Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Физиогномика в творчестве Есенина

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,

Синь очей утративший во мгле,

Эту жизнь прожил я словно кстати,

Заодно с другими на земле

Сергей Есенин

Тот не поймет живой души России,

Кто не читал есенинских стихов

Рюрик Ивнев

Проучившись до одиннадцатого класса, я познакомилась с творчеством многих поэтов и писателей. Во время изучения литературного материала я, конечно, все читала, почти все принимала, но это было как–то без души. Я просто выполняла обязанности ученика. Поэт Есенин должен был войти в список «Изучено, но не воспринято», к счастью, этого не случилось. Почему-то с первых строк показалось, что он пишет о чем–то родном и дорогом для меня.

Первым местом нашей встречи были строки из стихотворения «Лисица». С этого момента я поняла, Есенин – мой поэт.

Затем наши встречи стали частыми. Я видела его глазами природу, животных, людей, страны, чувствовала вместе с ним. Во мне начинало разгораться пламя интереса. Я мечтала вернуться в то время и познакомиться с Есениным, как с одним из самых незаурядных людей XX века. Но что остается нам, потомкам великих, лишь воспоминания, фотографии, их труды

Однако после долгих, не давших результата поисков я нашла выход – физиогномика. Это одна из старейших областей человеческих знаний, позволяющая через восприятие и «чтение» лица человека получить информацию о его личностных особенностях, определяющая поведение и отражающих индивидуальность жизнедеятельности.

Физиогномика базируется на нескольких принципах:

Принцип ЕДИНСТВА ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО подчеркивает взаимосвязь морфологических особенностей строения лица с внутренним содержанием личности.

Принцип ЦЕЛОСТНОСТИ подразумевает, что каждая часть тела может нести информацию о целом.

Принцип СУБЪЕКТИВНОСТИ указывает на то, что любая информация считывается человеком только на том уровне, до которого он дорос.

Принцип ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ констатирует, что субъективная оценка восприятия весьма зависима от мотивации, интересов и потребностей человека.

Принцип РАВНОВЕСИЯ проявляется через баланс и пропорции физического и психического.

Принцип СООТНОШЕНИЙ является основополагающим при считывании информации.

Лицо – один из наиболее открытых, незащищенных участков человеческого тела, позволяющий быстро получить информацию о динамике эмоционального состояния человека. Отдельные исследования считают, что по лицу можно определить не только состояние, но и настоящее, прошлое и будущее личности.

Научившись объяснять черты лица, связывать их особенности с особенностями поведения, возможно быстрее начать понимать человека, которого видим впервые. Легче и точнее будем узнавать о состоянии нашего партнера по общению, опираясь на малейшие нюансы движения лица.

Так я смоделировала своего Есенина

Зоны лица

Характер у Сергея был неровный вспыльчивый

А. Есенина

Лицо делится на три зоны – верхнюю, среднюю и нижнюю.

Интеллектуальная – верхняя – занимает весь лоб, она начинается у линии роста волос и заканчивается линией бровей. Величина и форма лба определяет мыслительную деятельность и реальное понимание жизни.

Эмоциональная – средняя часть лица – равна длине носа. Отражает степень чувствительности, душевную глубину и внутреннее содержание.

Витальная – нижняя часть – начинается от линии ноздрей и состоит из губ и подбородка, дает представление об энергии человека, его любви к наслаждениям и низменным инстинктам, стремление к выгоде и удовлетворению.

На идеальном лице все три зоны сбалансированы и пропорциональны. Но такие лица встречаются редко. Поэтому, чтобы правильно понять человека по лицу, нужно разобраться, какая зона из трех более ярко отражена. А узнав это, удастся предположить, что движет личностью – инстинктивность, чувствительность или интеллект. Причем, более точную характеристику получим, если удастся зоны проранжировать, т. е. определить для каждой свое место – первое, второе или третье по величине.

В начале XX века один из специалистов по изучению лица, К. Хутер , предложил девять вариантов соотношений частей лица, по которым можно определять темперамент и характер человека. Согласно этой классификации соотношение частей лица Есенина можно отнести к группе номер пять, т. е. лоб маленький, средняя и нижняя части лица больше (см. приложение 1):

И < Э, И < В, Э = В.

Это говорит о том, что Есенин, склонный к грубости, импульсивный человек, сила и воля которого преобладают над чувствами и разумом. Он проявляет смелость и пытливость, обладает агрессивностью и большой силой убеждения, склонен к безрассудству, очень взыскателен к себе. Такие черты встречаются у людей, ориентированных на реальную жизнь, это сильные во всем люди – и в деятельности, и в покое, и в наслаждении.

В этом легко убедиться, достаточно лишь обратиться к воспоминаниям современников. Подтверждением грубости могли служить «крепкие» словечки, которые Есенин иногда использовал, да и на вечерах он нередко исполнял «похабные частушки». А Иван Розанов был удивлен «что о женщинах Есенин выражался большей частью пренебрежительно».

Многие из известных поступков Есенина нельзя назвать обдуманными и необходимыми в данный момент времени. Это проявлялось и в личной жизни, например «со дня знакомства до дня венчания» с Зинаидой Райх прошло примерно три месяца. Разве это срок для такого ответственного поступка? А меньше чем через год они уже расстаются. А чего стоит головокружительный роман с Айседорой Дункан

Кажется, что вся жизнь Есенина была подчинена этим правилам. Вот и первое доказательство состоятельности физиогномики.

«Zolotaia golova»

Айседора Дункан

Размер, форма и положение черепа головы – также носители информации о человеке.

Профиль лица можно определить по степени выпуклости или вогнутости его лобной, носовой, ротовой и подбородочной частей. Люди с более развитой носовой частью, к которым относится Есенин, характеризуются способностью критично относиться к действительности, не принимая все на веру, стремлением самим проверить истинность любых утверждений, они непредсказуемы и одарены.

Размер, форма и положение черепа головы – также носители информации о человеке. При анализе характеристики головы следует уделять внимание также и ее центру тяжести, но, к сожалению, имеющиеся у меня фотографии не позволяют описать и проанализировать голову Есенина в полной мере.

Доказывать одаренность Есенина не имеет смысла, это аксиома. Горький очень точно и тонко сказал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире милосердия».

Форма лица

Все человеческие лица можно свести к одной из начальных форм – прямоугольник, квадрат, круг треугольник, трапеция или овал. Однако чистых типов почти не бывает.

Для определения формы лица Есенина обратимся к фотографии датированной 1924 годом (см. приложение 2). Как мы видим лицо Есенина продолговато. Ширина лба примерно такая же, как и ширина подбородка. Следовательно, форма есенинского лица больше относится к прямоугольному типу.

Это так называемый аристократический тип, поскольку большинство правителей и лиц, облеченных властью, имеют лицо этого типа. Свидетельствует об интеллигентности, чувствительности, уравновешенности, также о предусмотрительности, дальновидности и справедливости. Человек с такой формой лица может быть расчетлив и рассудителен. Обычно они обладают организаторским талантом и способностью работать с другими людьми во имя достижения намеченной цели. У таких людей не возникает проблем с общением. Обычно они достигают жизненного успеха.

Жаль, но такие немаловажные качества, как уравновешенность, предусмотрительность и дальновидность были самыми, на мой взгляд, не проявленными из всех. Но, как известно, есть доминирующие и второстепенные черты лица. Именно этим можно объяснить поглощение важных положительных штрихов характера излишней эмоциональностью и вспыльчивостью. Зато в расчетливости Есенин преуспел. Однажды Есенин признался Мариенгофу, что «сапог-то никогда в жизни таких рыжих не носил, и поддевки такой задрипанной», все это было лишь театром, эпатажем, это была реклама самого себя. Но нельзя не признать, что расчет был верно задуман и верно исполнен.

Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт

Сергей Есенин. 1917

Волосы являются не только украшением головы, но и выполняют защитную, осязательную и сигнальную функции.

Форма и цвет волос неодинаковы. Различают три основных типа формы волос: прямые, волнистые и курчавые. Прямые образуют гладкие пряди, а волнистые бывают с широкой и узкой волной и с локонами. Среди курчавых волос встречаются слабо и сильно курчавые, слабо и сильно спиральные волосы.

Состояние волос и характер прически могут много рассказать о том, как человек хочет выразить себя и быть воспринятым другими людьми. Выбор прически определяется личным вкусом человека, сформированным средой, в которой воспитывался и жил человек. Взрослый человек обычно имеет прическу, соответствующую его положению в обществе, статусу. Есть люди, которые меняют прическу в зависимости от своего состояния, настроения и проживаемых обстоятельств жизни. Не был исключением и Есенин. Сначала он стриг волосы «кружком», т. е. в этот период он был склонен к романтизму и желал произвести впечатление на окружающих. Затем стал их отращивать (и был «очарователен <> c , барашком вьющихся льняных волос»), этим Есенин хотел показать свою причастность к миру искусства. Позднее эти «барашки» он «будет с таким остервенением заглаживать под цилиндр».

Фотографии того времени не могли передавать цвета, поэтому для определения цвета волос обращусь к современникам. Они описывали волосы Есенина так: «белокурые», «золотые кудри», «желтоволосый», «волосы цвета ржи», «льняные», «белесо-желтые, точно выгоревшие на деревенском солнцепеке». Человек с такими волосами создает впечатление уравновешенности, спокойствия, скромности и даже кротости. Его отличает добродушие, искренность, супружеская верность, привязанность к традициям.

Уравновешенность, спокойствие, скромность и привязанность к традициям в Есенине особо не отмечены окружавшими его людьми. Изучая воспоминания современников, не смогла найти эти качества и я. Скорее всего, это были те качества, которые дремали в личности и смогли бы проявится, только в более зрелые годы поэта. Хотя его родные, в частности сестра Александра, отмечали, что дома Сергей был «скромный, тихий». А вот, что сам Есенин пишет о себе в «Письме от матери»:

Любимый сын мой,

Что с тобой?

Ты был так кроток,

Был так смиренен.

И говорили все наперебой:

Какой счастливый

Александр Есенин!

Густые и мягкие волосы имеют добродушные люди, с позитивным взглядом на жизнь. Подчеркнуто небрежный стиль мужской прически на самом деле может быть тщательно продуман, и говорить о чувствительности и даже ранимости Есенина.

Кудрявые или вьющиеся волосы встречаются чаще у всесторонне одаренных людей, но не всем удается раскрыть свой талант. Такие люди отличаются влюбчивостью, легкомыслием и жаждой чувственных удовольствий. Они способны на ложь, склонны усложнять даже простые ситуации.

Вот, наконец, подтверждение того, что талант был врожденный и Есенин именно тот человек, который смог раскрыть свой талант. А влюбчивость, легкомыслие и жажда чувственных удовольствий так свойственны талантам, но как часто это усложняет жизнь и приводит к разочарованию и истощенности жизненных сил. Впрочем, с этим горьким набором и пришлось столкнуться поэту.

Таким образом, и волосы многое могут рассказать о внутреннем мире человека.

Я – беспечный парень. Ничего не надо.

Только б слушать песни – сердцем подпевать,

Только бы струилась легкая прохлада,

Только б не сгибалась молодая стать

Сергей Есенин.

18 июля 1925

По строению, высоте и степени выпуклости, а также по отклонениям от правильной формы лба часто делают вывод о личностных особенностях человека, о том, на какие авторитеты и ценности ориентируется человек, и каким будем подчиняться, о его отношении к религии, философии, идеологии, нравственности.

Людям с той или иной формой лба приписывают определенные свойства характера.

По высоте различают высокие, средние и низкие лбы.

Я уже отмечала, что есенинский лоб был низким. Следовательно, Есенин был склонен ценить точность и аккуратность, имел хорошую память и острый ум. Правда, для людей с таким лбом, чаще важнее качественно прожить сегодняшний день, чем мечтать о будущем.

Также не маловажное значение имеет линия роста волос. Различают три вида линии роста волос – дугообразная, М-образная и четырехугольная.

У Есенина линия роста М-образная. Эта линия волос свойственна лицам творческого труда, особенно артистам и художникам, а также людям, мало заботящимся о завтрашнем дне.

Все эти качества проявляются у поэта достаточно ярко. Сопоставив два параметра – высота лба и линия роста волос, можно сделать вывод, что планирование своего будущего особо не тяготило Есенина. Вероятно, поэтому так странно оборвалась его жизнь. Будущее требует работы над собой, возможность видеть перспективу требует некоторой педантичности. Но, к сожалению, нелегко совмещаются чувства и понятия. И поддавшись эмоциям, с легкостью забываем о логике.

Брови – это очень выразительная часть лица. Брови активно участвуют в выражении чувств, рассказывают не только о характере и состоянии человека, но и об особенностях возрастного развития человека, продолжительности его жизни и даже надеждах. Кроме того, привлекают внимание к глазам.

Много разновидностей бровей мы можем увидеть, если будем внимательнее вглядываться в лица окружающих нас людей, отмечать мельчайшие детали их лиц.

По форме брови бывают прямые, дугообразные, треугольные и извилистые. У Есенина они прямые.

Прямые брови образуют ровную линию над глазами. Люди с такими бровями отличаются хорошим здоровьем, рассудочностью, прямотой, умением ставить перед собой цели и непременно добиваться их. Им сопутствует успех в жизни, которого они добиваются, опираясь на практический подход к жизни, здравый смысл и оптимизм. Иногда им свойственна властность, эгоцентризм, способность подчинять себе окружающих и находить выход в трудной ситуации.

Вот и прямое указание о конфликте, к которому предрасполагает сопоставимость черт. Брови, которые имеет Есенин, предполагают четкое планирование жизни, а над ними невысокий лоб, обрамленный вьющимися волосами, располагающий к некоторой беззаботности. Впрочем, ни для кого не был тайной крайне противоречивый характер поэта. Он не прилагал усилий скрывать это. Также из характеристики можно сделать вывод о качествах лидера, неоднократно отмеченных в воспоминаниях.

Глаза голубовато-серые, очень живые и серьезные, внимательные, но с какими-то удивительно озорными искорками, которые то вспыхивали, то вновь исчезали

З. Ясинская

Глаза у большинства людей ассоциируются с подлинными чувствами, они дают понять, насколько на самом деле человек счастлив или печален, тревожен или спокоен, нервничает или уверен в себе.

Глаза являются участками головного мозга, которые развиваются на второй неделе внутриутробной жизни человека из выпячивания промежуточного мозга или глазных бокалов. Это уникальные нервные приборы, обеспечивающие 80% всей поступающей в организм информации.

Различаю три основных цвета глаз: темный, смешанный и светлый. В свою очередь каждый из них подразделяется на четыре подгруппы, в результате получается 12 разновидностей цвета глаз.

Глаза Есенина «василькового цвета», миндалевидные, средних размеров, расположены на достаточном расстоянии, внешние уголки глаз совсем немного опущены вниз. Верхнее веко слегка приспущено, нижнее веко немного увеличено. Радужная оболочка глаз большая.

Большая радужная оболочка глаз – признак милосердия. Свидетелем проявления этого чувства был Матвей Ройзман: «Однажды, проходя по Страстному бульвару, я увидел, как Есенин слушает песенку беспризорного. <> Сергей не сводил глаз с несчастного мальчика <.>. Лицо поэта было сурово, брови нахмурены. <> Есенин полез в боковой карман пальто за носовым платком, вынул его, а вместе с ним вытащил кожаную перчатку, она упала на мокрый песок. Он вытер платком губы, провел им по лбу. Кто-то поднял перчатку, подал ему, Сергей молча взял ее, положил в карман. <> Есенин вынул пачку керенок и сунул в руку мальчишке»

Размер глаз непосредственно связан с эмоциональностью личности. Расстояние между глазами является признаком толерантности, т. е. терпения к чужой точке зрения. Чем дальше расположены друг от друга глаза, тем более развит будет человек. Сопоставив черты лица с чертами характера, мы видим, что Есенин был эмоциональным, но достаточно терпимым человеком с развитым кругозором. Люди, достаточно близко общавшиеся с Есениным, не могли не отметить то, что он очень много читал и знал наизусть целые сборники стихов, в частности сборник Ивана Старцева. Сохранилось воспоминание Рюрика Ивнева: « Есенин был прекрасно знаком с современной литературой, особенно со стихами. Не говоря уже о Бальмонте, Городецком, Брюсове, Гумилеве, Ахматовой, он хорошо знал произведения других писателей. Многие стихи молодых поэтов знал наизусть».

Внешние уголки глаз являются показателем критичности личности. Люди с опущенными уголками цепко подмечают все, что выходит за рамки происходящего. В личных отношениях они часто бывают придирчивыми и неуживчивыми. Общаясь с ними, надо быть готовым к непрошенным критическим замечаниям, но обижаться на них не стоит. Ведь обращаясь к такому человеку за советом, можно быть уверенным в объективности, так как критичный человек умеет подмечать не только недостатки, но и преимущества, новые неожиданные возможности.

Верхнее веко демонстрирует склонность человека к размышлениям. У людей со склонностью к анализу и рассуждению верхнее веко слегка приспущено. Такими глазами наделен человек, пользующийся авторитетом. Он никогда не выносит своего суждения, пока досконально не разберется в вопросе, не проанализирует все исходные данные. Когда необходимо что-то спланировать или разъяснить, он сделает это обстоятельно, добросовестно и с удовольствием. В подтверждении этого, достаточно увидеть, как Есенин писал свои стихи, этот момент запомнил Михаил Мурашев: « Когда Сергей принимался его записывать, то делал так: напишет строчку – зачеркнет, снова напишет – и опять зачеркнет. Затем напишет совершенно новую строчку. Отложит в сторону лист бумаги с начатым стихотворением, возьмет другой лист и напишет почти без помарок. Спустя некоторое время он принимался за обработку стихов; вначале осторожно. Но потом иногда изменялся так, что от первого варианта ничего не оставалось».

Нависшее нижнее веко принадлежит скромным личностям. Эти люди обладают повышенной эмоциональностью, непостоянством чувств, склонностью к риску.

Существует связь, как утверждают специалисты, между цветом глаз человека и особенностями стиля его жизни и работы. Голубоглазые люди выдержанные, но сентиментальные, однообразие их угнетает, они люди настроения, часто сердятся, главным их отличием является творческие способности.

Проанализировав данные, я пришла к выводу, что Есенин, как всякий поэт, был человеком эмоциональным и чувствительным, любящим риск и быструю смену событий. Также ему была присуща самокритичность, может, именно поэтому он уничтожил свое первое драматическое произведение «Крестьянский пир».

Специалисты считают, что чем больше уши, тем умнее человек. Замечено, что у старых людей уши, как правило, больше, чем у молодых. Неудивительно, ведь уши – единственная часть головы, которая растет всю жизнь, до глубокой старости. С накоплением жизненного опыта и мудрости человек приобретает и «подросшие» уши.

К сожалению, из-за отсутствия фотографий Есенина в профиль я не смогла провести полный анализ ушей.

По контуру уши бывают круглыми, овальными, прямоугольными, квадратными, треугольными. У Есенина – овальные, а это говорит о его деликатности и впечатлительности, музыкальности и даже изобретательности натуры. О музыкальности Есенина вспоминал Иван Старцев: «Пел он мастерски, с особыми интонациями и переходами. Пел не переставая, часами, особенно под аккомпанемент Кусикова на гитаре».

Выраженная по форме и большая по величине есенинская мочка, свидетельствует о хорошей сопротивляемости организма. Такие люди умеют добиваться своих целей, они находчивы и надежны. Порой удивительно необычные идеи приходят в их головы, недаром на Востоке люди с очень большими мочками считаются мудрецами.

Скулы и щеки

Психологические оценки в физиогномике даются так же по величине и форме скуловой области. По ним определяется степень коммуникабельности, восприятия внешней информации, обмена мнениями, идеями. Иногда по скулам выявляют даже степень интеллектуальности, хотя это не всегда корректно.

Скулы Есенина не ярко выражены, это придает ему некое сходство с ребенком, а щеки, что называется «кровь с молоком».

Щеки – весьма выразительная часть лица. Они вспыхивают от волнения, бледнеют при болезни и краснеют от смущения.

По своей форме щеки бывают: полные, плоские, впалые и с ямочками.

Полные есенинские щеки производят впечатление самой широкой части лица.

Люди с такими щеками очень эмоциональны, им трудно контролировать любое эмоциональное проявление. Они легко делятся своими чувствами и с удовольствием слушают о переживаниях других. Такие люди непременно являются верными друзьями.

Вот что вспоминает Владимир Чернявский о встречах с Есениным: «Был он всегда весел, и, когда вносил свою незабываемую «Сергунькину улыбку» на порог комнаты, мы все становились еще моложе, чем были». А на Михаила Мурашева Есенин «производил поистине обаятельное впечатление».

Проанализировав данные, я сделала вывод, что Есенин был «душой компании». Создается впечатление, что он с собой носил хорошее настроение и раздавал его своей улыбкой.

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я ее донести?

Брошу все. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси

Сергей Есенин. 1922

Нос привлекает большое внимание, как и глаза. Он является центральной и наиболее выступающей частью человеческого лица. Нос отвечает за функции дыхания, обоняния, защиты, сбора информации.

Нос растет и изменяет свою форму в течение всей жизни и окончательно формируется после 35 – 40 лет. Развитие различного внешнего вида носа зависит от генетических факторов, а также от повседневной работы носовых мышц. Активная умственная деятельность человека, психическое напряжение, обилие эмоций и страстей постепенно придают носу более тонкие очертания. А если люди ведут безмятежный образ жизни или мало занимаются умственной работой, их носы принимают форму все менее и менее выразительную.

Форма носа крайне разнообразна. Для определения ее нужно рассмотреть нос спереди, сбоку и снизу. При рассмотрении спереди можно выделить три основные формы: широкий, средний и узкий, или тонкий нос. При рассмотрении носа сбоку различают нос прямой, нос с горбинкой, с впадинкой, неровный. Кроме того, можно выделить нос высокий, средний, низкий. Рассматривая нос снизу, также можно видеть степень его развития.

Нос – показатель воли и активности. По его величине и форме судят о силе характера, проницательности, любознательности, скрытности, подозрительности, интеллектуальных способностях.

Характерной чертой есенинского носа является его спинка – она ровная. Это характеризует людей деликатных, уступчивых, с хорошо развитой интуицией, отличающихся тягой к знаниям и любовью к работе. У них хорошая реакция, развитое чувство юмора, они ценят здоровье и физическую силу.

В результате, я сделала вывод, что радости жизни, вызываемые физическими нагрузками, подвижным образом жизни, были близки Есенину. ( «Все живое особой метой отмечается с ранних пор Среди мальчишек всегда герой». ) Вполне возможно, что навыки, приобретенные в крестьянской жизни, доставляли удовольствие телу и душе на протяжении всей его жизни.

То, каким мы видим нос, зависит еще и от привычного для человека положения головы, которое, в свою очередь, определяется душевным состоянием человека. В плохом настроении, в состоянии подавленности и грусти человек, как правило, опускает голову, отчего нос кажется длиннее и словно указывает вниз.

На большинстве фотографий голова Есенина чуть опущена вниз. Это отметил сам поэт следующими строками: «Если раньше мне били в морду, / То теперь вся в крови душа». Ведь невозможно жить гармоничной жизнью, испытывая, постоянный внутренний конфликт.

Никогда с собой я не полажу,

Себе, любимому,

Чужой я человек

Сергей Есенин.

Декабрь 1924

«Все, что содержит человеческое естество, - говорил Лафатер, - вложено в его уста. Они выражают разум и безумие, силу и слабость, добродетель и порок, деликатность и грубость; представляют резиденцию любви и ненависти, искренности и лицемерия смирения и гордости, истины и лжи».

После глаз это второе, на что мы всегда обращаем внимание. Рот несет нам информацию о чувственности, мягкости, податливости, любви, дружбе, т. е. об эмоциональном мире человека. В древности, прежде чем принять кого-нибудь в качестве ученика, хозяева подвергали тщательному осмотру его рот, чтобы выявить его пороки и добродетели. Что касается глупого человека, то рот у него всегда открыт. В принципе, чем больше раскрываются губы, тем слабее умственный контроль.

По размеру и форме рта можно определять внутреннюю энергию человека. Ориентирами для определения величины рта служат перпендикуляры, опущенные и центра зрачков на линию, проходящую вдоль ротового отверстия. Обычно у мужчин ротовое отверстие больше, чем у женщин.

Проведя перпендикуляры на фотографии Есенина, я обнаружила, что его рот маленький (см. приложение 5). А это говорит о том, что у поэта мог быть слабый характер и озабоченность в борьбе за выживание. Ему приходится проявлять в действиях большую сноровку, и даже хитрость. Есенин знал, чего хотел и не пытался распылять свои силы, которых у него маловато, особенно для крупной добычи. Но зато усердия – хоть отбавляй. Вот и опять я встретилась с заметным противоречием: нос, указывающий на приоритеты здоровья и жизненной силы и маленький рот?! Но, вспоминая постулат, что черты лица можно рассматривать лишь в связи друг с другом, учитывая, что Сергей не дожил до окончательного формирования важной черты лица – носа, могу сделать вывод, что вышеперечисленные признаки характера могли развиваться и дальше.

«Характерная подробность: улыбка его не менялась в зависимости от того, разговаривал ли он с женщиной или мужчиной, а это очень редко встречается»,- писал Н. Полетаев. Воспоминание Николая Полетаева – важный факт. Это говорит о том, что Есенин интересная, богатая личность, интеллигентная, доброжелательная, с открытым сердцем. Но неплохо помнить о том, что иногда такая улыбка бывает искусственной, заученной.

Среда, в которой Есенин находился, заставляла приспосабливаться и играть по правилам того общества. Ничего нет удивительного в том, что светская жизнь редко позволяет быть самим собой. Вероятно, поэтому Есенин часто ломал заведенные порядки буйными выходками. Ему, действительно, было нелегко сдерживать свои эмоции.

Я московский озорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку

Сергей Есенин. 1922

Есть мнение, что не глаза – зеркало души, а губы. И чем правильней и красивей губы человека, тем лучше его характер. В профиль они должны быть ровными. Красивые правильные губы встречаются редко.

Интересное применение симптомам губ в практике криминологии нашел парижский врач Мишель Рено. Он пришел к заключению, что оттиск губ может сыграть более важную роль, чем отпечатки пальцев, поскольку структура поверхности губ абсолютно индивидуальна. Обследовав несколько тысяч человек, доктор Рено не обнаружил даже двух идентичных оттисков губ, за исключением близнецовой пары.

По воспоминаниям Николая Полетаева у Есенина были «красные, сочные красивые губы». Такие губы бывают у живых, разговорчивых, открытых людей, которые быстро приобретают друзей, легко приспосабливаются к любой ситуации и отличаются темпераментом и чувственностью.

Цвет губ зависит от степени наполнения их кровью. Они бывают красные, розовые и бледные. Красновато–розовые губы – это признак здоровья и благополучия, ведь организму их обладателя, по-видимому, достаточно питательных веществ.

Поэта всегда отличало большое количество друзей, окружающих его во все периоды жизни, в них он черпал вдохновение и радость, узнавал много нового и непривычного, даже предательство он познал благодаря знакомству с некоторыми из них, но никогда Есенин не был затворником, и очертания его губ ясно подчеркивает это.

Подбородок и челюсти

Ну, целуй меня, целуй,

Хоть до крови, хоть до боли.

Не в ладу с холодной волей

Кипяток сердечных струй

Сергей Есенин. 1925

Челюсти дают дополнительную информацию для понимания человека.

Есенинская закругленная челюсть, говорит о стойкости характера и энергичности натуры.

Подбородок есть только у человека. Вместе с челюстью они визуально представляют собой основание лица.

Подбородок является показателем стойкости, выдержки и концентрации. У Есенина подбородок не выражен ярко, однако видна едва заметная черта, но от этого не менее важная. Это чуть намечающаяся вертикальная линия на подбородке на «две дольки», свидетельствует о желании быть любимым, о скрытности, двойной линии жизни, иногда закомплексованности.

Желание быть любим, ярко проявлялось в количестве браков и просто любимых женщин. Но так и не удалось прояснить окружающим, да и сам Сергей так до конца и не раскрыл тайну своего сердца

С легкой грустью осознаю, что моя работа подошла к концу. За это время я привыкла к стихам Есенина, воспоминаниям о поэте, его чертам лица. Смогла прочесть его как личность, пусть еще не до конца раскрыв внутренний мир поэта. Да, мне еще не хватает базовых знаний. , недостаточно опыта для более полного применения основных постулатов физиогномики. Все впереди. Самое главное, я поняла, что есть инструменты, благодаря которым можно получать дополнительные сведения о личности, для этого необходимо лишь внимание и желание узнавать новое, желание отойти от привычных стереотипов. В этом небольшом исследовании личность Сергея Есенина приобрела новые краски, он стал более живым.

Многие думают, что Сергей был простодушным и бесхитростным человеком, ну просто «сахарным херувимчиком»! В своей работе я доказала обратное. Есенин создавал видимость своей простоты и добродушия, как настоящий крестьянин, привыкший доверять себе и своим силам, он как мог противостоял тому, что могло влиять на него, и лишь близким друзьям он открывал часть своих мыслей. Есенин был уверен в своей уникальности и одаренности. Только приехав в Санкт–Петербург, он понял, что станет знаменитым. Есенин шел к своей цели, несмотря на то, что многих людей, с которыми ему приходилось общаться, он презирал. Но они были нужны для его успеха. Я не буду оценивать это, подходя с обычными мерками к необыкновенной личности. Он поступал так, как мог поступать лишь Сергей Есенин, человек, наделенный теми чертами лица, которые были присущи ему.

Так он и стал жить ради того, чтобы оставить свое имя в веках

Постепенно он стал привыкать к этой роли. В какой–то момент он запутался, кем был, а кого играл, вот тогда и начался конфликт между реальностью и иллюзией. В своей автобиографии , записанной со слов Есенина 26. 02. 1921 И. Грузиновым, поэт говорит:

« Вообще, чем больше я живу, тем более убеждаюсь, что наша братия, поэты – преотвратительный народ. Вы спрашиваете, целен ли был, прям и равен мой путь? Нет, такие были ломки, передряги и вывихи, что я удивляюсь, как это я до сих пор остался жив и цел».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)