Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Гипотеза чёрного и жёлтого цвета в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Гипотеза чёрного и жёлтого цвета в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» для меня – гениальнейшее произведение. Автор безжалостно наказывает подлецов, саркастически смеётся над глупостью людей, совершает невероятные чудеса и восхищается любовью Мастера и Маргариты. Конечно же, все события, происходящие в романе, вызывают у меня море чувств: гнев и радость, смех и слёзы, любовь и ненависть. Самой главной я бы назвала проблему добра и зла.

Своим романом М. Булгаков выступил за сохранение в человеке нравственности, свободы творчества и добра. Но автор прибегает к неординарному способу, чтобы обратить внимание людей на свою жизнь и поступки. Булгаков не останавливается на призывах и уговорах. Он идет дальше, показывая последствия бездумной деятельности человека, и предупреждает, что всё может окончиться далеко не гладко для него. Его примеры настолько фантастичны, скажу даже, абсурдны, но они наталкивают нас на определённые выводы и серьёзные размышления. Автор считает, что хамство и грубость могут быть наказаны вежливостью, ложь и хитрость – правдой, воровство – повышением в должности.

После прочтения романа «Мастер и Маргарита», я обратила внимание на два цвета, которые очень часто использует автор: чёрный и жёлтый. На протяжении всего произведения Булгаков делает на первый взгляд незаметные акценты на чёрных и жёлтых деталях в описании героев. Поэтому я решила исследовать это интересное явление.

Мои исследования показали, что в романе много чёрного цвета. Приведу в пример несколько цитат из текста: «а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе», «под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя», «иностранец поглядел в небо, где бесшумно чертили чёрные птицы», «под высоким, чёрным от грязи потолком», «и при свете углей он разглядел ванну, всю в чёрных страшных пятнах от сбитой эмали» и т. д. Чёрное здесь ассоциируется с мраком и темнотой и является подлинной эмблемой всего скрытого, тайного, недоступного и неизвестного. Чернота связывается с вечером, с ночью, а ночь – со злом и колдовством. Именно ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности. Да и из романа ясно, что нечистая сила, Воланд и его свита, появляются в Москве именно в вечернее время и покидают город после своего недолгого визита, как ни странно, тоже ночью. Появление Воланда и его спутников покрыто сплошной тайной и мраком. Внешний облик князя тьмы пугает своей чернотой и в то же время ужасно заинтересовывает. Воланд – брюнет с чёрными бровями и чёрным правым глазом. Таким мы его мы его встречаем в начале романа, когда он разговаривает с Берлиозом и Бездомным. В дальнейшем он предстаёт перед нами как «чёрный маг», «князь тьмы», он в чёрной полумаске, в чёрном плаще и в чёрных перчатках. Чёрный маг – это великий, могучий волшебник. Именно таким я представляю себе мессира Воланда.

Членами свиты его являются «кот громадный, как боров, чёрный, как сажа или грач». Азазелло «в чёрном плаще» и Фагот–Коровьев в «чёрном фрачном наряде».

Любовная страсть Маргариты и Мастера покрыта темнотой и тайной, стало быть, чёрное может символизировать нечто сокровенное, страстно желаемое, сугубо личное.

Вспомним чёрные детали одежды героев романа. Впервые мы встречаем Маргариту в чёрном весеннем пальто, черноволосую, затем с чёрной дамской сумочкой, а на великом балу у сатаны она предстаёт перед нами с цепью с чёрным пуделем, а после бала – просто в чёрном плаще.

Преданный Маргарите Мастер, безумно влюблённый в неё, никогда не расстаётся с чёрной шапочкой, которую сшила ему своими руками возлюбленная.

Чёрный цвет – это по-своему страшный цвет, но и в то же время это символ благородства и рыцарства. Так, например, в конце романа после пребывания в Москве Воланд и его свита превращаются в чёрных всадников, в рыцарей, торжественно сопровождающих Мастера и Маргариту. Роман заканчивается поистине сказочно: «Воланд, Коровьев и Бегемот сидят на чёрных конях, все они в длинных чёрных плащах, летящие к своей цели по вечернему небосводу».

Это великолепно! Сказочно! Очень образно!

Итак, с одной стороны, чёрный цвет – сказочный, интригующий, таинственный и колдовской. С другой стороны, чёрный цвет предупреждает: люди будьте благоразумны! Прежде, чем что-либо сделать, - подумайте! Иначе будете иметь дело с нечистой силой!

Так же в романе, как видно из исследований, важную роль играет жёлтый цвет, связанный с библейской интерпретацией. Жёлтый фон предупреждает: осторожно! За свои поступки надо отвечать!

Впервые мы встречаем Маргариту с цветами именно жёлтого цвета, мимозами: «Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как зовут их, но они первые почему-то появляются в Москве. Она несла жёлтые цветы. Нехороший цвет».

Жёлтого цвета бела пена абрикосовой, которую пили Берлиоз и поэт Бездомный. Тело мученика Иешуа Га-Ноцри было желтым: «В паху, и на животе, и под мышками сидели жирные слепни и сосали жёлтое обнажённое тело».

Крем, полученный Маргаритой от Азазелло, тоже был жёлтого цвета: «Сердце Маргариты страшно стукнуло, так что она не смогла даже сразу взяться за коробочку. Справившись с собой, Маргарита открыла её и увидела в коробочке жирный жёлтый крем».

К тому же в романе слишком много всего золотого, а ведь золото тоже жёлтого цвета и воспринимается с древности как застывший солнечный свет. Это и золотые зубы Воланда: «Что касается зубов, то с левой стороны у него (Воланда) были платиновые коронки, а с правой – золотые», и золотые часы Римского: «И, повернув перед глазами Римского узловатыми пальцами, внезапно вытащил из-за уха у кота собственные Римского золотые часы с цепочкой», и золотая подкова, подаренная Воландом на прощание Маргарите: «Так возьмите же это от меня на память, - сказал Воланд и вынул из-под подушки небольшую золотую подкову, усыпанную алмазами», и золотой серп луны на вечернем небе

Жёлтый цвет производит на нас тёплое и приятное впечатление. Жёлтая поверхность как бы испускает из себя свет и почти осязаемо приближается к человеку. С другой стороны, жёлтый беспокоит, возбуждает воображение и в конечном итоге подавляюще действует на психику. Так, например, на Мастера жёлтые цветы произвели крайне неприятное впечатление. Да и сам Булгаков замечал, что жёлтый – нехороший цвет. Жёлтый цвет также является цветом траура, скорби, печали. Мы встречаем немало подобных примеров в романе.

В произведении есть персонаж, который объединяет две сюжетные линии, два мира – библейский и реальный, стоит между силами добра и зла. Это Мастер. С одной стороны, он написал гениальную книгу, имеющую в основе библейский сюжет, о странствующем философе Иешуа Га-Ноцри, с другой стороны, именно Воланд и его свита, представители тёмной силы, помогают Мастеру обрести свободу, к которой он так долго и мучительно шёл. И глубоко символично, что именно этот персонаж соединил в своём образе два цвета – жёлтый и чёрный. «Я – Мастер, - он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную чёрную шапочку с вышитой на ней жёлтым шёлком буквой «М».

Проведённая исследовательская работа показала, что Булгаков выделяет цветом разные стороны жизни. Автор визуально подчёркивает те места, где читателям нужно задуматься. Это помогает нам воспринимать роман «Мастер и Маргарита» не только умом и сердцем, но и посредством зрительного восприятия. От этого образы становятся ещё ярче, чётче, и мы как бы погружаемся в мир красок, который открывается нам при чтении.

Роман «Мастер и Маргарита» всегда будет актуален, потому что Булгаков поднимает вечные проблемы добра и зла, свободы и несвободы человека, рассуждает о смысле жизни и месте человека в ней.

В начале работы я задалась целью – доказать гипотезу чёрного и жёлтого цветов в романе. Мне кажется, я достигла поставленной цели.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)