Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Формирование коммуникативной компетенции учащихся старших классов на примере темы «Рассказ о себе»

Формирование коммуникативной компетенции учащихся старших классов на примере темы «Рассказ о себе».

Глава 1. Коммуникативно-направленное обучение в старших классах.

1. 1. Психологические особенности учеников старших классов5

1. 2. Основные направления обучения иностранным языком на старшей ступени полной средней школы. 9

1. 3. Суть коммуникативного метода при коммуникативно-направленном обучении 11

Глава 2. План – конспект рассказа о себе как составляющая при коммуникативно-направленном обучении в старших классах.

2. 1. Анализ учебно-методического комплекса и дополнительных пособий по подготовке к устному экзамену по английскому языку, анализ интервью 13

2. 2. План – конспект для составления рассказа о себе. 16

2. 3. Требования к рассказу о себе 22

Учащиеся старших классов, особенно гуманитарного направления, сдают английский язык в 10-м классе в летнюю, либо в зимнюю сессию, в конце 11 класса, как выпускной экзамен, и затем летом, как вступительный в ВУЗ. Одно из требований экзамена – это устный ответ: монолог на заданную ситуацию или топик. Одна из тем устного высказывания - это рассказ о себе. Перед подготовкой к экзаменам в нашем классе я заметила, что никто не хочет, чтобы попался билет с этой темой, хотя данный топик считается очень легким. Когда мы обсуждали его с одноклассниками , все говорили о том, что не понятно, что рассказывать. С одной стороны все очень просто: основные анкетные данные. С другой стороны - эта тема созвучна со многими другими: семья, квартира, спорт, хобби. Возникает вопрос объема материала, который можно представить из каждой из этих тем. Очень часто рассказ звучит очень скучно. Можно привести еще один пример, доказывающий эту проблему. В октябре 2008 года я вместе с группой учащихся частной школы обучения английскому языку «Blossom» посетила школу Мальты - «Alpha», где в ходе знакомства с другими членами группы этой школы мы рассказывали о себе. Все эти рассказы ограничивались лишь опять анкетными данными, которые с первого раза запомнить трудно, когда я попросила еще других учащихся школы дать мне интервью, то есть рассказать о себе, у всех возникал вопрос, что именно я хочу узнать о них. Эти примеры еще раз подчеркивают необходимость в составлении определенных видов требований к рассказу о себе, а так же составлении плана-конспекта рассказа о себе. Данная тема важна в жизни старшеклассников, которые изучают английский язык. Посещая зарубежные страны, общаясь с людьми, мы должны рассказать о себе так, чтобы заинтересовать и увлечь собеседника.

Данная тема является неотъемлемой частью всего процесса обучения английскому языку в старшем классе. Перед тем как анализировать практическую сторону этой темы, необходимо осветить ее теоретическую основу. Следовательно, определим основные понятия в нашей работе, а именно:

- коммуникативно-направленное обучение-

По мнению Пассова Е. И. коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, то есть развитие устной речи. Чем чаще идет практическое использование языка, то есть устное общение, тем лучше усваивается говорение, как средство общения.

- коммуникативный метод, который лежит в основе коммуникативно направленного обучения. Его суть заключается в том, что основная цель в школе научить учащихся общаться, применять умения говорения на практике,то есть все виды речевой деятельности должны быть направлены на формирование устной речи.

- коммуникативная компетенция - (от лат. соmреtere добиваться, соответствовать). Способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся и общества задачи общения из бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения.

Проблема данной темы состоит в отсутствии четких требований к рассказу о себе с одной стороны, и объема материала, который можно представить из смежных тем: семья, хобби, спорт, профессия с другой стороны, а также отсутствие плана, либо схемы, которых можно придерживаться при рассказе о себе.

Коммуникативно-направленное обучение в старших классах

Психофизиологические особенности старшеклассников

При составлении плана обучения английскому языку или любому другому предмету всегда необходимо учитывать психофизиологические особенности учащихся.

Чтобы разработать план- конспект составления рассказа о себе в помощь старшеклассникам и определить ряд требований к этой теме, следует с начала описать психофизиологические особенности этой возрастной группы.

Мухина В. С. дает точное определение этому периоду от 16 до 17 лет - юность-это период жизни после отрочества до взрослости, ранняя молодость этом периоде подросток неуверен в своих силах и умениях, несамостоятелен и наивен. Именно в этом периоде подросток начинает совершать осмысленные поступки и действия, учиться принимать самостоятельно решения. В юности молодой человек начинает задумываться о своем будущем и о том, что в жизни ему предстоит преодолеть много трудностей и препятствий. В юности для подростка имеет важное значение найти общий язык со сверстниками, быть всегда в коллективе и не быть забытым кем - нибудь. Молодой человек старается найти справедливость в окружавшем его обществе. Мухина В. С. выделяет что, у юноши в периоде юности очень ранимая психика, его может обидеть меткое слово, ироничный взгляд и все, что касается его личности. Юность - очень важный период в жизни каждого человека. В этот период молодые люди начинают осознавать и понимать, что жизнь может открыть чудесный мир интересного и неизведанного для них, и будущее зависит только от самих молодых людей. Молодой человек начинает определять свое место в жизни, свою будущую деятельность и свой определенный круг друзей. В юности молодые люди переживают эмоционально проблемы чужих людей, как свои собственные и помогают этим людям. Ведь подростки считают своим долгом помочь другому и подать руку помощи чужому человеку. Некоторые подростки закрывают свой душевный мир от родителей, друзей, учителей для того, чтобы показать, что личность и индивидуальность, ему никто не нужен, и он сам справиться со своими проблемами. Методисты Фридман Л. Ф. и Кулагина И. Ю. считают, что есть общительные и открытые подростки, которые с легкостью открывают свой внутренний мир окружающим. С одной стороны тревожно, когда подросток замыкается в себе, а с другой стороны это полезно для подростка, изучив себя, свои проблемы, эмоции и переживания, он может сам справиться со своими трудностями. Замыкаясь в себе, подростки считают, что они неповторимы, уникальны и им никто не нужен для общения. Но позже подросток осознает, что это плохо для него, но бывает уже поздно, так как подросток оказывается в одиночестве. Подростку в этой ситуации хочется больше общаться, быть в центре внимания и событий. В юности человек стремится к активной общественной деятельности в жизни людей, класса. В этом возрасте молодые люди задумываются о своем будущем, а именно о выборе профессии. Поиск профессии - очень важная и главная проблема в данный период

Рассмотрев, психологические особенности старшеклассников мы можем выделить основные черты, которые необходимо учесть при оставлении рассказа о себе.

1 Для подростка важно всегда быть в коллективе.

Следовательно, рассказ о себе должен быть емким, актуальным и интересным для окружающих. С помощью такого рассказа подросток сможет представить себя в коллективе и заинтересовать слушающих, так же рассказ о себе нужен не только на экзамене, но и при представлении себя заграницей, при обучении либо просто при тур-поездке.

2 Подросток понимает, что в мире много чудесного и неизведанного им.

Умение правильно представить себя поможет учащимся при путешествии в англо-говорящие страны. Умение интересно себя представить, будет залогом хорошей поездки, подросток так же сможет найти новых друзей и продолжить общение с ними, вернувшись, домой. Общаясь со сверстниками из других стран, старшеклассник откроет для себя много нового.

3 Для подростка важно показать его личность и индивидуальность.

Этот фактор еще раз доказывает, что рассказ о себе, взятый из книги с топиками не раскроет индивидуальность учащегося.

4 Подросток легко показывает свой внутренний мир окружающим.

Данная особенность подтверждает то, что подростку хочется представить себя, интересно рассказать о себе, с одной стороны, но он нуждается в помощи составления достойного рассказа, с другой стороны.

5 Подросток нуждается в общении.

Необходимо заметить, что учащиеся, владеющие иностранным языком, имеют больше возможностей общаться. Они могут разговаривать и переписываться с учащимися других стран. Но когда подросток ищет себе друга по переписке, ему тоже необходимо с начала написать о себе.

6 Подростки определяются с будущей профессией.

При составлении рассказа о себе необходимо учесть данный фактор и представить его так же в рассказе и дать обоснование.

Что касается речемыслительной деятельности, то она играет важную роль в жизни подростка. Этот фактор так же необходимо учесть при составлении рассказа о себе. В подростковом возрасте, подростки читают книги, журналы, смотрят телевизионные программы и слушают радио, за счет этих информационных средств подросток пополняет свой словарный запас.

Подросток осознает, что развитие речи в данном возрасте имеет большое значенье в его будущей карьере. Именно в юности человек начинает понимать, что благодаря языку, он может узнать много нового и интересного. Чаще всего у старшеклассников возникают трудности, как употребить то или иное слово в письменной и устной речи. Но это не означает, что подросток не знает родного языка или иностранного, словарный запас накопляется с годами. Подросток легко воспринимает современные слова и фразы от своих родителей, учителей, сверстников, из книг, газет, Интернета и телевидения. Мухина В. С. считает, что основная часть подростков легко понимает значение устаревших слов. В период юности старшеклассники начинают серьезно интересоваться словарями, справочниками, заглядывают в книги, посвященные лингвистике, культорологии и литературоведению, уточняют правильное произношение, написание слов.

В двадцать первом веке много профессий, связанных с коммуникацией, для того, чтобы устроиться на одну из таких специальность, подростку придется изучать культуру языка, так как в правила произношения, орфографии вводятся некоторые изменения и появляются новые слова, значение которых подросток должен знать и понимать на уровне культурного современного человека. Задача развития речи у подростка - разработать навыки использования новых слов в тексте и при общении с людьми. Общаясь с людьми, подросток должен вслушиваться и запоминать слова, употребленные собеседником. Подросток должен сам учиться тому, чтобы отбирать для себя развивающую речь литературу, телевизионные программы.

Таким образом, изучив особенности речемыслительной деятельности подростков, при составлении рассказа о себе необходимо учитывать следующее:

Подростки читают много книг, журналов и газет.

Следовательно, при составлении рассказа о себе подростку можно предложить несколько примеров рассказа о себе из журналов, газет или книг, что будет способствовать пониманию лексического запаса.

Подростки проявляют интерес к Интернету.

Составляя рассказ о себе, подросток может пользоваться Интернетом, чтобы найти какие-либо цитаты или поговорки, например, которые характерны для него, его друзей, сестер, братьев или родителей. Такая черта в рассказе будет необычной и интересной для слушающих со одной стороны, а с другой стороны пока ребенок будет работать с Интернетом, с англо-язычными сайтами, прочитает и узнает много интересных фактов.

3 При общении с другими людьми, подросток отбирает для себя интересные фразы собеседника и в дальнейшем стареется применить сам.

Учащийся должен не только составить свой рассказ о себе, но и как можно больше слушать рассказов своих одноклассников о себе, друзей, сверстников, так как, слушая другие рассказы, ученик обязательно возьмет интересные ему выражения, конструкции или даже идею.

Основные направления обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы

Прежде чем составлять план рассказа о себе в помощь старшеклассникам или определять требования к рассказу необходимо помимо психологических и речемыслительных особенностей старшеклассников, так же рассмотреть особенности организации обучения английскому языку на старшей ступени.

Бим И. Л. предлагает схему, которая описывает три модели организации обучения английскому языку на старшей ступени.

Общеобразовательная универсальная Профильная школа Профильные школа классы

Иностранный язык – общеобразовательныйИностранный язык общеобразовательный учебный предмет, но цель и Иностранный язык – профильный учебный предмет содержание обучения в определенной мере ориентированы на выделяемый учебный предмет (углубленное профиль, например: изучение + страноведение, зарубежная литература).

Гуманитарно-филологичесГуманитарно-социальный Естественнонаучный кий профиль профиль профиль

2-3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 5 часов

Объясним значение и смысл схемы, предлагаемой Бимом И. Л. Рассмотрим каждую модель в отдельности. Первая модель (модель А) – это общеобразовательная средняя школа, которая выполняет первую из указанных выше функций. Она обеспечивает и определяет общеобразовательный уровень знаний иностранного языка (Уровень А). На этом уровне старшеклассник должен овладеть грамматическим материалом изучаемого иностранного языка, научиться использовать иностранный язык в устной речи. Этот уровень могут достичь выпускники, изучающие иностранный язык со 2 класса начальной школы. Достижение этого уровня очень важно для выпускников, так как они могут использовать иностранный язык в самых различных ситуациях, между разными собеседниками, можно привести самый простой пример (в туристической поездке за рубежом), а также является обязательным условием для обучения в вузе. Учась в не профильной школе, старшеклассники имеют возможность перейти в другие типы школ /классов, и они могут получить дальнейшее образование в вузе.

Вторая модель (модель B) представляет профильную школу и профильные классы, где иностранный язык является общеобразовательным учебным предметом. Обучение в профильной школе немного отличается от средней общеобразовательной школы, так как большое внимание уделяется профильным предметам. В этом случае уровень овладения иностранным языком у старшеклассников в профильной школе должен быть выше, чем в средней школе. У выпускника будет возможность после окончания школы целенаправленно использовать иностранный язык в будущей его деятельности.

Третья модель (модель C) подразумевает углубленное изучение иностранного языка на старшей ступени школы. Углубленное изучение включает в себя: изучение страноведения и литературы изучаемого языка, которое является профильной подготовкой старшеклассников (при наличии 5 часов в неделю). Изучение иностранного языка в этих школах начинается с первого или второго классов и количество учебных часов на этот предмет увеличивается в два раза больше, чем на изучение иностранного языка как общеобразовательного учебного предмета. Это дает возможность достичь высокого уровня обучения. Этот уровень предполагает свободное владение иностранным языком, использование его в устной речи в различных ситуаций с носителями языка. Овладение этим уровнем позволяет выпускникам продолжить образование в специализированном вузе по иностранным языкам, или выбрать сферу деятельности, связанную с использованием иностранных языков. Например, секретарь-референт, гид-переводчик, пиар - менеджер, работник международных отношений.

Предложенная схема дает четкое представление о вариантах обучения иностранного языка на старшей ступени школы. Я являюсь ученицей Гимназии №1, если использовать схему Бима И. Л. , наша Гимназия подходит под модель В, то есть профильная школа, гуманитарное направление, английский язык профилирующий. Так же я являюсь ученицей частной школы обучения английского языка Blossom, модель С, то есть профильные классы по углубленному изучению грамматики, фонетики, страноведения, литературы изучаемого языка. Основная часть школ нашего города подходит под модель А, то есть общеобразовательные, где английский язык - один из предметов.

Нам необходимо было изучить данную классификацию, чтобы сделать следующий вывод. «Рассказ о себе» является актуальным в любом типе школ и классов, в независимости от уровня владения языком: углубленном или базовым, так как каждый учащийся должен уметь представить себя и грамотно рассказать о себе: на экзамене, в классе, в заграничной поездке, в новом коллективе. К тому же, сейчас актуально обучение либо стажировка за рубежом, где каждый учащийся начинает свое обучение с рассказа о себе.

Суть коммуникативного метода при коммуникативно-направленном обучении

Рассмотрев, организацию обучения иностранному языку на старшей ступени, необходимо определить цель обучения английскому языку. Данная цель звучит как формирование коммуникативной компетенции учащихся, что означает - Способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся и общества задачи общения из бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. Следовательно, обучение английскому языку на старшей ступени является коммуникативно-направленным - По мнению Пассова Е. И. коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, то есть развитие устной речи. Чем чаще идет практическое использование языка, то есть устное общение, тем лучше усваивается говорение, как средство общения. Употребляя термин коммуникативно-направленное обучение, мы подразумеваем использование коммуникативного метода. Суть коммуникативного метода состоит в том, что выполнение всех заданий: фонетических, грамматических, лексических, чтение, письмо, составление диалогов и монологов должно быть направлено на развитие навыков говорения, другими словами на общение на иностранном языке. Можно привести несколько примеров. Если учащиеся учат слова и пишут в школе диктанты, то это делается с целью дальнейшего употребления этой лексики в своей речи, в общении. Изучение грамматики: времена, единственное и множественное число существительных, сравнительные степени прилагательных, наклонение, так же направлено на то, чтобы учащийся употреблял все эти конструкции в своей речи, чтобы учащийся мог грамотно общаться и излагать свои мысли в соответствии с правилами грамматики изучаемого иностранного языка. В старших классах ученики много читают на уроках английского языка, чтобы затем обсудить прочитанное, составить диалоги или монологи, выразить собственное мнение на английском языке. Таким образом, достигается уровень коммуникативной компетенции. В преломлении к нашей теме необходимо заметить, что составление рассказа о себе является также частью коммуникативного метода, так как так же развивает умения и навыки устного общения, при коммуникативно-направленном обучении.

В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели психологические и речевые особенности старшеклассников, которые необходимо учесть при составлении и выборе содержания рассказа о себе. Затем рассмотрели особенности организации обучения английскому языку в старших классах. После чего определили цель обучения английскому языку, то есть формирование коммуникативной компетенции. Следовательно, можно было сделать вывод о коммуникативной направленности учебного процесса, в основе чего лежит коммуникативный метод, суть которого в том, что все виды речевой деятельности направлены на общение на английском языке. Следовательно, составление плана-конспекта рассказа о себе в помощь старшеклассникам так же направлено на формирование коммуникативной компетенции старшеклассников.

План- конспект рассказа о себе как составляющая при коммуникативно-направленном обучении в старших классах

Анализ УМК и дополнительных пособий по подготовке к устному экзамену по английскому языку, интервью

Прежде чем, составлять план-конспект рассказа о себе для старшеклассников необходимо проанализировать, как данная тема представлена в школьных учебниках и пособиях по подготовке к устным экзаменам по английскому языку.

В старших классах один из вариантов учебников, по которым занимаются учащиеся Кузовлев В. П. Учебно-методический комплекс Кузовлева В. П. для 10-11 классов состоит из следующих компонентов:

1) Учебник

2) Рабочая тетрадь

3) Книга для учителя

4) Книга для чтения

5) Аудиокассеты.

Материал учебника содержит семь тематических уроков, у каждого их которых есть свое название. В текстах учебника в основном обсуждается следующая тематика: государственно-политическая система, проблемы молодежи и молодежная субкультура, географическое положение, вклад ученых и их изобретения, хобби, увлечения и как провести свободное время, социальные и экономические проблемы граждан. Мы можем сделать вывод, что материал в учебнике представлен учащимся в виде тематических текстов. Главной задачей учебно-методического комплекса является закрепить материал, пройденный учащимся в ранее и подготовить учащихся к экзаменам, учитывая требования государственного стандарта. В учебнике даны тексты разнообразного вида:

- художественные

- научно-популярные

- публицистические (вырезки из газет, журналов)

- функциональные (таблицы, схемы, карты)

Что делает учебный процесс более интересным и увлекательным. Материал учебника очень разнообразен. Тема рассказ о себе в данном УМК не представлена.

Рассмотрим для примера еще один учебно-методический комплекс Миллениума для 10 класса. Данный комплекс состоит из следующих составных частей:

1) Учебник

2) Книга для учителя

3) Рабочая тетрадь

4) Аудиокассеты

Весь материал учебника объединен в 8 тематических уроков, каждая тема содержит несколько микротем. В текстах учебника в основном рассматриваются следующие вопросы: хорошее начало жизни, традиции и обычаи стран, семейные ценности, проблемы подростков и решение этих проблем, животные, век информационных технологий, спорт. Тематические тексты соответствуют интересам учащихся, возрасту и уровню развития. Авторы большее внимание уделяют устной речи учащихся, задания включают ведение дискуссий, обсуждений, выражение и доказательство своей точки зрения. Конкретно темы «Рассказ о себе» в данном учебнике нет, но есть смежная тема –« Семья», которая состоит из таких подтем как: «Что составляет семью?», «Семейные проблемы», «Пропасть между поколениями», «Приемная семья». Другими словами обсуждаются более серьезные проблемы, предполагается, что учащиеся уже в состоянии рассказать о себе. Но опять возникает вопрос объема необходимого материала из смежных тем, и из каких, именно тем брать материал, а из каких не брать.

В настоящее время в продажу выпускают много разнообразных дополнительных пособий по подготовке к устному экзамену по английскому языку. Проанализируем несколько таких пособий. В пособии «English. Для абитуриентов и учащихся 11 класс. Ответы на билеты» автора Миньяр-Белоручевой даны готовые устные темы по разнообразным тематикам. Перечислим некоторые из них: Великобритания, Новый Мир, Образование, проблемы молодежи, Нью-Йорк, спорт и здоровый образ жизни, путешествии, британцы, защита окружающей среды, двадцатый век, Северная Ирландия, свободное время, русская литература, права человека, культура молодежи, искусство. Всего 15 тем, после каждой темы даны вопросы по этой теме и список лексики, употребляемой по этой теме. Тема «Рассказ о себе» отсутствует в данном пособии, хотя из всех представленных тем можно было бы составить интересный рассказ о себе. А в пособии «95 устных тем по английскому языку» автора Заниной E. Л. даны тексты на следующие тематики: страны Соединенного Королевства, США, Россия, образование, спорт, известные личности ,искусство, литература, традиции и обычаи, наука и технологии, хобби, и рассказ о себе. Тема « Рассказ о себе» включает в себя освещение двух пунктов, а именно: рассказ о школе и планы на будущее. Возьмем еще одно пособие «English. Сonversational topics. Для вступительных экзаменов. » автора Синельниковой М. В. В данном пособии даны основные темы: рассказ о себе, школа, современная жизнь, спорт, путешествие, культура, страны, города. Рассказ о себе включает :внешность, характер, семья, профессия, хобби, квартира, друзья, рабочий день. Тексты даны на русском и на английском. Очень удобный вариант для выпускников. Каждая тема включает микротемы, опоры абсолютно не связаны между собой. Рассмотрим еще одно пособие « English. 5-11 класс. 55 устных тем по английскому языку для школьников. » автора Журиной Т. Ю. В данном пособии предложены темы: страны, города, школа, праздники, времена года, культура, путешествие , почта, книги, магазин, окружающая среда, рассказ о себе. Тема рассказ о себе в данном пособии поделена на подтемы: о себе, мои друзья, моя квартира, мой день рождения, мой рабочий день, мои родители, моя любимая газета, хобби, любимые животные, моя мечта. Данное пособие неудобно тем, что каждая подтема имеет объем 1 страницу. Рассказ в результате получается огромным и скучным, слишком много деталей. Проанализировав топики по английскому языку, касающиеся рассказа о себе, можно отметить один большой недостаток- это то, что любая тема представлена, как шаблон. Тема же « Рассказ о себе» достаточно индивидуальна. Конечно, должны быть определенные клише, структуры, планы, но невозможно составить один готовый рассказ на всех учеников, в котором они изменят лишь имена и даты, помимо УМК и дополнительных пособий по подготовке к устному экзамену по английскому языку необходимо проанализировать интервью с носителями языка. Во время своего обучения на Мальте я записала на видеокассету несколько интервью, то есть рассказов о себе учеников школы «Alpha» и преподавателей школы. Преподавательский состав представлен англичанами, шотландцами и мальтийцами.

Рассказы педагогов начинались с четкого произношения имени и фамилии. Затем каждый из педагогов рассказал о себе интересные факты из жизни, о семье, работе, хобби. Например, один преподаватель много лет жил в Африке, что сразу вызывает интерес слушателей. Другой подробно описал выбор профессии и решение стать педагогом, а выбор профессии, как уже упоминалось ранее, особо актуален для подростков. Рассказы взрослых людей отличались четкостью произношения слов, грамотностью, умеренным темпом. Темп рассказа был средний, так как педагоги понимали, что слушателю будет трудно воспринимать их рассказ. В рассказе взрослых людей все было последовательно, и такой рассказ было интересно слушать.

Взяв интервью у подростков в возрастной категории от 16 до 22 лет, мы могли проследить, что спонтанные рассказы о себе заставляли молодых людей волноваться и нервничать, когда взрослые люди с легкостью без подготовки рассказали о себе увлекательные факты из их жизни. Подростки переспрашивали, о чем конкретно нужно рассказывать, хотя они были предупреждены об интервью. Рассказы учащихся получились нечеткими, неинтересными, было преподнесение сухих фактов, из чего мы можем сделать вывод, что для подростков составляет трудность составить спонтанный рассказ о себе. Рассказы были непоследовательные, подростки резко переходили от одной мысли к другой, слушатель сбивался с мысли, которую хотел передать рассказчик.

Проанализировав УМК, дополнительные пособия по подготовке к устному экзамену, и интервью с носителями языка, можно сделать вывод, что в ряде случаев тема « Рассказ о себе» вообще не представлена, так как подразумевается, что старшеклассники уже в состоянии рассказать о себе сами. С одной стороны это верно, у них достаточно и лексических, и фонетических, и грамматических навыков, с другой стороны нет четких требований, что данная тема должна в себя включать и в каком объеме можно брать информацию из смежных тем. В ряде случаев вышеуказанная тема представлена слишком объемно, то есть состоит из нескольких отдельных рассказов. Какое-либо интервью взять за образец тоже нельзя, так как рассказ о себе индивидуален.

План-конспект для составления рассказа о себе

Таким образом, наша работа нацелена на помощь учащимся в составлении грамотного рассказа о себе. Исходя из проанализированных выше указанных учебно-методических пособий, дополнительных пособий, интервью с носителями языка, мы можем сделать вывод, что теме «Рассказ о себе» уделяется мало внимания. Чтобы составить рассказ о своей жизни, нужно использовать интересные, запоминающиеся факты из своей биографии. С начала необходимо описать общую структуру, предполагаемого нами рассказа о себе. Составленная нами структура обосновывается рассмотренными психологическими особенностями, речевыми особенностями, организацией обучения английскому языку в старших классах. Структурно мы представляем рассказ о себе в виде сердца с семью составными сердечками, так как учащийся при рассказе о себе, открывает свой мир, то есть отдает часть своего сердца.

Рассказ о себе необходимо начать с представления : И. Ф. О. , учащийся должен сказать свое имя и фамилию четко и ясно, чтобы собеседник смог запомнить имя.

Проблема: Учащийся должен обратить внимание на то, что если собеседники не знакомы, достаточно трудно запомнить имя и фамилию, особенно если это межкультурная коммуникация.

Решение: В случае если это межкультурная коммуникация, и российские имена звучат для иностранца странно и непривычно, то возможно заранее приготовить свою визитку, что является необычным и интересным для школьника. Другой вариант решения проблемы, который подойдет и для межкультурной коммуникации и для устного ответа на экзамене- это вкратце рассказать о своем имени: в честь кого учащийся назван, можно представить уменьшительно-ласкательный вариант своего имени. С одной стороны это интересно для слушающего, с другой стороны рассказ будет носить индивидуальный характер, история будет живая, а не шаблонная. К тому же слушатель, зная историю Вашего имени, легко воспринимает информацию

Например: Меня зовут Дарья Хохлова. Вы можете называть меня Даша. Назвали меня в честь бабушки.

For example: My name is Darya Khokhlova, but you can call me Dasha. I was named after my granny.

Место рождения. Учащийся должен представить страну и город проживания.

Проблема: Данный пункт рассказа звучит скучно, особенно, если начинают уточнять географическое положение либо сухо перечислять достопримечательности.

Решение:

Изменить стиль, сделать менее официальным, указав яркий факт о Вашей стране, либо городе, который поразит собеседника, и он запомнит из какой вы страны. Необходимо найти наиболее выдающуюся особенность местности.

Например: Я живу в России. Россия-это интересная страна, где зимой -40 и летом +40 градусов. В этой стране, люди купаются в проруби зимой, прыгают через костер, водят хороводы и едят блины с икрой.

For example: I live in Russia. Russia - is an interesting country, where in winter it is -40 and summer it is +40 degrees. In this country, people swim in an ice-hole in winter, jump near the bonfire, dance in a circle ( khorovod), eat blinis with caviar.

У каждого города так же есть яркая отличительная черта. Мы делаем работу для нашего города, поэтому укажем характерные особенности Орска.

Например: Я родилась в городе Орске. Наш город очень красивый. Оренбургская область известна оренбургским пуховым платком, вкусными мясными изделиями, хлебобулочными изделиями. Урал богат красивым камнем яшмой, из которого делают превосходные вещи.

For example: I was born in Orsk. Our town is very beautiful. The Orenburg region is known for an orenburg shawl, tasty meat products, and bakery products. The Ural is rich in beautiful stones jasper; many beautiful things are made of this stone.

Затрагивая данную составляющую, учащиеся должны представить своих родителей.

Проблема: Учащиеся начинают рассказывать отчество, фамилию родителей, профессию, хобби, то есть краткие неинтересные анкетные факты, это связано с тем, что у учащихся маленький запас лексики, которая помогала бы им дать яркую необычную емкую информацию о родителях.

Решение:

Во-первых, необходимо для начала представить наиболее характерные особенности родителей.

Прилагательные, представленные в приложении вполне ординарны, но преимущество состоит в том, что слова уже тематически подобраны, учащемуся придется лишь выбрать необходимые ему, не затрачивая время перед экзаменом, работая со словарем.

Например: Мои родители очень приятные и интересные люди. Моя мама серьезная, умная, разумная, творческая и оживленная личность. Она всегда поможет мне полезным советом. Папа умный, добрый, благородный, дружелюбный человек.

For example: My parents are very pleasant and interesting people. My mother is a serious, clever, reasonable, creative and lively person. She always helps me with useful advice. My father is a clever, kind, friendly man.

Необходимым является заметить то, что очень часто у родителей есть своя фраза или поговорка, которую они часто упоминают, она же, следовательно, тоже характеризует наших родителей. Ученики очень часто рассказывают общие факты про своих родителей, обычно такая информация не запоминается за ненадобностью. А представим иную ситуацию, что учащиеся представляют своих родителей по- другому: Мой папа всегда говорит: « Хорошее начало никогда не приведет к хорошему концу. Он бизнесмен». С одной стороны интересная и необычная фраза, с другой стороны в бизнесе действительно так, трудно начинать: много документов, недостаточно практики в предпринимательстве, необходимость в начальном капитале, если вы со всем справились, значит и бизнес будет идти вперед. А если начало легкое- значит вы что-то не учли, про что-то забыли, что в последствии обернется крахом вашего бизнеса. Про такую характерную яркую черту, слушающий вряд ли забудет, и к тому же ему будет интересно. Мы предлагаем старшеклассникам вспомнить поговорку их родителей, или их цитату. Мы также предлагаем список наиболее интересных цитат, прочитав которые возможно, ученик подберет подходящую для описания его родителей. Такая изюминка в рассказе сделает его индивидуальным и не похожим на другие. К тому же прочитав наши предложенные цитаты, ученик узнает много нового и интересного для себя.

Предлагаем в помощь некоторые высказывания.

В отношении братьев и сестер так же можно предложить ряд опорных выражений, которые отметят рассказ и внесут эмоциональную окраску.

Необходимо заметить, что даже если у старшеклассника нет ни братьев, ни сестер, то он может написать, хотел бы он иметь их или нет. И в случае положительного ответа, он мог бы пофантазировать на данную тему. При этом, во-первых, ученик проявит знание лексики, во-вторых, знание грамматики: сослагательное наклонение первое.

Например: Если бы у меня была сестра, то мы бы были очень дружными. Мы бы обе рассказывали свои секреты. Проводили бы время вместе. Давали друг другу полезные советы. Я бы была готова прийти ей на помощь.

For example: If I had a sister we would be very friendly. We both would tell each other secrets. We would spend our time together. We would give each other useful advice. I would be ready to help my sister.

Род деятельности (профессия)

Старшеклассник должен сказать несколько слов о планах на будущее.

Проблема: учащиеся начинают делать ошибку при подробном описании своей будущей профессии.

Решение: дать описание особенности этой профессии и почему ученик выбирает именно эту профессию, возможно, в семье ученика многие родственники работали по этой профессии. Предлагаем список лексики, который поможет составить интересный рассказ о своей профессии.

Например: Я хочу быть учителем английского языка. Я буду работать на государственную школу или на частное учреждение. У меня будет полный рабочий день. Выбор профессии обусловлен моим успехом в английском языке. Мои персональные качества: внимательность, точность, аккуратность, ответственность, трудолюбие. Эта работа увлекательная, требующая навыков, популярная. Мой выбор профессии одобрен моими родителями и учителями.

For example: I want to be a teacher of English. I will work for a state school or private school. I will have a full- time job. The choice of this profession is proved by my progress in English. My personal qualities are attentiveness, accuracy, responsibility, industry. This job is exciting, popular, useful, and skilful. My choice of this profession is encourage by my parents and teachers.

Свободное время (хобби)

Данная тема достаточно обширная, та как существует много разновидностей хобби. Мы предлагаем наиболее употребительные фразы для описания хобби.

Проблема заключается в том, что все свободное время, старшеклассники заняты школьными домашними заданиями, подготовкой к ЕГЭ, посещение факультативов и дополнительных занятий. В связи с этим учащиеся часто утверждают, что у них нет хобби. Хотя это не так. Мы учим английский язык, а какое хобби может сравниться с изучением иностранного языка. Английский язык это то хобби, которое не только интересное, но и полезное. Предлагаем схему, которая поможет раскрыть содержание, данной темы. Например: Я восхищаюсь фигурным катанием, люблю читать увлекательные книги и смотреть интересные фильмы. Мне нравиться ходить в театр, коллекционирую карманные календари. Моя коллекция очень большая. Так же занимаюсь восточными танцами. Это гармонично со мной, моим сердцем и моей душой. Мое главное увлечение - английский язык. Я считаю это полезное и увлекательное занятие.

For example: I admire ice-skating. I like reading exciting books and watching interesting films. I like going to the theatre. I collect little calendars. My collection is very big. I also go in for east dancing. It is very harmony with myself, my heart and my soul. My main hobby is English. I think that it is a useful and exciting activity.

В наши дни уделяется большое внимание спортивному воспитанию детей, существуют президентские программы, посвящение спорту. Наша молодежь очень спортивная. Обратим внимание на то, что если даже старшеклассники не посещают никакой спортивной секции, это не значит, что он не занимается спортом, так как летом все плавают, а зимой либо катаются на коньках, либо на лыжах, особо актуальные сейчас горные лыжи. Мы предлагаем следующую лексику.

Например: Я не занимаюсь спортом. Не принимаю участия в соревнованиях и турнирах. Но я люблю кататься на коньках и лыжах. Мне нравиться смотреть фигурное катание по телевидению. Я люблю быть зрителем на соревнованиях. Мне нравятся знаменитые спортсмены: Татьяна Навка и Роман Костомаров, Алексей Ягудин, Ирина Слуцкая. Летом мне нравиться плавать.

For example: I don’t go in for sport. I don’t take part in different competitions and tournaments. But I like skiing and skating. I like watching figure-skating on the TV. I like being a spectator at competitions. I like famous sportsmen: Tatyana Navka, Roman Kostomarov, Alexey Yagudin, Irina Slutskaja. In summer I like swimming.

Путешествие

Посещение других стран, городов, различных местностей всегда интересно для собеседника. Старшеклассники могут рассказать о своем опыте путешествии, выбрав одно, наиболее интересное.

Например: наша семья любит путешествовать. Что касается меня, я путешествовала уже и поездом, и самолетом. Я и мои родители посещали прекрасные и живописные города. В этом году я посетила Мальту. Я была впечатлена фантастической архитектурой и добротой местных жителей. Предполагалось, что наша поездка будет направлена на изучение английского языка, устную речь, общение. Я посещала там частную школу и в конце получила сертификат.

For example: Our family likes traveling. As for me, I travel both by train and by plane. My parents and me visited wonderful and picturesque cities. I have visited Malta this year. I was impressed much by fantastic architecture and kindness of local people. Our trip was supposed to be determined at having English course there, oral practice and communication. I attended a private school there and at the end I got a certificate.

Семейные традиции

Здесь учащийся должен рассказать о наиболее интересной традиции, сложившееся в семье (проведение праздников, проведение летних и зимних каникул).

Например: Мы дружная семья. У нашей семьи есть некоторые традиции. Дни рождения всегда отмечаем вместе. Летом мы любим пикники, загорать, плавать и рыбачить вместе. Зимой наша семья ездит на турбазу каждые выходные.

For example: We are a friendly family. Our family has some traditions. We always celebrate our birthdays together. In the summer we like picnics, sunbathing, swimming and fishing together. In the winter our family goes to a ski tourist centre every weekend.

Важным является заметить то, что, переходя от пункта к пункту, то есть рассказ должен быть логичным, последовательным. Предлагаем вариант связок (связки между подтемами).

Составленный план-конспект рассказа о себе учитывает психологические и речевые особенности старшеклассников, а именно является актуальным на сегодняшний момент, индивидуальным, так как каждый учащийся может внести в рассказ с помощью нашего плана свою изюминку, проявить свою личность. Мы так же подобрали тематическую лексику, по каждой подтеме, каждый старшеклассник может выбрать себе понравившиеся и подходящие выражения. С одной стороны, наш план-конспект состоит из нескольких подтем, с другой стороны мы представим варианты связок, переходов от одной идеи к другой. Так же мы внесли ряд творческих находок, таких как оформить свою визитку, рассказать историю своего имени, представить цитату или характерную поговорку родителей, представить своих братьев, сестер в сравнительно сопоставительной характеристике, представить изучение английского языка как хобби, представление семейных традиций, что всегда является неотъемлемой характеристикой личности. Кроме этого мы составили схемы каждой подтемы, что облегчает работу с материалом и дает полный обзор информации, к тому же наглядность способствует лучшему запоминанию. Мы так же представили наш вариант рассказа о себе, учитывая наш план- конспект.

Требования к рассказу о себе

Существует ряд требований к устным ответам старшеклассников по английскому языку, нам хотелось бы конкретизировать ряд требований в отношении рассказа о себе, основываясь на психологических, речевых особенностях старшеклассников, а так же на процессе организации обучения иностранным языком на старшей ступени, в соответствии с целью обучения, рассмотренными нами ранее. Основываясь, на психологических особенностях старшеклассников, рассказ о себе должен быть:

1) Актуальным (то есть соответствовать современному стилю жизни)

2) Индивидуальным, так как для учеников данной возрастной группы очень важно показать и проявить свою личность.

3) Интересным, так как старшеклассники стремятся быть в центре внимания, для него важен интерес коллектива.

4) Творческим, так как учащиеся должны в этом рассказе представить себя, как интересную личность.

Основываясь, на речевых особенностях, рассказ о себе должен характеризоваться следующими моментами:

1) Содержать разнообразную тематическую лексику(так как слушающие его одноклассники, либо одногруппники отбирают для себя интересные выражения с целью применения их в своей речи. )

2) Информированным (то есть содержать ценную информацию, новую для слушающего, интересную особенность либо характерную черту страны, города, семьи, изобиловать разнообразием подтем, либо оригинальностью составляющих.

Основываясь на особенностях организации процесса обучения иностранным языком, на старшей ступени, рассказ должен характеризоваться в соответствии со следующими пунктами:

1) Соответствовать коммуникативной задачи( то есть учащийся должен затрагивать все смежные темы, связанные с рассказом о себе, но в преломлении именно себя, и не углубляться в подтемы, представляя смежную тему самоцелью)

2) Соответствовать лексическим требованиям (то есть рассказ о себе предполагает ряд подтем, таких как: семья, страна, спорт, путешествие, хобби. Ученик должен продемонстрировать знание основной тематической лексики).

3) Соответствовать грамматическим требованиям(то есть использовать разнообразные грамматические структуры, так как очень часто ученики используют только конструкции «I have» или «I am». Если учащийся рассказывает о своей будущей профессии или о планах на будущее, то он должен употребить Present Continious- в значении запланированного действия в будущем, либо конструкцию to be going to do smth- собираться сделать что-то. Если ученики рассказывают о своих желаниях или мечтах, то, необходимо употребить сослагательное наклонение.

4) Организация рассказа (рассказ должен быть логичен, иметь четкую структуру, все подтемы рассказа о себе также, как хобби, путешествие должны содержать между собой связки и переходы. )

Все вышеперечисленные требования помогут старшеклассникам при составлении своих рассказов. Ряд требований мы сформулировали самостоятельно, основываясь на психологических и речемыслительных особенностях, ряд требований, предъявляемых ко всем устным высказываниям, мы преломили в отношении нашей темы.

About me

I’d like to say a few words about me. My name is Darya Khokhlova; you can call me Dasha, for short. My mother calls me Dashenka. I was named after my great-grandmother, my visit card is also for you, and by the way the design was made by me. I am from Russia, you know it is an amazing country, where people swim not only in summer, but in winter in an ice- hole, and they are sure it will make them healthy- Russian temperature astonishes any tourist: in winter it is- 40, in summer it is +40 degrees. Entertainments are also exotic for foreigners. People jump over the bonfire and everybody is excited and happy, that he managed and do it. Not only my country is wonderful, so is my town, Orsk. Our shawls are known all over the world, they are hand- made, real masterpieces. Orsk meat products will be the best presents for your friends from other towns especially other countries. But the most magnificent feature of our town is that exactly across. Orsk there is a border, which divides our town into Europe and Asia. It is very funny some people work in Europe, bit live in Asia.

As for my family we are very friendly, in spite of the fact that my character is really nasty and unpleasant, but my parents on the contrary are lively, happy, imaginative and enthusiastic people. Very often my mother says: “If you are not using your smile, you are like a man with a million dollars in the bank and no checkbook. Funny, isn’t it?! You see I cry very often: both when I am happy and when I am sad. These words encourage me and make me laugh.

It is a pity but I have neither sisters nor brothers. But if I had any, we would get on well together. I think we wouldn’t be different in characters; we would be ready to help each other and give a lot of advice. As you see there 3 of us, but we are very close and we always follow our family traditions: congratulating on birthdays very early in the morning singing birthdays songs, having a picnic on summer, going to a ski tourist centre in winter.

It is also worth mentioning that my permanent characteristic feature is that I adore traveling. My last trip stands vividly in my memory. My trip was to Malta, a small paradise. I attended a private school there and at the end a certificate was given, proving my level in English. So I traveled both for pleasure and learning. I recommend that you should visit this island; it is a really picturesque place. I am impressed much by it.

To go on the topic of English I’d like to mention that English is my hobby, it is even my life. It is really the truth that I enjoy learning it, so many opportunities are open to people who speak it. With the help of that language I found many friends abroad. Reading English classics in the original is quite simple for me now. Only due to my progress in English. I was lucky to visit Malta. By the way, my future profession is also connected with the English language. I am going to be a teacher. This job requires special skills, of course, a person must be creative, responsible, and pleasant, and a teacher must also have a good imagination. To my mind possess all these qualities. This choice wasn’t a pressure from my parents. I decided on my own.

Studying is not everything in my life, sport is also important for me and worth paying attention to. I have never competed for a prize in my life or got the first place and even more I have never set up record, but still I go swimming in summer, go skating in winter and I am a spectator of TV sports show such as “ Ice age”. In conclusion I should say that I am a sociable, loyal and reliable person. My wish is to have as many friends as possible.

В данной работе рассматривалась актуальная на сегодняшний день тема: « Формирование коммуникативной компетенции учащихся старших классов на примере темы «Рассказ о себе». Учащиеся старших классов сдают устный экзамен по английскому в зимнюю сессию, и в летнюю, готовятся к вступительным экзаменам в ВУЗ, где один из топиков устного ответа это рассказ о себе. К тому же сейчас особо популярна стажировка заграницей, где учащиеся так же представляют себя. Проблема данной работы, как уже описывалось выше, состоит в отсутствии четких требований к рассказу о себе с одной стороны и объема материала, который можно представить из смежных тем с другой стороны, а также в отсутствие плана, либо схемы, которых можно придерживаться при составлении рассказа. Данная тема является неотъемлемой частью всего процесса обучения английскому языку на старшей ступени. Следовательно мы определились с основными понятиями, такими как коммуникативно-направленное обучение, то есть цель обучения иностранным языкам заключается в формировании знаний, умений, навыков устной речи, следовательно обучение базируется на коммуникативном методе, который предполагает то, что все виды речевой деятельности направлены на формирование умения говорения, вследствие чего, у учащихся формируется коммуникативная компетенция, которая предполагает умение общаться, исходя из этого тема «Рассказ о себе» является частью коммуникативно направленного обучения. В данной работе мы изучали сам процесс формирования умений и навыков у учащихся старших классов, изучающих английский язык, в продуктивных видах речевой деятельности. В частности, мы рассматривали управление этим процессом формирования умений и навыков устной речи у учащихся старших классов, на примере темы «Рассказ о себе». Сначала мы рассмотрели психологические и речемыслительные особенности старшеклассников, которые необходимо учесть при составлении рассказа о себе:

1. Для подростка важно всегда быть в коллективе.

2. Подросток понимает, что в мире много чудесного и неизведанного им.

3. Для подростка важно показать его личность и индивидуальность.

4. Подросток легко показывает свой внутренний мир окружающим.

5. Подросток нуждается в общении.

6. Подростки определяются с будущей профессией.

7. Подростки читают много книг, журналов и газет.

8. Подростки проявляют интерес к Интернету.

9. При общении с другими людьми, подросток отбирает для себя интересные фразы собеседника и в дальнейшем стареется применить их сам.

Затем мы рассмотрели основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы: общеобразовательная школа, профильная школа и профильные классы и дали объяснение каждой модели. Анализ данной классификации был необходим для того, чтобы подтвердить актуальность темы «рассказ о себе» в любом типе школ и классов, в независимости от уровня владения языком. Все выше указанные особенности необходимо учесть при составлении рассказа о себе и при определении требований к нему. В чем и состоит теоретическая значимость работы. В практической части нашего исследования мы проанализировали УМК, дополнительные пособия по подготовке к устному экзамену по английскому языку с точки зрения представления в них темы «Рассказ о себе». Вследствие чего, мы сделали вывод, что данная тема либо совсем не представлена, либо представлена отдельными темами (путешествие, спорт, друзья, хобби, школа), которые в совокупности являются рассказом о себе, но объем очень большой и они не связаны между собой, к тому же они все являются шаблонными, в них не учитывается индивидуальность учащихся. Во время поездки на Мальту мы так же попросили дать интервью преподавателей и учащихся школы «Alpha», в котором они должны были рассказать о себе. Проанализировав эти интервью, мы так же убедились, что ответы учеников не могут быть образцами для других участников, рассказы были хаотичны и непоследовательны.

В результате мы составили свой план- конспект рассказа о себе. Главное преимущество этого плана является то, что он является не примером и не шаблоном, а подбором лексики и составляющих, а так же наличием связок между подтемами. Каждый учащийся может выбрать ему подходящую лексику и связки, следовательно, каждый рассказ будет индивидуальным, а последовательный конспект поможет любому составить структурно логический рассказ. В нашем плане- конспекте мы определили:

1. Составляющие рассказа о себе, то есть наиболее актуальные темы, которые необходимо осветить.

2. Подобрали лексику для каждой подтемы.

3Представили варианты связок между подтемми.

4. Ряд творческих находок составление визитки, цитат или характерная для родителей поговорка, сопоставительная характеристика братьев и сестер, представление английского языка как хобби.

5. Схемы и наглядный материал к каждой подтеме, что облегчает работу с планом.

6. Учет грамматических особенностей, то есть даже если у учащегося нет ни братьев, ни сестер он может рассказать о своем желании иметь младших или старших братьев или сестер, тем самым продемонстрировать знание наклонения( сослагательное первое)

7. Ряд цитат и тематических выражений с переводом, с целью сэкономить время ученика при подготовке к экзамену. В заключении мы предложили составленный нами рассказ о себе, по нашему плану- конспекту.

Затем мы определили ряд требований к рассказу о себе. На основе психологических особенностях старшеклассников:

1. Актуальность рассказа

2. Индивидуальность

3. Творческий подход

На основе речемыслительных особенностях учеников 10 х-11х классов, рассказ должен :

1Содержать разнообразную тематическую лексику.

2. Быть информированным.

На основе особенностей по организации процесса обучения иностранным языкам на старшей ступени.

1. Соответствовать коммуникативной задачи

2. Соответствовать лексическим требованиям.

3. Соответствовать грамматическим требованиям.

4. Быть логично построенным рассказом.

Таким образом, практическая значимость нашей работы состоит в представлении плана- конспекта рассказа о себе, включая наглядный, схематичный материал с подбором лексики, а так же определение ряда требований к рассказу о себе. Таким образом, подтверждается наше предположение о том, что если определить ряд требований к рассказу о себе, разработать план- конспект этой темы, то старшеклассникам будет легче представить себя на собеседованиях, на экзамене, в англоязычной стране.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)