Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Факторы развития почерка учеников

Ко второму классу ученики уже владеют навыками письма. Но почерк у всех моих одноклассников разный, хотя учительница учила всех одинаково.

Нас заинтересовал вопрос, почему почерк у всех разный? Почему это происходит? Что повлияло на формирование почерка учащихся второго класса? В связи с этим темой исследовательской работы была выбрана следующая – «Зоркий глаз, твердая рука – вот основа для письма».

Объект исследования – учащиеся вторых классов гимназии.

Предмет исследования – факторы развития почерка учеников второго класса.

В основу исследования положена гипотеза: предположим, что красивый почерк учеников зависит от развития мелкой моторики руки.

Цель моей работы: определить, что влияет на почерк учащихся вторых классов и почему буквы выходят за границы «линий» и клеточек тетрадей. Для достижения цели перед нами были поставлены следующие задачи:

1. Определить какой рукой пишут одноклассники.

2. Провести эксперимент среди одноклассников, по выявлению ведущей руки.

3. Создать прибор «тестер».

4. Исследовать зрительную координацию и мелкую моторику двух рук учеников второго класса с помощью прибора.

5. Сделать выводы.

В ходе выполнения работы мы использовали методы работы:

1. Изучение литературы.

2. Эксперимент с учащимися 2 класса.

3. Эксперимент на основе прибора с одноклассниками.

4. Сравнение полученных результатов.

Тема на наш взгляд актуальна, так как она позволяет выявить, что же оказывает влияние на изменение почерка: ведущая рука, мелкая моторика или зрительная координация ученика.

Основная часть

1 этап – Определение «ведущей руки»

Каждая рука выполняет свои действия. Но если понаблюдать за людьми, можно увидеть, что одна рука осуществляет активное движение (чистка зубов, еда ложкой или вилкой, расчесывание), а другая удерживает предмет. Рука, выполняющая активное движение и называется ведущей рукой.

На этом этапе мы поставили две задачи:

1. Узнать какой рукой пишут ученики 2А.

2. Определить, все ли ученики второго класса пишут своей ведущей рукой, нет ли переученных учеников (с левой руки на правую).

На уроках во 2А я провел наблюдения и определил, что правой рукой пишут 22 ученика, а левой 2. Для решения второй задачи (переучены ученики или нет), я использовал 2 теста: «Замок» и «Поза Наполеона». Тест «замок» заключается в следующем: необходимо быстро, без подготовки сложить руки в замок (переплести пальцы). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей – левой.

Тест «поза Наполеона» - складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

Все эксперименты я проводил с учениками 2А класса. По результатам тестирования оказалось, что из 22 правшей 4 ученика (Денис, Полина К. , Родион, Влад С. ) переучены с левой руки на правую.

Вывод: Эти 4 ученика испытывают трудности при написании (у них не очень красивый почерк).

2 этап – «Выход за границы линий и клеток в тетради»

На этом этапе мы решили определить, почему многие ученики не попадают в «строчку» или «клеточку».

Для этого создали прибор «Тестер», который поможет исследовать моторику ведущей руки и зрительно-моторную координацию. Если коснешься кольцом «дорожки» загорается лампочка. Поэтому в исследовании я наблюдал и записывал в таблицу, сколько раз ребята коснулись «дорожки». Ребята проходили исследование на приборе отдельно каждой рукой.

Правила пользования прибором:

- вести ручку с кольцом по «дорожке» не отрывая руки от начала дорожки и до конца;

- ручку с кольцом держать посередине.

Результаты тестирования на приборе представлены.

№ ФИ Левая рука Правая рука Ведущая рука

2 Еременко Аня 7 0 правая

3 Зиновая Оля 22 10 правая

4 Зиутдинова Валерия 23 2 правая

5 Егорова Маша 19 0 правая

6 Кравцова Полина 15 12 правая

7 Горшкова Ксения 7 20 левая

8 Арвинти Родион 20 12 правая

9 Дергунова Яна 33 0 правая

10 Ткаченко Настя 17 7 правая

11 Светличный Илья 2 12 левая

12 Шарапова Александра 12 6 правая

13 Реверук Софья 4 0 правая

14 Шиляев Владислав 20 10 правая

15 Петровская Александра 23 10 правая

16 Клевайчук Александр 20 15 правая

17 Солтыс Владислав 21 23 правая

18 Чистяков Игорь 15 7 правая

По результатам исследования из 18 человек:

Справились – 6 человек (0-2 сигнала лампочки)

Сделали ошибки (от 3 до 7 сигналов) - 4 человека

Трудности (более 12 сигналов) – 5 человек (из них четыре переученных левши), 3 ученика имеют нарушения зрения.

Прибор «Тестер» помог узнать:

1. Если есть нарушения зрения, то ошибок допускается больше.

2. Качество выполнения не зависит от ведущей руки.

Заключение

В результате проведенных экспериментов нам удалось полностью подтвердить выдвинутую гипотезу:

- в классе 4 переученных ученика с левой руки на правую, поэтому они испытывают трудности при написании;

- результаты исследования подтвердили, аккуратность написания букв зависит от развития мелкой моторики руки и состояния зрения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)