Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Фортификация средневековых городков севера Западной Сибири: на примере Усть-Войкарского городища

Существуют, однако, места, где история неизбежна, как дорожное происшествие

И. Бродский

Почему я взял эту тему?

Древние городища, несомненно, относятся именно к таким «неизбежным» местам. Расположенные на перекрёстках культуры, они вбирали в себя всё, что было создано человеческой цивилизацией, не теряя при этом своей значимости для настоящего и будущего. Они сохранили для нас образ жизни человека прошлого. Вот это «прошлое» я увидел, побывав на археологических раскопках Усть-Войкарского городка летом 2006 года (приложение I). Впечатлений было много, но моё особое внимание привлекли оборонительные сооружения городища, возможно, благодаря интересному рассказу Н. В. Фёдоровой, руководителя археологической экспедиции. Её эмоциональный рассказ о фортификации оставил неизгладимое впечатление, и уже в выборе темы своей научной работы я не сомневался.

Чем же мне понравилась данная тема?

Она ещё не изучена, есть шанс «докопаться» до секретов оборонительных сооружений севера Западной Сибири: почему существовали эти системы укреплений, что на их выбор повлияло?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, я в течение недели работал в окружном музее им. Шемановского И. С. Там я глубже погрузился в историю фортификации. Работа над темой меня очень заинтересовала.

В Сибири исторические и археологические поиски древних городищ начались ещё во времена Г. Ф. Миллера, но особенно интенсивно – с конца XIX века. Что касается археологических раскопок городищ, относящихся к бронзовому, раннему железному веку и средневековому периоду, то даже для простого перечисления их понадобилось бы слишком много места. Материалы этих довольно многочисленных раскопок, в большинстве своём не только ещё не изданы, но даже в достаточной степени не обработаны. В обобщающих трудах им уделено мало внимания, а специальное тематическое изучение выявленных памятников и их историческая оценка – это дело будущего. Наше прошлое, прошлое Сибири мы должны беречь и ценить. С. В. Бахрушин, один из крупных историков, в 1928 году сказал: «На первом месте тут стоит, конечно, изучение истории местного населения Сибири. Впервые став в равноправное положение с русскими и получив возможность свободно развивать свою национальную самобытность, народы Сибири с законным правом стремятся узнать своё прошлое, а та роль, которая предстоит им в будущем в сибирском строительстве, оправдывает это стремление».

Осмыслив всё вышесказанное, я с ещё большим желанием начал работать над темой исследования.

Цели исследования: исследовать неизвестную страницу в истории археологии Ямала. Понять, что история маленького городка состоит из деятельности людей, живущих в суровых условиях Севера, вынужденных защищать свою жизнь от нападений соседей.

Задачи исследования: 1) проанализировать оборонительные сооружения Западно-Сибирских городков; 2) провести сравнительный анализ фортификации: от реконструкций к сохранившимся деталям.

Методы исследования: полевые (раскопки и обработка), сравнительно-сопоставительный анализ (работа в окружном музее им. Шемановского), метод аналогий.

Объект исследования: фортификация городков Северо – Западной Сибири – частоколы.

Предмет исследования: археологические раскопки.

Гипотеза: если на Усть-Войкарском городище система фортификаций отличалась от других, значит, можно говорить об уникальности оборонительных сооружений Усть-Войкарского городка.

Актуальность заключается в том, что изучение археологических памятников, находящихся на территории нашего района, содействует воспитанию любви к своему родному краю, пониманию его прошлого, настоящего и будущего.

Новизна работы состоит в том, что исследование данной темы ещё не проводилась, таит в себе много новых открытий.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что материал научной работы можно использовать на уроках истории, географии, краеведения, литературы, классных часах.

Исходя из поставленных целей, задач, методов исследования, гипотезы вытекает следующая структура работы:

1) введение, где поставлены цели, задачи, методы, гипотеза;

2) основная часть, состоящая из 3 глав;

3) заключение, где даны выводы по работе.

Укрепления средневековых городков

Общая характеристика эпохи средневековья

Археологические памятники средневековой эпохи представляют особый интерес, так как относятся к периоду формирования тех коренных народов, которые до настоящего времени проживают на Ямале. Основы средневековой археологии севера Западной Сибири заложены в обобщающей работе В. Н. Чернецова. По мнению ученого усть-полуйский период связан с ярсалинским. Ярсалинский этап рассматривался В. Н. Чернецовым как культура, имеющая связь с «уже сформировавшимися племенами хантов». Карымский этап являлся продолжением ярсалинского, оронтурский шёл вслед за карымским. Завершилось кинтусовским периодом. В настоящее время эта хронология пересмотрена. Многие ученые считают, что каждый период – это самостоятельные, археологические культуры, которые отражают единую линию генетической преемственности. Огромная территория Нижнего и Среднего Приобья, а также полуостров Ямал в II – IX вв. являлась зоной расселения племён оронтурской культуры. Этот период представлен огромным количеством городищ. В X веке оронтурская культура транформируется в кинтусовскую, существующую вплоть до XIII в. В процессе формирования этнической общности хантов значительную роль играли военные действия. Целью военных находок было завоевание промысловых территорий, захват женщин, рабов, оленей, установление даннических отношений. Чтобы защитить себя от вторжений, возникали укреплённые городища – поселения. Фортификационные сооружения начала II тыс. н. э. аналогичны более ранним. Оживить средневековые остатки городищ помогают хантыйские предания и сведения русских летописей. В фольклоре хантов часто упоминаются «городки», обнесённые частоколами, фигурируют эпизоды их штурмов, при которых нападавшие под градом стрел прорубали бреши и через них устремлялись внутрь крепости.

Тенденции к массовому сооружению укреплённых посёлков впервые распространяются в западных районах Приуралья. Первые городища Приуралья, ананьинские, нельзя назвать мощными. Судя по размерам рвов (узкие и мелкие сухие канавы), серьёзного значения при укреплении они не имели. Гораздо больше внимания при обороне уделялось устройству валов, представляющих грозное препятствие для противника.

Существовали пять основных систем укреплений:

1) защищённое валом и рвом с напольной стороны с дополнительным валом у конца мыса;

2) защищённое двумя валами и рвом с напольной стороны с дополнительным валом у конца мыса;

3) защищённое тремя валами и рвами с напольной стороны.

4) защищённое кольцевым валом и рвом;

5) защищённое валом и рвом с напольной стороны;

Характерной чертой устройства рвов было то, что им не уделялось должного внимания, потому что, либо их трудно выкопать, либо они быстро заваливались мусором. Однако новые укрепления не строились, а подновлялись старые.

Развитие фортификационного дела у оседлого населения Западной Сибири происходило исключительно на местной основе. Располагались городища в основном по берегам крупных рек и на мысах для обороны поселений территории.

Таким образом, оборонительные сооружения городищ севера Западной Сибири далеки от совершенства.

История изучения фортификации на археологических памятниках севера Западной Сибири

Огромные пространства России, не прерываемые ни морями, ни горными хребтами, приводили к тому, что жители вынуждены были защищать свои родные места, строя укреплённые городища. Остатки таких городищ–поселений встречаются и на территории Ямала. Учёными-археологами были исследованы оборонительные сооружения Питлярского городища и городища Ярте VI. Хотя эти памятники принадлежат к разным временным периодам, но, как ни странно, в системе фортификаций мы видим много сходства. Поэтому мне бы хотелось сравнить систему фортификаций этих памятников. Начну с их описания.

Питлярское городище. Питлярское городище расположено на правом берегу Питлярского сора, в 1,5 километрах восточнее заброшенного посёлка Ханты-Питляр, в месте впадения в сор ручья Шимхат-Юган. С севера, вплотную к площадке городища, примыкает широкий лог с родником. С запада городище ограничено небольшим оврагом. Экспедицией 1990 года (под руководством Сергея Григорьевича Пархимовича) была зафиксирована сложная оборонительная система городища. Она состояла из четырёх валов и трёх рвов. Внутренний вал опоясывал площадку городища. Оборонительные сооружения хорошо сохранились с западной и северо-западной стороны городища. С северо-восточной части оборонительные сооружения полностью уничтожены в результате оползания берега в лог. [2] Но даже по этим результатам можно говорить о мощных фортификационных сооружениях Питлярского городища. Ширина валов и рвов от 3 до 6 метров. На третьем валу были обнаружены следы бастиона. Питлярское городище было жилым местом примерно в VI – VIII веках н. э. Оно стояло на террасе высотой 11 метров. С такой высоты отлично просматривалась вся пятидесятикилометровая пойма реки Обь с её многочисленными протоками и коренной левый берег Оби от Войкарского сора до Шурышкар. В VIII-IX веках городище стало небольшим военным поселением, предназначенным для отражения опасности с юга. Подступы к городищу были затруднены благодаря выгодному рельефу местности. Всё это говорит о мощной обороне Питлярского городища.

Питлярское городища отличалось своей оборонительной мощью. Устройство оборонительной системы городища является одной из самых известных в период средневековья. Фортификация Питлярского городища относится к 4 типу систем укреплений и являлось грозным препятствием для врагов, потому что предназначалось для отражения опасности с юга.

Городище Ярте VI. Он расположен в нижнем течении реки Юрибей. Этот памятник, уникальный по мощности культурного слоя, достигающего метр в глубину. Двухлетние работы (экспедиция под руководством А. Головнёва – 1990 г. ) позволили сделать интересные наблюдения. Первоначально, оборонительных сооружений не было. Но, примерно, около 1071 года сюда пришли жители из более южных регионов северной тайги. Они сделали то, что характерно для обитателей южной зоны: выкопали ров, отделив мыс коренной террасы от остальной части, насыпали вал, устроив вход на площадку городища. Оборонительные сооружения вряд ли были нужны – население ещё было достаточно средним, а нападения на поселения – маловероятным. Оборонительные сооружения существовали вместе с городищем, подвергаясь ежегодному ремонту.

Оборонительные сооружения городища Ярте VI выглядят не очень надёжно. Один вал и ров не представляли особой сложности для врага. Однако эта система, как и у Питлярского городища, одна из самых распространённых на севере Западной Сибири. На постройку такой обороны уходило мало времени.

Если сравнивать городища Питлярское и Ярте VI, то можно сказать, что оборонительные сооружения Питлярского городища намного мощнее по своим оборонительным функциям.

Система укреплений, бытовавшая на Усть – Войкарском городке: по результатам археологических раскопок

Название «Войкар» происходит из языка коми-зырян и означает «ночной городок». Почему ночной? Может, потому что и сами эти земли у русских назывались «полуночными» из-за коротких зимних дней? У остяцкого населения этого района поселение называлось «Ай вож пай» - «маленький городок». Любопытно, что в данном случае не гидроним дал название населенному пункту, как это обычно бывает, а наоборот: р. Войкар, в устье которой находится городок, приняла его название. У остяцкого населения река называлась «Ай вож еган», то есть «Маленького городка река». Этот факт свидетельствует о большой важности городка для населения бассейна реки и о довольно значительном возрасте поселения. Вопрос о времени и условии появления поселения на месте Войкарского городка – один из наиболее важных в исследовании памятника. В 1783 г. Войкарский городок входил в число 5 самых крупных населённых пунктов Обдорской волости (17 хозяйств и 127 человек населения). Перепись 1816 года демонстрирует рост населения городка почти в два раза (244 человека и 30 хозяйств), к 1858 году население Войкара увеличилось до 264 человек и 46 хозяйств. Таким образом, исторические сведения позволяют считать Войкарский городок одним из наиболее крупных остяцких городков Обдорской волости в XVII - первой половине XIX в. , который в то же время отличала тесная связь с самодийским населением волости. Это свидетельствует о двух разных направлениях фортификации. Войкары, как один из крупных городков, должен был иметь хорошие оборонительные сооружения, для защиты от нападений соседей, желающих убрать развитый городок в целях своей же безопасности. Однако, будучи крупным городком, жители городка могли не рассчитывать на мощную защиту, а надеяться взять победу численностью своего населения. Тем более, вряд ли кто мог напасть на серьёзного соперника. Стоит разобраться: какой же все-таки была фортификация Усть-Войкарского городка.

Городок существовал с XIII века. О нём довольно часто упоминается в фольклорных и письменных источниках. По-видимому, эти сведения относятся к 16 – 18 вв. В качестве археологического памятника он отмечен впервые в конце XIX в. в работах К. Д. Носилова и И. Я. Словцова. Носилов писал о двух «курганах», расположенных на левом берегу реки Обь вблизи Войкарских юрт. Словцов упоминает городок около Войкарских зимних юрт, «имеющий 90 саженей в окружности и 5 саженей высоты». Вероятно, в это время юрты располагались в непосредственной близости от заброшенного городка, занимая место посада.

В конце 1980-х годов памятник посещался сотрудниками археологической экспедиции Тобольского государственного пединститута. В 1993 году памятник был обследован разведочной группой Ямальской археологической экспедицией под руководством Н. В. Фёдоровой и Е. И. Кочегова. Уже тогда были найдены фрагменты костяных и деревянных изделий, шерстяной ткани, а также фрагменты керамики конца I – начала II тыс. н. э. В августе 2002 было повторное обследование состояния памятника разведочным отрядом Ямальской археологической экспедиции под руководством Брусницыной и Фёдоровой.

Учитывая уникальность памятника для региона Нижнего Приобья и отсутствие здесь стационарного изучения городищ, было принято решение о начале раскопок в 2003 году. Городище расположено в южной части полуострова длиной около 1,5 км и шириной 0,4 км, ограниченного с юга и востока поймой реки Горной Оби и её притоком Товыгортпосл (с хантыйского «приток весеннего посёлка»), с запада безымянным ручьём, впадающим в другую небольшую притоку Горной Оби. Вдоль всего восточного края полуострова тянется береговой вал шириной до 3-4 м и высотой около 1-1,5 м. Северная часть полуострова заболочена, покрыта низкорослой древесной растительностью. Южная оконечность заболочена, пространство между болотом и собственно памятником покрыто берёзовым лесом. Через южную оконечность полуострова проходит зимник на посёлок Усть – Войкары (приложение III). Городище представляет собой холм, вытянутый по линии С-Ю на 95 м, при ширине до 50 м. Для городищ характерно устройство валов и рвов. Однако на Усть-Войкарском городище археологи кроме частоколов, пока ничего не обнаружили. Либо эти сооружения были далеки от городища, либо их вообще не было, что, конечно, странно. Основных частоколов было 2.

Частокол 1. Этот частокол найден археологами первым. Его длина 9 метров. Диаметр 10 – 18 см. Частокол огораживал верхнюю часть холма городища, датируется концом XVII в. Сохранились лишь нижние концы частокола, вкопанные в землю, длиной от 20 – 65 см. Он создан из елей и лиственниц. Самый ранний – в 1631 году. В 1678 году произведён ремонт (10 – из 24).

Частокол 2 (приложение V). Частокол, упавший на склоне холма городища, датируется XV веком. Рядом археологами обнаружены труха и опилки (вероятно, он часто ремонтировался). Состоит из 18 брёвен - 7 –20 см в диаметре. В 120 см от верхних концов брёвен вырублены сквозные пазы длиной 30 – 40 см, через которые они «насаживались на поперечную плаху. В 160 см ниже этих пазов фиксировалось приспособление, вероятно, служившее проходом. Для него снизу были срублены три бревна, до высоты 2 м. Из этого следует, что частокол был большой в высоту – 4,5 – 5 метров. Возведён в 1412 – 1413, с этого времени не ремонтировался. Частокол 2 возведён гораздо раньше, чем частокол 1. Обрушившийся частокол залегал на мощном слое опила. Вероятно, здесь велись строительные работы.

Частокол 2, возведённый в XV веке, намного мощнее и по диаметру, и по его примерной высоте, чем частокол 1, возведённый в XVII веке. Это означает, что в XV веке оборонительные сооружения были важны в жизни городка и, скорее всего, в это время были сооружены валы и рвы. В эти годы участились набеги соседей. На данный момент археологи не обнаружили следы рвов и валов. Если же их действительно не было, то это означает маловажную роль обороны в жизни Усть-Войкарского городка. Однако мы знаем, что военное положение в этих районах в XV-XVII веках обострилось. С конца XVII – начала XVIII века отмечается перелом в политических процессах в регионе. Если прежде обдорские остяки вместе с самоедами противостояли русской администрации, то теперь самоеды регулярно нападают на городки ясачных остяков. И именно в это время жители Войкарского городка перестали ремонтировать защитный частокол – вероятно, им нечего было опасаться. Возможно, этот факт свидетельствует о том, что в начале XVIII века Войкарское городище считалось остяцким городком, являясь в то же время вотчиной войкарской самояди. Обороне стали уделять меньше внимания. Построен новый, уже не такой мощный частокол, судя по его диаметру.

Вероятно, валы и рвы больше не подновлялись, были забыты, и, вскоре, сравнялись с землёй. Именно поэтому археологам сейчас трудно обнаружить следы устройства этих оборонительных сооружений. В Усть-Войкарском городке рвы в XVII – XVIII стали бесполезными. Скорее всего, они в дальнейшем использовались как ямы для мусора. Если раскопать сейчас некоторые земляные углубления на территории городища и по возможности найти остатки строительного мусора, то можно предположить, что это и был ров.

В конце I тыс. до н. э. во многих районах севера Западной Сибири появляются первые типы укрепленных поселений-городищ, которые становятся распространёнными типами поселений. Их возникновение связано с изменениями в хозяйственной деятельности населения. Оборонительные сооружения играли важную роль, их устройству уделялось много внимания.

В результате моего исследования я пришёл к следующим выводам:

1) все городища (Питлярское, Ярте VI, Усть-Войкарское) имеют сходство в конструкции системы фортификаций севера Западной Сибири. Оборонительную систему сооружали из брёвен и плах, опущенных в канаву. Параллельно располагались соединённые задние стенки жилищ, поставленных кольцом на площадке городища. Пространства между двумя стенами заполняли землёй, вынутой из оборонительного рва.

2) Питлярское и Усть-Войкарское городища имели сложную систему фортификации, потому что они были постоянными поселениями, находились на границе пересечения с юга на север (велика была опасность нападения), а Ярте VI – сезонным поселением. Там мы не наблюдаем эту сложную оборонительную систему.

3) Оборонительные сооружения городища Ярте VI выглядят не очень надёжно. Один вал и ров не представляли особой сложности для врага. Однако эта система, как и у Питлярского городища, одна из самых распространённых на севере Западной Сибири. На постройку такой обороны уходило мало времени.

4) В Усть-Войкарском городище, несмотря на то, что никаких валов и рвов пока обнаружено не было, можно представить, как примерно выглядела оборона в годы существования городища. Учитывая то, что частокол 2 достаточно мощный, и территория вокруг городища обширная и холмистая, оборонительная система выглядела примерно так: два вала и ров. Фортификация Усть-Войкарского городища не похожа на укрепления Питлярского городища и городища Ярте VI. Я предполагаю, что система оборны Усть-Войкарского городка имела свою особенность, это говорит о её уникальности. Чтобы раскрыть все тайны фортификации городища, археологи продолжают вести раскопки.

Таким образом, в эпоху железа были развиты системы фортификаций, особенно сложные в кулайское и кучиминско-кинтусовское время, разнообразие типов защитного и наступательного вооружения. Это было связано с изменениями в социальном устройстве населения северо-западной Сибири. Вероятно, именно в это время «закладываются основы предгосударственных образований – княжеств и героического эпоса обских народов».

На реке расположен родной городок.

И набеги соседей то слева, то справа.

Но который раз нас спасает от бед

Частоколы – военная слава!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)