Дом  ->  Все для праздника  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Этикетные жанры общения (поздравление, речь к подарку) и их влияние на социальную адаптацию школьников

Этикетные жанры общения (поздравление, речь к подарку) и их влияние на социальную адаптацию школьников

Введение_3

Глава 1. Теоретические основы изучения речи к подарку как эпидейктического жанра_ 5 1. 1 Речевой этикет и этикетные формулы речи: общая характеристика понятий как элементов ситуации дарения_ 5

1. 2 Эпидейктические речевые жанры_ 6

1. 3 Жанровые особенности речи к подарку_ 9

Выводы_15

Глава 2. Обучение школьников созданию речи к подарку_15

2. 1 Исходные положения, ход и результаты констатирующего эксперимента_15

2. 2 Исходные положения, этапы и ход обучающего эксперимета_ 17

Выводы_19

Заключение_ 19

Библиографический список_20

Приложение_20

Этикетные жанры общения (поздравление, речь к подарку) и их влияние на социальную адаптацию школьников

Введение

Актуальность исследования

В центре внимания нашего исследования находятся проблемы обучения школьников созданию речей, сопровождающих подарок. Выбор данной темы не случаен.

Трудно найти человека, который бы в течение своей жизни ни разу не дарил подарки. Их получает и дарит каждый, ими отмечают самые разные события и даты. Подарок - это предмет, врученный при определенном акте дарения в искусственно созданной ситуации, которая органично вплетается в отношения между людьми. В зависимости от ситуации материальное содержание подарка может варьироваться, но суть его остается неизменной. Она заключается не в самом подарке, а в социальных отношениях, которые поддерживаются с помощью даров и определенного ритуала дарения, объединяющего либо родственников, либо людей с общими интересами.

Речь к подарку широко используется в разных сферах коммуникации: как в деловом общении, так и в повседневном, бытовом. Такая распространенность высказывания требует от современного человека специальных знаний и коммуникативных умений, связанных с его созданием. Проведенный опрос учащихся и констатирующий срез показали, что сопровождение подарка речью составляет главную трудность для дарителя. Такие речи бывают либо незначительно развернутыми, либо излишне пространными, не имеющими непосредственного отношения к подарку. Однако оптимально уместная, адресная, эмоционально-насыщенная и вербально выразительная речь к подарку часто не менее важна, чем сам подарок, поскольку именно в том, что мы произносим, открывается наше отношение к человеку, получающему подарок. Умение готовить и произносить речь к подарку помогает снять состояние эмоциональной напряженности и способствует установлению более доброжелательных и искренних отношений между коммуникантами.

Анализ лингвистической литературы (М. М. Бахтин, В. В. Дементьев, М. Ю. Федосюк, Н. И. Формановская и др. ) показал, что речь к подарку не изучена ни как эпидейктическая речь, ни как особый жанр, более того, как система жанров, так как термин «речь к подарку» представляет собой полижанровое (по характеру передачи информации) высказывание.

Актуальность данной темы подтверждается и тем, что ситуации дарения частотны в коммуникативной практике учеников, однако методическая модель обучения школьников данной жанровой разновидности в научной литературе не представлена.

Теоретические основы изучения речи к подарку как эпидейктического жанра

Язык используется как конкретное высказывание участников какой-либо человеческой деятельности. Эти высказывания отражают условия и задачи каждой области человеческой деятельности не только содержащим его стилем, но и отбором средств языка, композицией. Каждая сфера использования языка вырабатывает свои типы высказываний, которые в лингвистике языка и речи называют «речевыми жанрами». В теории речевой деятельности учение о речевых жанрах развивается и становится всё более значимым. Суть этого учения состоит в том, что процесс создания высказывания представляет собой выбор не только форм языка, но и обязательной для него формы построения, соответствующей целям и задачам общения, характеру взаимоотношений адресанта и адресата, специфики сферы и ситуации общения.

Цель данной главы - представить минимум теоретических сведений о речи к подарку, которые составят основу организации экспериментального обучения. В ходе изучения научной литературы определялись: понятие «речевой этикет» и этикетные формулы речи; эпидейктические речевые жанры; жанровые особенности речи к подарку; психология личности адресанта-дарителя.

Речевой этикет и этикетные формулы речи: общая характеристика понятий как элементов ситуации дарения

Для того чтобы определить жанровые особенности речи к подарку, нам потребовалось изучить научную литературу о речевом этикете и выявить наиболее частотные этикетные формулы, которые можно использовать при создании речи к подарку.

Этикет речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства: мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза.

Речевой этикет является объектом изучения таких учёных, как М. В. Анисимова, Р. В. Жигульская, М. В. Колтунова, Н. И. Формановская и другие. Н. И. Формановская речевой этикет определяет как «регулирующие правила речевого поведения», закреплённые в устойчивых речевых формулах.

Речевому этикету присущи специфические функции в речевом общении.

1. Прежде всего, это социативная функция (контактоустанавливающая). Эта функция подготавливает к сообщению основной информации в разговоре, т. е. она обслуживает речевой контакт собеседников. По выражению Б. Малиновского «создаёт узы общности» путём простого обмена словами. Например, в словах «Кого я вижу!» поступает сигнал непринуждённого общения - «Я тебя помню; рад неожиданной встрече и т. п. ».

2. Апеллятивная, или призывная, функция предназначена для верного обращения к собеседнику. Её цель - привлечение внимания. Когда адресант говорит «Гражданин!» или «Простите, пожалуйста, как пройти. ?» и т. д. у него нет иной цели, как призвать собеседника для дальнейшего разговора.

З. Конативная, или адресная, функция тесно связана с апеллятивной. Это функция ориентации на адресата в связи с его ролевыми позициями в речи. Подчеркнем, что эта функция тесно связана с понятием вежливости, что проявляется, например, в выборе общения на «ты» или на «вы». Это зависит от условий общения, от того, к кому, в какой обстановке, в каких взаимоотношениях находятся собеседники.

4. Волюнтативная, или функция волеизъявления по отношению к собеседнику, воздействия на него. Эта функция проявляется в речевом этикете в ситуации просьбы, совета, приглашения, предложения. Например, сказав собеседнику: «Проходите, пожалуйста!», адресант воздействует на поведение адресата, побуждая его войти.

5. Эмотивная функция, или функция эмоций, связана с выражением чувств, душевных отношений. Например: «Я так рад вас видеть; счастлив познакомиться; очень приятно. ».

Функции речевого этикета направлены на гармонизацию общения, создание благоприятного климата, что способствует продуктивности общения.

Мы выяснили, что речевой этикет представляет собой набор стереотипных фраз, устойчивых формул, произносимых в определенных ситуациях. К ним относятся: приветствия, обращения, прощания, извинения, благодарности, одобрения, ситуации знакомства и т. д.

Этикетные формулы представляют собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Арсенал их достаточно обширен.

Принципы использования этикетных формул, как отмечает М. В. Колтунова, помимо универсального принципа вежливости, - это принцип соответствия речевой ситуации. Обстановка общения (официальная / неофициальная) и фактор адресата (социальный статус, личные заслуги, возраст, пол, степень знакомства) являются определяющими при выборе этикетных формул. Рассмотрим этикетные формулы поздравления и речи к подарку.

Речевая ситуация поздравления относится к таким, которые являются реакцией на нечто, уже произошедшее в реальной жизни (наступил праздник, день рождения, достигнуты успехи и тому подобное).

Эпидейктические речевые жанры

Так как в центре нашего исследования находится речь к подарку, то для нас важно было выяснить, какое место данный речевой жанр занимает в системе эпидейктических речевых жанров.

Как показывает анализ научных источников, эпидейктические речевые жанры были выделены еще Аристотелем, который все виды речи в зависимости от адресата и цели произнесения речи делит на 3 вида [1, 16]: совещательные; судебные; торжественные (т. е. эпидейктические).

В торжественных речах, отмечает Аристотель, содержание часто уступает место форме. К таким речам античный философ относит: поздравительные речи; панегирики; надгробные речи.

Предметом эпидейктической речи Аристотель называл прекрасное или постыдное. Прекрасное в человеке — это добродетели, положительные качества, а также добрые дела и достижения, всё то, за что можно хвалить. Главной особенностью стиля является ясность: если речь не ясна, она не достигнет цели. В эпидейктической речи уместен средний стиль.

Эпидейктическая речь, по мнению античного ученого, должна состоять из следующих частей: предисловия (диспозиции); рассказа (наррации); доказательства (инвенции); заключения.

Диспозиция может быть трёх видов: прямой, косвенной, резко эмоциональной. В предисловии Аристотель рекомендует сразу изложить всё, что хочешь доказать.

Вторая часть - наррация — должна отвечать следующим требованиям:

1. повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме;

2. факты должны быть правдоподобными;

3. наррация должна быть краткой и чёткой;

4. должна сопровождаться описанием для оживления сухих фактов;

5. при описании следует избегать расплывчатости и изменённых деталей.

Третью часть - инвенцию — следует направлять по спорному пункту. В эпидейктической речи им является преувеличение, которое используется для оценки прекрасного и полезного. Кроме того, следует отбрасывать аргументы, которые могут быть опровергнуты.

В последней части - заключении — оратор подводит итог тому, на основе чего строилось доказательство.

Исконные черты, присущие торжественному красноречию, остаются определяющими и по сей день. Исследованием эпидейктической речи занимались Т. В. Анисимова, Т. И. Бочарова, Е. Г. Гимпельсон, А. К. Михальская и другие учёные. Под эпидейктической речью исследователи Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон понимают торжественную речь по случаю, имеющую своей целью создание у адресата определённого эмоционального состояния, определённого настроения - чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования. Таким образом, эпидейктическая речь - это апелляция к активным человеческим чувствам.

Т. В. Анисимова отмечает, что структуре эпидейктической речи присущи определенные особенности. В начале эпидейктической речи принято сообщать о случае (поводе), по которому эта речь произносится. При этом не рекомендуется прибегать к пространным описаниям, достаточно сказать: «поздравляя сегодня нашего юбиляра. », «сегодня у нас праздник». В основной части тезис развивается и обосновывается с помощью разнообразных аргументов. Существует несколько способов развития содержания, например: описание предмета, повествование о жизни и деятельности юбиляра, доказательное рассуждение. Специфика структуры эпидейктической речи проявляется в ее заключительной части, так как ни одна другая речь не заканчивается пожеланиями адресату всяческих благ, вытекающих из содержания речи, завершаются: речь-поздравление, похвальное слово, торжественное слово, благодарственная речь, речь по поводу знаменательного события.

Рассмотрим жанры эпидейктической речи: поздравительное слово, речь к подарку.

Поздравительное слово является эпидейктическим (торжественным) жанром речи. Поздравление имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты:

1) кого поздравляем;

2) в связи с чем поздравляем;

3) где поздравляем (в официальной или неофициальной обстановке). Адресатом поздравления становится тот, кто является «виновником торжества». Произнося поздравление, адресант должен учитывать социальные, возрастные и половые характеристики адресата.

Коммуникативная цель любой поздравительной речи - выразить свое доброе отношение к адресату, обратиться к его чувствам, желаниям и мечтам, воодушевить его, поэтому не любая речь является поздравительной. Кроме этого, в поздравительной речи должны быть отражены особенности повода, по которому поздравляют кого-либо, и особенности личности, которую поздравляют. Если это в поздравительной речи отсутствует, такое поздравление является безликим и будет не в радость адресату.

Для поздравительной речи наиболее важным представляется настоящее время, потому что адресант произносит поздравление по поводу чего-нибудь существующего; «впрочем, ораторы часто сверх того пользуются и другими временами, вспоминая прошедшее или строя предположения относительно будущего» [4, 105].

Поздравительная речь имеет определенную композицию, структурные части которой расположены в следующей последовательности:

1) Обращение к тому, кого поздравляют.

2) Характеристика повода для поздравления.

3) Характеристика поздравляемого (поздравляемых).

4) Пожелание.

5) Подпись автора (характерно для письменного вида поздравления).

Львов М. Р. , рассматривая композицию поздравительной речи, отмечает, что «Поздравление является доминантным ядерным признаком, поскольку без него «поздравление» не может квалифицироваться как «поздравление», в случае опущения глагола «поздравить» находится на периферии. Наименование события является ядерным признаком, однако не обязательным (вариативным). Пожелание входит в ядерную зону, но по степени вариативности является менее ядерным, чем поздравление».

Рассмотрим подробнее композицию поздравительной речи к подарку. Существуют несколько разновидностей обращений, которые могут быть использованы в поздравительной речи:

1) как официальное в поздравительной речи незнакомому или малознакомому лицу, например: «Уважаемый Иван Иванович!»

2) как вежливое в поздравлении хорошо знакомому лицу, например: «Дорогой Иван Иванович!»

3) как ласковое в поздравлении к очень дорогому человеку, например: «Милый», «Любимый».

4) как шутливое в поздравлении к очень близкому человеку, например: «Дорогой мой поросеночек!» и т. д.

Для обращения в поздравлении и самого поздравления характерна восклицательная интонация. Второй частью поздравительной речи является сообщение о поводе для поздравления или его характеристика: Новый год, День рождения, получение награды, юбилей и. д.

В третьей части содержится характеристика поздравляемых. Например: «Семья дружная»; «Человек большой души, великолепный товарищ, настоящий мастер своего дела».

Следует отметить, что в характеристике поздравляемого (поздравляемых) говорится только о положительном, даже если адресат далеко не безгрешен. Но в данной речевой ситуации недопустимо упоминать, тем более перечислять его недостатки. Еще Аристотель указывал на то, что в эпидейктических речах необходимо истолковывать действительно присущие человеку качества в наилучшем и выгодном для него свете.

Завершают поздравительную речь пожелания адресату, например: «Желаем вам, чтобы ваш дом был полная чаша», «Пусть новый год будет еще более счастливым, чтобы все мы добились еще больших успехов, были здоровы и веселы».

Поздравительная речь имеет письменную и устную форму. Выделяют следующие формы существования жанра поздравления в письменной форме: поздравительная открытка, валентинка, поздравительный альбом, поздравительный «плакат», поздравительная газета, поздравительные надписи на подарочных вещах (на книгах, фотографиях и т. п. ), стихи по поводу праздничной даты на обычных листах, поздравительная надпись на доске.

При произнесении поздравительной речи обязательным является наличие улыбки. Улыбка - универсальный коммуникативный жест, передающий весь спектр положительных эмоций: радость, доброжелательность, расположение к адресату, веселье, уверенность в себе и т. д.

Перечислим основные функции этого мимического жеста:

- установление контакта (улыбка и кивок могут заменить приветствие);

- создание благоприятной атмосферы общения (во время церемоний, торжественных актов);

- выражение положительных эмоций (благодарности, радости, удовлетворения и т. д. ).

Улыбка адресанта в свою очередь требует ответного поведения и от адресата. В данном случае, цель коммуникантов - создание и поддержание атмосферы праздника, радости, веселья. Улыбка, смех становятся неотъемлемым ритуальным атрибутом поздравительной речи.

Жанровые особенности речи к подарку

Проанализировав ряд научных работ по теории речевых жанров таких ученых, как М. М. Бахтин, В. В. Дементьев, Е. А. Земская, В. И. Карасик, А. К. Михальская, М. Ю. Федосюк, Т. В. Шмелева, мы выделили жанрообразующие параметры, которые позволили дать жанровую характеристику речи к подарку.

Их общеизвестных оснований для описания речевых жанров мы выбрали следующие факторы:

1) коммуникативной интенции;

2) адресата и адресанта;

3) времени;

4) формальной организации ( в том числе и языкового оформления);

5) подготовленности.

Коммуникативное намерение

Интенция произнесения речи к подарку имеет разнообразный характер. Следует отметить, что подарки вручаются не только по случаю какого-либо торжества с целью поздравить адресанта, но и для того, чтобы выразить благодарность, извинение, утешение, сделать комплимент или поощрить кого-либо. Следовательно, вручая тот или иной подарок, адресант преследует определенную цель, которую выражает в высказывании, сопровождающем этот подарок. Согласно нашим наблюдениям, коммуникативное намерение произнесения речей к подарку может носить комплексный характер, при котором можно выделить явную и скрытую интенции.

Например: «Елена Викторовна, я хочу извиниться за то, что потеряла вашу книгу, поэтому я дарю вам такую же, только нового издания». В данном случае адресант в своей речи не только приносит адресату свои извинения, но и надеется на продолжение дальнейших дружеских отношений.

«Уважаемая Светлана Федоровна! Вы были нашим классным руководителем пять лет. В благодарность за ваш труд мы хотим преподнести вам скромный подарок. Спасибо вам, мы вас очень любим и желаем вам всего самого хорошего!». Адресантами данной речи к подарку являются ученики, цель которых -поблагодарить за труд своего бывшего классного руководителя. Однако можно выделить и такие скрытые интенции, как сделать приятное адресату, выразить свое отношение к преподавателю, желание продолжить в дальнейшем теплые взаимоотношения.

Поздравление с праздником, общенародным или семейным, или с удачным завершением (а иногда и с удачным началом) какого-либо дела обычно сопровождается вручением подарка. Поздравить собеседника - значит проявить к нему внимание, создать у него хорошее настроение. Вручая подарок, обязательно чего-то желают. В ситуации пожелания ярко выражены благорасположения адресату. Иногда подчеркивают повод, событие, по случаю которого вручают подарок («В день рождения дарю тебе (вам) книгу; В день свадьбы примите наш подарок»).

Очень часто, вручая подарок, объясняют его выбор, например: «Я знаю, что ты любишь романы, поэтому дарю тебе эту книгу. Надеюсь, она тебе понравится».

Подарить подарок можно и без какого-либо повода, а для того, чтобы сделать человеку приятное, подбодрить, поднять настроение. Например: «Леночка! Ты сегодня прекрасно выглядишь, и позволь по этому поводу преподнести тебе этот букет. Эти цветы только подчеркнут твою красоту!».

Речь к подарку может содержать напутствие, инструкцию по применению подарка, просьбу, совет. Например: «Юлечка, так как мы долго не увидимся, я хочу подарить тебе эту тетрадь и ручку, чтобы ты писала мне письма. Пиши мне и не забывай!». «Светлана, чтобы экономила свое время на кухне, я хочу подарить тебе этот кухонный комбайн. Только не клади в него более одного килограмма и всегда вынимай шнур из розетки».

Как показывают наши наблюдения, подобные разновидности речи к подарку характерны для неофициального общения.

Фактор адресата и адресанта

Фактор адресанта и адресата определяет характер взаимоотношений между коммуникантами и является ключевым в понимании особенностей данного речевого жанра. Образ автора (адресанта) обладает большой жанрообразующей силой. Адресант — обязательный компонент смысловой структуры речи к подарку, т. к. она конструируется автором, «разыгрывается» им в соответствии с его замыслом и речевым мастерством. Для жанра речи к подарку автор должен быть знаком и не враждебен адресату.

По числу коммуникантов речь к подарку может быть личной, когда адресант вручает подарок и произносит при этом какое-либо высказывание наедине с адресатом, и публичной, что особенно часто произносится во время семейных торжеств и банкетов. Личная речь к подарку, в отличие от публичной, чаще всего менее красноречива, например: «Катюшка, я знаю, что ты очень любишь детективы, поэтому не могла удержаться, чтобы не купить эту видеокассету». «Милый сынок! Сегодня на праздничном торте еще редкая рощица свечек. Пожелаем же тебе, чтобы с каждой свечкой прибавлялись твой ум и твои познания. Я тебя от всей души поздравляю, и дарю тебе этот скромный, но в жизни необходимый подарок. Будь счастлив!».

Отношения между коммуникантами могут быть официальными и неофициальными. В системе коммуникативных категорий речевого общения категория официальности / неофициальности относится к регулятивным категориям, так как выполняет регулирующую функцию. Она базируется на разграничении официальной и неофициальной сфер общения и располагает комплексом разноуровневых языковых и речевых (в том числе и невербальных) средств выражения своего коммуникативного содержания.

Как показывает анализ источников и образцов, в неофициальной обстановке употребляются следующие выражения: «Дарю вам (тебе) цветы / альбом» и т. д. Подчеркнутая желательность содержится в формулах: «Я хочу / мне хочется подарить вам (тебе). »

В непринужденной обстановке среди друзей, в семье приняты стилистически сниженные выражения: «Вот тебе (мой, наш) подарок»; «Это тебе (вам) от меня» и т. д. , например: «На, это тебе! Представляешь, абсолютно не знала, что тебе подарить, все магазины оббегала. Не знаю, понравится ли». Данная речь к подарку может быть произнесена только в непринужденной обстановке среди хорошо знакомых людей. В другой же ситуации общения данная речь не уместна, и даже может быть обидной для адресата.

В официально-деловой обстановке приняты стилистически повышенные выражения: «Разрешите / позвольте вручить вам подарок / цветы»; «Примите наш (мой) скромный подарок». Например: «По случаю вашего юбилея, Нина Дмитриевна, позвольте вручить вам этот альбом». «Уважаемый Игорь Иванович! Разрешите поздравить вас с повышением по службе и вручить вам наш скромный подарок».

Следует отметить, что выбор подарка ограничен этикетными рамками и зависит от адресата, а также от характера отношений между коммуникантами. Подарок, который уместен в неофициальной обстановке, может быть совершенно недопустим в официально-деловом общении. Поэтому при выборе того или иного подарка следует быть предельно внимательным и осторожным.

Также подарок может быть личным и коллективным, что выражается в сопровождающем его высказывании, например: «По случаю вашего юбилея позвольте от имени всех сотрудников нашей фирмы сердечно поздравить вас с пятидесятилетием и вручить наш подарок». «Поздравляем, Танечка, с новосельем! Дарим тебе чайный сервиз - это чтобы всегда ходить к тебе чай пить!».

Данные речи к подарку являются коллективными, на что указывают местоимения и формы глаголов во множественном числе.

«Сережа, поздравляю с окончанием школы и дарю тебе книгу на память». «Это тебе мой подарок к свадьбе, Верочка. Будь счастлива!». В данных примерах подарок является личным, что и находит выражение в сопровождающем его высказывании.

Фактор времени

Фактор времени содержит три этапа:

• предтекстовый (докоммуникативный);

• собственно-текстовый (коммуникативный);

• послетекстовый (посткоммуникативный).

На предтекстовом этапе адресант продумывает цель вручения подарка: поздравить адресата, сделать комплимент, поднять настроение, поблагодарить, утешить, и т. д. Также на этом этапе продумывается основное содержание высказывания, которым будет сопровождаться подарок, языковое выражение, подбираются речевые формулы.

Собственно-текстовый этап предполагает ожидаемую реакцию адресата. При вручении подарка ответной репликой, как правило, оказывается благодарность, а также выражение удовлетворения подарком, удовольствия от него, например: «— Поздравляю вас, Виктория Семеновна, с днем рождения, и хочу подарить вам эту шкатулку! — Большое спасибо за поздравление и за подарок, Борис Викторович. Какая изящная вещь!». «— Юра, поздравляю с праздником и дарю тебе книгу на память. — Спасибо, Валя. Я очень люблю этого автора!».

Фактор формальной организации и языкового оформления

С точки зрения формальной организации речь к подарку может быть развернутой, краткой и сверхкраткой.

Развернутая поздравительная речь к подарку представляет собой полижанровый текст и имеет следующую композицию:

1. Обращение к адресату речи, которое может быть официальное и неофициальное в зависимости от ситуации общения и характера отношений между коммуникантами.

2. Речевая формула поздравления. В поздравлении находит яркое проявление вежливость. Поздравить собеседника - значит проявить к нему внимание, создать у него хорошее настроение. Поздравляют обычно, как упоминалось, с праздником, общенародным или семейным, или с удачным завершением (а иногда и с удачным началом) какого-либо дела.

Наиболее типичная формула поздравления образована от глагола «поздравить» с распространителями: Поздравляю (вас, тебя) с. Л сущ. в Те. пад. Употребление местоимения «я» (я поздравляю) несет подчеркнутый характер, поэтому встречается в официальном поздравлении.

Употребление местоимения «я» (я поздравляю) носит подчёркнутый характер, поэтому встречается в официальном поздравлении. Нередко глагол «поздравлять» опускается, существительное в Т. п. , называя определённый праздник, дату, повод для поздравления, само оказывается формулой поздравления: «С праздником!», «С Новым годом!», «С окончанием школы!». Такая конструкция тяготеет к разговорности, поэтому не употребляется при официально-деловом общении.

Поводов для поздравления очень много, поэтому формула С+сущ. в Т. п. становится моделью, по которой создаются новые поздравления: «С удачей! С хорошей погодой! С возвращением! С рождением внука!». Поздравление «С Новым годом!» нередко распространяется, оформляясь в устойчивое выражение: «С Новым годом, с новым счастьем!».

Событие, с которым поздравляют, может передаваться с помощью придаточной части сложного предложения: «Поздравляю вас (тебя) с тем, что. », например: «Поздравляю вас с тем, что вы достойно выдержали это трудное испытание».

В формуле поздравления возможны степенные определители, придающие поздравлению повышенную эмоционально-экспрессивную тональность: «От (всей) души /От всего сердца / Сердечно / Горячо поздравляю!. ». Желательность содержится в поздравительных фразах с глаголом хотеть: «Я хочу / Мне хочется / Я хотел (-а) бы / Мне хотелось бы поздравить вас (тебя) с. +сущ. в Твор. п. », например: «Я хочу поздравить вас с успешным окончанием школы».

Стилистическая повышенность заключена во фразах со словами «разрешите, позвольте»: «Разрешите/ Позвольте поздравить вас с. +сущ. в Т. п. », например: «Разрешите поздравить вас с Международным женским днем!» Стилистическая повышенность, свойственная деловому общению, а также интеллигентам старшего поколения, заключена в выражении: «Примите мои поздравления с. +сущ. в Т. п. », например: «Примите мои поздравления, Иван Сергеевич: ваша работа заслуживает самой высокой оценки!».

Нередко в официальных поздравлениях указывается, от чьего имени, по чьему поручению произносится поздравление: «От имени (кого, чего) / По поручению (кого, чего) поздравляю с. +сущ. в тв. п. », например: «От имени Министерства культуры поздравляю вас с открытием конференции!».

Благодарность за поздравление выражается в следующих репликах - реакциях: «Спасибо (большое); Благодарю!; Спасибо за поздравления!; Спасибо за сердечные поздравления!», репликой - реакцией может быть ответное поздравление, если оно возможно по ситуации: «И вас поздравляю (с праздником)!; Вас тоже поздравляю (от всей души)!; Вас тоже!; И вас!; И вас тоже!; И вас также!»

3. После реплики поздравления, чаще всего следует пожелание. Пожелание направлено на будущие жизненные успехи и удачи. Выражение пожелания может строиться с глаголом «желать» и зависимым Р. п. существительного или зависимым инфинитивом: «Я желаю (вам, тебе) + сущ. в Р. п. ; Я желаю (вам, тебе) + инфинитив». Глагол «желать» нередко распространяется степенным определителем: «От всей души / от всего сердца желаю. !». Это придаёт пожеланию эмоциональную тональность.

При пожелании может указываться и вызвавший его повод: «По случаю (чего-либо) / По поводу (чего-либо) / В связи (с чем-либо) желаю. !; например: «В связи с вручением ордена поздравляем вас и желаем дальнейших успехов!».

Вместо повода может быть указана праздничная дата: «В день рождения / В день свадьбы / в этот радостный день и др. Желаю. !».

Н. И. Формановская выделяет пожелания стандартные (общие) и индивидуальные (частные). Общие пожелания реализуются во фразах типа: «Желаю вам (тебе) счастья! / успехов! / удачи! / здоровья!; Желаю вам (тебе) всего хорошего! / всего доброго! / всего наилучшего!»

Стилистически повышенным выражением общего полжелания являются формулы с элементом «примите» мои самые лучшие / теплые / сердечные / горячие / искренние и другие пожелания!» Такие пожелания носят официально-деловой оттенок. Стилистически повышенными являются выражения с элементами «разрешите/ позвольте»: «Разрешите / Позвольте пожелать вам всего самого лучшего! / дальнейших успехов! / крепкого здоровья» и другое. Такие пожелания типичны для официально-делового общения, например: «Позвольте пожелать вам долгих лет сотрудничества с нашим коллективом!»

Частные пожелания реализуют с помощью конкретного указания на то, чего желают, например; «Желаю сдать экзамен! /Желаю поскорее выздороветь! /Желаю счастливого пути!»

Пожелание может быть выражено и без глагола желать с помощью Р. п. существительного или инфинитива. Подобные пожелания употребительны, стилистически в небольшой степени снижены, несколько не принужденны: «Успехов / Счастья / Удачи /Выздороветь тебе поскорее» и другое.

Поводов для пожелания очень много, поэтому формула Род. п. существительного или инфинитива является моделью, по которой производятся новые пожелания.

4. Вслед за пожеланиями следует вручение подарка, сопровождаемое определенными этикетными речевыми формулами. В официально-деловой обстановке приняты стилистически повышенные выражения: «Разрешите / позвольте вручить вам. »; «Примите наш (мой) скромный подарок». В непринужденной обстановке, среди друзей, в семье приняты стилистически сниженные выражения: «Вот тебе (мой, наш) подарок»; «(А) это тебе (вам)»; «Это тебе от меня» и т. д. Иногда подчеркивают повод, событие, по случаю которого вручают подарок.

Далее следует обоснование подарка, которое зависит от намерений и цели адресата, например:

«Мы дарим тебе эту чудесную свинюшку-копилку, потому что хотим, чтобы деньги не уплывали у тебя из рук, а прочно обосновывались внутри ее».

Часто обоснование подарка и сам подарок могут не совпадать, например:

«Примите наш скромный подарок, Илья Борисович. Очень надеемся, что этот новый компьютер будет отличным помощником в вашей дальнейшей работе».

Таким образом, речь к подарку представляет собой полижанровый текст.

Высказывание, сопровождающее подарок, может быть рассчитано не только на слушание, но и на зрительное восприятие. Например, каждому человеку приходилось дарить свою фотографию. При этом, как правило, возникает желание что-то написать на память. Слова, написанные к фотографии, могут быть самыми разными и зависят от ситуации общения. Композиция текста к фотографии включает следующие элементы:

1) называние адресата и отправителя;

2) указание на цель послания;

3) краткий комментарий изображенного. Например: «Любимой бабушке от внучки Оли. Сфотографировалась недавно, в сентябре. На фотографии я в том платье, которое ты мне подарила, мне оно очень нравится. Целую и очень люблю тебя».

В данных случаях надписи на фотографии свидетельствуют о намерении адресанта продолжить и поддержать контакт с адресатом. Отношения между коммуникантами носят неофициальный характер, о чем свидетельствуют выбранные речевые средства.

В официально-деловом общении по поводу юбилея коллеги принято вручать красиво оформленный поздравительный адрес, который содержит, как правило, несколько этикетно значимых фрагментов: обращение, поздравление, перечисление заслуг, комплименты, пожелания успехов, здоровья, благополучия и т. д. , например:

«Дорогой Николай Егорович!

По случаю вашего юбилея, позвольте от имени всех сотрудников нашей фирмы сердечно поздравить вас с пятидесятилетием! Вы один из ведущих специалистов нашей фирмы. Благодаря вашим знаниям, вашей целеустремленности и безупречной работе наш коллектив в расцвете творческих сил, и мы надеемся еще много-много лет работать рядом с вами.

В этот славный праздник мы все желаем вам больших успехов, новых достижений, здоровья и благополучия!

От имени сотрудников

Президент фирмы «АБВГД»

А. С. Неверов»

Зачитывается адрес устно одним из руководителей в торжественной обстановке.

Таким образом, речь к подарку представляет собой полижанровое поликодовое высказывание.

Фактор подготовленности

По нашим наблюдениям, речи к подарку могут быть подготовленными, частично подготовленными и неподготовленными, спонтанными.

Под подготовленной речью к подарку мы понимаем речь, которая полностью или частично продумана, зафиксирована полностью или в форме плана, тезисов, основных положений, но при ее произнесении присутствует импровизация. Высказывание может быть подготовлено предыдущим опытом говорящего, запасом его фоновых знаний, и не подготовлено оно будет только в плане композиционного и словесного оформления. Такую речь мы считаем частично-подготовительной и словесно спонтанной, т. е. такой, в которой не продумано словесное выражение, но продумано главное, что будет сказано.

С нашей точки зрения, неподготовленная речь - это речь импровизированная. Она предполагает такой уровень развития коммуникативных умений, при котором говорящий далеко не всегда реализует свой замысел, используя не в полной мере усвоенный им языковой материал. Неподготовленную речь мы отождествляем с импровизированной.

Спонтанная речь, по нашему мнению, не отождествима с понятием «неподготовленность» и представляет собой высказывание психологического уровня, отражающее процесс создания текста на уровне нервных процессов во внутренней речи и разворачивание его во внешнюю речь в момент говорения. Это находит свое выражение в паузах, поисках нужных слов, - в том, что называется прерывистностью устной речи. При неспонтанной речи есть время на раздумья. Произнесение речей к подарку тесно взаимосвязано с особенностями нервно-психических процессов у говорящего, который может с разной скоростью и степенью качества воспроизводить информацию.

Таким образом, результаты исследования позволили сделать вывод о том, что речь к подарку представляет собой сложное полижанровое высказывание поликодового характера, при создании которого учитываются отношения между коммуникантами и соблюдаются определенная структура и композиция.

1. Речь дарителя, сопровождающая церемонию вручения подарка, строится в соответствии с коммуникативной ситуацией. Отношения между коммуникантами регламентируются речевым этикетом, который представляет собой совокупность регулирующих правил речевого поведения в обществе, закрепленных в устойчивых речевых формулах. Речевой этикет в ситуациях дарения выполняет социативную, апеллятивную, конативную, волюнтативную, эмотивную функции. Этикетные формулы в речи к подарку представляют собой фразеологизированные предложения, являющиеся готовыми языковыми средствами. Основной принцип использования этикетных формул дарителем - принцип соответствия речевой ситуации.

2. Эпидейктическая речь - это высказывание, произносимое в торжественной обстановке, по поводу какого-либо знаменательного события, речь на случай. Речь к подарку, как эпидейктическая речь, имеет трехчастную структуру (начало, основную часть и заключение). Речь к подарку представляет собой сложное полижанровое высказывание поликодового характера, при создании которого учитываются отношения между коммуникантами и соблюдается определенная структура.

Обучение школьников созданию речи к подарку

Руководствуясь целью исследования, - разработать методику обучения школьников созданию речи к подарку и поздравительной речи, - в данной главе мы представляем программу, ход и результаты констатирующего эксперимента опытного обучения.

Основными задачами экспериментального этапа исследования стали:

• выявить степень готовности школьников к созданию речи к подарку;

• отобрать опорные и формируемые понятия о данном речевом жанре речи;

•определить последовательность обучения и содержания экспериментального занятия;

• создать дидактическую базу (систему разнообразных средств обучения, текстов - образцов, видеоматериалов);

• осуществление эксперимента в реальных условиях обучения школьников в рамках внеклассного занятия.

В соответствии с представленными задачами в практическую часть исследования мы включили следующие виды педагогического эксперимента:

1. Констатирующий, где выявлялись сведения об исходном уровне знаний о речи к подарку как речевом жанре;

2. Формирующий, где реализовавалась система формирования опорных знаний и умений, определенных главной целью исследования.

Исходные положения, ход и результаты констатирующего эксперимента

Для достижения цели исследования, помимо выявления жанровых особенностей и условий функционирования речи к подарку и поздравительного слова, нам потребовалось выяснить, какие представления об этом жанре сформированы у учащихся, установить исходный уровень знаний и умений школьников в исследуемой сфере речевой деятельности, чтобы определить объем и характер сообщаемых сведений и формируемых умений.

Для того чтобы разработать программу опытного обучения школьников речи к подарку, потребовалось выявить степень готовности учеников. На этапе констатирующего эксперимента ученикам было предложено ответить на вопросы анкеты, целью которой стало выявление исходного уровня знаний по теме. Его задачи стали:

- выявить частотность употребления речи к подарку в детской речевой практике;

- определить характер трудностей, которые испытывают школьники при создании таких речей;

- определить уровень сформированности коммуникативных умений, необходимых для создания речи к подарку и поздравительного слова.

Констатирующий эксперимент проводился в 8-9 классах МОУ ЦЛПДО города Новокузнецка. В анкетировании приняли участие 25 человек.

На первый вопрос анкеты учащиеся должны были ответить, любят ли они дарить подарки и почему. 76% учеников ответили положительно, аргументировав свой ответ тем, что любят делать людям приятное. 8% анкетируемым нравится дарить подарки, так как им доставляет удовольствие слушать слова благодарности. 21% ответили, что не любят дарить подарки потому, что на их поиск уходит большое количество времени.

На второй вопрос анкеты (Любите ли Вы принимать подарки?) 97% учеников ответили положительно, 3% затруднились, дав неопределенный ответ «не знаю».

Следующий пункт анкеты (№3) был направлен на выяснение того, что для учащихся представляет большую трудность - выбор подарка или его вручение. 84% анкетируемых ответили, что для них большую трудность составляет выбор подарка, а сопровождающая подарок речь является неподготовленной и придумывается во время вручения. Для 4% учащихся сложным является вручение подарка и главную трудность составляет подбор необходимых слов для создания сопровождающей подарок речи. 12% учеников ответили, что стесняются произносить поздравительную речь к подарку.

Четвертый вопрос анкеты был направлен на выяснение того, что для обучающихся является наиболее запоминающимся - подарок или способ его вручения. 46% учащихся ответили, что запоминается сам подарок, 29% затруднились ответить, для 13% анкетируемых все подарки запоминающиеся, так как подарены с любовью, 12% ответили, что им запомнился интересный способ преподнесения подарка, но не конкретизировали, какой именно.

Пятый вопрос анкеты выявил понимание учеников пословицы «Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь». 54% учеников ответили, что главное не подарок, а внимание; 38% учащихся считают главным, чтобы подарок был вручен искренне и с любовью; 8% высказали мнение о том, что главное не подарок, а человек, который его преподносит.

Следующий пункт анкеты (№6) предполагал выяснение действий учащихся при приготовлении подарка для близкого человека. 4% анкетируемых ответили, что это долгий процесс, важно продумать что подарить, как упаковать, что произнести при вручении. 17% постараются придумать необычный способ преподнесения подарка; 8% ответили, что прочитают стихотворение. 21% анкетируемых ответили, что учтут интересы адресата и подарят полезный и запоминающийся подарок.

Седьмой вопрос анкеты выявил мнение учеников о том, нужно ли сопровождать подарок речью. 80% учеников считают, что это необходимо; 8% ответили, что сопровождать подарок речью необязательно, 4% считают, что речь к подарку - продолжение поздравления, 4 % ответили, что подарок сопровождать речью не следует, т. к. ее никто не слушает, а если и слушают, то из вежливости.

Обобщив результаты, полученные в ходе анкетирования учеников, мы пришли к следующему выводу: у учащихся в целом имеется представление о том, что представляет собой слово, сопровождающее подарок, но для осмысленного создания речи к подарку еще не хватает знаний о данном типе высказывании (например, о его структуре, выразительных средствах и т. д. ).

Полученные сведения учитывались при разработке содержания, формы и дидактической базы обучающего эксперимента.

Исходные положения, этапы и ход обучающего (формирующего) эксперимента

При проведении опытного обучения необходимо было решить следующие задачи:

1. Разработать программу опытного обучения учеников. Для этого:

• отобрать и определить основные понятия, о которых пойдет речь на экспериментальных занятиях;

•отобрать минимум теоретических сведений, необходимых ученикам для создания уместной эмоционально - насыщенной и вербально выразительной речи к подарку;

• проверить на практике эффективность разработанной системы обучения.

В рамках опытного обучения было проведено одно занятие

В этом параграфе охарактеризована работа по программе опытного обучения, представлена краткая методическая разработка занятия.

Тема: Речь к подарку как речевой жанр

Цель урока: сформировать у учеников представления о речи к подарку как речевом жанре.

Задачи:

• сформировать представление о речи к подарку как речевом жанре;

• научить создавать высказывания, сопровождающие подарок

Ход занятия

Вводное слово преподавателя о том, что хорошая речь к подарку часто не менее важна, чем сам подарок, поскольку именно в том, что мы произносим, открывается наше отношение к человеку, получающему подарок.

Беседа: Приходилось ли вам создавать речь к подарку? Как вы думаете, с какой целью произносится речь к подарку и о чём следует говорить? Возникают ли у вас затруднения при создании такой речи?

Задание 1. Анализ текстов-образцов с целью выявления жанрообразующих признаков речи к подарку. Ученикам предлагается сопоставить тексты (поздравительное слово, пожелание, речь к подарку). Проанализировав тексты-образцы, учащиеся приходят к выводу о том, что подарки вручаются не только по случаю какого-либо торжества, но и для того, чтобы выразить благодарность, извинение, утешение, сделать комплимент или поощрить кого-либо.

Далее представленные тексты-образцы анализируются с точки зрения фактора коммуникантов. Учитель обращает внимание учащихся на том, что речи к подарку могут быть официальными и неофициальными, личными и коллективными.

Задание 2. Посмотрите фрагмент м/фильма «Вини Пух и день забот», в/ф «В ритме танго» и образец поздравления участников региональной конференции представителем департамента образования и обратите внимание, являются ли высказывания героев фрагментов речами к подарку и чем они отличаются. Далее выяснялись отличия жанровых форм поздравительных речей к подарку: По объёму (краткие, развёрнутые); По степени подготовленности (подготовленная, неподготовленная);По форме (устные, письменные).

Задание 3. Начертите в тетрадях таблицу «Структура поздравительной речи к подарку». Используя ранее выданные тексты-образцы, заполните таблицу примерами — возможными языковыми конструкциями.

Таблица -1. Структура поздравительной речи к подарку

Композиция Структурно - смысловые части Примеры

Введение Этикетная рамка: обращение Дорогой Иван Иванович! Милая бабушка! Солнышко! И др.

Повод для поздравления День рождения, Новый год, 8 марта и др.

Основная часть Поздравительные формулировки Поздравляю! Примите мои поздравления! Разрешите поздравить!

Пожелания Желаю. Разрешите пожелать вам и др.

Заключение Слово, сопровождающее подарок (обоснование Примите этот подарок в знак любви Хочу подарить тебе подарка)

Задание 4. Подготовьте развёрнутую поздравительную речь к подарку.

Сообщающее слово преподавателя об особенностях вручения подарка и о том, как на него реагирует адресат. Ученики называют речевые формулы выражение благодарности:

1. Спасибо вам (тебе) за. + сущ. в вин. п.

2. Большое / огромное / громадное (вам, тебе) спасибо!

3. Большое спасибо вам (тебе) за. +сущ. в вин. п.

4. Спасибо (за то), что.

5. Благодарю вас (тебя) за.

6. От души / От всей души / Сердечно благодарю (тебя) за. + сущ. в вин. п.

7. Примите мою благодарность за. + сущ. в вин. п. / за то, что.

8. Я хочу / Мне хочется / Я хотел (-а) бы / поблагодарить вас (тебя) за. + сущ. в вин. п. / за то, что.

9. Я вам (тебе) так / Вы (ты) не представляешь (-ете), как я вам (тебе) благодарна / признательна; Нет слов, чтобы выразить мою благодарность.

10. Спасибо, вы очень (так) любезны! / вы очень (так) внимательны.

Задание 5. Риторическая (коммуникативная) игра. Разделитесь на 3 команды. Каждой группе в течение 5 минут предстоит подготовить развернутую поздравительную речь к подарку: 1 команде - маме на 8 марта; 2 команде — однокласснице (-ку); 3 команде — классному руководителю на День Учителя. Подумайте, какой подарок вы преподнесете и какие слова скажете, какие слова услышите в знак благодарности.

Заключительное слово учителя.

Формирующий эксперимент подтвердил, что:

1. Изучение жанра речи к подарку уместно и актуально. Включение данного жанра в систему высказываний повышает интерес к урокам словесности.

2. Школьники начинают обращать внимание на содержание и на невербальную (пантомимическую) форму своего и чужого высказывания.

3. С овладением опорной структурно - смысловой моделью этикетно -церемониального жанра школьники становятся более интересными собеседниками, повышается их социальный статус.

4. Обучение приемам создания речей к подарку расширяет представления школьников о возможностях творческой самореализации, создает условия для проявления творческой индивидуальности учащихся.

6. Тот факт, что практически все учащиеся справились с предложенным заданием, овладели приемами речевого поведения, позволяет говорить о достаточной результативности созданной модели обучения.

Заключение

В центре внимания нашего исследования находились проблемы обучения школьников созданию речи к подарку.

Последнее время коммуникативному воспитанию учащихся придается особое значение, так как в нем справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

Речь к подарку широко используется в разных сферах коммуникации: как в деловом общении, так и в повседневном, бытовом. Значит, такая распространенность высказывания требует от современного человека специальных знаний и коммуникативных умений, связанных с его восприятием и созданием.

Основная цель работы над жанром речи к подарку - совершенствование практических коммуникативных умений и навыков обучаемых. Работа над данным видом высказываний реализует формирование коммуникативных умений и навыков учащихся.

Формирующий эксперимент, организованный в школьной аудитории, подтвердил наше предположение, что школьников необходимо обучать культуре преподнесения подарка, важно научить произносить искренне, от души.

Полученные в ходе формирующего эксперимента результаты подтвердили выдвинутую гипотезу, согласно которой эффективность процесса формирования коммуникативных умений учащихся повысится, если в процесс обучения включить сведения об особенностях речи к подарку, а также сформировать умение создавать подобные тексты.

Проведенный эксперимент показал, что школьники заинтересованы в данной информации, активно на нее откликаются и используют в своей речевой практике.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)