Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Фольклорное начало в повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Н. В. Гоголь является самым загадочным писателем русской литературы. В его произведениях есть очень много из потустороннего мира, много фантастического. Персонажами его повестей являются ведьмы, черти, бесы. Исследование связи произведений Н. В. Гоголя с фольклором актуально, т. к. без знания фольклорного начала его творчества можно неправильно сделать вывод об его произведениях. В наше время демономания довольно популярна, и за внешним интересом может скрываться культ насилия, культ зла. А в фольклорных произведениях всегда побеждает добро над злом. Изучение фольклорного начала повести «Майская ночь, или Утопленница» поможет учащимся составить правильное мнение о творчестве великого писателя, поможет глубже понять содержание его произведений.

Методы исследования: сопоставление, сравнение, обобщение.

Теоретическая часть.

Термин «фольклор». Повесть «Майская ночь, или Утопленница» впервые была опубликована в 1831 г. В первой части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это одна из самых романтичных повестей Гоголя. Красота человеческих отношений удивительно гармонично сочетается здесь с красотой украинской природы. Тихая светлая печаль, грусть о погибшей панночке не мешают радоваться любви Левко и Ганны, не мешают смеху над пьяницей, тупым головой, сварливой свояченицей. Повесть получила наивысшую оценку у Белинского. «Читайте Вы его «Майскую ночь», читайте ее в зимний вечер. И Вы забудете о зиме с её морозами и метелями; Вам будет чудиться эта светлая, прозрачная ночь благословенного юга, полная чудес и тайн»

В повести ярко отразился украинский фольклор. Гоголь очень интересовался украинским фольклором и просил мать в своих письмах сообщать ему «обычаи и нравы малороссиян наших», ждал от неё подробного описания. «Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей. Ещё несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-нибудь духи или домовые, то о них подробнее с их названиями и деталями. Его интересовали «нравы, обычаи, поверья», рассказы про старину - «анекдоты и истории. смешные, забавные, печальные, ужасные». «Не пренебрегайте ничем,- просил он, - все имеет для меня цену».

Фольклор (folklore - народная мудрость) - принятое в международной научной ( в т. ч. эстетической) терминологии название народного творчества. Термин введен в 1846 г. английским ученым У. Дж. Томсом. Понятие «Фольклор» первоначально охватывало все области духовной (а иногда и материальной) культуры народных масс. (18, 374) Фольклор, народное поэтическое творчество - совокупность различных видов и форм коллективного словесного художественного творчества народа. Фольклорное творчество возникло и развивалось в устной форме. Древнейшие фольклорные жанры - родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Позже возникают сказки. (15, 358). Само слово «фольклор» в переводе с английского означает народоведение, народознание. Это путь познания народа через народное творчество.

В широком смысле фольклор - это все, что сочетается со словом и словесным искусством. Невозможно отделить фольклор от музыки, ритуала, мифологии, от всего контекста духовной и материальной народной культуры.

В своей работе я выбираю широкое понимание термина «фольклор», охватывающее всю духовную и материальную культуру народа. В этом понимании в содержание термина «фольклор» входят суеверия, жанры устного народного творчества, народный театр-вертеп, народные игры и праздники, обряды.

Народные суеверия в повести «Майская ночь, или Утопленница»

Первое впечатление на меня в повести оказала история ведьмой. Эта легенда, рассказанная Левко, затрагивает суеверие украинского народа. В повести рассказывается об украинском селе, значит, суеверие тоже украинское.

Верования, суеверия составляют одну из основ крестьянского мировоззрения, которое складывалось на протяжении столетий. Люди пытались объяснить и понять то, что их окружает. Если не могли понять, то считали это чудесным, тайным, начинали верить в духов, светлых и злых.

В повести «Майская ночь, или утопленница» есть несколько примеров славянских суеверий: ведьма, русалка, покойник, кривой, пьяный бес, черная кошка, черный ворон.

«Ведьма, ведёма, ведьмица - женщина, наделенная колдовскими способностями от природы или научившаяся колдовать. В сущности само название «ведьма» характеризует её как «ведающую, обладающую особыми знаниями». Ведьма могла превратиться в иглу, мешок, чаще всего в птицу, змею, свинью, кошку, собаку. Ведьма считалась врагом людей. Про них сложено много легенд, преданий. В повести н. в. гоголя легенду о ведьме рассказывает Левко. Ведьма - мачеха панночки, которая по ночам превращается в черную кошку и хочет убить юную панночку. Она - злая ведьма.

«Русалка - дух в облике женщины, которая может появляться у воды, в лесу, в ржаном поле, в коноплях и т. д. ». Русалки в народных поверьях страшны, они лохматы, с длинными волосами. Волосы их могут быть зелеными или черными. В некоторых поверьях русалки белые: «вся в белом» или «бела как снегурка». Само слово «русалка» имеет свое происхождение от русла рек, где они находятся. В русских поверьях говорится, что все дети женского пола, умершие некрещеными, а также девушки и женщины, утонувшие в воде, становятся русалками. Они становятся опасными для людей весной и в ночь под Ивана Купала (24 июня). Существуют праздники и обряда, связанные с русалками. Они называются русальные дни или русальная неделя. В повести Гоголя русалкой становится дочь сотника, затонувшая в пруде. Она, став главной русалкой, утащила в воду свою мачеху-ведьму.

«Покойники, покойные - умершие, но продолжающие «жить» люди».

Достаточно частое возвращение покойника объясняется его «обидой» на живых, он мстит за нанесенную ему обиду. Вера в существование покойников идет от веры русского народа в то, что жизнь людей не заканчивается после их смерти. В повести легенду о покойнике рассказывает винокур отцу Левко, голове. Он объясняет частый приход покойника в дом своей тещи тем, что теща прокляла его, незваного гостя: «А чтоб ты подавился этими галушками», и гость умер. Винокур остановил голову, когда он чуть не проклял пьяного Каленика, сказав: «Чтоб он подавился этим камнем».

«Кривой, кривой вра:жонок, кривой черт, кривый бес - нечистый дух, черт, чертенок. Кривой - это и «одноглазый», «хромой» и «обманщик», «лжец». В повести кривым, одноглазым, а ещё и лживым является отец Левко - голова. В образе головы автор изобразил персонажа из народных поверий - беса, черта. Он представляет собой власть, и Гоголь этим образом показал, как далеки некоторые чиновники от народа.

«Пьяный бес - бес, черт, вызывающий запойное пьянство». Крестьяне до девятнадцатого века считали, пьяницами руководит нечистая сила. Считал ось, что пьянство - дьявольское наваждение. В повести пьяным является козак Каленик, который все время ругается на голову, называя его пьяным чертом. Когда голова хочет выгнать его из своей хаты, винокур говорит ему, что это полезный человек: «Побольше пьяного народу - и винница наша славно бы пошла. ». Голова, руководитель народа, власть, но он заинтересован в пьянстве народа. Вот поэтому он пьяный бес.

Черная кошка - этот суеверный образ связан с ведьмами и с получением двойного зрения, Т. е. умения видеть то, чего не видят другие. Для получения этого зрения нужно по поверью сжечь 40 кошек. После этого к ведьме «сам демон в виде огромного черного кота и исполнял всё». Черный кот это образ демона. В повести в черную кошку превращалась ведьма-мачеха.

Черный - цвет потусторонних сил, ночи, тьмы, тайны. «В поверьях он чаще всего характеризует чертей, Дьявола, а также банника, поэтому черт (как и Дьявол) нередко именуется просто черным». В повести есть художественные детали с черным цветом: черный тулуп, чернота внутри русалки-ведьмы.

Ворон, птица - в причитаниях и бытующих вплоть до конца двадцатого века в поверьях птица - образ умершего, связанный с нечистой силой. В повести есть игра в ворона, которую видел Левко в своем сне. В ней ворон - тот, кто ловит людей, злой герой игры. Такая игра у русских называлась «В коршуна».

Таким образом, в повести оrnразились многие народные поверья, суеверия.

Жанры устного народного творчества в повести

Народное творчество богато в разнообразии жанров. Это и потешки, песенки, загадки, прибаутки, пословицы, скороговорки, исторические песни. причитания, былины, сказки.

В повести « Майская ночь, или утопленница» много сказочного

«У русских, украинцев и белорусов сказочный эпос начал складываться в эпоху единой древнерусской народности, значительно раньше периода её распада на три ветви. Сказкиих общее достояние, унаследованное от времён Киевской Руси. В повести говорится о любви главных героев: Левко и Ганны. Сюжет повести похож на сюжет волшебной сказки.

Внутри сказочного сюжета отчётливо видны 2 пространства : мир людей и чудесное «тридевятое царство, тридесятое государство». Чудесное царство расположено под землёй, под водой, в далёком лесу или на высоких горах, на небе.

В повести Гоголя чудесное царство-мир пруда, где живут русалки. Сюжет о похищении женщины В. Я. Пропп с самого начала выделил как основной для волшебносказочного жанра: исторически это связано с жертвоприношением женщин. В повести любви Ганны и Левко мешает кривой голова, отец Левко. Он, как в сказке, «похищает» Ганну, Т. е. не разрешает сыну жениться на ней. И как сказочный герой, Левко борётся за свою любимую девушку.

В сказках восточных славян отразились отношения в их патриархальных семьях. Противоречия в семье легли в основу многих волшебных сказок. Героем сказки сделался гонимый член семьи, противниками стали старшие братья, мачеха. И в таких сказках конфликт - семейный. В повести отношение такого сказочного сюжета мы видим в истории сотниковой дочки. Она как в волшебных сказках стала жертвой мачехи, и только с помощью героя освободилась от нее, победила ведьму.

В волшебных сказках герой отражал представление об идеальном человеке. Образ Иванушки-дурачка передавался как образ дурака с красивым внутренним миром. Он проходит через испытание его доброты, трудолюбия, отзывчивости, смелости. Вот так же Левко проходит через подобное испытание. У него просит помощи руСщJка, Левко, пожалев её, исполняет её просьбу.

В сказках всегда добро побеждает зло - такова народная мечта, народная. идеология. Повесть также заканчивается победой добра: Левко и Ганна получили возможность жениться.

Герои повести также похожи на сказочных героев. Так в изображении образа Левко и Ганны автор использовал постоянные эпитеты : Левко -«орлиные очи», «чернобровый казак», Ганна - «будто звёздочки», «ясные очи» , «красная калиночка», «ясноокая красавица», «прекрасная панночка». Автор также использовал для изображения сказочной украинской ночи эпитет «серебряный»: земля вся в серебряном свете, толпы серебряных видений, серебряный туман пал на окрестность, будто светилось при серебряном месяце, в дивном серебряном блеске; для изображения ведьмы - эпитет «железный»: лапа с железными копями; схватил, проклятый медведь, железными лапами; пятна от железных копей её; для изображения панночки - эпитет «белый»: бела собою; белое личико; белая панночка; белая ручка; на белом свете; белую шею; белые ноги. Есть также другие сказочные эпитеты: по песку горячему, по земле сырой, нечистые чары, синее небо, ледяные поцелуи.

В повести есть сравнения: ясные очи, будто звездочки; тихо колышется вода, будто дитя в люльке; пруд как бессильный старец; луна - царь ночи; глаз, как вечереющее солнце; усы казались мышью; бледен как полотно. Язык повести богат народными выражениями, пословицами: принесла нелегкая; убей меня бог; как мухи к меду; влезла свинья в хату, да и лапы сует на стол.

Есть также специальные слова народных заклятий, оберегов: чур меня, сатана; пусть тебе на том свете толкали черти; а чтоб ты подавился этими галушками; чтоб он подавился этим камнем; чтоб его, одноглазого черта, возом переехало.

Из устного народного творчества есть ещё народные песни, которые поет Левко. А песню, которую поют парубки, сочинил Левко, подражая народным дразнилкам:

У кривого головы

В голове расселись клепки.

Голова наш сед и крив;

Стар как бес; а что за дурень!

Прихотлив и похотлив.

Таким образом, повесть тесно сплетена с разными жанрами устного народного творчества, в повести использованы народные выражения, изобразительно-выразительные средства из устного народного творчества. Повесть, как в сказке, заканчивается победой добра над злом, торжеством справедливости.

Вертеп - народный театр

В повести Гоголя есть эпизод, где действие происходит как в народном вертепном театре. Вертеп - народный украинский кукольный театр, устроенный в ящике. Слово «вертеп» в старославянском языке означало «пещера». Вертепные представления первоначально носили религиозный характер, но со временем стали показывать и бытовые сценки, исторические эпизоды, просто танцы разных кукол. Очень популярны были шуточные и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, кичливость. Все роли в вертепе проговаривал вертепщик, изменяя свой голос.

В повести Гоголя в эпизоде с таинственным человеком в черном вывороченном тулупе автор использовал принцип вертепного театра. Действующие лица: сварливая баба - свояченица; заносчивый казак - голова; пьяница - казак Каленик; болтун - винокур; простак - пан писарь. Голова думал, что поймал человека в черном тулупе, а это оказалась свояченица. Когда писарь говорит, что во второй раз поймали человека в черном тулупе, опять оказалось, что это свояченица головы. И в третий раз десятские говорят, что поймали человека в черном тулупе. А им оказался пьяный казак Каленик. Одураченным в этом эпизоде оказался голова, представляющий собой власть. Автор смеется над его тупостью и тщеславием. Голова очень спесивый человек. Всякий раз к месту и не к месту он рассказывает о том, как провожал царицу.

В вертепном представлении автор то, как народ смеется над тупыми, но заносчивыми чиновниками.

В основе повести «Майская ночь, или Утопленница» лежит фольклор. В ней отразились народные суеверия, сказка, песня, народная речь. народная игра, народный театр-вертеп. Язык повести красочен и богат, как язык произведений устного народного творчества. Прочитав эту повесть, можно многое узнать о фольклорной культуре древних славян, дошедшей до наших дней. Как произведения устного народного творчества повесть заканчивается победой добра над злом, учит нас быть добрыми и милосердными.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)