Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Этика взаимоотношений человека и робота

В моей работе поднимается проблема взаимоотношений людей и роботов. Эта тема является актуальной, так как в последние годы темпы развития робототехники существенно возросли и на очереди создание роботов, способных мыслить и самостоятельно принимать решения.

Изначально роботы создавались для облегчения труда человека, замены тяжелых или вредных производств роботизированными. Но в недавнее время значение роботов в нашей жизни сильно изменилось. Изменилось и человеческое отношение к ним. Теперь, в век развития высоких технологий, большую часть роботов составляют не только промышленные, но и другие помощники. Они облегчают работу по дому, выполняют ряд защитных функций, а некоторые даже завязывают дружбу, заставляя людей испытывать привязанность к ним. В связи с этим начали затрагиваться многие этические вопросы, но уже в свете новой отрасли развития робототехники – робоэтики. Эта тема уже давно волновала писателей-фантастов, но совсем недавно начала обсуждаться среди ученых различных областей.

Цель моей статьи – рассказать о возможных проблемах взаимоотношений людей и роботов, о принятии различных мер во избежание возникновения новых проблем в будущем.

Для того чтобы раскрыть интересующую тему, следует рассказать об основных понятиях, стадиях развития робототехники, о различных поколениях и видах роботов, о возможной их классификации. Более подробно нужно описать роботов с искусственным интеллектом, так как выбранная проблема затрагивает именно их.

В выполнения работы используется теоретический подход – анализ, синтез, сравнение различных видов.

Робот (от чешского robot, от robota - подневольный труд, rob - раб) - машина с антропоморфным (т. е. человекоподобным) поведением, которая частично или полностью выполняет функции человека (иногда животного) при взаимодействии с окружающим миром. Термин "робот" был впервые введён К. Чапеком в пьесе "R. U. R. " (1920), где роботами называли механических людей. А затем писатель-фантаст Айзек Азимов придумывает слово "роботикс" (робототехника) и впервые формулирует три закона робототехники:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

2. Робот должен подчиняться командам человека, если эти команды не противоречат первому закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности, пока это не противоречит первому и второму закону.

Эти три закона Айзека Азимова до сегодняшнего дня остаются стандартами при проектировании и разработке роботов.

История развития роботов

Стремление человека облегчить свой труд, посредством механического подобия самого себя, началось ещё задолго до того, как люди получили первые представления о точных науках. Самые первые упоминания можно встретить уже в мифах древней Греции, Троянского коня. Изобретения Архимеда, Аристотеля и Герона Александрийского было достаточно для того, чтобы первый робот появился более 2 000 лет тому назад. Именно тогда же и появился термин «андроид» и уже создавались сложные автоматы.

Особенно интересен период, называемый эпохой Возрождения, когда математику, механику и астрономию, как и в античные времена, стали относить к разряду благородных наук. Благоприятные условия для возрождения традиций античной механики создались в Италии. Там работали многие инженеры Возрождения. Наиболее известен Леонардо Да Винчи (1452 – 1519), приложивший усилия к разработке применимых к нуждам общества механизмов. Рукописи Леонардо да Винчи содержат массу замыслов и идей, ряд из которых был реализован только через 250 лет после его смерти. Это автоматическая прядильная машина, устройство для стрижки овец, машинка для изготовления иголок.

К 18 веку можно уже встретить даже описание довольно сложных механизмов. Так, например в 1738 году французский инженер Jaques de Vaucanson собирает механическую игрушку-утку, механизм которой состоит из 1000 деталей. Эта игрушка могла пародировать процесс поедания пищи настоящей уткой. А несколькими годами позже, в 1774 году, известный тогда часовых дел мастер Pierre Jaquet-Droz представляет всеобщему обозрению писателя-андроида, который представляет собой комплекс механизмов позволяющих писать предложения, состоящие из 40 букв

Конец XIX и начало XX столетий характеризуется выдающимися открытиями в области науки и техники. Они позволили перевести проблему создания роботов на новый, более совершенный уровень. Появились реальные возможности оснастить робота зрением – фотоэлементами, слухом – микрофонами, речью – громкоговорителями. В то же время начали появляться первые плоды науки, которая позже стала называться кибернетикой. Учёные и инженеры начали разрабатывать устройства, которых, хоть и называли кибернетическими игрушками, создавали отнюдь не для развлечения. Они служили примером практического воплощения идей автоматического управления, моделировали поведение живых организмов в простейших ситуациях.

Первые роботы (андроиды, имитировавшие движения и внешний облик человека) использовались преимущественно в развлекательных целях. С 30-х гг. в связи с автоматизацией производства роботы-автоматы стали применять в промышленности наряду с традиционными средствами автоматизации технологических процессов, в частности в мелкосерийном производстве и, особенно в цехах с вредными условиями труда.

В 1957 г. американский физиолог Ф. Розенблатт предложил модель зрительного восприятия и распознавания — перцептрон. Появление машины, способной обучаться понятиям и распознавать предъявляемые объекты, оказалось чрезвычайно интересным не только физиологам, но и представителям других областей знания и породило большой поток теоретических и экспериментальных исследований.

Начиная с 1960 г. , был разработан ряд программ, способных находить доказательства теорем. Эти программы обладают способностью делать дедуктивные заключения.

Идея создания очувствленного робота первоначально была выдвинута в 1956 г. американским кибернетиком К. Шенноном, работающим в Массачусетском технологическом институте. Аспирант института Г. Эрнст предложил реализовать эту идею и сконструировал очувствленную руку-манипулятор (роботы второго поколения).

С 1960 г. по 1970 г. создавались так называемые интегральные роботы, содержащие манипуляторы, управляющие ЭВМ, различные средства очувствления и общения с человеком-оператором (роботы третьего поколения).

В 1969 г. в “Электротехнической лаборатории” (Япония) началось создание очувствленного манипуляционного робота с элементами искусственного интеллекта для выполнения сборочно-монтажных работ с визуальным контролем.

Постепенно характеристики роботов монотонно улучшались, но до сих пор они еще далеки по понятливости от человека, хотя некоторые операции уже выполняют на уровне лучших жонглеров.

Развитие и применение робототехники на сегодняшний момент находится на достаточно высоком уровне, но отнюдь незакончено. Робототехника постоянно находит свое применение в новых областях науки и техники. Параллельное развитие искусственного интеллекта, кибернетических, оптических, сенсорных систем, систем математического анализа, лазерной техники, компьютеров и программного обеспечения, а также их внедрение в робототехнику делают её всё совершеннее и самостоятельнее. И может быть в недалёком будущем, роботы смогут обходиться без непосредственного участия человека.

Классификация роботов

Классификация рассматривает три вида роботов, которые выделились в процессе развития робототехники:

✓ роботы первого поколения, то есть роботы с жёсткой программой действий, управляемые человеком-оператором;

✓ роботы второго поколения – с искусственным интеллектом (иногда называемые интегральными);

✓ роботы третьего поколения – действующие целенаправленно ("разумно") почти без вмешательства человека.

Роботы первого поколения

Первый вид включает в себя таких роботов, в которых человеком заложена определенная программа, от которой они не могут отступить ни при каких условиях по причине недостаточной степени развития технических показателей. Примерами таких роботов являются промышленные и домашние роботы, использование которых не требует наличия интеллекта.

Например, промышленный робот-манипулятор имеет "механическую руку" (одну или несколько) и управляется человеком на сравнительно небольших расстояниях.

Расширение применения роботов в промышленном производстве, в том числе в сварочном, обусловлено не только стремлением к повышению производительности, но и насущной необходимостью обеспечить высокое качество продукции и стабильность этого показателя при больших партиях или при частых изменениях объектов производства.

Преимущества использования промышленных роботов

Промышленные роботы-автоматы имеют преимущество перед человеком в скорости и точности выполнения ручных однообразных и иногда вредных для здоровья человека операций. При этом они исключают влияние человеческого фактора на поточных производствах, предоставляют возможность улучшения экологической обстановки, возможность использования технологического оборудования в три смены, 365 дней в году и, как следствие, имеют достаточно быструю окупаемость.

Промышленные роботы обладают достаточно хорошими характеристиками и возможностями в разных сферах применения труда. При этом их поведение достаточно прогнозируемо и подвластно контролю, а, следовательно, вызывает меньше опасений со стороны большинства людей. Хотя промышленные роботы стоят на невысокой ступени интеллектуального развития, это не мешает им быть популярными и востребованными. Подтверждение этому – рост спроса на промышленных роботов в последнее время. Активно производится внедрение роботизации в технологические процессы, а также разработка новых, улучшенных моделей промышленных роботов.

Также в лидерах потребления состоят бытовые (домашние) роботы. По оценкам независимых экспертов, в последнее время на первый план вышла индустрия по созданию домашних роботов, которые могут убирать помещение, мыть окна, ухаживать за газонами. В 2006 году число домашних роботов в мире превысит 2 миллиона.

В распоряжении бытовых роботов находится ограниченный набор функций, призванный облегчить или свести к минимуму работу людей по дому. Эти роботы, так же, как и промышленные, полностью контролируются человеком и, учитывая спрос на них, вполне соответствуют ожиданиям.

Из наблюдений за отношением человека к окружающим его роботам становится ясно, что чем проще робот, помогающий людям, тем лучше отношение к нему. Простой робот-пылесос первого поколения пользуется огромной популярностью. Факт: производители роботов-пылесосов сообщают, что владельцы их изделий дают механическим уборщикам имена и обращаются с ними, как с домашними животными. Кое-кто, побаиваясь ставить роботов дома одних, даже берёт их с собой в отпуск. Самостоятельные пылесосы уже ползают по полам некоторой части землян, а те, в свою очередь, создают вокруг роботов культ. Владельцы объединяются в сообщества, и всячески ублажают своих любимцев.

Здесь играет роль и ценовой фактор – наиболее "культивируемый" пока 200-долларовый Roomba. По данным компании iRobot, больше половины хозяев "Румбы" дают ему имена или клички. Кроме того, многие владельцы разговаривают с роботами так же, как если бы они были живыми существами. Имеется и Roomba Users Group на Yahoo, в которой около тысячи членов. Аналогичная ситуация и с уборщиком от Electrolux: когда один из клиентов принёс в ремонт свой Trilobite, которого уже назвал Матильдой, он настоял, что замена машины невозможна — чините мою Матильду, и всё тут!

Антропологи, изучающие взаимоотношения детей и пожилых людей с игрушками вроде Aibo, Furby или Tamagotchi, отмечают наличие у людей инстинкта отвечать благодарностью заботящимся о них существам, даже если они не живые.

Но у Aibo, по крайней мере, имеются какие-никакие признаки животного, в то время как робот-пылесос чаще всего представляет собой безглазую и бесхвостую шайбу. И это не мешает владельцам "Румбы" называть своих помощников Zoomer, Dusty, Roswell и Linda Lovelace, хотя общего мнения, мужчина робот или женщина, до сих пор нет.

Роботы второго поколения

На следующей стадии развития стоят роботы, обладающие частичным интеллектом, позволяющим им совершать определенные действия без управляющего человека-оператора. Такие роботы особенно нужны при невозможности личного контроля, например, при исследовании и освоении космоса (удаленных планет) или морских глубин.

В 60-х гг. появились подводные роботы-манипуляторы разнообразных конструкций и назначения: от глубоководных управляемых аппаратов с "механическими руками" (в частности, для захвата образцов породы со дна моря и т. д. ) и ползающих по морскому дну платформ с исследовательской аппаратурой до подводных бульдозеров и буровых установок.

Уже сегодня существует множество моделей подводных роботов, среди них встречаются роботы даже с таким экзотическим источником энергии как солнечный свет. Сравнение роботов с подводными животными ни в коей мере не условно. В течение долгого времени ученые наблюдали за движениями морских обитателей. Все эти движения анализировали компьютеры. По этим данным создавали копии из металла и пластика. Это помогло сделать опытные образцы рыб-роботов и омаров-роботов. Выбор ученых не случаен. Благодаря эволюции возникли виды животных, которые идеально приспособились к своей среде обитания, в том числе к жизни в морских глубинах. По их образцу и надо мастерить подводных роботов. Подводные роботы могут помочь в исследовании вулканической активности, обезвреживать мины, для метеорологии, а также использоваться в военных целях.

В некотором смысле космороботы мало отличаются от своих земных собратьев, подменяя человека тогда, когда требуется выполнить какую-либо работу. Тем не менее, к автоматам для работы в безвоздушном пространстве предъявляются некоторые особые требования. Они должны:

  • перенести запуск;
  • функционировать в сложных условиях враждебной среды, зачастую на большом удалении;
  • весить как можно меньше, так как каждый килограмм, выведенный на орбиту, стоит дорого;
  • потреблять мало энергии и иметь долгий срок службы;
  • работать в автоматическом режиме;
  • обладать чрезвычайной надежностью.

Самые распространенные из автоматических аппаратов, использующихся в космических исследованиях - это роверы (луноходы, марсоходы). Такой робот может передвигаться по поверхности другой планеты, неся на борту научные приборы. Как правило, и сам ровер, и научное оборудование на нем функционируют в автоматическом режиме, выбирая определенные действия из перечня заранее заданных, руководствуясь ситуацией.

Кроме них существуют и другие различные формы космических роботов. Некоторые из идей по их построению взяты конструкторами у природы, то есть у различных форм жизни на Земле для развития у своих роботов схожих с ними качеств.

Специалистами космического центра Годдарда и исследовательского центра Лэнгли планируется создание робота-амебы, предназначенного для передвижения по поверхности других планет. Он должен состоять из большого количества отдельных модулей, на которые может при необходимости (обхождение сложных препятствий) распадаться и собираться вновь, а также менять свою форму. При этом нормально функционировать в каждом из этих двух видов – собранном и разобранном.

Другим направлением робототехники являются такие роботы, которые создаются не из функциональных соображений, а отвечают эстетическим или духовным потребностям людей. Например, гуманоидные роботы, напоминающие своим внешним видом человека и довольно сильно развившие свою коммуникабельность в последнее время, способствуют более доверительному к себе отношению.

Роботы третьего поколения

Третий вид включает в себя роботов с искусственным интеллектом (ИИ), то есть обладающих способностью мышления, осмысления различных фактов и явлений (информации), полученных из внешних источников.

В конце 60-х гг. в робототехнике возникло новое научное направление, связанное с созданием интеллектуальных роботов. Такие роботы имеют датчики очувствления (сенсорную систему), воспринимающие информацию об окружающей обстановке, устройство обработки полученной информации (искусственный интеллект) - специализированную ЭВМ с набором программ - и исполнительные механизмы (моторную систему). Действия интеллектуального робота обладают некоторыми признаками человеческого поведения: датчики собирают информацию о предметах окружающего мира, их свойствах и взаимодействии; на основе этих данных искусственный интеллект формирует модель внешнего окружения и принимает решение о последовательности действий робота, которые реализуются исполнительными механизмами. К 1975 интеллектуальные роботы находились в стадии научных разработок и попыток использования их в промышленности.

Исторически сложились три основных направления в моделировании ИИ:

✓ В рамках первого подхода объектом исследований являются структура и механизмы работы мозга человека, а конечная цель заключается в раскрытии тайн мышления.

✓ Второй подход в качестве объекта исследования рассматривает ИИ. Здесь речь идет о моделировании интеллектуальной деятельности с помощью вычислительных машин. Целью работ в этом направлении является создание алгоритмического и программного обеспечения вычислительных машин, позволяющего решать интеллектуальные задачи не хуже человека. В этом случае создаются ЭВМ, специализированные для определенных задач, задаваемых человеком.

✓ Наконец, третий подход ориентирован на создание смешанных человеко-машинных, или, как еще говорят, интеллектуальных интерактивных систем, на симбиоз возможностей естественного и искусственного интеллекта.

В чем основное отличие интеллекта робота от интеллекта универсальных вычислительных машин?

Элементы интеллекта робота служат, прежде всего, для организации его целенаправленных движений. В то же время основное назначение чисто компьютерных систем ИИ состоит в решении интеллектуальных задач, носящих абстрактный или вспомогательный характер, которые обычно не связаны ни с восприятием окружающей среды с помощью искусственных органов чувств, ни с организацией движений исполнительных механизмов.

В настоящее время робототехника приобретает высокие темпы развития. В связи с созданием первого искусственного интеллекта у ученых различных областей возникают не только технические, но и морально-этические вопросы и проблемы.

Этика взаимоотношений людей и роботов

С появлением новых объектов воздействия для человека (таких, какими являются роботы) возникают вопросы о том, как это новое будет вписываться в уже сложившуюся картину жизни, в том числе и в систему моральных принципов человеческого общества. В результате этого в начале 2004 года в Сан-Ремо на вилле, где с 1890 по 1896 годы жил изобретатель динамита Альфред Нобель, собрались инженеры, учёные, философы, социологи, антропологи и литераторы из разных стран на мероприятие под названием «Первый Международный симпозиум по робоэтике». На обсуждение был выдвинут ряд пока далёких от повседневной жизни вопросов, в том числе и морально-этического направления. Вот лишь некоторые: Обладают ли интеллектуальные роботы сознанием? Они думают? Они испытывают эмоции, любовь, боль? Может ли робот представлять опасность для человечества? Не попытаются ли роботы взять над людьми верх, когда поймут, что мы слабее? Возможно ли, что наши жизни будут зависеть от них?

Если верить статье одного из участников — Брюса Стерлинга из журнала «Wired» — существует несколько угроз, с которыми можно столкнуться при использовании роботов. Их можно разделить на категории по видам воздействия:

1. Человек-человек. Эта категория взаимодействия знакома по любой другой отрасли. Она подразумевает опасности, возникающие от использования людьми более совершенного и, соответственно, более опасного оружия, а также последствия этих действий.

“Ядерная физика и генная инженерия уже столкнулись с этическими последствиями своих достижений в связи с разными драматическими событиями. Общественное мнение во многих странах было настолько шокировано некоторыми из них, что подобные исследования были остановлены либо же взяты под серьезный контроль”.

✓ Военное направление. В будущем можно представить дистанционно контролируемую или вообще самоуправляющуюся технику. Огромная проблема в том, что неизвестно, кому следует отвечать за поступки этих машин.

✓ Вторая проблема – это созданные учеными киборги-крысы, превращенные из живого организма в послушную машину. Эксперты отметили: крысы считаются идеальными лабораторными животными, потому что сделанное с крысой можно сотворить с человеком. Если грызуна превратили в робота, то и людей можно по этой же технологии превратить в крыс. Этический кошмар налицо.

2. Робот-человек. Создание автономных роботов заставляет задуматься о том, что нужно сделать для нормального взаимодействия с ними в будущем.

✓ Факт, вызывающий беспокойство специалистов — наращивание физической силы роботов наряду с их увеличением в размерах, от которых интеллектуальное развитие машин сильно отстаёт. Неизвестно, смогут ли больные и пожилые люди справиться со своими механическими помощниками.

✓ Еще одна опасность- это отсутствие представления у роботов об элементарной человеческой морали. Например, неизвестно как себя поведет робот при сбое в программе.

“Сегодня робототехника стремительно развивается и, несомненно, в XXI в. среди нас появятся первые разумные существа нечеловеческого происхождения - роботы. Общественное мнение уже задается такими вопросами, как: "Могли бы роботы творить "добро" и "зло"?" и "Могли бы роботы быть опасными для человечества?". "Вскоре появятся роботы, которые не только будут быстрее нас, сильнее и здоровее нас, но и, возможно, их моральные принципы будут более подходящими, чем наши?”

Третье направление, оставшееся неохваченным – это направление человек-робот. Оно должно рассматривать человеческое отношение к новым, постоянно развивающимся роботам, а также способы влияния на это отношение (восприятие). Все эти направления так или иначе касаются морально-этических проблем.

Этика (греч. ethika, от ethos - обычай, нрав, характер) - это философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему.

Нравственные нормы получают ценностное обоснование в виде идеалов добра и зла, а их исполнение контролируется только формами духовного воздействия. Поэтому моральные нормы необходимы при общении и других взаимодействиях людей и роботов. Но моральные принципы сложно сформулировать в виде четких законов и заложить их в программу робота, так как они неоднозначны, могут различаться для конкретных социальных групп. Исторически сложилось так, что каждый общественный класс формирует собственную систему морали, регулирующую положение группы в процессе общественного производства культуры и ее развития. С появлением нового «класса» роботов возникает необходимость создания подобных норм для их социального взаимодействия с людьми. Помимо общественного существует индивидуальное сознание, которое вырабатывает собственные правила жизни, опирающиеся на общественные (классовые), а также осуществляет разработку и совершенствование новых моральных норм. Обычно различие этих правил в пределах классовой и общественной морали частично отображает личностные качества того или иного человека.

Создание определенных ограничений, обязательных при создании любых видов роботов, сложно осуществимо, так как в этой области еще остается слишком много неизвестного. Во-первых, важен вопрос о том, как строить эти ограничения. Они должны либо закладываться в виде законов, как предлагал в своих рассказах писатель-фантаст Айзек Азимов, либо приобретаться в результате социального взаимодействия, как это происходит для человека.

В первом случае, для реализации знаменитых трех законов робототехники, роботу нужно четко отличать человека от робота. В чем же эти отличия? С течением времени роботы становятся все больше похожими на людей благодаря успехам в развитии систем ИИ. Человек отличается от робота разумностью, индивидуальностью (личностью), а также способностью испытывать эмоции. Сложность дела состоит в том, что определения этих понятий не имеют четких границ.

Разум – это способность логически мыслить, делать умозаключения на основе определенных фактов, действовать в зависимости от окружающей обстановки, приобретать знания и опыт в процессе своего развития, иметь возможность совершенствования различных технологий труда, а также планировать свои действия на будущее согласно своим духовным, социальным и другим потребностям, стремлениям и интересам.

Личность – это характерные особенности, присущие пока только людям и отличающие одного человека от всех остальных. В личность входит характер, поведение, привычки, увлечения, убеждения.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Они являются одним из главных регуляторов деятельности.

Как по такого рода определениям быстро отличить разумного человека от похожего на него робота и вести себя соответственно этому выводу?

Во втором случае тоже возникает много проблем. Надо научить робота правилам этики, которые зачастую остаются негласными в человеческом обществе. Эксперимент, связанный с этим, проводили британские исследователи из школы информатики университета Хертфордшира. Они создали уроки "робоэтикета" ("robotiquette"), пытаясь обучить и роботов, и людей социальному взаимодействию друг с другом.

"Мы берём за основу ситуацию, при которой полезный человеку робот-компаньон уже существует, — объяснила профессор Керстин Даутенханн.

— Наша миссия состоит в том, чтобы изучить, как робот должен быть запрограммирован, чтобы уважать персональное пространство человека". Параллельно исследуется человеческое восприятие роботов, к примеру, как должны выглядеть машины, как робот может изучить новые навыки, подражая человеку. "Без таких исследований мы будем строить роботов, которые не могут уважать индивидуальность человека. И я хочу, чтобы роботы видели в людях людей, а не других роботов", — добавила Даутенханн. По её словам, в большинстве случаев робот-компаньон будет иметь дело не только с одним человеком, а с группами. Чтобы узнавать реакцию машин при взаимодействии с несколькими людьми, исследователи поручили одному неназванному роботу сыграть с детьми в простую игру "Передайте пакет" (pass-the-parcel). Некий предмет, обернутый в несколько слоёв бумаги, играющие передают по кругу под музыку. Когда музыка останавливается, тот, у кого в руках оказался пакет, снимает одну из обёрток. Тот, кто снимает последнюю обёртку, получает приз.

"Если вы думаете о роботе как компаньоне для человека, то придётся подождать ещё лет 20, — заключает профессор Даутенханн. — Впрочем, может потребоваться ещё больше времени, так как создать такого робота очень и очень трудно".

С другой стороны, возникает еще одна проблема. Параллельное развитие интеллектуальных (самообучающихся) роботов и внедрение искусственно созданных для них норм морали могут привести к конфликту между ними. В этом случае столкнутся две системы поведения, отличные друг от друга, то есть искусственные моральные законы и приобретенные или самостоятельно созданные на основе своего опыта нормы робота. К чему этот конфликт может привести – непредсказуемо.

Возможность таких проблем наталкивает на вопрос о том, что с этим делать и как относиться. Для начала следует узнать об обстановке, сложившейся на данный момент, то есть о тех особенностях восприятия роботов, которые существуют у людей в настоящее время. Для этого при Университете в Очаномизу было проведено психологическое исследовани, призванное выявить психологическое влияние, которое роботы оказывают на людей. Это исследование проводилось во время соревнования "RoboFesta Kanagawa 2001 Yokohama Competition", проводившегося в ноябре 2001. В опросе приняли участие 493 человека в возрасте от подросткового и до 60 лет. Исследование состояло из двух частей. Первая – построение шкалы для измерения нашего восприятия (образов) роботов.

Посетителей NEC попросили расположить 7 образов, состоящих из изображений людей, животных, машин, неживых предметов (например, скалы), а также роботов трех различных видов (AIBO, ASIMO и PaPeRo) на шкале состоящей из шести позиций. На этой выставке демонстрировалось множество роботов, и таким образом посетители имели возможность увидеть в первую очередь различные виды роботов. Представлены были именно образы AIBO, ASIMO и PaPeRo, поскольку они серьезно различаются по размеру, цвету, форме движениям.

Результаты показали, что семь образов можно разделить на три группы:

1. группа "Людей-Животных";

2. группа "AIBO-ASIMO-PaPeRo" (Роботы);

3. группа "Машин-Неживых Предметов".

Между восприятием трех роботов не было обнаружено серьезной разницы. Таким образом, совершенно разные типы роботов были отнесены в одну категорию - образ Робота.

Опрос был направлен на то, чтобы определить воспринимают ли люди роботов так же, как они воспринимают других людей, животных, машин и неживые предметы. Посетители должны были распределить образованные группы по категориям, отражающим отношение людей к этим образам, таким как "дружелюбие", "страх", симпатичность", "безопасность" и др. Показательно, что группа Роботов оказалась между группой Людей-Животных и Машин-Неживых Предметов.

В целом, люди не чувствуют себя комфортно находясь среди машин, которые для них непривычны. В результате этого исследования ученые определили, что эта тенденция не распространяется на роботов. То есть, сущность и форма робота дает возможность снизить страх перед машинами.

Вывод: благодаря исследованию, ученые получили возможность построить шкалу для того, чтобы выявить человеческое восприятие роботов. Они продемонстрировали, что наши образы роботов относятся к одной общей группе, независимо от того, что это роботы различных типов. Также опрос определил, что роботы способны снижать человеческий страх перед машинами. Таким образом, исследования робот-психологии только начинаются, эти исследования чрезвычайно важны, учитывая будущее развитие роботов и то, какую роль им предстоит сыграть в нашей жизни.

Отношение человека к роботам складывается из того, что для человека привычно, что укладывается в картину его восприятия окружающего мира. Дети, растущие в век разумных игрушек, имеют особое, отличное от взрослых отношение к ним, основанное на поиске отличий «живого» интеллекта от «неживого». Исследованием этого вопроса занималась психолог Шерри Тёркл. Она наблюдала за играми детей с такими игрушками (иногда называемыми компанейскими артефактами) и затем спрашивала их о впечатлениях и мыслях.

Эти компанейские артефакты не ждут от детей пока те их "оживят" подобно кукле. Они представляются как уже живые и готовые к взаимоотношениям. Шерри Тёркл обнаружила, что дети говорят об этих новых игрушках, как о "разновидности живого" не из-за их мыслительных способностей или кажущейся автономности, но по причине их эмоциональной привязанности к этим объектам и представлению о том, что объекты также могут быть привязаны к ним.

К примеру, во время изучения детей и Фурби, на вопрос, "Считаете ли вы Фурби живой?" дети отвечали не о том, что Фурби может делать, а скорее о том, что они чувствуют по отношению к ней и что, по их мнению, Фурби чувствует по отношению к ним.

Изучение детей и компанейских артефактов все еще продолжается, но некоторые вещи уже ясны. Сегодняшние дети учатся различать "животную форму жизни" и "Фурби (или робото)-подобную форму жизни". Категория "форма жизни" используется все чаще и чаще.

Традиционно дети говорят о том, что делает людей особенными в терминах теории "ближайших соседей". Когда “ближайшими соседями” (в глазах детей) были домашние собаки и кошки, люди были особенными, поскольку они могли соображать.

Но когда, в 1980-х, оказалось, что ближайшими соседями стали компьютеры, детское отношение к этой проблеме изменилось. Дети, как и прежде, используют методологию "ближайших соседей". Но сейчас люди являются особенными не из-за того, что они разумные животные, а из-за того, что они не похожи на разумные компьютеры: люди стали машинами, у которых есть эмоции.

Возникает вопрос: если дети не всегда могут отличить машину от живого человека, испытывают привязанность к механическим игрушкам и считают ее взаимной, то, как же взрослые умеют отличать искусственный интеллект от настоящего?

В 1950-м году британским математиком Аланом Тьюрингом была проведена "игра в имитацию", которая позже получила название "тест Тьюринга" . В этом шуточном тесте человек получает ответы на свои вопросы в напечатанном виде от кого-то, кто прячется в другой комнате за стеной. По ответам нужно угадать, является собеседник человеком или машиной (в оригинале игры - мужчиной или женщиной). В 60-е годы тест вызвал к себе живой интерес, однако ничего впечатляющего со временем не появилось.

Интерес к проблеме, сформулированной Тьюрингом, снова возрос в 90-е годы. Во-первых, потому, что в 1990 г. некто Лебнер, учредил Лебнеровскую премию, пообещав 100. 000 долларов и золотую медаль тому программисту, чья программа пройдет тест Тьюринга. Но куда более интересно, что в 90-е с развитием Интернета, оказалось возможно подойти к тесту Тьюринга с неожиданной стороны. В эпоху, когда мужчину не всегда можно отличить от женщины даже при длительном личном разговоре, аналогичная ситуация складывается и с отличием человека от машины.

Если вспомнить ломаный язык и потерянный синтаксис современных чатов и стерильные псевдо-диалоги по ICQ без начала и конца, без "здравствуйте" и "до свиданья", без каких-либо деталей личной жизни, станет ясно, что именно так могли говорить интеллектуальные диалоговые системы еще в 60-е. Попади они в современный чат - может, их никто и не заметил бы?

Общение через Сеть стало настолько естественным для нас, что если тот, на другом конце провода, знает наши вкусы и потакает им, подкидывает нужную нам информацию или просто является хорошим собеседником - часто ли мы задумываемся о том, машина это или человек? Наверное, мы могли бы заметить отличие по каким-то другим тестам. Но оказывается, для этого надо общаться как-то иначе - глядеть в глаза, например. Когда же мы общаемся короткими вопросами-ответами через Сеть, мы сами говорим на языке машин больше, чем они - на нашем. Получается, что мы давно живем в ситуации "теста Тьюринга" - и еще не известно, с какой стороны стены.

Подобные роботы уже существуют и опробованы в Интернете. Самые простые программы просто повторяют реплики собеседника в форме вопроса, либо выдают случайные фразы, например "как я тебя понимаю". Но есть и более сложные, которые не просто повторяют слова, но и составляют базу данных из ответов пользователя. В результате такая программа может сказать о вас такое, в чем вы сами себе боялись признаться.

В результате такого положения дел в сфере ИИ можно проследить возможные перспективы развития и улучшения проектирования роботов с морально-этической точки зрения. Они связаны с вопросами отличия ИИ от человеческого интеллекта и правовой стороны этого вопроса.

Пока роботы еще не достигли такой стадии развития, но вопрос отличия разумного от неразумного уже становится актуальным. В настоящее время роботы не обладают таким количеством потребностей, какие имеются у людей, соответственно не развивают свою деятельность в этом направлении, да и их интеллектуальное развитие не всегда на высоком уровне. Когда же они смогут сравниться с человеком по своим возможностям и стремлениям, тогда встанет вопрос об обеспечении их рядом прав и свобод.

В США не только начали говорить и дискутировать о правах роботов, но и создали в 1999 году Американское общество за предотвращение жестокости по отношению к роботам (ASPCR). Девиз этой организации: "Роботы тоже люди! По крайней мере, когда-нибудь они ими будут". Согласно взглядам членов ASPCR, любое разумное, в том числе искусственно созданное, существо имеет ряд неотъемлемых прав, обеспеченных самим фактом его создания, как-то: право на существование, независимость и стремление к знаниям. При этом от робота не требуется гуманоидная форма и даже физическая форма вообще, поскольку цель ASPCR - обеспечить защиту любого искусственно созданного интеллекта - от классического робота в металлическом "теле" до обладающей самосознанием космической станции или нейронной сети.

В настоящее время члены ASPCR готовят "Билль о правах роботов", который собираются лоббировать на самом высоком уровне. Несмотря на то, что сегодня цели и задачи нового общества вызывают, скорее всего, улыбку, вспомним, что в момент своего основания в 1890-х годах другое американское общество - "Общество за предотвращение жестокости по отношению к животным" было подвергнуто беспощадному осмеянию. Ныне же эта уважаемая организация имеет серьезное влияние. На современном этапе деятельности общество по защите роботов считает своей главной задачей привлечь внимание общественности к проблемам, которые встанут перед человечеством, когда в мире появятся подлинно интеллектуальные, наделенные мыслями и эмоциями роботы.

На данном этапе таких вопросов намного больше, чем возможных ответов или конкретных решений. Сегодняшняя задача состоит в том, чтобы осветить эти вопросы, указать на возможные угрозы от развития интеллектуальных систем, рассмотреть пути дальнейшего развития роботов, которые были бы ориентированы на создание машин, безопасных в социальном взаимодействии с людьми.

Робототехника обнаруживает огромные перспективы своего развития в ближайшем будущем. В последние годы стремительные темпы ее роста выражаются во все большем проникновении роботов различного назначения в нашу повседневную жизнь. Механические помощники перешагнули не только порог исследовательских лабораторий и промышленных заводов, но даже пороги домов и квартир. В связи с этим возникают вопросы о том, как к этому относиться и что из этого может выйти.

Ученые стремятся, как можно сильнее приблизить искусственный интеллект к естественному, то есть создать разумных роботов. Во многих изданиях освещаются проблемы морально-этического характера, которые могут возникнуть в результате этого развития. Такие проблемы обычно возникают при взаимодействия людей между собой. Их существование по отношению к роботам говорит о том, что хотя исследователи не добились сильного сходства естественного и искусственного интеллекта, но, по крайней мере, у людей создается такое впечатление. Люди уже начали мысленно одушевлять роботов, примерять на них человеческие качества, эмоции и права. Наличие разума подразумевает свободную волю. А как раз ее у роботов быть не должно. Роботы, изначально задумывавшиеся как устройство для облегчения работы человека, должны такими и оставаться – машинами без чувств и сознания.

Способы решения этих проблем должны разрабатываться уже сегодня. На первом месте следует поставить контроль над исследованиями в сфере искусственного интеллекта. Понимая возможные угрозы от ничем не ограниченных экспериментов в области ИИ, можно будет предотвратить многие ошибки в будущем.

Основные понятия

Андроид – человекоподобная игрушка.

Кибернетика – наука об общих законах управления в живых и неживых системах.

Очувствленные роботы – роботы, оснащенные комплексом сенсорных средств, позволяющих получать информацию об изменяющихся свойствах внешней среды. Такие роботы могут выполнять различные операции в условиях заранее неизвестных изменений окружающей обстановки, приспосабливаться к ним.

Интеллект (intelligence) от латинского intellectus —ум, рассудок, разум, мыслительные способности человека.

Искусственный интеллект (artificial intelligence, ИИ, AI) — свойство автоматических систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий. Также ИИ можно называть способность мозга решать интеллектуальные задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам.

Промышленные роботы - программно управляемые манипуляторы, выполняющие рабочие операции со сложными пространственными перемещениями.

Бытовые роботы – роботы, использующиеся в повседневной жизни, то есть для выполнения различных работ по дому (охрана, помощь).

Гуманоидные роботы – это роботы, внешностью и способностями похожие на человека.

Подводные роботы – это роботы, обладающие возможностями выполнять различные функции под водой, зачастую похожие своей формой на глубоководных обитателей.

Космические роботы – роботы, предназначенные для работы в космосе или изучения удаленных от нас планет.

Интеллектуальные роботы – роботы, обладающие искусственным интеллектом, в большей или меньшей степени похожим на человеческий.

Дедуктивное заключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью получается новое суждение, приводящее от общих исследований к частным.

Некоторые виды промышленных роботов

Новейшая разработка Mitsubishi Electric - шестиосевые роботы серии MELFA RV-хS (тип «гибкая рука»), с максимальным радиусом действия до 1384 мм, грузоподъемностью до 12 кг и точностью повторения операций +/- 0. 05 мм. Роботы данной серии обладают самой высокой скоростью перемещения объекта в своем классе - до 9500 мм/сек. Их типовыми областями применения являются подача заготовок или сопряжение элементов технологических линий. Степень защиты IP65 позволяет использовать их в самых жестких производственных условиях.

Каждый серводвигатель этих роботов оснащен резервированным тормозным устройством. Управление этими роботами осуществляется с помощью компактных многозадачных модулей управления CR2B и CR3. Привязка любой системы обработки изображений, дополнительное управление 8-ю сервоприводами, слежение за движением конвейера, система предотвращения аварий при столкновении, оптимизация времени исполнения цикла, связь через Ethernet - вот лишь краткий перечень возможностей этих модулей управления.

Пяти- и шестиосевые роботы серии MELFA RV-хА (тип «гибкая рука»), с максимальным радиусом действия до 715 мм и грузоподъемностью до 3 кг. Компактная конструкция и высокая подвижность позволяют успешно использовать их в качестве манипуляторов в составе различного технологического оборудования, например, в задачах по упаковке готовой продукции. Они также находят широкое применение в составе лабораторного и медицинского оборудования. Для перемещения объектов может использоваться один электрический или до двух пневматических захватов. Точно устанавливаемое усилие электрического захвата дает возможность использовать эти роботы при перемещении хрупких объектов в лабораторной и медицинской технике.

4-х осевые, компактные серии MELFA RP (тип SCARA, «двухплечевые»), с прецизионной точностью повторения операций +/- 0,005 мм, временем выполнения цикла* 0,38 сек и грузоподъемностью до 5 кг. Они предназначены для использования в задачах микросборки или монтажа плат там, где необходимо осуществлять точные и быстрые манипуляции в условиях малого рабочего пространства

* Под циклом понимается перемещение: вверх на 25 мм, горизонтально на 100 мм, вниз на 25 мм и далее в исходную точку в обратной последовательности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)