Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Элементы сказок и былин на страницах фантастических повестей

• проблеме влияния фольклора на сюжет и композицию произведения,

• изучению того, как смешалось реальное и фантастическое, повседневное с небывалым,

• исследованию магических секретов, использованных писателем для раскрытия вечных, непреходящих проблем противоборства добра и зла.

Нужно заметить, что исследуемая тема в современной критике не раскрыта. Так, изучая данный аспект, удалось познакомиться лишь с некоторыми статьями, касающимися вопросов народных и литературных сказок, их взаимосвязи и влияния фольклора на содержание авторских сказок. Но не нашлось ни одной критической статьи – сопоставительного анализа фантастических повестей К. Булычева со сказками и былинами. Считаем, что данная тема нуждается в дальнейшей разработке.

Цель статьи – выявить элементы народных и литературных сказок и былин в фантастических повестях Кира Булычева «Заповедник сказок» и «Козлик Иван Иванович».

Задачи, вытекающие из поставленной цели, следующие:

• осмыслить роль фольклора в фантастических повестях;

• раскрыть своеобразие в передаче сказочных сюжетов и отличие в изображении характера, действий и нравственного выбора сказочных и былинных персонажей;

• исследование оформить для использования на уроках литературы в пятом классе.

Объектом исследования в работе выступают народные и литературные сказки и былины, а также фантастические повести Кира Булычева.

Предметом исследования стали сказочные и былинные сюжеты, мотивы, элементы, используемые в произведениях Кира Булычева, их интерпретация в текстах фантастических повестей.

Используя методы аналитического чтения, сравнения и сопоставления, выявлены элементы сказок и былин в произведениях Булычева, общие и отличительные черты сюжетов, деталей, поведения героев.

Сказки народные и литературные

Сказка – один из популярных жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Сюжеты самых известных сказок издавна проникали в литературу, а потом их стали записывать и перерабатывать в соответствии со вкусами образованной публики. Так более 400 лет назад появились первые европейские авторы-сказочники – сначала в Италии. Столетием позже итальянцам наследовал знаменитый француз Шарль Перро.

Но должно было пройти ещё более ста лет, чтобы наконец возникла мысль записать сказки с голоса сказителя, запечатлеть на письме первоначальную устную форму сказки. Те, кто поставил перед собой задачу сохранить народные сказки в их подлинности, стали первыми настоящими собирателями сказок. Эта честь по праву принадлежит немецким учёным-филологам братьям Гримм.

Братья Гримм и их друзья привили любовь к сказкам – не только читателям, но и писателям. А писатели к тому времени уже привыкли всё делать по-своему. Поэтому им показалось мало просто пересказывать и переделывать сказки; им захотелось их придумывать – от начала до конца.

Так на смену Шарлю Перро и братьям Гримм пришли новые сказочники – сочинители. В русской литературе это – Пушкин, Бажов, Ершов, Погорелов, Паустовский, Платонов и многие другие.

В сказочном мире переменилась власть: народная сказка превратилась в авторскую, литературную. Прежде всякие феи, маги и колдуны, творя чудеса, строго следовали законодательству народной сказки. Отныне же им волей-неволей пришлось подчиниться волшебнику гораздо могущественнее их – автору, сказочнику-творцу. Больше не стало в сказках одних и тех же непреложных законов. Их заменили какие-то загадочные правила – у каждого автора свои.

В народной сказке всё было ясно: любое чудо можно было предвидеть наперёд. Другое дело, когда чудом правит авторская выдумка – фантазия, теперь готовься к неожиданностям и гадай, что случится на следующей странице.

Это утверждение относится и к сказочным повестям нашего современника Кира Булычева – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко (род. в 1934 г. ).

Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академии Института востоковедения, автор научных статей и монографий. Кир Булычев с середины 60-х годов XX века знают миллионы любителей фантастики. Самыми популярными стали приключения девочки-непоседы Алисы Селезневой.

Было время, когда сказки начинались с «однажды» и «жили-были». Меньше всего тогда от них ждали правдоподобия. Так и говорили: сказка – это то, чего не бывает. Всякий знал, что место её не здесь, а где-то там – «за тридевять земель», «в некотором царстве-государстве». Но всё изменилось в сказочном мире Булычева: в обыденной жизни он нашел следы сказки, в сказке – следы обыденной жизни. Он решил смешать реальность и чудо, заставил встретиться повседневное с небывалым. Зачем? Чтобы действительность преобразилась. Для этого ему понадобились разные магические секреты.

Магические секреты фантастических повестей Кира Булычева

Конечно, литературная сказка писателя не вполне порывает с народной. Булычев прибегнул к законам народной сказки. И все же важнее для него найденные, изобретённые авторами литературных сказок секреты. Один из них – это секрет внезапного чуда. Когда вы читаете народную сказку, вы ожидаете чудес и не удивляетесь им. Не так – в литературной сказке.

Кир Булычев начинает с изображения обычных героев в обычных обстоятельствах. Алиса Селезнева, московская школьница, живущая в недалеком благоустроенном будущем, учит марсианский язык. Телеучительница говорит ласковым голосом. Отец девочки пишет статью. Изнуренная занятиями, Алиса уже два часа мечтает о том, «чтобы что-то произошло». Она знает, что «в Москве есть места, куда надо ходить, потому что там интересно». Есть Космозоо – зоопарк для космических зверей, Ботанический сад, заповедник сказок, Третьяковская галерея и много всего еще. А ей надо учиться!

До поры до времени жизнь в книге идёт своим чередом и всё совершается, как всегда. Но вот в какой-то момент говорится волшебное слово «вдруг». И точно: вдруг зазвонил видеофон и на его экране появляется козленок, у которого только прорезались рожки, «а бороды еще не было». Отец Алисы считает это лишь чьей-то глупой шуткой, потому что ему «еще никогда не звонили козлы». Разве работающий в космическом зоопарке профессор может поверить, что звонивший козленок существует на самом деле и ему, как и герою из народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», требуется помощь? А ведь об этом сразу догадалась восьмилетняя девочка. Отчаянное «Бееэээ!» одинаково жалобно раздается в повести Булычева и в русской сказке. Рассудительный же отец реагирует, как и положено взрослому человеку: склоняется над статьей, а дочку отправляет учить марсианский язык.

Надо было возвращаться к обыденной жизни. Но снова, как заклинание, сказано слово «вдруг». И кто бы мог подуматься – в следующее мгновение самые обыкновенные персонажи оказываются в самых невероятных обстоятельствах. При этом заворожённый читатель уже представляет себя на их месте – удивляясь, пугаясь и радуясь вместе с ними.

Пользуясь секретом внезапности, писатель внушает читателю: мир неизведан, жизнь непредсказуема, а чудо где-то рядом.

Так, на страницах повести появляется «высокий сутулый мужчина в черном длинном пальто, темных очках и золотой каске с гребнем». Этот обычный, на первый взгляд, человек – некто Кусандра, помощник директора по хозяйственной части из заповедника сказок. Безмерная жадность, изощренная жестокость, любовь к богатству, желание власти и стремление к угнетению слабых – отличительные черты «старика», который в легендарной эпохе (откуда он прибыл, как и другие сказочные существа) был самым обычным Кощеем Бессмертным. Появляется он не один, а с самым настоящим трехголовым драконом.

Обычно в произведениях фольклора драконы дышат пламенем, крадут принцесс и сражаются с добрыми молодцами. А герой повести Кира Булычева Змей Гордыныч совсем не страшен. Наоборот, вызывает умиление его «желтый, сверкающий живот». Смешно, когда дракон сладко спит, свернувшись в клубок, вздыхает или чихает Змей Гордыныч труслив (в сказках такого никогда не встретишь), боится боли, уколов и щекотки. Под присмотром Кусандры дракон отправляется пешком по Москве к профессору Селезневу, чтобы проверить собственное здоровье. Змей Гордыныч испытывает чувство одиночества, так как знает точно, что он на земле – последний представитель рода. Правда, в легендарной эпохе у него остался дядя, но вернуться в прошлое нельзя. Узнав от Алисы, что в шотландском озере Лох-Несс живет двоюродная сестра, дракон просит девочку помочь разыскать Несси.

По воле писателя, от этих неожиданно появившихся в обычном мире героев исчезает серость будней, и в них прорастает волшебство.

Другой секрет повестей Кира Булычева – это секрет неожиданной точки зрения.

Известно: привычка – враг очарования. Если привыкаешь к какой-нибудь вещи, то вскоре перестаёшь её замечать. Чтобы разбудить чувства и вызволить вещь из плена скуки, писатель пользуется секретом, позволяющим без всякой помощи чародеев увидеть удивительное в привычном, чудесное в будничном: некоторые герои и вещи в фантастических повестях Булычева становятся неузнаваемыми.

Сказочный Иван-царевич в повести Кира Булычева – директор заповедника. Иван Иванович Царевич, доктор исторических и биологических наук, нашел период в истории Земли – легендарную эпоху, когда «миром правили волшебники и колдуны, когда разбойники бродили по лесам, когда стаи волков пожирали одиноких путников, когда короли волшебных царств строили себе дворцы из жемчугов и алмазов». В современной ему Москве Иван Царевич создал первый в мире заповедник сказок, в который с помощью машины времени переселил сказочных героев, согласившихся быть «экспонатами» в заповеднике в надежде на то, что другая эпоха избавит их от зла и насилия.

Совсем неожиданно предстают перед читателем привычные сказочные герои.

Серый Волк из сказки «Красная Шапочка» следил за девочкой и съел ее вместе с бабушкой. В повести Кира Булычева Волк притворяется вегетарианцем, говорит, что любит морковь, а сам тайком од жителей заповедника сказок ест настоящего козлика. И самое необычное: Волк ходит в гости к бабушке, качает в гамаке капризную Красную Шапочку, прислуживает «сказочной лентяйке».

А Красная Шапочка больше напоминает современную сварливую девчонку, которая не хочет учиться, с утра до вечера смотрит телевизор, в то время как ее бабушка вяжет занавес для музыкального театра и печет вкусные пирожки, которые так любит и с удовольствием ест Волк.

В произведениях фольклора Дед Мороз живет в ледяном домике. Это суровый, но справедливый старик: он помогает доброй девушке и наказывает злую. В сказке Кира Булычева Дед Мороз, отличающийся здравым смыслом и житейской мудростью, обитает в холодильнике вместе со Снегурочкой, страдает от давления. Внучка у старика любопытная, веселая и общительная.

Нежданно предстает и Кот в сапогах. Герой сказочной повести не ловит зайцев, не налаживает жизнь своему бедному хозяину, а охраняет козлика Ивана Ивановича, служит Кусандре и любит Спящую царевну. Вызывает улыбку то, что Кот носит шляпу не ради красоты – у него на голове лысина.

Непривычно показан сказочный король, сдающий ползамка «за кормежку и обслуживание», жалующийся на несчастную жизнь, от постоянного лежания разучившийся ходить. Лишь золотая корона на голове «пузатого человека» в ночной рубашке, целыми днями валяющегося на троне-кровати, свидетельствует о том, что перед нами все-таки король.

Да и Спящая царевна не похожа на героинь из других сказок. Она хмурится, когда видит неприятный сон, ворочается в хрустальном гробу, если рядом кто-то громко разговаривает, не открывая глаз, прикрикивает на мешающих ей спать.

Мы уже знаем: народная сказка обходится без морали, без поучительных выводов. Не так в литературной сказке: она почти всегда нас чему-нибудь учит, внушает нам какую-нибудь мораль. Но при этом авторы сказок имеют в виду и то, что прямые поучения обычно никого не убеждают. Если сказочники будут твердить: делай то-то, а того-то не делай, — нам станет скучно, и мы попросту закроем книгу. Так что если литературная сказка желает быть поучительной, она должна быть хитрее.

Идя за фольклором, Булычев тоже усвоил искусство рассказывать с намёком, но так, чтобы читатели сами захотели извлечь из сказки мораль. Для этого уроки фантастических повестей немного таинственны, советы и выводы – зашифрованны.

Писатель в совершенстве владеет секретом загадочной детали.

В фантастических повестях Кира Булычева любая обычная вещь, любое будничное явление становится загадочной деталью. Теперь, чтобы выяснить сказочную мораль, читателю приходится разгадывать её ключевые детали, расшифровывать её наиболее важные эпизоды. Чтобы понять литературную сказку, недостаточно только следить за её сюжетом, надо ещё и спрашивать: «А что это значит?» — по поводу каждой детали.

Постепенно разгадывание и сопоставление загадочных деталей приводит нас к ответу, загадочная деталь указывает читателю путь от сюжета — к выводу и морали.

Законы жанра

Следуя закону счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью, в начале сказки героям положено претерпевать всевозможные беды и испытания, чтобы когда-нибудь достичь счастливого конца. Как правило, сказка начинается плохо, а заканчивается хорошо. Получается, что её задача – несчастного превратить в счастливого. Если, например, сказка начинается с того, что главная героиня претерпевает бедность и унижения, то кончиться она должна самым счастливым образом – свадьбой.

То же происходит и в сказочных повестях Кира Булычева.

Иван Иванович Царевич отлично разбирается в сказках, но ничего не смыслит в житейских интригах, за что и поплатился. Кусандра превратил своего директора в козлика, чтобы захватить власть в заповеднике сказок, вернуться в легендарную эпоху и там, взяв бразды правления в свои руки с помощью золота и насилия, господствовать в сказочном мире.

В начале сказки всем героям плохо в том числе и Алисе. Она чуть не погибла, когда попала в подземелье из-за козней Кусандры.

Но тут и вступает в силу закон всесильного желания и слова. Стоило девочке страстно пожелать спасения, как тут же появился помощник – Змей Гордыныч. Получается, что горе и обычные слова печали уже обладают волшебной силой. Чего мы прежде всего ждём от сказки? Разумеется, чудес. А в чём причина этих чудес? Причина - волшебное желание.

Сказочный закон требует, чтобы желание героя в конце концов непременно осуществилось, вопреки всем препятствиям и испытаниям. Когда он говорит: «хочу!», невозможное становится возможным, несбыточное сбывается. «Хотению» героя в сказочном мире всегда противостоит «хотение» его противника. Но желание Алисы могущественнее, потому что девочка творит добро. Она помогает сказочным героям победить жестокого Кусандру. Благодаря решительности и настойчивости девочки волшебная сила заклятия снята: козлик превращается в Ивана Царевича, в «высокого человека в сером костюме, с серьезным и очень приятным лицом».

От Алисы требовалось исполнение невыполнимых заданий – и она выполняет их. Ей угрожали коварные замыслы – она спасается и помогает жителям и заповедника сказок, и легендарной эпохи. Неосторожность чуть не погубила Алису, но в этой же неосторожности – залог счастья героини. Безрассудство сказочных героев – это как раз то, что позволяет им преодолевать непреодолимые препятствия и выполнять невыполнимые задания.

По закону наибольшего контраста маленькие дела в сказке превращаются в большие: маленькие проступки – в преступления, маленькие добрые дела – в подвиги. Расчет порождает высокомерие и коварство: мысли о троне приводят Кусандру к злодейству. А из умения понять чужую беду и бескорыстия вырастают большие добрые дела. Алиса, добрая, приветливая, сочувствующая чужому горю, думает не о себе, а о других. Поэтому действия маленькой обычной девочки поистине героические.

Кир Булычев сохраняет еще одну сторону этого закона – контраст. В сказке «самое-самое» постоянно сталкивается с чем-то себе противоположным или превращается во что-то противоположное.

Казалось бы, в легендарной эпохе, куда попадает Алиса на машине времени, должны быть настоящие сказочные герои. И все же, чтобы увлечь читателя, писатель наделяет привычных сказочных героев совершенно неожиданными чертами характера.

Слабовольный великан страдает от обжорства, рыдает от жалости к людям и рассуждает о человеческом легкомыслии.

Синдбад-мореход хитрит ради обогащения, не совершает дальних путешествий и кормит птицу Рокх рыбой.

Ветреная Шехерезада не собирается рассказывать сказки. Она, красивая и молодая, уверена, что шах и так влюбится в нее. Став женой повелителя, Шехерезада намерена проводить время достаточно своеобразно: играть в нарты, петь и готовить мужу плов и шашлык.

Джинн набивает шишку о каменный потолок и из-за этого сердится.

Все встречи рыцаря и дракона на поле брани превращаются в состязания и заканчиваются вничью, потому что соперники, по словам Змея Долгожевателя, «спортсмены, а не убийцы».

Людоед – бывший рыцарь, который «устал по лесам и полям гоняться» за славой. Превратившись в обжору и подлеца, он потерял честь и совесть.

Другой рыцарь – Сила Пудович. Как и положено витязю, он защищает слабых, освобождает принцесс, ищет подвигов и добывает славу. Правда, по части ума он слабоват, не то что богатыри из русских былин.

Изменились не только сказочные герои. По воле писателя даже волшебные предметы стали другими. Например, ковер-самолет, хоть и старый, но своенравный.

Следует писатель еще одному непреложному закону – закону сказочной справедливости. Добро в сказке торжествует, зло повержено и посрамлено; герой оказывается победителем, его противник — побеждённым. При этом за добрые поступки и качества в сказке обязательно следует награда, за злые поступки и дурные качества — наказание.

Действие этого закона парадоксально. Кому не будет счастья в сказке? Тому, кто охотится за счастьем. Кому суждено быть счастливым? Тому, кто меньше всего думает о своем счастье.

Алиса настолько легкомысленна по отношению к самой себе, что это уже граничит с наивностью. Но именно в кажущейся слабости героини и заключается ее сила. Сказка не любит расчетливых и здравомыслящих. Зато она всеми своими чудесами поддерживает наивных и безоглядных, таких, как Алиса.

Общим для произведений фольклора и фантастических повестей стало то, что вымысел в сказках стал поэтической условностью – в них воплотились мечты народа и автора об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе.

Тема самых распространенных сказочных сюжетов – судьба гонимых и униженных – нашла отражение и в произведениях Кира Булычева. За верность, доброту, бескорыстие беды сменяются благополучием. Этому обороту в судьбе герои фольклора обязаны вмешательству сверхъестественных сил, обретению волшебного предмета, знанию или умению. Герои Кира Булычева побеждают благодаря решительности, самоотверженности, помощи научно-технического прогресса.

Как в сказках, былинах, так и в фантастических повестях Кира Булычева положительные герои противодействуют врагам. Но нужно отметить, что привычные представители злых сил (многоголовые драконы, ведьма, джинны) в сказочных повестях писателя помогают Алисе и сказочным существам победить злого и коварного Кусандру.

Общим для произведений фольклора и авторских сказок стало то, что они учат быть твердыми в жизненных испытаниях, не мириться со злом, неправдой.

Фантастические сказки Кира Булычева тесно связаны с народной темой, сюжетом, мотивом. Но в творчестве писателя сказки обрели самостоятельность и художественную неповторимость, хотя и удержали в себе ряд фольклорных особенностей: в жанровых приемах, в трактовке чудес.

Случается, что самые смелые сказочные вымыслы превращаются в быль. Например, сотни лет назад, когда ни одному человеку не удалось еще оторваться от земли, герои сказок уже преодолевали огромные расстояния на ковре-самолете. Конечно, сказочный самолет, на котором человек поднялся в небо, не похож на сказочный ковер-самолет, но в нем осуществилась давняя мечта человечества о небе.

Кир Булычев также выражает в своих произведениях одну заветную мечту современного человека – преодолеть временное расстояние, попасть из настоящего в прошлое и наоборот. Смелость мысли и дерзость воображения необходимы человеку во все эпохи, а в нашу – как никогда прежде, потому что наше время – время небывалых свершений и открытий. А все великие открытия начинаются так: «А что если»

Народная сказка не может кончаться плохо, сказители нередко приводят ее в соответствие с основными сказочными законами – счастливого конца и сказочной справедливости. И Булычев остается верен этим законам.

Нужно указать, что деталь в народной сказке – это рычаг, с помощью которого движется сюжет сказки. Назначение детали здесь состоит в том, чтобы приблизить счастливый конец – так положено, согласно сказочному закону. Деталей в народной сказке не может быть много.

В литературных сказках Кира Булычева много деталей, которые писатель использует для того, чтобы увлечь читателя. Детали на время останавливают действие сказки: читатель дольше задерживается в сказочном мире, обретая сказочное настроение.

Главное в фантастических повестях – чудо. А чудо несовместимо с постепенным созреванием, последовательным ростом, мерным движением – оно должно быть внезапным. Чтобы чудо состоялось, писатель использует прием контраста. Тем сильнее ощущение чуда, чем до него страшнее и безнадежнее положение героя. Чудо случается в тот момент, когда герой и читатель его менее всего ожидают.

Сказка и сегодня нужна нам. Она не только развлекает и забавляет, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру.

Сказка – сокровище, потому что она обращена в будущее. Она дарит надежду на будущее преодоление всех несчастий, на счастливый исход и восстановление справедливости.

И еще потому, что в ней даны уроки народной мудрости.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)