Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Экология души в повести В. Г. Короленко

Человек есть частица бесконечной природы.

Известно, что нет ничего более ценного в мире, чем сам человек. Но что нужно для того, чтобы в человеке появился человек?

На уроках литературы мы учимся думать, размышлять, формулировать вопросы нравственного содержания понимать и уважать личность другого человека.

Во многих произведениях классиков и других писателей всегда значимое место занимают окружающий мир и отношение общества, и отдельные личности к нему. В наше время экологическая проблема поднята на высокий уровень и является центром внимания всего человечества. Отсюда и рождается понятие «экология души»

А что означают эти слова каждый по отдельности? а) Экология – наука, которая изучает взаимоотношения в окружающем нас мире: между растениями, животными и человеком. Ведь даже растения не всегда дружат, не могут расти на одной грядке. А человек часто по незнанию и непониманию наносит большой вред природе. И еще о слове «экология». Если его перевести с греческого языка, оно означает «изучение собственного дома». Для всех нас (в т. ч. и растений, и животных) планета Земля – наш дом. А дом должен быть в порядке и чистоте.

Душа – это целый мир внутри каждого человека, все его чувства и мысли, мечты и желания вместе. Этот мир бывает большим и маленьким, светлым и темным, добрым и злым, щедрым и жадным. У души бывают разные состояния: душа здоровая и больная, , веселая и грустная, а бывает и жестокосердной. Чем может болеть душа? – жадностью, завистью, черствостью.

Есть произведения, в которых главный герой меняет свою душу на богатство или исполнения какого - нибудь желания. Но никогда из этого ничего хорошего для человека не получалось, одно горе.

Что же может помочь душе стать доброй, красивой, совершенной (без недостатков) и сохранить эти качества на всю жизнь?

Человеку не просто жить в мире. Тем более, если он хочет жить правильно, по законам природы.

А что делать человеку, который родился с физическими недостатками? Как ему жить в этом мире? И как ему живется?

Именно эта проблема всегда волновала русского писателя В. Г. Короленко. Об этом и его повесть «Слепой музыкант».

В ней 2 повествования:

1. Биологическое: слепо-рожденный мальчик тянется к свету.

2. Социальное (естественная природа человека протестует против частного случая нарушения ее законов).

На земном шаре насчитывается более 40 млн. человек, пораженных слепотой, 80% из них живут в развивающихся странах. Всемирная организация здравохранения предупреждает, что число людей, теряющих зрение из-за болезни глаз, растет с каждым годом, число слепых в мире к 2000 году удвоилось.

Каждые 5 секунд в мире слепнет 1 человек. 80% случаев слепоты несложно предотвратить недорогими врачебными мерами.

Короленко в своей повести ставит такие вопросы:

1. Может ли человек тосковать по «неизведанному и недостижимому»? Или человек с физическими недостатками ограничивается узкими пределами своего опыта?

Автор утверждает: может, он неизбежно стремится к свету, к полноте человеческой личности.

2. А когда такой человек начнет познавать мир, как это отразится на его психике, его душевных качествах?

Автор показывает 2 пути:

1. Озлобится, настигнет чужое.

2. Будет мстить страданию, через которое духовно прозреет.

Мы замечаем, что Петрусь Попельский (главный герой) чуть не пошел по первому пути. Стихийные движения человеческой души связаны с воздействием общества, окружающего мира человека. Уважения к человеку, борьба за него – главное в жизни и творчестве писателя – гуманиста.

Особое участие в судьбе Петруси принял старый гарибальдец, защитник свободы Италии, его дядя Максим. Дядя Максим пробуждает Петра к активной жизни (общение с деревенскими детьми, учеба, музыка, дружба с Эвелиной).

Но этого слепому не было достаточно, ему хотелось узнать мир. (эпизод «Случай с аистом»). Через несколько лет Петр был на колокольне звонаря Егория и услышал «красный звон». Петру захотелось узнать цвета мира.

Возможно ли посредством звука передать какой – либо цвет?

В повести «Слепой музыкант» исключительно большую роль играет передача звуков. С их помощью герой познает окружающий его «неведомый, широкий, необъятный мир», который напоминает о себе «говором природы», «шелестом буков», «окриками журавлей», «звоном речки», «щелканьем соловья».

А ведь человек всегда жил в окружении цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на которой следовало реагировать определенными образом.

Темно – синий цвет ночного неба сигнализировал о поступлении ночи – времени отдыха, покоя, безопасности.

Ярко – желтый цвет восходящего солнца – время пробуждения, надежды, интереса к новому дню.

Красный цвет крови – необходимость мобилизовать силы для нападения и защиты.

Цвет определяет эмоциональное, и даже физиологическое состояние человека.

Но вот дядя сказал, что черный цвет – это символ смерти

И Петр, «видя» только черноту, заключил, что смысла в его жизни нет, он несчастнее всякого нищего. Мудрый дядя Максим говорит: «Если бы тебе было хуже, то может быть, сам бы ты был лучше». И отправляет его «понюхать» того «счастья», которое было у нищих.

Петр после этих всех событий повзрослел, он многое понял. И однажды ему показалось, что он на миг прозрел и все он видел. Он «видел» сердцем, накопленным опытом, пережитым страданием. Душа его исцелилась.

А можно ли было Петра вылечить?

Произведения В. Г. Короленко «Слепой музыкант» было написано в 1886 году. В то время возможности медицины были невелики.

Известно не мало случаев рождения слепых детей. Причина слепоты чаще всего, как говорит медицина, бывает нарушение прозрачности одной из оболочек глаза – роговицы, так называемое бельмо. Когда – то судьба таких детей была трагичной. Однако во второй половине 20 века медики научились удалять бельмо и восстанавливать прозрачность роговицы. Неожиданно оказалось, что сделать восстановительную операцию легче, чем слепым от рождения людям научиться видеть.

Врачи, конечно, понимали, что слепые от рождения люди не знают, что такое цвет, что им придется учиться разбираться в определении цвета и оттенков окружающих предметов и запомнить, заучить их названия: что мы называем красным, а что зеленым. Но оказалось, что прозревшие люди, легко замечая разницу между цветом предметов, долго не могут запомнить названия этих цветов.

Как важны для человека первые годы жизни, во многом определяющие его личность. Эти примеры помогают нам понять, какое колоссальное значение имеет обучение, тренировка нервных клеток нашего мозга, без которой никакие задатки, полученные от родителей, не помогут стать полноценным человеком.

И снова художественная литература учит нас, как надо поступать по законам добра и любви:

- как надо относиться к окружающему нас миру, к людям.

- как может прозреть даже слепорожденный, прозреть душой, сердцем, чтобы стать активным участником жизни.

Пробуждение духовности есть пробуждение нашей души, внутреннее стремление познать ее. Духовность есть способность человека воспринимать единство и цельность окружающего мира, в том числе воспринимать себя как личность и часть Вселенной.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)