Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Эстетические функции сна в произведениях А. С. Пушкина

Проблема сна возникает на стыке философии и целого ряда наук: психологии, эстетики. Она волновала многих ученых, отсюда разнообразие литературы по данному вопросу. Отметим наиболее значительные труды.

Изучением мотива сна в литературоведении занимались А. Ремизов, А. Жокловский, Д. Нечаев, И. Страхов. Каждый из названных авторов своеобразно подходят к освещению этой темы. При анализе снов в творчестве А. С. Пушкина стоит отметить монографии Д. Благого, Г. Макогоненко, С. Бонди, Ю. Лотмана.

Освещение проблемы сна окажется неполной без работ З. Фрейда и К. Юнга, где дается объяснение причин сна, доказывается, что поступки людей – это действие бессознательных сторон.

Анализ, интерпретация литературных снов заключает в себе значение литературоведческого и психологического материала. Кроме того, учитывая философский, мифологический аспекты.

Сейчас интерес к исследованию мотива сна в творчестве Пушкина обусловлен новыми возможностями, которые открываются перед исследователями. Сегодня внимание ученых обращено на мифопоэтические корни образа сна, что позволяет рассмотреть этот образ в широкой культурной традиции.

С другой стороны, большие возможности для теоретического объяснения сновидений дает теория психоанализа, разработанная З. Фрейдом. Она позволяет рассматривать человека в единстве сознательных поступков и действий и бессознательного проявления психики.

Сон как раз и является элементом бессознательной мотивации поведения человека.

Очевидным оказывается то, что в литературоведении гораздо раньше, чем в науке поэты и писатели обращали внимание на моменты бессознательного в поведении героя.

Новые возможности в изучении этого мотива раскрываются через исследование его на структурно-семантическом основании, которое позволяет обобщить семантические функции слова-образа «сон» и в то же время рассмотреть множество конкретных его реализаций в произведениях А. С. Пушкина.

Всё сказанное позволяет говорить об актуальности выбранной проблемы.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в научно-практической конференции является мотив сна, реализующийся через слово-образ «сон» в произведениях А. Пушкина.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

- произвести комплексный анализ образа сна;

- определить лингвистические особенности его реализации;

- определить семантическую структуру.

В ЗАДАЧУ РАБОТЫ ВХОДИТ:

- определение аспектов изучения слова-образа «сон»;

- рассмотрение реализации слова-образа «сон» в прямых и переносных значениях в поэтических текстах;

- рассмотрение функций слова-образа «сон» в эпических и драматических произведениях.

Работа выполняется на материале художественных текстов А. С. Пушкина, исследовались лирические, эпические и драматические произведения.

Работа апробирована на научно-практической конференции в 2007 году.

Научная новизна заключается в комплексном подходе к изучению образа сна, итогам которого стала разработка семантической классификации слова-образа «сон» в текстах Пушкина и её конкретные описании.

СТРУКТУРА РАБОТЫ: работа состоит из введения, двух глав («Аспекты изучения слова-образа «сон»; «слово-образ «сон» в текстах художественных произведений А. С. Пушкина») заключения и библиографии.

1. 1. Психологический аспект изучения.

Исследование сновидений указывают на то, что способность видеть сны вряд ли ограничиваются людьми. Все млекопитающие проходят через «быстрый» сон, следовательно, видят сны. Птицы тоже видят сны, хотя и не так часто, как млекопитающие. Рептилии, похоже, иногда видят сны, однако это явление нельзя назвать распространенным. Люди и прочие животные, насильно лишаемые сна, теряют ориентацию и в конце концов проявляют признаки психических расстройств.

Сны бывают самые разные: порой мы видим в них нашу жизнь, окружающую действительность, в другой раз во сне представляют фантастический мир с несуществующими предметами, животными. Это происходит потому, что мир фантазий богато развит и бурно разросся. Объяснить это явление можно исходя из теории К. Юнга, который ввёл в психологию новое понятие – «коллективное бессознательное».

По утверждению Юнга, «коллективное бессознательное» уводит личность от реальной действительности. Оно позволяет акцентировать противоположную сторону с целью сохранения душевного равновесия.

Сновидение не способно вызвать определенной мысли – для этого оно должно перестать быть сновидением Сновидение проявляется на грани сознания, подобно слабому свечению звезд при полном затмении.

Поскольку сновидения существуют на грани сознания и бессознательного, то записывая и анализируя их, мы строим мост между этими двумя областями. При более быстром взаимопроникновении сознательного и бессознательного ускоряются процессы роста и изменения. Когда мы осознаём свои сновидения, они вступают во взаимодействие с нашим сознанием. Нам, в свою очередь, становится понятным их отклик и возможная реакция на него.

Некоторые психологи выдвигают теорию, что сновидения не предназначены для подобного анализа и это может повлечь за собой разрушительные последствия для души. Нет причин опасаться нарушения естественного процесса в развитии личности. Как видно, бессознательное автоматически следит за этим. Если человек ещё не готов воспринять какое-то новое знание о собственном «Я», он его и не воспримет, даже если станет тщательно анализировать сновидения. То, что ещё не доступно восприятию, пройдет мимо этого человека, как будто тот ничего и не видел.

Объясняется это тем, что бессознательное – именно НЕ сознательное, НЕ осознанное, т. е. такое, какое мы ещё не в состоянии осознать. «Много лет назад один из моих друзей посещал еженедельную группу анализа сновидений, занятия в которой проводил симпатичный, чем-то напоминающий эльфа психолог – аналитик, последователь Юнга. Назову его Теодором. Однажды он рассказал группе собственное последнее сновидение. Мой друг понял его и предложил помочь Теодору в расшифровки сна. Теодор сразу же все «схватил». Он знал, что сновидение важно для него, и несколько раз повторил объяснение про себя. Позже, тем же вечером, он попросил моего друга ещё раз повторить, что тот ему рассказал, успев напрочь позабыть объяснение. Прослушав повторные объяснения, Теодор сказал: «Да – да, конечно», - и громко проговорил услышанное. Какое – то время спустя он в некотором замешательстве снова обратился к моему приятелю с просьбой ещё раз повторить объяснение. И, наконец, когда все уже начали расходиться по домам, Теодор с грустью в голосе спросил у моего друга, не будет ли тот любезен и не повторит ли свое толкование в самый последний раз. Поистине, если уж что-то является бессознательным, сделать его осознанным очень трудно» - писал Юнг.

Вся теория Фрейда строится на утверждении того, что сны – это обязательно выражение бессознательного сновидения являются одной стороной поведения, которое Фрейд считает выражением бессознательных желаний. Бессознательное позволяет поведать тайны скрытые от сознания.

Народившиеся произведение в душе художника – это стихийная сила, которая прокладывает себе путь либо тираническим и насильственно, либо с той неподражаемой хитростью, с какой умеет достигать своих целей природа.

Бессознательное рождается на свет без участия человеческого сознания, иногда даже наперекор ему, своенравно навязывают ему свои собственные форму и воздействие.

«Большая часть работы сна, - писал Фрейд, - заключается в создании подобных – часто очень остроумных, но часто также и натянутых промежуточных (символически замаскированных) мыслей; последние исходя из общей картины образует сновидения».

В следующем разделе мы рассмотрим медицинский аспект изучения образа сна.

2. Медицинский аспект изучения

Сон – это периодическое наступающее состояние, при котором замедляются физиологические процессы и создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности организма, и в частности центральной нервной системы.

Сон – это жизненная необходимость каждого человека: треть его жизни проходит в состоянии периодического наступающего ежесуточного сна.

Во время сна отмечается понижение мышечного тонуса (большинство мышц спящего человека расслаблено), резкое ослабление всех видов чувствительности – зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожной чувствительности. Безусловные и условные рефлексы заторможены. Дыхание при глубоком сне значительно реже, чем во время бодрствования, частота сердечных сокращений и артериальное давление снижаются. Уменьшение поступления к тканям крови во время сна сопровождается снижением интенсивности обмена веществ на 8-10 %, понижением температуры тела и уменьшением поглощения кислорода из окружающей среды. Всё это свидетельствует о том, что в состоянии сна вместе с мозгом получают «отдых» и все внутренние органы, обеспечивающие жизнедеятельность клеток и тканей.

Однако, согласно современным представлениям, сон не только отдых, но и работа, направленная на переработку самой различной информации, накопленной за день, с тем чтобы мозг человека мог быть способным воспринимать её и на следующий день.

О том, что работа мозга во сне не прекращается, можно судить по сохраняющей в состоянии сна его биоэлектрической активности. Биотоки мозга отражают биохимические процессы, происходящие в клетках, и свидетельствуют об активной деятельности мозга. Регистрируются они при одновременном отведении из многих точек головы и после усиления записываются в виде электроэнцефаллограммы (ЭЭГ), которая в зависимости от различных физиологических состояний имеет своеобразный и характерный рисунок.

Многочисленные наблюдения показали, что погружение в сон сопровождается появлением на ЭЭГ редких волн большой амплитуды. Такое уменьшение частоты колебаний происходит на протяжении 1 – 1,5 часа, после чего частота биотоков вновь увеличивается и на ЭЭГ появляются низко частые амплитудные волны, характерные для бодрствования. За время ночного сна отмечается несколько (4 - 5) подъемов и спадов частоты колебаний ЭЭГ. Именно с помощью ЭЭГ выявлены 2 вида сна:

- спокойный – медленный (ортодоксальный) сон без сновидений;

- активный – быстрый (парадоксальный) сон со сновидениями.

Характерные особенности медленного сна – уменьшение частоты дыхания и ритма сердца, замедление движения глаз. При быстром сне эти показатели обычно учащаются. Быстрый сон, с одной стороны, является более глубоким по сравнению с медленным (спящего труднее разбудить, мышцы предельно расслаблены), с другой стороны – более поверхностным (судя по ЭЭГ, дыханию и пульсу). Именно в связи с этим быстрый сон и называют парадоксальным.

Медленный сон обычно занимает 75-85 % общей продолжительности ночного сна, быстрый 20-25 %. Чередование быстрого и медленного сна характерно для здоровых людей, при этом человек чувствует себя выспавшимся и бодрым. Отклонения в продолжительности быстрого и медленного сна, недостаточная глубина медленного сна, частые пробуждения в периоды быстрого сна приводят к самым различным нарушениям нервной системы, влияют на состояние его психики, внимание, эмоциональное состояние.

К наиболее частым расстройствам сна можно отнести повышенную сонливость (гиперсомнию) и БЕССОННИЦУ. Гиперсомния чаше всего возникает у людей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания (сыпной тиф, менингит, грипп), при малокровии и функциональных нарушениях нервной системы, часто вызванных воспалительными заболеваниями головного мозга (например, при вирусном энцефалите). Бессонница встречается чаще. Она может сопутствовать различным заболеваниям. К их числу относятся функциональные расстройства нервной системы, связанные с сильными психическими, эмоциональными травмами. Например, неврозами, психозами, органическими заболеваниями головного мозга (особенно атеросклероз мозговых сосудов), болезнями внутренних органов, щитовидной железы.

Расстройства сна при бессоннице могут быть 3 видов:

- затрудненное засыпание;

- поверхностный, беспокойный сон с частыми пробуждениями;

- ранее окончательное пробуждение.

Люди, страдающие от бессонницы, обычно жалуются на недосыпания, но, как показали объективные исследования, длительность сна у них не так уж мала и равна 5 - 5,5 часам, в то время как нормальный сон длится не менее 6,5 часов. Все дело в нарушении качества сна. Полная, или тотальная, бессонница, при которой преобладает бодрствование, лишь изредка прерывающейся дремотой, встречается чрезвычайно редко.

Медицина располагает достаточно эффективными методами борьбы с бессонницей, используя новейшие достижения химии, физики, электроники, кибернетики. При управлении сном важное значение имеет регулирование длительности быстрого и медленного сна. Медикаментозные средства, влияющие на длительность этих фаз, не всегда можно применять ввиду их побочного воздействия на организм. Поэтому особую роль приобретает использование специальных методов воздействия на человека (аппарат «Электросон», использование электромагнитных полей, ритмичных звуковых, световых, тепловых и ультравысокочастотных сигналов и т. п. )

Нужно помнить, что на качество сна влияет весь цикл сон - бодрствование. От уровня бодрствования, распорядка дня и состояния, в котором находится человек, зависит характер ночного сна. Поэтому рациональный режим труда и отдыха днем – основа полноценного ночного сна.

Рассмотрение образа сна без философского осмысления окажется неполным, поскольку первые трактовки были произведены древними мыслителями и философами, поэтому в следующей части работы будет представлен философский аспект изучения образа сна.

1. 3 Философский аспект изучения слова-образа «сон»

Природа сна и сновидений во все времена интересовала ум человека. Разве не могло его интересовать то загадочное состояние, в котором каждый человек проводит треть своей жизни и которое к тому же сопровождается странной психической деятельностью, проявляющейся отсутствием сознания и наличием сновидения. В мире существует много легенд и мифов связанных со сном и сновидением.

Первобытный человек был склонен воспринимать события, виденные им во сне, как реально существующие. Он далеко не всегда мог отличить яркий, эмоционально окрашенный эпизод, родившийся в его воображении. Первобытный человек видел себя во сне в самых различных местах, именно это послужило ему поводом для заключения о существовании «души», которая во время сна покидает тело и свободно странствует в мире. Содержание сновидений придавалось важное значение, им руководствовались при выполнении обрядов, при проведении ритуальных праздников и церемоний, при решении общественных и хозяйственных вопросов.

Взгляды философов Древней Греции на сновидения отражали мифологические представления о наличии души у человека, животных, у каждой вещи и были связаны с одухотворением сил и явлением природы. Так, пифагорийцы населяли воздух душами-демонами и героями, посылающие сновидения людям и животным. Демокрит высказал мысль о том, что сущность сновидений заключатся в продолжении автоматической работы мозга, и допускал, что сны могут предвещать будущее.

Платон считал сновидения проявлением деятельности души.

Согласно Гераклиту, душа во сне находится в состоянии забытья, так как выключена из связи с окружающим миром.

Величайший мыслитель Древней Греции Аристотель посвятил проблеме сна трактаты «О сне» и «О вещих снах». В первом трактате он пытался дать физиологическое объяснение сна. Сон, по мнению Аристотеля, есть реакция организма на концентрацию сгущения теплоты в глубине тела. Суждения Аристотеля о природе сновидений, излагаемы в другом трактате, отличаются наблюдательностью и глубиной. Он отрицает божественное происхождение сновидений и включает их в круг явлений природы. Образы сновидений – это не что иное, как результат деятельности наших органов чувств.

Заслуживает и внимание взгляды на природу сна великого врача древности Гиппократа. Наряду с божественными снами бывают сны, которые вызываются естественными процессами, протекающими в организме. Гиппократ писал, что «спящее тело не чувствует, а она – душа, бодрствуя, познает, видит то, что видно, слышит то, что слышит, ходит, осязает, печалится, обдумывает, исполняя на небольшом пространстве, где она есть во время сна, все функции тела. Таким образом, кто умеет здраво судить об этом, знает большую часть мудрости».

Канис и Ламетри обосновали теорию сновидений. Сновидение тесно связано с «процессом мышления, присущего только человеку и представляющего результат его сложной организации, наделенной памятью».

Но развитие философии на этом не прекращается: появляются новые школы, направления, а следовательно, новые взгляды на проблему сновидений. Обратимся к одной из распространенных школ.

Аполлонизм - «прекрасная иллюзия видений», «тайна поэтических зачатий». Как философ относится к действительности бытия, так художественно восприимчивый человек относится к действительности снов; он охотно и зорко всматривается в них, ибо по этим образам он толкует жизнь, на этих событиях познает жизнь.

Аполлон – бог не только сновидений, но и прекрасной иллюзии, как бы прикрывающий некую неведомую действительность.

Аполлон, кроме того – вещатель истины, возвещатель будущего. «Высшая истинность, совершенство этих состояний в противоположность отрывочной и бессвязной действительности дня, затем глубокое сознание врачующей и вспомоществующей во сне и сновидениях природы, представляют символическую аналогию дара вещания и вообще искусств, делающих жизнь возможной».

Эта концепция позволяет соотнести происхождение сна с божественным Аполлонистическим началом, причем под сном подразумевается абсолютно другая действительность, скрытая от нас, плохо нами изученная и познанная.

И все же утверждать, что сон есть то или другое мы не можем. Потому что каждое явление изначально имеет источник, оно с чем-то связано.

Поэтому наша задача заключается в том, чтобы определить истоки сна, составить представление о мифологеме сна.

6 Мифологический аспект изучения слова – образа «сон»

Для первобытных людей сновидение было совершеннейшим источником высшего знания и предвидения важнейших событий их личной и общественной жизни. Развивая психоаналитическую теорию Фрейда – Юнга по этой проблеме, Карл Абрагам обосновал «психологическое сродство сновидения и мифа». Доказывая типологическую аналогию их происхождения и функционирования в сознании, ученый отмечает два её главных момента:

- то обстоятельство, что сновидение концентрирует не только субъективную психическую динамику всецело интимных переживаний, но и такие глубинные процессы её психики, которые в той или иной степени свойственны всем людям, относительно универсальны, то есть архетипичны.

- тот небесспорный факт, что «мифы, как и сновидения, нуждаются в истолковании, поскольку в действительности должны содержать или представлять собой нечто, отличное от их внешней формы».

Центральная мысль в книге К. Абрагама о том, что «процессы, наблюдавшиеся в сновидении, имеют полную аналогию в мифе», справедлива, однако, лишь отчасти, поскольку в мифологии, являющей по Юнгу, идеальный синтез сознательного и бессознательного, присутствует и творит та область последнего деятельность которого в течение сновидения приостановлена.

Первыми литературными персонажами, переживавшие по преимуществу вещие - предостерегающие или предзнаменующие сны, были герои древних преданий. В библии сон впервые упоминается наряду с важным событием ветхозаветной истории человечества.

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и тогда он уснул, взял одно из ребер его закрыл то место платью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть».

Многие персонажи Ветхого завета – сновидцы. Сновидения их полны глубокого значения, в них раскрывается будущее, во сне с ними разговаривают небеса. Иакову снится лестница, ведущая в небо. Иосиф разгадывает фараону знаменательные сны о семи тучных и тощих коровах и о семи колосьях, и становится первым лицом в государстве.

Находясь в состоянии сна, человек отдаляется от личных, узких прагматических интересов, отдаваясь несравненно высшим целям и мечтам, чем те, которые наполняют часы его бодрствования.

Именно в часы бессознательности Господь устанавливает равновесие между силами добра и зла, вечно противоборствующие в душе человека в минуты бодрствования.

Большинство сновидений имеют одну общую особенность: они не следуют законам логики, которым подчинено наше бодрствующее сознание. Категории времени и пространства теряют значение. Во сне мы сами творим мир, где утрачивает власть ограничения времени и пространства, которые определяют нашу жизнь в состоянии бодрствования.

Самое удивительное среди всего этого то, что порождение нашего спящего ума похожи на древнейшие творения человека – мифы.

В мифах отражается тот мир, который мы хотели бы видеть, мир в какой-то степени идеализированный, надуманный. Но случается так, что во снах мы обнаруживаем то же самое: образы, увиденные нами как бы посылаются откуда-то сверху, поэтому не стоит оспаривать тот факт, что происхождение снов имеет божественное начало.

Пластичность и краски – это все идет от Аполлона. Все образы объединяются, впитывают в себя всё необходимое и предстают перед нами в виде особых сцен, которые мы воспринимаем как единое целое. Но уже в Древней Греции люди стали понимать, что мифы слишком невероятны, чтобы значить то, о чем они говорят.

Поэтому ни сон, ни миф нельзя идеализировать, они отражают определенный уровень нашего сознания, мышления. Изменить, превознести своё в эти системы мы не имеем права. Сейчас миф – это часть религии, мы относимся к ним с уважением.

Так, Гипнос - в греческой мифологии – персонификация сна, божество сна, сын ночи и брат смерти. Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям. Морфей – один из сыновей Гипноса, представляется как крылатое божество. Принимая различные формы, является людям во сне.

Презирая или почитая мифы, мы считаем их принадлежностью некоего совершенно чуждого нашему мышлению мира. Большинство сновидений имеют много общего с мифами как по форме, так и по содержанию и мы сами, считая мифы странными и чуждыми днём, ночью обретаем способность к миротворчеству.

Как и во сне, в мифе происходят драматические события, невозможные в мире, где правят законы времени и пространства. Существуют разные мифы, отражающие древнее мировосприятия человека. Но, несмотря на эти различия у всех мифов и всех сновидений есть нечто общее: они «написаны» на одном языке – языке символов.

Язык символов – это такой язык, с помощью которого внутренние переживания, чувства, мысли приобретают форму явственно осязаемых событий внешнего мира. Это единственный универсальный язык, изобретенный человечеством, единый для всех культур во всей истории.

Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума. Сновидения дре6вних и современных людей созданы на том же языке, что и мифы, авторы которых жили на заре истории. В. Г. Шкловский однажды заметил: «Когда человек стал рассказывать сны и начал рисовать на стенах пещеры – это первое, что удвоило ему жизнь, то есть послужило своеобразным стимулом к художественной деятельности, стало фундаментальной первоосновой искусства.

Придавая сновидениям предсказательное значение, люди воспринимали их как внушение злых или добрых духов. Поэтому с древних времен очень часто сон сравнивали со смертью: его обычно называли «родным братом смерти». Истоки этих предсказаний коренятся в мифах: согласно преданиям, крылатый юноша Гипнос, бог сна, был сыном ночи Ньюкте и братом – близнецом бога смерти Танатоса.

В мировом фольклоре есть известное предание о спящей царевне, которое весьма распространено в литературных произведениях. У короля и королевы была дочка. На пир, посвященный её рождению, пригласили друзей и вещих жён. В том королевстве их было тринадцать, но король имел только двенадцать золотых тарелок, поэтому одна оказалась не приглашенной. Решив отомстить, предсказательница воскликнув строгим голосом: «В пятнадцать лет пусть королева уколется веретеном и упадет мертвая!» Через пятнадцать лет день в день исполнилось злое заклятие: уколов палец веретеном королева погрузилась в глубокий непробудимый сон». Но под влиянием обстоятельств вечный сон завершается, на смену ночи приходит радостный день, жизнь продолжается. С одной стороны, погружение в сон – это смерть (сон сюжетный компонент), с другой стороны, сон дает процесс возрождения природы. Временное усыпление природы, по указанию народных памятников, происходит от губительного укола Зимы. Зимний сон природы – сон долгий и непременно продолжающийся до известного срока; отсюда понятно, почему сильно могучие богатыри русских сказок, вслед за необычайными подвигами, подвергаются в непробудный, так называемый богатырский сон, который длится несколько суток, недель и месяцев. Например: «Вещий сон», «Иван Быкович». Стадия сна – это как будто второе рождение, герой просыпается совершенно другим, он становится сильнее, чем был раньше. Воскресение героя происходит под действием живой воды.

Сон – это определенная проекция жизни, мир делится на две составляющие. Человек, живший в одном измерении, очень скоро попадает в другое. В романтизме тоже отмечается эта же тенденция. Человек не только в мыслях, в сознании, но и в действительности, в жизни, ведет двойную жизнь, небесную и земную.

Художник – романтик не ставит перед собой задачу точно воспроизвести реальную действительность, для него важно познать её, высказать своё отношение к ней. В романтизме элемент сна очень часто используют в структуре произведения. Сны – это отражение нашей сущности, порой они могут сказать о нас больше, чем мы сами можем сказать о себе. Составные элементы творений должны быть взяты из реальной действительности, из нас самих.

Для романтиков сон – это не только познание действительности, это и средство раскрытия характеров, познание человеческой психологии.

Одни сны отражают те события, которые происходили накануне, другие предсказывают будущее. Их называют вещими или пророческими. Язык романтического сна – это язык поэтических намеков, знаков, таинств, символов бытия.

В каждом сне изначально заложен элемент выдумки, фантазии. Её уровень зависит от степени воображения автора, поэтому через сон мы можем многое узнать о писателе.

Мотив сна для романтизма необходимый компонент художественной структуры произведения, он позволяет автору сделать то, на что раньше не имел права.

Романтизм, все достоинства сна, очень умело и плодотворно включает его в структуру своих произведений.

Вот и кончилась первая глава, а теперь мы должны рассмотреть сон в структуре прозаических и драматургических произведений Пушкина.

Глава 2. Слово – образ «сон» в текстах художественных произведениях Пушкина.

Задачи:

- Научиться различать прямое и переносное значение слова – образа «сон»;

- Рассмотреть слово – образ «сон» в контексте романа «Евгений Онегин»;

- Рассмотреть слово – образ «сон» в структуре прозаических и драматургических произведений Пушкина.

2. 1. Реализация слова – образа «сон» в прямом значении в поэтических сборниках.

Признаки, по которым можно определить прямое значение в стихотворении:

- состояние пассивности, успокоенности;

- сон = смерти.

«Воспоминание» 1828 г.

«Вольность» 1817 г.

«Странник» 1835 г.

«К Наталье» 1813 г.

В приведенных стихотворениях полностью или частично прекращается работа сознания, наступает состояние пассивности, успокоенности.

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана.

«Вольность» 1817 год.

Мотив сна, а скорее состояние, которое ему сопутствует, подвергают героя в размышления; сон – это источник «тяжких дум» и «часов томительного бденья». Для поэта важно подчеркнуть причину такого состояния, и удается ему при помощи использования образа сна.

Пушкин при помощи сна создает умиротворенную картину ночи, так же как время для отдыха, восстановления сил.

Мои домашние в смущение пришли

И здравый ум во мне расстроенным почли.

Но думали, что ночь и сна покой целебный

Охолодят во мне болезни жар враждебный.

«Странник» 1835 год.

Сон должен возродить к жизни, направить на истинный путь. Именно сон поможет герою преодолеть разрыв с действительностью, вновь обрести гармонию с окружающим миром.

Значение успокоенности умиротворенности, при полном или частичном прекращении работы сознания передает не только существительное «сон», но и причастие, прилагательное, глагол.

Раздета сонная княжна;

Прелестна прелестью небрежной,

В одной сорочке белоснежной

Ложится почивать она.

«Руслан и Людмила», II глава

Она находится в состоянии сна, отключена от действительности, поскольку приостановилась работа сознания.

Тихонько Ленский задремал;

Но только сонным обаяньем

Он позабылся, уж сосед

В безмолвный входит кабинет

И будит Ленского воззванием:

«Пора вставать: седьмой уж час.

Онегин верно ждет уж нас».

«Евгений Онегин», VI глава

Словарь русского языка (Ожегов С. И. ) дает следующее значение для глаголов дремать и позабыться.

Дремать – полусонное состояние, при котором хочется спать и закрываются глаза, следовательно, Ленский ещё не спит, он находится в преддверии сна.

Позабыться – впасть в забытье, задремать. Ленский впал в забытье, задремал. Он погрузился в мир сна.

Противоположной стороной сна является бессонница. Бессонница – это болезнь, которая вызвана нарушением в функционировании высшей нервной деятельности, стрессами и переживаниями. Это состояние очень опасно, так как организм не обретает покоя, отдыха, он находиться в постоянной борьбе за сон. Пушкин пишет «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» 1830г.

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня

Из этих строк мы можем увидеть, что герой огорчен, его что-то тревожит, ему не спится, он чем-то озабочен. Эпитет докучный, что значит надоедливый, делает сон противоположным нормальному состоянию.

Теперь перейдем к сну = смерти.

Смерть, которая наступает при полном прекращении работы сознания – есть особая реализация первичного значения слово – образа «сон».

Все герои Александра Сергеевича смерть воспринимают как должное, они гибнут по обстоятельств.

В поэме «Цыганы» Земфира умирает только потому, что её убивает Алеко, Ленского застрелил на дуэли Онегин, смерть героев в «Капитанской дочке», так как в то время шла крестьянская война под предводительством Пугачева.

В стихотворениях слова – образ «сон» употребляется в сочетании «глубокий», «вечный», «непробудимый», «смертный».

Кругом его глубокий сон

И хлад могилы безмятежный

«Гроб юноши» 1821 г.

Когда меня навек обымет смертный сон,

Над урною моей промолви с умиленьем

«Умолкну скоро я» 1821 г.

В большинстве произведений образ сна является композиционным элементом, он влияет на дальнейшие развития действий. В другой функции через сон автор может описать состояния героя.

Через сон в значении смерти мы глубже познаем внутренний мир и поэта, и героя.

Сон, наполненный негативными значениями, соответственно передает отрицательные черты характера героя.

Сон «трепетный», «тяжкий», «холодный» передает не только состояние человека, но и мечты, которыми мы живем, он характеризует нашу деятельность:

Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку,

Я вяну, прекрати тяжелый жизни сон

«К ней» 1815 г.

Метафора «тяжелый жизни сон» в этом стихотворении становится ничем иным, как испытанием, которое предназначено судьбой. Лирический герой просит о помощи, ему трудно вынести все тяжести жизни.

Он слаб и зол, он дружбы недостоин,

Вся жизнь его какой-то тяжкий сон.

«К ней» 1815 г.

Жизнь безрадостна, она доставляет хлопоты. Причиной этого сна являются жизненные испытания, неурядицы, которые выпадают на долю героя. Даже во сне он не освобождается от этого бремени.

Сон может выражать действие по глаголу спать.

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

«Пирующие студенты» 1814 г.

Сон представляется как нечто нереальное, необычное, не существующее в действительности.

Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы;

Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон

«К другу стихотворцу» 1814 г.

Наиболее употребительной является существительное в форме единственного числа именительного падежа:

Над ним летает смертный сон

И холодом тлетворным дышит.

«Кавказский пленник» 1820-1821 г.

Младенчество прошло, как легкий сон.

«Наперстница волшебной старины» 1822 г.

Слово сон можно встретить во множественном числе:

Я ехал к вам: живые сны

За мной вились толпой игривой

«Приметы» 1829 г.

Дальше я приступлю к изучению реализации переносного значения в поэтических сборниках Александра Сергеевича Пушкина.

2. Реализация слова – образа «сон» в переносном значении.

Признаки, по которым можно определить переносное значение в стихотворении:

- любовь как сон;

- покой в природе;

- мечтания, грезы;

- мимолетное видение.

В значении «любовь как сон» сон употребляется через метафору сон любви.

Я пил – и думаю сердечной

Во дни минувшие летал

И горе жизни скоротечной

И сны любви воспоминал.

«Друзьям» 1822 г.

Сон любви – образ, обозначающий нечто ускользающее в жизни лирического героя. «Сны любви воспоминал» - вспоминают то, что исчезло, поэтому любовь как исчезновение и воспоминание у Пушкина находятся в постоянной смысловой связи.

Метафора «сон любви» сопровождается эпитетом веселый, который тоже подчеркивает этот же элемент значения.

Он исчез, как наслажденье,

Как веселый сон любви.

«Гроб Анакреона» 1815 г.

Через сон определяется состояние природы.

Пред нами мрачна степь лежит во сне глубоком,

Дымится кровию земля

«Воспоминания в царском селе» 1814 г.

Степь, поверженная в глубокий сон, земля, дышащаяся кровью. Пушкин доказывает мысль, что страдает прежде всего наша Родина, представленная в образе земли.

Кругом и сон и тишина,

Но церкви дверь отворена.

«Вечерня отошла давно» 1823 г.

Сон создает общую картину мира, причем довольно спокойную, тихую.

Для Пушкина сон – это общее состояние покоя, бездействия, спят не только люди, но и природа. Для всех заканчивается время забот, хлопот, наступает вечер – пора отдыха.

Я ехал к вам: живые сны

За мной вились толпой игривой,

И месяц с правой стороны

Сопровождал мой бег ретивый.

Я ехал прочь: иные сны

Душе влюбленной грустно было,

И месяц с левой стороны

Сопровождал меня уныло.

«Приметы» 1829 г.

«Живые сны» и «иные сны» - это особый способ передачи душевного состояния героя. Герой полностью погружается в свой собственный мир «живых снов» - грез, мечтаний.

Недавно, обольщен прелестным сновидением,

В венце сияющем, царем я зрел себя;

Мечталось, я любил тебя –

И сердце билось наслаждением.

Я страсть у ног твоих в восторгах изъяснял.

Мечты! Ах! Отчего вы счастья не продлили?

Но боги не всего теперь меня лишили:

Я только – царство потерял.

«Сновидение» 1817 г.

Увиденное лирическим героем сновидение – это своеобразное осуществление желаний, воплощение несбыточной мечты, он видит себя царем, который наслаждается любовью. Наутро герой лишился царского титула, но любовь и мечта сохранились.

Обольщен – увлечен лестью и соблазном. Сновидение названо прелестным – то есть полным прелести, очарования. Лирический герой попадает во власть своей мечты. Сновидение является особым миром, куда так стремится герой.

Сновидения остаются мечтой, они не сбываются, то есть обманывают надежды героя:

С приветом нежным и немым,

Стоит черкешенка младая.

На деву, молча, смотрит он

И мыслит: это лживый сон,

Усталых чувств игра пустая.

«Кавказский пленник»

Пленнику, который провел несколько дней без сознания, предвиделась молодая черкешенка, которая пришла к нему во сне. Но герой понимает, что это иллюзия, обман, воображения. Сновидения способствуют раскрытию сюжета, передает желания и мечты, настроения самого героя. Сон для героя служит своеобразным утешением, в нем он видит воплощение своих желаний, но он видит воплощение того, что оказывается явной ложью. Мечты пленника не осуществляются, недаром сон употребляется с эпитетом «лживый».

Увиденное во сне предстает перед нашим взором очень быстро, порой не можем рассмотреть тот или иной образ. Эту особенность стали использовать для сравнения какого-либо события.

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине!

«Разлука» 1817 г.

Это сновидение посвящено прощанию с молодостью, с лицейскими годами, со старыми друзьями. Он был верен своим друзьям. Своим счастьем он готов поделится с друзьями. Счастье может длиться неделю, месяц, год, а друзей мы обретаем навсегда, поэтому в это стихотворение вводится элемент сравнения. Счастье проходит также быстро и исчезает незаметно, как сновидения.

А дальше я приступлю к подробному изучению слова – образ «сон» в романе «Евгений Онегин», а также в прозаических и драматургических произведений.

3. Слова – образ «сон» в контексте романа «Евгений Онегин».

Сон Татьяны в пятой главе пушкинского романа «Евгений Онегин» - самое загадочное место во всем произведении. Эпиграф к этой главе («О, не знай сих страшных снов ты, моя Светлана!») взят из известной баллады Жуковского «Светлана», главная героиня которой засыпает и видит различные ужасы. Существует также традиция сравнения сна Татьяны со сном Наташи из баллады «Жених», которая была написана Пушкиным примерно в тоже время, что и пятая глава (правда, в балладе Наташа только описывает действительность, выдавая её за страшный сон). Однако обе баллады (и Жуковского, и Пушкина) заканчиваются благополучно (Наташа разоблачает злодея в финале, а Светлана просыпается и узнает о возвращении своего жениха; кошмарные сны не имеют продолжения и никакого влияния на последующую жизнь героинь), тогда как сон Татьяны – зловещий знак её судьбы (Татьяна недоумевает и во сне, и после пробуждения, ищет толкование сна в соннике).

Каждый элемент в романе весьма необходим. На продолжении всего романа главной героиней остается Татьяна, действие разворачивается вокруг неё и непосредственным участием.

С одной стороны, очень близкая нам, похожая на современных женщин, любящих романы и природу, способных мечтать и ждать «милого героя».

С другой стороны, верила приметам, бледнела, увидев молодую луну слева, а не справа, боялась встретить монаха, трепетала, когда заяц, перебегал ей дорогу. Вот такая она и была, наша Татьяна!

На протяжении всего романа характер Татьяны раскрывается как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Весь внутренний мир Татьяны заключается в жажде любви. Таня любит, она жаждет этой любви, ждет перемен, стремится предугадать свою судьбу. Накануне сна героиня совершает обряд гадания. В темную зимнюю ночь гадать было страшно, поэтому девушки применяли «гадания на сон»: они загадывали чего хотели и ложились спать, тем самым вступали в общение с нечистой силой. То же самое делает наша Татьяна:

Татьяна по совету няни,

Сбиралась ночью ворожить

С. В. Максимов писал: «Почти на протяжении всех святок девушки, живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые до самого Крещения свободно расхаживают по земле и пугают православный люд

Сон – это переплетения романтических и реалистических линий.

Зимняя природа необыкновенно красива, в ней самой открыты таинства, чудеса. Снится ей «чудный сон»: она «идет по снеговой поляне», вообще, сама пятая глава начинается с описания зимних пейзажей. Тема зимы будет сопровождать героиню всё время. В Москву «на ярмарку невест», она поедет по зимнему пути. Встреча Татьяны и Евгения в Петербурге происходит в это же время года, а сама она при встречи с Онегиным «окружена крещенским холодом», и холод этот – броня Татьяны. Отзовется в реальной жизни и ещё один мотив из сна: Татьяна видит «дрожащий, гибельный мосток»; потом она на пути в Москву заметит, как «мосты забытые гниют». В хижине, куда затем попадает Татьяна, - веселье (яркий свет, «крик и звон стакана»). Но Пушкин сразу говорит: «Как на больших похоронах», что и не предвещает героине ничего хорошего, и одновременно намекает на потустороннюю силу.

Действительно, пируют там страшные чудовища: «один в рогах с собачей мордой», «другой с петушьей головой», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком» и т. д. Но главное, кроме них, Татьяна видит и того, кто «мил и страшен ей», Евгения, и причем в роли «хозяина», атамана шайки нечисти, который затем убивает Ленского. После убийства Ленского Ольга очень быстро оправляется и выходит замуж за улана («Увы! Невеста молодая своей печали неверна. Другой увлек её вниманье».

Другая часть пятой главы посвящена именинам Татьяны, которые по описанию тесно связаны с её сном. Гости, съехавшиеся на праздник, удивительно напоминают адских созданий из сна. Например, «уездный франтик Петушков» - «другой с петушьей головой», а остальные – «Буянов, в пуху, в картузе с козырьком», «Флянов обжора, взяточник и шут», «мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике» - настолько нелепы и смешны, что похожи на описания тех «домовых». В хижине – «лай, хохот, пение, свист и хлоп, людская молвь и конский топот», у Татьяны - «толкотня», «тревога», «лай мосек», «чмоканье девиц», «шум», «хохот».

Во сне героине – «крик и звон стаканов», на именинах – «рюмок звон», «никто не слушает, кричат». Но и на этом пиру Онегин проявляет свою демоническую сущность: сердитый на весь мир, он решает «отомстить» Ленскому, а результатом его плохого настроения является дуэль, глупая и никому не нужная. При описании состояния героини и во сне, и на празднике (она равно чужая и там, и здесь) употребляется похожие эпитеты, а одна фраза («Татьяна чуть жива») повторяется дословно.

Сон, увиденный Татьяной, происходит не в реальном пространстве, а в зеркальном, являясь открытием Татьяниного духовного «зеркала».

Сон страшен, тяжел потому, что в нем гибнет невинный человек, Татьяна видит – это смерть Ленского не просто пророчески осуществилась во сне Тани, но окрашена «нечистой адской атмосферой». Но все же во сне отражаются мечты Татьяны, её любовь, надежды. Этот сон – пророческий. В нем видится жизнь, но не та, о которой мечтает героиня. Сон – это обратная сторона жизни, которая впитывает в себя всё худшее, все негативные стороны жизни. Сон – это столкновение мира человека с потусторонними силами, борьба человеческой души с силами зла.

Через сновидение Пушкин умело обрисовывает лучшие стороны психологического облика Татьяны, подчеркивая эмоциональные компоненты её характера, отражает текущие психологические состояния.

Сюжет сна является связующей нитью сюжетной линии Онегин - Татьяна, поэтому личность Онегина остается основным центром сновидения. Сновидение отличается сильным психологическим влиянием, так Татьяна, увидев весьма необычный сон, оказывается физически бессильной для того, чтобы что-то изменить.

Сон, являясь центральным для психологической характеристики «русской душой героини», он выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями 6 главы. Это своеобразное предсказание трагических событий, в то же время и психологическая подготовка к их восприятию. Основная изобразительная функция сна заключается в том, что он имеет едва ли не самое важное значение в характеристике образа Татьяны. Во сне больше чувств, он дает нам первичные знания о будущих событиях.

Сон Татьяны предвещает выход замуж, хоть и не за милого. У Пушкина сон и сновидение – это 2 разных понятия. Сон – чаще всего – это состояние, а сновидение – это образы возникающее во сне.

Вещий сон Татьяны – это один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое.

Дальше я рассмотрю слово – образ «сон» в структуре прозаических и драматургических произведений.

2. 4. Слова – образ «сон» в структуре прозаических и драматургических произведений.

Сны являются одним из вспомогательных средств художественного изображения характеров. С помощью сна автор может высказать мысли, обращенные к своему герою. В творчестве Пушкина можно обнаружить много примеров использования мотива сна, но мы обратимся к самым известным.

Шесть снов Пушкина:

- Сон Григория «Борис Годунов»;

- Сон Гринева «Капитанская дочка»;

- Сон Марии Гавриловны «Метель»;

- Сон Андриана Прохорова «Гробовщик»;

- Сон Германна «Пиковая дама»;

- Сон Татьяны «Евгений Онегин».

«Борис Годунов» 1825 год.

31 июля 1824 года Пушкин выехал из Одессы в Михайловское. Больше всего сил, времени и таланта в пору пребывания в Михайловском Пушкин отдал работе над «Борисом Годуновым». Особенно у Пушкина изображены человеческие характеры. Они даны на самом высоком художественном уровне. Содержание сновидения раскрывается в общении Григория и Пимена.

Григорий:

Мне снилося, что лестница крутая

Меня вела на башню; с высоты

Мне виделась Москва, что муравейник;

Внизу народ на площади кипел

И на меня указывал со смехом,

И стыдно мне и страшно становилось –

И, падая стремглав, я пробуждался

И три раза мне снился тот же сон.

Мой старый сон не тих, и не безгрешен,

Мне чудятся то шумные пиры,

То ратный стан, то схватки боевые,

Безумные потехи юных лет!

С помощью сновидений Григория и Пимена мы можем познать личность обоих героев.

«Борис Годунов» задуман как трагедия политическая и историческая. Сон Григория подчеркивает пробуждающиеся его честолюбивые замыслы.

«А мой покой бесовское мечтание» - так свои сны называет сам Григорий. Этот сон изображается с перевернутым рисунком. Подъем – падение - подъем, позволяет глубже познать стремления честолюбивой натуры. Образ сна можно считать зеркалом, которое отражает не только лучшие, но и изъяны человеческой натуры: его честолюбие, корысть и страх. Это сон необыкновенный, пророческий. Образ сна, который так отчетливо дает психологическую характеристику героев, в тоже время предсказывает будущее.

Сон Гринева «Капитанская дочка» 1836 год.

Сон Гринев видит сразу же после первой встречи с Пугачевым. С помощью сна Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым. Увиденный сон – вещий, пророческий. Давний сон герой помнит всю жизнь:

«Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть».

Символическая роль в картине будет поступать по мере знакомства читателя с развитием романа – тогда родится догадка, что мужик с черной бородой – это Пугачев, что Пугачев так же ласков был с Гриневым и, что он устроил его счастье с Машей Мироновой Чем больше узнавал читатель о Пугачеве и его восстании, тем стремительнее росла разносторонность образа мужика из сна, всё отчетливей выступала его символическая природа. Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи – всё это уже открыто символично.

Вещие сны, человек помнит всю жизнь, и особенно остра память в период исполнения этого сна.

Сон Марии Гавриловны «Метель»

Этот страшный сон был в какой-то степени предзнаменованием судьбы, решение желаний. Мария Гавриловна хотела одного: тайно обвенчаться с Владимиром, но она не знала, что ожидает её потом, поэтому всё в её голове смешалось.

После страшного сна героиня проснулась «с непритворной головной болью». Сон не предвещал ничего хорошего, поэтому Мария Гавриловна боялась его исполнения. Через это сновидение Пушкин обрисовал особые стороны психологического облика героини – эмоциональность, чувствительность. Большое количество глаголов, употребленных в снах, подталкивает героя к действию. На основе произведений можно сказать, что нет определенных правил использования образа сна литературе.

Сон Андриана Прохорова «Гробовщик»

Повесть весьма необычна и интересна. Сон, включенный в произведение, может сказать нам о многом. Сон Прохорова по отношению к его реальной жизни выглядит, как сказка об исполнении желаний. Прохоров, надеялся выместить убыток на старой купчихе Трюхиной, которая уже около года находится при смерти, и купчиха Трюхина скончалась в эту самую ночь. Действие сказки идет как бы навстречу желаниям героя. Прохоров видит сон, в котором возможное незаметно переходит в невероятное (фантастическое). Сознания Андриана менее всего подготовлено к чудесам. В сновидении Андриана «люди, погребенные его стараниями» не пытают злобы к старому гробовщику. Все они охотно поднялись на его приглашение. Сонное видение уверяют героя в благодарности и в почтении тех, кто «погребен его стараниями». Сбылась надежда его – возместить убыток, сбылось его желание – «отомстить басурманам». Православные мертвецы явились к нему в гости.

Сон Германна «Пиковая дама»

В «Пиковой даме» показано воплощение символически карточной игры и карточного гадания. В трактире Германн много пил вина – это объясняет его крепкий сон:

«Возвращаясь домой, он бросился, не раздеваясь, на кровать и крепко заснул».

Через сновидение Германна Пушкин познает жизнь героя. Находясь в таком состоянии, герой анализирует прожитый день, он способен оценить увиденное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объектом исследования является мотив сна, который реализуется в произведениях Пушкина через слова – образ «сон».

На основе наблюдения, анализа мы установили, что на протяжении всего творчества А. Пушкин остается верен мотиву сна. Он наполняется конкретными значениями, служит отражением определенного уровня мышления, осуществляет самые различные функции.

При определении значения, установления функции мотива сна в прозаических, поэтических и драматических произведениях используется три аспекта: психологический, философский и мифологический. Сон рассматривается в единстве трёх этих компонентов. Психологический аспект через сон позволяет объяснить поведение, поступки героев. По мысли Фрейда, сны – это обязательно выражение бессознательного. Бессознательное позволяет поведать тайны, скрытые от сознания. Здесь явно скрывается одна из основных функций мотива сна в творчестве Пушкина: создание психологической характеристике героя, объяснение причин поведения.

Психоанализ и теория, объясняют структуру сна, разработанные Фрейдом помогли нам в интерпретации снов Пушкина.

Истоки многих значений, распространенных в творчестве великого поэта, уходят в мир мифологии, религии. Отсюда употребление сна смерти, сравнение его с фантазией, воображением, представлением в виде крылатого существа.

В ходе работы было установлено, что мотив сна довольно распространён в творчестве Пушкина. Этот факт объясняет такое разнообразие значений, представленных слова – образ «сон».

У Пушкина сон и сновидение – это два разных понятия. Сон – чаще всего, это состояние, а сновидение – образы возникающие во сне.

В моей работе выполняются основные функции мотива сна: важный композиционный элемент, необходимый элемент психологической характеристики героя, средство передачи авторских мыслей, с помощью слова – образ «сон» передается основное идейно – эстетическое содержание произведения.

При анализе стихотворений с элементом сна большое внимание уделяется идейной направленности произведения. Если речь идет о любви, то чаще всего сон передается именно это чувство, если звучат грустные, трагические ноты, то сон сравнивается со смертью, в ранних романтических стихах с помощью слова – образ «сон». Пушкин создает идеальный мир для героя и героини. Сон в таком случае есть отражение определенного уровня мышления, которого достигает поэт вместе с лирическим героем.

Каждая деталь сна, сновидения важна и необходима. Она способствует созданию определенной философской системы.

Шекспир утверждал: «Мы созданы из вещества того же, что наши сны. И сном окружена вся наша маленькая жизнь».

Сон в структуре художественного произведения позволяет нам глубже познать жизнь, познать самих себя, причины своих поступков.

В нашей работе было отмечено, что сон с таким разнообразием значений подчинен одной общей функции, о которой упомянуто выше.

Творчество Пушкина доказывает, что сон как литературный прием и эстетическое средство способствует расширению области действительности, позволяет проникновению в тайные процессы бытия.

И теперь, проанализировав такое количество стихотворений, мы с уверенностью можем утверждать, что прием сна как способ отражения объективной действительности, становится продуктивным и важным фактором.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)