Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Экологический мониторинг

В районном центре дополнительного образования детей «Спектр» осуществляется реализация программы экологического образования, воспитания и просвещения населения, способствующая формированию экологической культуры учащихся начиная с дошкольников и заканчивая выпускниками школ. Экологическое просвещение населения осуществляется в ходе проведения экологических акций, работы клуба «Экоша».

В 2005-2006 учебном году мы, члены районной общественной экологической организации «Родник», участвовали в реализации программных мероприятий по экологическому просвещению населения. Наше участие заключалось в подготовке и проведении экологических игр, конкурсов для детей и взрослого населения.

Проводимые мероприятия показали:

1) Детей и взрослых волнуют проблемы сохранения растительного и животного мира на Земле, экологического состояния воды, воздуха, почвы.

2) Недостаточный охват учащихся экологическим образованием и воспитанием.

3) Взрослое население недостаточно информировано в области экологии.

О том, что уровень общей культуры, в том числе и экологической, населения в поселке остается низким свидетельствует санитарное состояние подъездов жилых домов, разбросанный бытовой мусор на местах его сбора, газонах, на берегу реки Вах. Мы считаем, что важнейшим условием решения экологических проблем является формирование экологической культуры человека. «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре. Москва. 7 мая 1998 г. ).

По мнению психологов, основным регулятором экологического поведения людей, т. е. их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы является гуманное, этическое отношение к природе. Гуманное, этическое отношение означает, что люди должны любить и беречь природу, все живое на Земле, рационально и не разрушая экосистемы использовать полезные ископаемые.

Силами детей невозможно решить глобальных экологических проблем или кардинально изменить экологическую обстановку в районе без участия взрослых. Но мы, учащиеся экологического объединения, неравнодушные к судьбе нашей планеты, округа, района, поселка, можем привлечь внимание населения к проблеме сохранения природы родного края. Ведь сохраняя чистоту в поселке, в местах отдыха, оберегая растительный и животный мир, мы сохраняем планету в целом. Наш проект называется «Экобум», потому что мы хотим от многочисленных призывов с телеэкранов, со страниц газет «беречь природу» перейти к активным действиям и привлечь все население поселка Излучинск.

Участниками проекта являются дети и взрослое население поселка Излучинск.

Механизм реализации был разработан с учетом результатов анкетирования, проведенного во время подготовительного этапа реализации проекта .

В анкетировании, в основном, приняли участия жители, проживающие в поселке около 10 лет, имеющие высшее и средне-специальное образование.

Наряду с актуальными социальными проблемами, проблемы кризиса морали, культуры, нравственности и загрязнения окружающей среды занимают не последнее место и тревожат население поселка.

Информация в газетах, на радио и телевидении о проблемах экологии в основном устраивает 50% опрашиваемых, 44% больше всего хотели бы получить информацию о загрязнении окружающей среды и здоровье населения из телепередач и экологической газеты.

Для оздоровления экологической обстановки респонденты выбрали в первую очередь меры законодательного уровня, а именно усиление экологического контроля, расширение прав региональных природоохранных органов.

По мнению респондентов, семье отводится главная роль в процессе формирования экологического мировоззрения человека, среди учреждений, которые должны заниматься экологическим образованием и просвещением отдают предпочтение образовательным учреждениям.

В целом, большинство респондентов готовы выделить свое свободное время и труд для ликвидации ущерба нанесенного природе, участвовать в работе экологических движений и организаций, в акциях протеста в защиту окружающей среды.

Ожидаемые результаты

Реализация проекта направлена на экологическое просвещение население поселка и предполагает:

1. Повышение уровня информированности населения в области проблем экологии.

2. Привлечение детей и взрослых к участию в экологических акциях, конкурсах.

3. Повышение уровня экологической культуры населения.

Эффективность и успешность проекта будет оцениваться:

□ По количеству участников акций, экскурсий из числа взрослого населения;

□ По количеству участников, вовлеченных в процесс реализации данного проекта;

□ По результатам анкетирования

Перспективы развития.

По окончании срока реализации проекта, полученный и обобщенный опыт данного проекта будет использован в эколого-просветительской работе в масштабах Нижневартовского района.

Результаты анкетирования населения поселка Излучинск

Цель анкетирования изучение необходимости организации эколого-просветительской деятельности в поселке, районе.

Время проведения декабрь 2005 г. - январь 2006 г.

В анкетировании приняло участие 96 человек в возрасте от 16 до 58 лет, из них 63 женщин, 33 мужчин. Из числа респондентов в поселке Излучинск 33% проживают более 10 лет, 33% от 5 до 10 лет, 20 % менее 5 лет, по 7% всю жизнь, здесь родился и почти всю жизнь соответственно.

По образованию респонденты имеют высшее – 33%, незаконченное высшее – 7%, средне-специальное 30%, среднее – 15%, неполное среднее 10%.

Среди проблем поселка респондентов больше всего тревожат: на 1 месте - повышение оплаты за жилье; на 2 месте – рост цен на продукты питания, товары первой необходимости; на 3 месте – кризис морали, культуры, нравственности и отсутствие качественного медицинского обслуживания; на 4 месте – загрязнение окружающей среды; на 5 месте – рост безработицы, на 6 месте – рост преступности и расслоение людей на богатых и бедных.

На вопрос анкеты «В какой мере Вас устраивает информация в газетах, на радио и телевидении о проблемах экологии?», были получены следующие ответы: устраивает в полной мере – 15%, в основном устраивает – 26%, в основном не устраивает – 22%, не устраивает полностью – 15%, затрудняюсь ответить – 15%

33% респондентов хотели бы получить информацию по здоровому питанию, 19% - экологии квартиры (дома), 44% - загрязнение окружающей среды и здоровье населения.

Среди предложенных форм получения информацию по экологии респонденты выбрали: телепередачи – 41%, экологическая газета – 33%, буклеты, бюллетени и круглый стол – 19%.

Из предложенных мер, которые должны в первую очередь предпринимать органы власти по оздоровлению экологической обстановки респонденты выбрали

52% ужесточение силовых мер экологического контроля (создание экологической полиции, усиление санкций против нарушителей);

26% расширение прав и увеличение ресурсов региональных природоохранных органов;

19% обязательное включение во все системы принятия решений экологического регулятора, контроль за ростом населения и изменением стандартов потребления и образа жизни;

15% ужесточение законодательства и санкций за его неисполнение, помощь в развитии экологических общественных движений, обеспечение гласности при проведении экологической экспертизы;

7% изменение принципов индустриальной и энергетической политики.

67% опрашиваемых считают, что экологическое мировоззрение человека формируется в семье, 33% в школе, экологическим образованием и просвещением должны заниматься учреждения образования района (детские сады, школы, дополнительное образование) – 59%, средства массовой информации – 37%, учреждения культуры – 19%, также были ответы – все учреждения района и семья.

На вопрос «Какое участие в сохранении окружающей среды, улучшении экологической ситуации могли бы предпринять лично Вы?» участники анкетирования ответили:

41% - готов выделить свое свободное время и труд для ликвидации ущерба нанесенного природе;

33% - готов участвовать в работе экологических движений и организаций;

26% - готов участвовать в акциях протеста в защиту окружающей среды;

15% - готов платить дополнительный экологический налог, если буду уверен, что эти средства пойдут на защиту окружающей среды;

11% - ничем не могу помочь, в силу разных причин;

7% - готов перечислять некоторые суммы денег в специальный экологический фонд.

Выводы: в анкетировании, в основном, приняли участия жители, проживающие в поселке около 10 лет, имеющие высшее и средне-специальное образование.

Наряду с актуальными социальными проблемами, проблемы кризиса морали, культуры, нравственности и загрязнения окружающей среды занимают не последнее место и тревожат население поселка.

Информация в газетах, на радио и телевидении о проблемах экологии в основном устраивает 50% опрашиваемых, 44% больше всего хотели бы получить информацию о загрязнении окружающей среды и здоровье населения из телепередач и экологической газеты.

Для оздоровления экологической обстановки респонденты выбрали в первую очередь меры законодательного уровня, а именно усиление экологического контроля, расширение прав региональных природоохранных органов.

По мнению респондентов, семье отводится главная роль в процессе формирования экологического мировоззрения человека, среди учреждений, которые должны заниматься экологическим образованием и просвещением отдают предпочтение образовательным учреждениям.

В целом, большинство респондентов готовы выделить свое свободное время и труд для ликвидации ущерба нанесенного природе, участвовать в работе экологических движений и организаций, в акциях протеста в защиту окружающей среды.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)