Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Еврейская община Чувашии

В этом году в столице Чувашской Республики г. Чебоксары прошло торжество по случаю открытия нового памятника. Архитектурно-скульптурный ансамбль, посвященный единению народов и культур, был открыт шестого мая. Скульптура была создана под руководством члена Союза чувашских художников Владислава Зотикова. Архитектурно-скульптурный ансамбль составляют бронзовые фигуры семи девушек, которые поддерживают лепестки лотоса, олицетворяющие семь основных мировых религий - христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм, зороастризм, индуизм и инь-ян. "Моя работа, - сказал Зотиков, - посвящается всем народам России и всего мира". По мнению скульптура, цветок лотоса является универсальным символом в различных мировых культурах, олицетворяет любовь как божественное начало. На верхушке постамента вкруговую расположены семь изречений, воспевающих любовь и единство, к примеру: "Пусть существуют различные религии и пусть они воспевают Господа на всех языках", "И настоящее имя Бога - Любовь. Пусть Божественная любовь объединит вас". Возведение такого монумента сейчас не случайно. Наконец-то мы дожили до тех пор, когда мы можем быть уверены в своей стране, то есть мы можем быть уверены в завтрашнем дне. Прошло то время, когда одни народы ущемляли права и свободы других, претендуя на право пользования их землями и даже самими людьми. К тому же на сегодняшний день одна из самых важных задач современного общества – это задача, направленная на развитие толерантных отношений между людьми. Это значит, мы должны стараться терпимее и уважительнее относиться к окружающим нас людям, как бы они от нас и не отличались. Так толерантность (от лат. tolerantia – терпимость) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Все словари XX века однозначно указывают прямое толкование/перевод: толерантность – терпимость.

Именно в связи с этим, выбирая тему для своей исследовательско-научной работы, мы с моим научным руководителем натолкнулись на тему еврейства. Я взяла ее в качестве основной темы своей работы нераздумывая, во-первых, потому что она мне сразу понравилась. В силу того что сама я человек многонациональный, своей активной жизненной позицией я выступаю за политику терпимости. Во-вторых, нельзя не согласиться с тем, что такая тема еще малоизученна, в особенности в нашей Республике. Хотя чрезвычайно важна. И, в-третьих, эта тема очень актуальна. Сейчас в нашей стране усиливается внимание общественных и правительственных организаций на положение еврейского меньшинства в России. Народ, притесняемый во все время его существования, сейчас наконец получил заслуженные права, а также право выбора. Правительство не только нашей страны, но и всех стран мира стараются улучшить положение еврейской диаспоры. К тому же настал тот момент, когда почти жизненно необходимо обратить внимание общественности, особенно молодежи на тему «Свои – чужие», на тех, кто жил и живет рядом с нами, но принадлежит к другой национальности и религии. Необходимо избегать проявления ксенофобии и шовинизма в стране и во всем мире. Из статьи «Как избежать ксенофобии и шовинизма?», приведенной в газете «Идуд хасадим», я бы хотела привести цитату: «Что же поразило нас, учителей, особенно русских по национальности, во время поездки в Израиль? Мы, прежде всего, за многочисленными цифрами и сухими, хотя и страшными фактами, узнанными из лекций Элиазера Шаргородского и Ильи Лурье по истории еврейского народа и Арона Шнеера – о Катастрофе, увидели и поняли весь ужас Холокоста. Когда глядишь на фотографии детей, сожженных в печах концлагерей, кожей, а не сознанием начинаешь понимать ужас происходившего во время Второй мировой войны. / Возможно, именно после этих впечатлений мы, участники семинара и проявили особый интерес к пособию Ирит Абрамски «Стоящие в стороне или стоящие рядом?». И хотя в пособии формально затрагивается проблема выбора, которая стояла перед каждым человеком, находившемся на оккупированной территории Европы, понятно, что такая же проблема должна стоять и перед всеми нами». Я согласна с авторами статьи.

Да, и еще кое-что. Выбирая эту тему, я заранее знала, что информации будет минимум и придется искать долго и упорно. И это меня ничуть не оттолкнуло, наоборот, привлекло еще больше. Теперь я была уверена в том, что моя работа получится по-настоящему исследовательской. Так и получилось. В результате я получила несравненный опыт в самостоятельном исследовании, связанном с историей, историей нашей Родины. Я доказала себе в который раз, что не зная своего прошлого, нельзя понять настоящего, нельзя задумываться о будущем. «Человек без прошлого – это человек без будущего». Это сказано не мной, а задолго до меня. В этой фразе собрана вся мудрость народа.

Прежде всего, я поставила перед собой определенные цели, которым я следовала при создании своей работы. Конечно, я хотела познакомиться ближе с более чем пятитысячелетней историей еврейского народа и с историей создания еврейского общества в г. Чебоксары. А еще мне хотелось, так сказать, продвинуть себя, улучшить свои умения в создании исследовательских работ.

Зная, что подобную литературу мне не найти в обычных библиотеках города, мы с моим научным руководителем отправились прямиком на встречу с самим председателем общины Иосифом Лазаревичем Винокуром. Эта встреча оказалась весьма приятной и плодотворной. Из беседы мы почерпнули много нового и интересного, что не только пригодилось при создании работы, но и расширило наш кругозор. К тому же мы были приглашены на собрание общины. Это и стало следующим этапом сбора необходимой информации. Мы узнали еще больше полезной информации, общаясь с членами общины, а также просматривая альбомы, газетные статьи и вырезки, фотографии и документы, и многое другое. Библиотекой общины нам была любезно предоставлена историческая литература.

История еврейского народа

Небольшая справка

Евреи – это народ, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство – Израиль). Численность от двенадцати до четырнадцати миллионов человек (по оценке 2006 года), из них около 40% в США и 35% в Израиле. Религией евреев является иудаизм. Исторически понятия «еврей» и «иудей» тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрожденный в качестве разговорного в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых – идиш – входит в германскую группу языков.

Название

Современное самоназвание – йеhудим; на идише – (й)идн; на ладино – джудиос. Древним самоназванием является также бней-Исраэль – сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иакова (Израиля).

Происхождение слова иудеи

От греческого термина, произошедшего в свою очередь от древнееврейского слова иеhуди, происходят латинское judaeus, английское Jew, французское juif, немецкое Jude, польское zyd, русское иудей и т. д.

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии – к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.

Происхождение слова евреи

Буквальное значение слова иври – «пришелец с той стороны». От того же корня происходят глаголы: леhаавир – передать и лаавор – перейти. Остается, однако, неясным, имелась ли в виду река Евфрат или Иордан.

Существует также мнение, что этот эпитет связан с происхождением праотца еврейского народа Авраама, от Эвера.

Согласно представлениям Каббалы, значение этого слова происходит от глагола леhаавир (передать) и смыслом названия народа является духовная миссия, возложенная на евреев – передать духовный свет и мудрость Творца, не евреям.

Название в русском языке

Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому [hebrajos], позднее [эврэос], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания иври. Подобным образом происходит и латинское hebraeus, к которому восходят английское Hebrew, немецкое Hebräer, французское Hebreu, итальянское ebreo, испанское hebreo и т. д.

Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно восходит к позднеславянскому *židъ – заимствование из итальянского giudeo, и заимствовано из латинского judaeus – «иудей». Это традиционное славянское обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском и чешском языках, где слово еврей не употребляется, и в галицком диалекте литературного украинского языка – но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово еврей. Традиция канонизации слова еврей в словоупотреблении, в русском и украинском языках, восходит к указу Российской императрицы Екатерины II от 8 февраля 1785 г. , сопровождавшемуся устным повелением царицы, впредь в государственных бумагах слово жид не употреблять.

Слово гебреи (hebraeus) является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.

Древнейшая (библейская) история

В качестве нации, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана. По одной из версий, это произошло в результате интеграции семитоязычных скотоводов-кочевников среднего течения Евфрата и земледельцев оазисов Ханаана.

Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племен («колен»), ведущих свое происхождение от сыновей Иакова-Израиля. Среди них выделялся некий Авраам, житель города Ур.

В первой книге Моисея «Бытие» повествуется о том, что Б-г велел Аврааму покинуть свой родной город Ур и отправиться в землю ханаанскую. За беспредельную преданность и послушание во время его странствий Б-г заключил с ним союз, по которому земля Ханаан была обещана потомкам Авраама.

На рубеже 2-1 тыс. возникает Израильское царство Давида.

Эпоха первого Храма

В X веке до н. э. царем Соломоном (Шломо) был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом святости») в Иерусалиме. После смерти Соломона еврейское государство разделяется на два царства – Израиль и Иудею. На протяжении многих веков создается Танах (еврейское Священное Писание).

В 722 году до н. э. население Северного Израильского царства – потомки десяти из двенадцати колен Израиля были переселены ассирийцами в Мидию, где растворились среди окружающего населения. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).

В 586 г. до н. э. Вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Вавилон (Вавилонское пленение).

Эпоха Второго Храма

С падением Нововавилонского царства (539 г. до н. э. ) часть евреев возвратилась в Иудею, где был построен Второй Храм, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев.

С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье. В период подчинения Земли Израиля Палестины Птолемеям и Селевкидам (IV-II вв. до н. э. ) евреи подвергаются культурной эллинизации, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне). В результате восстания Маккавеев возникло Хасмонейское царство (164-37 гг. до н. э. ). В то время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.

Завоевание Иудеи Римом (63-37 гг. до н. э. ) и разгром освободительных движений I-II вв. н. э. привели к разрушению второго Храма (70 г. ) и изгнанию большого числа евреев, пополнивших еврейские общины диаспоры. Тогда же появился введенный римлянами термин «Палестина», который должен был стереть память о еврейском присутствии в Эрец-Исраэль – Земле Израиля.

Средние века

Этнический центр в Палестине практически прекратил существование после арабского завоевания 638 г.

Традиционная культура

Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре способствовал сложению у них специализированной культуры. Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Большинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии, худерия (жудерия) в Испании и Португалии, меллах в Северной Африке, махала в Иране и Центральной Азии). Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой (гвир – «сильный», парнас – «кормилец») и раввинатом.

Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века – полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). Счет родства патрилинейный, но по иудаистическим нормам евреем считается только рожденный от матери-еврейки. Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: кашрут в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др.

С отменой ряда ограничений прав евреев в новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация, отход от ортодоксального иудаизма, распространились смешанные браки; евреи восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру. Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. В 1881 – 1914 гг. усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) – в Западную Европу, Америку, Австралию и др. , с распространением идеологии сионизма началось их переселение в Палестину. Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны. После ее окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового света, а также во вновь образованное Государство Израиль, где складывается нация израильтян.

Религия

Большинство верующих евреев являются последователями иудаизма (иудеями). Термин «иудаизм» происходит от греческого «йудаисмос», который восходит к ивриту «яхадут», однокоренному с «йехуди» - еврей/иудей.

Священная книга еврейского народа – Танах (еврейское Священное Писание) (ТаНаХ – аббревиатура: Тора, Невиим, Ктувим – Пятикнижие, Пророки и Писания). ТаНаХ является частью Священного Писания христиан (Ветхий Завет) и почитается в исламе.

Обращение в иудаизм происходит путем прохождения процедуры посвящения, называемой гиюром, который сопровождается у мужчин обрезанием (бритмила) и окунанием в микву как мужчин, так и женщин. В отличие от христианства и ислама, иудаизм не приветствует прозелитизм, миссионерство среди других народов запрещено и гиюр пройти нелегко. Но очень развито обращение к светским евреям соблюдать заповеди, совершить «хазара бэ тшува» - «возвращение к вере» (смысловой перевод), или «обратно возвращаясь» («возврат к ответу»). В Израиле человек, прошедший гиюр, официально считается евреем по национальности, что соответствует еврейской традиции. Прошедший ортодоксальный гиюр за границей может претендовать по Закону о Возвращении на въезд в страну.

В новых течениях иудаизма – реформистском, консервативном и реконструктивистском – имеются иные правила прохождения гиюра.

Критерии еврейства

Согласно определению еврейского религиозного закона Галаха:

«евреем является человек, рожденный матерью-еврейкой или обращенный в еврейство в соответствии с религиозным каноном (гиюр)».

Вопрос «Кто является евреем?» - одна из наиболее активно обсуждаемых проблем в еврейских религиозных, политических, юридических и общественных дискуссиях в еврейской среде. Проблематичность определения того, что такое «еврейство» заключается в том, что на иврите этот термин означает религию, национальность, происхождение, этническую общность, культуру, а в Израиле еще и юридический статус.

Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право – Галаха, основанное на постановлениях законоучитилей Талмуда. Тем не менее, в истории еврейского народа неоднократно возникала необходимость в переоценке этого самоопределения.

В период до разрушения Первого Храма, когда евреи прочно сидели на своей земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу – даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э. ). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, оставшихся в стране. В результате, Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд. 9-10; Неем. 10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь, в первую очередь, на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введенный Эрзой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.

Если еще в XVII – XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев – вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестает служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остается предметом обсуждения и споров.

В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века.

С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль гласит:

«евреем считается тот, кто рожден от матери-еврейки и не перешел в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм».

Языки евреев

Древнейший язык евреев – древнееврейский язык (иврит), на котором написан Танах (еврейская Библия). В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из арамейских языков, позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты. Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы. В XX веке этот язык был возрожден в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.

В странах диаспоры иврит (древнееврейский язык) сохраняется как основной язык иудаизма. Разговорным языком ряда хасидских общин в США, Израиле, Бельгии, Великобритании, Канаде и некоторых других странах служит идиш. Из других специфически еврейских языков и этнолектов наиболее сохранились также сефардский, татский (горско-еврейский), еврейско-арамейские, еврейско-иранские. На сегодняшний день около 45 % евреев говорят по-английски (в США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР, Израиле и др. ), приблизительно 34 % на иврите (в Израиле и США), 13 % - по-русски, около 5 % - по-испански, около 4,5 % - по-французски, около 4 % на идише, приблизительно 3,5 % - по-арабски (в том числе на еврейско-арабских диалектах), распространены также немецкий, румынский, персидский, польский, амхарский, португальский, венгерский, нидерландский, турецкий и др. ).

Расселение и численность

Общая численность евреев оценивается от 12 до 14 млн. чел. Тем не менее, общая численность тех, кто имеет определенное отношение к еврейскому народу, по разным данным, может составлять от 75 до 100 млн. человек. Численность еврейского населения, заявленная в переписях, может существенно отличаться как от численности лиц, внутренне осознающих себя евреями.

В России в послереволюционных переписях национальность называл сам опрашиваемый. Поэтому, например, до 30-ых гг. в них в качестве евреев не фигурируют люди, себя таковыми не считавшие (в то время около 20 %). В дальнейшем доля евреев в СССР, не считавших разумным декларировать свою национальность, продолжала расти – вплоть до начала 80-ых гг.

Наиболее крупные еврейские общины (св. 500 тыс. чел. ) находятся в США, Израиле, Франции.

Организованные еврейские общины существуют в 110 странах мира.

История расселения

В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, где складывались этнические группы евреев (эдот), различающиеся по языку и бытовой культуре: Бавель (Месопотамия, Закавказье, Курдистанское нагорье) – V-IX вв. ; Сфарад (Пиренейский полуостров) – начало н. э. – 1492 г. ; Ашкеназ (Центральная Германия, Восточная Европа) – X век – середина XX века. Одна из древнейших эдот – бавли или иракские евреи, сложившиеся в середине I тысячелетия до н. э. , говорившие вначале на арамейском языке, который около VIII-IX вв. был вытеснен первой волной арабских диалектов (кылту), которые впоследствии сохранились в основном лишь у евреев и христиан, а окружающие мусульмане перешли на диалекты кочевников. Последние представители бавли покинули Ирак в начале американо-иракской войны (2003 г. ).

Евреи, сохранившие арамейский язык после арабского завоевания, были оттеснены в Курдистанское нагорье, где сформировались в этническую группу таргум, или лахлухов. В современном Израиле они известны как курдистанские евреи, сохраняют в быту еврейско-арамейские языки. Иранские евреи (парас-у-мадай) обитали в Иране и Средней Азии с Ахеменидского периода. С VI-VII вв. сохранились памятники еврейско-персидского языка. Впоследствии они разбиваются на собственно иранских евреев (джиди – 25 тыс. в Иране, 75 тыс. в Израиле, в XX в. большинство перешли с еврейско-иранских языков на фарси); татоязычных горских евреев; афгано-среднеазиатскую группу, которая в XVIII веке подразделялась на среднеазиатских евреев и говоривших на одном из еврейско-персидских этнолектов афганских евреев, покинувших окончательно Афганистан в конце XX века.

С иранскими евреями была связана и группа китаеязычных кайфынских евреев в Китае, сформировавшаяся в VI-VIII вв. н. э. и ныне почти ассимилированная китайцами; её немногочисленные потомки в городе Кайфын сохраняют отдельные признаки культурной обособленности.

В раннем Средневековье вдоль путей международной торговли пряностями формировались говорящие на языке маратхи бней-исраэль в штате Махаратша в Индии и говорящие на языке малаялам кочинские евреи, ранее обитавшие на юге Малабарского побережья, проживающие ныне в Израиле.

Еврейские поселения на Аравийском полуострове возникали с середины – второй половины I тыс. до н. э. Мухаммед создавал новую религию в противостоянии с еврейским населением Медины, однако отдельные еврейские кланы вошли в первоначальную исламскую общину. Арабоязычные потомки евреев населения южной Аравии («тейманим», т. е. еменцы) живут в основном в Израиле (около 140 тыс. чел. ), около 200 человек – в Йемене. В раннем Средневековье складываются арабоязычные группы в Северной Сирии и Южной Турции (халяби), Южной Сирии и Ливане (сами); с XVI века в их состав интегрировались беженцы-сефарды из Испании. В XVIII веке несколько кланов халяби и иракских евреев переселились в Индию на службу британской короне, откуда далее они расселились по Юго-Восточной Азии (Сингапур, Мьянмар, Гонконг, Индонезия и др. ), где они известны под названием багдади. С середины второй половины I тысячелетия до н. э. складывалась этническая группа евреев Магриба, разбивавшаяся на многочисленные географические и субэтнические подгруппы, в том числе бербероязычных евреев Атласа.

В изоляции от всех этих общин развивались эфиопские евреи (бета-исраэль, или фалаша), до XX века говорившие на агавских языках, затем – на амхарском и тиграй.

Еврейское население Византии (еваним, романиоты) с XVI века подверглось интенсивной ассимиляции со стороны сефардов. Их потомки, в XX в. сменившие этнолект греческого языка (еваника) на стандартный греческий язык, живут в Греции (около 1 тыс. человек). В Закавказье сформировалась группа грузинских евреев. Потомки грекоязычных евреев, живших с начала н. э. в Крыму и на Таманском полуострове, и более поздних евреев-мигрантов (в том числе сефардов из Испании и Италии) образуют группу крымчаков, говоривших до недавнего времени на этнолекте крымско-татарского языка.

Этногенетически с романиотами, а также с хазарами и хазарскими евреями, вероятно, связаны славяноязычные евреи Киевской Руси и западнославянских земель X-XVII вв. (кенааним), говорившие на еврейских этнолектах древнерусского и древнечешского языков и впоследствии ассимилированные расселившимися здесь из Германии ашкеназами.

На юго-западе Европы с поздней античности существовала еврейская группа сефардов, говорившая на этнолектах иберо-романских языков. После изгнания 1492 г. из Испании они расселяются в Восточном и Западном Средиземноморье, где в их среде формируется еврейско-испанкий язык. К ним культурно близки евреи Прованса и евреи Рима (ромаим), говорившие соответственно на этнолектах старопровансальского и итальянского языков (южный лоэз). Все эти группы сохраняли общееврейское самосознание, дополнительным к которому выступало самосознание субэтническое.

К началу XX века общая численность евреев оценивается в 11 млн. Из них 46 % (около 5,2 млн. ) жило в пределах Российской Империи, в основном на территории современных Польши, Украины и Белоруссии. Еще около 30% жило в других странах Европы и лишь 14 % в Северной Америке. В Палестине тогда жило лишь 78 тыс. евреев.

В годы, предшествующие Второй Мировой войне и во время ее были систематически уничтожены около шести миллионов евреев.

История притеснений

Еще до завоевания Иерусалима большое количество пленных евреев было переселено в Италию, особенно в Рим. Со временем они становились римскими гражданами, некоторые их них играли немаловажную роль в жизни страны.

В начале III в. н. э. существование еврейской диаспоры очень осложнилось. Теперь она стояла лицом к лицу не с язычниками, а с обществом, в котором все большую власть приобретала христианскую церковь, враждебно относящаяся к этому народу, как к иноверцам.

С победой ислама в VII веке это положение еще больше усугубилось. Отныне евреи, как в христианских и в мусульманских странах, представляли собой особую группу, подвергающуюся жестоким гонениям, насилию, уничтожению. Тысячи людей были сожжены на кострах инквизиции. Крестовые походы и погромы уничтожили не меньше жизней этого народа. Их насильно заставляли принять христианство, отнимали у родителей детей и отдавали на воспитание в католические семьи или изгоняли из страны. На такую же позицию становится и ислам.

Какие только дикие вымыслы не сочинялись отцами церкви, чтобы оправдать свои зверства и натравить на евреев невежественный народ. Так, в Польше, в XVII-XVIII вв. инициатором гонений евреев было духовенство. В период упадка центральной королевской власти, католическая церковь, для укрепления своего влияния, расширения сферы полномочия, натравливала горожан на евреев.

Наиболее испытанным способом травли был «кровавый навет» - вымысел, будто бы евреи при изготовлении мацы используют христианскую кровь. Их обвиняли в отравлении воды в колодцах, в распространении чумы и холеры и т. д. Дошло до того, что еврейская общественность вынуждена была обратиться в Ватикан. В 1760 году папой Бенедиктом XIV был одобрен меморандум против «кровавых наветов», он назвал это – бессмысленной клеветой.

В России в течение ряда столетий евреям было запрещено селиться. Однако, после разделов Польши, Россия оказалась страной с самым многочисленным в мире еврейским населением.

В 1804 году, после вступления на престол Александра I, было принято решение о статусе этого народа, по которому им запрещалось жить в деревнях и ряде городов. Уложением определялись границы черты оседлости. Им разрешалось жить в небольших местечках (в Польше, Украине и Крыму), где не было никакого производства, приходилось зарабатывать на пропитание многодетной семьи кустарным ремеслом и мелкой розничной торговлей. Отсюда – страшная бедность, полуголодное существование, болезни, высокая смертность, особенно детей.

Евреям ограничивались права на образование, а также на избирательное право.

С 1881 по 1909 гг. в стране прокатилась волна погромов (Елисоветинск, Кишинев, Киев, Одесса, Белосток и др. ). Погромщики грабили, поджигали дома, убивали и калечили людей, не щадя детей и стариков. Власти негласно поддерживали бандитов.

Часто задают вопрос, почему в Октябрьской Революции евреи принимали такое активное участие. Как любой угнетенный народ, подавленный тысячелетним гнетом, дискриминацией, евреи видели в коммунистической идеологии свое раскрепощение, надежду на лучшую жизнь.

Действительно, Советская власть дала им равные права со всеми гражданами.

В крупных городах и местечках, где проживало значительное количество евреев, открылись школы на их родном языке – идиш, выпускались газеты, книги. В Москве, Киеве и ряде других городов открылись еврейские театры. Но недолгой была эта радость

Во второй половине 30-ых гг. были закрыты национальные школы, театры. Как и другие религиозные учреждения были закрыты синагоги. Был практически прекращен прием евреев в некоторые высшие учебные заведения.

Эта политика была продолжена и в послевоенное время.

В начале 1948 г. развернулся «поход» против «беспаспортных космополитов». В проводимой кампании как будто не говорилось о евреях, но почему-то в печати клеймились люди с «определенными» фамилиями. В это же время в Минске был зверски убит знаменитый артист, председатель еврейского антифашистского комитета, главный режиссер Московского еврейского театра Соломон Михоэлс. В конце ноября был разогнан антифашистский комитет, члены его президиума были арестованы. Начались аресты писателей, артистов и других деятелей культуры. Всем им были предъявлены абсурдные обвинения в шпионаже в пользу США, Японии и других капиталистических стран.

12 августа 1952 года была расстреляна большая группа видных еврейских деятелей культуры (Давид Бергельсон, Перец Маркиш, Лейб Квитко, Ицик Фефер и др. ). Кульминацией этой кампании было так называемое «дело врачей». 13 января 1953 года в газете «Правда» было опубликовано сообщение о раскрытом якобы заговоре группы известных врачей, главным образом еврейской национальности, которые обвинялись в умышленном умерщвлении ряда советских деятелей. Начались увольнения с работы руководящих работников соответственной национальности.

Нет сомнения, что вся эта кампания должна была подготовить общественное мнение в стране для проведения депортации евреев «в места не столь отдаленные». Для этой акции было уже все подготовлено. Но, 5 марта того же года, после смерти И. В. Сталина, в газете «Правда» сообщалось, что «заговор врачей» - гнусный вымысел. Арестованные врачи были освобождены, а ответственные за ложное обвинение преданы суду.

Не просто жилось этому народу и в европейских странах. Особенно серьезная ситуация сложилась в тридцатые годы в Германии. Как только в 1933 г. Гитлер стал канцлером Рейха, евреи оказались во власти террора. Впервые в истории преследовались не только те, кто исповедовал иудейскую религию, но и все, «в ком можно было установить наличие еврейской крови», каким бы христианином он ни был. Их избивали, поджигали дома, конфисковали имущество, эшелонами отправляли в тюрьмы и концлагеря. На территории оккупированной Польши были созданы лагеря смерти (Майданек, Белжец, Треблинка, Освенцим), где уничтожали сотни тысяч людей из разных стран Европы.

Человеческий разум едва способен постичь масштаб и бессердечно обдуманную жестокость, которую творили в лагерях эти, с позволения сказать, человеческие существа.

Когда нацистов изгнали из Польши, злодеяния были перенесены в концлагеря Германии (Дахау, Бухенвальд), которые приобрели зловещую известность во всем цивилизованном мире.

И только весной 1945 года израненный еврейский народ смог определить размеры своей катастрофы. Итог ее ужасен!

В Польше из 3350 тыс. евреев, проживавших до войны, осталось менее 55 тыс. человек.

В Чехословакии из 360 тыс. осталось около 40 тыс.

Из миллиона евреев, проживавших в Румынии, осталось около 320 тыс.

Произошла катастрофа, несравнимая с величайшими бедствиями в жизни этого народа. Великий террор средневековья обычно происходил в одной или двух странах одновременно. Здесь же страшным огнем были охвачены десятки стран, где проживала почти половина евреев мира. Из девяти миллионов, проживавших в Европе, осталось около трех. Шесть миллионов евреев были расстреляны, замучены в лагерях, отравлены газом и сожжены в крематориях. Сразу после Победы, в мае-июне 1945 года 250 тыс. евреев, бывших узников концлагерей, чудом оставшихся в живых, были размещены в лагерях для перемещенных лиц в Западной Германии. К ним присоединились демобилизованные и вышедшие из лесов с партизанами люди, оставшиеся без семей и крова. Около полутора миллиона евреев в это время стали перед проблемой, где найти себе убежище. Они требовали разрешения на въезд в Палестину.

С мая 1945 по ноябрь 1947 гг. велась борьба за создание государства Израиль, за право иммиграции их в эту страну.

29 ноября 1947 г. генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций приняла резолюцию о создании Еврейского Государства. 12 мая 1949 г. новое государство было принято в ООН, после признания его независимости большинством правительств мира. Так после 2000-летнего изгнания и рассеяния этот народ получил свое национальное государство.

С созданием этого государства во всем мире произошла переоценка взглядов на еврейство, существенно изменилось отношение к ним. ФРГ на весь мир заявила, что немецкий народ раскаивается за злодеяния, принесенные этому народу, и что любыми способами искупит свою вину.

Католическая церковь устами ее главы папы Иоанна-Павла II заявила о своей ошибочной и несправедливой многовековой антиеврейской политике и просила прощение у евреев. Все европейские государства установили дружеские отношения с Израилем и по сей день оказывают ему поддержку.

Чебоксарская городская национально-культурная автономия «Еврейская община»

История Еврейской общины в г. Чебоксары началась с 1993 года. А до этого

К сожалению, нет никакой информации о еврейском населении, проживавшем в Чувашии до 1925 года. Возможно, потому что эта территория прежде относилась к другим губерниям, или же, потому что город так много раз горел, архивные документы почти не сохранились.

После переписи населения 1926 г. оказалось, что всего в республике проживает 270 евреев – 0,03 % всего населения.

Во время Великой Отечественной войны небольшое количество лиц еврейской национальности было эвакуировано в Чувашию.

В 1955 г. в Чебоксарах проживало несколько семей евреев.

В 1959 г. в республике проживало 1003 еврея – 0,09 % всего населения, а в 1989 г. осталось 690 человек – 0,05 %. Такое сокращение связано с уходом старшего поколения и ассимиляцией этого народа. Смешанные браки привели к тому, что дети и внуки перестали считать себя евреями, а значит, не имеют отношения к культуре и языку этого народа.

Таким образом, было принято решение создать первый Еврейский Культурный Центр Чувашии, с целью объединить лиц еврейской национальности, семьи, созданные смешанными браками, одиноких ветеранов, престарелых инвалидов, вдов и молодежь для изучения древней истории, обычаев, праздников, для последующего создания детской воскресной школы по изучению еврейского языка иврит (под патронажем посольства государства Израиль). Инициатором и первым руководителем – президентом стала Светлана Николаевна Насекина (сентябрь 1993 г. ). Собрав необходимую литературу и первый актив, она организовала клуб «Шалом» для взрослых (клуб «Мир»). Он был призван начать знакомить его участников с историей, традициями и обычаями еврейского народа, вернуть к корням. Изначально в общине состояло около 35-40 человек.

Большую роль в становлении и начале работы еврейской общины сыграла администрация «Дома Культуры им. П. П. Хузангая» в лице директора Ярослава Константиновича Филина и его заместителя Татьяны Михайловны Локтевой, предоставив бесплатно помещение, мебель и музыкальные инструменты для проведения мероприятий центра.

Кроме того при центре Светлане Николаевне удалось открыть детскую воскресную школу. Детей от 6 до 12 лет стали учить истории и традициям, музыке и танцам, языку еврейского народа.

Первые годы, к сожалению, центр не получал финансирования не из казны, не от спонсоров. Все осуществлялось за счет сборов самих участников центра.

В 1994 г. С. Н. Насекину на месте президента центра заменил Михаил Александрович Шамис.

После Михаила Александровича его пост занял Мотисон Арнольд Григорьевич. Именно под его руководством началось наиболее активное развитие интересов общины (1995 – 1997 гг. ).

Численность общины возросла до 70 – 75 человек.

С 1997 года начинается благотворительная деятельность центра. Община начала волонтерское движение по безвозмездной помощи инвалидам, одиноким и нуждающимся пенсионерам, ветеранам.

С этого же года благотворительную помощь центру начинает оказывать «JOINT». «JOINT» - объединенный распределительный комитет американских фондов помощи евреям, изначально оказывающий помощь евреям, пострадавшим от Первой Мировой войны, позже - еврейским общинам во всем мире. Основная материальная база – это контрибуции с ФРГ за угнетение и истребление еврейского народа.

Помимо поддержки, оказываемой всей еврейской диаспоре в Чувашии, «JOINT» помогает всем евреям, пострадавшим во Второй Мировой войне (узники концлагерей, репрессированные, сосланные и т. д. ) материально, а также по многим программам:

  • продуктовая программа: продуктовые наборы, питание в столовой;
  • медицинская программа: операции, зубопротезирование, очки, льготные лекарства;
  • программа помощь ветеранам: ветеранам оказывается материальная помощь;
  • помощь детям;
  • помощь в ремонте;
  • ряд других направлений.

Вообще «JOINT» развернул свою работу в Советской России После Октябрьской революции, а затем продолжил и в СССР. В 1939 году деятельность «JOINT» в СССР была вынужденно прекращена. Спустя 50 лет «JOINT» снова пришел на помощь евреям СССР–СНГ, используя новые возможности для восстановления еврейской жизни в условиях демократических преобразований.

В 1997 году председателем общины стал Макс Менделевич Шерц. Он совместно с активом сумел расширить деятельность общины. Регулярно стали проводиться исторические и религиозные праздники с приглашением гостей из других национально-культурных центров, концерты на еврейские сюжеты на еврейских языках идиш и иврит, успешно продолжали работу детская воскресная школа и молодежный клуб, клуб «Шалом» для взрослых.

Таким образом, Еврейский Культурный Центр просуществовал до 1999 г.

В 1999 году была зарегистрирована религиозная группа «Еврейская община», основной задачей которой является изучение Торы – еврейской Библии, проведение святого для всех евреев дня «Шабат», на который привлекаются мужчины всех возрастов – это большой стимул для общения.

В общину вливалось все больше евреев и полукровок, чему способствовала миролюбивая атмосфера. Большую роль в этом сыграла и политика толерантности, установленная в Республике ее президентом Николаем Васильевичем Федоровым, помощь министерства культуры, а также отдела по делам национальностей в вопросах финансирования, установление тесных связей и широких контактов с другими национальными общинами, организация на радио и телевидении круглых столов по программе «Радуга».

Винокур Иосиф Лазаревич

В этом же году после тяжелой болезни и кончины председателя общины М. М. Шерца решением общего собрания новым председателем был избран Винокур Иосиф Лазаревич, кандидатура которого была поддержана и на других отчетных заседаниях общины.

Иосиф Лазаревич и по сей лень является председателем. А сейчас я бы хотела познакомить вас с историей жизни этого человека с поистине интересной судьбой.

Иосиф Лазаревич родился в крестьянской семье 2 мая 1931 г. в Белоруссии, Гродненской области, Свичлочском районе, в поселке «Новая жизнь».

С 1934 г. после смерти отца (отцу было 37 лет) мать в возрасте 33 лет с пятью детьми переезжает в город Пенза, где и прошло детство Иосифа. Отрочество совпало с периодом Великой Отечественной войны, которое он провел в основном в еврейской среде родных и близких друзей.

В 1949 г. он окончил школу и поступил на строительный факультет Пензенского Индустриального института, который окончил в 1955 году и получил направление на строительство в город Чебоксары.

В школьные и институтские годы увлекался боксом, часто принимал участие в зональных и других соревнованиях по первому разряду.

Трудовую деятельность начал в должности мастера в 1955 г. и уже с 1960 г. работал главным инженером строительного управления по возведению Чебоксарского Химического комбината и строительству г. Новочебоксарск.

С 1968 по 1991 гг. работал в должности главного инженера СМУ-101 по возведению панельного домостроения до выхода на пенсию.

За годы строительства активно участвовал в рационализаторской работе, имеет более пятидесяти авторских свидетельств, награжден медалью «Ветеран труда» и рядом других грамот.

Женат, воспитал двоих детей: сына и дочь. Имеет трех внуков.

В общественной и личной жизни поддерживал дружбу с евреями города, в основном из числа приезжих. Вступил в Еврейский культурный центр в 1993 г.

Уже так много сделано им для развития общины и, будем надеяться, он сделает еще важных и нужных дел для нее.

Во время его же председательства в соответствии с Федеральным Законом России «О национально-культурной автономии» № 74-ФЗ от 17 июня 1996 г. 5 мая 2000 г. Еврейский Культурный Центр Чувашской Республики по решению суда был реорганизован в <Чебоксарскую городскую национально-культурную автономию «Еврейская община»>.

20 июня 2000 года решением Министерства юстиции Российской Федерации и Чувашской Республики было зарегистрировано общественное объединение <Чебоксарская городская национально-культурная автономия «Еврейская община»>.

Таким образом, вся работа общины проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, Чувашской Республики и утвержденным Уставом общины. (В качестве справки) Национально-культурная автономия в Российской Федерации1 – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Община продолжила активное сотрудничество с фондом «JOINT» вплоть до 2004 года. К сожалению, после компания стала сокращать количество своих офисов в России, тем самым сокращая финансирование общин России, потому что, как ни странно и горько это не звучало, евреи, проживающие в США и Европе, считают, что еврейская диаспора России пострадала меньше в I и II Мировых войнах.

Начиная с 2000 по 2006 гг. широко проходила благотворительная работа, как в самой общине, так и с органами соцобеспечения, с детским домом на ул. Ашмарина и др. (сбор продуктов питания, детских вещей, книг и игрушек).

Еврейская община, как и другие общины г. Чебоксары ведет активное сотрудничество с Общественным Советом при МВД по Чувашии в целях совершенствования государственной политики в сфере межэтнических отношений. Вместе с национальными объединениями Совет имеет соглашение о выработке и осуществлении мер в следующих направлениях:

• соблюдение прав и свобод граждан (оказание помощи по вопросам нарушения прав и свобод граждан; содействие в реализации программ по сохранению этнических культур, языков и религий; разработка рекомендаций и методических пособий, подготовка законодательных предложений по улучшению социально-экономических и культурно-духовных потребностей этнических общностей и др. );

1. По Федеральному закону РФ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г.

• противодействие экстремизму, обеспечение законности и правопорядка (осуществление мер по предотвращению этноконфессиональных конфликтов; выпуск методических материалов по противодействию экстремизму; оказание содействия в раскрытии преступлений, розыске лиц и др. );

• духовно-просветительская деятельность (содействие в работе по воспитанию культуры межнационального общения с учетом толерантности, патриотизма и самобытности этнических общностей; воспитание у населения активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел; участие в работе Института культуры при Общественном Совете при МВД по Чувашии в целях формирования у сотрудников культуры, внедрения нравственных норм в их служебную деятельность и быт; проведение совместных заседаний, круглых столов, семинаров и др. ).

Что касается финансирования общины, то, несмотря на то что «JOINT» и сократил материальные вливания, помощь от фонда поступает по сей день. Сейчас действует медицинская программа, которая включает в себя зубопротезирование и льготные медицинские лекарства, а также программа супермаркет (продукты по набору), фонд помогает оплатить расходы на аренду помещений.

Ежегодно согласно Уставу община во главе с ее председателем проводит текущие собрания, отчетные – раз в два года. На собраниях поднимаются различные вопросы, касающиеся предстоящих изменений, утверждения очередного плана культурно-массовых мероприятий, выборов членов Правления и председателя ЧГНКА «ЕО» (согласно уставу председатель общины избирается ее участниками на два года) и др. На отчетных собраниях читается доклад о проделанной работе за два года.

Как было сказано ранее, община старается оказать посильную помощь ветеранам ВОВ. Так в 2005 г. в связи с 60-ой годовщиной Победы над фашизмом на заседании Совета РОЕОЧ было предложено оказать материальную денежную помощь из гранта ФЕОР ветеранам ВОВ и единогласно поддержано членами Совета.

Каждый год община проводит различные мероприятия и праздники, такие как Рош-Ашона (еврейский Новый год), Ханука (праздник света), Пейсах (праздник свободы, радости, весны). Финансовую помощь оказывает Министерство культуры Чувашской Республики, а также спонсоры. Если праздник национально-еврейский, это не значит, что он не доступен для людей другой национальности или религии. Отнюдь нет! Из года в год наряду с постоянными членами общины в торжествах принимают участие и новые лица, изъявившие желание вступить в общину, и приглашенные, и участники других различных общин. За одним столом собираются и евреи, и татары, и чуваши, и русские, и армяне и многие другие. Община открыта для всех и рада встретить любого.

Община ведет активное сотрудничество с министерствами Чувашской Республики. От имени всей Еврейской автономии ее председатель Иосиф Лазаревич поздравляет министров с праздниками, как русскими, так и национальными еврейскими, на что получает ответные поздравления и пожелания.

Праздники не остаются незамеченными и в средствах массовой информации. Газета «Советская Чувашия» не забывает поздравлять еврейскую диаспору г. Чебоксары с наступлением Нового года от сотворения мира – Рош-Ашона. А 4 ноября 2006 года вышла статья «В такой среде хочется жить». Президент Чувашии Николай Федоров встретился с представителями общественности за «круглым столом» в Чувашском национальном музее по случаю Дня народного единства. « В Чувашии происходит взаимообогащение

1 Годовой бюджет по разным программам от спонсора «JOINT» в приложении.

2 Протокол № 7 заседания Совета РОЕОЧ от 05. 05. 2005 г. в приложении.

3 План культурно-массовых мероприятий на 2008-2009 гг. по Чебоксарской еврейской общине в приложении национальных культур. Вот несколько примеров. В Минюсте республики зарегистрировано более 1600 общественных организаций. Заметную роль играют национально-культурные центры и объединения. За десятилетие их количество выросло в три раза, теперь их 21. Они объединили представителей 11 национальностей. Одинаково массовыми стали праздники: чувашский «Акатуй», татарский «Сабантуй», мордовский «Арта», еврейский «Рош-Хашана», марийский «Пеледыш» и другие. Атмосфера взаимопонимания и терпимости стала визитной карточкой Чувашии как региона стабильной общественно-политической жизни, уважительного сосуществования разных религиозных концессий» Последней нотой стало высказывание председателя еврейской общины И. Л. Винокура: «В такой среде хочется жить».

Ежемесячно община получает различную литературу: газета «Еврейское слово» из Москвы, литературно-публицистический журнал «Лехаим», газета «Идуд хасадим», издаваемая благодаря помощи БФ «JOINT» при поддержке РЕК, КЕРООР и других благотворителей. Кроме того сама еврейская община имеет собственную библиотеку, которая содержит довольно большое число различной литературы о еврейской диаспоре, как на русском языке, так и на иврите (я говорю, что количество книг большое, потому что это действительно так; для Чувашии, к сожалению, и такая небогатая с первого взгляда библиотека – настоящее сокровище, ведь так сложно найти подобную литературу в библиотеках Республики).

Да, еще чуть не забыла сказать. Члену общины Дине Моисеевне Костинской удалось выпустить книгу «Евреи Чувашии», посвященную еврейской диаспоре в Республике, их заслугам и неоценимому вкладу в развитие промышленности, индустрии, культуры, медицины, науки и просвещения. Это необыкновенная удача, ведь до этого момента не было никакой литературы, посвященной этой теме.

Кроме того что члены общины отмечают все важные для евреев праздники, они еще и участвуют в общественной работе. Каждую весну все участники выезжают на субботники, посвящаемые уборке бесхозных могил. Ведь это так важно сейчас и было важно всегда, чтобы никто не был забыт.

Кстати, мысль «Никто не забыт, ничто не забыто» очень актуальна в среде общины. На стенах клуба висят статьи и вырезки из газет об участниках ВОВ, ветеранах, есть списки лиц, относящихся к еврейской национальности, погибших во время войны. Не забывают и о членах общины, на сегодняшний день ушедших от нас. Молодежь должна знать тех, кому она благодарна за светлое и мирное небо над головой.

Обучая молодежь, более старшее поколение, можно сказать, ведет ее по своим стопам: по стопам людей, не стесняющихся сказать, что они евреи, людей, знающих культуру, традиции и обычаи своего народа, помнящих и ценящих своих предков, а значит свое прошлое, у них за спиной многовековой, я бы даже сказала, многотысячелетний опыт еврейского народа, да, часто оказывающийся горьким, но опыт, значит, такие люди могут смело и без опаски смотреть в глаза судьбе, и значит, у этого народа есть будущее, светлое будущее на много и много веков вперед

Община была создана в 1993 г. До этого года ни в Чебоксарах, ни в самой Чувашии не существовало такого центра, где бы могла собираться еврейская диаспора, а значит, почти никто не знал друг друга, не было возможности общения. После же создания общины у людей появился стимул собираться вместе, чтобы обсудить проблемы, касающиеся всех. Теперь и культуру стали возрождать, и детей с ранних лет приучать к традициям и обычаям евреев. И школу воскресную открыли, и центры детский и взрослый. Теперь один за всех и все за одного, а не поодиночке, как раньше. Как говорится, вместе жить и веселее и легче.

Что же хотелось бы сказать? Конечно же, пожелать всяческих успехов в развитии общины, здоровья и благополучия всем ее членам. Следует признать, что ассимиляция и время резко меняет понятие еврейская община, и в тех городах, где нет условий восполнения еврейских семей, где нет знания родного языка – мамэ лошен (язык матери), будущего у еврейских общин нет, особенно, где отсутствуют синагога и раввин. Будем надеяться, что правительство и нашей Республики будет более внимательно относится к проблемам малых народов.

На этом мой рассказ заканчивается, а у Чебоксарского городского национально-культурного центра «Еврейская община», я надеюсь, все еще только впереди

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)