Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Физическая культура

Физическая культура — это урок или путевка в будущее

Я очень люблю уроки физической культуры. Мне нравится много двигаться и нравится преподавание этого предмета у нас в школе. Ни одной минуты мы не бываем на месте на уроке: разминка под музыку, физические упражнения на снарядах, спортивные игры — все это очень поднимает настроение и заряжает позитивной энергией на весь день. Я получаю максимум удовольствия и пользу для здоровья от таких уроков.

Долгое время я считал, что физкультура — это удовольствие на данное время — время урока, секции. И хотя учитель постоянно подчеркивал, что навыки, приобретенные на уроках, пригодятся нам в будущем, я не зацикливался на этих словах.

Недавно моя сестра поступила в Российскую таможенную академию (РТА). Физической культуре там отводится очень большая роль. Именно поэтому в РТА особое внимание уделяют занятиям спортом. Этому способствует хорошая материально-техническая база академии. Есть свои стадион и бассейн, спортзалы, тренажерный зал и лыжная база. Все оборудовано по последнему слову техники, укомплектовано полностью необходимым инвентарем по количеству занимающихся. Физическая культура там преподается 4 года. На 1,и 3 и 4 курсах студенты интенсивно занимаются легкой атлетикой и силовой подготовкой. На каждом занятии, а это 2 учебных часа ежедневно, они сдают спортивные нормативы — бег 1000м, 100м, 30м, подтягивание, пресс. Это помогает студентам быть в тонусе и отличной физической форме. На 2 курсе они занимаются также ежедневно по два часа в бассейне. Здесь те, кто не умел плавать, к концу года могут посоревноваться с самыми умелыми пловцами а другие, кто с детства чувствовал себя в воде, как рыба, улучшают свои навыки и умения. Поэтому студенты РТА очень часто занимают призовые места в соревнованиях на московском и всероссийском уровнях. Также, чтобы стать студентом РТА, абитуриенты сдают экзамен по физической культуре, в котором, кроме теоретических знаний, приходится выполнять очень высокие нормативы на стадионе.

Вот тут у меня и возник вопрос: зачем?

Сестра мне сказала, что её будущая профессия тесно связана с физическими нагрузками и испытаниями. Но ведь не все собираются поступать в подобные учебные заведения. Тем не менее в школе физическая культура преподается для всех. Вот тогда я и решил подробнее узнать о том, насколько важен и нужен этот урок. С этой проблемой я обратился к учителю физической культуры нашей школы Аверьянову В. В. Владимир Васильевич посоветовал мне самому разобраться в этом вопросе и предложил выполнить проект на тему: «Физическая культура — это урок или путевка в будущее».

Защита

После обсуждения темы с учителем я решил побеседовать с родителями, сестрой, друзьями и одноклассниками.

Родители сказали, что физическая культура — очень важный предмет в школе, так как дает развитие не только мозгу человека, его логике, мышлению, сообразительности и сноровке, но и мышцам, внутренним органам, что очень положительно сказывается на здоровье человека в целом. Фундамент здорового образа жизни закладывается в ребенке с детства. Этому должны способствовать не только родители, но и школа, учителя. Именно поэтому весьма важный акцент делается на преподавании физической культуры в школе. Ребенку нужно внушить, что беречь свое здоровье — это его главная задача, что он должен в школе выбрать те виды спорта, которыми он с удовольствием будет заниматься не только в учебное, но и в свободное время. По их мнению, школа должна привить любовь и стремление к подвижному образу жизни.

Сестра мне сказала, опираясь на свой опыт поступления и учебы в РТА, что без хорошей спортивной подготовки нельзя поступить в ВУЗы страны, где на первое место ставятся физические данные абитуриентов. Поэтому нужно много сил и свободного времени отводить занятиям на уроках физической культуры, различных спортивных секциях и кружках. Она добавила, что успешно занимаясь футболом и волейболом, я уже сейчас готовлю себя к серьезным испытаниям при поступлении в ВУЗ, набираясь при этом силой и здоровьем на всю жизнь, закаливаю свой организм, что, несомненно, принесет пользу для моего будущего.

Одноклассники и друзья отнеслись неоднозначно к выбору темы проекта: кто-то из них хмыкнул, кто-то усмехнулся, кое-кто даже заявил, что физическая культура в жизни не главное. Но большинство, конечно, поддержали, сказав, что изучение других предметов в школе, таких как, например, русский язык и математика, очень важно и их нужно знать от «А» до «Я», так как они являются неотъемлемой частью выпускных экзаменов, но заниматься физическими упражнениями очень полезно для здоровья и престижно в современном мире. Большинство моих друзей посещают спортивные секции, с удовольствием ходят на стадион, занимаются футболом, волейболом, катаются на коньках, лыжах и роликах, плавают, играют в подвижные игры на свежем воздухе.

Я решил систематизировать информацию и немного расширить круг людей, мнение которых пригодится мне в дальнейшей работе.

Для этого я решил провести анкетирование среди учителей, односельчан, одноклассников, друзей.

Физическая культура — урок: - главный;

второстепенный;

такой же, как и остальные уроки;

затрудняюсь ответить

Обоснуйте свое мнение.

В чем, по вашему мнению, польза движений?

Как вы проводите свободное время?

(Для взрослых) Помогли ли вам навыки, полученные на уроках физической культуры в жизни? (конкретно, где и как)

(Для детей) Занимаются ли ваши родители в свободное время физическими упражнениями?

Ответы учителей

главный — 47%;

такой же, как и остальные уроки — 32%;

второстепенный — 21%;

затрудняюсь ответить — 0%.

47% учителей обосновали свое мнение так: «Здоровье — это главная ценность человека. Оно не будет крепким без физической активности. Поэтому урок физической культуры — главный в школьной программе».

21% респондентов свое мнение обосновали тем, что очень важно в жизни иметь фундаментальные знания по основным школьным предметам, важно быть разносторонне развитым человеком. Однако при этом они заметили, что физическое здоровье, конечно же, очень важно для жизни.

32% опрошенных учителей поставили урок физической культуры в школе на одну ступень со всеми остальными, сказав при этом, что заниматься своим физическим развитием можно не только на уроках, но и во многих других местах, подготовленных для этого, под руководством тренера, родителей, а также самостоятельно.

Для подавляющего большинства учителей моей школы — 92 % - движение — это жизнь, это здоровье, это долголетие. Поэтому наши учителя являются активными участниками спортивной жизни школы. Двигательная активность помогает им оставаться здоровыми и активными людьми. По мнению многих, жизнь замрет, если человек будет валяться на диване целыми сутками. Такое «ленивое» времяпрепровождение приводит к ухудшению самочувствия, вредит здоровью.

Многие учителя проводят свое свободное время дома, в кругу семьи, занимаясь хлопотами по хозяйству, уделяя при этом время своим увлечениям (книги, кино, шейпинг), повышают уровень своего профессионального мастерства в процессе самообразования, даже в свободное от работы время.

Большинство учителей — 67% - отметили, что навыки, полученные на уроках физической культуры в школе, не остаются в стенах спортивного зала. Они весьма необходимы и в повседневной жизни. Многим это пригодилось при поступлении в ВУЗы, во время прохождения срочной службы в армии, для расширения общего кругозора.

Ответы односельчан

главный — 33%;

такой же, как и остальные уроки — 17%;

второстепенный — 30%;

затрудняюсь ответить — 20%.

33% опрошенных мною взрослых людей в селе отметили, что считают урок физической культуры в школе главным , так как он дает силу ребенку и укрепляет растущий организм, способствует сохранению и укреплению здоровья человека, а это в жизни главное. Они посетовали на то, что не понимали эту истину, учась в школе, и часто пропускали уроки физической культуры, или занимались не в полную силу, о чем сегодня очень жалеют.

30% взрослого населения отметили, что уроки физкультуры не самые главные в школе. Как правило, у таких людей, когда они учились в школе, преподавание этого предмета было не на высоком уровне, уроки они посещали «постольку, поскольку», а поэтому не совсем четко понимают роль физических нагрузок для поддержания здоровья. Они считают, что здоровье можно поддерживать при помощи различных БАДов, витаминов и лекарственных средств (что меня очень смутило).

17% взрослых не отводят физической культуре какого-то особого места среди школьных предметов , считая ее таким же предметом, как и все остальные. Для этих людей учеба в школе вообще не сыграла значимой роли в жизни, об этом времени они вообще не вспоминают и не думают, или же вспоминают редко и неохотно.

20% респондентов не смогли сказать ничего по этому вопросу.

Однако же большинство взрослых людей — приблизительно 58% - сказали, что движение обязательно для здоровья человека, что свобода движения — это ощущение, которое дает людям моменты радости, легкости. Очень приятно и полезно, например, совершить утреннюю пробежку на свежем воздухе или сделать заплыв в прохладной воде на вечерней заре.

100% опрошенных сказали, что проводят свое свободное время дома или посещая с визитами родственников, своих друзей. По праздникам многие посещают концерты в местном СДК, в районном центре, некоторые участвуют в художественной самодеятельности, занимаются в танцевальном кружке.

Многие из взрослых людей — приблизительно 52% - отметили, что приобретенные на уроках физической культуры навыки пригодились им в дальнейшей жизни. Они умеют отжиматься, подтягиваться на перекладине, прыгать через скакалку, кувыркаться, делать «мостик» благодаря урокам физической культуры. Это дало им умение сопротивляться неврозам, добиваться своей цели, преодолевая себя, вырабатывать силу воли, характер, делать дело через «не хочу».

Ответы одноклассников

В моем классе учатся 16 человек.

главный — 44%;

такой же, как и остальные уроки — 50%;

второстепенный — 6%;

затрудняюсь ответить — 0%.

44% моих одноклассников — считают этот урок главным, так, как на нем они развивают свою силу и выносливость. 1 девочка не любит заниматься на уроках физической культуры, потому что не любит выполнять упражнения и бегать. 50% учеников вообще не видят никакой разницы между уроками в школе. Школу они посещают только потому, что так принято и их заставляют это делать родители.

Большинство одноклассников проводят свободное время дома, у телевизора, слушая музыку, общаясь в Интернете или гуляя вечером по улицам, несколько человек иногда помогают родителям по хозяйству. 48% учащихся ходят в спортивные секции, на занятия танцевального кружка.

О пользе движений сказали 94%учащихся. Нужно бегать, прыгать и играть — вот залог здоровья и хорошего настроения. Но многим это делать неохота.

Родители: занимаются физкультурой у 25% учащихся; не занимаются — у 75%.

Ответы друзей.

У меня много друзей. Они есть среди одноклассников, среди учащихся других классов, других школ и даже тех, кто уже не учится в школе. Я опросил 9 человек. Ответы распределились следующим образом:

главный — 67%;

такой же, как и остальные уроки — 33%;

второстепенный — 0%;

затрудняюсь ответить — 0%.

Конечно же, большинство из моих друзей считают урок физической культуры главным предметом в школе, именно поэтому мы и друзья, у нас одинаковое мировоззрение, приоритеты и цели в жизни. Они отметили, что здоровый образ жизни — это модно, а занятия физкультурой — одна из главных составляющих здорового образа жизни. Всем людям обязательно нужно двигаться, заниматься спортом, причем желательно получать от этого удовольствие и положительные эмоции!

Трое из девяти не делают различий между уроками физкультуры и другими. Они ровно относятся ко всем предметам школьной программы, стараясь получать хорошие отметки. Надо сказать, что так ответили только девочки.

О пользе движений сказали все мои друзья. Ведь очень полезно и интересно покататься летом на роликах, скейт-борде, велосипедах, уже даже и на мопедах (нам разрешают родители), поплавать в пруду и речке, позаниматься вечером на стадионе, а зимой поиграть в хоккей, покататься на лыжах и коньках, поиграть в снежки, построить крепости из снега.

Мы никогда не сидим в доме во время каникул! Часто на пруду расчищаем снег и делаем подобие хоккейной площадки или настоящего катка с музыкой. У всех моих друзей есть клюшки, шайбы, коньки, лыжи, футбольные и волейбольные мячи, ракетки для игры в бадминтон и теннис. Во время школьных занятий свободного времени , конечно же, мало, но все равно мы посещаем секции футбола, волейбола, кто-то учится еще и в музыкальной школе, кто-то ходит на занятия танцами, художественной самодеятельности. Трое из моих друзей пробуют силы в ВИА «Детство» местного СДК.

Родители

занимаются физической культурой — у 56%;

не занимаются — у 44%.

Анализируя результаты анкетирования, я сделал вывод, что не все люди понимают, в чем польза занятий физическими упражнениями. Чем старше становится человек, тем больше он задумывается над тем, насколько важна и нужна физическая культура. Мне бы хотелось помочь своим одноклассникам и ребятам из других классов. Цель я немного подкорректировал — помочь одноклассникам и взрослым людям определить значимость физических упражнений для здоровья и развития.

Я поставил следующие задачи:

Исследовав различную литературу по данному вопросу, выяснить, как влияют занятия физической культурой на здоровье человека;

Показать, с помощью каких упражнений можно поддержать свое здоровье.

Кроме того учитель физкультуры рассказал мне о феномене Дикуля, который получив тяжелейшую травму позвоночника, перенесший множество операций, будучи не ходячим инвалидом, выработал для себя определенную систему физических упражнений. Вопреки прогнозам врачей, он смог не только подняться на ноги, но и выполнять такие трюки, которые не под силу даже здоровому человеку.

Переработав всю имеющуюся информацию, я подготовил выступление

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту, отношение взрослого населения к занятиям физической культурой в новых социально-экономических условиях

В настоящее время физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с населением претерпевает ряд структурных и организационных преобразований. Существует несколько объективных предпосылок, в силу которых ученые и практики ведут поиск новых направлений, новых комбинированных форм и методов организации и проведения физкультурной работы с различными контингентами населения. Среди таких предпосылок наиболее существенными, на мой взгляд, являются:

изменение социально-экономической ситуации в странах СНГ;

сокращение средней продолжительности жизни человека;

отсутствие обратной связи между проводимыми физкультурными мероприятиями и их результатами.

Физкультурно-оздоровительная работа на настоящий момент не имеет глубоко продуманной и широко разработанной научной базы. А ведь нормы и привычки, образцы социально одобряемого поведения, бытующие среди взрослого населения, наконец, межличностные отношения и групповые процессы имеют огромное значение как для научного осмысления происходящих процессов, так и для практической работы по месту жительства взрослого населения.

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Регулярные занятия физической культурой и выполнение оптимального комплекса упражнений приносят удовольствие и сохраняют здоровье.

Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной физической деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности. Ребенок еще не родился, а его будущее физическое и психическое развитие уже взаимосвязано с двигательной активностью. Потребность в движении, физической активности является характерной особенностью растущего организма. К сожалению, взрослый человек ощущает значительно меньшую потребность в движениях, чем ребенок. Но движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта, но при дефиците физической активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов. Лица, которые ведут малоподвижный образ жизни и не занимаются физической культурой, чаще страдают заболеваниями органов дыхания и кровообращения. Влияние физических упражнений на организм человека чрезвычайно велико.

Не так давно специалисты определили, сколько времени нужно отводить на физические упражнения и занятия физической культурой, чтобы достичь защитного эффекта. Эти требования были выработаны в результате многолетней исследовательской работы.

Минздрав определил минимальную норму недельного объема двигательной активности человека – десять часов. Надо помнить, что занятия физической культурой – не разовое мероприятие, не воскресник и не месячник, это целеустремленное, волевое, регулярное физическое самовоспитание на протяжении всей жизни.

Существуют три формы самостоятельных занятий физической культурой

Ежедневная утренняя гимнастика.

Ежедневная физкультпауза.

Самостоятельные занятия физической культурой, физические упражнения и спорт (не реже, чем 2-3 раза в неделю).

Для того чтобы занятия физической культурой оказались более эффективными, необходимо соблюдать следующие правила:

Увеличивать продолжительность и интенсивность нагрузки постепенно.

До начала занятий проводить разминку, включающую медленный бег (3-5 мин. ), общеразвивающие физические упражнения и упражнения для тех групп мышц, которые больше всего будут задействованы на данном занятии.

Соблюдать все правила, связанные с техникой безопасности, обращая внимание на соответствие обуви, инвентаря, ровность покрытия площадки и др. требования.

Одной из самых лучших и доступных форм занятий физической культурой является оздоровительный бег. Благодаря естественности и простоте движений, возможностям проводить тренировки практически в любых условиях и, выполняя занятия физической культурой, добиваться значительного расширения функциональных возможностей, бег в последние годы стал массовым увлечением во многих странах мира. Чтобы повысить эффективность занятий, необходимо освоить рациональную технику, научиться правильно дозировать продолжительность и скорость бега. Ошибки в технике бега (нарушения в осанке, неправильная постановка стопы и др. ) могут вызывать болезненные ощущения отдельных мышечных групп, сухожилий, суставов ног, спины.

Продолжительность и скорость бега определяется в зависимости от уровня подготовки занимающихся и поставленных задач: улучшения функциональной подготовки или достижения определенных результатов. Опыт показывает, что, тренируясь 3-4 раза в неделю даже с минимальным объемом физических нагрузок можно добиться существенного улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Под влиянием регулярных занятий бегом во всех системах организма происходит функциональная перестройка. У лиц, занимающихся оздоровительным бегом, происходит более интенсивная перестройка костей. Активизация деятельности мышц при занятиях оздоровительным бегом приводит к повышению активности всех обменных процессов. Бег – наиболее доступный вид занятий физической культурой, так как не требует специально оборудованных залов, и заниматься бегом может человек практически любого возраста. Однако следует знать и о требованиях методики – бегом следует заниматься сознательно и активно, то есть, понимать общую цель и задачи занятий, анализировать и контролировать свои действия:

бегом следует заниматься систематически, т. е. соблюдать последовательность, регулярность занятий, оптимально чередовать физические нагрузки и отдых;

необходимо правильно дозировать физические нагрузки с учетом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, индивидуальных особенностей;

нужно заниматься непрерывно и длительно, то есть, строить занятия как круглогодичный и многолетний процесс, сохраняя направленность на оздоровительный эффект;

сочетать с бегом другие физические упражнения;

оптимально использовать естественные факторы природы – солнце, воздух, воду

соблюдать при этом правила личной гигиены.

Способ достижения гармонии человека один – необходимо систематически выполнять физические упражнения. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физической культурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения. Несомненно, физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья – это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда при выполнении упражнений. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, комлекс физических упражнений, требующий существенного напряжения, может привести к ухудшению деятельности сердца.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Очень важно учитывать взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др. ). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, то есть, деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12-16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0-9,0 МДж (1200-1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена). За последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, около 2,0-3,0 МДж (500-750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2-3 ккал/мин, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 ккал в сутки (или 2000-3000 ккал в неделю).

В настоящее время только 20% населения занимаются достаточной интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста.

Таким образом, у большей части современного населения возникла реальная опасность развития гипокинезии. Гипокинетическая болезнь представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе).

Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40% массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни.

Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту — угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки — урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кровоток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с брадикардией случаи заболевания ИБС выявлены значительно реже, чем у людей с частым пульсом. Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70 %, такая же закономерность наблюдается и при мышечной деятельности. При выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре у тренированных мужчин объем коронарного кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетренированных, соответственно в 2 раза меньше и потребность миокарда в кислороде. Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска

Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на взрослый организм. Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов.

С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). Также с возрастом функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС, кроме того происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости.

С возрастом ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Отмечено также снижение вентиляционной функции легких - уменьшение максимальной вентиляции легких (МВЛ). Это уменьшает продолжительность жизни. Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина, это приводит к развитию атеросклероза. Ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения.

Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости — показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности.

Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвоночным дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культуры на организм человека.

А заботиться о своем здоровье надо начинать еще в детстве. Поэтому уроки физкультуры нам необходимы для закладывания фундамента здорового образа жизни. Неслучайно в этом году в школе введен третий урок физической культуры. Но я считаю, что заниматься только на уроках физкультуры, этого все равно недостаточно для развития организма и достижения спортивных разрядов. Нужно заниматься дополнительно в спортивных секциях и самостоятельно.

Закончив свой проект, я могу сказать, что многое из того, что было задумано, получилось. Во-первых, я сам для себя ответил на вопрос: зачем же нужны человеку уроки физической культуры. Во-вторых, я поделился этими мыслями со своими друзьями и одноклассниками. В-третьих, мне удалось заставить взрослых задуматься над этой проблемой. Отвечая на вопросы моей анкеты, многие из них говорили, что в последнее время здоровье людей ухудшается, и одной из главных причин такого положения — малоподвижный образ жизни. Не будет у человека хорошего здоровья без оптимальной физической нагрузки, и я с ними полностью согласен. В-четвертых, я показал, с помощью каких упражнений можно поддерживать свое здоровье. (Утренняя гимнастика, оздоровительный бег, физкультпаузы, )

Конечно, не все тут же ринулись заниматься физической культурой. Я считаю, просто мне не хватило возможностей для проведения серьезных исследований в плане того, как изменяется состояние человека, который начинает серьезно заниматься физическими упражнениями. Я думаю, что теперь я буду более серьезно прослеживать, изменится ли что-либо в плане здоровья на протяжении двух - трех лет у тех, кто занимается физической культурой. И в 11 классе я снова вернусь к этой теме.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)