Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Фантастика Ника Перумова

Фантастика

Современная фантастика – чтение, которое привлекает современную молодежь. Чем? Может быть тем, что фантастика популяризирует науки, дает философский и социальный анализ реальности, развлекает, позволяет заглянуть в будущее, а может быть, своими особыми видовыми законами?

«В чем секрет ее популярности среди молодежи?» - этот вопрос стал для меня ключевым при написании исследовательской работы «Современная фантастика, и ее восприятие молодежью».

Чем привлекает молодое поколение фантастика Ника Перумова.

Популярность жанра

Чтение начинается с интереса и понимания того, о чем ты читаешь. Ведь книга – это целый мир красок, событий, историй! Молодежь зачастую избирает для чтения детективы, фантастику. Чем это объяснить? Для того чтобы говорить конкретно, я буду ссылаться на результаты регионального опроса в городе Майкопе. Опрос касался литературных предпочтений молодежи. Каков результат? «Девушки читают «женские и любовные романы» (неважно будь то заграничная Бертрис Смол или наша Екатерина Вильмонт), «женские детективы» (Д. Донцова, Т. Устинова, А. Маринина, Т. Полякова) и женские журналы. Юноши – фантастику В. Головачева, Н. Перумова, Н. Желязны, А. Белянина, «мужские детективы и журналы «компьютерно – автомобильной» тематики. В целом исследователи установили следующий рейтинг жанров и тем художественной литературы»:

№ Мальчики Девочки

1 Фантастика, фэнтези «романы для девочек», «женские романы»

2 приключения Современная проблемно – психологическая повесть о подростках

3 детектив детектив

В своей работе я задалась целью ответить на вопрос: «Чем же привлекает молодое поколение фантастика?» Именно поэтому объектом моего исследования стало творчество Николая Даниловича Перумова – одного из моих любимых, современных писателей. За 11 лет из-под его пера вышла 21 книга общим тиражом более четырех миллионов экземпляров, что является рекордом для жанра фэнтези. (3) Из этого следует, что этот жанр сейчас необычайно популярен.

Я попыталась проанализировать его фантастическую повесть «Странствия мага» (4), с точки зрения того, что привлекает молодежь в творчестве Н. Перумова.

Своими размышлениями и результатами я готова поделиться на страницах своей исследовательской работы.

Мировоззренческий аспект творчества Ника Перумова

«Фантастика – средство художественной изобразительности, основанное на использовании явно недействительных, невероятных сочетаний. Фантастика используется как средство выявления каких-либо скрытых в действительности качеств, вызывает вполне правдоподобные реакции персонажей, запечатлевает то, что имеется в реальности, причем необязательно тот или иной факт, а иногда чувство, мироощущение». Существует ряд традиционных жанровых форм фантастической образности: сказка, басня, утопия. Именно в этом жанре творит Николай Перумов. Сам он себя называет сказочник, рассказчик.

О своем творчестве, он говорит так: «мои герои верят в справедливость силы, в то, что человек, Бог или маг будут убивать не ради денег, славы или женщин, а ради высшей справедливой цели. Это жестокая философия – философия тьмы: естественный отбор всегда прав, выживает сильнейший», но при этом он подчеркивает: «это философия моих героев, а не моя».

Продолжая разговор о религиозно – философском аспекте своего творчества, Ник Перумов продолжает: «В вопросах религии наши позиции абсолютно расходятся. Я – антихристианин, считающий христианство – религией рабов. Свободы надо добиваться мечом. Как Спартак, не веривший в загробное воздаяние и ставший героем. Не верили в христианство и мои любимые поэты Китс, Байрон, Блейк. Христианство противоречиво. Каждый выбирает из него то, что его устраивает. Воины, которые шли на Куликово поле с благословением Сергея Радонежского, - разве они не грешники? Один из наиболее почитаемых на Руси святых, Александр Невский, достаточно не гуманно обошелся с псами-рыцарями Я с трудом могу представить общество, способное хоть к минимальному выживанию, если оно следует принципу «возлюби врага своего». Вряд ли посещение Дахау и Бухенвальда может вызвать христианское чувство всепрощения к «жертвам» Нюрнберга. Я действительно не принадлежу к христианской конфессии, мне ближе пантеизм Шелли, считавшего, что вся природа населена бесчисленным сонмом стихийных духов. Монотеизм меня привлекает больше как предмет для литературного исследования.

Мне больше импонирует суровая вера наших предков, которые хоть и совершали кровавые деяния, но никогда не смогли бы додуматься до таких вещей как, орден иезуитов или газават. Или до налогов, взимаемых до всех «неверных», или до того, чтобы

Cчитать женщину существом греховным, второго сорта. Да. Где-то иду в разрез и, наверное, поэтому никогда не пробовал писать так называемую славянскую фэнтези. Это, конечно, вполне условный термин. Я начинал работать в северной традиции, мне были очень близки скандинавские боги, их мрачная обреченность, предчувствие неизбежного конца света, или, как его иначе называют в мифах – Рагнадари, и такой вот стоицизм богов, которые знают, что они падут. И, тем не менее, будут держаться до последнего».

Безусловно, философско-религиозные или «антирелигиозные» воззрения писателя пронизывают все его творчество.

Особенности фантастической повести Ника Перумова «Странствия мага»

Фантастика – это литература, а литература обращается к человеку, к его сердцу, уму, воображению. У Н. Перумова свой путь в фантастической литературе: он не просо стремится завлечь, позабавить читателя, а сказать что-то очень важное.

Обратимся к тому первому фантастической повести Н. Перумова «Странствия мага». Философско-мировоззренческая позиция автора определяет основной конфликт книги – противоборство главных героев – Фесса, Сугутора и Прадда с теми, кто представляет собой «условную» инквизицию - с преподобными отцами. Но мы не можем сказать, что автор переносит нас в средневековье. Нет, мир Перумова – это чистейшая фантастика, иллюзия, совершенно иной мир, вымышленный, выстраданный автором. Мир повести метафоричен, но ее смысл является отзвуком отнюдь не фантастических проблем: в центре внимания автора - борьба Добра и Зла (это модель состояния современного мира).

Более того, автор задает очень важный вопрос: «Как надо бороться со злом?» Но открытого ответа он не дает (здесь мы сталкиваемся с «эффектом незавершенности»). Это первый и очень важный шаг писателя в сторону молодежи, в сторону самостоятельности их мышления и суждения.

Замысел автора и его главный герой

Право «приоткрыть завесу» своего замысла автор предоставляет любимому герою Фессу: он поставлен в ситуации, испытывающие зрелость и бескомпромиссность его жизненной позиции: «ради высшей, справедливой цели его герои, даже зная, что они падут, будут держаться до последнего!». Стоицизм – это внутренний стержень его5 персонажей.

А каков сам главный герой? «Фесс, молодой воин и волшебник, рожден вдалеке от плоти того мира, где ему пришлось сражаться. Он происходил из загадочной Долины магов. Но вскоре ему прискучила размеренная жизнь Долины, и он покинул родной мир, сделавшись воином и прознатчиком».

Интересно, что автор не дает целостного описания его внешности. Внешний облик героя складывается постепенно в процессе чтения: из кратких зарисовок мы представляем воина с белыми, почти седыми, волосами, не сочетающимися с его молодостью.

Что еще мы можем о нем сказать? Главное действующее лицо - герой, который «не отступит, даже если знает, что сегодня победа ему не сопутствует». Он упорно двигается вперед и вперед, не обращая внимания на потери или неудачи. Все прошедшее твердо живет в его памяти: если берется припоминать былое, то пытается анализировать его, стараясь учиться на своих ошибках. Он способен распознать любую опасность, грозящую уничтожением и истреблением, и наделен магической силой и невероятным упорством.

К слову сказать, пресвятые отцы первыми начали гонения на Фесса. Инквизиция в книге Н. Перумова проповедует средневековую мораль, «коварный» гуманизм: она пытается подчинить людей довольно жестокими методами, а именно: истреблением. Фесс выбирает свой путь и ни в коем случае не собирается подчиняться чьей-то воле. В результате, Инквизиция, Церковь, сообщество Белых магов и Фесс становятся непримиримыми врагами. Но он сильная личность, считает, что сам способен сделать правильный выбор. Может быть, его еще отпугивает навязчивость инквизиторов. Фесс молод, он рано познал, что такое самостоятельность, конечно, как все молодые люди, он будет поступать наоборот. В этом его можно понять. Я думаю, что молодежи такая сопротивляемость понятна.

Он профессиональный воин: гибок, быстр, силен. С точки зрения выносливости и физической силы, он весьма хорошо подготовлен. В бою не знает пощады. Очень ценит оружие. Не хочет лишний раз «марать» меч о предателей. Бой для него - привычное дело, на победу он «бросает» все силы. Смысл его жизни – это борьба. Он понимает, чтобы добиться своей цели, нужно пройти через падения и взлеты, и готов противостоять всему, что встанет у него на пути. Я думаю, что такой целеустремленный, внутренне сдержанный, но безудержно храбрый персонаж отстаивает право быть самим собой и идти по жизни не проторенными дорожками, а своим собственным путем. А это весьма

Привлекательная черта, и ее непременно оценит молодежь.

Интересен еще одон момент – его герой живет в «двоемирии»: «мире Мыслей» и «мире Жизни». Первый мир - это его внутреннее « Я - совесть». В этом мире он пребывает только в самые трудные минуты, когда нужен совет, поддержка, наставление: «так что же ты медлишь, маг Неясыть? Ты не отступал перед упокоенными, перед костяными драконами и прочей нечистью, Ты выдержал безумную схватку – чего же ты ждешь теперь? Или может вести от своего учителя? Ты медлишь, Неясыть. Может быть, ты вновь, в который уже раз, вспоминаешь страшную судьбу того города?» Этот монолог звучит перед важным решением, которое надо принять: переступить или не переступить границы чужого Леса, чужого Дома.

Его размышления иногда приобретают философский звучание: «То, что случилось, - зло, зло в чистом виде. Я не могу доказать это логически, но я знаю непоколебимо твердо – нельзя побеждать врага такой ценой». Эти мысли, по сути своей, очень глубокие, они касаются не только главного героя, а носят характер общечеловеческого, вселенского масштаба, и, именно они, по моему мнению, содержат ответ на вопрос: как бороться со злом? «Зло – в каждом из нас, оно в сердцах, душах и поступках, оно – не ужасного вида скелет на громадном троне, каким его рисуют порой на гравюрах. Оно незримо и неосязаемо. Его нельзя победить раз и навсегда, ему надо противостоять каждый день» В них – ключ к решению многих проблем. Это жизненно важные моменты повести, именно они привлекают внимание читателя, особенно молодого.

А вот в «мире Жизни» главный герой действует, борется, совершает подвиги каждодневно. В этом мире Фесс другой, «живой»: он не только совершает подвиги, а порой неприглядные поступки. Я предлагаю обратиться к одному из эпизодов книги «Странствия мага»: эльф и герои в опасности Некромант дает свое нерушимое слово и нарушает его. Впервые в истории некромантии не выполняется обещанное. Неясыти приходится лишить жизни эльфа, которому он «дал слово своей защиты». Но это был единственный и последний шанс на спасение. И им воспользовались. В результате Фесс одержал победу, но какой ценой? Он, можно сказать, предал человека, которому дал наивысшую клятву своего искусства. «Жизненность» ситуации и поступка героя делает его интересным: чужие оплошности и ошибки чаще всего привлекают внимание.

«Живая» природа и главный герой

Особого внимания в повести, на мой взгляд, заслуживает мир «живой» природы

(хотя его автор использует не так часто) – постоянно меняющийся и вместе с тем вечный. Роль его такова: он всегда соотносится или с состоянием героя, или «сопровождает» какие-либо события. Причем, изображаемая автором природа максимально приближена к реальной, и только в некоторых моментах автором вводятся элементы фантастики. Но она всегда у Ника Перумова метафорична: «вечные снега», «неприступные скалы», «великий лес», «исполинские кедры», «дремучая древняя злоба». Это придает некую величественность повествованию в целом и главному герою в частности (а это соотносится не только с идейной направленностью повести, но и подчеркивает значимость главного героя).

Я бы отметила еще немаловажную деталь: в пейзаже автор «запечатлевает» внутреннюю энергетику, соотносимую с жизненной силой героев, готовых к борьбе: «ветки упирались в склоны, вонзались в них, точно копья в тело врага» или «деревья стояли молчаливыми рядами, словно готовое к бою войско. » (это почти ван - гоговский живой пейзаж, только более мрачный, локальный) - психологизм повести налицо.

Иногда пейзаж «оживает». В моменты эмоционального напряжения героя природа, словно наблюдает за происходящим, сопереживает герою. «И Фессу все сильнее казалось, что лес сейчас смотрит на него мириадами глаз, не принадлежащих в отдельности никакому живому существу – ни наделенному плотью, ни лишенному её. Буквально смотрит каждым листом, каждой иголкой на ветвях, каждой чешуйкой коры, каждым торчащим из земли корнем, каждым живым существом в своих пределах – причем существо даже не догадывается, что кто-то иной, неизмеримо более могучий, использует его сейчас просто как еще одну пару глаз». Я не могу сказать, что автор использует олицетворения. Нет, в этом отрывке природа оживает в буквальном смысле. Здесь используются повторения, что усиливает напряженность эмоционального состояния героя.

Природа выступает даже в качестве «сотоварища»: оказывает сопротивление врагу в буквальном смысле: «лес изменился, стал еще гуще, неприступнее, враждебнее. Наваленные тут и там деревья казались специально возведенными преградами – острые сучья, словно копья, смотрели на восток, откуда мог появиться враг. Узкая тропка, похоже, сама по себе была наделена какой-то магией – она словно бы исчезала за спинами путников. Найти дорогу назад, они бы уже не смогли».

«Временная позиция» второстепенных персонажей, «динамичный» сюжет и построение повести – «приманка» для молодежи.

Автор повести зарекомендовал себя небывалым фантастом: придуманные им существа - второстепенные персонажи «кишмя кишат». Почти все они занимают «временную позицию»: им свойственно появляться и исчезать. Но между тем, с ними связаны захватывающие истории. Например, в первой главе:

- маг и видение о будущем;

-эльф и его история (бегство, встреча с главными героями, две схватки);

- преследователи и их козни»;

- чудовища и бой с ними.

Они не только оттеняют и дополняют образ главного героя, но и вносят разнообразие в сюжет, способствуют скоротечному его развитию. Такой сюжет, на мой взгляд, можно охарактеризовать как «динамичный». Любая глава книги рассматривается как отдельное самостоятельное произведение, поскольку наполнена бесчисленным количеством событий. Например, в первой главе рассказана история жизни эльфа до сего момента, путь Фесса по чужим владениям. Во второй - ситуация накалена до предела - жизнь всех персонажей буквально на волоске. В третьей участвуют уже совершенно другие персонажи, и с ними происходят другие истории. Такая динамичность присуща не только этой книге Николая Перумова. и является, на мой взгляд, отражением современного ритма жизни. Социологи отмечают, что жизнь 21 века ускорилась в несколько раз по сравнению с прошлым веком. Такой ритм соотносится с образом жизни молодежи, и книга, несомненно, в этом смысле современна.

И эта особенность, в свою очередь, определяет построение повести.

Книга состоит из 4 глав 4 интерлюдий. Интерлюдия – это небольшой связующий фрагмент между основными частями произведения. Интересны названия интерлюдий: «Пока гром не грянул», «След видящей», «Темная дорога», «Гончая архимага» - они интригуют, привлекают. Примечательно, что в каждой книге имеется зачин, который выделяется как отдельная глава. В нем – краткое содержание предыдущей книги. Каждая книга заканчивается фразой, за которой видится продолжение.

Все это, безусловно, является своего рода «приманкой» для молодежи, ведь книгу можно читать с «любого листа»: перевернешь страницу и история продолжится.

«Модель молодежного чтения»

Для более убедительной аргументации своих изысканий мне хочется обратиться к размышлениям Натальи Анатольевны Борисенко, кфн, ведущему научному сотруднику

Психологического института РАО. Она размышляет по поводу читательских предпочтений родителей и детей, имея в виду фантастику: «родителей невозможно было оторвать от Жюля Верна, а детей не заставишь прочесть «детей капитана Гранта» даже в адаптированном виде. Тот факт, что из массового чтения уходит классическая приключенческая объемная литература (Дюма, Май Рид, Купер, Жюль Верн), психологи, социологи, педагоги объясняют это следующими причинами: современный ребенок представляет собой носителя какой-то совершенно новой – визуальной, «мозаично – клиповой» культуры, требующей постоянной смены движения, в которой нет времени для замедленного чтения, требуемой литературой классической. Для этой культуры важны не описания, порой растянутые на несколько десятков страниц, а важна быстрая смена декораций, приближенная к мультфильмам и компьютерным играм. Отсюда – любовь к комиксам у младших подростков, тяга к чисто развлекательной и остросюжетной литературе, бумажным «кинороманам» - у средних и старших. Иногда, впрочем, происходит «химическое соединение» особенностей, присущих чтению разных поколений. Случаи, когда ребенок читает то, что хотят его родители, или когда есть в доме старые книги, отражающие прежние реалии жизни и прежние модели поведения, не так уж и редки. Подростки стали относиться к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации». Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче традиции освоения литературной культуры. Утверждается «новая модель» молодежного чтения. И эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя как «человека читающего» Поэтому нынешняя литература, можно сказать, ставит свои рамки и условия в написании произведений. Этой модели, на мой взгляд, соответствует произведение Перумова «Странствия мага»:

- обостренный до предела конфликт;

- бескомпромиссные, целеустремленные, сильные во всех отношениях главные герои;

- «живая» природа;

- множество второстепенных персонажей;

- «динамичный» сюжет;

- эпический характер, масштабность, глобальность: повесть охватывает

10 пространство «от горизонта до горизонта»;

- убыстренный до предела темп.

Эти составляющие, на мой взгляд, делают привлекательной как фантастическую повесть «Странствия мага», так и другие книги Перумова для молодежи.

Обостренный до предела конфликт, бескомпромиссные, целеустремленные, сильные во всех отношениях главные герои; «живая» природа; множество второстепенных персонажей; «динамичный» сюжет; эпический характер, масштабность, глобальность: повесть охватывает пространство «от горизонта до горизонта»; убыстренный до предела темп – все это привлекает внимание: «Читайте!». Молодежь начинает понимать, как надо жить, не из нравоучений, а из самого хода событий повести.

Проделанная работа важна, на мой взгляд, с точки зрения изучения читательских интересов и выявления особенностей молодежного чтения.

В перспективе я предполагаю продолжить исследование по теме «Современная фантастика и молодежь» на примере произведений других авторов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)