свободным ходом, которая позволила двигаться по инерции, временно прекращая работу педали.
С тех пор велосипед все время усовершенствуется Появились специальные грузовые, армейские и многие другие модели. В спорт велосипед пришел в 1868 г. (в Париже состоялись первые гонки).
Как выбрать велосипед
Прежде чем выбрать модель велосипеда, надо определить какой цели будет служить:
• Для спорта (гоночный)
• Для прогулок (горный)
• Для развлечений (ВМХ – мото – экстрим)
• Для повседневного передвижные (дорожный, складной, «гибрид» - «помесь» шоссейного с горным).
Кроме этого необходимо продумать:
• Каков предполагаемый дорожный профиль;
• Каково качество дорожного покрытия;
• Каким будет скоростной режим;
• В какую погоду будет происходить езда.
Требования к безопасности езды:
• безопасность эксплуатации (травмобезопасность);
• надежность тормозов, других узлов и механизмов;
• прочность;
• соответствие росту предполагаемого владельца и возможность быстрой регулировки по нему;
• удобство посадки, размещения во время езды и управления механизмами в движении;
• возможность установки приборов освещения и сигнализации для езды в темное время;
• предохранение от загрязнения одежды смазочными материалами с деталей велосипеда и брызг от колес в дождливую погоду;
• легкость и плавность хода (отсутствие тряски);
• проходимость по плохим дорогам;
• шум в движении;
• периодичность и трудоемкость технического обслуживания;
• внешний вид, качество и способность отделки и окраски;
• общие габаритные размеры при эксплуатации и хранении.
Но есть и недостатки у велосипеда:
• зависимость от погодных условий /но уже есть веломобили – транспортные средства, имеющие более 2 колес/.
• Опасность для детей: на 1 млн км велопробега приходиться около двух ДТП с травмами 7-8 летних детей. /сокращается риск с увеличением возраста с 7 до 15 лет. (Дети ездят на велосипедах больше, чем взрослые)/.
ПДД для велосипедистов
Правилами дорожного движения предусмотрено: управлять велосипедом можно только при достижении 14 лет.
Запрещается:
• Ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам;
• Ездить, не держась за руль;
• Перевозить пассажиров, груз, который выступает более чем на 0,5 метра по длине и ширине за габариты велосипеда;
• Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
• Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами.
Лучшее место для езды – спортивные площадки, уголки парка.
Как правильно ездить на велосипеде:
Ездить на велосипеде нужно в надежно застегнутом защитном шлеме. Велосипед должен иметь исправные тормоза и катафоты (отражающие элементы сзади и спереди). На велосипеде нельзя ездить вдвоем: так им сложнее управлять и поддерживать равновесие. Особенно нужно быть внимательными в темное время суток или в сумерки, когда плохо видно и потому аварии случаются чаще. Велосипед должен быть оснащен фарой. Очень опасно, управляя любым транспортным средством, слушать музыку. Во-первых, это отвлекает внимание, а во-вторых, можно не услышать предупреждающие сигналы и попасть в аварию.
Как вести себя при падении:
• Не торопитесь вставать.
• Осмотрите себя – нет ли кровотечений, неестественного положения рук или ног (возможны переломы).
• Прислушайтесь к себе: не кружится ли голова, не тошнит ли (возможно сотрясение головного мозга).
• В случае серьезных травм попросите прохожих вызвать «Скорую помощь».
Преимущества:
• Физические нагрузки на организм (польза для здоровья);
• Легкость преодоления автомобильных пробок;
• Экологическая чистота. И этого нельзя опровергнуть. В наш век все так любят автомобили Автомобиль же является главным источником загрязнения окружающей среды.
Энергия, которую потребляет автомобильный транспорт, превышает во много раз все экологические нормы Жизнь в мегаполисах стала невыносимой: Токио, Париж, Лондон задыхаются от избытка автомобилей. В Москве более 100 дней в году смог. Избыточное количество воздуха от автомобильного выхлопа вызвало европейский потоп летом 2002 года: наводнение в Германии, Чехословакии, Франции, Италии, в Краснодарском крае, Адыгее.
Засуха и смог в центральных областях европейской части России, в Московской области. Это можно объяснить тем, что к атмосферным течениям воздушных потоков добавились мощные потоки горячего воздуха от автомобильного выхлопа СО2 и паров Н2О отработанных газов из центральной и Восточной Европы, где рост количества автомобилей превысил все допустимые нормы. Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу, в составе отработанных газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя – источника наибольшего загрязнения.
Структура годовых выбросов загрязняющих веществ (%) на автомобильной дороге «Русь»:
Все это приводит к развитию широкого спектра заболеваний у людей (бронхит, астма, сердечная недостаточность и др. ). Страдает и экология: посыпая дороги зимой солью, происходит засоление почвы и рек – убивает все живое, губит деревья и травы.
Кроме этого транспорт является одним из основных источников шума в городах. /общий уровень шума при большой плотности транспортных потоков достигает 80дБА (при норме 55дБА)/.
Вернемся к велосипеду:
• экологическая чистота,
• здоровье; это главное преимущество ВЕЛОСИПЕДА!
Велосипедный бум в Европе:
• В Берлине появились маршрутные велотакси.
• В Европе велосипеды используют в полиции и других городских службах, на работу ездят на велосипедах: певица Мадонна, президент США Джордж Буш – младший, бывший премьер министр Великобритании Тони Блэр.
• Дети на велосипедах приезжают в школу.
А что у насв нашей школе, в г. Белово?
Увлечение велосипедом начинается с детства: в нашей школе (из 100 опрошенных детей на велосипеде умеют кататься 96 человек). Все говорят, что это прекрасный вид спорта, очень полезен для здоровья. Но спортивной секции нет ни в поселке, ни в школе, а вот в г. Белово есть: у нас даже есть победители очень серьезных велогонок. Например: Евгений Петров (выпускник шк. №11) – чемпион участник Олимпийских игр. Сейчас Женя живет и тренируется в Греции, но часто приезжает на родину к родителям.
Зато в нашей школе в этом году прошел очень интересный праздник юных велосипедистов. Мы надеемся, что этот праздник положил новую традицию в нашей школе.
И верится, что глядя на нас – школьников, увлеченных велосипедным спортом, взрослые мамы и папы пересядут с машин на велосипеды, хотя бы в черте нашего поселка.
Тогда обязательно выиграют все: и экология нашего поселка и здоровье жителей Бачатского, Белово, Кузбасса
Заключение
Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. И решать ее предстоит нам и нашим потомкам.
Экологически чистый транспорт: велосипед – одна из эффективных мер по всестороннему развитию экологически чистых видов транспорта во всем мире.
Велосипед наполняет жизнь яркими впечатлениями, радостными событиями, дает ощущения свободного птичьего полета, раскованности, умиротворяющей гармонии с окружающим миром, а самое главное укрепляет здоровье человека и не наносит вредя экологии нашего родного края.
Комментарии