Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Героический характер в литературе (на примере пр-я Д. Лондона «Мексиканец»)

Самые первые литературные персонажи были наделены героическим характером – Гильгамеш, Ахилл, Роланд, Илья Муромец

Именно герой способен помочь людям в трудную минуту. Но что заставляет его рисковать жизнью, противопоставлять себя другим, отказаться от разумной и спокойной жизни? Нужны ли вообще герои? Что же такое героизм, героический характер?

Познакомившись с произведением Д. Лондона « Мексиканец», захотел ответить на эти вопросы, а так же подробно рассмотреть, как раскрывается традиционное для литературы понятие «характер» в новелле.

Раскрывая тему, в первой части я кратко рассматриваю отличие героического характера от других разновидностей понятия характер. Затем подробно останавливаюсь на изображении героического характера в новелле названного писателя.

Что такое литературный характер?

Слово «характер» в переводе с греческого означает «признак, особенность».

Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках. По мнению Б. Г. Ананьева, характер «выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий» .

Характер (литературный) – сочетание в персонаже литературного произведения личных черт с общечеловеческими, характерными для группы людей, типическими качествами; такое сочетание формирует неповторимую индивидуальность персонажа, сложность его внутреннего мир.

Выделяют характер: сатирический (Дадон из «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина), трагический ( Альбер, сын барона «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина ), романтический, «байронический» (Алеко из поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, Мцыри, герой одноимённой поэмы М. Ю. Лермонтова), сентиментальный (боярин Матвей Андреев и его дочь Наталья «Наталья, боярская дочь» Н. М. Карамзин), героический (Евпатий Коловрат «Повесть о разорении Рязаи Батыем», Калашников «Песнь про купца Калашникова», Остап и Тарас Бульба «Тарас Бульба»).

Как мы видим, героический характер востребован в русской литературе. То же можно сказать и о литературе зарубежной.

Героическая тема является одной из основных тем мировой литературы. Деятельность людей, осуществляющих великие общенациональные задачи, посвятивших себя борьбе за независимость и свободу, привлекала внимание поэтов и писателей разных стран и времен.

В литературе героический характер всегда занимал очень почетное место, но менялись представления людей о героическом, менялись и характеры. Сначала героями изображались воины, защитники: Ахилл, Роланд, Гайавата, Айвенго. Но нередко такой характер требовался, чтобы человечество поднялось на новый уровень развития, появились произведения о героях-путешественниках, расширявших границы известного человеку мира: Робинзон Крузо Д. Дефо, герои романов Жюля Верна.

Писатели показывают различные ситуации, в которых проявляются лучшие качества человека, превращающие его в героя.

Герой- это человек, который находится в состоянии борьбы, сталкиваясь на своем пути с разного рода препятствиями, которые не обязательно связаны с чем-то внешним, но и находящимися внутри героя - например, его страх и сомнения.

Борьба всегда совершается против чего-либо и во имя чего-либо. В этом случае герой борется против несправедливости и мирового зла. Это высшее проявление героического. Герой осознает свою борьбу как борьбу за всеобщее счастье. Его действия направлены на разрушение старого мировоззрения и утверждение новой системы ценностей нового мира. Он использует средства, переходящие грань человеческих возможностей. Соответственно, герой должен быть наделен смелостью, мужеством, бесстрашием, самоотверженностью. Герой жертвует собой ради других людей, ради их счастья, в этом заключается его предназначение и цель героических действий. Такой героический характер у Овода из одноимённого романа Э. Л. Войич.

У каждого из представленных выше разновидностей литературного характера есть свои отличительные особенности. Сопоставив особенности героического и романтического характеров, увидим разницу.

Романтический, «байроический» герой.

Происхождение и прошлая жизнь этого персонажа скрывались под покровом тайны. Он появлялся неведомо откуда.

Персонаж, наделённый героическим характером, бывает, тоже появляется в произведении как таинственная личность, но у него есть прошлое, и автор довольно подробно рассказывает о нём самом и его близких, прибегая к ретроспективе.

Романтический герой скрывал в душе обиду на несправедливость общества, когда – то покаравшего или изгнавшего его за то, что он преступил закон. О бросается в схватку со всеми, кто возникал на его пути, чаще всего погибая в гордом одиночестве.

У героического персонажа есть конкретный противник, дело, цель, к которой он идёт, не жалея своей жизни. Самое большее, что он может отдать – это свою жизнь. Смерть не является препятствием на пути к цели, герой презирает ее, относится к ней так, как если бы он был выше жизни и смерти. С другой стороны, преодоление страха смерти является неоспоримым подтверждением героической позиции. При свершении великих дел собственная жизнь не имеет большого значения, а смерти лишь придает ему ореол величия. Герой является цельной, сильной духом личностью, уверенной в правомерности собственных действий, обладающий проницательностью, целеустремленностью.

Есть и то, что роднит эти типы характеров:

Во-первых, и тот и другой всегда проявляется в каких-то исключительных обстоятельствах.

Во-вторых, героизм – это способность человека совершить то, что другим в этих обстоятельствах не под силу, это исключительные качества. Романтический герой тоже исключительная личность.

Поэтика героического характера.

Героический поступок всегда связан с риском для жизни или счастья человека. Если кто-то наделен от природы огромной физической силой, то нет ничего героического в том, что он поднимает огромные камни или одерживает победы в поединках борцов. Но, когда человек бросается поддержать подающую скалу, чтобы успели убежать играющие под ней дети, стремясь выиграть несколько секунд, прежде чем она придавит его самого,- это героизм, это подвиг .

Без героев человечество не выдержало бы неравной борьбы со злом, несправедливостью, лицемерием и пошлостью.

Об одном из таких героев рассказывает Джек Лондон в новелле Мексиканец».

В 1910-1917 годах в Мексике пылало пламя революции. Мексиканский народ восстал против проамериканского диктатора Порфирио Диаса, которого США пытались удержать у власти, введя в страну свои войска. Несмотря на огромные жертвы, мексиканцы мужественно боролись за национальную независимость и победили. Победа была бы невозможной, если бы богатству, военной силе США и продажности политиков мексиканцы не противопоставили любовь к Родине, готовность отдать жизнь за ее независимость. Во время Мексиканской революции множество людей совершили подвиги, даже не задумываясь об их значении, не требуя награды и славы.

Образ бесстрашного юного революционера Ривера относится к числу наиболее сильных характеров, созданных писателем. Рассмотрим подробно какие художественные средства и приёмы использует автор для создания героического характера.

Портрет героя. 1. Ценность авторской позиции в том, что он пытается разглядеть душу человека и убедить читателя, что внешность может быть обманчивой, именно душа является главным. Лондон стремится постичь сложность внутреннего мира героя, обращая внимание читателя на деталь облика – глаза Риверы. Это был худощавый мальчик, невысокого роста лет восемнадцати. Но его глаза « горели холодным огнем сосредоточенного безграничного ожесточения» . «В нём чувствуешь какую-то страшную жизненную силу». Неулыбчивый, скрытный, смотрящий волком, Ривера не вызывал расположения.

2. Нужно признать, что автор романтизирует героя. Происходит сопоставление романтического с реальным, часто применяется при этом метафора, эпитет, сравнение. «Фелиппе Ривера – поломойка в жалкой, дешёвой, изношенной одежде» и тут же «Он словно лунный свет в зимнюю ночь, когда человек замерзает на одинокой горной вершине». «Он мог стоят без движения –неодушевлённый предмет, если не считать глаз, горевших холодным огнём. Его глаза вонзались в лица говорящих, как раскалённые свёрла, они смущали их и тревожили»

3. Портрет даётся в оценке и других персонажей.

Вэра: «Он безжалостен, как сталь, жесток и холоден, как мороз. Эти глаза не могут любить, они угрожают; они дикие, словно глаза тигра. Он – дыхание смерти»/

Рамос: «Перед ним я кажусь себе ребёнком»/

Ареллано: «Это дикий волк, приготовившийся к нападению».

Мэй Сэтби, как тонко чувствующая женщина, поняла Риверу: «В его душе всё притупилось. Смех и свет словно выжжены в ней.Я готова плакать, когда вижу его глаза/ Лучший патриот из всех нас! Это я чувствую сердцем и головой».

Догадку о том, что в жизни мальчика произошла трагедия, высказывает

Паулино: «Ривера прошёл через ад. Человек, не прошедший через ад, не может быть таким, а ведь он ещё мальчик».

Он хотел быть полезным для Хунты, и ему нашли работу: он подметал, скреб, мыл, выгребал золу из печей.

В Хунте его не любили, а некоторые даже боялись. Никто не знал, где и чем он жил, он ни с кем не откровенничал, но время от времени приносил деньги, которые были так нужны его соратникам.

Со временем ему стали доверять и ответственные задания.

-Он воплощение революции. Он ее дух и пламя Он - ангел разрушения,- говорил о нем Вэра.

Но все сходились на том, что у Ривера «дурной характер». Он приходил то с рассеченой губой, то с синяком на щеке, то с распухшим ухом. Иногда он пропадал на несколько дней, но всегда возвращался и выкладывал золотые монеты на конторку Мэй Сетби.

Революция висела на волоске. Для последнего толчка не хватало лишь денег, чтобы купить винтовки. Достать деньги вызвался юный Ривера. Мы узнаём о его жизни.

Приём ретроспективы для рассказа о прошлом героя.

1. Антитеза: поставлены рядом счастливые и трагические моменты жизни.

2. Анафора: «Он видел маленькое патио и свою мать, находившую время ласкать и любить сына. Видел и отца, добрейшего человека, изливавшего любовь и на мать, и на маленького мучачо Видел мёртвенно-бледные лица ходячих трупов – рабочих в красильнях. Забастовка. Голод. Винтовки, изрыгающие смерть. Сейчас он снова ползёт по этим страшным кучам, ищет мать и отца, и находит их, растерзанных, изуродованных. Вот тогда он и « пополз прочь, как затравленный койот (волк)».

3. Пафос (от греч. чувство, эмоция) произведения способен пробуждать в читателе сильные и яркие переживания. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой прием, при котором эстетика повествования передается через трагедию героя, его страдания. Используя пафос, автор должен вызвать у аудитории своих читателей нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.

Воспоминания о прошлом прерываются рассказом о предстоящем боксёрском поединке.

Писатель находит очень сильный и убедительный художественный приём, чтобы показать гуманистический смысл Мексиканской революции: он изображает её в виде поединка профессиональого боксёра Дэнни Уорда и мексиканского юноши Филипе Ривера.

В поединке профессионального боксера Дэнни Уорда и мексиканского юноши Филипе Ривера как в капле воды отразился смысл противостоящих революции сил, драматичность конфликта. На стороне Уорда опыт, помощь тренеров, необъективность судьи и поддержка зрителей. Да и сам бой Уорд ведет бесчестно, не останавливаясь перед подлыми, далекими от спорта приемами. А у Риверы – только ненависть к гринго за ужасную трагическую смерть его родителей и любовь к Родине, которой необходимо, чтобы он победил любой ценой. Вот здесь то и скрывается главное объяснение героизма мексиканца. Дэнни Уорд дерется за деньги, для него это работа, хотя и «грязная», а Ривера сражается за независимость своего народа, эта мысль придает ему силы и воодушевляет на подвиг. «Это были ненавистные гринго, и все они были нечестны Каждое ненавистное лицо было винтовкой. За них он примет бой ! Он сам – революция ! Он бьется за Мексику. »

Сравнение Дэнни Уорда и Фелиппе Ривера (Хуана Фернадеса)

1. Стиль поведения.

Уорд: «Приветствия, шутки, остроты расточались направо и налево, улыбка находилась для каждого. Такова была уж его манера, правда, не совсем искренняя.

Ривера: «В его жилах текла индейская кровь, и он сидел, забившись в угол, молчаливый, неподвижный, только его чёрные глаза перебегали с одного лица на другое и видели решительно всё. На приветствие Уорда он даже не ответил.

2. Инвектива- это резкое обличение, выражающее ненависть автора к явлениям и характерам. Так автор обличает Уорда, как яркого представителя ненавистного мексиканцам американского образа поведения: « Лицо его могло служить рекламой искреего веселья. Превосходный актёр, добродушие считал наиболее ценным приёмом в игре преуспевания. Осмотрительный и хладнокровный боксёр, всё остальное было маской». «Улыбающееся лицо Уорда вплотную приблизилось к лицу Риверы. Публика завывала при этом проявлении истинно спортивного духа: противника он приветствовал, как родного брата. Публика истолковывала слова как благожелательное приветствие. Один Ривера слышал сказанное шёпотом:

- Ну ты, мексиканский щенок, сейчас я вышибу из тебя дух!».Во время боя Уорд как бы случайно затыкал противнику рот, не давая дышать.

« Публика была на стороне Уорда. Секунданты махали полотенцами лишь для виду, не подавая воздуха его задыхающимся лёгким. Спайдер шептал советы, которым нельзя следовать. Все были против него». На кон поставлены большие деньги! Дела нет никому до здоровья, чувств, судьбы Риверы.

Героизм оказывается внутренней потребностью мексиканца, именно поэтому его нельзя победить. Он продолжил дело своего отца – известного жандармам Хоакина Фернандеса.

Рисуя перед читателем образ юного борца революции, Джек Лондон не дает оценки его поступкам, не восхищается его героизмом и стойкостью. Умелое описание и повествование приводит читателя к единственно правильному выводу : Ривера – герой, и правда на его стороне. «Наш маленький патриот», - так отзывались о нём соратники после боя.

Герой Джека Лондона ненавидел всех гринго за свою искалеченную жизнь:

« тюрьмы и каталажки, бродяги у водоемов – вся страшная и грязная панорама его одиссей после Рио-Бланко и забастовки. Он с ненавистью смотрел на них, переводя свой взгляд все дальше и дальше, пока не включил в свою ненависть все десять тысяч гринго».

На первый взгляд перед нами исключительный характер, но Джек Лондон старается убедить нас в том, что экстремальная ситуация ( особенно ситуация борьбы за национальную независимость) сама порождает такие исключительные характеры, делая их обыденными. Лондон показал те поразительные высоты, на которые способен подняться человек в борьбе с жестокими социальными условиями.

Автор не устаёт учить читателей справедливости и стойкости в испытаниях, Растолковывает высокий смысл понятий ответственность, мужество, воли, чести. Это необходимо знать подросткам, то есть моим ровесникам.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)