Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Философия красоты (по произведениям Оскара Уайльда)

Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.

В. Шекспир

Что есть человеческая красота? В словаре М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской и Г. П. Снетова даются следующие определения:

1. Совокупность качеств, которые доставляют наслаждение взору, слуху.

2. Высокая нравственность, положительные душевные качества.

То есть красота может быть как душевной, так и физической. Человек сам определяет для себя, какая из них важнее, в зависимости от возраста, расы и мировоззрения. Проведя опрос среди учеников и учителей нашей гимназии, я выяснила, что большинство из них (62%) отдают предпочтение все же душевной красоте, а 38%- физической.

Сама я отношусь к тем, кому близка красота тела, однако помню о том, что сказал мой любимый писатель А. П. Чехов: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли».

Изучая творчество Оскара Уайльда, я поняла, что писатель был настоящим ценителем красоты, о чем говорят не только его произведения, но и факты биографии: однажды, в день своего рождения, Оскар был мрачен, и виною тому была красота. Рассматривая прыщ, вскочивший на лбу, он переживал из-за того, что ему уже тринадцать, а он все еще не отличается симпатичной внешностью, в отличие от своего отца, который был его кумиром.

Оскара можно было назвать влюбчивой натурой, его пленяла ветреность, безумность, но при этом и телесная красота не оставалась без внимания. Несомненно, все это отразилось в произведениях писателя, и я попыталась узнать, как именно. Связывает ли он красоту тела и души? Что для него красота? И какой из двух ее проявлений- высокой нравственности или совокупности внешних качеств – он отдает предпочтение?

«Портрет Дориана Грея»

Он злобен, но не злобой святотатца,

И нежен цвет его атласной кожи,

Он может улыбаться и смеяться,

Но плакать плакать больше он не может.

Н. Гумилев. «Портрет мужчины»

Оскар Уайльд — крупнейшая фигура европейского декаданса. Идеи декаданса и его настроения выразил также в своей жизни — в её стиле и её облике. Это один из самых парадоксальных умов в истории человечества. Всю жизнь противостоял всему миру официального, противостоял общественному мнению и давал ему пощёчину. Всё тривиальное его раздражало, всё безобразное его отталкивало. Единственное прибежище от пошлости, скуки и монотонного однообразия Оскар с юных лет видел в Искусстве (это слово он писал с прописной буквы). Искусство никогда не представлялось ему средством борьбы, но казалось «верной обителью Красоты, где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира».

В романе «Портрет Дориана Грея» мы видим необычайно трагичную историю, способную тронуть читателя до глубины души. Если человек любит детективы, то это произведение идеально подходит для него. С каждой главой все больше загадок пугающе становятся явью, но вместе с тем появляется не меньше новых тайн.

Главный герой, Дориан Грей, вызывает только самые приятые чувства в начале романа, но чем дальше, тем мучительнее становится читать о судьбе этого юноши. Он постепенно развращается, поддается порокам и грехам. В этом ему помогает верный друг Гарри – человек из высшего круга общества, у которого на все есть свое мнение. Мне кажется, что в его словах слышна «истина Уайльда», т. е. этот герой служит рупором идей писателя.

Гарри много рассуждает о жизни. Окружающие понимают, что все это неискренне, но, плененные мыслями Гарри, они все же верят и следуют им. Не во всем можно согласиться с этим героем, но что-то действительно заставляет задуматься и еще раз перечитать текст. Больше всего мне понравилось его мнение о человеческих грехах: «Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление – это путь к очищению. После этого остаются лишь воспоминания о наслаждении или сладострастие раскаяния. Единственный способ отделаться от искушения – уступить ему. А если вздумаешь бороться с ним, душу будет томить влечение к запретному, и тебя измучают желания, которые чудовищный закон, тобой же созданный, признал порочными и преступными». Гарри открывает глаза на суровую правду жизни. Подобными высказываниями насыщен весь текст, порой улыбка сама находит на лицо и незаметно в голове пробегают мысли: «А может, он прав?». Мне кажется, что если сравнить человека до прочтения и после, то мы получим читателя с совершенно иным мировоззрением, чем на первоначальном этапе.

Теперь и сам Дориан, поддавшись порыву гнева и отчаяния, однажды пожелал, чтобы прекрасно написанный портрет старел вместо мистера Грея и принимал на себя все грехи и ошибки юноши, а он, в свою очередь, оставался бы вечно молодым, как этот портрет, впоследствии сгубивший его судьбу. Таким образом, молодой человек, понимая, что его «шалости» останутся безнаказанными, опустился на дно и совращал всех, кто его окружал. Это была роковая ошибка, испортившая ему жизнь, и единственным выходом было уничтожить портрет. Если бы Дориана знал, что это будет его последнее решение! Вонзив нож в портрет, он оказался морщинистым стариком, валяющимся на полу в крови, с ножом в сердцеПри жизни он сказал: «О, зачем в роковую минуту гордыни и возмущения я молил небеса, чтобы портрет нес бремя его дней, а сам он сохранил неприкосновенным блеск вечной молодости! В ту минуту он погубил свою жизнь. Лучше было бы, если бы всякое прегрешение влекло за собой верное и скорое наказание. В каре- очищение. »

На протяжении всей жизни Дориан Грей менялся: сначала он был белокурым ангелочком с «красными, как лепестки роз» глазами и белой, «словно слоновая кость», кожей. В его помыслах не было ничего порочного, он был «мальчиком», который с каждым днем постигал жизнь. Если бы он знал, как стремительно из невинного ребенка он превратится в «исчадие ада»!

Я думаю, что роман «Портрет Дориана Грея» можно считать примером того, как можно изменить жизнь: Дориан, обреченный видеть последствия собственных грехов, решил навсегда поменяться и не причинять близким боль, а стараться сделать как можно больше добра для людей, окружавших его.

Итак, роман «Портрет Дориана Грея» способен сильно повлиять на читателя. Каждая его строчка таит в себе отголоски романтизма, который был так близок Уайльду, и множество философских изречений о жизни, которые если и не изменят кардинально внутренний мир читателя, то непременно заставят задуматься и переоценить многие вещи, которые нас окружают.

«Кентервильское привидение»

Каждый, кому посчастливилось прочитать сказку великого О́скара Фи́нгала О’Фла́эрти Уи́ллса Уа́йльда «Кентервильское привидение», мог задуматься: «Странно, почему главного злодея сказки – привидение, сводящее всех с ума и погружающее в отчаяние, - так бесконечно жалко?» Но ведь человек, затянутый в омут охоты за деньгами и не обращающий внимания на уникальность, несравненность природы, сам довел несчастного призрака до такого состояния!

Мне кажется, что главной проблемой, поставленной в этой сказке, является материализм. Даже в таком уникальном феномене, как родовой призрак, семья, въехавшая в старинный замок лорда Кентервиля, видела лишь прибыль. Фантом их забавлял, и своими действиями они только глумились над ним Что еще оставалось призраку? Только обороняться: «Ему стало все ясно. Его обманули, перехитрили, обвели! Глаза его зажглись прежним кентервильским огнем; он заскрежетал беззубыми деснами и, воздев к небу изнеможенные руки, поклялся, следуя лучшим образцам старинной стилистики, что не успеет Шантеклер дважды протрубить в свой рог, как свершатся кровавые дела и убийство неслышным шагом пройдет по этому дому. »

Душу привидения смогла понять лишь маленькая девочка. Оказывается, требовалось немного помочь призраку, чтобы он оставил их в покое. А ведь юная Вирджиния могла не поверить фантому! Но, возможно, нежная и искренняя душа ребенка способна разглядеть доброту там, где ее никто не ждет. Родственники Вирджинии получали невероятное удовольствие, глумясь над призраком, который лишь прикидывался таким злобным и жестоким, а на самом деле умел только пугать, а на большее был не способен. Мне кажется, что его душа на самом деле было очень доброй, стоило лишь не унижать привидение, а наоборот, попытаться помочь ему.

Таким образом, произведение «Кентервильское привидение» может многому научить читателя. Например, тому, что даже внутри самой безобразной ракушки может оказаться прекрасная жемчужина. Так получилось и с привидением. Своими издевками и упреками люди провоцировали призрака на агрессию, ведь сами они были поглощены житейскими проблемами и бесконечной жаждой денег, им было совершенно не до его чувств. Лишь добрая душа ребенка смогла растопить лед жестокости в сердце привидения и дать ему, наконец, покой, о котором он мечтал несколько сотен лет.

«Звездный мальчик»

Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Пословица

Как трагична история мальчика, который никогда не видел свою мать! Кажется, что такому ребенку можно простить многое. Но, когда вы прочитаете это произведение, ваше мнение резко изменится. Прекрасный белокурый мальчик, едва успев обрести свою мать, отверг ее потому, что она не «соответствовала» ему: «Ты, должно быть, лишилась рассудка,- гневно вскричал Мальчик-звезда. – Я не твой сын, ведь ты же нищенка, ты уродлива и одета в лохмотья. Ну-ка убирайся отсюда, чтобы я не видел твоего мерзкого лица». Звездный мальчик посмел причинить боль самому дорогому человеку на свете! Вместо того чтобы крепко прижаться к своей матери, постараться дать ей ту теплоту, заботу и искренность, которых им обоим не хватало все это время, мальчик-звезда отверг ее. Когда юноша одумался, было уже поздно: несчастная мать ушла далеко. Всю свою жизнь звездный мальчик издевался над слабыми, презирал некрасивых и унижал бедняков. Когда же он отправился на поиски самого родного человека - матери, все зло, что он совершил за свою жизнь, вернулось, и люди были с ним так же жестоки, как и он когда-то с ними: «Три полных года бродил он по свету, и нигде никогда не встречал ни любви, ни сострадания, ни милосердия; весь мир обошелся с ним так же, как он поступал в дни своей гордыни». Только увидев маленького зайчонка, попавшего в капкан, мальчик испытал чувство жалости, ведь ему уже пришлось испытать на себе, что такое человеческая жестокость.

Но вот случилось так, что мальчик попал в рабство к злобному колдуну, и в обмен на свободу тот приказал ему найти золотую монету, предупредив: «Поспеши, на закате солнца я буду ждать тебя у калитки моего сада. Смотри, принеси мне монету из белого золота, или тебе будет плохо, потому что ты мой раб». Мальчик отправился на поиски и встретил зайца, которому спас жизнь, и вот теперь уже заяц согласился выручить его. Счастливый мальчик-звезда побежал к хозяину, думая, что всего пару мгновений отделяют его от свободы и возможности найти свою мать. Но навстречу ему шел нищий, изнемогавший от голода. Он попросил у мальчика эту монету, чтобы купить себе еды. Звездный мальчик знал, что если он не принесет золотой, то его накажут, но он научился сострадать всем сердцем и пожалел бедняка. А когда вернулся, то хозяин сильно избил его. На следующий день история полностью повторилась, но на третий день хозяин пригрозил, что убьет мальчика, если тот не принесет монету. Когда с помощью зайца мальчик-звезда нашел третью монету, навстречу опять шел нищий и умолял мальчика спасти его от голодной смерти. Звездный мальчик понимал, что он может спасти бедняку жизнь, но лишь ценой своей. Однако, пройдя через многие трудности и преграды, юноша научился милосердию и состраданию и отдал последний золотой, спасая этого человека. Тогда нищий обернулся королем, а из-за ворот появилась мать юноши в образе королевы. Конечно, она простила свое дитя, и жили они в этом королевстве долго и счастливо. А ведь история могла сложиться совсем по-другому, если бы звездный мальчик, ссылаясь на свои проблемы, проигнорировал мольбы зайца или нищего оборванца. Оказывается, нет ничего сложного в том, чтобы попытаться поставить себя на место другого и искренне стараться помочь.

Как видим, люди часто замечают чужие недостатки, даже маленькие, но не способны разглядеть собственную бессердечность. Мне кажется, автор призывает нас не тратить свою жизнь на обиды и унижения, отравляя жизнь другому человеку. А если ты попробуешь помочь, то это когда-нибудь обязательно вернется.

«Соловей и роза»

Любовь способна низкое прощать,

И в доблести пороки превращать,

И не глазами – сердцем выбирать:

За то ее слепой изображают.

Шекспир

«Соловей и роза», на мой взгляд, самая трагичная сказка Оскара Уайльда. В ней рассказывается, как соловей пошел на страшные мучения и пожертвовал жизнью, чтобы дать юному студенту шанс доказать свою любовь, взамен потребовав лишь беречь ее: «В награду я прошу от тебя одного: будь верен своей любви» И как долго страдал студент из-за девушки, что втоптала его в грязь! Только соловушка мог его спасти, и пташка знала, что нет ничего дороже, чем любовь: «Но любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки – ничто в сравнении с человеческим сердцем!».

Роза, которая появилась благодаря крови соловьиного сердца, была прекрасней всех цветов на свете, потому что таких роз много, но вот та, что появилась на свет из чистых помыслов и побуждений, та, что создана была для любви, – единственная и неповторимая: «Ах, какое счастье! - воскликнул он. - Вот она, красная роза. В жизни не видал такой красивой розы!»

Но девушка не приняла цветок и отвергла студента. Неужели любовь такая суровая и жестокая? Мне кажется, нет, это самое прекрасное чувство на свете! Сколько стихов написано в честь любви, сколько людей обрели смысл жизни, когда у них появилась возможность радоваться новому дню, просыпаясь и зная, что их кто-то ждет! Так почему же профессорская дочь так поступила с юношей? Вероятно, не было никакой любви. Студент не мог влюбиться в девушку, которая променяла его на богача. Значит, он просто погнался за ее чудной внешностью. Может, он даже не знал ее характера? Любовь должна объединять людей не только по внешним чертам, которые они долго искали всю жизнь, а еще и соединять их сердца. Не зря же говорят, что влюбленные как «две половинки». Вот и получил юноша по заслугам, когда влюбился в черствую, «как скала», девушку. Ведь она выбрала не того, кто ближе ее сердцу, а парня, чей кошелек больше: «Боюсь, что эта роза не подойдет к моему туалету, -ответила она. - К тому же племянник камергера прислал мне настоящие каменья, а всякому известно, что каменья куда дороже цветов».

Не стоило студенту говорить, что «любовь – это глупость!». Ведь если и не эта девушка предначертана ему судьбой, то в мире точно есть та, что ждет его. Нужно только верить.

Так читатель следом за автором приходит к выводу, что любовь – самое прекрасное чувство на свете, если не путать ее с влюбленностью или погоней за красотой. Если ты испытываешь это чувство, то береги, а если пока не нашел, то не отчаивайся, а знай, что всегда успеешь найти свою половинку.

Итак, произведения Оскара Уайльда под ярким блеском романтизма таят в себе глубокий философский смысл, а за красивыми фразами прячутся обычные житейские ситуации, встречающиеся нам на протяжении всей жизни: это вечная проблема человеческих искушений (грехов, как в романе «Портрет Дориана Грея»), расчетливость материализма («Кентервильское привидение»), холодное жало жестокости («Звездный мальчик») и, конечно, невероятная сила любви («Соловей и роза»), что может создать самые прекрасные творения мира или нанести колоссальный вред и причинить боль.

«День рождения Инфанты»

Особенной любви достоин тот,

Кто недостойной душу отдает.

Шекспир

«День рождения Инфанты» рассказывает не столько о принцессе, сколько о карлике, жизнь которого до приезда в город была вполне удовлетворительной и наполненной маленькими приятными мелочами. Будучи лесным жителем (а в лесу, как известно, нет зеркал), он даже не догадывался о своем уродстве, а жил идеальной для него жизнью. Увидев прекрасную Инфанту, он был пленен ее великолепием и полюбил с первого взгляда: «Инфантою он был очарован безмерно, не мог от нее глаз оторвать, и, казалось, плясал для нее одной». А она, безудержно смеясь над его нелепым танцем, в шутку бросила ему белую розу, некогда красовавшуюся в ее волосах. Карлик принял такой жест как намек на сильную симпатию.

Не могу представить себя, читающую описание мечтаний карлика о принцессе, с улыбкой. Невероятно грустно оттого, что он распланировал каждую мелочь их будущей жизни, не подозревая об отвращении Инфанты. Когда же она приказала ему плясать, то не последовало никакой реакции, т. к. карлик умер. Его сердце разбилось.

Я думаю, эта сказка найдет отклик в сердце каждого, прочитавшего ее. Как больно быть отвергнутым, особенно когда питаешь к человеку действительно сильные чувства! Принцесса, не подумав, бросила карлику цветок, вселив надежду в сердце влюбленного. Возможно, если бы она знала о симпатии карлика, то и это не помешало бы ей кинуть розу, ведь, выросшая без матери в окружении слуг, которые боялись сказать ей что-то в лицо, Инфанта давно забыла, что такое чувства, и ее вполне устраивала эта фальшивая симпатия окружающих людей. Строчка, которой Уайльд завершил произведение, пугает своей дерзостью и способна пропитать читателя ненавистью к юной принцессе: «На будущее время, пожалуйста, чтобы у тех, кто приходит со мною играть, не было сердца совсем! - крикнула она и убежала в сад».

Таким образом, сказка «День рождения инфанты» обладает действительно мощной силой, ведь, пропитанная чарующими описаниями природы, она рассказывает большинству из нас о знакомом чувстве – любви. Отчасти мы понимаем Инфанту, совершившую такой жестокий поступок. Но с другой – презираем, потому что она растоптала чувства человека. Из-за прихоти этой избалованной девушки карлик попал в мир людей – мир, где есть зеркала, - и, увидев себя, осознал, как он несчастен.

Итак, произведения О. Уайльда, разрушая стереотипы и воздействуя на представления читателей о красоте, показывают человеку любовь во всех ее гранях: от разрушающего жизнь убийства до пронизывающего счастья, делающего жизнь раем.

Итак, написание статьи позволило мне сделать следующие выводы:

1. Каждое произведение О. Уальда таит в себе отголоски романтизма и множество философских изречений о жизни, способных кардинально изменить внутренний мир читателя;

2. автор призывает читателей помогать окружающим, не растрачивая свою жизнь на обиды и унижения;

3. произведения Оскара Уайльда раскрывают причины возникновения человеческих искушений, материализма, жестокости и подчеркивают невероятную силу любви;

4. произведения писателя представляют любовь во всех ее гранях: от разрушающего жизнь убийства до пронизывающего счастья.

Таким образом, гипотеза моего исследования подтвердилась: художественная литература, раскрывающая причины возникновения человеческих искушений, материализма, жестокости и любви, способна кардинально изменить внутренний мир читателя.

Биография Оскара Уайльда

О́скар Фи́нгал О’Фла́эрти Уи́ллс Уа́йльд (мать любила его называть Оска́р; Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde, 1854—1900) — ирландский поэт, драматург, писатель, эссеист. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, яркая знаменитость того времени, лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное» поведение и после двух лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию (где жил под изменённым именем и фамилией). Наиболее известен своими искрящимися пьесами, полными парадоксов, крылатыми словами и афоризмами, а также романом «Портрет Дориана Грея» (1891).

Родился Оскар Уайльд 16 октября 1854 года в столице Ирландии — Дублине, городе, подарившем миру целое созвездие выдающихся писателей (среди них — Дж. Свифт, Р. Б. Шеридан, О. Голдсмит, Дж. Б. Шоу, Дж. Джойс, У. Б. Йейтс, Б. Стокер). Некоторые русскоязычные источники (например, К. Чуковский в своей статье «Оскар Уайльд») утверждают, что родился Оскар в 1856 году. Это неверно и давно опровергнуто. Связано это было с тем, что влюблённый в юность Уайльд часто в беседах сбавлял себе два года (а в своём свидетельстве о браке, например, прямо указал именно 1856 год как дату своего рождения). Известно письмо его матери от 22 ноября 1854 г. , в котором она говорит так: «в эту самую минуту качаю колыбель, в которой лежит мой второй сын — младенец, которому 16 числа исполнился месяц и который уже такой большой, славный и здоровый, словно ему целых три месяца. Мы назовём его Оскар Фингал Уайльд. Не правда ли, в этом есть что-то величественное, туманное и оссианическое?» (пер. Л. Мотылёва)

Отрывок из произведения «Соловей и роза»

Сперва он пел о том, как прокрадывается любовь в сердце мальчика и девочки. И на Розовом Кусте, на самом верхнем побеге, начала распускаться великолепная роза. Песня за песней - лепесток за лепестком. Сперва роза была бледная, как легкий туман над рекою, - бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета. Отражение розы в серебряном зеркале, отражение розы в неподвижной воде – вот какова была роза, расцветавшая на верхнем побеге куста.

А куст кричал Соловью, чтобы тот еще крепче прижался к шипу.

-Крепче прижмись ко мне, милый соловушка, не то день придет раньше, чем заалеет роза!

Все крепче и крепче прижимался Соловей к шипу, и песня его звучала все громче и громче, ибо он пел о зарождении страсти в душе мужчины и девушки.

И лепестки розы окрасились нежным румянцем, как лицо жениха, когда он целует в губы свою невесту. Но шип еще не проник в сердце Соловья, и сердце розы оставалось белым, ибо только живая кровь соловьиного сердца может обагрить сердце розы.

Опять Розовый куст крикнул Соловью, чтобы тот крепче прижался к шипу.

-Крепче прижмись ко мне, милый соловушка, не то день придет раньше, чем заалеет роза!

Соловей еще сильнее прижался к шипу, и острие коснулось наконец его сердца, и все тело его вдруг пронзила жестокая боль. Все мучительнее и мучительнее становилась боль, все громче и громче становилось пение Соловья, ибо он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле.

И стала алой великолепная роза, подобно утренней заре на востоке. Алым стал ее венчик, и алым, как рубин, стало ее сердце.

А голос Соловья все слабел и слабел, и вот крылышки его судорожно затрепыхались, а глазки заволокло туманом. Песня его замирала, и он чувствовал, как что-то сжимает его горло.

Отрывок из произведения «День рождения инфанты»

Уж в лесу-то есть на что посмотреть; а когда она устанет, он отыщет для нее мягкое ложе из мха, или же отнесет ее на руках - потому что он ведь очень сильный, хоть и сам знает, что невысок ростом. Он сделает ей ожерелье из красных ягод брионии, которые так же красивы, как те белые ягоды, что нашиты у нее на платье; а если ей надоест это ожерелье, она может его бросить, и он найдет ей другое. Он будет приносить ей чашечки от желудей, и покрытые росой анемоны, и крохотных светящихся червячков, которые будут искриться, как звезды, в бледном золоте ее волос.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)