Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Феноменальное восхождение к мировой славе куклы Barbie

Барби - кукла, ставшая одним из символов двадцатого столетия - продолжает свой путь в двадцать первом веке, меняясь, но не изменяя себе, покоряя все новые сердца. Она всегда была такой: красивой, динамичной, не отстающей от моды и иногда даже опережающей ее. Более противоречивой игрушки история не знает: противники Барби не устают рассказывать о неправильных пропорциях ее тела и губительных последствиях игры с ней, а поклонники любуются красотой любимой куклы, которая приносит им радость и вдохновение. Для кого-то она - олицетворение неуемной жажды потребления (ведь для нее выпускаются тысячи различных аксессуаров и роскошной одежды!), а для кого-то она - воплощенная красота и любовь к жизни, кого-то эта кукла побуждает к творчеству, а кого-то вообще не интересует. И, наверное, будут правы те, кто скажет: <<Ведь если эта кукла всем не дает покоя почти полвека, значит, что-то в ней есть.>>

Девочки с удовольствием играют с куклой, шьют ей наряды, на праздники любимой игрушки приносят кукол с собой, но многие из них не могут ответить на вопрос, кто придумал Барби, кто у неё друзья. ( из 72 опрошенных учениц в возрасте 7-12 лет, никто не знает истории возникновения куклы и только 20 - знают имена друзей куклы, членов семьи).

В феврале 2009 г. Барби << встретит>> свой пятидесятилетний юбилей.

Barbie: История звезды

"Мама" знаменитой куклы - американка Рут Хэндлер, <<отец>> Барби был художник-дизайнер Джек Риан, придавший кукле внешний вид известной киноактрисы Кони Стивенс. Полное имя куклы Барби - Барбара Миллисент Робертс. Она родилась в Виллоус, Висконсин, США

Рут и ее муж Эллиот в середине сороковых годов прошлого столетия открыли фирму "Mattel". Дочь Хэндлеров Барбара, как и все девочки, любила возиться с куклами. Тогда были особенно популярны так называемые fashion dolls - плоские картонные фигурки куклы-манекенщицы, которую можно было одевать в наряды, вырезанные из плотной бумаги. Их выпускала и компания "Mattel".

В начале 50-х наблюдая за дочкой, мать задумалась. А что, если, сохранив принцип множественных нарядов, создать принципиально новую куклу - объемную и, при этом, сделать ее не девочкой-сверстницей, а молодой девушкой постарше, чтобы она стала для маленьких будущих женщин не просто объектом игры, но и чем-то большим. Научила бы правильно одеваться, следить за собой, привила бы необходимые навыки поведения и социальные стереотипы- что умная мама и сделала. Кукла Барби, названная в честь дочери, представляла собой молодую американку - чистую, открытую и оптимистичную, но в то же время привлекательную. В 1958 году Барби запатентовали. Отныне и навеки кукле полагалось быть длинноногой, стройной, привлекательной и в меру "фигуристой". Благодаря Барби, по версии журнала Forbes, скромная фирма игрушек за пять лет вошла в список 500 крупнейших компаний мира. Дебют Барби состоялся в феврале 1959 года на ежегодной нью-йоркской ярмарке детских игрушек.

Золотоносная дебютантка

У первой Барби был модный макияж и причёска конца 1950-х - конский хвост. Алые ногти, ярко подведённые глаза, набор самых дорогих парижских платьев и профессия манекенщицы. У нее в ушах были перламутровые сережки, на ногах - открытые босоножки на каблуке, а одета она была в черно-белый полосатый купальник и существенно отличалась от той изящной девушки, которая нам знакома сегодня. Вид у Барби был скорее восточный: большие чёрные брови, пухлые губки и раскосые глаза. Рост <<новорожденной>> был 29 см, вес 135 г. Первая же выставка кукол в Нью-Йорке показала, что создатели куклы несколько перестарались. Она была слишком богатой девушкой, чтобы привлечь к себе покупателей. Нужно отдать должное фирме <>, которая быстро исправила свою ошибку, и уже через год Барби стала одеваться, как все красивые американские девушки со средним достатком. Создательница куклы, Рут Хэндлер, ждала, что появление куклы на ярмарке произведет сенсацию. Предчувствие ее не обмануло, Барби действительно вызвала сенсацию, только реакция публики была скорее отрицательной, нежели положительной. Посетителей ярмарки шокировала явная взрослость красавицы и то, что она не была похожа на обычных кукол. Кроме того, многим не понравилось официальное название куклы - <<Барби - тинэйджер-модель>> (Barbie Teenage Fashion Model), недвусмысленно намекавшее на то, что эта игрушка стимулирует мечты девочек о профессиональной карьере, что было весьма далеко от традиционного представления о роли женщины в американском обществе того времени - прежде всего жены и матери. Рут провела довольно дорогое маркетинговое исследование отношения к игрушке потенциальных потребителей - девочек и их матерей. Выяснилось, что всем девочкам Барби очень понравилась, в то время как большинство матерей отнеслись к игрушке с неприязнью. Но тут случилось чудо: те немногие торговцы, которые на свой страх и риск приобрели Барби, стали сообщать, что кукла пошла у покупателей нарасхват. Консервативные родители были вынуждены уступить своим настойчивым дочерям, влюбившимся в Барби с первого взгляда. Фирма "Mattel" рассказала стране о своей кукле при помощи телевизионной рекламы, и вокруг куклы начался ажиотаж. Страну охватила Барбимания, и скоро магазины уже боролись за право продавать белокурую красавицу в умопомрачительных туалетах. У "Mattel" не хватало производственных мощностей, чтобы полностью удовлетворить спрос потребителей. <<На днях на прилавках магазинов Америки появилась невиданная игрушка: кукла, похожая не на ребенка, а на девушку. Новинка так понравилась покупателям, что в некоторых городах магазины брали штурмом. Были даже увечья.>> - так ознаменовала рождение куклы Барби влиятельная газета "Вашингтон пост" 12 сентября 1960 г.

Заказов на Барби поступало столько, что фирма поначалу даже не могла удовлетворить спрос на куклу! Более 350 тыс. кукол было продано в первый же год. С этого времени началось триумфальное шествие Барби по странам и континентам. Она и сама изменялась. Усовершенствовалась конструкция куклы - в конце 60-х у неё стали сгибаться руки и ноги. А в 1967 г. Барби утратила азиатские черты лица.

В том же году фирма-производитель провела чрезвычайно удачную рекламную кампанию: она стала бесплатно менять старые куклы на новые. Поменяв десятки тысяч старых кукол, фирма получила сотни тысяч потенциальных покупателей. Так началась эпоха, которую в каком-то смысле можно назвать <<эпохой Барби>>.

К 1961 году Барби стала абсолютным бестселлером среди "кукол-модниц" всех времен. И неудивительно - ведь кукла появилась на свет именно тогда, когда в мире стала пересматриваться социальная роль женщины, когда умами и сердцами людей завладела изысканность и утонченность высокой моды.

<<Семья>> Барби

Барби недолго была одна - в 1961 году у Барби появился друг Кен. (Правда, в 1968 году его выпуск был временно остановлен, чтобы не волновать общественность вопросом, чем занимается Кен, когда его страна воюет во Вьетнаме. ) В 1963 году была создана лучшая подруга Барби - Мидж, у которой в 1964 году тоже появился дружок -Алан, а в 1964 - сестренка Скиппер. В те же годы Барби получила множество друзей и родственников: кузину из Великобритании Фрэнси, близнецов Тода и Тутти. Сейчас у Барби есть уже не один десяток родственников и друзей. Вместе с самой Барби, ее семья и окружение насчитывают более 70 членов - это сестры, братья, кузены и кузины, друзья и друзья друзей. А с недавнего времени у Барби появились дедушка и бабушка - симпатичные пожилые куклы, обе с "настоящими" прошитыми седыми волосами. Многие из кукол Mattel были названы в честь детей, внуков и других членов семьи - сына четы Хэндлер звали Кеном, а внуков - Стейси, Тодд и Шерил.

Время испытаний

Компании "Mattel " приходится не только обеспечивать безоблачную юность Барби, но и бдительно охранять ее девичью честь. Например, в 2001 году в ряде американских и мировых СМИ прошла волна статей, авторы которых били тревогу: игра с худосочной куклой чаще всего оборачивается подражанием ей, а это грозит проблемами со здоровьем. "Многие девушки считают: чтобы иметь друзей, работу и пользоваться вниманием общества, необходимо быть похожей на куклу Барби,- писала влиятельная газета USA Today. Увлечение на первый взгляд совершенно безобидной куклой превращалась для целых стран в проблему государственного масштаба! Само её появление спровоцировало возникновение новой болезни, которую впоследствии так и назвали <<синдром Барби>>. Суть её в том, что десятки тысяч девочек, девушек и женщин во всём мире живут в постоянном страхе оттого, что они не такие, как Барби. Пытаясь соответствовать своему идеалу, они садятся на голодные диеты, гробят своё здоровье и природную красоту, становясь постоянными клиентками пластических хирургов.

Самой яркой иллюстрацией этого стала история Синди Джексон, имя которой также занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Она является человеком, подвергнувшим себя рекордному числу пластических операций. Их в биографии Синди двадцать две! Мотивацией таких неслыханных самоистязаний стали маниакальные наклонности её супруга - он оказался яростным фанатом куклы Барби и очень комплексовал, что внешность его супруги не столь идеальна.

История Барби вообще полна увлекательных сюжетов. В середине 80-х в США один молодой человек пробрался ночью в магазин игрушек и искромсал ножом десятки кукол. Свой поступок он объяснил глубокой обидой на то, что у него никогда не будет такой девушки.

Появление каждой новой модели Барби в Америке сопровождается либо массовым экстазом, если кукла нравится народу, либо акциями публичного протеста, если в ней что-то не так. На Ближний Восток Барби завозят огромными партиями контрабандой, поскольку мусульманские традиции не терпят подобной фривольности. В Британии однажды пытались бороться с Барби-истерией: произвели её подмену куклами местного производства, более скромными внешне и сдержанными в запросах. Но процент реализации этих скромниц был близок к нулю.

В самой истории Барби не обошлось без неприятных моментов. В 1993 году в продаже появилась Барби "Teen Talk", произносящая такие фразы, как "Математика - это очень трудно", "У нас будет достаточно одежды?", "Мне нравится шоппинг", "Давайте устроим пицца-вечеринку!". Эта кукла вызвала бурную негативную реакцию со стороны покупателей, так как она формировала образ "глупенькой девушки-пустышки" и преподавала явно не лучший урок жизненных устремлений девочкам, которые с ней играли. "

Триумфальное шествие куклы

Трудности не помешали Барби стать звездой мирового масштаба. Фирма "Mattel" выпускала кукол Барби разных национальностей, одетых в народные костюмы, и "учила" игрушку говорить на разных языках. В 1997 году с конвейера сошла первая русская Барби в национальном костюме и нарядном кокошнике. Сейчас куклу выпускают в 150 странах мира. Внешность куклы не оставалась неизменной. Дизайнеры много экспериментировали с цветом и длиной волос Барби, которые то укорачивались, то "отрастали". Totally Hair Barbie, в 1992г была выпущена Барби с волосами до пят, она приобрела огромную популярность - ведь девочки очень любят делать куклам прически! Эти замечательные куклы с волосами длиной до пят были проданы в количестве 10 миллионов экземпляров и принесли компании Mattel 100 миллионов долларов Кукла становилась более подвижной: создатели Барби "научили" ее сгибать и поворачивать все части тела - и Барби стала велосипедисткой, наездницей, спортсменкой, танцовщицей. И, конечно, за сорок девять лет своей "жизни" знаменитая кукла сделала карьеру во многих областях: например, она побывала стюардессой, врачом, бизнес-леди, рок-звездой, военным летчиком, пожарным, учительницей, и даже кандидатом в президенты! Барби сделала карьеру более чем в 80 областях - от палеонтолога и рок-звезды до кандидата в Президенты. Первая профессия Барби - супермодель в молодёжной моде. Большой популярностью всегда пользовались Барби, повторяющие внешность суперзвезд: Мэрилин Монро, певицы Шер,Агиллеры. С новыми временами приходят новые кумиры, и с выходом киноэпопеи "Властелин колец" фирма Mattel выпустила новую серию кукол, изображающих героев знаменитой фэнтези-трилогии. Всемирно известные дома мод не оставляют Барби без внимания. С середины восьмидесятых годов прошлого столетия начался выпуск коллекционных моделей знаменитой куклы в роскошных туалетах; На Барби начали работать лучшие модельеры и дизайнеры мира. Например, очередной фурор произвела специальная коллекция кукольной одежды и аксессуаров от торгового дома "Живанши", выпущенная в 1999 году. В 1985 году прошла международная выставка кукол Барби в нарядах от Ива Сен-Лорана, Пьера Кардена, Жана-Поля Готье и Кристиана Диора. Миллер, Бласс, Мэкки и другие всемирно известные дизайнеры считают, что делать платья для этой куклы не менее престижно, чем обшивать звёзд Голливуда. Иногда модельеры даже делают саму куклу частью дизайна аксессуаров для своих коллекций. Одна из самых дорогих современных игрушек в мире - кукла Барби в платье, украшенном настоящими бриллиантами. По разным оценкам, стоимость этой куклы составляет от 100 до 120 тысяч долларов. Игрушечный гигант - американская компания "Mattel", производитель Barbie (Барби), за долгие годы работы не только не истощила неисчерпаемый запас идей, но традиционно радует своих поклонниц новыми разработками - оригинальным дизайном самих кукол, разнообразием аксессуаров к ним и игровыми возможностями. Вскоре после Барби была создана <<Болтушка Кэти>> (Chatty Cathy) - говорящая кукла, в которой использован давно освоенный Mattel принцип <<музыкальной коробки>>; знаменитая, также звуковая, развивающая игрушка <<Смотри и говори>>. (See `N Say), которая изменила бытовавшее в то время мнение об обучающих игрушках как о чем-то скучном и легко ломающемся. Позже появилась еще одна сенсация Хэндлеров - миниатюрный автомобиль, работающий на батарейках, <<Горячие колеса>> (Hot Wheels). И если все девочки США сходили с ума по Барби, то мальчишки стали страстными поклонниками <<Горячих колес>>.

Неутомимая Барби-индустрия продолжает свое движение вперед. Современная Барби <<увлеклась>> информационными технологиями. Компания <>, специализирующаяся на производстве недорогих принтеров, выпустила для Барби специальную действующую модель струйного принтера. В поставку включён также мультимедийный программный пакет для проектирования причёсок Барби на СD-ROM.

Барби полюбила верховую езду. Поэтому у неё появилась превосходная конюшня (Дансер, Даллас, Миднайт, Сан Раннер, Роузбад, Стампер и др. ). В 1980-х Барби обзавелась собачками по кличке Тэг, Вого, Саги, Бьюти, и несколькими кошечками - Флаф, Хони, Тифи. Количество животных Барби ежегодно увеличивается. Сегодня у неё есть пони, обезьянки, лебеди, медведи, зебра, жираф, дельфин, слонёнок.

Количество Барби столь велико, что в Сан-Франциско у неё есть даже собственный музей, а в большинстве стран мира выходят её журналы. Активно действуют и Фан-клубы Барби. У неё есть собственный постоянный парикмахер - Милли Филипс, работающая в фирме-производителе, собственный модельер - известный голливудский художник по костюмам Боб Макки.

Все друзья Барби успешны, спортивны, красивы и в меру богаты. Они призваны дарить миллионам детей на планете яркую сказку, так напоминающую реальность, - своеобразный тренажер для будущей счастливой жизни.

Статистика

Всего же за 49 лет продано более миллиарда экземпляров Барби, ее кукольной родни и многочисленных друзей, а сотни миллионов родителей в мире ежегодно обогащают "Mattel "примерно на $1,5 млрд.

На Барби цена если и меняется, то чрезвычайно редко. Первая кукольная модель стоила $3. Последовавшая инфляция взяла свое, но в последние годы розничная цена Барби в США стабильно удерживается на уровне $9,99. В нее входит стоимость производства ($0,35), материалов ($0,65), расходы на транспорт и управление (по $1,0), на маркетинг и рекламу (0,80), выплаты владельцам торговой марки ($0,40), доля торговых посредников ($0,90). Оставшиеся $4,89 - чистая прибыль Mattel.

Разумеется, коллекционные раритеты на порядок дороже. Так, в 1998 году одна из ранних Барби ушла с молотка за рекордные $26,5 тыс.

Barbie - торговая марка компании" Mattel", покорила сердца девочек всего мира. Спросите любую девочку в возрасте от 3-х до 12-ти лет, что она хотела бы получить в подарок на День рождения, 8 марта или Новый год. В девяти случаях из десяти ответ будет одинаковым - Барби!

Согласно статистике каждая американка имеет -8 кукол Барби, итальянка-7,немка, англичанка, француженка-5, россиянка-1, а вот ученица нашей школы в возрасте 7-10 лет-4 куклы.

Барби - это образ, воплотивший в себе девичьи представления о красоте, стильности, обаянии, удачливости.

Однако Барби - это не только внешний блеск. Она очень любит своих друзей, и они отвечают ей взаимностью. Барби с радостью и теплотой заботится о своих родных и обожает домашних животных. Барби - прекрасная хозяйка: у нее в доме всегда убрано, все сияет чистотой и она всегда готова приготовить друзьям что-нибудь вкусненькое. Барби стала настоящей подругой для миллионов девочек. А в этом ей помогают журналы и книги (<< Barbie-Весёлые рецепты>>, <>, <> и т. д. )

Барби стала героиней известных сказок, где она всегда добрая, трудолюбивая, внимательная и всегда красивая. ( << Золушка>>, << Спящая красавица>>, << Щелкунчик>>, << Барби и лебединое озеро>>, << Барби на острове принцесс>>).

80 % опрошенных учениц увлекаются журналами и книгами, анимационными фильмами.

По статистике компании "Mattel" в 21 веке, в мире существует более 100 000 "серьезных" коллекционеров куклы Барби. 90 процентов из них - женщины, средний возраст которых - 40 лет. Каждая из них покупает около 20 кукол в год, и почти 50 процентов коллекционеров тратят на свое увлечение более тысячи долларов ежегодно. Конец формы

Конец формы

Гардероб Барби ежегодно пополняется в среднем ста двадцатью новыми комплектами одежды, созданными лучшими модельерами планеты.

Родители учащихся 1- 4 классов считают:

-игра с БАРБИ формирует вкус;

-позволяет девочкам определиться в выборе собственного стиля;

- приучает к аккуратности;

- вырабатывает привычку заботиться о своем внешнем виде;

- учит организовывать свой быт;

- способна развить фантазию ребенка.

Барби-экспонат музеев и выставок

Барби - уникальный пример в истории музеев: впервые не живой человек, а кукла стала экспонатом Парижского музея восковых фигур Гревена. Неудивительно, что эта столь активная особа попала в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса, стала экспонатом не менее знаменитого Музея восковых фигур мадам Тюссо. Крупная американская компания по производству игрушек "Маttel" возит по свету любопытнейшую выставку под названием "Искусство дизайна и Барби". Выставка посвящена истории современной моды и тому, как в зависимости от ее капризов менялся внешний облик самой модной на сегодняшний день куклы. На выставке "Мattel" представлены работы восьмидесяти европейских и американских художников, модельеров и дизайнеров, разрабатывавших образ и одежду для Барби, Кена и других кукол "клана Барби".

В 1995 г. фирма <<Маttel toys>> провела эффектный аукцион в Германии. В замке святого Эммерама (г. Регнсбург) с молотка были проданы 47 уникальных коллекционных Барби, созданных лучшими немецкими дизайнерами и ювелирами. 500 000 немецких марок, вырученных от аукциона, были переданы в пользу детских клиник Германии.

Интересно, что в тот момент, когда свет увидела миллиардная Барби, во Франции состоялся специальный показ мод. В процессе шоу "живые" манекенщицы демонстрировали модели, в которых блистала их коллега-кукла за последние сорок лет. А выставка "Маttel" в это время демонстрировалась в Национальном музее княжества Монако. В числе почетных гостей, принявших участие в открытии выставки, находилась и принцесса Монакская Стефани. Посещение именно этого мероприятия оказалось для нее не заурядной официальной церемонией, а встречей с собственным детством - ведь среди экспонатов выставки "Маттел" находятся куклы, некогда принадлежавшие принцессе Стефани и ее сестре, принцессе Каролине.

Эта же выставка покорила и жителей России, которая состоялась в Санкт-Петербурге в 2007 г и собрала свыше 500. тыс. посетителей всех регионов страны.

В 2001г. столичная Галерея-клуб <<Сабурово>> предоставила нам возможность попасть в <<Московские грезы Барби>>. Именно так называлась выставка, на которой была представлена уникальная коллекция из пятидесяти семи кукольных платьев. Гардероб выполнен российской мастерицей Натальей Титовой, к сожалению безвременно ушедшей из жизни. Наталья создала эти крошечные шедевры, будучи тяжело больной и вложила в них все свои детские мечты. Ей удалось укротить агрессивную американскую красотку и превратить ее в трогательную кукольную модницу, пленительную и изысканную, невинную и мечтательную, окутанную флёром сказочного романтизма. Особое очарование куклам придает ностальгия автора по прошлому веку. В костюмах, тщательно и скрупулезно выполненных, использованы мотивы исторических платьев. Перед нами воплощение самых романтических грез о веке ушедшем, "роскошь и великолепие" целой галереи женских образов. Перед нами будто вереница знакомых героинь многочисленных романов и повестей: чеховская Дама с собачкой, Настасья Филипповна Достоевского, блоковская Незнакомка, женщина-мечта Крамского, дочь небогатого помещика, прекрасная графиня, парад фей, образы из сказок 1001 ночи.

В США куклу, по сути, канонизировали - капсулу с одним из её клонов торжественно закопали в землю, как послание потомкам с наказом: извлечь погребённый пластиковый кумир только через двести лет.

Веселая и грустная, спокойная и деятельная, скромная и общительная, Барби давно покорила сердца девочек всего мира, установив стандарты того, какой должна быть кукла мечты. Доказательством тому является то, что кукла Барби продается в мире с частотой от 1 до 8 секунд.

Впрочем, можно не сомневаться, что и через два века у неё непременно найдутся поклонники. Любви к Барби все возрасты покорны. История Барби продолжается, и хотя у нее появлялись и продолжают появляться сильные конкурентки на мировом рынке игрушек для девочек, другая кукла вряд ли будет способна повторить ее феноменальное восхождение к мировой славе.

Кукла Барби, пожалуй, и самый известный, и самый успешный проект в игрушечном бизнесе. Сегодня она даже больше чем игрушка, это культурологическое явление, по которому можно проследить, как менялось сознание американского общества в течение нескольких десятилетий. Создательница белокурой красавицы, Рут Хэндлер, сделала головокружительную карьеру в деловом мире США, причем тогда, когда ключевые посты в нем занимали мужчины. Ей пришлось пережить многое: сначала восхищение, а затем осуждение общества, страшную болезнь, потерю любимой компании, но она выстояла и вновь заставила мир поверить в себя.

Кукла принесла не только славу своей создательнице, она помогла и помогает многим детям- инвалидам дарить счастье жизни на земле, потому что Рут Хэндлер основала Фонд помощи больным детям. Рут Хэндлер умерла 27 апреля 2002 года в лос-анджелесской больнице в возрасте 85 лет. Современники продолжают восхищаться этой удивительной женщиной, вспоминая один из советов Рут: <<Не цепляйтесь за потерянное, как бы велика ни была потеря. Найдите себе какое-нибудь другое занятие. Найдите какое-нибудь дело, чтобы помогать другим>>. Возможно, благодаря жизненному кредо создательницы куклы, Барби столь популярна на протяжении почти пятидесяти лет.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)