Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Головные уборы в древних цивилизациях – символ знатности, богатства и власти

Мы уже говорили о том, что в древних цивилизациях, развивавшихся в южных широтах, головные уборы чаще всего и больше всего служили символом знатности, богатства, власти и т. д. Поэтому в таком были венки. Сплетённые из ветвей, листьев или цветов, они украшали головы полководцев, победителей спортивных игр, участников пиров и жертвоприношений, ораторов, жрецов, сановников.

Греки, например, встречались за пиршеством в венках из мирта, фиалки, роз и листьев серебристого тополя, ветвей плюща.

Не любой венок мог украсить любую голову. Определенными растениями в венке обозначались род занятий, общественное положение, сан. Архонт, представитель высшей выборной должности в древних Афинах, являлся к народу в миртовом венке. Храбрый воин мог рассчитывать на венок из дубовых или оливковых листьев. Победившего в играх или знаменитого актёра ждали венки из лавра, плюща, сосны, маслины и золота. Сановнику и оратору венок гарантировал неприкосновенность.

Были у древних также венки позора: на доносчиков и обманщиков надевали венки из травы, на прелюбодеев – из овечьей шерсти.

Жрецам надлежало носить венки из растений, посвящённых их богам.

Прославленного поэта увенчивали лавровым венком. Слово «лауреат» произошло от латинского laurea, обозначающего «лавровое дерево». Laureates по-латыни «увенчанный лаврами». Во времена Римской империи лавр символизировал мощь, победу и мир. Лавровый венок триумфатора жертвовался храму Юпитера на Капитолийском холме (кстати, заметим, что в Древнем Риме в отличие от Древней Греции юношам запрещалось носить венки).

Даже пленного, проданного в рабство, отличали венком; отсюда выражение sab carona venires – «продать в рабство». Обречённый на смерть отправлялся к месту казни в мученическом венке corona fidei.

Перед тем как надеть венок, голову повязывали шерстяной лентой.

Древние римляне завели строжайшую регламентацию по части награждения венками и венцами, кроме того, венок или венец не должны были оставлять никакого сомнения относительно того, за что они получены.

Тому, кто первым врывался в неприятельский лагерь или выбегал на вал вражеского укрепления, полагался золотой венок с украшением в виде палисада.

Победа в морском сражении отмечалась. Это был золотой венок с рострами (носами) кораблей. Как правило, награждали им командующего флотилией, которому удавалось уничтожать вражеские корабли. Такой венок мог получить и рядовой матрос, если ему посчастливилось первым в бою вступить на борт вражеского судна.

От Тита Ливия (59 год до н. э. – 17 год н. э. ) мы знаем о венце corona obsidionalis, которым удостаивался освободивший город (лагерь) от неприятельской осады.

Высшей наградой считался венок из дубовых листьев corona civica, им награждали за спасение соотечественника на войне. Принято было вывешивать его на дверях дома, где жил спасатель. Дарил венок спасённый, позднее он вручался от имени императора. На уцелевших фресках Помпеи есть изображение молодого воина в corone civica.

Триумфатор въезжал в Рим, увенчанный золотым венком, одетый в тунику с пальмовым узором, в расшитой тоге, с жезлом, отделанным слоновой костью.

Вообще говоря, голову триумфатора украшали одним из трёх венков. Во-первых, лавровым венком без ягод, какой венчает скульптуру Антония (83-30гг. до н. э. ), полководца, сподвижника Юлия Цезаря, погубленного, как известно, горячей привязанностью к Клеопатре. Другой венок триумфатора – тоже лавровый и золотой – не надевали на голову, а держали над победителем особые чиновники, когда тот ехал в триумфальной повязке.

И, наконец, это мог быть золотой «провинциальный» венок полководца, который, как другие подношения к триумфу, он получал из провинции Римской империи.

Малый триумф отмечался более скромным венком из мирта.

Древнеримский обычай рекомендовал вывешивать на дверях дома, где родился ребёнок, венок из лавра и петрушки. В наши дни такой обычай известен у голландцев.

Во время праздничных пиршеств головы украшали венками из цветов. Члены греческих коллегий «плясунов», посвящённые богу Марсу, проводили свои праздники в венках из бутонов роз без стеблей. Сохранился каменный барельеф, где в таком венке предстаёт императрица. И у греков и у римлян во время домашних праздников было принято надевать на шею и грудь гирлянды из цветов, о чём поведали миру Овидий и Цицерон. Такая гирлянда называлась corona longa

Античность

Античных богов или обожествлённых героев изображали в особых венцах, то есть лучистых коронах. Римские императоры не устояли перед искушением надеть на свои головы такие короны. На гемме из собрания герцогов Мальборо божественный Август изображён именно в такой короне.

По-видимому, первыми средневековыми венценосцами стали византийские императоры. Кажется, уже Юстиниан (482-565) сменил диадему (повязку с драгоценными камнями и украшениями) на систему – золотой обруч, унизанный жемчугом.

Преемники Юстиниана пошли дальше: над стеммой появился крест, а на щёки спустились две подвески из жемчуга и драгоценных камней. Стемму подложили тканью, и державный убор стал напоминать шапку.

Византия

Византийский правитель, Константин (905-959), не довольствовался одной короной: этот государь тешил своё честолюбие тем, что надевал то зелёную, то голубую, то красную, а то и белую эмалевую корону.

Обзавелись коронами дети императора и высшие духовные сановники. Обзавелась короной императрица.

С 16 века (сначала в Германии) право на короны было даровано дворянству.

Постепенно царская (или королевская) корона обрела особый статус. Ею венчали на царство. Её именем освящалась абсолютная власть, скреплялись договоры и объявлялись войны. Из-за корон, то есть из-за власти, затевались дворцовые перевороты и междоусобицы.

Драматична история короны венгерских королей, которая стала общенациональной святыней. В начале 6 века папа римский Сильвестр 2 решил отметить заслуги венгерского короля Иштвана 1, обратившего свой народ в христианство, и подарил ему корону. К концу того же века другой венгерский правитель, Гейза 2, получил в подарок от византийского императора так называемую открытую корону. Двадцать лет спустя очередному правителю пришла в голову идея соединить обе короны, обе короны, чтобы показать: власть монарха соединилась с властью, данной ему от бога. Лишь тот, кто венчался короной св. Иштвана, мог стать законным венгерским королём. Претендент на королевство, не успевший короноваться ею, пусть даже этому помешала смерть в бою, уже не значился среди венгерских королей. При короне св. Иштвана содержались штат офицеров, стража; её наделили имуществом, дворцами. Корону хранили в трёх ларцах, вставленных один в другой, - третий (самый большой) ларец был окован железом и снабжён хитроумными запорами. У дверей тайника сменяли друг друга дежурные префекты, им было поручено неусыпное наблюдение за короной. Но главная ответственность лежала на двух высших сановниках – дуумвирах короны.

За обладание короной св. Иштвана не раз затевались смертельные междоусобные побоища. И, тем не менее, монаршье обличье не помешало стать ей общенациональным символом даже для борцов за республику. Лайош Кошут, вождь венгерской революции 1848 – 1849 годов, распорядился закопать корону св. Иштвана, чтобы она не досталась австрийцам. Но нашелся изменник и выдал тайну.

Католическое духовенство тоже разделилось на коронованное и некоронованное. Папа римский является обладателем тиары, то есть митры с тремя коронами. Первая корона появилась на папской митре в 11 веке. Она стала символом власти папы. В 13 веке папа Бонифаций 8 украсил тиару второй короной, чтобы напомнить миру, что под сенью папского престола объединяется власть светская и духовная. В начале 14 века тиару окружили третьей короной и сделали её, таким образом, триединым символом первосвященника – судьи, законодателя и священнослужителя католического мира.

Титул царя официально существовал в России с 1547 по 1721 год. Первым царём был Иван Грозный, последним Петр 1, при котором был введён титул императора. Неофициально же русские императоры продолжали называться царями.

Великие князья и русские цари венчались на царство шапкой Мономаха, ставший символом самодержавия в России. По одной из дошедших до нас легенд, венец этот подарил своему внуку, киевскому князю Владимиру Мономаху, византийский император Константин Мономах.

Однако историки без доверия относятся к легенде и сходятся на том, что этот золотой филигранный остроконечный головной убор с крестом изготовлен не раньше конца 13 – начала 14 века. Но кем? И тут мнения разделяются: одни указывают на Византию, другие на арабское или арабо-египетское происхождение, третьи видят в венце признаки бухарской работы.

Шапка Мономаха всегда принадлежала старшему в роде. «Рядовые» князья довольствовались зубчатыми обручами или обручами с трилистниками.

Пристанищем корон русских царей стала Оружейная палата. Этим коронам есть, что поведать о временах давно минувших. Хотя бы о том, как Иван Грозный, устав казнить родовитых бояр и духовенство, вдруг взял да и возвёл в 1574 году на «великое княжение всея Россия» внука ордынского хана Ахмата касимовского царя Саина Булата, при крещении названного Симеоном Букбулатовичем.

В известной челобитной «великому князю всея Россия» Грозный унижённо называл себя Иваном Московцем.

По преданию, именно для Симеона Бекбулатовича изготовили царский венец – Казанскую шапку.

Правда, спустя два года Грозный спохватился и отправил Великого государя великим князем в Тверь.

Вполне удовлетворительная версия происхождения Казанской шапки, если бы не опись царского имущества, сделанная по смерти царя Федора Алексеевича (1682 год), где Казанская шапка приписывается последнему Казанскому хану Едигеру Махмету, крещенному в 1553 году также Симеоном.

Удивительной работы венец был украшен крупным рубином (лалом). Царь Михаил Федорович не удержался от соблазна и перенёс его на свой венец (1627 год), а в конце 17 века знаменитый рубин уже красуется на алмазной шапке царя Ивана Алексеевича.

Обладательницей первой русской короны, сделанной по западноевропейскому образцу, стала супруга Петра 1 – Екатерина 1, которая была объявлена императрицей и короновалась в 1724 году. На этот раз царский убор был из позолоченного серебра и украшал его замечательный рубин, купленный ещё при царе Алексее Михайловиче в Пекине послом Николаем Спафарием – учёным, дипломатом, писателем. Он возглавлял русское посольство в Пекине в 1675 – 1678 годах.

После смерти Екатерины 1 рубин из её короны оказался в короне внука Петра 1 – Петра 2.

Но на этом приключения (скорее даже злоключения) знаменитого рубина не кончились. Анна Иоанновна, заказав себе самую роскошную корону, какую знала до неё русская история, не устояла перед соблазном украсить её тем же рубином. Ту же корону возложили на Елизавету Петровну. Сто с лишним лет спустя эту корону 2понизили» в должности, назвав Польской.

Жёны русских монархов (императрицы) надевали малые (выходные) короны, которые, как правило, не наследовали. Такие короны подлежали уничтожению, а драгоценности с них раздавались по завещанию.

Екатерина 2 была полна решимости затмить великолепием всех царей и королей, русских и иноземных. Придворный ювелир Позье создал для неё нечто невиданное. На отделку новой короны пошло 58 очень крупных и 4878 небольших бриллиантов, большой рубин, 75 жемчужин; весила она около двух килограммов.

Павел 1, любивший поступать наперекор матери, став императором, заменил жемчужный наряд короны: вместо 75 жемчужин её теперь украшали 54 более крупные жемчужины.

В таком виде императорская корона России служила другим монахам России, пока революция 1917 года не сделала её музейным экспонатом.

Многовековую эволюцию прошли брачные венцы. В древности головы жениха и невесты украшали венки из живых цветов, миртовых или виноградных ветвей. Нередко это были просто головные повязки.

Православная церковь преобразила венки и повязки в образ короны, чтобы полнее выразить «величие и смысл христианского брака, где славою и честью венчаются двое в плоть едину, и в знак их непрочности и победы над страстями».

В Древней Руси молодым одевали на свадьбу в церкви обручи из луба или дерева. Такие венцы украшали иконой Знамения Божьей Матери.

С 16 века венцы уже металлические, царские – с иконами Спасителя и Богородицы. Некоторые венцы того времени имеют изображения Адама и Евы, первой брачной пары с сотворения мира.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)