Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Гимн Омской области как поэтический текст

Я учусь в восьмом классе. Начиная с пятого класса, на уроках литературы мы учимся выполнять анализ текста, включающий в себя нахождение различных средств художественной выразительности. Эта работа мне очень нравится. Поэтому, когда мне предложили поработать над данной темой, мне, во - первых, было интересно, ну а, во — вторых, я хотела поучаствовать в научной конференции школьников.

Тему свою я считаю актуальной, так как далеко не все знают, что есть Гимн не только России, но и Омской области (а теперь уже и нашего Марьяновского района): из 93 опрошенных учащихся средних и старших классов 64% не знают, что есть Гимн области, а 77% знающих не знают автора, да и работа над средствами выразительности текста Гимна тоже нужна, так как глубокий анализ помогает понять написанное.

Почему при звуках гимна начинает взволнованно биться сердце? А для чего спортивные болельщики решительно раскрашивают лица в «государственные» цвета? У победителей соревнований нередко наворачиваются слёзы, когда вверх взмывает флаг их родной страны.

«Все эти проявления гордости и любви к своей Родине выражены через уважение к её СИМВОЛАМ. Без их почитания, без знания их истории, без понимания заложенного в них смысла невозможно социальное и личностное становление юного гражданина России».

Цели и задачи.

Работая над статьей, я поставила перед собой цель: ВЫЯСНИТЬ, почему именно текст Владимира Балачана получил признание, т. е, благодаря каким поэтическим особенностям был выделен данный текст.

Для этого мне нужно было решить задачу: выполнить детальный анализ данного текста.

Объект и предмет исследования. Методы.

Объект моего исследования— поэтический текст Гимна Омской области.

Предмет исследования — средства художественной выразительности, использованные автором.

При работе я использовала метод опроса, метод анкетирования, сбора информации, метод анализа.

Характеристика использованной литературы.

Литературы по данному вопросу мало, но нам удалось найти нужный материал в журнале «Литературный Омск», где сказано: «В любом ПОЭТИЧЕСКОМ тексте, даже в тексте гимна, должна присутствовать поэзия».

В толковом словаре я нашла определение Гимна. Также я прочитала книгу «Государственная символика России», в которой узнала про историю появления первого Гимна России и всех последующих: «Символы государства имеют собственную историю. В своём развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи» — выделено мною.

Основные требования к Гимну страны

Государственный Гимн, так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны.

Первоначально я в словаре нашла значение слова гимн. Я узнала, что в русский язык слово пришло из польского языка, где оно звучит так же и восходит к латинскому - «гимнос».

Гимн (торжественная песнь в честь божества) — хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном Гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема, может быть напета любым жителем страны».

История гимнов уходит корнями в самую глубокую древность: ГИМНЫ возникли намного раньше, чем гербы и знамёна. Древнейшие гимны были сложены в Египте и Месопотамии, где они исполнялись как молитвенные песнопения. В раннем христианстве так же звучали ГИМНЫ ВО славу Бога. Известный русский поэт В. Я. Брюсов в марте 1917 года написал статью « О новом русском гимне»: «Нужна краткая песнь, которая силою звуков, магией искусства сразу объединила бы всех на один высокий лад. Брюсов подчёркивал, что « дух народа», обычно характерный для национальных гимнов стран с «единообразным » населением, должен быть выражен по - другому в многонациональной России. Гимн не должен разделять население по классам, национальностям и он должен звучать для всех, кто считает Россию своей родиной.

В стихах гимна, как полагал Брюсов, должны быть отражены:

- военная слава

- размеры страны

- героическое прошлое

- подвиги людей.

Пафосность слов гимна должна соответствовать пафосности мелодии и содержать идеи:

- братства народов, населяющих Россию,

- их содержательный труд на общее благо,

- память о лучших людях родной истории,

- те благородные начинания, которые откроют путь России к истинному величию»

«Кроме того, - писал поэт, - гимн должен быть созданием художественным, подлинной, вдохновенной поэзией: иной не нужен и бесполезен, так как не останется в жизни. Внешняя форма — гимн должен быть песней, чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек».

Гимн Омской области как поэтическое произведение

Конкурс на создание лучшего текста Гимна проводился по решению Законодательного собрания Омской области в 2003 — 2004 году. Победителем стал В. Балачан, чей текст был признан наиболее отвечающим требованиям, предъявленным к официальным символам Омской власти. Стихотворение было отмечено и конкурсной комиссией, и самим композитором Т. Хренниковым - председателем конкурсной комиссии - как самое убедительное» в литературном, художественном плане, Как отметил сам поэт: «Работал я над текстом Гимна Омской области, как говорится, ни много, ни мало, а пять месяцев».

Первое требование к Гимну, выдвинутое Брюсовым, омский поэт Балачан выдержал: Гимн Омской области — это действительно краткая песнь. Причём, я выполнила частеречный анализ текста и вот что выяснила:

Всего в тексте два куплета, два припева. А это - всего 53 слова.

Сибирь – наша Родина,

Как много с ней пройдено.

От славных дружин Ермака

Народ нашей области

Отвагой и доблестью

Прославил свой край на века.

Земля наша омская,

В трудах и любви

Вместе с Отечеством

Достойно живи!

Святыни духовные,

Богатства огромные –

Для каждой судьбы и семьи.

От хлебного колоса

До звёздного космоса –

Могущество Омской земли.

Земля наша омская,

В трудах и любви

Вместе с Отечеством

Достойно живи!

Из них -

Имена существительные —21

Имена прилагательные — 7

Глаголы — З (в том числе 1 краткое причастие - пройдено)

Наречия - 5

Местоимения — б

Предлоги — 7

Союзы — З

Частицы — 1.

Мне было интересно узнать, как поэту удалось рассказать о прошлом, настоящем и будущем нашего края, почти обойдясь без глаголов, те. такой части речи, которая обозначает «Процесс как действие лиц, предметов».

Проведя этот анализ, я выдвинула гипотезу о том, что в данном тексте особую роль выполняют имена существительные. Мне пришлось заглянуть в «Краткую русскую грамматику».

«Велика роль существительного в семантическом строении предложения. Им могут быть выражены все основные семантические категории предложения: субъект, признак, объект, разнообразные определители».

Выяснив, что один из глаголов использован в повелительном наклонении - глагол «ЖИВИ» - я попыталась доказать, что в это слово автор вложил особый смысл. Ответ я также нашла в «Краткой Русской грамматике»:

Форма синтаксического побудительного наклонения обозначает волеизъявление, направленное на осуществление чего-л. Это повеление со значением пожелания, требования и т. д. Побудительность может быть связана с волей к осуществлению чего-л. в реальном будущем — выделено мною», те. автор гимна высказывает пожелание жить в трудах и любви.

Для доказательства справедливости моей гипотезы цитирую статью «Страсти вокруг гимна»: «Мой текст Гимна Омской области па музыку Тихона Хренникова есть торжественное песнопение во имя и во славу родного края (моей «маленькой Руси»), во имя и во славу трудового народа нашей Омской области (4,с. 36).

Второй глагол из двух иcпользован в форме прошедшего времени — глагол «прославил »: «Формы прошедшего времени первично обозначают такой процесс, который предшествует грамматической точке отсчёта, т. е. действие это уже свершилось давно. Так, практически не называя словами, использовав всего лишь грамматическую форму глагола, Автор смог рассказать об истории. Прославил — значит достойными делами в прошлом обеспечил спокойное существование в будущем и настоящем. Также этому способствует и вид глагола:

«Формы, образованные глаголами совершенного вида, имеют перфектное значение, т. е. обозначают процесс, как законченный, сохраняющий результат в настоящем». А ведь это так важно, чтобы в настоящем сохранили то, что завоёвано предыдущими поколениями!

Начиная работу над этой темой, а даже не думала, что это будет столь увлекательный процесс.

Выполняя детальный анализ, я, конечно, не смогла дать полную характеристику синтаксических средств, но всё — таки я пришла к выводу, что использование автором неполных предложений, а также обилие существительных компенсирует недостаточное использование глаголов. Таким образом, я добилась поставленной цели и поняла, каким образом Автор смог рассказать о былых заслугах, о прошлом, настоящем и будущем Омской земли, обойдясь всего двумя глаголами.

Тему свою я продолжу, так как в более старших классах я смогу выполнить целостный анализ этого текста.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)