Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Этнопользование – основы становление кочевых родовых общин

Специального изучения системы кочевания северных этносов никем не проводилась, но сравнительное соотношение с характеристикой, данной кочевым сообществом степей Центральной Евразии некоторыми историками, позволяет согласиться с определенным критериями: кочевое сообщество связано с пастбищным содержанием скота (оленей). Для кочевников характерны сравнительно постоянная численность населения основная экономическая и демографическая ячейка общества – семья сохранение кровнородственных отношений и др. Традиционные виды деятельности аборигенов Севера представляют собой тип потребляющего природопользование с определенными действиями по восстановлению и сохранению промысловой фауны и флоры, как того требовал скудный и ранимый биоценоз этого региона. Поэтому в течение многих веков северные этносы формулировали и отбирали природосберегающие обычаи и традиции. Так деление угодий по родом и семьям способствовало сохранению популяций промысловых животных. Площадь охотничьих угодий и оленемаршрутов определялось низкой продуктивности тайги и тундры. Отличительной особенностью этого являлось отсутствие природопреобразующей деятельности, что связано с высокой чувствительностью и медленной восстанавливаемостью среды обитания. Экологическая емкость территорий было довольно ограниченной, и потому соблюдения принципов экотрадиции являлось обязательным для всех членов рода, племени, этноса. Стратегия кочевого природопользования – это расширения территории для уменьшения нагрузки на неустойчивые ресурсы тундры и тайги. На сегодняшний день экологические традиции в определенной степени, в особенности связанные с хозяйственной деятельности и бытом, еще сохранились в той части современных малочисленных народов Севера, которые ведут традиционный образ жизни, занимаясь оленеводством, охотой, рыболовством.

Исторические корни природопользования народов Севера и Арктики

Огромные территории Севера евроазиатского континента, отличающиеся суровым климатическими условиями и соответственными природно – биологическими зонами, сформулировали особый тип цивилизации, в настоящее время названный «циркумполярный» «субарктический». Автохтонное население, кочующие по безбрежной тайге, тундре, осваивая горные просторы, извечно занимаясь добычей пушного зверя, оленеводством, рыболовством, морским промыслом, формируя под них уклад жизни и духовную культуру.

Мы привыкли рассматривать жизнь народов и этносов сквозь призму материальных отношений и экономики, совершенно забывая о психологической, человеческой стороне вопроса. Человек - прежде всего биологический субъект. В начале своего становления Гомо-сапиенс мало отличаясь от животных, руководствуется биологическими инстинктами питания, отдыха, восстановления сил, размножения. По мере развития, не имея возможности объяснить явления, окружавшие его, он создал язычество- веру в духов, силу природы, в которой практически у всех народов Севера большое место занимают вопросы заповедания и строгой экономичности использования природных ресурсов.

Веками выработаны традиции горманичной жизни в природе и с природой.

● добыча только необходимого количества дичи, обеспечивающая существование.

● охота, соблюдающая биологический цикл животных, обеспечивающая воспроизводства, сохранение маточного поголовья;

● обеспечение чистоты на месте стоянки.

Под эти традиции создавались обереги, заговоры, запреты и другие упреждающие меры по сохранению среды обитания. Оптимальность жизненного цикла в полном единстве с природными циклами обеспечивали физическое, психическое и комфортное существование каждого представителя малочисленных народов Севера до встречи его с европейской цивилизацией.

Как показывают исторические, этнографические материалы, ввиду огромных редконаселенных пространств, отсутствия торгового обмена, территориальных вопросов не возникало. Договора об охотничьих угодьях, маршрутах кочевания заключались обоюдным согласием на советах-встречах родов- племен, проходивших 1-2 раза в год. При этом, в случае утери олене пастбищ, охот угодий из-за природных катаклизмов-пожаров и т. д. , члены сопредельных родов предоставляли потерпевшему ущерб иные маршруты.

До XX века не было интенсивного освоения европейцами Сибири, поэтому жизненный уклад коренного населения не подвергался существенным изменениям. Однако, русские землепроходцы, переселенцы, затем носители европейской цивилизации несли за собой новые общественные отношения более индивидуального характера, включая частную собственности, Таким образом вносится дискомфорт в семейнородовые отношения северян.

Циркумполярная цивилизация

На протяжении тысячелетий локальными цивилизациями вырабатывались своеобразные методы регуляции взаимоотношений человека и природы, общества и природы, которые в процессе исторического отбора передавалась из поколения в поколение, обеспечивая преемственность экологической культуры этносов.

Занятие северных аборигенов ( оленеводства, рыболовства, морской промысел ), экологически чистые средства транспорта, меховая одежда и обувь, питание, отношение к природе и нормы экологического поведение составляют часть уникального общечеловеческого опыта адаптации к экстремальным условиям жизни на суровом Севере.

В традиционных обществах Севера и Арктики в ответ на вызов природы тысячелетиями вырабатывались экологические традиции промысловых средств существования, выразившиеся в соблюдении сезона добычи обусловлевших смену мест охоты.

Кочевание-это не прихоть, не отсталость, а способ жизнидеятельности, обеспечивающий устойчивое существование этнической группы в данной среде обитания. Оно, как образ жизни, диктовалось не слабым развитием производительных сил, а особенностям природно-ландшафтной среды и технологией хозяйственной деятельности. В этот и состоит специфика способа существования северных этнических сообществ.

Кочевники тысячелетиями шлифовали и обогащали экологические знания, которые воплощалось в четко определенном хозяйственном цикле, системе пастбищ и перекогеван, размере семьи и стада рационе питания и связанных с ними традициях. Количество населения не могла выйти за рамки возможностей экосистемы. Вероятно этим обьесняется относительная стабильность численности народов Севера.

Нормативные акты регулирующие отношения коренного и пришлого населения

Государство вынуждена принимать нормативные акты, регулирующие отношения коренногои пришлого населения.

Классическим примером является “Устав об управлении сибирских инородцев” 1822, М. М. Сперанского, который определил принципы землепользования и судопроизводства для северных народов, характер их взаимоотношений с русскими поселенцами, меры государственной проекции и помощи.

Для инородцев сохранилсь привычные формы социальной организации и социального контроля, соблюдалось «Право давности» в отншениии землевладения и землепользования первопоселенцев этих мест – племен, общин, родов. В уставе оговорилось специальные статьи, ограждающие эти территории от посягательств колонистов. При этом администрация выдала родоначальникам специальные «отводные памяти» на владение определенной территорией. На закрепленных земельно-хозяйственных угодьях они имели право заниматься по обоюдному соглосованию и сложившимися «обыкновениями» предоставлялось свобода. По кочующим (бродячим) были отдельные статьи, согласно которых им отводились целые полосы земли и определялись только границы с оседлыми. На ней они могли для промыслов переходить и узда в уезд, из губернии в губернию без всякого стеснения. И с бродячих не брались подати, пошлины.

Таким образом, в середине XIX века придерживались в отношении землевладения, в силу неосвоенности Севера коснулась мало. Однако переселение с центрально – европейских и украинских земель оттеснило ряд родов автохтонного населения в более северные районы. В этот период кочевые народы впервые сталкиваются с понятием «собственности» и закреплением земель.

Индустриальное освоение севера Сибири в СССР

Традиционные представления об общинном владении и соответствующая практика землепользования и ресурсопользования, закрепленная традиционным обычным правом, сохранялись и учитывались во время первоначальных землеустроительных работ Норкомзема РСФСР в связи с созданием колхозов. Выделение национальных сельсоветов, округов, районов в 1927 – 1931 годах было проведено на основе при популярной по хозяйственной переписи 1926 – 1927 г.

Индустриальное освоение Севера и проникновения техногенной цивилизации в эти отделенные края породили противоречивые социальные, экономические и правовые проблемы для относительно замкнутых сообществ с родовой структурой и преобладанием натурального хозяйства. Ориентир только на добывающие отрасли промышленности привел к выяснению коренных народов с сезонных мест проживания, так как на маршрутах оленьих стад в охотничьих угодьях были обнаружены крупнейшие месторождении полезных ископаемых, что значительно сократило базу традиционного хозяйства. В результате на этих территориях серьезно нарушен экологический баланс и традиции.

Политика Советского государства по этноземлепользованию народов Севера

С укреплением государственно–бюрократического аппарата СССР, с интенсивным индустриальным освоением Севера и Сибири, резким механическим приростом населения, развитием производственно – социальной инфраструктуры, политикой ассимиляции произошли колоссальные негативные изменения. Сокращаються территории кочевья, изменяются природные пути миграции животных, оленестад, оседлость и приобретения типично европейского образа жизни. Все это ставит на грань исчезновения этносы и их материально – духовную культуру.

Вместе с тем, колхозно-совхозный строй, опиравшийся на общественную собственность на средства производства, в определенной мере сохранял традиционные отрасли в части землепользования. С пере ориентиром общественного сознания на частнособственнические основы в период перехода на новые рыночные отношения изменения могут быть необратимы.

500 – летний опыт введения частной собственности на земельные участки групп населения США привел к переходу земель в руки скупщиков, потере интереса к традиционной системе хозяйствования и, в конечном счете, к утрате этнической самобытности индейского населения. Несколько сглаженным этот процесс был в Канаде. С середины 60 – х годов в США и Канаде идет возврат к общинной племенной собственности на землю и природные ресурсы.

Земельные отношения в Северной Америке

Наиболее яркими нормативными актами являются «Закон об удовлетворении земельных притязаний коренного населения Аляски» (№ 92 – 203 конгресс США, 18. 12. 1971), согласно которому в районах расселения племен и общин было выделено 40 млн. акров во владение. В течение 3 лет по заявкам племен земли были закреплены, но этот процесс идет и сегодня. За остальную территорию Аляски по праву первонаселения была выдана в течение 10 лет денежная компенсация в сумме 962 млн. долларов – «Аборигенный Фонд Аляски», которая пошла на корпорации, занимающиеся финансово – экономическим развитием национальных территорий.

В Канаде в 1984г. после десятилетних переговоров был подписан «Окончательный договор с инувиалуитами», утвержденный Парламентом, а также принять акт «О регулировании прав на Западную Арктику». Согласно этим документам эскимосом дано право владения на 355 тыс. кв. миль территории по 2 типом; 1) собственность – 5000 миль включая недра по 7 поселкам; 2) 30000 миль без владения полезными ископаемыми. Земельные отношения регулируются Федеральными законами и правилами, выработанными органами самоуправления эскимосов. Кроме того созданы, Фонд социального развития.

Аборигенное население Аляски, Канады придерживается политики сохранения традиционных отраслей, т. к. сельское хозяйство – это род деятельности, позволяющий поддерживать самобытность и традиции коренных жителей. К тому же, натуральное хозяйство, добывания средств к существованию непосредственно из окружающей среды – это наиболее гарантированный вид хозяйственной деятельности аборигенов.

Трапперство (охотопромысел) рассматривается не просто как один из видов работы, а как образ жизни, основанный на использовании природных ресурсов. Коренные жители привязаны к нему. Не случайно в 70 – е годы многие индейцы Канады вернулись в свои исконные земли и восстановили поселки, до этого в 50 – е годы они принудительно сселялись в города.

Подобная практика, как вы помните, была связана с политикой «неперспективных сел» и в СССР в середине 50 – х годов.

Проблемы землепользования в конце 80 –х годов. XX в.

В конце 80 – х годов с усилием национально – возрожденческого процесса коренных малочисленных народов, с демократической общественно – политической жизни в СССР была поднята проблема территорий и землепользования на местах исторического расселения автохтонного населения. Вообщем – то, это закономерный процесс, нацеленный на выживание в условиях смены экономической формации, в условиях ухудшающегося хозяйства и другие структуры.

Таким образом, исторические, этно – экологические, популяционно - демографические исследования свидетельствуют, что не «Первобытный род», а территориально – родственная община была и остается сейчас естественно – исторически сложившейся универсальной основой общественной и экономической жизни народов Севера обеспечивающий историко – культурную преемственность их самоорганизации, жизнеобеспечения и этнического воспроизводства. Старожильческие группы русского народа восприняли эту форму общественно – экономической организации народов Севера вместе с освоением их экологических и хозяйственных навыков, заимствованием выверенного веками местного уклада.

Воссоздание общинных этнохозяйственных структур в Республике Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) была одним из первых регионов России вставшая на путь воссоздания общинных этнохозяйственных структур. Причем не номинально, а фактически закрепляя территории природопользования за хозяйствами с учетом сложившихся маршрутов стад домашнего оленя и охот угодий. В начале этого процесса в 1991 г. было создано 13 кочевых родовых общин с территорией – 3,4 млн. га. В настоящее время эти общины не распущены, 5 из них твердо встали на ноги.

Культура народов Севера – особый образ жизни, развивающийся в гармонии с окружающей средой и в равновесии с ее ресурсами. Суть этих принципов выражена Президентом Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаевым в следующих словах «Постоянно беречь природу, сохранять ее, умножать ее богатство, заботиться о ее здоровье, дурными действиями не унижать и не оскорблять ее, вот не которые заповеди, золотые правила поведения наших предков, передаваемые из поколения в поколение. Эти многовековые, природосберегающие традиции могли бы составить прочную нравственно – духовную основу перехода и других народов к устойчивому развитию».

Традиции, в особенности этические нормы регулирующие взаимоотношения с природной средой, не посредственно связаны с коллективным самосознанием конкретного этноса. Множественность социального опыта в рамках этнической традиции является своеобразным механизмом адаптации к окружающему миру этноса в целом. Передача накопленного опыта происходит генетически и не генетически.

Необходимость почтительного отношения к матери земле у народов Севера является безусловным нравственным правилом, мотивирующим и обуславливающим поведением. Природа воспринимается им не как внешняя совокупность объектов человеческого взаимодействии, а как глобальное живое существо, дарующее и поддерживающий.

Нормативные акты по традиционному природопользованию коренных народов Севера

Ввиду усиления этого движения в 1992 г. Верховным Советам РС(Я) был принят уникальный и первый в Росси Закон “О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера”, котрый учитовал опыт как России, так и зарубежных стран в деле регулировании отношений Государства с коренным населением. Затем подобные акты были приняты в Ямале – ненецком, Ханты – мансийсокм округе “О родовых угодьях малочисленных народов Севера”, Корякском АО.

В 1995 г. госстатистика показывает наличие 134 коренных родовых общин с общей площадью закрепленных земель – 38,35862 га. Характерно то, что занимаясь оленеводством, охотпромыслом, кочевые родовые общины путем создания старательских артелей при общине или через договора с добывающими на закрепленной за ними территориях золото артелям вопределенной мере решают проблемы развития и трудозанятости, т. е. они начинают получать реальную плату за имеющийся на их земле недровые богатсва.

Относительно земель сельскохозяйственного назначения. Площади оленепастбищ и охотугодий закреплялись по нормативавм поголовья и оленеемкости пастбищ и существовавшим границам маршрутов и негласно дговоренных границ охотугодий. Поэтому большей частью закрепления земель родовых общин прошло безполезно. Осоюенно в районах, где местные власти поддержали эти инициативы и наперед увидели перспективу и значимость активации людей на самоуправление, саморазвитие и самообеспечение.

К примеру, известный на Алдане охотник Карамзин С. П. имел постоянную территорию в междуречье Алдана и Амги, куда ни один из сторонних охотников не заходил (кстати, это табу соблюдалось охотниками на любых участках). Свыше тридцати лет С. П. Карамзин с супругой добывали здесь от 70 до 140 соболей ежегодно, при этом ресурсыне истощались. Не было года чтобы не был выполнен план. Секрет в том, что он знал количество соболей, брачных пар и их биотоническое распределение, отстрел вел планово, рационально.

В родовых общинах “Омоллой”, “Ойотунг”, “Туолба”, “Саханджа” увеличевалось оленепоголовье. Одним словом, где проснулась хозяйская жилка и ответственность за свою территорию, там есть позитивные результаты.

В пути с природоохранными мерами закрепление земель за ответственными лицами и общинами может сыграть положительную роль в восстановлении биоценозов региона, подобна Канаде, где была восстоновлена численность диких копытных животных.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природонользования коренных народов Севера, Сибири и Дального Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционого природопользования и традиционного образа жизни.

Родовые общины в Алданском районе

Сельскохозяйственные, охотничье – рыболовные угодия в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия) передаются безвозмездно в бессрочное пользование единым комплексом с расположениями на них оленьими пастбищами, водоемами ,лесами и охотничьими угодиями на всех категориях земли. Земли переданные общине являются достижением народов Республики Саха (Якутия) в лице малочисленных народов Севера и коренных народов Якутии и без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение не связонное с традиционным хозяйствованием.

Алданский район Респудлики Саха (Якутия) – регион где проживают малочисленные народности Севера – эвенки, занимают территорию площадью 15681978 гектаров, или 5, 08% территории республики. По состоянию на 1 января 1998 года в районе действует 42 кочевых родовых общин на площади 6245157 гектаров, в т. ч. оленьих пастбищ 1969423 гектар, конских пастбищ 21203 гектара. Сенокосных угодий – 1366,4 гектара. В них содержиться 5886 оленей, 142 крупного рогатого скота, 248 лошадей. Основное направление производства кочевых родовых общин – оленеводство. Размеры земельных угодий предостовляемых кочевым родовым общинам для использования их под оленьи пастбища с учетом поголовья устоновившейся в нном районе нормы нагрузки обслужевания оленей на одного оленевода, продуктивности оленьих пастбищ по сезоном пастьбы по имеющимся материалом землеустройства. Размер охотничьих угодий с учетом их продуктивностьи по метериалом охотустройства и нормы нагрузки (при пушном промысле в рублях) принятой в донном улусе.

Сезонное распределение годовых маршрутов родовых общин

Зимний сезон. Ограниченное доступность кормов из – за гололедиц, тяжелые погодные условия, неполноценное кормление оленей – делают зимний сезон трудным периодом в оленеводстве.

До начала зимнего сезона необходимо разведать зимние пастбища и выяснить состояние кормов и условия их доступности. При составлении годовых маршрутов особое внимание нужно выделяться, кроме обеспечения ягелем, наличию зимне – зеленых кормов на зимних пастбищах, при достаточном количестве которых оленей с зимовок выходят с неплохой упитанностью. В начале зимы используются те участки пастбищ, которые позднее становятся недоступными из – за глубины и плотности снежного покрова. Продолжительность выпаса на одних и тех же участках пастбищ зависит от их оленеемкости.

В марте повсеместно стадо подгоняют ближе к отдельным пастбищам. В соответствии с зооветправилами, за месяц до отела стадо разбивают на плодовую и неплодовую части.

Ранне – весенний сезон. В стадах в этот сезон проходит отел маток – важнейшая кампания в оленеводстве. Опытные оленеводы останавливают выбор на тех участках, где наряду с достаточным количеством ягеля, имеются ранопоявляющиеся зеленые растения и в первую очередь пущица влагалищная. Располагать плодовое стадо на отеле как можно ближе к летовкам.

Поздне – весенний сезон. В начале этого сезона заканчивается отел маток, и стадо направляют в сторону летовок.

Летний сезон. В целях полного использования зеленых кормов перегон оленей на летовки должен осуществляться в след за развивающейся зеленой растительностью. В период жары и лета насекомых стадо содержатся в долинах, расположенных вдоль господствующих ветров, а в холодную погоду в долинах, закрытых от ветра высокими сопками.

Ранне – осенний сезон. В этот сезон, проходит одна из важнейших кампаний в оленеводстве – гон. Перед гоном стадо разбивают на две части, которые до конца гона выпасаются раздельно.

Поздне – осенний сезон. К декабрю снег становится глубоким, поэтому подвижность оленей резко ослабевает. В этот период стремятся использоватьте участки, где дольше задерживается снег.

Значительное влияние на пастбища, особенно в лесной зоне, оказывают пожары. Восстановление выгоревших пастбищ происходит крайне медленно. Первые кормовые лишайники пояляются на гарях через 10 – 12 лет, через 30 – 35 лет восстанавливается около 10 % выгоревшего запаса.

В последние годы на оленьи пастбища значительное влияние оказывают техногенные факторы, прежде всего передвижение гусеничного вездеходного транспорта. Первыми жертвами гусениц становятся лишайники. Старые оклеи в заброшенных дорогах заростают через 8 – 10 лет. Восстановление лишайников не происходит. Некоторый ущерб оленьим пастбищам наносит заготовка древесины, в широких масштабах ведется вырубка леса.

Особую тревогу в Алданском улусе вызывает процесс делихенизации, то есть сокращение лишайников.

В целях сохранения природы и создание условий народам Севера – охотникам, рыбакам оленеводам для ведения традиционного, в том числе кочевого образа жизни, было – бы целесообразно организовать этноэкологические территории как один из форм перехода на модель устойчивого развития. В Якутии начата создание системы особо охраняемым территорий, в которых предусматривается органическое единение природоохранных мер и хозяйственной деятельности коренного населения в лице родовых общин.

Традиционные отрасли хозяйства оленеводство, охотничий промысел, рыболовство – определяют историческую сущность перспективу развития, северных этносов. Поэтому кочевые родовые общины если они с помощью государства будут успешно функционировать, в полной мере могут содействовать сохранению природной среды, восстановлению экосистемы Севера и Арктики.

Организация родовых общин, крестьянских и фермерских хозяйств вносит коренные изменения в уклад жизни сельского население. Возрождаются заброшенные села и участки. Развиваются традиционные отрасли хозяйства; охотничий промысел, оленеводство, рыбодобыча, создаются перерабатывающие цеха, мастерские по пошиву меховых и кожаных изделий т. п.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)