Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Географическая грамотрость населения

Учитель гнографии расстается со своими учениками. Но выпускник школы не расстается с потребностью в географических знаниях, необходимые ему в течение всей его жизни, знаниях. полученных в школе.

И. П. Герасимов

Образование России всегда было приоритетом для граждан, но не всегда для государства. Когда же совпадения случались, наша страна являла миру лучшие образцы реализации образовательной политики, достижения, которые золотыми буквами вписаны в историю человечества.

Сегодня образование получает вновь широкую поддержку населения. Социологические опросы показывают, что образование - основной приоритет для подавляющего большинства российских семей. Оно становится реальной ценностью.

Сегодня очевидно, что география, как наука , познающая одновременно разнообразие и единство окружающего мира, раскрывающая тайны взаимодействия природы и человеческого общества, одна из наиболее влиятельных сил, способных помочь сохранить планету для нас и грядущих поколений. При этом важна деятельность не только профессиональных географов. Жизнь требует, чтобы каждый человек обладал умением географически мыслить и экологически грамотно действовать. Понимание географических закономерностей и решение проблем на любом территориальном уровне невозможны без определенного фундамента - знания исходных географических фактов.

Для нашей Родины география - национально-стратегический предмет. Любая модель <<развития вообще>> будет жизнеспособна и будет работать, только если она адаптирована к местности: к нашим равнинам и возвышенностям, нашим лесам, тундрам и степям, нашим морозам и снегам. Цель построения гражданского общества может быть реализована только в условиях информированности общества о собственном территориальном <<теле>>.

Однако, как показывают проводимые исследования (например, опрос, Института Гэллапа США; Тверской ИИУ, Россия) население многих стран мира, в том числе и России обладает феноменальной географической безграмотностью. В отечественной географии пока нет достаточного опыта проведения исследований географической грамотности населения, отсутствует единая четкая методика. Мы пользовались методикой Тверского ИИУ, опубликованной в научно-теоретическом и методическом журнале Министерства образования Российской Федерации <<География в школе>>№1за 1995 год. Нами изучались самые простые знания географических объектов. Исследование затрагивало три территориальных уровня: область, государство, мир. Нам стало интересно, как знают географию в нашем Котласском районе потому как, ссылаясь на слова А. Е. Ферсмана подлинным гражданином нельзя стать, не познав страну, свой край, свою горушку, свою речушку.

Цель работы: показать результаты изучения географических представлений жителей Котласского района.

Задачи: провести социологический опрос в Котласском районе, обработать результаты, выявить уровень географических знаний населения разных возрастов и познакомить земляков с данными результатами.

Методы: социологический опрос, анализ и синтез исследования данного материала, построение гистограмм.

Для того чтобы говорить о географической грамотности населения прежде всего надо определить, что означает термин <<грамотность>>. Слово грамотность произошло от греческого (grammata - чтение и письмо) Грамотность - это определенная степень владения навыками устной и письменной речи, является одним из важнейших показателей культурного уровня населения.

В дореволюционной России и в других странах с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие только читать, в развитых капиталистических странах - лица, владеющие навыками чтения и письма.

Конкретное содержание понятия <<грамотность>> меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов.

Термин <<грамотность>> обозначает:

1) Наличие соответствующих знаний в какой-либо области.

2) Умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими, орфоэпическими).

В <<Словаре русского языка>> под редакцией Л. А. Евгеньевой находим такое определение <<Грамотность-это наличие соответствующих знаний в какой - либо области>>.

В << Словаре синонимов>> под редакцией З. А. Александровой написано: <<Грамотность-это осведомленность, компетентность, знание чего-либо>>

Конкретное содержание понятия <<грамотность менялось исторически, расширялось с ростом общественных требований к социализации индивида: от простого умения читать к умению читать и писать, и производить элементарные вычисления. В последние десятилетия 20 века в странах, достигших грамотности населения, используется показатель общего уровня образования населения>>.

Согласно статистике ООН в 2000году в мире было 862 млн. неграмотных (в возрасте 15лет и старше), что составляет около20% взрослого населения планеты. В целях привлечения общественного внимания к этой проблеме в 2001 ООН провозглашено десятилетие грамотности(2003-2012г) и поставлена конкретная задач: путем целенаправленной работы с соответствующими локальными социально-культурными категориями населения существенно поднять уровень грамотности. С 1966 отмечается Международный день грамотности (8сентября)

Значит грамотный человек - это человек, обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области. (С. И. Ожегов <<Толковый словарь русского языка>>). Зная, что такое грамотность переходим к тому, что же должно входить в понятие грамотность <<географическая>>. Для этого выясним, что же изучает география.

ГЕОГРАФИЯ (от гео. и. графия), наука, изучающая географическую оболочку Земли, ее структуру и динамику, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных компонентов. Основные цели - географическое исследовательско-научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегии экологически безопасного развития общества. Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континентальном, океаническом, глобальном уровнях.

В прошлом география была единой наукой ,изучающей природные условия на Земле, население и его хозяйственную деятельность, культуру народов. Основными итогами ее были географические описания стран, объединенные в <<космографиях>>(17в. ), во <<всеобщих географиях>>(18-19в). В19веке география подразделялась на географию физическую - науку о природе и <<статистику>> - географию экономическую.

В19веке выделился целый ряд научных отраслей. В географии физической четко определились орография-учение о рельефе земной поверхности, океанография - о морях и океанах, гидрография - о водах суши, география растений, почв, зоогеография, учение об атмосфере и климатах Земли. Наука о строении земной поверхности развилась в геоморфологию - учение о возникновении (генезисе) и развитии форм земной поверхности, их сочетании в пространстве не только на суше, но и на дне океанов и морей. Гидрология суши- изучает распределение вод на суше, сток атмосферных осадков, происхождение и распространение озерных котловин и жизнь озер, работу проточных вод ,особенности строения речных систем и режим рек>> Гляциология - воду в твердом состоянии на поверхности суши в виде ледников. Свойства климатов Земли и определяющие их факторы изучает климатология. Почвенный покров ,его происхождение, типы почв и их распространение по поверхности суши - география почв. Особенности распространения типов растительности и связь их с группировками животного мира(биогеоценозы)исследует биогеография. Главная задача физической географии - выявление природно-территориальных комплексов (ландшафтов) на поверхности Земли, изучение их происхождения и развития. Изучает ландшафтоведение. Статистика>>оформилась в экономическую географию отраслей хозяйства -географию сельского хозяйства ,промышленности ,транспорта и др. Н. Н. Баранский определил экономическую географию как науку <<которая предвидит, где встать городам ,каким появиться заводам ,куда пройти дорогам>>.

Особое место в системе географических наук занимает картография. Географические знания, умение "читать" карту - один из необходимых элементов культуры и научного мировоззрения. География - одна из древнейших наук, первоначальные попытки естественнонаучного объяснения географических явлений принадлежат древнегреческим философам милетской школы 6 в. до н. э. (Фалес, Анаксимандр).

Географическая грамотность - это наличие знаний, компетентность, осведомленность в физической и экономической географии. А путь познания бесконечен. В своем письме - напутствии <<Счастливого пути вам, путешественники>> В. А Обручев писал что << не отдельные белые пятнышки- целый океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа>>.

Социологический опрос среди взрослого населения

Социальный статус участников социологического опроса

Понимание географических закономерностей и решение проблем на любом территориальном уровне невозможны без определенного фундамента-знания исходных географических фактов, в том числе и знания жителей Котласского района.

Информационной основой исследования явились материалы социологического опроса, проведенного на улицах трех крупных поселений (п. Шипицыно, Приводино, г. Сольвычегодск) путем стихийной выборки. Участниками явились 150 жителей Котласского района(60чел. - п. Шипицыно,60чел. - г. Сольвычегодск,30чел. - п. Приводино). Мужчины составили-46%(69 чел. ), женщины-54%(81 чел. ). Старшие школьники - 13%(19 чел). Студенты - 6%(9чел. )Работающие - 50%(75 чел. )Пенсионеры -21%(31чел. )Неработающие - 10%(16 чел). Образовательный уровень участников опроса получился таковым:

Неполное среднее - 5%(8чел)

Полное среднее - 27%(40 чел. )

Среднее специальное - 33%(50чел. )

Высшее - 22% (33 чел. )

Ученики старших классов - 13% (19 чел. )

Таким образом, в выборке представлены все основные социальные группы населения Котласского района.

Знание материков и их площади

В первом вопросе предлагалось расположить материки в порядке увеличения площади. Результаты таковы: правильно ответили 115 чел -77%, неправильно -35 чел. -23%. В первом вопросе респонденты путали Антарктиду и Австралию, возможно, из-за того ,что Антарктида на картах почти никогда не бывает в том виде, в каком она есть на самом деле. Она всегда разделена на западную и восточную части и поэтому сложно запомнить ее размер.

Знание столиц государств

Задания данного вопроса предполагали расположение столиц соответственно его государству. Правильно ответили -89% (134 чел. ), неправильных ответов -11% (26 чел. ).

Во втором вопросе путаницу вызвали Иран и Египет, возможно от того, что эти страны расположены недалеко друг от друга, сходны по климатическим условиям и исповедуют мусульманство. Столицу Германии знают все благодаря Великой Отечественной войне, а Японии возможно, потому что она единственная представительница Дальнего Востока.

Знание государств, находящихся на материках Северная и Южная Америка

По данному вопросу ответы выглядели так: правильные ответы -64%(96 чел. ). неправильные -36%(54 чел. ). Многие, отвечая на данный вопрос, убрали из Нового Света Гондурас и Перу, возможно, потому что это небольшие страны и они редко попадают в СМИ, поэтому многие даже не имеют представления о том, где расположены данные страны, Добавление Монако и Катара вызвано теми же причинами.

3. 6. Знание государств - соседей России (4 задание)

По данному вопросу респонденты ответили следующим образом: положительных ответов-45%(67 чел. ). Отрицательных-55% (83 чел. ).

В данном вопросе многие не написали Норвегию из-за того, что протяженность данной границы невелика. Латвию, возможно, перепутали с Литвой, Болгарию написали видимо по тому, что, считают ее братской республикой. Многие назвали Румынию, граничащей с Россией из-за того, что до распада СССР она граничила с Советским Союзом.

Знание центров административно-территориальных районов страны

Вопрос касался столиц административно-территориальных районов страны. Результаты таковы: правильных ответов- 60 % (90 чел. ). неправильных-40% (60 чел. ) В основном люди не знают столиц Бурятии, Алтайского края и республики Алтай.

Знание и расположение туристических и промышленных центров

По данному вопросу ответы респондентов следующие: положительных ответов-69% (103 чел. ) отрицательных-31%(47 чел. )

Основной ошибкой было незнание нахождения Апатит и Ангарска. Опрашиваемые путали Иркутскую и Мурманскую области. Из этого мы делаем вывод, что опрашиваемые лучше знают расположение туристических центров нежели промышленных.

Знание удаленности городов от своего населенного пункта

Результаты таковы: правильных ответов -62%(93 чел. ) неправильных-38%(57 чел. ) В основном путают Сыктывкар и Пермь, Тюмень и Новосибирск.

Путаница, вероятно, происходит из-за сравнительно небольшого расстояния между этими городами (Сыктывкар и Пермь). Тюмень и Новосибирск, всего вернее из-за незнания их расположения.

Знание деления страны на различные районы

Данный вопрос требовал назвать районы, на которые разделена наша страна. Но почему - то данный вопрос вызвал затруднение при опросе респондентов. 75% (112 чел. ) вообще не ответили на данный вопрос. А те, кто ответил, в основном делили нашу страну на Европу и Азию или на природные зоны.

Люди, возможно, затруднялись ответить, потому что считают Россию неделимой, но если ее не разделить на различные районы, то управлять ее как одним целым будет очень сложно и почти невозможно.

Знание географических объектов, превосходящих остальные по каким-либо показателям

В девятом вопросе результаты опроса респондентов таковы: неправильных ответов-83%(124 чел. ) правильных-17%( 26 чел. ). Большинство опрашиваемых считают, что Мертвое море и озеро Байкал самые глубокие точки мирового океана и не знают, какой материк самый высокий по средней высоте.

Респонденты путали Марианский желоб с озером Байкал и Мертвым морем, так как они тоже являются самым глубоким озером и самой низкой точкой в мире. Самый высокий материк по высоте респонденты в большинстве своем не знали, так как почти все материки были названы самыми высокими.

Знание расположения географических объектов

В десятом вопросе нужно было сопоставить географический объект с материком, на котором он находится. Вот результаты: положительно ответили - 53% (79 чел. ), отрицательно - 47%(71 чел. ).

В основном ошибки делали с расположением Большой Пустыни Виктории, гор Анд, вулкана Килиманджаро.

Многие опрашиваемые считают, что Большая Пустыня Виктория находится в Африке, потому что Африка - самый жаркий материк и в нем, по мнению респондентов должны быть пустыни. Анды, пишут респонденты, находятся в Северной Америке, путая их с Кордильерами. Вулкан Килиманджаро находится в Евразии (по ответам опрашиваемых) , видимо они путали его с Везувием.

В результате социологического опроса опрашиваемые показали знания, за которые добрый учитель поставил бы тройку. Самые низкие знания показали жители поселка Шипицыно, здесь результаты даже ниже чем по всему району в целом. Лучше географию знают в п. Приводино, здесь результаты опроса намного выше остальных. Жители г. Сольвычегодска показали знания такие же как по району в целом.

А вот с точки зрения возрастов и образовательного уровня выяснилось, что географию знают лучше люди, недавно закончившие школу и люди, предпенсионнного и пенсионного возрастов, а вот население среднего возраста географию знает плохо.

Дополнительный социологический опрос среди младших школьников

Знание государств- соседей

Так же мы провели дополнительный опрос среди младших школьников, которые еще не изучают географию. Был опрошен один 3класс МОУ <<Шипицинская СОШ>>, в котором учатся 12 человек. Для данной группы респондентов были составлены специальные облегченные вопросы. В первом вопросе дети должны были выбрать государства, граничащие с Россией. Этот вопрос оказался самым сложным из всех. Всего правильно ответили-17% (2 чел. ) отрицательных ответов- 83% (10 чел. ). Ребята не называли Китай и у большинства отвечавших появляется новый сосед России - Египет.

Знание центров республик РФ

Во втором вопросе нужно было сопоставить название республик с их центрами. Данный вопрос оказался вторым по сложности. Положительных ответов 58%(7чел), отрицательных -42% (5 чел. ) Опрашиваемые чаще всего путали центры Чечни и Татарстана.

Знание положения туристических и промышленных центров РФ

В данном вопросе нужно надо было сопоставить промышленные и туристические центры с областями, в которых они находятся. Результаты таковы: правильных ответов- 80%(10 чел. ), неправильных -20%(2 чел. ) Эти ребята не могли определить, где находится Череповец.

Знание географических объектов, превосходящих остальные по каким - либо показателям

Данный вопрос оказался самым легким среди других. Был всего один неправильный ответ , составивший всего 8%правильных- 92% (11чел). Не ответивший на вопрос не назвал самого большого океана.

Знание столиц государств

Данный вопрос требовал сопоставления столиц с их государствами. Ответы распределились следующим образом: правильных-92%(11чел. ) неправильных -8% (1 чел. ) Он не смог назвать столицу Германии.

Проведя данный вопрос делаем вывод ,что дети еще не изучающие географию показали знания соответствующие четверке. Заметим при этом, что дети показали более лучшие знания по географии, чем взрослые.

За последние 100лет размах хозяйственной деятельности человека достиг таких размеров. Что возникли серьезные нарушения естественно сложившихся связей между различными эквивалентами природы. Реальностью стала угроза того, что изменения эти уже необратимы и ведут к экологическому кризису, т. е. к полному разрушению того гармоничного согласного порядка, который сложился в природе за тысячелетия!14;с. 34!. Люди должны понять, что они должны не покорять природу, а жить с ней в согласии. А для этого необходимо вооружать себя географическими знаниями.

Подводя итоги данного исследования, надо отметить относительно невысокий уровень географических знаний территории(область, государство, мир). Опрос выявил отсутствие у части респондентов даже самой элементарной пространственной информации. Люди даже не знают соседей России- страны, в которой они живут. Также мы заметили, что лучшие знания показали недавно закончившие школу, понятно: их знания еще свежи в памяти. А в том, что лучшим качеством отличаются ответы респондентов пенсионного и пред пенсионного возраста мы объясняем тем, что качество преподавания географии в то время было выше (учили их учителя шестидесятники) И еще нам показалось интересным: в опросе участвовало много людей с высшим образованием, уважаемых обществом людей, но увы они также не обладают хорошей географической грамотностью. Такова сложившаяся ситуация. Вывод из нее видится прежде всего в развитии школьной географии, совершенствованию ее содержания и методов обучения, внедрению новых технологий. Главную ставку мы ставим на самого человека: он должен быть мобильным. А мы пришли к выводу, что в большинстве своем у населения поверхностные знания не только в области географии. К сожалению большинство детей не хочет учиться, им нужно высшее образование, но не система знаний. Престиж грамотного эрудированного человека падает, и если ничего не предпринимать и не заинтересовать человека в накоплении знаний. То возможна деградация общества. Задумаемся и приходим к выводу: географическая грамотность сохранит наш общий дом - планету Земля. А фундамент географической культуры - составной части общей культуры любого человека закладывается именно в школе. Перечитайте слова Н. В. Гоголя, вдумайтесь в них << Велика и поразительна область географии. Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может прекраснее для детей. Может быстрее возвызить поэзию младенческой души их!>>

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)