Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Экологический паспорт пришкольной территории МОУ СОШ №21

Экология- наука об окружающей среде.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены, тенденцией нарастания неустойчивости природы.

Поэтому экология в настоящие время приобретает решающее значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса. На органы человека действуют различные факторы окружающей среды: солнечный свет, состав воздуха, его температура и скорость движения, степень влажности, атмосферное давление, уровень радиации, магнитные поля, растения и животные. Организм приспособлен к естественному их воздействию. Под влиянием деятельности человека многие факторы окружающей среды изменяются: загрязняются вредными химическими веществами H2O, почва, воздух, повышается уровень радиации. Вредные вещества вместе с продуктами питания и с воздухом, которым дышит человек, попадают в его организм и вызывают различные болезни.

Загрязнение атмосферы происходит в результате работы промышленности, транспорта, а также различных топок, которые в совокупности ежегодно выбрасывают « на ветер» миллиарды тонн твердых и газообразных частиц. Основные загрязнители атмосферы – окись углерода (СО) и сернистый газ (SO2) , образующиеся, прежде всего при сжигании минерального топлива, а также оксиды серы, азота, фосфора, свинец ртуть, АI , и другие металлы.

О загрязнении окружающей среды мы знаем уже много, и оно не может нас не тревожить. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», - говорит народная пословица. Неужели же все человечество, да и каждый из нас уподобились такой птице?

Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений.

Так как большинство человечества проживает в городах, то из основных проблем помимо времени стало изучение экологической обстановки города, района, улицы и территории школы.

Большую роль в жизни человека и всего живого играют зеленые насаждения. По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя города должно приходиться 50 м2 зеленых насаждений.

Зеленые насаждения улавливают до 70 – 80% аэрозолей, пыли и различных 3В (оксиды серы, азота и т. д. ) из окружающей среды. По литературным данным растениями, улавливающими наибольшее количество пыли являются те, которые имеют опущенные либо клейкие листья. К ним относятся: вяз, бузина, рябина, тополь.

В листьях деревьев происходит сложный процесс фотосинтеза, который протекает с помощью энергии солнечного света, в результате этого листья поглощают СО2. (Например: 1 га тополя выделяет О2 в 7 раз больше 1га ели за вегетационный период, а один средний тополь за час поглощает 40 кг СО2. Столетний бук, высотой 25м и диаметром ствола 1,5 м производит 17 кг О2 за час. Одно любое дерево в течение вегетационного периода обезвреживает до 12 кг SO2 , а 1 тонна древесной растительности производит в год 1,1т О2, поглощает 1,5 т СО2).

Так как при постройке нашего города, которому 62 года, экологические проблемы не ставились на первое место, нам показалось интересным исследовать экологическое состояние территории нашей школы.

Установив, насколько загрязняется воздух, нам нужно продумать меры по улучшению экологической обстановки вокруг школы. В этом нам помогут « зеленые фильтры ». Так называют растения, которые активно поглощают непосредственно из воздуха загрязнители без вреда для себя (но, и у этих растений имеется предел жизнеспособности в условиях сильно загрязненной среды).

Зелеными фильтрами, помогающими поглотить из воздуха также загрязнители, как фенол и соединения серы, являются карагана древовидная, берест, тополь, бирючина. Окислы азота хорошо усваиваются эльдарской и серной сосной, ясенем, американским кленом, овсом, пшеницей, горохом. Наиболее интенсивно свинец, марганец и серу «вдыхает» клен остролистный; железо, алюминий, титан-конский каштан; марганец, железо и серу – липа мелколистная; марганец и алюминий – карагана древовидная.

II. Цели и задачи.

Главной целью нашей исследовательской работы является – изучить экологическое состояние школьной территории. Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

- на сколько запылен воздух на территории нашей школы;

- в какой степени необходимо озеленение школы;

- какие растение на территории школы наиболее улавливают пыль и копоть;

- в связи с этим изучить древесно-кустарниковый состав вокруг школы;

-по возможности предложить дополнительные посадки деревьев и кустарников на пришкольной территории, для улучшения ее экологического состояния.

III. Климат.

Наша школа находится в г. Озерске Челябинской области.

Климат территории севера Челябинской области – резкоконтинентальный. Наибольшее количество осадков -93мм - выпадает в июле, наименьшее -20мм – в феврале. Сумма годовых осадков -531мм. Число дней со снежным покровом -166мм. , его средняя высота 660мм. Во все сезоны года здесь преобладают ветры западные, т. е. от нашей школы, нередко – северные, а реже всего – восточные и южные ветры, т. е. в сторону нашей школы. Среднегодовая скорость ветра 3-9м/с

IV. Описание объекта.

Наша школа находится в густозаселенном районе. Самое крупное предприятие, находящееся недалеко от нашей школы, примерно в 800-900 метрах – это завод №5 (деревообрабатывающий комбинат).

Общие сведения о предприятии:

Завод №5 расположен на юго-восточной окраине г. Озерска, в непосредственной близости находятся предприятия: ПЖКУ ЖКУ, гараж ММПКХ, химчистка.

Производственный профиль завода – выпуск различных изделий из дерева. В состав предприятия входят следующие основные производства:

1. Распилка круглого леса.

2. Сушка пиломатериала.

3. Изготовление оконных и дверных блоков.

4. Изготовление встроенной мебели.

5. Отделка дверных, оконных блоков, мебели. При этом используются следующие ЛКМ: эмульсия ПВА, эмали ПФ и РФ, олифа, полиэфирные лаки ПЭ-232 и ПЭ-246, нитроцеллюлозный лак используются следующие ЛКМ: эмульсия ПВА, эмали ПФ и РФ, олифа, полиэфирные лаки ПЭ-232 и ПЭ-246, нитроцеллюлозный лак НЦ-218.

6. Изготовление деревоконструкций.

7. Изготовление черновых заготовок.

8. Изготовление арболитовых блоков.

Завод имеет 43 источника выбросов 3В в атмосферу, из них 40- организованные. Очистными установками оборудовано 23 источника 3В. Все установки очистки – в исправном состоянии. Сейчас на заводе снижено производство.

Отчетность по форме 2-ТП (воздух) направляется ежегодно в лабораторию Охраны окружающей среды для составления сводного отчета.

В связи с направлением ветров это предприятие оказывает наибольшее влияние на окружающую среду нашей школы.

В районе нашей школы, точнее, в районе ул. Монтажников, находится промышленная зона.

С южной стороны (т. е. сзади школы) находятся:

-гаражи

-в 182 метрах – кирпичное здание Министерства РФ по атомной энергии, в котором – государственное унитарное предприятие Бюро комплексного проектирования сибирского «Оргстройпроекта»; Управление капитального строительства;

- в 136,5метрах – училище №44.

Данные предприятия не влияют на экологическое состояние школьного двора;

- на территории нашей школы находится небольшое здания, в котором производится ремонт видео и аудио систем ООО;

- 2 жилых дома, расположенные ближе всех к торцу нашей школы – это девятиэтажный дом, по улице Монтажников 22 в 130 метрах и тринадцатиэтажный дом по улице Дзержинского 60 в 169 метрах.

С северной стороны:

- спереди школы находится 4 пятиэтажные дома: по Луначарского 3 в 126,5 метрах по Луначарского 5 в 91 метре по Луначарского 7 в 110,5 метрах по Луначарского 9 в 182 метрах.

С восточной стороны: (со стороны детской площадки):

-справа от школы стоит длинный девятиэтажный дом по улице Луначарского 13 расположенный в 80 метрах от школы.

На западе (со стороны школьного стадиона):

-слева от школы в 150 метрах расположена автострада.

Наличие жилищного массива увеличивает антропогенную нагрузку на территорию школы (это вытаптывание газонов, засорение территории, загрязнение при выгуле собак, хотя это и запрещено, но тем не менее наблюдается).

Ближайшая автомагистраль расположена немногим больше 150 метров от нашей школы. Конечно, существенное влияние на загрязнение воздуха вокруг школы дорога не оказывает, но все-таки в часы пик, когда движение наиболее оживленное в атмосферу нашей школы поступает некоторое количество выхлопных газов.

По нашим наблюдениям по автостраде за час проходит примерно 800 автомобилей, а нам известно, что один легковой автомобиль в течение часа выбрасывает 42 г выхлопных газов, в состав которого входит около 1 г 250 мг угарного газа (СО), 250 мг оксидов азота, соединения свинца, сера и др. 3В, которые в большой или меньшей степени попадают в атмосферу нашей школы, загрязняя воздух, которым мы дышим.

V. Экспериментальная часть,

1. Растительность на нашей пришкольной территории довольно многообразна, особенно с южной стороны школы, потому что там находится пришкольный участок, где растут множество кустарников и деревьев. Растения мы определили по школьному определителю.

Из деревьев около нашей школы в болеебольшом количестве располагаются береза, яблоня и облепиха, которая находится на заднем участке школы; также из деревьев можно увидеть – ясень, сосну и в меньшем количестве – рябину, тополь.

Из кустарников у нас в основном растет карагана древовидная, а также имеются кустарники кизильника, малины, сирени, барбариса, спиреи.

С северной стороны школы, т. е. где располагается главный вход в школу, находится участок, где растут 19 берез, в расстоянии от 1 до 5-ти метров, 9 сосен и 6 кустов сирени.

С западной стороны школы произрастает в большом количестве, как деревья, так и кустарники. Из деревьев здесь можно увидеть: 7 берез, 5 яблонь и 12 деревьев ясеня; и около 60 кустов караганы древовидной, очень близко расположенных друг другу.

С восточной стороны школы растут в основном кустарники караганы древовидной, их 63; а также здесь располагается 8 яблонь, 2 березы и 1 рябина.

С южной стороны находятся 3 тополя, 19 яблонь, 2 рябины, 14 ясеня и 3 облепихи; а из кустарников: 1 куст барбариса, 3 куста малины, 3 куста обыкновенной вишни, 3 куста сирени.

На территории нашей школы имеется 7 видов деревьев, они располагаются со всех сторон школы. Всего на нашей школьной территории растут около 104 дерева.

с южной стороны школы – 41 дерево. Здесь можно увидеть ясень, тополь, рябину и облепиху.

С северной стороны - располагается небольшой лесок, состоящий из растущих здесь сосен и берез. Видовой состав здесь не велик, количество деревьев 28.

С восточной, т. е. с правой стороны школы растет яблоня и рябина. Всего они составляют 11 деревьев.

Большую площадь занимают кустарники.

Большое количество ясеня, а также береза и яблони растут с западной стороны школы. Здесь имеются 24 дерева.

После проведения этих подсчетов, мы выясняем, что самое большое количество деревьев и кустарников располагается на приусадебном участке, с южной стороны школы. А самое маленькое количество деревьев приходится на восточную сторону школы, поэтому мы предлагаем засадить эту территорию еще некоторым количеством деревьев.

2. Мы изучили степень запыленности воздуха в различных местах территории, примыкающей к нашей школе, а именно:

- со стороны жилых домов;

-со стороны предприятий; со стороны автомагистрали;

-в глубине зеленой зоны нашей школы.

Изучение запыленности воздуха проводится по анализу количество пыли, накопившейся на листьях деревьев и кустарников школьного двора за вегетационный период.

Для этого мы собрали в вышеуказанных местах листья растений, выбирая при этом две высоты:

- у кустарников мы срезали листву на высоте 1 метр;

- у деревьев – на высоте 2 метра.

Срезая равномерно по всей окружности кроны, мы брали навески по 100 г листьев с каждого вида деревьев и с кустарников.

Затем листья мы поместили в кристаллизатор с кипяченой водой и аккуратно смыли с них пыль, каждую пробу отдельно.

Взвесели в чистом виде фильтры, вес каждого из которых у нас составил 1,560 г.

Потом профильтровали воду, высушили фильтры, с осевшей на их пылью и взвесили их еще раз. Вес фильтров у нас распределился таким образом: а) сзади школы мы собрали листья (с южной стороны):

- с двух яблонь, растущих в глубине зеленой зоны школы, а также со стороны предприятий – по 1,620 г

- с яблони, которая растет около стадиона, вблизи училища № 44 и жилого девятиэтажного дома по ул. Матросова 22 – фильтр с пылью весит 1,700 г; б) спереди школы (с северной стороны):

-с березы, произрастающей в небольшом березовом лесочке на территории нашей школы в стороне от главного входа и со стороны пятиэтажного дома по ул. Луначарского 9 – вес фильтра с пылью составил 1,670 г.

- с кустов сирени, растущих около ворот нашей школы прямо напротив главного входа. С одной стороны самый близко стоящий к ним дом – это пятиэтажный дом по ул. Луначарского 7 – здесь вес фильтра составил 1,600 г; в) справа от школы (т. е. со стороны детской площадки; с западной стороны) мы собирали листья:

- с ясеня, растущего со стороны жилого девятиэтажного дома ул. Луначарского 13 – здесь вес фильтра с пылью составил 1,700 г; г) слева от школы, (т. е. со стороны стадиона; с восточной стороны) мы собрали листья:

-с кустов акации растущих со стороны автомагистрали – вес фильтра составил 1,710 г.

Затем из общего веса с пылью мы вычли вес чистого фильтра и получили вес осевшей за вегетационный период пыли, накопленной каждым из исследуемых нами деревьев и кустов, в зависимости от их расположения.

Таким образом, у нас получилось, что больше других растений улавливают пыль:

- из кустов карагана древовидная (150мг);

- из деревьев ясень (140 мг) и яблоня, растущая вблизи 44 училища и со стороны автомагистрали (140 мг), а затем береза (110 мг).

А меньше всех улавливает пыль:

Из кустов – сирень (40мг);

Из деревьев – 2 яблони, растущие со стороны предприятий и в глубине зеленой зоны школы (по 60 мг с каждой).

Из проведенного нами исследования можно сделать вывод, что из растущих на территории школы деревьев лучше удерживают пыль – ясень, яблоня и береза, значит, их нужно сажать со стороны, где больше всего пыли, т. е. со стороны автомагистрали, где из вышеназванных деревьев растет только одна яблоня, а больше всего растет в глубине зеленой зоны школы и со стороны жилых домов, где загрязненность воздуха наименьшая.

Так как из кустов хорошо удерживает пыль карагана древовидная, значит, ее кусты также в большом количестве должны быть посажены со стороны автомагистрали; в принципе это условие выполняется, потому что кусты караганы древовидной растут вдоль всей левой стороны школы, где и находится автомагистраль, но с другой стороны ее также много со стороны жилого дома по ул. Луначарского 13, где, естественно, малая запыленность воздуха.

3. Газоны на нашей школьной территории имеют красивый вид. Траву можно увидеть со всех сторон школы.

Мы провели необходимые исследования и вычислили какую площадь занимают газоны нашей школы.

По формуле вычисления площади, нам известно, что площадь прямоугольника равна произведению длины на ширину, т. е. S = ав. Все газоны нашей школы имеют прямоугольную форму.

а) Мы начали свои исследования с южной части школы. Сначала мы измерили, и узнали общую длину всех газонов, расположенных с этой стороны, у нас получилось 16952 см ~ 170 м.

Затем мы также измерили общую ширину газонов. Общая ширина газонов у нас равнялась 1144 см ~ 11м.

Теперь мы знаем общую длину и ширину газонов с южной стороны школы, и мы можем найти площадь:

S1=ав=170м ∙ 11м.

б) С западной стороны – общая длина газонов – составила 128м, а ширина 10м, теперь находим площадь:

S2=ав=128см ∙ 10м=1280м2 в) С восточной стороны – общая длина газонов равняется ~ 146м, а ширина ~ 9м:

S3=ав=128см ∙ 9м=1314м2 г) с северной стороны – общая длина газонов ~ 220м, ширина ~ 8м:

S4=ав=220м ∙ 8м=1760м2

После всех этих вычислений можно найти общую площадь для всех газонов на территории нашей школы

S=S1+S2+S3+S4=1840м2+1280м2+1314м2+1760м2=6224м2~6200м2

Т. е. общая площадь школьных газонов составляет 6200м2.

Наши вычисления показывают, что большую площадь занимают газоны с северной части. Но на этом участке, где располагаются березы и сосны, трава имеет менее ухоженный вид, потому что на этой территории располагается школьное ограждение – забор, в котором есть большое отверстие, поэтому дети, и некоторые взрослые, идя в школу, или уходя из нее, ходят именно здесь, а не через главный вход, протаптывают эту местность и состояние травы ухудшается.

А самую маленькую площадь занимают газоны слева школы.

Газонная трава является основной неотъемлемой частью окружающей природы. Известно, что с 1см2 газонной травы в час испаряется до 200г Н2О, что значительно увлажняет воздух. Поэтому мы должны позаботиться о своей окружающей среде, о растительности, которая располагается вокруг нашей школы. Чем больше площади будут занимать газоны на нашей территории, тем будет значительно увлажнен воздух.

Газонная трава имеет еще одну не мало важную особенность: в жаркое время года на дорожках газонов температура воздуха на высоте человеческого роста на 2,5С ниже, чем на асфальтированной мостовой, что приводит к более комфортным условиям для человека, на данном участке территории.

VI. Предложения по улучшению экологического состояния окружающей среды на территории школы.

1. Участок с северной стороны школы должен состоять из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5м, а со стороны улицы не менее 6м, т. к. через главный вход ходит много людей и воздух здесь должен быть чище!

2. В озеленении школьного двора отдавать предпочтение таким видам растений, как береза бородавчатая, лиственница, липа мелколистная, вяз широколиственный, клен остролистый, боярышник, калина остролистая.

3. Изучив функции деревьев, рекомендуем сажать:

- березу повислую, т. к. она уменьшает шум, и является красивым декоративным деревом;

-тополь канадский и сирень обыкновенную нужно сажать вдоль промышленных зданий, т. к. они увлажняют воздух и поглощают серу и свинец.

4. Со стороны дорог рекомендуется посадить клен полевой, бирючину, ясень, клен, американский, берест и др.

5. Нужно в большей степени преследовать цель экологии и защиты растительности, а также преследовать цель разнообразия и декоративности растений.

Нами разработаны предложения для других школ города:

Если школа находится не далеко от автодорожной магистрали, мешает шум проезжающих машин, и много пыли, а по этому воздух уже не такой чистый, то этому могут помочь посаженные перед школой деревья.

Если расстояние от автомобильной дороги до школы больше 10 метров, то все это пространство необходимо для снижения шума (на 4-5 дба) засадить тремя рядами лиственных деревьев: клена остролистого, вяза обыкновенного, липы мелколистной, тополя бальзамического с кустарником в живой изгороди или подлеском из клена татарского, акации желтой, боярышника сибирского. Снижение шума будет достигнуто по мере роста деревьев и кустарников. Наибольшее снижение шума наступит, когда их высота соответственно станет 7-8м и не менее 1,5м. Лиственные деревья можно заменить на хвойные (при этом учитывать их чувствительность к загрязнителям этой местности) и засадить, если позволяет пространство, в 4, 5 или 6 рядов. Деревья можно располагать или в ряд, или в шахматном порядке, причем последний способ более эффективен. Чем больше мы сможем высадить рядов деревьев до дороги, тем снижение уровня шума будет эффективнее

- до 7 дба. При посадке учитывается необходимая для роста деревьев площадь, а также то, что не рекомендуется высаживать деревья в непосредственной близости от школы из-за растительного действия корней на фундамент здания.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)