Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Филисофская направленность цикла «Возвращение на Родину»

(Последние стихи Романа Солнцева)

Чувствуя значительность и богатство поэтического содержания стихов цикла «Возвращение на родину», мы не ставим цель полного анализа. Нас волнует вопрос, в чём же секрет воздействия последних стихов Романа Солнцева на читателя, какова их эстетическая и интеллектуальная ценность. «Исследователю, - заметил А. П. Скафтымов, - художественное произведение доступно лишь в его личном эстетическом опытеИсследователь отдается весь художнику, только повторяет его в эстетическом сопереживании, он лишь опознает те факты духовно-эстетического опыта, которые развертывает в нем автор».

Для продуктивного исследования цикла «Возвращение на родину» выбран историко - функциональный метод, так как любое художественное произведение обладает особым творческим потенциалом, который воздействует на читателя, формируя определенное мнение, отношение к изображаемому или к произведению в целом. Мы разделяем точку зрения Л. С. Выготского, что "для восприятия искусства недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения - необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства скажется сполна". Поскольку теоретической базой для метода историко-функционального изучения литературного произведения стала герменевтика, поэтому проблема понимания художественного текста, его интерпретация выдвигается нами на первый план.

Предметом исследования является философская лирика (23 стихотворения) поэта как мировоззренческая рефлексия последних лет его жизни.

Объектом исследования является связь поэзии Р. Солнцева с реалиями современной действительности, духовная биография поэта.

И я верю – строки эти

Черной тушью, от руки

Пролетят через столетья

Толстым книгам вопреки.

Р. Солнцев

"БОЖЕ МОЙ! КАК БЫСТРО ПОВЕРНУЛОСЬ РОЗОВОЕ СОЛНЦЕ НА ЗАКАТ!. "

В этих элегических стихотворных строчках Роман Солнцев словно предвидел свой собственный закат, своё прощание с ''прекрасным и яростным миром'', воспетым им многократно. Очень больно и даже как-то нелепо говорить о нём в прошедшем времени: "был", "писал", "сочинял". «Он ушел, закончив свой нелегкий земной путь, в котором было все: и надежды, и свершения, и любовь, и промахи, и успехи. Ушел, оставив нам свои книги – главное, ради чего живут поэты и писатели. В них – его мысли и образы, его душа», - писал в своей статье-некрологе Н. Беляев.

Каждая его публикация вызывала бурные отклики читателей - как сторонников, так и противников, но равнодушных к его стихам не было никогда.

Боже мой! Как быстро прокричали мы свои заветные слова

Снег метёт, безлюдно на причале, кот бездомный замер, как сова.

Боже мой! Как быстро повернулось розовое солнце на закат.

Если б этих милых длинных улиц я не покидал сто лет назад.

Нравственный стержень, обнаруживающий цельность и гармоничность человеческой натуры, был чрезвычайно важен для Солнцева. В предисловии Л. Аннинского к книге Р. Солнцева «Серебряный шнур» есть проникновенные строки, которые помогают лучше понять душу поэта: «Мы не знаем, кто мы, не знаем, что в нас. Когда кричим, не знаем, о чем. "Что-то будет с нами?. " "Я сам не знаю, для чего смотрю, наморщась, в никуда. " "Я мечтал о доле лучшей. Знал бы я, чего хотел. " "Мой друг, я разве виноват? Я только зритель. " "Не чувствуем боли мы в диком краю. Разве только откусят вдруг руку твою. " "О, черт нас всех возьми!. " "Но нет огня на белом свете, чтоб уничтожить этот свет. " Стих, стремительный и осекающийся, замирающий и колеблющийся на последней строчке. Душа, прозрачная и ломкая. Хочет согреться, ждет тепла. Хочет света, ловит отсветы. Хочет взмолиться, ищет слов.

Молюсь неверными словами, не зная истинных молитв.

Но может нам проститься с вами, коль все-таки душа болит.

Вся сила страстного незнанья, любви, изведавшей излом, взойдет над домом, как сиянье, пред тем как вспыхивает дом. ».

О себе Р. Солнцев написал автобиографию в стихах, в ней всего четыре строчки, в которых он сказал не много, но многое:

Романтик был, живого норова.

Родня мне: русичи, татаре.

Сгорел, как верный пес, которого

Не отцепили при пожаре.

Настоящее его имя - Ренат Суфеев. Он татарин, уроженец села Кузкеево Мензелинского района, выпускник физфака Казанского университета, после окончания которого он едет в Красноярск. Но «спокойная» жизнь физика не может заполнить его дни. И он бросился в геологические экспедиции, в школу, в командировки от газет. Он хочет разнообразия, осваивает Сибирь не по учебникам, а воочию. Он легко сходится с людьми, обладая чрезвычайной коммуникабельностью и человеческим обаянием. Поговорив с Р. Солнцевым пять минут, каждый убеждался: перед ним поэт. Он требовательно относится к себе всегда:

Так ли живу, как надо?

Так ли верю, люблю?.

Ведь жизнь – такой экзамен, который не пересдашь.

Первая его публикация под литературным именем Роман Солнцев - стихи с предисловием Константина Симонова - появилась в 1962 году в журнале "Юность"( приблизительно в это же время он переехал в Красноярск и стал активным участником местной литературной и общественной жизни). В последние годы, будучи автором более тридцати книг стихов и прозы, Роман Солнцев руководил сибирским филиалом русского ПЕН-центра, преподавал в Литературном лицее. Много сил положил Солнцев на создание и укрепление журнала "День и ночь", сплотившего лучших писателей не только Сибири, но и всей провинциальной России. Разделяем мнение Г. Васильева, который считает, что «главный свой поступок, главный шаг на литературной ниве он сделал все же тогда, когда всецело посвятил себя другим. Это выразилось и в его буквально подвижническом труде по изданию журнала ''День и ночь''». Неслучайная случайность ''день и ночь'' встречается в одном из ранних стихотворений Солнцева:

Ведь так спокойней и привычнее.

Так можно выжить.

Будет ночь. И будет день.

Хотя отличия

Меж ними мне не превозмочь.

В январе 2007 года Солнцев стал новым президентом благотворительного общественного фонда имени Виктора Астафьева. Трудно поверить, что Романа Солнцева уже нет. Он умер в больнице в ночь с 16 на 17 апреля 2007 года. От нас ушёл «светлый человек красноярской земли».

все мне снится меж мной и тобой та страна забвенья глухая, что разлучит когда-нибудь нас.

потому мои смутны речи.

Ты со мною - в любой мой час и всегда - далеко-далече.

Роман Солнцев говорил: «мне повезло, что первые мои стихи заметил знаменитый писатель Константин Симоновмне выпало счастье дружить и работать рядом с великим писателем Виктором АстафьевымЗнаю свои недостатки – горячность, торопливостьНо ведь первая любовь – она главнее, а моя первая любовь, сводившая меня с ума с самого детства, - это поэзия»

Пыль месил я на дороге, и теперь вот здесь стою,

Чтоб, споткнувшись на пороге,

Рассказать вам жизнь свою.

Ничего-то мне не надо – ни воды, ни сухаря.

Всё блаженство, вся награда – наша местная заря.

Ваши речки и дубравы,

Жёлудь жёлтый и резной

Жить хотел я ради славы –

Глупый парень, что со мной?

Слава – красная заплата, как сказал большой поэт.

Хватит мне плаща заката. А покоя в сердце нет.

Роман Солнцев, раздумывая о своих стихах, говорил, что «в юности его увлекала праздничная, звуковая и живописная основа стиха, охота на метафору. Но при этом он не забывал, что главная цель творчества – бескорыстная самоотдача. Этот тон делает его поэзию устойчивой в своих нравственных координатах, начиная с самых ранних стихотворений».

Колесо алмазной колесницы, на которой эльфы пролетали , на моей ладони серебрится, только долго проживет едва ли.

Но пока и светится, и греет

Высшее свидетельство оттуда,

Я успею, я сказать успею,

Что я верил и в любовь, и в чудо.

Среди поэтических сборников Романа Солнцева наиболее известны “Вечные леса”, “Скажи сегодня” (с предисловием В. Астафьева), “Волшебные годы”.

ПОСЛЕДНИЕ СТИХИ ПОЭТА

Посчастливилось познакомиться с последними стихами Романа Солнцева под общим заголовком «Возвращение на родину». Что волновало поэта в последние годы жизни? Что пересмотрел он в своём творчестве? Как поменялись его взгляды? В последних стихах перед читателем предстаёт умудренный жизнью человек, которого волнуют вечные вопросы бытия, такие, как философия жизни и смерти. Чувством одиночества, потерянности, горечи от утраты близких людей веет от стихотворных строчек этого цикла. Возможно, это подведение итогов или зрелые суждения опытного человека, уже много испытавшего на своём жизненном пути, у которого со временем изменились и политические взгляды, и отношение ко многим злободневным проблемам. Ю. М. Лотман отмечал, что «текст не существует сам по себе, он неизбежно включается в какой-либо (исторический, реальный или условный) контекст. Практически каждое стихотворение последнего цикла неразрывно связано со своей эпохой.

Поэтический мир – модель реального мира

Сегодня, как и сто лет назад на рубеже XIX - XX веков, ломаются старые системы ценностей, наступает культурный перелом, изменение прежних жизненных стандартов и осуществляется поиск новых ориентиров будущего. При этом происходит постепенное осмысление драматической истории своего народа. Для философской поэзии характерна образно-метафорическая, чувственно-осязаемая природа отражения мира. Именно эта особенность философской поэзии позволяет выделять в ней собственные признаки, среди которых выделяются в качестве основных следующие:

1. В философской поэзии наличествует истинно философское ядро (онтологическое начало) - размышления о взаимодействии, взаимоотношении идеального и материального, духовного и природного, субъекта и объекта, вечного и смертного, божественного и земного.

2. Философская поэзия не дает окончательных решений и формул, это всегда поиск, средоточие противоречивых суждений в философском осмыслении человеком мира и самого себя, это рождение истины в споре, столкновение взаимоисключающих мнений.

3. Философская поэзия, как и любая поэзия в целом, предполагает особое восприятие мира, иррациональное, не укладывающееся в жесткие рамки строгого логического осмысления картины мира. Интуиция, предчувствия и сила художественного отображения позволяют поэзии проникнуть в глубь процессов, совершающихся во Вселенной.

В любом произведении искусства опредмечивается индивидуальный мир художника, его уникальная личность. Но вместе с тем истина, которая кристаллизуется в каждом конкретном шедевре, «раскрашенном» неповторимыми красками творца, может нести надындивидуальную нагрузку. В русской традиции литература в целом понимается как одна из форм размышлений о мире, о смысле жизни, о человеке. Философская же поэзия картину мира рассматривает специфическими способами рефлексии, которые приводят к тому, что «в поэтическом слове символически находит себя весь человек», то есть сублимируется то общечеловеческое, универсальное, что характеризует тип эстетически-чувственного восприятия народа (нации). С этой точки зрения русская философская поэзия в поиске основ национального мировоззрения обладает большими возможностями.

Философская направленность стихов «Возвращения на родину»

Философская лирика – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни и вечных человеческих ценностях. Иногда пейзажная, гражданская, любовная лирика имеет философский подтекст, расширяя рамки какой-либо предметно-тематической группы лирического стихотворения. Но творчество Романа Солнцева не вмещается ни в одну из этих групп. У настоящего поэта чувство и мысль предстают в единстве. Более того, «чем глубже чувство, тем глубже мысль, и наоборот» - такова формула В. Г. Белинского. Конечно, есть поэзия, в которой философская идея прячется в эмоцию, выражается скрыто, и есть такая, где она выступает на первый план, подчиняя себе художественный образ. Тогда и говорят о поэте-философе, поэте-мыслителе по преимуществу. Ведь мысль в поэзии, по словам критика Белинского, - «это не рассуждение, не описание, не силлогизм – это восторг, радость, грусть, тоска, отчаяние, вопль!» Эти слова можно по праву отнести и к лирике Солнцева.

В поэзии Романа Солнцева, как в зеркале, отражаются настроения и чувства, владеющие людьми, живущими в наше непростое время: сомнения, разочарования («Ну, нету больше той страны, //большой длины и ширины, //мы все – как в комнате теперь,//захлопни дверь»), трагическое мировосприятие («Оставайтесь с вашим Марксом, //с ложью ваших главарей, //с вашей трусостью и мясом//вами съеденных друзей»(«Долгое прощание»). Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием действительности; мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия, - вот что особенно волнует поэта в последние годы жизни:

Приезжаю на родину – падаю, словно весь я чугун или медь.

Наслаждаюсь травинкой помятою, пререкаюсь с собакой патлатою.

Здесь такою все кажется правдою, словно время пришло умереть.

Но теперь бы и жить припеваючи, от всемирных соблазнов уйдя, собирать с ребятишками гаечки, в сочинениях ставить им галочки, родниковой водой запиваючи яд газет и молчанье вождя

Сила эмоционального впечатления, произведённая на нас последними стихами Романа Солнцева, очень велика, потому что он мастерски владел умением передать то, что так волновало его. Поэт-сибиряк, терзаемый тоской и тяжелыми раздумьями о нелегкой жизни и судьбе нашей родины, играющий послушным ему стихом и словом, – таким запомнится нам Роман Харисович.

Основные мотивы цикла «Возвращение на родину»

В последние годы жизни у Романа Солнцева остается время на раздумье. Вот почему поздние стихотворения-размышления поэта относятся к философской лирике. В них автор дает свободу всему, что наболело, что так долго лежало камнем на душе, поэт позволяет себе оценить происходящие события, окружающий мир, подвергнув их критике.

Его философские стихотворения, наиболее глубокие и ёмкие по своему художественному смыслу, словно вобрали в себя и сохранили все мысли, рассуждения и переживания автора.

Мы попытались выявить хотя бы существенные составляющие текстов стихотворений, к которым обычно относят систему образов, тематические мотивы, идейно-образное содержание, авторские оценки.

Рассматривая систему основных мотивов цикла последних стихов «Возвращение на родину», условно можно выделить четыре группы:

1) человек в отношении к бесконечному;

2) человек в отношении с миром себе подобных (дружба, вражда, соперничество, критика);

3) человек в отношении с обществом;

4) человек в отношении к самому себе.

Духовное пространство его стихов представлено двумя типами: - художественное пространство, представляющее собой сферу воображения, ''продукт творчества автора, эстетический способ речевого воплощения физического и философского аспектов в пределах поэтического текста'';

- индивидуальное пространство, являющее собой пространство мыслей, чувств конкретного человека, личную зону его взаимодействия с другими людьми.

Поэты, как люди, наиболее остро чувствующие окружающий мир, всегда задавались такими вопросами, как философия жизни и смерти. Эта тема является вечной в литературе. Для поэта сущность мира – столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе.

Первая группа мотивов представлена в стихотворениях «Стальная пиявка», «О, ящерка, оставь мне взгляд», «Туман».

На протяжении всего творческого пути Солнцев пытался определить сущность жизни, выявить степень включенности человека в общемировой поток развития, меру взаимодействия человека и жизни. Поэт задумывается над дилеммой: меняется ли человек сам, или он, подчинившись объективному течению событий, подвергается их воздействию. В ходе размышлений он приходит к выводу, что время несет с собой необратимые для человека перемены. Солнцев, будто чувствуя приближающуюся смерть, начинает по-настоящему задумываться о том, как он прожил свою жизнь, подводит итог всему случившемуся с ним за это долгое время.

Поэт верит, что после его ухода о нем не забудут. Об этом он с надеждой говорит в стихотворении «Стальная пиявка», которое представляет собой развернутую пространственную метафору:

Стальная пиявка мне плоть прогрызет.

Зеленая травка сквозь мозг прорастет.

Но там, где летал я,

Бродил что ни день,

Чернее металла

Пройдет моя тень,

И в радостный полдень,

Озябшая вдруг,

Ты вскинешься, вспомнишь:

Ты здесь, милый друг?

Взгляд поэта, устремлённый в небесное пространство, в бесконечность («где летал я. »), постепенно опускается на землю, туда, «гдебродил что ни день». В художественном тексте представлено эмотивное пространство, в семантике которого доминируют две противоположные эмоции, выражающие одновременно радость («в радостный полденьты вспомнишь») и грусть, которую испытывает лирический герой от осознания своей кратковременности, одиночества («Стальная пиявка//мне плоть прогрызет. // Зеленая травка//сквозь мозг прорастет»). Поэт стремится донести до читателя мысль о том, что нет ничего ценнее жизни, которую хочется продлить любым способом и в стихотворении «О, ящерка»

О, ящерка, оставь мне взгляд лазоревый, оставь мне хвост

Я думать буду – это сердце, тобой подаренное бьется а коль замрёт – и я не вечен

Финал стихотворения – сигнал того, что временной отрезок, представленный читателю, завершается. И в то же время светлой печалью веет от последних строк: если «сердце, тобой подаренное замрёт – и я не вечен».

Душевной мукой проникнуты строки стихотворения «Туман». Каждый из нас думает о родных, но, предчувствуя кончину, человек начинает относиться к близким намного теплее и внимательнее. «Туман» - своеобразное стихотворение-воспоминание, в котором внутреннее чувство вечного движения сопряжено с грустью о краткости человеческого существования. Сам туман в лирическом произведении – это аллегорическое изображение памяти, ведь подобно туману, способному рассеиваться и исчезать, образы и события прошлого могут уходить в забвение. Обратившись к энциклопедии символов, знаков, эмблем, узнаем, что река – символ необратимого потока времени и соответственно потери и забвения. Тем самым Енисей отделяет автора от прошлых событий.

Наверно, злую мглу тумана, как ножик, режет Енисей

Солнцев постоянно обращается к этому миру – бездне, изображенной им в виде тумана.

У белой бездны на краю, с обрыва, вниз шагнуть не смея, лишь звуки смутные ловлю

Эта связь длится не долго, а лишь до тех пор, пока не взойдёт солнце, олицетворяющее силу, ритм которой определяет смену года, дня и ночи, жизни и смерти.

Пространственно-временная композиция создает в стихотворении образ единства мира, в котором находится законное место прошлому и настоящему.

Но все равно, покуда солнце

Не вышло круто в небосвод,

Там прошлое мое смеется,

И укоряет, и зовет

Восход солнца отделяет лирического героя от воспоминаний прошлого, которое постоянно «укоряет и зовет». А сам поэт слышит зов времени, собственной судьбы, своего познания.

По-новому звучит в последних стихах Солнцева тема дружбы. Поэт с горечью говорит об утрате близких друзей. Стихотворение «Ты вновь поник, ты вновь погас» можно рассматривать и как послание к другу, который, вероятно, вскоре покинет поэта, уйдя в мир иной, и как обращение к самому себе. Нам ближе второе предположение. Несмотря на то, что отягощают «неотвязные, дурные» мысли о неотвратимой власти времени над человеком, для лирического героя сейчас жизнь — «царство света», и все ещё хочется распоряжаться судьбой по своему усмотрению:

Идя в луга, входя в дома, где чёрный кот иль прочая примета, не плачь, что скоро нас разлучит тьма, а радуйся: мы в царстве света.

Чем крепче друг за друга восстаём, тем ночь слабей, заря янтарна.

Не думай грустно ни о чём, а лишь светло и благодарно.

В реальной картине, изображенной автором, без труда угадывается и символическим подтекст, поэтому легко можно представить и другие образы, например, чёрного кота как предвестника невезения или несчастья. Приём антитезы («прощайте – здравствуйте», «тьма – свет», «ночь – заря», «грустно – светло, благодатно») позволяет автору передать состояние внутренней тревоги лирического героя. Поэт понимает, что все не вечны, но призывает отгонять мысли от смерти. Друзья – вот последнее, оставшееся у лирического героя, и, не желая их терять, он просит радоваться тому, что они живы и счастливы вместе. И если все будут поддерживать друг друга, смерть-злодейка отступит. Поэт верит в единство близких людей, в этом и проявляется его преданность родным, а главное – преданность жизни.

«Друзья мои, пока мы живы» также является своеобразным стихотворением-призывом. В нем звучат оптимистические нотки, определяющие настрой поэта. В этом лирическом произведении прослеживается та же идея автора, идея единения, пожелание в любых ситуациях держаться вместе, идти рука об руку.

Друзья мои, пока мы живы, не будем лживы.

В эпоху ревности и мести да будем вместе.

В трудах великих – не в забаве – пребудем в славе!

Стихотворение «Телефонные номера» несет другой оттенок. Здесь уже нет строк, наполненных оптимизмом и уверенностью. Преобладает тема одиночества и потерянности. Прежние приятели, которым поэт посвящал свои стихотворения, уже не с ним, и разделяющая старых друзей бездонная пропасть небытия повергает героя в отчаяние. Имена, телефонные номера в блокноте являются аллегорическим олицетворением товарищей поэта, но они «вымараны и бледны», исчезли бесследно и навсегда. Автор использует в стихотворении имя Лиры, но здесь можно предположить, что его значение выходит за рамки просто человеческого имени.

-Можно Лиру?

-Лиры нет

Лира - как творчество, которое способно замереть с потерей поддержки близких. Символика Романа Солнцева вырастает из конкретных переживаний на глазах читателя. Её источник – реальное событие, наблюдение – чётко обозначен в самом стихотворении. Философскую наполненность образ обретает при своей «вторичной» жизни – в воспоминаниях, предчувствиях.

Любой творческой личности крайне тяжело сталкиваться с негативной критикой в адрес своих произведений. Чувством горечи, давней обиды наполнено стихотворение «Зачем тебе, чтоб он тебя ценил?». Видно, что для поэта хулящий отзыв был ''ударом в спину'':

Ты объяснить готов на новый лад

Ему, что он напрасно, он в тумане

Неверных слухов, что его всегда

Ты уважала он опять в газете

Печатает, смеясь, поклепы эти

Критик, так резко отозвавшийся о творчестве поэта, заставил его страдать. Эта тема находит отклик в стихотворениях «Лицей»:

Я вас люблюно, милые, учтите:

Порой страшнее шпаги – след чернил

Страшнее пули – письмецо во мраке

Страшнее яда – ревностная месть и «Так обугленный напрашивался», где автор, узнав о смерти клеветника, готов даже «выдать из жизни год иль два, только б он забрал, бессовестный, те слова». Все это указывает на то, насколько задето самолюбие от злобных нападок критика, сильна обида и как глубоки и болезненны переживания поэта.

Тема поэта и поэзии, свойственная многим писателям и поэтам, находит свое отражение и в поздней лирике Романа Солнцева.

Читая стихотворение «Монах», чувствуется разочарование автора в том, что главная цель истории была и есть изображение не хорошей, процветающей жизни, а лишь войн и распрей. «Но ведь это происходило не вечно», - считает автор. В стихотворении слышится голос поэта, взывающий к истокам литературы, к летописанию. Герой не приемлет такой несправедливости и уже в лирическом произведении «Я поэт провинциальный», связанном с предыдущим общей идеей, избирает собственный путь изображения действительности:

Там хвала любви и миру,

И надежда – нынче, здесь –

Что заглянет к вам в квартиру только радостная весть!.

В этом же стихотворении автор упоминает о Пушкине. Солнцев любил творчество великого поэта, для него Александр Сергеевич, его творчество и судьба являются эталоном. В строках заложено признание в любви своему наставнику. Здесь также прослеживается мысль о том, что автор как никто другой разделяет взгляды Пушкина и Лермонтова, которых он считал своеобразными учителями в школе поэтического мастерства. Мечта любого поэта – быть признанным. Роман Харисович верит в любовь читателей к своему творчеству:

И я верю – строки эти

Черной тушью, от руки

Пролетят через столетья

Толстым книгам вопреки.

В разные годы и в разных вариантах у Романа Солнцева присутствовали темы преемственности поколений, продолжения революционных традиций, сквозь романтические туманы выступали образы красных бойцов. Поэт не просто отдавал дань их героизму и мужеству – он видел в них духовную опору себе. В позднем творчестве Солнцева гражданская лирика претерпевает эволюцию, меняется мировоззрение поэта. Ярким подтверждением этому служит стихотворение «Долгое прощанье». Герой критикует ушедший двадцатый век, давая резкую оценку происходящим событиям. Историческое художественное время в стихотворении прослеживается через сатирический образ прошлого столетия. Оценочные эпитеты («кремлевский пёс» или «раки серого двора») метко характеризуют членов правительства. Автор хочет вычеркнуть ХХ век из своей памяти. Это легко заметить из следующих строчек:

Как петух, прокукарекав,

Неба нового хочу!

Я из пушкинского века в двадцать первый пролечу.

Желание открыть всем глаза, развеять пелену воспоминаний выливается в наполненные сарказмом строки. Он будто обнажает всю правду, не хочет мириться с этим.

Говорите: помнить надо б наши корни, так сказать?

То не корни – горы надолб, то капканы, вашу мать!

«Долгое прощанье» – стихотворение- протест против ушедшего века со всеми его невзгодами и распрями.

Сюда же можно отнести и произведение «Да будет так». Оно построено в форме диалога, в котором герой также при всем желании не может забыть, отделиться от прошлого столетия. Возможно, поэт этого сделать не в силах, потому что он пронизан ушедшим веком, от которого невозможно избавиться:

Течет во мне кровищею по жилам

Тех шумных красных лозунгов река

Отражение гражданских мотивов в лирике связано с эстетическими позициями автора, с его пониманием характера, поэтического объекта и сущности поэзии.

Читатель в цикле «Возвращение на родину» уже подсознательно ощущает глубину постижения мира автором, его связь или принадлежность к вечности. Многие стихотворения рождают надежду, несмотря на то, что они в целом проникнуты духом пессимизма.

Лирический герой «Возвращения на родину»

«Лирический герой (иногда - образ поэта) – художественный образ, тип общественного человека, который поэт показывает и утверждает в своём творчестве Полного тождества между поэтом и его героем быть не можетоднако обязательно единство лирического героя и жизненно-эстетической позиции самого автора». Лирик в поэзии, главным образом, выражает самого себя, о чём убедительно говорил и Н. А. Добролюбов.

Современные исследователи отмечают, что соотношение личности поэта и лирического героя может быть различным в зависимости от того, насколько автобиографично творчество художника, в какой мере он обращается к художественному вымыслу. Внутренний мир сложного поэтического характера раскрывается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации в данный момент. Именно из лирических стихотворений цикла «Возвращение на родину» можно «сконструировать» характер, выражающий эстетический идеал поэта, обогащающий наше представление о духовной жизни Романа Солнцева в зрелые годы. Конечно, образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта, хотя между творчеством Солнцева и его жизненноэстетической позицией, на наш взгляд, существует единство. Сам поэт мыслил «масштабами» своих современников, вмещал в своём сердце их радости и боли, переживания и стремления. Все эти человеческие мысли и эмоции в истинной поэзии выступают в неповторимой форме, которая зависит от натуры, характера автора, его творческой индивидуальности. Герой поэзии Романа Солнцева менялся со временем, как и в действительности расширялись горизонты автора, ведь он выражал своё отношение к более широкому кругу жизненных явлений, выявляя при этом своё «я». Если прототипом лирического "я" выступает сам автор, т. е. его подлинные настроения, "живьём схваченные и мгновенно превращенные в лирические эмоции",[10c. 99] - в таких случаях обычно говорят о "субъективной", "личной" лирике.

Именно в последних стихах Романа Солнцева наблюдается объективация реального авторского «я» как способ раскрытия авторского сознания с предельной полнотой. Лирическим героем в них, безусловно, является сам поэт. В поэзии Солнцева он предстает разносторонне развитым человеком с богатым внутренним миром и высокими общественно-политическими, нравственными и эстетическими идеалами. В стихотворениях из цикла «Возвращение на родину» лирический герой подвержен резким изменениям настроений, душевного состояния. Его мироощущение меняется подобно волнам. Вот герой бодр, энергичен, его голос приобретает оптимистическое звучание, слышатся жизнеутверждающие нотки (''Друзья мои, пока мы живы''). Он полон новых мыслей и идей. Но внезапно все меняется. Появляются печаль, грустьГерой чувствует себя забытым, потерянным, одиноким (''Телефонные номера''). Но это ненадолго. Перед нами теперь лирический герой – обличитель общественного строя ушедшего двадцатого века. Выступая против сложившихся традиций и правил, поэт гневно возмущается:

Надоело, надоело вспоминать ушедший век.

Наше призрачное дело, повороты шей и рек

То ль патроны, то ль сосиски.

ввысь со знаменем рывки как кормил народ российский пса кремлевского с руки

Надоело!. отцепитесь,

Раки серого двора

Внимание к проблеме власти характерно для русской литературы. Еще со времен Пушкина русские литераторы все чаще обращаются к этой проблеме в лирических текстах.

На протяжении всего писательского пути Солнцев проделал идейную и творческую эволюцию. Лирический герой его уже не темпераментный романтический юноша, а зрелый и трезво рассуждающий о насущных проблемах человеческого общества муж, который является воплощением жизненных утверждений, позиций и мыслей поэта в творчестве. Это - зеркальное отражение сущности автора со всей её глубиной и многогранностью. Поэту удается создать образ лирического героя, находящегося в постоянной взаимосвязи с развивающимся миром. В последних стихотворениях звучат переживания, размышления о жизни, смерти, дружбе.

Подведем итог нашей работы. В процессе исследования нам удалось на основе анализа стихотворений из цикла «Возвращение на родину» создать более целостное представление об оригинальном поэтическом мире Романа Солнцева, выявить особенности конкретного воплощения основных мотивов последних стихов.

Мы полагаем, что исследование нашей темы позволило нам

• показать своеобразие компонентов картины мира: компонентов пространства и времени, а также её составляющую – положение человека в мире;

• проследить эволюцию как лирического героя цикла «Возвращение на родину», так и самого автора;

• определить интеллектуальную и эстетическую значимость стихов для читателя.

Наша исследовательская работа отличается новизной выбранной темы. Роман Солнцев – сибирский поэт, недавно ушедший от нас, оставивший нам большое литературное наследие. Его творчество широко известно за пределами Красноярского края, но еще мало изучено.

Актуальным является высказывание Н. В. Гоголя, которое как нельзя лучше характеризует личность самого Солнцева и его стихи: «Поэзия была для него святыня – точно какой-то храм. Не входил он туда неопрятный и неприбранный, ничего не вносил он туда необдуманного, опрометчивого из собственной жизни своей; не вошла туда нагишом растрепанная действительность. А между тем всё там до единого есть история его самого».

Наше учебное исследование имеет практическую значимость, прежде всего для исследователя и руководителя, во-первых, в приобретении более глубоких знаний в изучении поэтического наследия Романа Солнцева; во-вторых, оно может быть полезным в системе школьного преподавания: на уроках литературы и краеведения, спецкурсах, семинарах или на внеклассных занятиях.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)