Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Экзамен - как источник стресса школьников

Наступает конец восьмого класса, впереди переводные экзамены, как только подумаешь – настроение ухудшается, Наступает апатия, появляется головная боль. При общении с друзьями узнаю, что у них та же самая история. Вот и пришла в голову идея узнать, а как влияет школьный экзамен на других школьников и есть ли пути выхода из этой ситуации? Поэтому выбор темы для реферата не составил проблемы.

Так как вопрос очень большой и сложный, то перед собой мы пока поставили цель: изучить школьный экзамен как источник стресса для учащегося.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные причины подросткового стресса.

2. Исследовать признаки стрессового состояния школьника.

3. Проанализировать реакцию организма школьника на школьный экзамен как источник стресса.

4. Рассмотреть пути выхода из стрессового состояния.

5. Разобрать меры профилактики информационного стресса.

Объект исследования: учащиеся 8,9,11 классов.

Предмет исследования: психическое состояние учащихся во время подготовки к сдаче школьного экзамена.

Гипотеза: в результате нашего исследования мы предполагаем, что экзамен является источником стресса для всех учащихся.

На мой взгляд, эта работа будет интересна моим одноклассникам и другим учащимся, у которых впереди переводные экзамены, так как в ней приведены признаки, способы профилактики и пути выхода из стрессового состояния. Так же работа будет интересна родителям, потому что она содержит полезную информацию для них и рекомендации и педагогам

Обзор литературы

Основные причины стресса

Потрясшие нашу страну за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, рост насилия и многое другое с очевидностью показали, насколько важна готовность к устранению психологических травм и последующих стрессов.

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, и членов их семей.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Стресс – неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации.

Основными причинами появления стресса могут быть функциональные расстройства организма:

- расстройства пищеварения

- чрезмерная физическая нагрузка;

- недостаток кислорода;

- травмы;

- отравления и т. д.

и психические:

- сильный страх;

- горе;

- обида;

- нервные перенапряжения и т. д.

Возникают они по разным поводам.

Стрессовое состояние начинается с обострения резервных возможностей организма. На физиологическом уровне это проявляется в усилении работы сердца, легких гормональной системы, повышении мышечного тонуса. На психологическом уровне в повышении эмоционального возбуждения и активизации мыслительной деятельности. В нашей работе рассматриваются причины появления стресса у школьников и основной, на наш взгляд, является сдача экзаменов. От того, как комфортно ученик ощущает себя при подготовке и сдаче экзамена, зависит его психическое состояние.

Основные признаки стресса

Основными признаками стресса являются:

• постоянная усталость;

• бессонница;

• невозможность сосредоточиться;

• невозможность принять решение;

• плохой или чрезмерный аппетит;

• повышенная раздражительность;

• недовольство собой, неуважение к себе;

• боли в области позвоночника;

• головные боли;

• чувство беспомощности и безнадежности;

• необоснованный страх, тревога;

• потеря интереса к своему внешнему виду;

• головокружение;

• скачки давления;

• нервный тик и т. п.

Реакция организма школьника на стресс

Длительное действие стрессового фактора приводит к постоянному напряжению и перегрузке механизмов компенсации его негативного воздействия и истощению запасов вырабатывающихся защитных веществ. Напряжение, накапливающееся в организме в результате такого воздействия, не может не изменить его физиологическое состояние. Первоначальные изменения носят положительный характер и направлены на приспособление к действующему фактору. На этом этапе адаптационные возможности и защитные силы организма повышаются. Однако, если воздействие вредного фактора происходит слишком долго, или чересчур интенсивно, резервы организма истощаются (ощущается острый недостаток веществ, "отвечающих" за приспособление), и тогда в процессах нормального функционирования организма начинают появляться сбои - "дают о себе знать" наиболее уязвимые органы и системы, а они у каждого человека разные (в зависимости от наследственности, образа и условий жизни). Именно поэтому на длительные или чрезмерные стрессовые нагрузки одни реагируют подъемом артериального давления, другие - повышением уровня сахара в крови, третьи - болезнями сердца. [3]

Выход из стрессового состояния

Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения желательно снять эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания и приемах.

Для создания оптимального эмоционального состояния в целях избегания стресса требуется.

1. правильная оценка значимости

2. достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию;

3. запасные отступные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы.

В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень – то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья. Когда подросток находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его.

Ступени выхода из стрессового состояния

Нужно быть готовым пойти дальше и биться с новыми источниками неприятностей, которые тем временем появляются.

Когда стресс начнется вновь, снова пройдите через весь процесс планирования. Не нужно пытаться начать с середины: проблема может быть ближе к началу. Обязательно нужно хранить письменные копии планов месяцы и годы, тогда подросток сможет посмотреть их еще раз и отметить свой рост как личности.

Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. “Вопреки расхожему мнению, мы не должны – да и не в состоянии – избегать стресса. – Писал Г. Селье. – Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни”.

Профилактика стресса

Всё-таки самое главное не доводить организм до стрессового состояния и в этом помогут несложные профилактиктические приемы.

1. Поговорить о своих проблемах с кем-нибудь из близких.

2. Напомнить самому себе, что вы человек, и потому имеете право на ошибки.

3. Не надо уподобляться страусу, надо смотреть своим проблемам в глаза.

4. Не надо глушить в себе желание высказаться. Очень часто именно произнесенное слово может успокоить.

5. Избегать мысли «мне нужно это сейчас, сию минуту». Пусть все идет своим чередом.

6. Запомнить, что вы не можете отвечать за настроение других людей.

7. Не нужно смотреть на жизнь, как на серию неудач, это всего лишь уроки, которые она дает.

8. Сходить в кино на ваш любимый фильм.

9. Отключить телефон и полежать в теплой ванной.

10. Включить любимую музыку.

11. Устроить себе спортивную разминку.

12. Вспомнить какие-нибудь счастливые моменты вашей жизни.

13. Пофантазировать о чем-нибудь приятном хотя бы пять минут.

14. Сделать что-либо приятное для кого-то из членов своей семьи или друзей.

15. Купить пару золотых рыбок и любоваться ими.

16. Не нужно сердиться на справедливую критику, надо сделать вывод.

17. После урока посидеть спокойно десять минут, ни о чем не думая.

18. Заняться психотерапией.

19. Проделать ряд расслабляющих релаксационных упражнений.

20. Послушать расслабляющую музыку.

Школьный экзамен – стресс для выпускников школ

К наиболее выраженным стрессовым ситуациям в школе могут быть с полным правом отнесены различные проверочные контрольные работы и экзамены. Весьма образно охарактеризовал состояние экзаменуемого знаменитый писатель Андре Моруа, выступая на съезде французских врачей: «Перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх – сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение».

Совершенно очевидно, что в настоящее время остро стоит проблема охраны нервно-психического здоровья школьников, осуществление продуманной системы психогигиенических мероприятий, в которой следует выделить два направления: создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей — стрессоустойчивости школьников.

Экспериментальная часть

Цель и задачи исследования

Цель: изучить психическое состояние выпускников накануне экзамена.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные причины подросткового стресса.

2. Исследовать признаки стрессового состояния школьника.

3. Проанализировать реакцию организма школьника на школьный экзамен как источник стресса.

4. Рассмотреть пути выхода из стрессового состояния.

5. Разобрать меры профилактики информационного стресса.

2. 2. Условия и место проведения исследования

Исследование проводилось в МОУ «Ленская СОШ» среди учащихся 8,9,11 классов в апреле 2009г. Было опрошено: 8а – 10 человек, 8б – 14 человек, 11 класс – 10 человек.

Контрольная группа 8-е классы.

2. 3. Методы проведения исследования.

При исследовании были использованы следующие методы:

- Тест «Шкала ситуативной тревожности» был проведён с целью проверки тревожности детей в связи с предстоящими экзаменами.

-Тест «Подверженность стрессу» проводился с целью проверки подверженности учащихся стрессу.

Результаты исследования

Результаты диагностики «Подверженность стрессу»

В результате исследования были получены следующие данные: спокойными, рассудительными и умеющими управлять своими эмоциями могут 10% одиннадцатиклассников и менее 8% учащихся 8а класса. Они готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. В 8б классе таких учеников нет.

От природы тревожны и перед экзаменами переживают стресс - 70% одиннадцатиклассников, более 60% учащихся 8а класса и около 50% учащихся 8б класса. Они могут взять себя в руки, отчего стресс сам по себе уменьшится, и они хорошо сдадут экзамены.

Очень сильный стресс испытывают 20% одиннадцатиклассников, около 30% учащихся 8а и более 50% учащихся 8б класса. Им требуется помощь родителей. Не держать все в себе

Результаты диагностики «Уровень ситуативной тревожности»

При анализе тестирования получена следующая картина низкая тревожность у 30% одиннадцатиклассников и менее 10% восьмиклассников. Умеренная тревожность у 50% одиннадцатиклассников и более 60% восьмиклассников. Высокая тревожность у 20% одиннадцатиклассников и 30% восьмиклассников.

1. От природы тревожны и перед экзаменами переживают стресс - 70% одиннадцатиклассников, более 60% учащихся 8а класса и около 50% учащихся 8б класса.

2. Очень сильный стресс испытывают 20% одиннадцатиклассников, около 30% учащихся 8а и более 50% учащихся 8б класса.

3. Умеренная тревожность у 50% одиннадцатиклассников и более 60% восьмиклассников.

4. Высокая тревожность у 20% одиннадцатиклассников и 30% восьмиклассников

Изучая проблемы стресса у школьников, выяснилось, что спокойными, рассудительными и умеют управлять своими эмоциями менее 10% учащихся. Они не готовы к испытаниям и не уверены в том что, все будет хорошо. И шанса удачно справиться с экзаменационными заданиями, у них нет. В основном они от природы тревожны – 47-70%. И перед экзаменами переживают стресс. И сомневаются в том, что, взяв себя в руки, стресс сам по себе уменьшится, и они хорошо сдадут экзамены. От 20-33% учащихся испытывают очень сильный стресс. Им требуется помощью родителей и по возможности не держать все в себе. Исследование ситуативной тревожности показало, что в основном тревожность умеренная и высокая особенно в 8б классе. Таким образом , мы выяснили, что экзамен является сильным стрессом для учащихся и основная масса детей к нему психологически не готова. Тем самым мы подтвердили нашу гипотезу.

Но самое интересное то, что восьмые классы, которым только через год сдавать экзамены, боятся его больше, чем выпускники.

Вторая ступень. Определите проблему. Как только подросток идентифицировал симптомы неприятностей, которые испытывает, он готов к постижению того, что в его жизни является потенциальным источником этих симптомов. На этой стадии легко «увязнуть» и отказаться, говоря: «Послушай, мои проблемы непреодолимы». Ерунда! У каждого проблемы непреодолимы, если их рассматривать таким образом.

Нельзя заниматься всеми проблемами сразу. И не пытайтесь. Сейчас всем своим существом сосредоточьтесь на одной.

Теперь, когда подросток установил свою проблему, ему необходимо еще раз рассмотреть ее с такой точки зрения, которая предполагает новое ее видение и точное понимание.

Заново определите проблему.

То, как подросток определил свою проблему, уточняет границы, где он будет искать решения. Мысленное проигрывание определения проблемы несколькими разными путями может обнаружить альтернативные решения, которые никогда не пришли бы подростку на ум, будь он ограничен первым определением.

Предположим, подросток ощущает беспокойство, чувствует себя уставшим, нервным и плохо спит. Он может сказать врачу «Мои нервы на пределе. Мне необходимо что-нибудь, чтобы успокоить их». Его определение проблемы ограничивает лечение только выбором лекарства.

Если подросток заново обозначит свою проблему, он сможет открыть дорогу большому количеству альтернативных решений.

Вместо того чтобы называть проблему «нервами», он мог бы определить её как:

1. попытку сделать слишком много дел сразу;

2. слишком малым количеством физических упражнений.

Эти новые определения предлагают иной выбор средств борьбы с проблемой, чем лекарства:

1. установите приоритеты и решайте один вопрос за раз;

2. ходите в школу пешком, днем плавайте, ежедневно совершайте прогулки.

Если у подростков трудности в выработке альтернативных определений для своей проблемы, нужно попросить друга помочь. Другие люди, лишенные таких возможностей, иногда легче реализуют это право.

Третья ступень. Определите свои возможности. Генералы не идут в бой, не зная резервов, которыми они располагают. Политики не начинают кампании, не оценив средств для достижения цели и не приняв во внимание личную привлекательность. Перед тем как сформировать план работы над причиняющими беспокойство сторонами жизни, подростку необходимо определить и оценить свои силы.

Четвертая ступень. Вспомните, что вы уже испробовали. Если подросток пробовал больше отдыхать, коротать время с друзьями, срываться на крик, принимать несчетное количество лекарств.

Если эти способы не подействовали или не оказали достаточно сильного влияния, и он по-прежнему ощущает стрессовую нагрузку, не продолжайте попыток такого рода. Подыщите новую стратегию. Пусть неудачи помогут подростку определить, какие способы не подходят. Подростку следует воспользоваться всем богатством своего прошлого опыта, чтобы помочь себе сформировать новый план с большей вероятностью успеха. Не нужно прекращать попыток.

Пятая ступень. Проверьте свое отношение. Не столько важно, насколько тягостны проблемы подростка или наступателен план определения стресса, восприятие подростка может либо удвоить, либо уменьшить вдвое шансы на достижение внутреннего успокоения. Почему бы не создать себе «режим благоприятствования»? Нужно развивать здоровье и позитивное восприятие.

Можно принимать жизнь всерьез, не боясь за каждый шаг пути. Вы можете серьезно к себе относиться, не теряя способности посмеяться над собой.

Легкое, уверенное, гибкое отношение может помочь подростку избавиться от проблем, прекратить беспокоиться раньше времени, попасть «в струю» и следовать ритму взлетов и падения жизни подростка, переименовывать кризисы, развивать оптимизм и сконцентрировать свои творческие силы на решение проблем.

Позитивное отношение – само по себе действенное средство от стресса. Оно также способствует тому, что планы подростка по овладению стрессов становится эффективными. Итак, перед тем, как действовать, остановитесь и проверьте свою позицию. Она помогает или служит помехой движению вперед?

Шестая ступень. Определите свои цели. Есть ли у подростка желание решать проблемы? Нет смысла строить тщательно разработанный план, если он в действительности не желает меняться. Он будет попусту тратить силы в поисках пути, который поможет ему измениться, если у него нет желания проделать этот путь.

Подросток может обнаружить, что не хочет позволить какому-то стрессу исчезнуть. Нужно допустить это. Подростку не нужно читать себе поучений о том, как «следовало бы» измениться. Если подросток не захочет, то не станет что-либо делать.

Если подросток решил, что его проблема на самом деле та, над которой он хочет работать, следующий решающий шаг - точно определить изменения, к которым он стремится. Надо быть точным, насколько это возможно. «Я хочу быть счастливым» - прекрасная цель, но не очень определенная. Что могло бы сделать подростка счастливым? Успехи в жизни? Мир во всем мире? Каникулы? Модные вещи? Каждая из «составных частей» счастья предполагает свою собственную конкретную цель: улучшить взаимоотношение в семье, проявить себя совестливым человеком, начать копить деньги на путешествие будущим летом, заняться интересным делом в свободное время.

Подростку нужно понять цели ясные, тогда его план преодоления стресса будет иметь больше шансов на успех. Если подросток не знает, что хочет, то не сможет спланировать свой план действий.

Также нужно убедиться, что цели подростка совпадают с его основополагающими убеждениями и ценностями. Если изменения, рассматриваемые в плане подростка по преодолению стресса, противоречат системе убеждения подростка, ему, важно будет «саботировать» любые действия, предпринимаемые им же.

Подростку также необходимо спросить себя: « Какую потерю я понесу, если откажусь от своего стресса?» Цена может быть очень большой. Часто людям удается избежать стресса решением своих проблем, так как отказ от стресса также будет означать отказ от чего-то еще, что является важным для них.

Седьмая ступень. Составьте план действия. Настало время подростку обратить свою интуицию на подготовку плана действий именно для себя.

Когда подросток рассчитывает свой план, нужно определить, какие конкретно изменения хочет произвести, и как намеревается сделать это, нужно помнить о следующих принципах:

Избегайте импульсивных радикальных изменений. Большие импульсивные изменения дополняют стресс подростка. Нужно начать, насколько это возможно, с самых незначительных изменений. Не нужно пытаться залатать все дыры сразу. Подросток должен быть благоразумным. Если небольшие изменения не дадут результата, подросток может позднее приступить к более крупным. Нужно остерегаться радикальных перемен так же, как и всеобъемлющих решений.

Для определения стресса нужно подобрать как можно больше вариантов, дающих длительный позитивный эффект. Развитие новых дружеских связей или осваивание регулярных физических упражнений требует более длительного времени, но и их позитивное действие более продолжительное.

Развивайте положительные склонности. Вместо нездоровых «пристрастий», таких как кофе, табак, недоброкачественная пища, доставьте себе удовольствие поплавать, отдохнуть днем, играть на музыкальном инструменте, дружить.

Заключите контракт сами с собой. Подростку следует убедиться, что в его долговое обязательство включено так же и расписание. Нужно определить, что он собирается делать, как часто и когда? Запишите. И регулярно это читайте.

Восьмая ступень. Добавьте « перца». Теперь, когда подросток установил источник своего огорчения, точно определил цели и разработал конкретный план действий, самое время немного отвлечься. Прибегните к фантазии и юмору. Подростку нужно спросить себя: « Как можно все это сделать, так чтобы доставить себе еще и удовольствие?»

Если в плане подростка предусмотрена программа физических упражнений, то она ни в коей мере не должна быть утомительной. Можно, пробегая мимо стоянки, дотронуться до каждой машины, можно прыгать на одной ноге по дороге к школе и из нее.

Девятая ступень. Действуйте сейчас. Остальное зависит от подростка. Только он сам может заставить свой план работать. Подростку необходимо поставить себе линии действия, а затем следовать ей. Этот план не может быть окончательным решением подростка. Ничего не произойдет, пока подросток на самом деле не начнет делать что-нибудь.

Итак, подросток должен делать это!

Десятая ступень. Оцените и исправьте. Как только подросток запустил свой план в действие, нужно следить за изменениями в своих чувствах, физическом состоянии, самосознании и реакции окружающих. Нужно поддерживать все возможные виды обратной связи.

Нужно пользоваться обратной связью для коррекции главного направления. Успехи могут быть медленными или неровными. Некоторые идеи будут работать на подростка успешно. Другие могут вообще не дать результата. Подросток не должен критиковать себя за стратегию ,которая обманула ожидания.

Подросток должен вернуться к первой ступени и использовать слово « хочу» как центральную только для разработки следующего плана. Нужно продолжать работать над своим планом, нужно тщательно подстраиваться и делать усредненную коррекцию плана, пока он не будет устраивать подростка и соответствовать его жизни.

Нужно быть готовым пойти дальше и биться с новыми источниками неприятностей, которые тем временем появляются.

Когда стресс начнется вновь, снова пройдите через весь процесс планирования. Не нужно пытаться начать с середины: проблема может быть ближе к началу. Обязательно нужно хранить письменные копии планов месяцы и годы, тогда подросток сможет посмотреть их еще раз и отметить свой рост как личности. [4]

Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. “Вопреки расхожему мнению, мы не должны – да и не в состоянии – избегать стресса. – Писал Г. Селье. – Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни”.

Виды психотерапии

Смехотерапия

Давно известно, что смех - это лучшее лекарство, которое особенно хорошо действует против стресса. Смех является сигналом центрам стрессового синдрома отключить свою защитную аварийную систему. Какой это прекрасный инструмент для преодоления стресса! Когда Вы смеетесь, отдыхают лицевые мышцы, падает эмоциональное напряжение, восстанавливаются и/или появляются перспективы. Как это сбрасывает напряжение, когда человек способен посмеяться над существующими проблемами, когда о тревожащих мыслях высказываются откровенно, когда видят перспективу изменения своего положения. Смехотерапия относится к быстродействующим, экстренным средствам снятия стресса, а также его профилактики. Поэтому в следующий раз, когда возникнут трудности, вспомните два подходящих анекдота, позовите друзей, они будут рады посмеяться вместе с вами.

Библиотерапия

Библиотерапия или «метод лечебного чтения» был предложен В. М. Бехтеревым. Обычно этот метод реализуется в виде прослушивания отрывков из художественного произведений (прозы, стихов)

В условиях производственной деятельности данный метод пока применяется в основном как средство борьбы с состоянием монотонии.

Библиотерапия используется часто на фабриках, где производственно - технологический процесс основывается на очень монотонных ручных операциях. На этих предприятиях в каждом цехе и на каждом участке имеется специально выделенный человек, которому поручается ежедневно примерно около получаса в первой и во второй половине рабочего дня , читать вслух какое - либо литературное произведение (рассказ, повесть, роман). На некоторых фабриках художественную литературу по внутрицеховому радио читает специально приглашенный работник.

Этот своеобразный путь борьбы с монотонностью труда, которая также может привести к разнообразным стрессам, рожден непосредственно практикой и высоко оценивается самими работающими и руководством предприятий - мастерами, начальниками цехов, дирекцией. По их мнению, чтение художественной литературы ослабляет монотонность, т. к. создает определенный интерес к работе.

Литературное чтение вносит определенное разнообразие в трудовую деятельность, способствует преодолению состояний скуки, пресыщения и в конечном итоге положительно влияет на работоспособность и производительность труда. То частичное снижение выработки, которое наблюдается в период чтения, затем полностью компенсируется в последующий час работы за счет временного снятия скуки и пресыщения. Кроме того, чтение художественно литературы оказывает положительное влияние на производительность труда и самочувствие работающих, самим фактом своего существования. Его психологическое действие начинается еще задолго до непосредственного проведения. Уже приступая к работе, многие люди с интересом ждут начала чтения нового литературного произведения или продолжения старого, и это стимулирует их деятельность.

В отличие от функциональной музыки литературные произведения действительно слушаются, причем активно. Это видно их того, что люди очень живо реагируют на события и факты, о которых рассказывается в произведении, обмениваются репликами, смеются в соответствующих местах и т. д. Сознательное слушание, естественно заставляет людей распределять свое внимание, чем и объясняется некоторое снижение выработки. Учитывая данное обстоятельство, сеансы чтения нельзя устанавливать слишком длинными, что иногда наблюдается на практике. Разумеется, сфера применения чтения художественной литературы менее широка, чем функциональной музыки, однако при организации некоторых видов монотонной трудовой деятельности его использование может быть оправданным.

Однако использование библиотерапии для профилактики стресса и чрезмерных эмоциональных реакций представляется очень перспективным: каждому человеку знакомо изменение настроения и даже самочувствия после чтения любимой книги. Вероятно, данный метод было бы целесообразно вводить во время специально организованных рабочих перерывах везде, а не только на некоторых фабриках.

Интересно, что метод библиотерапии обнаруживает существенно сходство с методом музыкотерапии в плане эффектов изменения состояния, несмотря на существенные различия в механизмах этих процессов. К сожалению, вопрос о психологических механизмах положительного воздействия данных средств пока еще остается открытым и нуждается в специальном исследовании.

Но Дж. Виткин, считает метод библиотерапии методом чтения популярной литературы по практической психологии, в том числе по мерах профилактики и борьбы со стрессом. Он советует не пренебрегать самоучителями, авторами которых являются компетентные специалисты - психологи, т. к. они могут обучить новым методикам, как справиться со стрессом во время свадеб, разводов, неприятностей на работе и получать больше удовольствия от жизни. Библиотерапия, считает он, не навязывает темпа обучения, достаточно недорога, не амбициозна и очень часто является первым шагом в направлении общей терапии. 60% психотерапевтов Американской психологической ассоциации предлагают своим пациентам пользоваться самоучителями как руководствами в воспитании, для собственного роста в решении различного рода проблем и, конечно же, ослабления стресса.

Близко к библиотерапии находится метод творческой работы, предложенный Веселовой Е. В. Он основан на самовыражении и включает в себя «выплескивание» негативного состояния, проблемы в виде стихотворения, рассказа, повести, написанных на бумаге. Способ дает возможность почувствовать себя в роли автора, взглянуть на проблему с другой стороны.

Та отрицательная энергия, которая была бы направлена на «прошибание стены» (разрушительная сила напряжения, которая выплескивается на ближайшее окружение) переквалифицируется и направляется в область творческого процесса.

При использовании данного метода необходимо настроиться на проблему, волнующую больше всех, почувствовать свое внутренне состояние в этот момент. Затем выбрать способ творческой работы: рассказ, стихотворение, повесть, опираясь на собственную интуицию при выборе, т. к. организм сам безошибочно выбирает наиболее благоприятный способ для «вывода» скопившейся отработанной энергии. Затем надо постепенно включаться в творческую работу.

Продолжительность и интенсивность творческой работы «определяет» сам человек, руководствуясь внутренними импульсами, самочувствием, которое постепенно будет улучшаться, состоянием. Обычно это занимает от 10 минут до 3 часов, в зависимости от накопленных отрицательных эмоций, которые необходимо «вывести», «выплеснуть».

После окончания работы надо немного отдохнуть, зафиксировать полученное положительное самочувствие; при необходимости - проанализировать результаты.

Танцевальная терапия

История и развитие. Важную роль в развитии танцевальной терапии сыграл интерес Вильгельма Райха к роли тела в эмоциональном развитии личности, а также работа его последователей, например Александра Лоуэна, по изучению и разработке способов ослабления стресса с помощью физических упражнений. В настоящее время в группах танцевальной терапии основные усилия направляются на снижение мышечного напряжения и увеличение подвижности.

Основные цели. Танцевальная терапия в группах подразумевает решение, по меньшей мере, пяти задач. Одной из них является углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Вторая задача танцевальной терапии состоит в усилении чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я». В-третьих, танцевальная терапия используется для развития социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего и притом приятного опыта. Четвертая задача танцевальной терапии состоит в том, чтобы помочь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Пятая задача танцевальной терапии описывается как создание «магическое кольцо». Занятия в группе танцевальной терапии подразумевают совместную работу участников, игры, исследования и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс – «магическое кольцо».

Смысл основной посылки танцевальной терапии состоит в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особенности. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Примеры упражнений.

Практические упражнения

Группа танцевальной терапии.

Животные

Цель. В этом упражнении участники вступают в творческое взаимодействие в форме ролевой игры, которая к тому же имеет символический смысл.

Необходимое время. 30 минут.

Материалы. Не требуются

Процедура. Выберите по своему желанию любое животное. На следующие 20 минут вам надо стать этим животным, перенять его вид, двигаться так же, как оно, издавать такие же звуки. О своем выборе заранее объявлять не надо. Надо просто двигаться по помещению, уподобясь выбранному животному. Возможно, вам придется бегать или прыгать, скакать, даже плавать. Подходите к этому делу творчески и старайтесь выразить все стороны своей личности. Издавайте звуки, подобно вашему животному. Проникайтесь чувствами, возникающими у вас в том мире, где вы теперь живете. Это может быть страх, ярость, любовное влечение. Потом обменяйтесь впечатлениями с группой.

Психотерапия – это метод борьбы со стрессом. Мы не всегда психотерапией можем заниматься дома, в большинстве случаев для занятий нам нужен грамотный психолог или психотерапевт. Но есть метод борьбы со стрессом, которым мы можем заниматься дома, такой как релаксация.

Релаксационные упражнения

Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние “идейной пустоты”. Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира.

Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела(ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

Приведем примеры некоторых релаксационных упражнений.

1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела - с попеременным напряжением и расслаблением.

4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног - от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).

В заключение мысленно “пробегитесь” по всем мышцам тела - не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине - спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию - и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение из приведенных ниже предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете во время ЭКЗАМЕНА. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1 – нет, это не так

2 – пожалуй, так

3 – верно так

4 – совершенно верно

Я спокоен 1 2 3 4

Мне ничего не угрожает 1 2 3 4

Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4

Я внутренне скован 1 2 3 4

Я чувствую себя спокойно 1 2 3 4

Я расстроен 1 2 3 4

Меня волную возможные неудачи 1 2 3 4

Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4

Я встревожен 1 2 3 4

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4

Я уверен в себе

Я нервничаю 1 2 3 4

Я не нахожу себе место 1 2 3 4

Я взвинчен 1 2 3 4

Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4

Я доволен 1 2 3 4

Я озабочен 1 2 3 4

Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4

Мне радостно 1 2 3 4

Мне приятно 1 2 3 4

1 2 3 4

Обработка данных по шкале ситуативной тревожности.

Номер Ответы

Суждения

1 4 3 2 1

2 4 3 2 1

3 1 2 3 4

4 1 2 3 4

5 4 3 2 1

6 1 2 3 4

7 1 2 3 4

8 4 3 2 1

9 1 2 3 4

10 4 3 2 1

11 4 3 2 1

12 1 2 3 4

13 1 2 3 4

14 1 2 3 4

15 4 3 2 1

16 4 3 2 1

17 1 2 3 4

18 1 2 3 4

19 4 3 2 1

20 4 3 2 1

Итоговый показатель по шкале может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше показатель, тем выше уровень ситуативной тревожности. При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.

Тест «Подверженность стрессу»

Подверженность учащихся стрессу можно оценить с помощью ответов на вопросы анкеты:

1. Я стараюсь, как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.

2. Больше всего на свете я боюсь получить двойку.

3. Я готов на все, чтобы получить пятерку.

4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.

5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.

6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.

7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.

8. Мне трудно выступать перед классом.

9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.

10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.

11. Накануне контрольных, я всегда испытываю тревогу.

12. Перед экзаменами у меня бывает внутренняя дрожь.

За каждый положительный ответ начислялся 1 балл, затем набранные баллы складывались, и каждый испытуемый относился к одной из трех групп:

0 – 4 балла: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.

5 – 8 баллов: Вы от природы тревожны. И теперь перед экзаменами вы переживаете стресс. Возьмите себя в руки, стресс сам по себе уменьшится, и вы хорошо сдадите экзамены.

9 – 12 баллов: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.

Результаты диагностики «Подверженность стрессу»

0 – 4 балла: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.

5 – 8 баллов: Вы от природы тревожны. И теперь перед экзаменами вы переживаете стресс. Возьмите себя в руки, стресс сам по себе уменьшится, и вы хорошо сдадите экзамены.

9 – 12 баллов: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.

Приложение 8

Уровень ситуативной тревожности. До 30 баллов – низкая; 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.

тем выше уровень ситуативной тревожности. При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.

Таблица 2

9б класс – шкала ситуативной тревожности:

100% - умеренная

Подверженность стрессу:

Спокойны – 9 %

Умеренно тревожны – 27%

Сильнейший стресс – 64%

Приложение 9

Рекомендации родителям.

Что нужно вашему ребенку?

• Поддержка.

• Уверенность в том, что он любим, несмотря ни на что.

• Ощущение надежного тыла.

• Уверенность в своих силах.

• Наличие запасных вариантов в случае неуспеха.

Экзамен - это лотерея!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)