Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Город Джукетау - центр развития своеобразной культуры

Последние годы приобрёл широкий размах процесс увеличения внимания к истории, как со стороны простых граждан, краеведов, так и со стороны официальных властей. Улучшается экономическая обстановка в стране, это ведёт к развитию туристического бизнеса, росту внимания к истории родного края, конкретного села и конкретного города и накоплению материалов краеведения.

Каждый сентябрь чистопольцы отмечают день рождения города, эту дату связывают с указом Екатерины Великой, даровавшим поселению статус города, но не все знают, что история этого поселения насчитывает уже тысячелетие, потому что на западной окраине нашего города находятся археологические остатки городища Джукетау - столицы одного из княжеств Волжской Булгарии. По нашему мнению, нужно больше популяризировать знания об истории нашего края и, в частности, об истории Джукетау - города, стоявшего в одном ряду с такими городами, как Булгар, Биляр и Сувар, и игравшего видную роль в истории средневекового восточноевропейского государства.

В данной статье мы представляем материал по изучению и определению значимости княжества Джукетау в истории Волжской Булгарии - средневекового государства Восточной Европы, а также историю складывания населения княжества, как центра формирования своеобразной культуры.

В даннной статье были использованы монографии учёных - специалистов по истории Волжской Булгарии, материалы археологических исследований, проводившихся во второй половине XX века на территории городища Джукетау и керамические материалы (находки из экспедиций), имеющиеся в нашем распоряжении.

Представленная вашему вниманию работа открывает новую страницу в истории княжества Джукетау. Исследования дали возможность проследить истоки и развитие своеобразного культурного компонента Джукетау – керамики.

История исследования Джукетау

Изучением истории и археологии Джукетау краеведы занимаются с XIX века. Они сумели сопоставить "татарский город Жукотин", отражённый в дошедших до нас русских летописях и имеющиеся археологические остатки, размещавшиеся к западу от города Чистополя, и впервые выявленные и отмеченные А. И. Артемьевым. Существенный вклад в исследование Джукетау внес П. А. Пономарёв, Исследованиями истории города также занимались М. Д. Мец, К. С. Милькович, Н. А. Толмачёв, А. С. Башкиров, Н. Ф Калинин и другие.

Неоднократно обнаруживались клады золотых вещей, крестьянами, проживавшими на территории исторического памятника, относящиеся к золотоордынскому и дозолотоордынскому периодам, но эти случайные находки не были исследованы учёными. На протяжении второй половины XIX первой половины XX века на территории города Джукетау раскопки проводились неоднократно, но первые научные раскопки связаны с именем известного археолога-булгароведа Т. А. Хлебниковой. В 1970-1972 годах ею был изучен ряд жилых и хозяйственных объектов, собран богатый вещевой материал, что позволило охарактеризовать основные этапы жизни города от его возникновения до гибели. Городище в основном дало домонгольские материалы, которые, нужно подчеркнуть, были получены практически впервые.

В 1990 году при активном участии Т. А. Хлебниковой исследования памятника возобновил Ф. Ш. Хузин и продолжил Н. Г. Набиуллин, ими были сделаны важные открытия по датировке городища и прилегающих посадов. В качестве датирующих вещей были указаны "находка железного наконечника стрелы, и. некоторые формы глиняной посуды". Таким образом, городище было датировано временем со второй половины X - начала XI по XIV века включительно.

Существенный вклад в устранение белых пятен истории Джукетау внёс Н. Г. Набиуллин - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани, специалист по археологии Волжской Булгарии. Им были получены следующие археологические материалы: следы крупных ремесленных производств, торговый инструментарий, монеты, богатые клады, "городские" украшения, предметы весьма далёкого импорта и инокультурные предметы (например, нательные кресты). Это позволило сделать выводы о том, что Джукетау имел значительный экономический потенциал в домонгольское время. Город получил меньшие масштабы разрушения в ходе монголо-татарского нашествия 1236 года и стал одним из крупных городских центров Булгарского государства в золотоордынское время.

История Волжской Булгарии

Истоки народа, проживавшего на территории Волжской Булгарии, мы связываем с древними болгарами. Этническое имя болгар появилось на европейской арене вместе с гуннами, что позволяет говорить об их восточном происхождении. Болгары составляли крупный этнический массив, организованный в союзы племен, о чем свидетельствует факт сохранения имени «болгары» многими племенами и после распада единой общности. На востоке болгары четко не зафиксированы ни по данным письменных источников, ни в современной этнонимике или фольклоре. Археологические источники также дают пока весьма отрывочные данные о всей древней истории болгар, но все же можно определить довольно стройную линию исторического процесса и выделить основные этапы.

Протоболгарский этап (с древнейших времен до I-III вв. н. э. )

Место формирования протоболгар следует искать на юго-востоке Западной Сибири, в бассейне верхнего Иртыша. На это указывают некоторые археологические параллели, проводимые в сравнении керамики волжских булгар и керамики из сибирских захоронений. В ранне-болгарских могильниках встречаются кувшины грушевидной формы с усеченным основанием, хорошо представленные в болгарских средневолжских памятниках.

Праболгарский этап (IV-VI вв. )

С вторжением в казахстанские степи орд гуннов протоболгары оказались втянутыми в их конфедерацию и вместе с западными гуннами появились в конце IV в. в Европе. Прежняя общность была разрушена, отдельные части её оказались заброшенными на Балканы, в Подунавье, но большинство осело в Приазовье. Для данного этапа этнического развития характерны частые передвижения отдельных групп, смена контактов, переоформление племенных объединений.

Болгарский этап (VII в. )

Во второй половине IV - начале VII в. первый тюркский каганат распространил свою власть на запад вплоть до Приазовья, подчинив отдельные племена праболгар и хазар. После распада каганата на его западной периферии возникает два новых государственных образования - Хазария в Прикаспии и Великая Болгария в Приазовье. Великая Болгария существовала недолго, но оказала огромное воздействие на этническое самосознание населения, входившего в его состав, так как и после распада Великой Болгарии большинство населения, вышедшего из нее, продолжало называть себя болгарами.

Постболгарский этап (после VII в. )

Это время, когда начинается самостоятельная история отдельных средневековых народов болгарского происхождения, расселившихся на новых территориях и формировавшихся в результате слияния с новыми этническими группами. Сам факт расселения болгар достаточно хорошо зафиксирован письменными источниками, а также сходством археологических материалов, обнаруженных на новых территориях (Среднее Поволжье, Подонье, Северный Кавказ). Социально-экономическое развитие этого периода характеризуется процессом становления государственной организации у волжско-болгарского народа в VII-XIII вв. Болгарские племена на Средней Волге оказались в окружении этнически близкого древнетюркского населения, которое пришло сюда из Западной Сибири еще в начале VI в. Болгары заняли территорию по Волге до впадения в нее реки Камы, вытеснив отсюда местные племена именьковской культуры. В начале X в. наряду с Биляром - Великим городом, здесь возникают и другие центры, например Сувар, Джукетау. Археологические памятники этого периода позволяют проследить интересное явление - включение в состав волжского населения не только местных тюркских групп, но и отдельных финно-угорских групп, а также населения, пришедшего с Урала. В результате культурного взаимодействия пришлых болгарских групп с урало-прикамскими, проживавшими в Среднем Поволжье, в рамках первого государственного образования происходило формирование нового этноса. Следы такого взаимодействия хорошо прослеживаются на массовом керамическом материале.

На рубеже IХ -X вв. Волжская Булгария - это развитое в экономическом и политическом отношении государство. Оно сыграло огромную роль в истории народов Поволжья и Приуралья, а её население заложило основу формирования тюрко-язычных народов Поволжья и прежде всего татарского народа. История Волжской Булгарии подразделяется натри периода; 1) раннебулгарский (VIII-X вв. ); 2) домонгольский (Х-1236-1240 гг. ); 3) золотоордынский (середина XIII в - конец XIV в )

Наивысшим временем расцвета и полной самостоятельности страны был домонгольский период. В это время сформировались и получили широкое развитие все основные элементы булгарской экономики, культуры и социально-политического строя, определились границы территории страны, завершилась консолидация общебулгарской народности.

У Татищева говорится, что в 1236 году" пришли татаре на великих болгар; всю землю их попленили, Град Великий и Жукотин по жестоких боях взяв. и все земли их обладали".

В начале 1243 года была образована Золотая Орда (она же Улус Джучи). Её основал Бату-хан, талантливый сын Джучи-хана, который был первенцем Чингиз-хана. Вначале Золотая Орда была частью Монгольской империи, но вскоре приобрела самостоятельность. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды наряду с соседними государствами, княжествами и городами. Многие булгарские города и села были разграблены и сожжены. Восстанавливались города под присмотром монголов и им было запрещено иметь укрепления. В период отсутствия своих городов золотоордынские правители пользовались старыми центрами завоёванных земель.

Конец 80-х годов X IV в. - период мировых завоеваний Тамерлана - явился началом конца Улуса Джучи. Одновременно со смутами в Сарае - столице Золотой Орды - участились набеги на бывшие булгарские земли со стороны русских ушкуйников из Новгорода на Волге, которые, если верить летописям, в 1360, 1366, 1374, 1371 годах грабили Булгар, Жукотин и другие города по Каме и Волге, получали выкупы. уводили людей в плен.

С распада Золотой Орды берёт начало новая страница в истории нашего края - время существования Казанского ханства.

История города Джукетау

"Джукетау" в переводе с татарского означает "Липовая Гора". Город Джукетау - городище - расположено на правом берегу речки Килёвки (по писцовым книгам 1648 года речка эта называлась Жукоть) на почти горизонтальной площади, «которая обрывается к займищу и речке крутым десятисаженным скатом и образует нечто вроде горного мыса с обширным видом на Каму и Чистополь».

Прежде городище являло все признаки сильно укрепленного пункта, но потом площадь его стала распахиваться и грандиозность его исчезла. Ранее городище было защищено тремя валами и двумя рвами, образующими слегка выгнутую линию. Городище было окружено двумя посадами - западным и восточным. Общая площадь городища и обоих посадов была равна примерно 15 га. В золотоордынское время город рос путём расширения к югу и юго-западу территории бывшего западного посада и к времени своего расцвета достигал 150 га. Эта местность могла представлять для промышленного болгарского населения достаточные удобства: черноземные поля для земледельцев, многоводную реку для торговых сношений, малодоступные береговые кручи для защиты. Кроме этого, леса в окрестностях доставляли пушнину, являвшуюся ценным товаром в болгарской торговле.

Город Джукетау перечисляется в составе основных булгаро-татарских городов. Это исторически известный город, неоднократно упоминающийся в древнерусских летописях и указанный на западноевропейских картах XIV в. В Волжской Булгарии Джукетау выполнял роль восточных ворот. Вероятнее всего, городище возникло как феодальный замок или военная крепость. Контроль над близлежащими переправами через Каму имел стратегическое значение. Уже в домонгольское время город являлся значительным культурным и экономическим центром Нижнего Прикамья.

Выход Джукетау на политическую арену истории Волжской Булгарии начался, возможно, ещё в домонгольский период и был связан с созреванием условий для возникновения "удельного княжества" и со столкновениями с русскими, которые с конца XII - начала XIII вв. начали всё активнее проникать вверх по Каме на Вятку. Борьба шла, очевидно, за рынок пушнины - как в домонгольское, так и в золотоордынское время. Столкновения эти связаны со стремлением одних укрепиться на Каме, других - препятствовать этому.

Джукетау - один из немногих закамских городов Булгарии, выживших после 1236 года. Значительный экономический потенциал в домонгольское время, меньшие масштабы погрома города монголами, почти полное отсутствие ближайших крупных городов-конкурентов привели к расцвету города в золотоордынское время. Нужно отметить, что в золотоордынское время Джукетау был одним из крупных городских, в том числе ремесленных центров на булгарской территории, имел большие территории в сфере экономического и политического контроля. Джукетау был одним из значительных центров камского торгового пути и был известен в международном масштабе.

На рубеже ХIII-XIV вв. на территории бывшей Булгарии выделяется округа с центром в Джукетау.

Внутренние раздоры и смута в Золотой Орде внушали опасность междоусобных войн и привели к изменениям в маршрутах торговых путей, перераспределению рынков и массовому переселению жителей княжества Джукетау из Прикамья в более северные районы бывших булгарских земель.

Богатство владетелей города Джукетау привлекало внимание ушкуйников, которые солидно наживались от грабежей, произведённых в этом городе. Походы новгородских ушкуйников и русских князей на средне-волжские города как замечательные события отражены в летописях. Последний набег на Джукетау значится в русских летописях под 1409 годом. Всё это привело к постепенному запустению и угасанию некогда большого города.

Но слава о жукотинских мастерах еще долго сохранялась среди жителей нового Казанского ханства, которое возникло севернее, в Предкамье, и вобрало в себя население и нашего Джукетау, бежавшего в леса и новые торговые центры от монгольских отрядов и набегов ушкуйников.

Особенности керамики Волжской Булгарии

В экономике Волжской Булгарии чрезвычайно важную роль играло городское ремесло. Его продукция шла не только на внутренний рынок, но и вывозилась в другие страны.

Ведущими отраслями ремесла была чёрная металлургия и металлообработка. Успешно развивалась и цветная металлургия. Булгарские бронзолитейщики и медники выпускали в основном разнообразную посуду - кувшины, чаши, блюда, кумганы, светильники, тазы и подносы, чаши от весов и др.

Совершенством отличалось у булгар ювелирное ремесло. Булгарские профессионалы-мастера знали сложнейшие приемы обработки драгоценных металлов. Великолепными образцами ювелирного искусства у булгар являлись золотые височные подвески, перстни и браслеты, серьги и нагрудные украшения.

Высокого уровня развития достигли такие традиционные ремесла, как косторезное и кожевенное дело. Во многих странах Запада и Востока чрезвычайно высоко ценился особый сорт тонко обработанной кожи, называемой "булгари".

К числу основных производств Волжской Булгарии относилось гончарное ремесло. Болгарские гончары делали столь совершенные сосуды, что они пользовались спросом на обширных территориях Восточной Европы. Эти мастера по уровню профессионализма стояли несравнимо выше своих соседей.

Керамика является одним из важнейших предметов исследований, на основе данных о керамике составляются материалы о развитии целых государств.

После первых археологических исследований на территории Волжской Булгарии было выделено три группы керамики, бытовавшие, по мнению исследователей, уже в начале X в. ; 1) лепная округлодонная посуда с примесью толченой раковины - так называемая керамика прикамско-приуральского типа; 2) горшковидная посуда с отогнутым краем горла, венчик которого украшен насечками, а тулово - многорядными горизонтальными линиями в сочетании с волной - керамика салтового-маяцкого типа; 3) горшковидная посуда со слабо прошлифованным горлом, венчик которого орнаментирован насечками, защипами или пальчатыми вдавлениями - керамика пальцинского типа. Все перечисленные типы керамики присутствуют в керамических остатках Джукетау.

Наиболее обширная классификация булгарской керамики была проведена Т. А. Хлебниковой. В этой классификации сосуды выделяются по общим очертаниям форм: горшковидные, баночные, мискообразные, кувшинообразные, блюдообразные, котловидные.

Позднее той же Т. А. Хлебниковой было выделено двадцать групп керамики Волжской Булгарии.

Знаки на керамике Волжской Булгарии - клейма и граффити - являются важным источником для изучения социально-экономической и этнической истории этого государства. О назначении этих знаков существует несколько точек зрения: 1) знаки собственности гончаров - марки; 2) семейно-родовые знаки гончаров; 3) родовые знаки - тамги. Некоторые рассматривают их как родовые знаки покупателей.

По материалам этнографии известно, что тамги сохраняются у казанских татар вплоть до начала XX в. Одной корневой тамгой пользовались родственные семьи, имевшие архаичные названия.

Наиболее многочисленная группа знаков - клейма в виде кириллической буквы "А". Знак этот в домонгольское время является наиболее распространённым в Биляре (Великом городе, столице Волжской Булгарии), а в ранне-золотоордынское время - на керамике Урматского селища. Несколько экземпляров найдено в Булгаре. По общей форме выделено 9 видов клейм, а внутри них по деталям - 37 типов.

Разнообразие А-образных клейм присуще керамике Биляра уже в X в. и особенно в X I в. Каганский тюркский род Ашинов связан с племенем чинос и своим происхождением, согласно легенде, обязан волчице. В тюркоязычной среде сказания о царственном Белом Волке встречаются в фольклоре различных племён и народов: гуннов, алтайцев, хакасов, огузов. булгар, половцев, башкир и татар. Л. Н. Гумилёв приводит следующий перевод с монгольского имени Ашина: "шоно-чино" - волк, "А" - префикс уважения в китайском языке; что вместе означает "благородный волк".

Таким образом, знак "А" воспринимался булгарами как знак предка -тотема, знак правящего рода. В ходе экспедиций на территорию историко-археологического заповедника «Джукетау», нами были обнаружены остатки керамики с клеймом на дне сосуда в виде кириллической буквы "А".

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Знак "А" являлся тамгой правящего в Волжской Булгарии княжеского рода и основной группы булгарского населения, а, значит, возможно на территории жукотинского княжества проживали наследники, или представители этого рода.

2. Сходство состава знаков группы "А" в домонгольский и золотоордын- ский периоды свидетельствуют о династической и этнической преемственности населения, т. е. население княжества формировалось из местного – финоугорского, уральского и булгарского – пришлого, но ставшего главенствующим.

3. Размещение гончарных мастерских с тамгой "А" в политических центрах - свидетельство принадлежности их государству тюркских народов, в число которых вошла и Волжская Булгария.

4. Разнообразие типов клейма "А" связано, с одной стороны, с разветвленностью как правящего рода, состоявшего из отдельных колен и семей, так и основной группы булгарского населения, а с другой - объясняется, вероятно, существованием работы на заказ в государственных мастерских, по этому, возможно, на территории Джукетау размещалась мастерская по изготовлению государственных заказов на керамику.

5. Своеобразный культурный компонент Джукетау - керамика

Керамика - один из самых ярких и чутких признаков археологических культур. На её основе выделены археологические культуры, этапы развития. Волжско-булгарская керамика - своеобразный маркер культуры волжских булгар. При большом сходстве в керамических комплексах булгарских памятников в каждом из них имеется большее или меньшее своеобразие. Своеобразие керамики проявляется: в форме, технике формовки, составе теста, обработке поверхности, особенностях обжига, оформлении, присутствии (отсутствии) тех или иных групп (типов) керамики.

Основными особенностями керамических комплексов являются этнокультурные особенности; особенности, связанные с действием ремесленных центров; особенности, связанные с природно-географическими условиями.

Одной из характерных черт керамических комплексов многих булгарских памятников Нижнего Прикамья является наличие и заметное количество керамики "типа Джукетау" (по классификации Т. А. Хлебниковой): округлодонной посуды чашевидных и горшковидных форм с примесью хорошо заметного песка в тесте, украшенной многорядной резной волной по плечику, выделенная в XIII группу. Она получила свое название по локализации ее в районе городища Джукетау. Вопрос об истоках керамики "типа Джукетау" плохо изучен.

Керамика "типа Джукетау" появилась в первой половине домонгольского периода, т. е. она основывалась на культурных традициях населения княжества, которое формировалось в результате слияния местного населения и пришлого – тюркско-булгарского. Во время экспедиций на Джукетау нами были обнаружены керамические фрагменты в виде лепных одноручных кувшинов или кашинной посуды. Высота этих массивных толстостенных сосудов около 20 см, цвет серо-коричневый и серо-чёрный. Поверхность гладкая, лощёная или неровная, бугристая. Тулово сосудов шаровидное, бомбовидное или приземистое, как бы срезанное снизу. Дно уплощённое, округлое или плоское. Горловины, как правило, высокие. В тесто сосудов примешивалась толчёная раковина, органические остатки. Сосуды украшены горизонтальным рисунком в виде оттиска верёвочки, резной волной и насечками. Найденные черепки являются образцами керамики урало-прикамской культуры, что свидетельствует о том, что булгары воспринимали культуру урало-прикамского этноса. В результате такого слияния формировалась новая культура, которая наиболее ярко проявляется в керамике XIII группы.

Во второй половине домонгольского периода при уменьшении количества керамики других традиционных групп, керамика "типа Джукетау" здесь остаётся единственно количественно значимой (она составляет в среднем более половины от общего количества керамики, по отчетам археологических экспедиций).

В золотоордынское время ещё более увеличивается количество посуды, имеющей переходный характер - общеболгарской посуды с традиционными элементами керамики "типа Джукетау" или керамики "типа Джукетау", выполненной в подражание общеболгарской. Такие сведения дают основание предположить, что на местную культуру оказывает влияние общебулгарская, пришедшая вместе с населением Булгара и Биляра в период монгольского нашествия, нашедшего новое место жительства в благодатных землях княжества Джукетау.

По мнению исследователей, отдельные признаки, характерные для керамики "типа Джукетау", прослежены в некоторых группах керамики в эпоху Казанского ханства, что свидетельствует о переселении населения Джукетау, в период распада Золотой Орды, в более «спокойные» территории Поволжья и Прикамья.

Закономерность распространения керамики "типа Джукетау", выявленная Т. А. Хлебниковой по предварительному картографированию, довольно строгая: получен один центр локализации керамики, с удалением от которого её количество уменьшается. Топография керамики "типа Джукетау" гораздо шире - она не только занимает значительное место в округе Джукетау, но встречается и в удалённых от него памятниках. Керамика "типа Джукетау", сохраняя свои черты, на других памятниках обнаруживает определённые отличия от посуды, бытовавшей в районе Джукетау. Например, в Биляре своеобразие её проявляется в обработке поверхности сосудов, отсутствии округлодонности, в значительном разнообразии по форме.

Подражание «керамике XIII группы» говорит о широких связях населения княжества с соседними городами государства и о популярности изделий жукотинских мастеров, их влиянии на общебулгарскую культуру.

Специфика керамических комплексов - одна из особенностей культуры волжских булгар. Изучение этих особенностей позволит решать вопросы этнокультурного состава, миграции населения Волжской Булгарии.

Из всего сказанного делаем выводы: На территории Джукетау формировался центр развития своеобразной культуры, наиболее ярким проявлением которой являлась керамика, которая была выделена в отдельную группу (по Т. А. Хлебниковой XIII - "типа Джукетау"). Она отличалась от общебулгарской :по составу теста - с примесью крупного песка и толченого ракушечника; сосуды были низкими; с широкой верхней частью; округлым туловом; круглодонные (реже плоскодонные); с характерным только для этой группы рисунком в виде многорядной наклонной волны, точек или гребенчатого узора; цвет керамики серый или светло-коричневый. Этот вид керамики встречается по всей территории Волжской Булгарии, но локализуется в Джукетау.

Княжество Джукетау имело своеобразную культуру, которая формировалась на основе слияния культур народов, проживавших на его территории. Исследование керамики "типа Джукетау" позволяет предположить, что процесс развития керамики шёл в связи и в зависимости от исторического развития населения.

Обнаруженные образцы керамики с клеймом булгарских ханов дают основание предположить, что в Джукетау проживали представители правящего в Волжской Булгарии княжеского рода, или изготавливалась посуда по заказу элитных слоев населения. Через это княжество проходили миграционные пути при движении булгар в северные территории после монгольского завоевания, а найденные на территории Казани остатки керамики «типа Джукетау» свидетельствуют о том, что в состав населения Казанского ханства вошли и переселившиеся жукотинцы с их мастерством и культурой.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)