Производство  ->  Энергетика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Энергия созидания

Через всю свою жизнь человек должен пронести любовь к своей малой Родине. Такой Родиной для меня является г. Борисоглебск Воронежской области.

Истоки электроэнергетики

Город Борисоглебск основан царем Петром Первым в 1698 году для охраны юго-восточной границы Российского государства от набегов степняков - татарских, нагайских и калмыцких разбойников.

В. В. Самошин- краевед земли Борисоглебской.

Поль Ланжевен (1872-1946) французский физик и общественный деятель сказал:". ничто так не способствует общему развитию и формированию сознания, как знакомство с историей творческих усилий человечества в области науки, описывающей в жизнеописаниях великих ученых прошлого и в истории эволюции идей".

Я учусь на отделении "Электрификации и автоматизации сельского хозяйства" ФГОУ СПО "Борисоглебский сельскохозяйственный техникум" При изучении спец дисциплин уделяется большое внимание истории развития науки. Поэтому, изучая дисциплину "Светотехника и электротехнология" меня заинтересовала история развития электроэнергетики, а особенно история развития освещения города.

Первые шаги электроэнергетики России

Электростанции постоянного тока

Для строительства объектов электроэнергетики и электрификации производства и быта в России создается акционерное «Общество электрического освещения 1886 г. », ставшее монополистом в этой области до момента его национализации в 1917 году после свершения Октябрьской социалистической революции.

Ко времени учреждения «Общества» с 1880 по 1886 год в Петербурге были построены две электростанции постоянного тока: на р. Мойке на деревянном барке (3 локомобиля и 12 динамо-машин) и на Казанской площади (2 локомобиля и 3 динамо-машины). Обе электростанции питали 80 ламп уличного освещения, 367 ламп в 44 магазинах и 960 ламп в четырех зданиях, в том числе в здании «Благородного собрания». Первая электростанция постоянного тока в Москве была построена в 1888 году, мощность которой к 1895 году достигла 1500 кВт.

По мере увеличения мощностей менялся род первичных двигателей от локомобилей (паровой котел и паровая машина) к паровым поршневым машинам, а с 1904 года к паровым турбинам. Мощность применяемых импортных динамо-машин (генераторов постоянного тока) составляла от 26 до 89 кВт.

Первая и единственная электростанция постоянного тока в Воронеже была построена в 1891 году в железнодорожных мастерских Министерства путей сообщения. В качестве первичных двигателей использовались две паровые машины мощностью по 40 лошадиных сил.

В Тамбове - административном центре Тамбовской области, в состав которой до 1928 года входил Борисоглебск, дизельная городская электростанция с генератором постоянного тока мощностью 100 кВт была построена в 1911 году. Однако еще в 1891 году в Тамбове заработала электростанция от паровой машины в 75 л. с. с динамо-машиной на 100 ламп накаливания по 16 свечей, установленная купчихой П. Н. Егоровой.

Электростанции однофазного переменного тока

Представленная в 1882 году на Московской промышленной выставке Н. Ф. Усагиным схема распределения электроэнергии с использованием трансформаторов была успешно применена для одновременного питания любого числа приемников электрического тока.

Наиболее ранними электростанциями на переменном токе в России были:

* Одесская (с сентября 1887 г. ), с динамо-машинами переменного тока на 200 В.

* Царскосельская станция (Петербург, 1890 г. ) с девятью динамо-машинами переменного тока на 2400 В.

Первой в России тепловой центральной электростанцией общего пользования стала Петербургская станция, построенная в 1894 г. инженером Н. В. Смирновым. Она имела шесть водотрубных котлов, четыре вертикальные паровые машины мощностью по 250 л. с. с генераторами однофазного переменного тока мощностью по 200 кВт при напряжении 2000 В.

Первая электростанция однофазного переменного тока в Воронеже была принята в эксплуатацию 20 ноября 1899 года. Станция была построена акционерным обществом русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». На станции были установлены три электрических генератора однофазного переменного тока по 100 кВт напряжением 2150 В, а в качестве первичных двигателей использовались поршневые машины. Сеть проводов предусматривала в своем составе по проекту восемь трансформаторных киосков, оснащенных распределительными досками высокого и низкого напряжения, и ЛЭП на деревянных опорах. Были освещены центральные улицы Воронежа, несколько государственных учреждений и богатых частных домовладений.

В г. Тамбове по имеющимся у нас сведениям электростанции однофазного переменного тока не строились.

Работы М. О. Доливо-Добровольского, совершившие исторический переворот в области создания трехфазного тока и передачи электрической энергии на большие расстояния, открыли путь к глобальному применению электрической энергии в производстве и быту.

Первой электросиловой установкой трехфазного переменного тока была заводская ГЭС на Охтинском (Петербург) пороховом заводе. Она была построенная в 1896 году в составе двух генераторов мощностью 120 и 175 кВт, напряжением 2050 В. На территории завода были смонтированы трансформаторные установки, понижающие напряжение до 110 В. Электроэнергия подавалась на 11 электродвигателей (первая в России моторная нагрузка) и на дуговые осветительные лампы. Охтинская установка стала прообразом первых центральных городских электростанций трехфазного переменного тока: Московской (1897 г. ) и Петербургской (1898 г. ), построенных акционерным «Обществом электрического освещения 1886 г. ».

Первая электростанция трехфазного переменного тока в Воронеже была запущена в работу 25 октября (7 ноября) 1917 года с одним турбогенератором 1000 кВт. Проектная мощность ГЭС-1 в 2 тыс. кВт была достигнута только в 1926 году.

Первая мощная дизельная электростанция с генераторами трехфазного переменного тока была построена на новом пороховом заводе под Тамбовом в 1914-1915 гг. суммарной мощностью приводных дизельных двигателей 5 тыс. лошадиных сил.

Трехфазный ток в энергетике вызвал лавинообразный процесс в электрификации. Возникла острая потребность в нормативно-технической документации. Важнейшим событием в этой части явился II Всероссийский электротехнический съезд (28. 12. 1901-05. 01. 1902 гг. ) в Москве, утвердивший единые для России «Правила пользования электрическими установками».

История развития освещения Борисоглебска

10 мая 1907 года владельцы торгового дома братья Семеновы, Иван и Никита Григорьевичи, обратились в строительное отделение Тамбовского губернского правления разрешить пользоваться устройством электрического освещения на принадлежащей им бумаготкацкой (мешочной) фабрике в г. Борисоглебске, расположенной на углу улиц Дворянской (ныне Советской) и Проезжей (ныне Бланской).

Работы по устройству электроосвещения были выполнены фирмой «Русское общество Шуккертъ и Ко» (г. Москва). Электроустановка состояла из нефтяного двигателя «Горсби-Акроид» мощностью 50 л. с. и одной динамомашины постоянного тока с шунтовым возбуждением мощностью 8,0 кВт завода «Сименс-Шуккертъ»в Нюрнберге.

29 ноября 1911 года владельцы торгового дома братья Семеновы заключили с Городской думой контракт на устройство электрического освещения улиц и домов. На улице Павловского 84 было построено здание электростанции,

6 июня 1909 года крестьянин Анисим Васильевич Безобразов подал заявление в строительное отделение Тамбовского губернского правления с проектом и пояснительной запиской об устройстве электроосвещения в принадлежащем ему синематографическом театре по ул. Большой в 24 квартале

До 1911 года город освещался керосиновыми фонарями в количестве 40-50 шт. , расположенными в центре города. В 1911 году братья Семёновы - владельцы первой в городе электростанции — по контракту с городской думой заменили керосиновые фонари на электрические. Городская управа и население города не были удовлетворены освещением города потому, что режим работы и качество освещения не соответствовали требованиям контракта. Во время гражданской войны электростанции в городе были остановлены и были введены в работу только в 1923 году.

Точной информации по наружному освещению за период до I960 года в горэлектросети нет, но уличное или наружное освещение существовало во все времена. Светильники уличного освещения устанавливались в центральной части города, на перекрёстках улиц, автобусных остановках и в других местах скопления народа. Подключены светильники были к низковольтным линиям, которые включались по графику, утверждённому Горсоветом. Часть улиц включалась только на вечернее время, вторая часть -по чётным или нечётным дням тоже на вечернее время. Вместе с включением линии включались установленные на них светильники. Но так как существовали и постоянно включённые линии, то подключённые к ним светильники горели круглосуточно. В 1965 году в центре города установили 40 металлических опор чугунного литья, на которых были установлены светильники с четырьмя люминесцентными лампами мощностью по 40 Ватт и подвешены провода отдельной линии уличного освещения. Из-за пониженного напряжения, плохого качества ламп и стартеров лампы часто выходили из строя и через несколько лет светильники с люминесцентными лампами были заменены на светильники СПО-300 и СПЗ-500.

По данным акта проверки горэлектросети от 22 августа 1959 года трестом «Облкоммунэнерго» количество светильников наружного освещения - 620 шт, в основном типа СПО-300, из них горят круглосуточно 392 шт. Часть светильников управляется по каскадному принципу, включение осуществляется от 4-х ТП.

По акту проверки от 6 сентября 1964 года протяжённость цепей уличного освещения - 165 км, установлено 1680 светильников, из них газоразрядных - 68 шт. Автономных цепей уличного освещения 3,0 км, 30 % светильников горят круглосуточно. Часть светильников управляется с 3-х ТП. В период с 1923 по 1960 годы уличное освещение обслуживалось электромонтёрами линейщиками, в обязанности которых входили установка светильников и замена перегоревших ламп. С 1960 по 1969 год в составе электромонтеров, обслуживающих воздушные электролинии, было выделено несколько человек для обслуживания только уличного освещения. В связи с ростом установок уличного освещения, в 1969 году был создан участок уличного освещения.

В настоящее время в городе установлено 3860 светильников из них 2530 с газоразрядными лампами, 1330 с лампами накаливания. В светильниках установлены лампы ДРЛ мощностью 400, 250, 125 Ватт, натриевые ДНаТ мощностью 250, 400 Ватт. Светильники подключены к отдельному проводу, проложенному совместно с проводами общей воздушной линии 0,4 кВ. Протяжение совместной подвески провода уличного освещения 193,1 км. Кроме того, имеются автономные линии уличного освещения общей протяженностью 13,4 км. В центральной части города уличное освещение разделено на вечернее - общее и ночное, для чего проложен второй провод.

Управление уличным освещением осуществляется централизованно телемеханической установкой УТУ-10М, расположенной в здании ОДС. Исполнительные пункты от УТУ-10М установлены в центральной части города в ТП-4, в северной части города в ТП-12, в южной части города в ТП-20. От ТП с исполнительными пунктами методом «Каскад» включается аппаратура уличного освещения. В трансформаторных подстанциях, включённых в цепь каскада, установлены магнитные пускатели или контакторы, которые получают через промежуточное реле сигнал с другой подстанции. Отходящие от трансформаторных подстанций линии уличного освещения защищены предохранителями. Основной причиной нарушения освещения является состояние воздушных линий 0,4 кВ, на которых подвешены провода уличного освещения. Во время сильного ветра происходят нередко замыкания проводов деревьями, что приводит к отключению уличного освещения на время устранения неисправности. По причине недостаточного финансирования затрат на уличное освещение электролампы приобретаются несвоевременно, что приводит к несвоевременной замене перегоревших электроламп. Режим работы уличного освещения осуществляется по графику, разработанному горэлектросетью и утверждённому главой городской администрации. В графике время включения и отключения уличного освещения устанавливается в зависимости от долготы дня и ночи, предусматривается отключение в ночное время большинства светильников кроме дежурного освещения.

В 2007 году исполнилось 100 лет Борисоглебской электроэнергетики. В процессе своей работы я пришел к выводу, что бурные, порой разрушительные события, свершившиеся в эти годы ,-первая мировая война1914г. , гражданская война 1918г, Великая отечественная война 1941-1945годов, перестройка 1990 годов не помешали развивать электроэнергетику города. Электроэнергетика в корне преобразовали среду обитания горожан, дав в каждый дом яркий электрический свет и энергию для многочисленных бытовых электроприборов. Проводя исследования, изучая историю развития электроэнергетики родного города я почувствовал свою причастность к великому созиданию. В настоящее время электрическая энергия стала воистину энергией созидания во всех сферах трудовой деятельности и среды обитания человека. Самостоятельная работа, связанная с исследованием, дала мне возможность понять и воститать в себе радость познания, которая почти тоже самое, что и радость жизни.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)