Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Гобеленная вышивка

Проанализировав различную литературу по вышивке (см. список) мы составили схему (приложение1), в которой представлены основные виды вышивки. За основу приняли классификацию, предложенную Н. С. Сафоновой и О. С. Молотобаровой в книге «Кружки художественной вышивки». Но в книге «Ручная вышивка» мы столкнулись с термином «гобеленовый шов», что очень нас удивило. Этот вид вышивки относится к счетным вышивкам. Простой «гобеленовый шов» выполняется так же, как и шов «крест», но без пересекающегося стежка. Т. е. иначе его еще называют «полукрест», и именно под таким названием он встречается в большей части литературы. При вышивании узоров этим швом зашивается весь фон, чтобы не оставалось просветов ткани, очевидно, поэтому его решили назвать «гобеленовым».

В основе классификации лежат следующие характеристики:

  • Заполнение стежками элементов рисунка с интервалами или сплошное.
  • Заполнение всего полотна ткани (фона) или только деталей.
  • Зависимость от направления и переплетения нитей ткани.
  • Характер контура у рисунка («свободный», «ступенчатый», др. ).
  • Целостность ткани для вышивания (т. е. с продернутыми нитями или без)
  • Особенности цветовой гаммы.

Например:

  • Во владимирских швах или в белой глади вышивание идет с интервалами, а в цветной Александровской вышивке плоскость детали плотно заполняется.
  • В вышивке «крестиком» часто заполняется все полотно ткани (фон), а, например в строчевых и других вышивках – только отдельные детали.
  • Счетные вышивки зависят от направления и переплетения ни- тей ткани, а гладевые – нет.
  • Есть вышивки с плавным переходом контура – гладевые вышивки или ступенчатым – счетные вышивки («крест», «полукрест»).
  • Особенности ткани, используемой в качестве основы: без каких-либо отверстий (т. е. сплошной материал) – гладь или «крестик» или ткань с выдернутыми нитями – в строчевых вышивках.
  • В белой глади вышивание идет только определенным цветом (белым и очень редко бежевым), а в Александровской цветной глади выбор цвета не ограничен.

Таким образом, согласно нашей характеристике основных швов, наша «гобеленная» вышивка относится к гладевым швам, но имеет свои особенности.

Вышивка гладью представляет собой преимущественно сплошное заполнение плоскости по предварительно нанесенному контуру материала.

По данным книги «Кружки художественной вышивки» (Н. Сафонова, О. Молотобарова) вышивка гладью очень разнообразна, но в литературе чаще всего описывают определенные стандартные примеры: белая гладь, Александровская цветная, Владимирская гладь Наша «гобеленная» вышивка в отличие от классической глади требует заполнения всей плоскости работы, т. е. и фона тоже. А, следовательно, свободного пространства (незаполненного стежками) нет. Цветовые решения в нашей вышивке неограниченны.

Кроме этого наша студийная вышивка подразделяется на подвиды: По направлению стежка:

  • В зависимости от особенностей эскиза все стежки имеют строго выбранное направление (либо вертикальное, либо горизонтальное).
  • Направление стежков подчиняется форме элементов (деталей рисунка).

По «жесткости» контура рисунка:

  • Четкие границы, без плавного перехода одного цвета в другой.
  • «Живописный характер», т. е. взаимопроникновение стежков различных по цвету друг в друга. Про такие вышивки нам часто говорят: «будто кистью вышито» (или «словно ниткой нарисовано»).

Результаты исследования.

Таким образом, согласно основным пяти характеристикам классификации наш студийный вариант «гобеленной вышивки» имеет следующие свойства:

  • Стежками заполняется все полотно ткани.
  • Направление стежков зависит от замысла и особенностей эскиза, и не зависит от переплетения нитей ткани.
  • Характер контура рисунка может быть любым. Т. е. данная вышивка позволяет вышивать любые рисунки, без структурных ограничений.
  • Выбор цветовой гаммы не ограничен.

Все вышеизложенное позволяет отнести «гобеленную» вышивку к свободным вышивкам, а именно к гладевым швам. Но как же быть с названием и так - называемым «гобеленовым» швом? Мы сравнили два названия «гобеленовый» и «гобеленная» с точки зрения правил русского языка. В словообразовательном словаре русского языка А. П. Тихонова, мы нашли доказательство существования слова «гобеленная». Таким образом, оба термина могут использоваться.

Мы считаем, что один из вариантов нашей гобеленной вышивки (а именно со строгим вертикальным или горизонтальным направлением стежков), больше похож на ручное гладкое ткачество, которое часто называют гобеленом. Т. к. «гобеленовый» шов дает пусть и мелкую, но все же «ступенчатую» границу и передать с его помощью плавность линий сложнее, чем гладью, и передача цветовых оттенков в «гобеленной» вышивке более точная, в том числе, за счет смешения разноцветных ниток. Поэтому мы предлагаем называть этот вид вышивки, столь полюбившийся нашим учащимся студии «гобеленной» гладью, а «гобеленовый» шов по своей структуре правильнее отнести к счетным вышивкам и называть «полукрест».

Определение «гобеленной» глади.

«Гобеленная» гладь представляет собой сплошное заполнение плоскости ткани, по предварительно нанесенному рисунку свободного контура, без ограничений цвета и содержания эскиза. Направление стежков идет либо вертикальное, либо горизонтальное, что определяется творческим замыслом.

Тогда как же быть с вариантом вышивки, в которой направление стежков подчиняется форме элементов? Мы предлагаем назвать этот вид вышивки «живописной» гладью («свободной», «неформальной» терминологию можно выбрать любую). И тогда:

Определение «живописной» глади.

В «живописной глади» также как и в «гобеленной» стежки заполняют всю плоскость ткани, по предварительно нанесенному рисунку, без ограничений цвета, но направление стежков подчиняется форме элементов деталей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)